Социальное значение Государственного Регулирования Экономики (ГРЭ)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 33 33 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 22.01.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Воздействие государственного регулирования экономикой на социальную сферу 5
1.1 Понятие государственного регулирования экономики 5
1.2. Значение государственного регулирования экономикой 11
2. Социальное значение государственного регулирования в сфере неравномерности распределения реальных доходов населения 19
2.1 Неравномерность распределения реальных доходов населения 19
2.2 Оценка динамики реальных доходов населения России 21
2.3 Перспективы решения проблемы неравенства доходов и политики перераспределения доходов в России 27
Заключение 31
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

2.3 Перспективы решения проблемы неравенства доходов и политики перераспределения доходов в России

На сегодняшний день о недостаточности мер в целом в области политики повышения доходов. Для улучшения положения в создавшейся ситуации необходимо задействовать механизмы повышения первичных денежных доходов, прежде всего оплаты труда работников и адресной социальной поддержки до прожиточного минимума неполных семей с детьми и лицами с ограниченной трудоспособностью.
Общественное развитие требует поддержания определенного уровня благосостояния. Обязанность его реализации возлагается на государства, осуществляющие социальную политику. Рыночные отношения – объективная реальность, влияющая на спрос и предложение труда и его оплату. Нарушение рациональных пропорций выводит рыночную экономику из равновесия, вызывая кризисы, связанные с производством товаров и его потреблением за счет средств, полученных за труд.
В основе механизма формирования заработной платы должна лежать связь оплаты труда с его результативностью. Оплата по труду является одним из основных вопросов при совершенствовании политики доходов и заработной платы в условиях развития рыночных отношений. Ибо грамотно разработанная система оплаты труда способствует усилению мотивационного фактора повышения эффективности трудовой деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать усилению социальной активности работников и укреплению веры в социальную политику, проводимую государством.
В современных условиях актуально применение гибких автономных систем оплаты труда, в которых имеется гарантированный минимум не ниже минимального размера оплаты труда, зависящий от показателей работы предприятия в целом, а профессионализм, квалификация, результативность труда, личностные качества работника можно учитывать с помощью специально разработанной системы определенных коэффициентов, отражающих профессиональные и личные качества работника, потому что в социально-ориентированной экономике особое внимание акцентируется принципам учета в оплате труда количественных и качественных различий в затратах и результатах труда.
При этом постоянная часть заработка должна создавать сотруднику определенную стабильность в работе, а переменная – способствовать развитию творческих начал в трудовой деятельности и являться основой результативного и эффективного труда. Такой подход к формированию механизма оплаты труда позволит, с одной стороны, решить основную задачу организации заработной платы и поставить оплату труда в зависимость от коллектива и качества трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия или фирмы, а с другой стороны – повысить стимулирующую функцию вклада каждого.
Известно, что организация оплаты труда предполагает: разработку гибких систем заработной платы; определение критериев и размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия; разработку системы должностных окладов служащих и специалистов; обоснование показателей и системы премирования сотрудников, как текущих, так и долгосрочных.
Вопрос регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое значение как на макроуровне, так и на хозяйственном уровне. На макроуровне – это борьба с бедностью, стимулирование роста благосостояния населения, увеличение его покупательной способности, в конечном счете – содействие повышению качества рабочей силы и качества жизни в целом. На хозяйственном уровне – это выравнивание условий конкуренции хозяйственных субъектов, создание основной структуры и дифференциации заработной платы.
Политика доходов, как направление государственного регулирования, – одно из средств воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. В настоящее время политика государственного регулирования сводится к установлению государственного минимума заработной платы, налогообложению индивидуальных налогов и их периодической индексации.
Цена, спрос и предложение труда, норма прибыли, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают факт неравенства в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом — общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода времени. Переход к рыночной системе хозяйствования не означает неразберихи в формировании государственных расходов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей.
Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи – это выплаты, перераспределяющие налоговые вычеты, полученные от налогоплательщиков и перераспределенные определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Одной из важнейших проблем социальной политики, которая определяет экономическое поведение индивида и его трудовую мотивацию, соотношение между уровнем заработной платы и трансфертами. Заработная плата в настоящее время является основным трудовым источником доходов населения.
В качестве основных направлений решения проблемы неравенства доходов и политики перераспределения доходов в России можно выделить следующие:
решения существующих проблем на рынке труда,
реализации перераспределительного потенциала систем налогообложения,
развитие потенциала государственных услуг в сфере здравоохранения и образования,
совершенствования антидискриминационного законодательства и практики его применения,
усилия по борьбе с коррупцией и обеспечения равенства перед законом.

Заключение

Базовой причиной необходимости государственного регулирования экономики служат провалы рынка, которые выражаются в следующих факторов: монопольная власть, внешние эффекты, общественные блага, несовершенство системы информации. Соответственно государственное регулирование экономики направлено на решение данных макроэкономических проблем. Государственное регулирование экономики реализуется при помощи целенаправленной политики.
Политика государства должна только создавать условия, благоприятные для конкуренции: свободу входа в рынок и выхода из него, стимулы к инновациям, поддержку определенной степени соперничества между фирмами, что, в конечном счете, и приведет к эффективному, с точки зрения экономики в целом, поведению фирм.
Можно выделить следующие параметры выбора типа государственного регулирования экономики по критерию возрастания государственной активности в экономике: эффективность производства и размещения ресурсов в экономики, технический прогресс в экономики, полная занятость ресурсов в экономики, особенно трудовых, справедливое распределение дохода в экономики.
Соответственно, эффективное регулирование экономики с социальной точки зрения означает максимальное достижение всех целей. Относительные показатели оценки степени достижения вышеперечисленных целей в рамках макроэкономики: величина добавленной стоимости в экономики, темп изменения производительности труда в экономики, индекс уровня цен в экономики, уровень разрыва между реальными и минимально возможными затратами на единицу продукции в экономики, колебания уровня занятости в течение цикла экономической активности в экономики, и др.
В настоящее время российское общество сталкивается с беспрецедентно высоким для него уровнем неравенства доходов и неравенства в распределении богатства. Эти формы неравенства усугубляются высоким уровнем пространственной и социальной дифференциации. Подобная ситуация вызывает тревогу и недовольство разных слоев населения.
В отличие от бедности, проблема неравенства касается как бедных, так и обеспеченных россиян.
Высокий уровень экономического, социального и пространственного неравенства приводит к постепенно растущему неравенству в доступе к здравоохранению, образованию, качественным рабочим местам, жилью, и даже – по мнению россиян - к неравенству перед законом.
В период 2000-2015 гг. в стране предпринимается ряд мер для решения проблем неравенства доходов и перераспределения доходов. Основное внимание в государственной политики РФ уделяется экономическому развитию территорий, а также повышению благосостояния низкодоходных и уязвимых групп населения за счет перераспределительных трансфертов.
Тем не менее, сделать предстоит еще многое. Основными направлениями дальнейшего развития можно считать следующие:
решения существующих проблем на рынке труда,
реализации перераспределительного потенциала систем налогообложения,
развитие потенциала государственных услуг в сфере здравоохранения и образования,
совершенствования антидискриминационного законодательства и практики его применения,
усилия по борьбе с коррупцией и обеспечения равенства перед законом.
Реализация данных направлений может помочь достижению решения проблемы неравенства дохода и эффективности его перераспределения в России.
Список литературы

Антонова Н.А. О внедрении системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи малоимущим гражданам // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - N 3. - С.20-24.
Антропов В.В. Экономические механизмы социальной адаптации нуждающегося населения трудоспособного возраста в зарубежных странах // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - N 3. - С.25-33.
Астафьев С. Роль общественного самоуправления в сфере качества продукции и услуг // Стандарты и качество. - 2012. - N 7. - С.64-66.
Васильева Е.В. Социальная защита населения, ее роль в повышении качества жизни в регионах России / Васильева Е.В., Куклиен А.А., Леонтьева А.Г. // Уровень жизни населения регионов России. - 2010. - N 9. - С.22-31.
Герасимов Е.В. Местное самоуправление как важный элемент развития экономической системы // Микроэкономика. - 2010. - N 1. - С.160-164.
Глазырин М. О создании системы комплексного развития муниципального образования // Экономист. - 2014. - N 3 - C.79-84.
Губина М. Особенности муниципального управления в условиях экономического кризиса / Н.Губина, Ч.Мисбахова // Власть. - 2011. - N 6. - С.41-45.
Инфан Ч. Система социальных гарантий в Китае / пер. А.Верижниковой // Свободная мысль. - 2011. - N 10. - С.107-118.
Киселева А.М. Проблема устойчивого равновесия муниципальной системы // Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т.13, N 1. - C.234-240.
Комарова Н. Социальная политика: система индикации // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - N 1. - С.89-95.
Куклин А.А. Социальная защита населения как фактор роста продолжительности жизни / А.А.Куклин, А.Г.Леонтьева, Н.Л.Никулина // Уровень жизни населения регионов России. - 2013. - N 1. - С.130-135.
Левинтов А. Географические проблемы жилья и жилища // Муницип. экономика. - 2011. - N 1. - C.90-97.
Маллаева М.И. Формирование региональной модели социальной защиты населения // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 5. - С.52-55.
Малофеев И.В. Развитие социальных услуг как фактор повышения качества жизни населения // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - N 3. - С.61-70.
Мецлер Е. Как помочь бомжу // Соц. защита. - 2013. - N 10. - С.18-20. - (Социономия).
Панченко В.Ю. О понятии социальной помощи в современном обществе // Социол. исслед. - 2012. - N 5. - С.13-18.
Понкин И.В. Общая теория публичного управления: Избранные лекции / Международный институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М., 2013. – 335 с.
Сонин О.В. Социальное развитие государств СНГ: проблемы и пути решения // Россия и совр. мир. - 2012. - N 1. - С.203-215.
Федорова Л. К вопросу о действенности социальной политики // Экономист. - 2013. - N 4. - С.60-64.
Фролкин П. Региональные аспекты государственной политики по социальной защите материнства и детства в России / П.Фролкин, Р.Мауталиев // Власть. - 2012. - N 5. - С.30-33.
Чеканов Е.В. Гарантии по заработной плате - главный элемент социальной защиты наемных работников // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - N 3. - С.71-75.
Экономика труда и социально-трудовые отношения. / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. - М.: Изд-во ЧеРо, 2011. – 427 с.
Доклад о человеческом развитии 2014 года (Human Development Report 2014) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr14-summary-ru.pdf
Сайт Росстата: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd_internal/DBInet.cgi?pl=2340034
Сайт Министерства экономического развития РФ: http://www.economy.gov.ru/minec/main/

Понкин И.В. Общая теория публичного управления: Избранные лекции / Международный институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М., 2013. – 35 с.
Понкин И.В. Общая теория публичного управления: Избранные лекции / Международный институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М., 2013. – 37 с.
Понкин И.В. Общая теория публичного управления: Избранные лекции / Международный институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М., 2013. – 39 с.
Драшкович В. Неолиберальный миф о «минимальном государстве» / В.Драшкович, М.Драшкович / пер. с серб. Б.А.Ерзнкян // Экономическая наука современной России. - 2012. - N 3. - С.7-15.
Драшкович В. Неолиберальный миф о «минимальном государстве» / В.Драшкович, М.Драшкович / пер. с серб. Б.А.Ерзнкян // Экономическая наука современной России. - 2012. - N 3. - С.7-15.
Понкин И.В. Общая теория публичного управления: Избранные лекции / Международный институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М., 2013. – 35 с.
Фролкин П. Региональные аспекты государственной политики по социальной защите материнства и детства в России / П.Фролкин, Р.Мауталиев // Власть. - 2012. - N 5. - С.30-33.
Федорова Л. К вопросу о действенности социальной политики // Экономист. - 2013. - N 4. - С.60-64.
Инфан Ч. Система социальных гарантий в Китае / пер. А.Верижниковой // Свободная мысль. - 2011. - N 10. - С.107-118.
Богомолова Т.Ю. Устойчивость населения к негативному воздействию кризиса: между вчера и завтра // Регион: экономика и социология. - 2011. - N 2. - С.115-136.
Абраменков М.С. Социально-экономическое развитие России: теоретические и практические проблемы // СОЦИС. 2013. N 11. – 65 с.
Доклад о человеческом развитии 2014 года (Human Development Report 2014) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr14-summary-ru.pdf












2

1. Антонова Н.А. О внедрении системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи малоимущим гражданам // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - N 3. - С.20-24.
2. Антропов В.В. Экономические механизмы социальной адаптации нуждающегося населения трудоспособного возраста в зарубежных странах // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - N 3. - С.25-33.
3. Астафьев С. Роль общественного самоуправления в сфере качества продукции и услуг // Стандарты и качество. - 2012. - N 7. - С.64-66.
4. Васильева Е.В. Социальная защита населения, ее роль в повышении качества жизни в регионах России / Васильева Е.В., Куклиен А.А., Леонтьева А.Г. // Уровень жизни населения регионов России. - 2010. - N 9. - С.22-31.
5. Герасимов Е.В. Местное самоуправление как важный элемент развития экономической системы // Микроэкономика. - 2010. - N 1. - С.160-164.
6. Глазырин М. О создании системы комплексного развития муниципального образования // Экономист. - 2014. - N 3 - C.79-84.
7. Губина М. Особенности муниципального управления в условиях экономического кризиса / Н.Губина, Ч.Мисбахова // Власть. - 2011. - N 6. - С.41-45.
8. Инфан Ч. Система социальных гарантий в Китае / пер. А.Верижниковой // Свободная мысль. - 2011. - N 10. - С.107-118.
9. Киселева А.М. Проблема устойчивого равновесия муниципальной системы // Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т.13, N 1. - C.234-240.
10. Комарова Н. Социальная политика: система индикации // Пробл. теории и практики управл. - 2013. - N 1. - С.89-95.
11. Куклин А.А. Социальная защита населения как фактор роста продолжительности жизни / А.А.Куклин, А.Г.Леонтьева, Н.Л.Никулина // Уровень жизни населения регионов России. - 2013. - N 1. - С.130-135.
12. Левинтов А. Географические проблемы жилья и жилища // Муницип. экономика. - 2011. - N 1. - C.90-97.
13. Маллаева М.И. Формирование региональной модели социальной защиты населения // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - N 5. - С.52-55.
14. Малофеев И.В. Развитие социальных услуг как фактор повышения качества жизни населения // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - N 3. - С.61-70.
15. Мецлер Е. Как помочь бомжу // Соц. защита. - 2013. - N 10. - С.18-20. - (Социономия).
16. Панченко В.Ю. О понятии социальной помощи в современном обществе // Социол. исслед. - 2012. - N 5. - С.13-18.
17. Понкин И.В. Общая теория публичного управления: Избранные лекции / Международный институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М., 2013. – 335 с.
18. Сонин О.В. Социальное развитие государств СНГ: проблемы и пути решения // Россия и совр. мир. - 2012. - N 1. - С.203-215.
19. Федорова Л. К вопросу о действенности социальной политики // Экономист. - 2013. - N 4. - С.60-64.
20. Фролкин П. Региональные аспекты государственной политики по социальной защите материнства и детства в России / П.Фролкин, Р.Мауталиев // Власть. - 2012. - N 5. - С.30-33.
21. Чеканов Е.В. Гарантии по заработной плате - главный элемент социальной защиты наемных работников // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - N 3. - С.71-75.
22. Экономика труда и социально-трудовые отношения. / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. - М.: Изд-во ЧеРо, 2011. – 427 с.
23. Доклад о человеческом развитии 2014 года (Human Development Report 2014) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr14-summary-ru.pdf
24. Сайт Росстата: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd_internal/DBInet.cgi?pl=2340034
25. Сайт Министерства экономического развития РФ: http://www.economy.gov.ru/minec/main/

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет государственное регулирование экономики?

Государственное регулирование экономики имеет огромное значение для общества, поскольку позволяет государству осуществлять влияние на экономические процессы в стране, направлять их в нужное русло и достигать социальных целей.

Какое воздействие оказывает государственное регулирование экономикой на социальную сферу?

Государственное регулирование экономики оказывает прямое воздействие на социальную сферу, так как помогает снизить неравномерность распределения реальных доходов населения, обеспечить социальную защиту граждан, создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, обеспечить доступность образования и здравоохранения.

Как определить государственное регулирование экономики?

Государственное регулирование экономики - это система мер, которые принимаются государством для воздействия на экономические процессы с целью достижения социальных, политических и экономических задач.

В чем заключается социальное значение государственного регулирования в сфере неравномерности распределения реальных доходов населения?

Социальное значение государственного регулирования в сфере неравномерности распределения реальных доходов населения заключается в том, что оно позволяет снизить неравенство между богатыми и бедными слоями населения, обеспечивая справедливое распределение благ и возможностей для всех граждан.

Как оценивается динамика реальных доходов населения в России?

Динамика реальных доходов населения в России оценивается с помощью различных показателей, таких как средний размер заработной платы, индекс потребительских цен, уровень безработицы и др. По данным статистики, можно сделать выводы о том, как меняются реальные доходы населения в стране.

Каково понятие государственного регулирования экономики?

Государственное регулирование экономики - это система правовых, организационных и экономических мер, которые применяются государством для воздействия на экономические процессы в стране с целью достижения определенных экономических и социальных целей.

Какое значение имеет государственное регулирование экономики?

Государственное регулирование экономики имеет огромное значение, так как позволяет государству влиять на экономические процессы в стране. Оно позволяет контролировать инфляцию, обеспечивать стабильность в экономике, создавать равные условия для бизнеса, защищать интересы населения и решать социальные проблемы.

Как государственное регулирование экономики влияет на социальную сферу?

Государственное регулирование экономики имеет прямое влияние на социальную сферу. Оно позволяет контролировать и регулировать неравномерное распределение реальных доходов населения, создавать равные условия для всех слоев населения, обеспечивать социальную защиту и безопасность, улучшать качество жизни граждан и решать другие социальные проблемы.

Что означает неравномерность распределения реальных доходов населения?

Неравномерность распределения реальных доходов населения означает, что доходы между разными слоями населения распределены неравномерно. Это означает, что некоторые группы населения получают низкие доходы, тогда как другие - высокие доходы. Такая неравномерность может привести к социальным проблемам и неравенству в обществе.