Вера Комиссаржевская в поисках
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 29.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Первые шаги в искусстве 5
2. Неожиданный успех 9
3. Путь к «театру души» 16
Заключение 23
Список литературы 25
..Сейчас во всем мире один мне нужен ты. Не ты – твои глаза, которые выслушают меня, пусть молча. Ты придешь, услышишь слово и уйдешь... Я жду» [2]. Это было одно из последних писем актрисы к Брюсову, их роман длился не долго.Во время гастролей в Нью-Йорке в мае 1908 г. американские журналисты назвали Веру одной из великих актрис.Комиссаржевская страстно стремилась поднять искусство театра на большую идейную высоту, придать ему значительность и жизненную убедительность. Но Вере так и не удалось воплотить в жизнь свои мечты о театре «обнаженных страстей». Дальнейшие поиски правильного пути привели театр к творческому кризису. Сезон 1908-1909 г. стал последним для театра Комиссаржевской.В театре готовили «Саломею» Уайльда, было затрачено немало которую расходов и труда. Но зрителям не довелось ее увидетьв их исполнении,пьеса была запрещена. Последней премьерой театра Комиссаржевской стала мелодрама Грильпарцера «Праматерь» (январь 1909 г). Пьеса шла в постановке Федора Комиссаржевского, декорации написал Бенуа, а музыкальные иллюстрации поэт Кузмин. Это был прекрасный аккорд смерти интереснейшего театра исканий.Вера Федоровнапришла к мысли о том, что актера надо начинать воспитывать еще до прихода в театр. Она стала задумываться о создании школы-студии, воспитывающей не только актера, но и личность. Андрей Белый должен был читать в школе эстетику, Вячеслав Иванов – лекции по древнеевропейской литературе и истории театра. В планах было привлечь к преподаванию Д. Философова и Д. Мережковского. Ради воплощения этой идеи Комиссаржевская даже собиралась оставить свой театр сразу по завершению гастролей. Но воплотить в жизнь свои замыслы Вера таки не успела. В начале февраля 1909 г. труппа Комиссаржевской отправилась на гастроли по Сибири и Дальнему Востоку. Утомленная Вера жаловалась на боли в ушах. В гостиницу приглашали врача, он объявил, что, может быть, придется прибегнуть к трепанации черепа. «Как же я буду играть без черепа?» – шутила больная актриса. В Ташкенте несколько артистов заболели оспой. Неважно себя чувствовала и сама Вера Федоровна. Перед спектаклем 27 января 1910 г. она потеряла сознание. Оспа превратила ее тело в сплошную язву, страдания оказались безмерными. Вера Федоровна не думала о смерти и, за несколько дней до кончины увидев во сне Чехова, сказала: «Хорошее предзнаменование». Но болезнь осложнилась заболеванием почек, и актриса скончалась 23 февраля (10 февраля) от паралича сердца в возрасте сорока пяти лет. В первый же час после смерти Комиссаржевской по ее просьбе были сожжены письма из ее шкатулки... Вера Комиссаржевская была похоронена в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Ее похороны вылились в грандиозную политическую демонстрацию.23 февраля (10 февраля) 1914 г. был посвящен Комиссаржевской В.Ф. – это был день торжества искусства и общественности. После краткой панихиды в фойе Александринского театра в присутствии комитета, родственников и труппы Александринского театра состоялось открытие бюста Веры Федоровны. Хор Архангельского исполнил «Реквием» Керубини. После возложения венков, как председатель студенческого комитета первую речь сказал Ходотов Н.Н. Он говорил о молодежи, которой Вера Федоровна служила опорой во всех ее начинаниях, во всех ее исканиях, надеждах и упованиях, часто несбыточных. Сама вечно юная, вечно ищущая, всегда правдивая, даже в своих заблуждениях, она находила поддержку прежде всего в молодежи, высокие стремления которой увлекали ее вечно мятущуюся, художественно-творческую натуру. Он подчеркнул то общее, что роднило горевшую чистым огнем артистку с порывами и свободолюбивыми стремлениями лучшей части нашего молодого поколения, которое и увековечило ее память бюстом, на котором все прочтут простую, краткую, но знаменательную надпись: «В.Ф. Комиссаржевской – учащаяся молодежь». Для молодежи Вера Федоровна была призывом к свету, к правде и красоте. Молодежь верила в ее одухотворенность, верила, что нашу, полную мелочей, обыденщину можно возвысить до прекрасного.Разрешения на постановку памятника Комиссаржевской в Александринском театре задолго до этого днядобился Ходотов. Мраморный бюст Комиссаржевской заказали скульптору Н.Л. Аронсону. Вера Федоровна была один раз у него в мастерской в Париже, и он, по его словам, хорошо запомнил это интересное одухотворенное лицо. Ходотов со скульптором Аронсоном выбрали место в нише под зеркалом при входе в театр, но дирекция не дала на это своего согласия, объясняя тем, что это будет явным предпочтением перед остальными. Скульптор был очень огорчен, узнав, что бюст будет стоять не на избранном ранее ими месте при входе в театр, а в фойе бельэтажа, где кругом стоят значительно меньшие размером и притом бронзовые бюсты драматургов. Бюст простоял там вплоть до открытия Музея госактеатров, куда он был перенесен после Октябрьской революции. Бронзовой дощечки на дубовом постаменте со скромной, но высоко знаменательной надписью: «В.Ф. Комиссаржевской – учащаяся молодежь», – уже не было, она была кем-то украдена.В тот же день в Панаевском театресостоялось торжественное заседание (под председательством В.Н. Давыдова) памяти Комиссаржевской. В.Н. Давыдова в своем заключительном слове сказал: «Я горд и счастлив, что в России признают актера и чествуют его память. Сегодняшнее торжественное собрание служит тому примером, и мне, старому актеру, неизмеримо радостно присутствовать на нем!» Характеризуя Комиссаржевскую как актрису, он особенно подчеркнул то, что, несмотря на искание новых путей, Вера все же осталась верна щепкинским заветам, тонко, нежно и глубоко воплощая правду.Согласно программе заседания,с речами должны были выступить: студент Виноградов (от студенческого комитета), Ф.Ф. Комиссаржевский(воспоминания о Вере Федоровн), Г. Ге (Комиссаржевская и пресса), А. Зонов (последние минуты Веры Федоровны), Дьяконов (последние дни), П. Гайдебуров и С. Волконский. Первое отделение закончится адажио из квартета Чайковского.Во втором отделении произнесут речи: А.Л. Волынский (В.Ф. Комиссаржевская и ее значение в искусстве), Е.П. Карпов (Вера Федоровна как актриса реальной школы), А.Р. Кугель, В.Э. Мейерхольд, А.М. Бродский (Комиссаржевская и толпа), Ю.Э. Озаровский (Вера Федоровна и Дюмениль). Второе отделение закончится музыкальным номером из оперы Танеева «Орестея» (храм Аполлона в Дельфах). Всей музыкальной частью заведует профессор Черепнин, художественной – Головин и Шервашидзе, постановкой – Озаровский и Карпов. Программа заседания была отпечатана и разослана во все столичные газеты. Желающих почтить память Веры Федоровны было так много, что пришлось большинству отказать[10].ЗаключениеВера Федоровна Комиссаржевская выросла в атмосфере любви к музыке и театру, с детства она увлекалась домашними спектаклями. Вышла замуж за графа В.Л. Муравьева, с которым она вскоре развелась.В 1887-1889 гг. брала уроки драматического искусства у В.Н. Давыдова. В 1890 г., переехав в Москву, выступала под псевдонимом Комина в вокальных вечерах и спектаклях оперно-драматического училища при «Обществе искусства и литературы», одним из организаторов которого был ее отец. С осени 1893 г. начала профессиональную актерскую карьеру в Новочеркасске. Ее выступления летом 1894 г. в пригородах Петербурга привлекли внимание столичных театральных кругов, ее пригласили на казенную сцену.В Александринский театр Вера Федоровна пришла уже знаменитой в провинции, ей было 29 лет. Однако, будучи не удовлетворенной художественной атмосферой театра, чувствуя себя творчески чужой и одинокой, она летом 1902 г. покинула императорскую сцену.За шесть лет, проведенных в Александринке, актриса переиграла многие ставшие знаменитыми роли: лучшей ролью признавалась роль Ларисы в «Бесприданнице» А.Н. Островского. Именно Комиссаржевская первая решила вместо указанного автором романса «Не искушай» исполнять романс «Нет, не любил он». Критики единогласно заявляли, что Лариса была сыграна Комиссаржевской гениально. Также она играла Варю («Дикарка» А.Н. Островского), Нину Заречную («Чайка» А.П. Чехова, единственная «Чайка», которую всем сердцем принял автор), Наташу («Волшебная сказка» И.Н. Потапенко), Марикку («Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана). Кроме того, выступила в классических произведениях, как русских – Софья («Горе от ума» А.С. Грибоедова), так и европейских – Маргарита («Фауст» Гете), Дездемона («Отелло» Шекспира).Вскоре Комиссаржевская стала задумываться об обновлении русской сцены. Она хотела создать «театр души», который говорил бы «только о вечном». Денег для этого не было, и актриса отправилась в двухгодичное турне по провинции.Осенью 1904 г. в помещении петербургского Пассажа открылся Драматический театр Комиссаржевской, он оказался в центре общественного внимания накануне первой русской революции. Спектакли «Дядя Ваня» Чехова, «Дачники», «Дети солнца» Максима Горького, «Кукольный дом (Нора)» и «Строитель Сольнес» Г. Ибсена стали ядром нового театра.В начале сезона 1906-1907 гг. одновременно с переездом в новое помещение в театре произошли перемены: на должность главного режиссера пригласили В.Э. Мейерхольда. Осуществленные им эксперименты в области символистского театра («Гедда Габлер» Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Жизнь человека» Л.Н. Андреева) увлекли актрису, одержимую поиском путей освобождения сценического искусства от внешнего быта ради проникновения в духовную сущность. Но спустя год наступило разочарование, приведшее к конфликту и разрыву.Весной 1908 г. актриса совершила гастрольную поездку в Америку. Несмотря на успех этих гастролей, актрисумучали сомнения, неудовлетворенность, доводящая до отчаяния. 8 февраля 1909 г. Комиссаржевская, в последний раз выступив перед петербургской публикой, отправилась в длительное турне по России. 10 ноября в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своем уходе из театра. В Ташкенте она заразилась черной оспой, ставшей причиной ее смерти. Ее не стало 23 (10) февраля 1910 г., похоронена Вера Федоровна Комиссаржевская в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.Вся жизнь Комиссаржевской была полна напряженных художественных и нравственных исканий, не принесших ей удовлетворения и не примиривших ее с современным театром.Список литературы1.Алконост [Сборник памяти В.Ф. Комиссаржевской]. СПб.: Передвижной театр П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской, 1911. Кн. 1. С. 194.2.Вера Комиссаржевская. В поисках «театра души» // Аргументы и факты. 2014.3.Вера Федоровна Комиссаржевская: Письма актрисы, воспоминания о ней, материалы / Ред.-сост. А.Я. Альтшуллер. Л.; М.: Искусство, 1964. С. 4234.Комиссаржевская Вера Федоровна – великие любовные истории. Великие исторические личностиhttp://history-persons.ru/2012/07/komissarzhevskaya-vera-fedorovna-velikie-lyubovnye-istorii/5.Марков П. А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1974. Т. 1. Из истории русского и советского театра. С. 5426.Мгебров А. А. Жизнь в театре: В 2 т. / Под ред. Е.М. Кузнецова, вступит. ст. Е.М. Кузнецова, предисл. Г.Г. Адонца, коммент. Э.А. Старка. Л.: Academia, 1929. Т. 1. Орленев. Московский Художественный театр. Комиссаржевская. С. 5357.Носова В.В. Комиссаржевская. М.: Молодая гвардия, 1964. – С. 335 (серия «Жизнь замечательных людей»)8.Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. Л.: Искусство, 1971. С. 190. («Жизнь в искусстве»)9.Титова Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к Условному театру: Учебное пособие. СПб.: СПбГАТИ, 2006. С. 17510.Ходотов Н.Н. Близкое – далекое / Предисл. Я.О. Малютина, подгот. текста и примеч. Г.З. Мординсона. 2-е изд., испр. и доп. Л.; М.: Искусство, 1962. С. 328. (Театральные мемуары)
1. Алконост [Сборник памяти В.Ф. Комиссаржевской]. СПб.: Передвижной театр П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской, 1911. Кн. 1. С. 194.
2. Вера Комиссаржевская. В поисках «театра души» // Аргументы и факты. 2014.
3. Вера Федоровна Комиссаржевская: Письма актрисы, воспоминания о ней, материалы / Ред.-сост. А.Я. Альтшуллер. Л.; М.: Искусство, 1964. С. 423
4. Комиссаржевская Вера Федоровна – великие любовные истории.
Великие исторические личности
http://history-persons.ru/2012/07/komissarzhevskaya-vera-fedorovna-velikie-lyubovnye-istorii/
5. Марков П. А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1974. Т. 1. Из истории русского и советского театра. С. 542
6. Мгебров А. А. Жизнь в театре: В 2 т. / Под ред. Е.М. Кузнецова, вступит. ст. Е.М. Кузнецова, предисл. Г.Г. Адонца, коммент. Э.А. Старка. Л.: Academia, 1929. Т. 1. Орленев. Московский Художественный театр. Комиссаржевская. С. 535
7. Носова В.В. Комиссаржевская. М.: Молодая гвардия, 1964. – С. 335 (серия «Жизнь замечательных людей»)
8. Рыбакова Ю. П. Комиссаржевская. Л.: Искусство, 1971. С. 190. («Жизнь в искусстве»)
9. Титова Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к Условному театру: Учебное пособие. СПб.: СПбГАТИ, 2006. С. 175
10. Ходотов Н.Н. Близкое – далекое / Предисл. Я.О. Малютина, подгот. текста и примеч. Г.З. Мординсона. 2-е изд., испр. и доп. Л.; М.: Искусство, 1962. С. 328. (Театральные мемуары)
Вопрос-ответ:
Какие были первые шаги Веры Комиссаржевской в искусстве?
Вера Комиссаржевская начала свою карьеру в искусстве с участия в детском хоре и театральной студии.
Какой неожиданный успех ожидал Веру Комиссаржевскую?
Неожиданный успех ожидал Веру Комиссаржевскую во время гастролей в Нью Йорке в 1908 году, когда американские журналисты назвали ее одной из великих актрис.
Как Вера Комиссаржевская нашла свой путь в театре души?
Вера Комиссаржевская нашла свой путь в театре души через стремление быть единственной важной для кого-то, через ожидание и привлечение внимания.
Какие литературные произведения использовались для написания статьи?
Список литературы, использованный для написания статьи, приведен в конце статьи, на странице 25.
Что было одним из последних писем Веры Комиссаржевской к Брюсову?
Одним из последних писем Веры Комиссаржевской к Брюсову было письмо, в котором она написала о том, что сейчас ей нужен лишь ты, что она ждет его и верит, что он услышит ее и уйдет.
Какие были первые шаги Веры Комиссаржевской в искусстве?
Первые шаги Веры Комиссаржевской в искусстве были связаны с участием в школьных постановках и маленьких театральных группах. Она начала заниматься актерским мастерством в Санкт-Петербургском театрально-художественном училище и позже продолжила обучение в Петербургском театральном училище.
Какой успех неожиданно сопутствовал Вере Комиссаржевской?
Неожиданный успех сопутствовал Вере Комиссаржевской после ее участия в постановке "Золушка" на сцене Мариинского театра в 1897 году. Ее выступление получило восторженные отзывы критиков и принесло ей признание публики. Этот успех положил начало ее великой карьеры актрисы.
Каким был путь Веры Комиссаржевской к театру души?
Путь Веры Комиссаржевской к театру души был каменистым и сложным. Она преодолела множество трудностей и препятствий, чтобы достичь глубокого искусства актерского мастерства. Она стремилась к самосовершенствованию, изучала классические произведения, исследовала психологию персонажей и работала над собой. Ее путь к театру души был пропитан отдачей и преданностью искусству.
Какие еще факты о Жизни Веры Комиссаржевской могут быть интересными для читателя?
Интересными фактами о жизни Веры Комиссаржевской могут быть ее бурный роман с поэтом Константином Брюсовым, который не длился долго, а также ее гастроли в Нью-Йорке, где американские журналисты назвали ее одной из великих актрис. Также можно упомянуть о ее последних письмах и романтической мечте о том, чтобы встретить свою вторую половинку.
Какие были первые шаги Веры Комиссаржевской в искусстве?
Первые шаги Веры Комиссаржевской в искусстве были связаны с театром, где она начала работать с юных лет. Она шла по ступеням актерской лестницы, сначала играя небольшие роли, а затем получив признание и успех в крупных театрах.