Государственное регулирование рынка образовательных услуг ( на примере г. Санкт - Петербург)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 40 40 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 23.01.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Теоретические основы функционирования образовательных услуг 5
1.1. Основные тенденции развития сферы высшего образования современной России 5
1.2. Особенности рынка образовательных услуг в РФ 10
2. Практика функционирования рынка образовательных услуг в Санкт-Петербурге 14
2.1. Цель, задачи, инструменты государственного регулирования рынка образовательных услуг 14
2.2. Особенности регионального рынка образовательных услуг на примере г. Санкт-Петербург 26
2.3. Субъекты, цели, задачи инструменты регулирования регионального рынка образовательных услуг (на примере г. Санкт- Петербург) 33
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложения 41


Фрагмент для ознакомления

Ограничимся выше приведенными классификациями создаваемой и передаваемой вузами информации дляпотребителейобразовательныхуслуг и вспомогательных субъектов рынка.Все выделяемые выше виды вспомогательных субъектов рынкаобразовательныхуслугвысшегообразования в наибольшей мере обращаются к информации короткого срока пользования о функционировании производителей образовательных услуг, однако часто их деятельность не служит интересам потребителей и носит формальный характер.В условиях современной массовизации и коммерциализации национальных образовательных систем, на наш взгляд, индивидуальные интересы потребителей должны иметь наибольшее значение для учебных заведений, несмотря на высокую социальную значимость производимых ими научно-образовательных продуктов для общества в целом. Подчеркнем значение той информации на рынке образовательных услуг, пользуясь которой, потребитель может сделать более рациональный выбор с точки зрения максимизации полезности потребления образовательных благ. Многие исследователи рыночных отношений в высшем образовании указывают на “несовершенство (провал) рынка” относительно предоставления потребителям информации для принятия решения в момент выбора тех или иных образовательных альтернатив.Анализ конкурентных отношений в сфере ВПО позволяет сделать вывод, что на рынке образовательных услуг Санкт- Петербурга проявляется монополистический тип конкуренции. Можно выделить следующие причины такой ситуации:1.На рынке наблюдается множество продавцов и покупателей. В Санкт-Петербурге более 60 только государственных и более 35 негосударственных вузов (в том числе филиалов). Количество выпускников школ Санкт-Петербурга за 2012-2014 гг. в среднем составляет 24 тыс. человек.2.Участники рынка оказывают дифференцированные услуги.Это определяется особенностями предоставляемых ВПО образовательных услуг:•наличием целой совокупности реализуемых учреждением ВПО образовательных программ (объективный аспект);•непостоянством качества образовательной услуги, обусловленного неотделимостью от производителя услуги, прежде всего преподавателя (субъективный аспект).Важнейшим фактором конкурентных отношений на рынке образовательных услуг является спрос на эти услуги. Анализируя количество поданных заявлений на бюджетные и платные места образовательных учреждений ВПО, можно выявить характеристику предпочтений и спроса абитуриентов на их услуги (Прил. 1). В соответствии с данными таблицы государственные вузы Санкт-Петербурга условно можно разделить на несколько групп:•с высоким уровнем предпочтений абитуриентов: 5-13%;•со средним уровнем предпочтений абитуриентов: 1-5%;•с низким уровнем предпочтений абитуриентов: 0,003-0,9%.Притом только три вуза — Санкт- Петербургский государственный университет, НИУ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и Санкт-Петербургский государственный экономический университет — входят в первую группу по обоим критериям: по количеству поданных заявлений на места, финансируемые из федерального бюджета, и на места с полной компенсацией затрат. Это может означать, что эти вузы либо успешно конкурируют за все необходимые ресурсы (государственный заказ и большее количество студентов, обучающихся на платной основе), либо направления подготовки, предлагаемые ими, на данный момент более востребованы в обществе (об этом подробнее ниже). В свою очередь, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна имеет высокий уровень предпочтений для абитуриентов, готовых оплатить обучение (11,1%) и средний уровень, близкий к низкому, — для абитуриентов, рассматривающих обучение за счет федерального бюджета (1,1%).Конкурс на одно бюджетное место можно трактовать как один из показателей конкурентоспособности субъектов конкурентных отношений на рынке образовательных услуг (табл. 2).Таблица 2 – Рейтинг вузов Санкт-Петербурга по конкурсу на одно бюджетное место№Наименование высшего учебного заведенияКонкурс 2013 г.1.Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ40,72.СПб государственный экономический университет33,13.СПб государственный университет сервиса и экономики30,74.СПб торгово-экономический институт26,15.Северо-Западный филиал Российской правовой академии министерства юстиции РФ23,96.СПб государственный педиатрический медицинский университет20,27.Российская академия правосудия19,88.СПб гуманитарный университет профсоюзов18,39.СПб государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова17,310.СПб государственная академия театрального искусства17,011.СПб государственная химико-фармацевтическая академия16,012.СПб государственный университет аэрокосмического приборостроения15,113.СПб государственный университет14,814.СПб им. В. Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии13,315.НИУ — Высшая школа экономики11,916.Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова11,417.НИУ СПб государственный политехнический университет11,418.Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена11,219.Петербургский государственный университет путей сообщения11,020.Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»11,021.СПб государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)10,922.СПб государственный технологический институт (технический университет)10,323.СПб государственный аграрный университет10,224.СПбНИУ информационных технологий, механики и оптики9,825.СПб государственный университет кино и телевидения8,826.Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова8,827.СПб государственный архитектурно-строительный университет8,428.СПб государственный университет культуры и искусств8,129.Государственная полярная академия8,1Согласно данным таблицы, самыми высокими показателями конкурса на одно бюджетное место являются вузы, которые специализируются на направлениях подготовки, связанных с менеджментом, экономикой или юриспруденцией, то есть можно предположить, что именно эти направления являются наиболее востребованными абитуриентами на данный момент. Таким образом, высшие учебные заведения Санкт-Петербурга предпринимают действия, чтобы предлагать абитуриентам не только профильные программы подготовки (технические, педагогические, творческие и т. д.), но и востребованные гуманитарные направления, чтобы привлечь абитуриентов, готовых обучаться по договору. Усилению конкуренции за государственный заказ способствовало также то, что теперь негосударственные образовательные учреждения наряду с государственными могут участвовать в конкурсе на получение бюджетных мест. Таким образом, на рынке образовательных услуг Санкт-Петербурга проявляется монополистический тип конкуренции, поскольку существует множество реализуемых учреждением ВПО образовательных программ, а качество образовательной услуги является непостоянным. На данном рынке усиливается конкуренция в связи с ростом количества конкурентов в Санкт- Петербурге и с формированием единого мирового образовательного пространства, с возможностью участия негосударственных вузов в конкурсе за количество бюджетных мест (конкуренция за бюджетное финансирование) и с конкуренцией за большее количество студентов, обучающихся по договору (предлагают востребованные гуманитарные направления подготовки «Менеджмент» и «Экономика» 30 и 27 государственных вузов соответственно). 2.3. Субъекты, цели, задачи инструменты регулирования регионального рынка образовательных услуг (на примере г. Санкт- Петербург)Комитет по образованию осуществляет действие на  основании  Положения о Комитете по образованию, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 №225.Основные задачи Комитета:Осуществление в Санкт-Петербурге федеральной и региональной политики в области дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования.Разработка и обеспечение реализации мер по осуществлению государственной политики и осуществления государственного управления в сфере образования, а также координации деятельности в этой сфере исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.Осуществление информационного обеспечения образовательных учреждений в пределах своей компетенции.Обеспечение в рамках своей компетенции нормативного правового регулирования отношений в области образования, научной деятельности в системе образования и аттестации научных и научно-педагогических кадров.Формирование сети государственных образовательных учреждений, подведомственных Комитету, с учетом потребностей жителей Санкт-Петербурга в образовательных услугах.Иные задачи в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.Структура Комитета по образованию:Управление по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования     -    Отдел государственной аккредитации образовательной деятельности     -    Отдел лицензирования образовательной деятельности     -    Отдел государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере образования     -    Отдел государственного контроля качества образованияОтдел государственной службы,кадров и организационной работы      -    Сектор по вопросам государственной службы и кадров      -    Сектор по организационной работеЮридический отделОтдел развития образованияОтдел аттестации и повышения квалификации педагогических кадровОтдел общего образованияОтдел воспитательной работы и дополнительного образованияОтдел по организации отдыха и оздоровления детей и молодежиОтдел профессионального образованияПланово-финансовый отделОтдел закупокОтдел бухгалтерского учета и отчетностиОтдел организации инженерно - технического обеспечения образовательных учрежденийГосударственные учреждения, находящиеся в ведении Комитета по образованиюЗаключениеПо результатам исследования сделаны следующие выводы.1.Основы государственной политики на рынке образовательных услуг.Экономические институты образования представляют собой нормы и правила поведения участников образовательной системы (учеников и их родителей, педагогов и администрации учебных заведений, работодателей и спонсоров, чиновников государственного управления образованием) в сочетании с механизмами контроля за их соблюдением, и санкциями к их нарушителям.2.Методы государственногорегулированиярынкаобразовательныхуслуг РФ.К базовым функциям государственного регулирования образовательной деятельности, которые не могут выполняться с помощью рыночных рычагов, можно отнести:-формулировка стратегических и тактических целей и приоритетов;-соблюдение социальных ценностей;-создание правовых основ функционирования рынкаобразовательных услуг;-обеспечение высокого качества образовательных услуг.Субъектами государственногорегулированиявысшегообразования является Правительство РФ, органы исполнительной власти, имеющие в своем подчинении вузы, органы местного и общественного самоуправления.Объектами государственногорегулированиявсфереобразования выступают социально-экономические процессы обучения и воспитания молодежи, правила осуществления образовательной деятельности, условия принятия решений субъектамирынкаобразовательныхуслуг.Государстводолжно обеспечить выполнение высшим образованием стратегической функции - формирование интеллектуального капитала нации, а экономические механизмы в этой сфере, должны опираться на стабильное и прогрессивное законодательство и минимально быть объектом государственного воздействия.3.Опыт регионов.Перваяпроблема - массовизация высшегообразования. Положительнаядинамикачисленностиобучающихсявсистемевысшегообразования обеспечивается вомногомснижениемподобныхпоказателейвсистемах начального и среднего профессионального образования.Втораяпроблема - сосредоточениевузоввцентральныхрегионахстраны.Третья проблема - снижениеуровня востребованности нарынкетрудавыпускниковвузов. Четвертая проблемасвязанасобеспечениемкачестваобразования.Рынок образовательных услуг можно рассматривать как интеллектуальное пространство, гдеспросстудентови их родителей («покупателей») навысшееобразованиеудовлетворяетсявузами («продавцами»), которые предлагают им учебные места.В регулировании рынкаобразовательныхуслуг роль государства заключается в выполнении трех основных функций:-органа государственной власти, регулирующего систему образования в целом;-учредителя или собственника разных уровней и составляющих образовательной системы;-совокупности территориальных образований, ответственных за сохранность местных образовательных систем.Список использованных источниковКонцепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».Указ Президента РФ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».Бондаренко В.В., Танина М.А., Юдина В.А., Малашкина В.А. Совершенствование управления филиалом вуза с целью повышения конкурентоспособности региональной сети образовательных систем высшего образования//Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. № 1 (13). С. 27-34. Вертакова Ю.В. Сводный индекс состояния экономики региона в системе индикаторов устойчивого развития Экономика и управление / Вертакова Ю.В. //Российский научный журнал. СПб., № 11(73). 2011. С. 72-78.Ворожбит О.Ю., Юрченко Н.А. Маркетинговые подходы к продвижению образовательных услуг вузов на внешний рынок//Фундаментальные исследования. 2015. № 2-13. С. 2880-2884. Гетьман О.О. Формирование трудового потенциала как направление обеспечения экономической безопасности//Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2015. № 26-1. с. 7-15. Дондокова Е.Б., Балданов В.Д. Рынок образовательных услуг на мезоуровне: информационный аспект//Вестник ИрГСХА. 2015. № 66. С. 140-146. Ершова И.Г. Организационно-экономические механизмы государственно-частного партнерства в образовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2013. № 11. С. 56-64.Ершова И.Г. Оценка эффективности государственного регулирования рынка образовательных услуг [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: http:// www.science-education.ru/109-9514.Ершова И.Г. Рынок образовательных услуг: перспективы развития в экономике знаний: монография / Санкт- Петербургский государственный университет кино и телевидения; Юго-Зап. гос. ун-т. СПб.: Изд-во «Копи-Р Групп», 2013. 280 с.Ершова И.Г., Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Моделирование спроса и предложения специалистов на рынке образовательных услуг: монография. СПб.: Лема, 2013. 208 с.Жандарова Л.Ф. динамика развития рынка платных образовательных услуг высшего профессионального образования в республике Татарстан//Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 216-220. Жандарова Л.Ф. Региональная специфика процесса формирования и развития рынка платных образовательных услуг высшего профессионального образования в республике Татарстан//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 7-4. С. 64-67. Жандарова Л.Ф. Специфика платных образовательных услуг как экономической категории в условиях рынка//Научное обозрение. 2015. № 14. С. 277-279. Зайцева И.А. К вопросу о выборе модели российского вуза//Инновации в образовании. 2015. № 3. С. 41-56. Иголкин И.С., Шаталов М.А. Совершенствование механизма интеграции образовательных структур в условиях развития регионального рынка ВПО//ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2015. № 2. С. 25-29. Исачкова Л.Н., Леошко В.П. Исследование экономических и финансовых показателей реализации стратегии вуза на региональном рынке образовательных услуг (на примере Краснодарского кооперативного института)//Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-2 (58-2). С. 218-224. Канина Н.П. Предложения по внедрению комплексного подхода к оцениванию компетенций / Н.П. Канина // Alma mater. 2014. № 1. С. 65-69.Ковалевский В.А., Кирко В.И. Стратегические основы современной экономической модели регионального университета//Экономический журнал-XXI. 2015. Т. 1. № 1-2. С. 24-27. Королева А.М. Анализ конкурентного положения вуза на региональном рынке образовательных услуг//Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58-1). С. 1124-1129. Лимарева Ю.А., Кучмий Т.И. Стратегический анализ регионального рынка образовательных услуг Южноуральского региона (на примере г. Магнитогорска)//Управленческий учет. 2015. № 5. С. 53-60. Логинова В.А., Мурашова Е.В. Оценка региональных особенностей учреждений ВПО ДФО на рынке образовательных услуг//Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 5. № 4. С. 1125-1131. Мушкетова Н.С. Стратегическая маркетинговая адаптация российских вузов в динамичной среде//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 27 (312). С. 12-22. Никулина Ю.Н. Формирование региональной политики социального партнерства в области подготовки конкурентоспособных специалистов//Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 9. С. 1173-1190. Олешкевич Е.Н. Формирование рынка образовательных услуг и его регулирование / Е.Н. Олешкевич // Весн. Беларус. дзярж. экан. ун-та. 2009. № 2. С. 11-16.Панько Ю.В., Донская Е.Н. Необходимость структурной перестройки институтов современной образовательной системы в условиях конкурентной среды//Перспективы науки. 2014. № 12 (63). С. 186-190. Питухин Е.А., Кекконен А.Л., Сигова С.В. Прозрачная информационная среда как способ повышения привлекательности вузов для абитуриентов//Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 2 (96). С. 94-103. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях развития образования 2020 / Под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 39 с.Рыжкова Т.Н. Приоритетный национальный проект «Образование»: проблемы и пути реализации в регионе / Т.Н. Рыжкова, В.В. Багин // Регионология. 2008. № 3. С. 42-51.Севек Р.М. Региональные отличия рынка образовательных услуг//Вестник гражданских инженеров. 2015. № 1 (48). С. 237-242. Соловьева Л.В., Соловьева В.И. теоретические аспекты регионального рынка образовательных услуг//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 2 (54). С. 91-102. Сухий О.О. Моделирование регионального рынка образовательных услуг: методологические подходы аналитической экономии//Технологический аудит и резервы производства. 2014. Т. 4. № 2 (18). С. 22-26.Приложение 1


1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
3. Указ Президента РФ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
4. Бондаренко В.В., Танина М.А., Юдина В.А., Малашкина В.А. Совершенствование управления филиалом вуза с целью повышения конкурентоспособности региональной сети образовательных систем высшего образования//Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. № 1 (13). С. 27-34.
5. Вертакова Ю.В. Сводный индекс состояния экономики региона в системе индикаторов устойчивого развития Эко¬номика и управление / Вертакова Ю.В. //Российский научный журнал. СПб., № 11(73). 2011. С. 72-78.
6. Ворожбит О.Ю., Юрченко Н.А. Маркетинговые подходы к продвижению образовательных услуг вузов на внешний рынок//Фундаментальные исследования. 2015. № 2-13. С. 2880-2884.
7. Гетьман О.О. Формирование трудового потенциала как направление обеспечения экономической безопасности//Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2015. № 26-1. с. 7-15.
8. Дондокова Е.Б., Балданов В.Д. Рынок образовательных услуг на мезоуровне: информационный аспект//Вестник ИрГСХА. 2015. № 66. С. 140-146.
9. Ершова И.Г. Организационно-¬экономические механизмы государствен¬но-частного партнерства в образовании // Научные ведомости Белгородского госу¬дарственного университета. Серия «Ис¬тория. Политология. Экономика. Инфор¬матика». 2013. № 11. С. 56-64.
10. Ершова И.Г. Оценка эффективно¬сти государственного регулирования рын¬ка образовательных услуг [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: http:// www.science-education.ru/109-9514.
11. Ершова И.Г. Рынок образователь¬ных услуг: перспективы развития в эко¬номике знаний: монография / Санкт- Петербургский государственный универ¬ситет кино и телевидения; Юго-Зап. гос. ун-т. СПб.: Изд-во «Копи-Р Групп», 2013. 280 с.
12. Ершова И.Г., Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Моделирование спроса и предложения специалистов на рынке об¬разовательных услуг: монография. СПб.: Лема, 2013. 208 с.
13. Жандарова Л.Ф. динамика развития рынка платных образовательных услуг высшего профессионального образования в республике Татарстан//Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 216-220.
14. Жандарова Л.Ф. Региональная специфика процесса формирования и развития рынка платных образовательных услуг высшего профессионального образования в республике Татарстан//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 7-4. С. 64-67.
15. Жандарова Л.Ф. Специфика платных образовательных услуг как экономической категории в условиях рынка//Научное обозрение. 2015. № 14. С. 277-279.
16. Зайцева И.А. К вопросу о выборе модели российского вуза//Инновации в образовании. 2015. № 3. С. 41-56.
17. Иголкин И.С., Шаталов М.А. Совершенствование механизма интеграции образовательных структур в условиях развития регионального рынка ВПО//ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2015. № 2. С. 25-29.
18. Исачкова Л.Н., Леошко В.П. Исследование экономических и финансовых показателей реализации стратегии вуза на региональном рынке образовательных услуг (на примере Краснодарского кооперативного института)//Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-2 (58-2). С. 218-224.
19. Канина Н.П. Предложения по внедрению комплексного подхода к оцениванию компетенций / Н.П. Канина // Alma mater. 2014. № 1. С. 65-69.
20. Ковалевский В.А., Кирко В.И. Стратегические основы современной экономической модели регионального университета//Экономический журнал-XXI. 2015. Т. 1. № 1-2. С. 24-27.
21. Королева А.М. Анализ конкурентного положения вуза на региональном рынке образовательных услуг//Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58-1). С. 1124-1129.
22. Лимарева Ю.А., Кучмий Т.И. Стратегический анализ регионального рынка образовательных услуг Южноуральского региона (на примере г. Магнитогорска)//Управленческий учет. 2015. № 5. С. 53-60.
23. Логинова В.А., Мурашова Е.В. Оценка региональных особенностей учреждений ВПО ДФО на рынке образовательных услуг//Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 5. № 4. С. 1125-1131.
24. Мушкетова Н.С. Стратегическая маркетинговая адаптация российских вузов в динамичной среде//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 27 (312). С. 12-22.
25. Никулина Ю.Н. Формирование региональной политики социального партнерства в области подготовки конкурентоспособных специалистов//Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 9. С. 1173-1190.
26. Олешкевич Е.Н. Формирование рынка образовательных услуг и его регулирование / Е.Н. Олешкевич // Весн. Беларус. дзярж. экан. ун-та. 2009. № 2. С. 11-16.
27. Панько Ю.В., Донская Е.Н. Необходимость структурной перестройки институтов современной образовательной системы в условиях конкурентной среды//Перспективы науки. 2014. № 12 (63). С. 186-190.
28. Питухин Е.А., Кекконен А.Л., Сигова С.В. Прозрачная информационная среда как способ повышения привлекательности вузов для абитуриентов//Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 2 (96). С. 94-103.
29. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях развития образования 2020 / Под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 39 с.
30. Рыжкова Т.Н. Приоритетный национальный проект «Образование»: проблемы и пути реализации в регионе / Т.Н. Рыжкова, В.В. Багин // Регионология. 2008. № 3. С. 42-51.
31. Севек Р.М. Региональные отличия рынка образовательных услуг//Вестник гражданских инженеров. 2015. № 1 (48). С. 237-242.
32. Соловьева Л.В., Соловьева В.И. теоретические аспекты регионального рынка образовательных услуг//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 2 (54). С. 91-102.
33. Сухий О.О. Моделирование регионального рынка образовательных услуг: методологические подходы аналитической экономии//Технологический аудит и резервы производства. 2014. Т. 4. № 2 (18). С. 22-26.

Вопрос-ответ:

Какие тенденции развития можно наблюдать в сфере высшего образования в России?

В современной России можно выделить несколько основных тенденций развития сферы высшего образования. Во-первых, наблюдается рост количества высших учебных заведений и степеней образования. Это связано с расширением доступа к высшему образованию и повышением его значимости в обществе. Во-вторых, все большую роль играет образование в сфере информационных технологий и цифровой экономики. Также можно отметить развитие онлайн-образования и дистанционных форм обучения. В-третьих, активно развивается международное сотрудничество в области высшего образования, что способствует обмену знаниями и опытом. В-четвертых, важную роль играет фокус на практическую пользу образования для трудоустройства выпускников.

Какие особенности можно выделить на рынке образовательных услуг в России?

Рынок образовательных услуг в России имеет ряд особенностей. Во-первых, это сочетание платных и бесплатных образовательных услуг. Несмотря на возможность получения бесплатного образования в государственных вузах, растет спрос на платные образовательные услуги, предоставляемые частными учебными заведениями. Во-вторых, рынок образовательных услуг характеризуется большой конкуренцией между учебными заведениями и формами обучения. В связи с этим, многие учебные заведения стремятся повысить качество своего образования и предоставить дополнительные услуги для привлечения студентов. В-третьих, наблюдается растущий спрос на образовательные услуги в области информационных технологий и цифровой экономики, что вносит изменения в структуру предлагаемых программ обучения.

Какие основные тенденции развития сферы высшего образования наблюдаются в современной России?

В современной России можно выделить несколько основных тенденций развития сферы высшего образования. Во-первых, наблюдается активное развитие частного сектора высшего образования, который предлагает альтернативные формы обучения и образовательные программы, а также более гибкие условия поступления и обучения. Во-вторых, растет конкуренция между высшими учебными заведениями, что приводит к улучшению качества образовательных программ и услуг. В-третьих, активно развивается дистанционное образование, которое позволяет получать высшее образование удаленно. В-четвертых, наблюдается увеличение числа студентов, и, как следствие, рост спроса на образовательные услуги.

Какие особенности имеет рынок образовательных услуг в России?

Рынок образовательных услуг в России имеет свои особенности. Во-первых, он довольно разнообразен и предлагает широкий спектр образовательных программ и услуг, от дошкольного образования до высшего образования. Во-вторых, рынок образовательных услуг характеризуется высокой конкуренцией между учебными заведениями, что способствует повышению качества образовательных программ и услуг. В-третьих, рынок образовательных услуг в России также подвержен регулированию со стороны государства, которое устанавливает определенные стандарты качества и условия предоставления образовательных услуг.

Какие цели и задачи ставит перед собой государственное регулирование рынка образовательных услуг в Санкт-Петербурге?

Государственное регулирование рынка образовательных услуг в Санкт-Петербурге ставит перед собой несколько целей и задач. Во-первых, основная цель государственного регулирования - обеспечение качества образовательных услуг и защита прав потребителей. Для достижения этой цели государство разрабатывает и внедряет различные механизмы контроля и надзора за учебными заведениями и их деятельностью. Во-вторых, государство также ставит перед собой задачу обеспечения доступности образования для всех слоев населения, в том числе для людей с ограниченными возможностями.

Какие основные тенденции развития сферы высшего образования в современной России?

В современной России наблюдается несколько основных тенденций развития сферы высшего образования. Во-первых, растет количество высших учебных заведений и образовательных программ, что дает больше возможностей для получения образования. Во-вторых, сокращается число государственных университетов, а растет число частных и коммерческих вузов. В-третьих, все большую популярность получают дистанционное и онлайн образование, которые позволяют получить образование гибко и без привязки к месту проживания. В-четвертых, наблюдается стремительный рост платных образовательных услуг.

Какие особенности рынка образовательных услуг в России?

Рынок образовательных услуг в России имеет несколько особенностей. Во-первых, это наличие как государственных, так и частных образовательных учреждений. Во-вторых, российский рынок образования отличается большим разнообразием программ и специальностей, что позволяет студентам выбирать из множества вариантов обучения. В-третьих, рынок образования довольно конкурентен, особенно в крупных городах, и учебные заведения вынуждены постоянно развиваться и совершенствовать свои программы, чтобы привлекать студентов.

Какими инструментами государственное регулирование рынка образовательных услуг в Санкт-Петербурге?

В Санкт-Петербурге государство использует несколько инструментов для регулирования рынка образовательных услуг. Во-первых, это лицензирование образовательных учреждений, которое гарантирует их качество и соответствие требованиям. Во-вторых, государство проводит аккредитацию образовательных программ, чтобы убедиться, что они соответствуют стандартам и требованиям образовательного процесса. В-третьих, государство регулирует размер платы за обучение, чтобы предотвратить чрезмерное повышение цен на образование.

Какие основные тенденции развития сферы высшего образования в современной России?

В современной России можно выделить несколько основных тенденций развития сферы высшего образования. Во-первых, увеличение числа учреждений высшего образования и расширение предлагаемых образовательных программ. Во-вторых, рост конкуренции между университетами и институтами, что стимулирует их к постоянному совершенствованию. В-третьих, усиление роли частного образования и появление новых форм взаимодействия между государством и частными учреждениями. В-четвертых, активное использование информационных технологий и дистанционного обучения в образовательном процессе.

Какие цели и задачи ставит перед собой государственное регулирование рынка образовательных услуг в Санкт-Петербурге?

Государственное регулирование рынка образовательных услуг в Санкт-Петербурге имеет несколько целей и задач. Одной из основных целей является обеспечение доступности и качества образования для всех граждан города. В рамках этой цели проводятся программы по развитию образования в малонаселенных районах, созданию образовательных кластеров и т.д. Кроме того, задачей государственного регулирования является контроль за соответствием образовательных организаций установленным нормам и стандартам. Также важной задачей является содействие инновационному развитию образовательной сферы, внедрение новых методик и технологий обучения.