Советская музыка. Дмитрий Шостаков как отражение эпохи
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 22.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Советская музыка: музыкальное искусство как идеологический инструмент власти 4
1.1.Искусство и политическая идеология: утверждение принципов соцреализма 4
1.2.Советская музыка: «массовый» характер и отражение советского образа жизни 5
Глава 2.Творчество Дмитрия Шостаковича в контексте советской эпохи 12
2.1.Д. Шостакович: общая характеристика творчества 12
2.2.Гений, выразивший глубокие противоречия и трагические события советской эпохи: симфоническое, инструментальное, вокальное, оперное наследие Д. Шостаковича 17
Заключение 30
Список литературы 31
Заметно воздействие мелоса Мусоргского.Музыкальная характеристика Катерины Измайловой заключена преимущественно в ее вокальных монологах. Образ героини оперы получает большое музыкальное развитие — от элегической лирики к потрясающему слушателей трагизму.Весьма интересна трактовка оперы, данная А. Гозенпудом: «В опере события повести переосмыслены. Образ Катерины противопоставлен «темному царству». Из преступницы она становится жертвой. С необычайной психологической глубиной и выразительностью раскрывает музыка трагедию женщины, задыхающейся в страшном мире и пытающейся бороться с насилием при помощи насилия. Совершив преступление, Катерина не находит счастья. Ее терзают угрызения совести, галлюцинации. В опере показано перерождение человека, искренне стремящегося вырваться из «темного царства», но в силу законов окружающей действительности превращающегося в преступника. С огромной силой изображен звериный мир, губящий Катерину. Но не менее ярко выражено лирическое начало в образе Катерины, с ее тоской по любви и счастью. Каждый из персонажей оперы — живой человек. Таковы подлый, лицемерный, вкрадчивый и наглый Сергей, грубый и жестокий самодур Борис Тимофеевич, трусливый и гаденький Зиновий Борисович и др.В опере, новаторской по характеру, творчески развиты принципы русской классики, прежде всего Мусоргского (например, последняя картина — на этапе). Произведение молодого композитора поразило зрелостью мысли, совершенным мастерством, проникновенностью, глубиной, яркой эмоциональностью».Следующий крупный успех Шостаковича – это Пятая симфония (1937) — наиболее значительное достижение советского симфонизма 30-х гг. Некоторые представленные здесь новаторские черты проявились еще в Четвертой симфонии 1936 года. Пятая симфония отражает главную направленность творчества Шостаковича – речь идет об акценте на судьбу человека, тему человека в условиях трагической действительности. Центральным образом Пятой симфонии является лирический герой, который тесно связан с событиями своего времени. Он предчувствует уже величайшее потрясение для всех людей – вторую мировую войну. Глубочайший подтекст стал причиной яркого драматизма музыкального языка симфонии и ее музыкальной ткани. Музыка симфонии подчеркнуто экспрессивна. Важно заметить, что лирический героя здесь – это не просто пассивный созерцатель, но и судья, олицетворение высшего нравственного суда.Шостаковича отличало огромное неравнодушие к судьбе мира и страны, советских людей. Можно с уверенностью сказать, что творчество этого мастера основана на высокой гражданской позиции, гуманистических принципах. Гуманистическая направленность присуща произведениям Шостаковича разных периодов творчества, даже если мы будем рассматривать камерное инструментальное творчества. Среди всех камерных произведений особо можно в этом аспекте выделить фортепианный Квинтет (1940).В годы Великой Отечественной войны Шостакович занял четкую позицию яростного борца против фашизма как самого бесчеловечного явления в истории цивилизации.Седьмая «Ленинградская» симфония является одной из величайших партитур XX века. История создания данного шедевра, масштабность музыки носят удивительный, уникальный характер. «Знаменитая ленинградка», – так симфония была названа Анной Ахматовой.Работать над симфонией Шостакович начал в Ленинграде, 19 июля. «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», – признавался Шостакович. До эвакуации в октябре им были созданы первые три части симфонии (во время работы над второй частью Ленинград оказался в блокаде). Финал симфонии был написан Шостаковичем в Куйбышеве, где 5 марта 1942 года оркестром Большого театра под управлением Самуила Самосуда впервые была исполнена Седьмая симфония. Спустя четыре месяца в Новосибирске ее исполнил Заслуженный коллектив республики под управлением Евгения Мравинского. Симфония стала достоянием и зарубежной сцены - в июне ее исполнили в Великобритании, в июле – в США. Но еще в феврале 1942-го в газете «Известия» были напечатаны слова Шостаковича: «Моя мечта, чтобы Седьмая симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в родном моем городе, который вдохновил меня на ее создание». 9 августа 1942 года – в день, ранее объявленный немецким командованием датой вступления в Ленинград, – под управлением Карла Элиасберга в Большом зале филармонии состоялась ленинградская премьера «Ленинградской симфонии». Концерт прошел, по словам дирижера, «при совершенно переполненном зале» (безопасность обеспечивал огонь советской артиллерии), транслировался по радио. «Перед концертом… наверху установили прожекторы, чтобы согреть сцену, чтоб воздух был потеплее. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя… Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно!.. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли», – вспоминала участница премьеры Ксения Матус. Седьмую («Ленинградскую») симфонию (1941) во всем мире стали ассоциировать с блокадным Ленинградом, мужеством и силой духа его жителей, со всем советским народом, вступившим в схватку с жестоким врагом во имя защиты идеалов свободы и высших человеческих ценностей. В Седьмой и Восьмой симфониях (1943) Шостакович с присущей ему реалистичностью и художественной мощью показал остроту конфликта между двумя противостоящими друг другу силами. Особенно ярко и пронзительно Шостакович выразил силу зла, фашизм Шостаковичем изображен как оружие уничтожения всего самого ценного в этом мире, как яростная сила, которая не знает пощады и справедливости. Эта сила механично и методично уничтожает все то, что мешает ее продвижению и реализации чудовищного плана полного господства. Другая, контрастная сила, выраженная в военных произведениях Шостаковича – это сила духа и красоты духовного мира человека, который остро переживает драмы своей эпохи, который сражается за свое Отечество, за своих близких. Послевоенные годы – это начало нового и весьма плодотворного периода в творческой жизни Шостаковича.Как и ранее, он много внимания посвящает созданию новых монументальных симфонических произведений. После Девятой (1945) симфонии Шостакович создает удивительную по глубине Десятую симфонию (1953), в которой весьма успешно и глубоко отражает проблему трагизма судьбы истинного художника в современном мире. Шостаковича всегда глубоко волновала тема ответственности творца за созданные им произведения, за то, какое влияние эти произведения окажут на людей. Все больше в этот период Шостакович начинает переосмысливать события прошлого, обращается к истории России.В частности, монументальная программная Одиннадцатая симфония 1957 года стала отражением революции 1905 г., событий кровавого воскресенья.Двенадцатая симфония посвящена событиям 1917 года (1961).Рефлексия относительно исторического процесса, сущности и смысла истории приводят Шостаковича к созданию одночастной вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» (1964), основанной на фрагменте из поэмы Е. Евтушенко «Братская ГЭС». В целом, Шостаковича всегда отличала особая глубина и чуткость к современным событиям, жизни советских людей. Конечно же, как столь восприимчивый художник, Шостакович не мог не откликнуться на те изменения, которые произошли в жизни советского народа после XX съезда КПСС. Под влиянием этого перелома в жизни страны Шостакович создает Тринадцатую симфонию (1962), также написанную на слова Е. Евтушенко. Четырнадцатая симфония отражает раздумья Шостаковича относительно смысла человеческого бытия, композитор берет за основу произведения поэтов различных времен и народов (Ф. Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера, Р. М. Рильке), чтобы на музыкальном языке поразмышлять относительно бренности жизни и искусстве как непреходящей вечной ценности.Основная мысль Шостаковича заключается в том, что истинное искусство не подвластно времени, эпохе, даже самой смерти.Данную тему композитор продолжил развивать в вокально-симфоническом цикле на стихи великого итальянского художника Микеланджело Буонарроти (1974). Пятнадцатая симфония (1971) – это итог симфонического творчества Шостаковича. Она посвящена образам далекого детства, переосмысленным зрелым человеком, которому довелось в полной мере познать все тяготы и страдания жизни. Данную симфонию отличают такие качества, как строгая классичность, ясность, уравновешенность. Музыка ее повествует о вечных ценностях, вместе с тем, эта симфония посвящена самому сокровенному, глубоко личному. Программность и слово Шостакович здесь не использует. Это позволяет ему как бы «закодировать» подлинный смысл музыкального содержания. Исследователи творчества Шостаковича небезосновательно отмечают связь данной симфонии с традициями Малера.Несмотря на то, что симфония в послевоенном творчестве Шостаковича занимает главное место, композитор также уделил внимание концертным и камерно-инструментальным жанрам. Им были созданы 2 скрипичных (1948 и 1967), два виолончельных концерта (1959 и 1966), Второй фортепианный (1957). В лучших сочинениях этого жанра воплощены глубокие концепции философского значения, сравнимые с теми, что с такой впечатляющей силой выражены в его симфониях. Острота столкновения духовного и бездуховного, высших порывов человеческого гения и агрессивного натиска пошлости, нарочитого примитива ощутима во Втором виолончельном концерте, где простенький, «уличный» мотивчик преображается до неузнаваемости, обнажая свою антигуманную сущность».Однако и в концертах и в камерной музыке раскрывается виртуозное мастерство Шостаковича в создании композиций, открывающих простор для свободного соревнования музицирующих артистов. Здесь основным жанром, привлекшим внимание мастера, стал традиционный струнный квартет (их написано композитором столько же, сколько и симфоний — 15). Квартеты Шостаковича поражают разнообразием решений от многочастных циклов (Одиннадцатый — 1966) до одночастных композиций (Тринадцатый — 1970). В ряде своих камерных произведений (в Восьмом квартете — 1960, в Сонате для альта и фортепиано — 1975) композитор возвращается к музыке прежних своих сочинений, придавая ей новое звучание.Среди произведений других жанров можно назвать монументальный цикл Прелюдий и фуг для фортепиано (1951), навеянный баховскими торжествами в Лейпциге, ораторию «Песнь о лесах» (1949), где впервые в советской музыке поднята тема ответственности человека за сохранение окружающей его природы. Можно назвать также Десять поэм для хора a cappella (1951), вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (1948), циклы на стихи поэтов Саши Черного («Сатиры» — 1960), Марины Цветаевой (1973).Продолжалась в послевоенные годы и работа в кинематографе — широкую известность приобрела музыка Шостаковича к кинофильмам «Овод» (по роману Э. Войнич — 1955), а также к экранизациям трагедий В. Шекспира «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971).В целом, можно сказать об огромнейшем влиянии творчества Шостаковича на советскую музыку и советское искусство. Музыка Шостаковича характеризовалась высокой содержательностью, глубоким драматизмом и трагедийным началом, связью с проблемами советской эпохи, духовными чаяниями советского народа в самые сложные, переломные моменты жизни. ЗаключениеНа основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Советская музыка стала своего рода феноменом, выразившим идеологические особенности советской эпохи. Советское государство превратило искусств в инструмент власти, идеологической пропаганды. И музыкальное искусство не стало исключением. Советская массовая песня стала главным жанром советской музыки. Если говорить о главных характеристиках советской музыки, то она отличалась склонностью к мифотворчеству, идеализации советской действительности.Творчество Дмитрия Шостаковича занимает особое место не только в советской музыке, но и в мировом музыкальном искусстве 20 века в целом. Дмитрий Шостакович – это глубоко философский композитор. В произведениях Шостаковича отражены размышления и переживания самого композитора о судьбе страны, о судьбах простых людей, на долю которых выпали тяжелейшие жизненные испытания и страдания. Это определило драматический и подчас трагический характер творческого наследия этого классика советской музыки. Революция 1905 года, события 1917 года, Великая Отечественная война, перемены в жизни советского общества после XX съезда – ни одно из событий не оставило Шостаковича равнодушным. Свои переживания он выразил в музыке – в симфониях, вокальных и инструментальных произведениях. Шостаковича привлекал не внешний привлекательный «идеологический» фасад советской действительности, а волновали внутренние конфликты советской эпохи, которые композитор остро чувствовал и выражал на языке музыки. Дмитрия Шостаковича никак нельзя назвать «слугой» советской власти, этот композитор служил своему народу, своей музыкой он помогал советским людям пережить самые страшные потрясения и страдания.Список литературыАндрусенко Е. Многоликий и неукротимый Иван Пырьев./Электронный ресурс// http://lomonosov.lit-info.ru/Асафьев Б. Восьмая симфония Д. Шостаковича.//Московская филармония. - М., 1945.Гозенпуд А. Опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). Режим доступа: http://www.classic-music.ru/katerina.htmlГюнтер Х. Соцреализм и утопическое мышление.// http://www.fedy-diary.ru/?page_id=4537Данилевич Л. Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество. Режим доступа: http://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/shostakovich.htmЛахусен Т. От несинхронизированного смеха к пост-синхронизированной комедии, или как сталинский мюзикл догнал и перегнал Голливуд./Т. Лахусен//Советское богатство. – СПб., 2002.Линд Е. Симфония № 7. Режим доступа: http://www.philharmonia.spb.ru/compositions/about/8476/Петкер Б. Это мой мир. – М., 1968.Розинер Ф. Соцреализм в советской музыке./Ф. Розинер//Соцреалистический канон. – СПб., 2000.Розинер Ф. Советская волшебная массовая песня./ Ф. Розинер//Соцреалистический канон. – СПб., 2000. Сабинина М. Шостакович-симфонист. – М., 1976.Совещания деятелей советской музыки. – М., 1948.Тараканов М. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Очерк жизни и творчества. Режим доступа: http://www.belcanto.ru/shostakovich.htmlТеатр. № 8, 1984. Тейлор Р. К топографии утопии в сталинском мюзикле. Почему бы и не сталинский мюзикл?/Р. Тейлор// Советское богатство. – СПб., 2002. Шафер Н. Дунаевский сегодня. – М., 1988./Электронный ресурс// http://shafer.pavlodar.com/ Шахов В. Леди Макбет Мценского уезда Лескова и Шостаковича // «Шостакович: между мгновением и вечностью». — СПб.: «Композитор», 2000.
2. Асафьев Б. Восьмая симфония Д. Шостаковича.//Московская филармония. - М., 1945.
3. Гозенпуд А. Опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). Режим доступа: http://www.classic-music.ru/katerina.html
4. Гюнтер Х. Соцреализм и утопическое мышление.// http://www.fedy-diary.ru/?page_id=4537
5. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество. Режим доступа: http://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/shostakovich.htm
6. Лахусен Т. От несинхронизированного смеха к пост-синхронизированной комедии, или как сталинский мюзикл догнал и перегнал Голливуд./Т. Лахусен//Советское богатство. – СПб., 2002.
7. Линд Е. Симфония № 7. Режим доступа: http://www.philharmonia.spb.ru/compositions/about/8476/
8. Петкер Б. Это мой мир. – М., 1968.
9. Розинер Ф. Соцреализм в советской музыке./Ф. Розинер//Соцреалистический канон. – СПб., 2000.
10. Розинер Ф. Советская волшебная массовая песня./ Ф. Розинер//Соцреалистический канон. – СПб., 2000.
11. Сабинина М. Шостакович-симфонист. – М., 1976.
12. Совещания деятелей советской музыки. – М., 1948.
13. Тараканов М. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Очерк жизни и творчества. Режим доступа: http://www.belcanto.ru/shostakovich.html
14. Театр. № 8, 1984.
15. Тейлор Р. К топографии утопии в сталинском мюзикле. Почему бы и не сталинский мюзикл?/Р. Тейлор// Советское богатство. – СПб., 2002.
16. Шафер Н. Дунаевский сегодня. – М., 1988./Электронный ресурс// http://shafer.pavlodar.com/
17. Шахов В. Леди Макбет Мценского уезда Лескова и Шостаковича // «Шостакович: между мгновением и вечностью». — СПб.: «Композитор», 2000.
Вопрос-ответ:
Какую роль играла музыка в советской эпохе?
Музыка в советской эпохе играла значительную роль не только как художественное и эстетическое выражение, но и как идеологический инструмент власти. Она служила для пропаганды коммунистических идей и поддержки советской идеологии.
Что такое соцреализм в музыке и как он проявился в творчестве Дмитрия Шостаковича?
Соцреализм в музыке был идеологическим направлением, требовавшим от художников и музыкантов изображать и славить советскую жизнь в ее положительном проявлении. Он требовал от музыки ясность, доступность и понятность для широкой массы населения. Шостакович, в своем творчестве, старался соответствовать принципам соцреализма, но при этом он нашел способ выразить свои собственные эмоции и мысли через сложные и многогранные композиции.
Какая была роль советской музыки в формировании советского образа жизни?
Советская музыка имела массовый характер и отражала советский образ жизни. Она служила для создания единства и коллективизма, пропаганды идеалов коммунизма и советской идеологии. Она воплощала такие ценности, как патриотизм, коллективизм, трудолюбие, настойчивость и борьбу за свои идеалы.
Каким был Дмитрий Шостакович как композитор?
Дмитрий Шостакович был одним из величайших композиторов советской эпохи. Его творчество отличали глубокие противоречия и трагические события советской истории. Он был гением, который мог выразить эти противоречия через свои композиции. В его музыке можно услышать сочетание эмоциональности, драматичности, иронии и сарказма.
Какое влияние оказывала политическая идеология на музыку Дмитрия Шостаковича?
Политическая идеология сильно влияла на музыку Дмитрия Шостаковича. Он был вынужден соответствовать принципам соцреализма, которые требовали от художников и музыкантов представлять в своем творчестве идеалы коммунизма и славить советскую власть. Однако, Шостакович находил способы выражать свою индивидуальность и передавать глубокие эмоции через музыку, несмотря на ограничения и цензуру.
В чем заключается массовый характер советской музыки и как она отражала советский образ жизни?
Советская музыка имела массовый характер, так как ее целью было не только достижение художественного качества, но и создание массового, доступного и понятного искусства для широкой аудитории. Она отражала советский образ жизни, идеалы коммунизма, патриотизм и коллективизм. В музыке можно услышать элементы народной музыки, маршевые ритмы, гимнические мотивы, которые подчеркивали социальные и политические ценности советской эпохи.
Как можно охарактеризовать творчество Дмитрия Шостаковича?
Творчество Дмитрия Шостаковича можно охарактеризовать как гениальное и уникальное. Он был одним из величайших композиторов своего времени и выразил в своей музыке глубокие противоречия и трагические события советской эпохи. Его музыка является смелым экспериментом с жанровыми формами, гармонией и инструментацией, что делает его творчество узнаваемым и запоминающимся.
Какую роль играла советская музыка в идеологии власти?
Советская музыка играла важную роль в идеологии власти, она была идеологическим инструментом, используемым для пропаганды и укрепления советской власти. Музыкальное искусство в то время было жестко контролируемо и должно было соответствовать принципам соцреализма, что подразумевало отражение советской действительности в позитивном свете.
Каким образом творчество Дмитрия Шостаковича отражает советскую эпоху?
Творчество Дмитрия Шостаковича является отражением глубоких противоречий и трагических событий советской эпохи. В его музыке ощущается напряженность и драматизм, что говорит о том, что он не мог полностью присоединиться к пропагандистским идеалам соцреализма. Шостакович был гением, способным выразить сложные эмоции и мысли через музыку, подчеркнуть противоречия и подлинность советской жизни.