Укрепление здоровья дошкольников посредством физической культуры и спорта
Заказать уникальную дипломную работу- 82 82 страницы
- 64 + 64 источника
- Добавлена 17.02.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Теоретические основы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников 8
1.1. Психологические, педагогические характеристики понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 8
1.2. Обоснование возможности формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников 10
1.3.Особенности формирования основ здорового образа у старших дошкольников средствами спорта и физической культуры 12
Глава 2. Исследование социально-педагогических аспектов формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на примере работы ГБДОУ д/с 11 комбинированного вида Колпинского района СПб 23
2.1. Характеристика ДОУ 23
2.2. Анализ социально-педагогической деятельности ДОУ 28
2.3. Пути улучшения качества социально – педагогической работы по формфированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста 41
Заключение 77
Выводы и рекомендации 79
Список литературы 82
Слава Ф: «А мой папа пьет кофе, чтобы не спать». Артем П.: «Надо есть творожно-манную запеканку, я ее очень люблю». Ведущий обобщил ответы детей и сделал вывод о продуктах, которые необходимо употреблять для человека в начале дня. После эстафеты «Не просыпь крупу» экспериментатор предложил отправиться в полет. Для полета дети собирают рюкзаки и отбирают предметы, необходимые человеку, чтобы выжить вне дома и при этом сохранить свое здоровье. Проводя следующую эстафету «Перенеси рюкзаки», ведущий обратил внимание ребят на то, что для переноски тяжелых вещей нужны силы, которые мы получаем вместе с едой. Дети делают вывод о необходимости завтрака в жизни человека.Далее был организован блок заданий умственного характера. Такая смена деятельности аналогична смене деятельности и в режиме дня, когда человек должен чередовать пассивные и активные виды деятельности. Дети отгадывали загадки о действиях человека, нацеленных на здоровье. Умственная деятельность вновь чередовалась с активной деятельностью - была проведена эстафета «Играем с мячом»: детям предложили разные виды движений, которые они должны были сделать по команде ведущего. Данное задание учит разнообразным способам игры с мячом, что является развитием способности ребенка организовать собственную насыщенную деятельность в будущем.В заключение физкультурного развлечения взрослый попросил детей сделать выводы о значении режима дня, его пользе в сохранении здоровья. Алина С : «Режим дня — это то, что надо делать каждый день, чтобы быть здоровым». Артем П.: «Чтобы быть здоровым, надо делать зарядку, не пачкаться, умываться и мыть руки». Даша Б.: «Режим дня помогает быть здоровым, потому что, когда я устаю бегать, мне надо отдохнуть, и я сплю днем». Рита М.: «На завтрак надо есть кашу, там много полезного». Виталик М.: «Утром надо умыться и почистить зубы, а потом у нас разные занятия, а после обеда надо спать».Особой популярностью у детей пользовались те формы досуговой деятельности, в которых участвовали родители. Наиболее эффективными для развития эмоционально-положительного отношения к основам здорового образа жизни были такие формы досуговой деятельности, где дети могли показать свою значимость, свое равенство со взрослыми.Примером этого может служить проведение викторины «Кто умнее дошкольника».Викторина была посвящена теме, которая очень заинтересовала детей.В рамках данной темы были проведены познавательные занятия,рассмотрены иллюстрации, прочитаны художественные произведения, выполнен проект «Путешествие пирожка».В ходе викторины у детей закреплялись и систематизировались знания о пищеварительной системе человека, формировалось сознательное отношение к своему здоровью, умение быстро адаптироваться в незнакомой обстановке и актуализировать свои знания.Викторина состояла из четырёх туров заданий и вопросов, рекламной, физкультурной и музыкальной паузы. Каждый этап викторины был посвящен здоровому образу жизни.Были сформированы две команды: взрослых и детей.Формулирование вопросов было разнообразным:стандартным,направленным на выявление знаний («Почему двенадцатиперстная кишка так называется?»); ситуативным («Что происходит с пирожком во рту?», «Сколько пирожок идет в желудок?»), вопрос-сравнение («Пылесос в нашем организме», «На что похож пустой желудок»), вопрос - причина («Почему пища попадает в глотку, а не в дыхательное горло?»).Больше правильных ответов на вопросы дали дети. Многие взрослые удивлялись содержанию вопросов и говорили, что эти сведения изучали в школе и сейчас уже забыли.Рекламная пауза была посвящена теме «Фрукты против шоколада». Во время подготовки проекта дети со взрослыми сочиняли четверостишия о разных фруктах. Эти стихотворения мы использовали в постановке рекламы, авторами которой тоже стали дети совместно с педагогами. Дошкольники, в образе одного из фруктов, выходили и рекламировали продукт, а ребенок в образе шоколада после каждого выступления «фрукта» предлагал ему перекусить шоколадкой, на что получал категорический отказ. В конце постановки все фрукты давали решительный отпор шоколаду.При сочинении стихотворений дети и родители пытались в тексте дать информацию о пользе фруктов. Даша М. и Н.П.:Любят обезьяныСладкие бананы.И ты бананы поедай —Свое здоровье поправляй.Лиза М.и М.П.Продукты всякие нужны,Продукты всякие важны!Только есть их надо в меру И по нашему примеру —Много фруктов кушать надо,Лишь немного шоколада!Развитие самостоятельности происходило последовательно: в игровых ситуациях (специально смоделированных взрослым); в ситуациях, где оценивающую роль выполняет сверстник (дежурства); в ситуациях, где оцениваются собственные действия по сохранению и укреплению здоровья самим ребенком. Рассмотрим организацию каждого этапа.После того как дети приобретали начальные знания о способах поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья, необходимо было организовать условия для использования полученной информации. С этой целью нами были разработаны задания для практической тетради «Я и мое здоровье», а также практические ситуации для решения их задач на вербальном уровне. Практические тетради были напечатаны типографским способом и предоставлены каждому ребенку. Выполнение заданий на страницах тетради осуществлялось по мере изучения и рассмотрения той или иной темы на занятиях, в совместной деятельности с педагогом или родителями, в самостоятельной деятельности. Материал был подобран в соответствии с темами, определенными нами в начале формирующего эксперимента. Задания, предложенные в практической тетради, носят разнообразный игровой и занимательный характер. В соответствии с темами дошкольники выполняли такие задания: «Выбери предметы, которые помогают быть здоровыми», «Если заболел, этот номер набери», «Назови органы чувств», «Чем можно чистить уши», «Что я слышу», «Друзья зубов», «Если ты поранил руку», «Витаминный напиток», «Спорт летом и зимой» и др. Основные действия детей заключались в прочтении задания (если ребенок читающий), классификации предметов (зачеркни, обведи), решении кроссвордов, ребусов, выборе необходимого действия для поддержания здоровья, определении соответствия (орган чувств - качество предмета), последовательности действия, решении проблемной ситуации.Практические задания вербального характера выполнялись в совместной деятельности со взрослым. Например, предлагалось обсудить такую ситуацию: «Если пить молоко из холодильника, то можно заболеть. Маша не пила холодное молоко, но заболела. Почему? Что нужно сделать, чтобы не заболеть?». Реализация старшими дошкольниками своих знаний на практике осуществлялась в следующих заданиях: составление рекомендаций («Чтобы зубы не болели»), правил («Правила красивой осанки»), алгоритмов деятельности («Чтобы был веселым день» - порядок действий в режиме дня). Так как старшие дошкольники еще не овладели письменной речью, то предложения детей записывались взрослым, иногда мысли представлялись в виде картинки или символа. Так, были разработаны и представлены в виде картинок следующие культурно-гигиенические правила: ложись спать всегда в одно и то же время; вставай утром всегда в одно и то же время; каждый день делай зарядку; хорошо умывайся и чисти зубы; обязательно мой руки перед едой и после пользования туалетом, после прогулки; аккуратно складывай свою одежду. В виде схемы были представлены правила проведения зарядки для глаз, в основу которой заложены основные действия во время гимнастики: посмотреть вправо - влево; вверх - вниз; далеко - близко; совершить вращательные действия.Следующим шагом стала организация контроля со стороны ребенка. Каждый день контролирующие действия выполнял один ребенок, при этом он оценивал качество выполнения остальными детьми только одного способа действия. Свои наблюдения «контролер» вместе с педагогом отмечал на специальном экране. В конце дня поощрялся тот ребенок, который выполнил наиболее качественно определенный способ действия. На данном этапе значительно повысился интерес детей к действиям по сохранению и укреплению здоровья, дошкольники сознательно стали стремится ккачественному выполнению способов действий. По мере изменения позиции ребят по отношению к своему здоровью изменялось и поведение педагога.Наблюдение показало, что педагоги чаще всего используют прием прямых указаний, предваряя ими действия детей. Это снижает активность самого ребенка. С целью изменения ситуации педагоги стали заменять прямые указания на косвенные. Когда действия дошкольников перестали четко регламентироваться, дети стали забывать о выполнении необходимых для здоровья действий. Для активизации воспитанников была разработана «Лесенка здоровья». Этот этап был направлен на актуализацию контролирующей функции самого ребенка. На определенный срок (от нескольких дней - до нескольких недель) на лесенке выставлялся один способ ведения основ здорового образа жизни, который подвергался контролю детей (мыть руки перед едой, мыть руки после улицы, мыть руки после посещения туалета и т.д.). Каждый день дошкольник анализировал качество выполнения действия по сохранению и укреплению здоровья и отмечал его оценку с помощью фишки. Если ребенок выполнял действие, но с ошибками, по напоминанию взрослого, не качественно - то фишка устанавливалась на один уровень, если же действие выполнялось по собственной инициативе дошкольника, самостоятельно, качественно - то на другой уровень.Второе условие формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников - расширение предметно-пространственной среды для освоения детьми способов его ведения. Выделение этого условия связано с необходимостью овладения детьми способами ведения здорового образа жизни, развитием целенаправленности, инициативности и самостоятельности их использования в поведении и деятельности для достижения результатов. Реализация данного условия предполагала расширение предметнопространственной среды за счет создания «Центра здоровья».Создание среды - предмет исследования, предмет дискуссий по даннойпроблеме философов, психологов и педагогов. Развивающая предметно-пространственная среда создается с учетом возрастных особенностей детей, с учетом их интересов, потребностей (О.В.Дыбина, Л.М.Кларина, С.Л.Новоселова, Л.А.Пенькова, В.А.Петровский, и др.)В настоящее время наука и практика предъявляют особые требования ксреде ребенка дошкольного возраста, особенно в рамках сохранения и укрепления здоровья, что связано, прежде всего, с особенностями этого возраста, с многообразием элементов основ здорового образа жизни. Предметно-пространственная среда в рамках нашего исследования должна, с одной стороны, не навредить здоровью ребенка, а, с другой стороны, способствовать формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников, т.е. должна быть направлена на развитие знаний и представлений об элементах здорового образа жизни, эмоционального отношения к ним и умения реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами. В последнее время особое внимание уделяется разработке вопросов построения развивающей среды. Определены принципы ее организации (О.В.Дыбина, В.А.Петровский, Р.М. Чумичева и др.), которыми мы руководствовались при организации предметно-пространственной среды с целью формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.Учитывая многообразие элементов здорового образа жизни, многоаспектность понятия «здоровье», а также с целью формирования у дошкольников системного, целостного представления о здоровье и здоровом образе жизни - целесообразно, на наш взгляд, организовать единое место, где необходимо размещать объекты, способствующие закреплению знаний о здоровом образе жизни, развивающие эмоционально-положительное отношение к нему и побуждающие к ведению здорового образа жизни. Таким местом стал «Центр здоровья».В Центре размещались дидактические игры разного содержания, раскрывающие элементы основ здорового образа жизни. По причине отсутствия дидактических игр, изготовленных фабричным способом, и в целях раскрытия перед детьми всех элементов основ здорового образа жизни, нами было разработано содержание настольно-печатных игр, которые были изготовлены с помощью родителей и детей. Таким образом, в Центре былипредставлены следующие дидактические игры: «Режим дня», «Отгадай-ка»,«Что вредно, что полезно», «Здоровые зубы», «Зоркий глаз», картинки- путаницы и др. Также там располагались материалы для игровых упражнений, которые ребенок способен выполнить сам или совместно со сверстником (материалы для развития зрения, слуха и т.д.). Данные игры и материалы дети могли взять домой для совместной деятельности с родителями. В данном случае мы нацеливали дошкольников на то, что они будут «учителями» и будут подсказывать родителям, что нужно делать в соответствии с содержанием выбранной ими игры. Одним из эффективных приемов формирования осознанности при ведении здорового образа жизни оказался прием обыгрывания ребенком роли учителя. Ребенок в позиции взрослого транслирует свой собственный опыт, знания и представления героям художественных произведений, родителям. Соответствие дошкольника позиции обучающего реализует потребность ребенка быть как взрослый (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин). Этот прием мы использовали после проведения познавательных занятий. Это позволяло закреплять полученные в детском саду знания, привлекать родителей к проблеме ведения здорового образа жизни, знакомить их со способами ведения здорового образа жизни.С целью закрепления у детей способов деятельности педагогами разрабатывались алгоритмы, которые помещались в той части групповой комнаты, с которой связано осуществление данных способов действий: алгоритм мытья рук - в умывальной комнате; последовательность выполнения упражнений - в двигательном центре; последовательность упражнений для глаз - в учебной части помещения. После того как у детей возрастает уровень самостоятельности и они перестают нуждаться в напоминаниях со стороны педагога и зрительных указаниях, алгоритм деятельности располагается в «Центре здоровья», где дети могут рассмотреть его еще раз по мере необходимости.По разделу «Режим дня» представлены виды и модели часов, практическое пособие «Календарь жизни группы» - ежедневное составление плана дня с включением режимных моментов, панно со съемными элементами для выкладывания режимных моментов, сигнальные карточки, отображающие переход к двигательной паузе на занятии, упражнения «Найди отличия».По теме «Здоровье и питание» представлены модели «Накроем чайный стол», «Приглашаем на обед» - для формирования навыков поведения за столом, игры-путаницы, игры-путешествия по органам пищеварения, результаты проектной деятельности «Сладкие сказки», «Сказки о полезных продуктах».Тема «Культурно-гигиенические навыки» была представлена оборудованием для игры-опыта «Чистюли и чистюльки» по закреплению представлений, моделями кривых зубов для рассматривания, оборудованием для театрализованной игры «Витаминная семья».Тема «Здоровье и болезнь» предусматривала создание картинок и материалов для игр, составление каталога загадок, пособия «Опасные путешествия» для развития знаний об оказании первой медицинской помощи, карточки-схемы для проведения пальчиковой гимнастики, самомассажа, алгоритмы действий человека по оказанию помощи при укусах, ушибах, обморожениях, солнечном ожоге.Тема «Движение и здоровье» включала следующие материалы: иллюстрации для рассматривания «Виды спорта», «Из истории спорта», «Туризм», «Спортсмены России», схемы выполнения упражнений (гимнастики для глаз, пальчиковая гимнастика), результаты проектов «Как играть в футбол», «Игры, полезные для дыхания».В условиях групповой комнаты в дошкольных учреждениях предусмотрено отдельное место для двигательного центра, поэтому часть материалов по теме «Движение и здоровье» размещалось в нем. Содержаниеэтого центра регламентируется требованиями программы обучения ивоспитания, а также рекомендациями Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, М.А. Руновой в книге «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для ДОУ». В дополнение к обязательному набору оборудования мы разместили разработанные нами алгоритмы действий с объектами: пиктограммы действий на тренажерах, «Школа мяча», пиктограмма «Волшебная скакалка», пиктограммы упражнений на хоп-мяче, алгоритм организации подвижных игр и т.д. Отсутствие финансирования приводит к недостатку физкультурного оборудования. Разрешение проблемы мы нашли в создании нестандартного оборудования, которое в нашем случае характеризуется оригинальным представлением, оформлением, многофункциональностью, строением и способами использования. При разработке нестандартного оборудования для старших дошкольников мы опирались на следующие параметры: сочетание статического и динамического компонентовинвентаря; возможность рационального его использования; возможность трансформирования инвентаря при минимальных затратах времени и сил; соответствие оборудования, возрастным особенностям, индивидуальным возможностям и интересам детей; возможность с помощью оборудования обеспечить детям двигательную активность, развить у них самостоятельность.На наш взгляд, расширение содержания данного центра обеспечило понимание необходимости ведения здорового образа жизни, а также овладение доступными для ребенка способами и упражнениями его ведения. Дети стали активнее в своих проявлениях, появилась потребность реализовывать полученные знания в поведении и самостоятельной деятельности и получать личностно-значимый результат от этого процесса, что, в свою очередь, являлось показателем наличия стремления вести здоровый образ жизни.Учитывая эффективность использования художественной литературы,был пополнен книжный уголок произведениями научно-популярногохарактера следующих авторов: С.Афонькина, Г.Зайцева, А.Е.Касаткиной,Н.Б.Коростылева, И.Стрменьовой. Периодически для детей и их родителей организовывались выставки книг по здоровьесберегающей тематике.Третье условие - сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанное на единстве их воспитательного воздействия. Введение данного условия обосновано необходимостью предъявления ребенку единых требований со стороны педагогов и семьи, усиления роли родителей как носителей информации о здоровом образе жизни и способах действий по его ведению, а также необходимостью постоянного и длительного воспитательного воздействия на ребенка в ДОУ и семье.Реализация данного условия предполагала дифференцированную работу педагогов с родителями, которые были разделены на три группы с учетом их позиции по проблеме формирования основ здорового образа жизни у детей и предпочитаемого способа взаимодействия с педагогами в решении этой проблемы.Работа с родителями планировалась на год, в соответствии с их позицией в отношении ведения здорового образа жизни, уровнем мотивации, интенсивности ведения здорового образа жизни (эпизодически или постоянно); в соответствии с полнотой знаний о здоровом образе жизни, о способах ведения- здорового образа жизни, о, факторах, влияющих на здоровье; знаний по проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни; в соответствии с направленностью и готовностью к взаимодействию с педагогами ДОУ, наличием запросов и проблем; тематическими занятиями с детьми.Так, при изучении с дошкольниками темы «Мои кости и мышцы» организовывались следующие мероприятия по трем группам родителей: вечер по обмену опытом «Осанка и здоровье человека» (первая группа), практикум «Зарядка для осанки» (вторая группа), совместное занятие «Учимся играть и осанку укреплять» (третья группа). По каждой теме решались задачи в соответствии с уровнем направленности родителей на формирование основ здорового образа жизни у детей. Первая форма - родительский вечер по обмену опытом позволил поставить родителей вактивную позицию, как людей знающих и умеющих. Экспертом на даннойвстрече был врач-ортопед. Все мнения родителей были рассмотрены с позиции медицинской науки. На основе итоговых высказываний родителей и авторитетного мнения врача были составлены рекомендации для профилактики заболеваний позвоночника детей. Данные рекомендации были оформлены в ближайшем номере газеты для родителей. Практикум «Зарядка для осанки» позволил сформировать у родителей умения правильно проводить в домашних условиях с детьми упражнения для позвоночника. Совместное занятие позволило в неназидательной форме дать родителям знания о необходимости охраны позвоночника и показать практическое применение этих знаний.С родителями предпочтение отдавалось практическим формам работы, в процессе которых не только давались советы, но и создавались условия для применения полученных знаний. Так, была организована серия занятий, посвященных психологическому здоровью. На них была обнаружена взаимосвязь состояния психологического здоровья детей и поведения их родителей, микроклимата в семье. Одним из действенных упражнений на таких занятиях стало «выстраивание цепочки». Родителям предлагали выстроить последовательность действий по следующему плану: поведение ребенка - традиционная тактика поведения родителей - причина поведения ребенка (представляется психологом или педагогом) - измененная тактика поведения родителей. В ходе таких занятий родители овладели речевыми оборотами, которые необходимо использовать в повседневной жизни, поняли причины того или иного поведения ребенка. Родители составили копилку полезных фраз: «счастье мое, радость моя!», «ты очень многое можешь», «чтобы мы без тебя делали», «я радуюсь твоим успехам» и др.Учитывая тот факт, что авторитет педагогов у родителей не всегда высок, мы организовывали такие формы работы, которые предполагали привлечение специалистов из другой сферы. Таким образом был проведенкруглый стол «Режим дня ребенка» с участием врача. В ходе встречи былиобозначены основные проблемы, с которыми сталкиваются родители в организации режима выходного дня. Комментарии врача послужили вескими аргументами для его пересмотра (необходимость дневного сна, фиксированного времени для отхода ко сну, характер детской деятельности в разные периоды времени). Однако готовности изменить режим дня после этой встречи не наблюдалось среди родителей. Основная причина — «наличие своих планов на выходной». С целью изменения данной ситуации в совместной деятельности был оформлен плакат «Как бы я провел выходной», где дети отразили свои пожелания о характере и содержании выходного дня. Это заставило родителей взглянуть на проблему с позиции ребенка. Работа психолога с родителями выявила еще одну причину неготовности изменить режим дня - отсутствие знаний об организации досуга ребенка в домашних условиях. Изменить ситуацию помогло проведение «Игротеки», на которой родители знакомились с играми современных детей, со способами организации детей. В результате 4,3% семей изменили содержание своего выходного дня.Учитывая недостаток времени и порой отсутствие желания семей сотрудничать с педагогами, мы использовали так называемые «опосредованные формы работы», предпочитаемые родителями: фотовыставки «Наши выходные с пользой для здоровья», «Стадион дома», «Семейные праздники», «Отдыхаем все семьей»; издание совместно с родителями и детьми информационных листов «Бережем глаза», «Как правильно смотреть телевизор», «Какая обувь самая удобная»; изготовление спортивного оборудования своими руками с последующей его выставкой; создание аудиожурналов «Осанка - зеркало здоровья», «Точки на ладошках», «Способы похвалить ребенка», в которых дана записанная информация с возможностью прослушивания её как в домашних условиях, так и во время прихода родителей за детьми через централизованное вещание; а также ежемесячный выпуск газет (по темам в соответствии с нашим планированием).Содержание выпусков газеты соответствовало темам программы работы с детьми, это способствовало погружению родителей в тему и подготовке их к совместному обсуждению вопросов темы с ребенком. Каждая рубрика газеты решала определенные задачи. Представим разделы газет. В рубрике «Ребенок должен уметь» раскрывались возрастные возможности детей, что нацеливало родителей на необходимость формирования конкретных умений и навыков в определенном возрасте. Так, по теме «Личная гигиена и здоровье» раскрывались культурно-гигиенические умения и навыки, формирующиеся в данном возрасте; в тематическом выпуске «Режим дня и здоровье» были представлены возрастные нормы продолжительности периодов сна, бодровствования, кормления; в номере «Питание и здоровье» названа суточная норма получения ребенком необходимых полезных веществ.В рубрике «Педагогическая копилка» родители знакомились с педагогическими приемами: «как накормить ребенка овощами», «как приучить ребенка засыпать в одно время». На страницах этой рубрики демонстрировался и опыт родителей, примеры которого были собраны с помощью «почтового ящика».Раздел «Родителям на заметку» позволил привлечь внимание мам и пап приведенными там фактами: «уже в пять лет у 60% детей есть кариес. В группе «Веселые человечки» у 70% дошкольников по два больных зуба. В группе «Медвежонок» у 28% ребят по три больных зуба. Стоит задуматься!».Страничка «Вместе с детьми» содержала материал для родителей о формах совместных занятий с детьми. В данной рубрике размещались задания игрового характера (ребусы, кроссворды, проблемные ситуации), направленные на закрепление знаний и представлений детей о здоровом образе жизни. Совместное выполнение заданий позволяет улучшить микроклимат в семье, сплотить родителей и детей. Были представлены задания разных уровней сложности: «Выбери правильно», «Перевертыши»,«Что сначала, что потом». Всё это позволяет поставить ребёнка в ситуацию успеха, где он является ведущим, «знающим», «учителем» для родителей.Художественное слово, помещенное в газете, позволяет развивать у детей эмоционально-положительное отношение к действиям. При условии небольшого размера художественного произведения текст быстро запоминается дошкольниками и используется в сюжетно-игровой деятельности.На последней странице каждого номера размещался список научно-популярной, педагогической литературы, которая помогала родителям более глубоко изучить вопросы тематического номера газеты.К выпуску газет привлекались не только педагогические работники, но также родители и дети. Дошкольники участвовали в иллюстрировании газеты, в подборе вопросов для родителей. Родители первой группы участвовали в подборе материалов, в поиске ответов на вопросы, поставленные родителями второй и третьей групп. Координаторами всех действий стали педагоги творческой группы.Популярны среди родителей открытые формы занятий: открытые как для просмотра, так и для участия родителей в них. На таких занятиях родители видят достижения детей, их заставляет задуматься вопрос, каким образом педагоги достигли такого результата. Тем самым мы пробуждаем у родителей интерес к проблеме, формируем знания и способствуем становлению мотивационной сферы. Среди форм работы, предполагающей участие родителей и детей в процессе формирования здорового образа жизни, хорошо зарекомендовали себя такие, как «Туристический слет» и работа детско-родительского клуба «Здоровячок».Туристический слет проводится четыре раза в год соответственно сезону и способствует стабилизации детско-родительских отношений, позволяет детям демонстрировать свои знания, умения, стать лидером рядом с мамой или папой. Туристический слет предполагает исполнение ребенкомроли «знатока» - знатоки растений, друзья птиц, помощники насекомых, следопыт, санитар, всё это повышает уровень самооценки дошкольника. Благодаря использованию разнообразных форм деятельности в структуре туристического слета здесь возможно применение знаний на практике: наблюдения, преодоление полосы препятствий, соревнования и конкурсы природоведческого характера, оказание первой медицинской помощи, организация досуга на привале, изготовление поделок из природного материала, организация и свертывание бивака, туристический «перекус».В рамках детско-родительского клуба «Здоровячок» были организованы совместные встречи в форме физкультурных занятий с интенсивностью один раз в неделю. На этих занятиях родителям предоставлялась возможность заниматься физической культурой вместе с детьми в хорошо оборудованном зале. Занятие предусматривало совместные упражнения и самостоятельное их выполнение детьми и родителями. Практика показывает, что такая форма очень популярна у родителей, имеющих детей раннего возраста. Если вводить данную форму в этот период, то родители постепенно приобщаются к таким занятиям и посещают данный клуб до выпуска детей в детском саду. Введение же данной формы на этапе старшего возраста дошкольника не дало положительных результатов. Работа данного клуба способствовала сплоченности коллектива, развитию единых ценностей и интересов, мотивации к ведению здорового образа жизни.Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения, позволило обеспечить единство воспитательных воздействий, добиться взаимопонимания и взаимодействия взрослых, а также повысить эффективность проведенной работы в экспериментальной группе.После реализации проекта была проведена повторная диагностика.Результаты изучения медицинских карт детей показали, что заболеваемость детей снизилась. Если в январе - марте 2015 г. 15% детей перенесло вирусные инфекции, то в июль - декабрь 2015 г. показатель снизился до 7%.Результаты повторного анкетирования родителей. Родители начали проявлять больший интерес к проблеме формирования здорового образа жизни своих детей. Их стали интересовать проблемы физического воспитания, профилактики заболеваний, оздоровления ребенка, его психофизиологического развития, вопросы приобщения детей к культурным ценностям. Показатель количества заинтересованных в решении данных вопросов родителей на сегодняшний день достиг 60%. Отношение к педагогической литературе в целом осталось прежним. Однако периодические издания по вопросам воспитания детей начали читать 80% родителей. Из них регулярно - 10%. Интерес к совместной работе с детьми вырос на 40% и в настоящее время проявляется уже у 60% родителей. Родители стали вести активный образ жизни, подавая пример детям. В течение работы проводилось наблюдение за родителями и детьми. По результатам наблюдения можно сделать следующие выводы:У родителей повысился интерес к вопросам ЗОЖ детей Они стали часто задавать вопросы по поводу питания и закаливающих процедур в домашних условиях. Изъявлять желание услышать рекомендации специалистов (старшей медсестры, врача) по укреплению здоровья детей. Интересоваться методической литературой по сохранению здоровья, брать предложенную литературу для чтения домой.Родители стали соблюдать режим дня в ДОУ - приводить детей в определенное время до 8.00, благодаря чему 96% детей посещают утреннюю гимнастику. В выходные дни поддерживают режим дня ДОУ и сбалансированное питание детей. Родители с детьми стали чаще посещать парки, выезжать за город, вести активный образ жизни - кататься на коньках, лыжах, плавать в бассейне, играть в футбол, теннис и т.д. В качестве особого достижения можно отметить, что в результате проведенной работы часть родителей отказалась от вредных привычек в пользу здоровья детей (перестали курить в их присутствии, а 6 % вовсе отказались от курения). Родители стали активно посещать родительские собрания и совместные мероприятия родителей и детей в детском саду. На сегодняшний день ряд тем родительских собраний продиктован уже запросами родителей. Посещаемость данных мероприятий возросла до 87%.Если раньше дети слабо ориентировались в вопросах укрепления здоровья и не могли назвать причины его ухудшения и поддержания, то в настоящее время ситуация изменилась. Дети приобрели соответствующие своему возрасту необходимые знания, навыки и умения для укрепления собственного здоровья. Ребята свободно ориентируются в вопросах гигиены, закаливания, строения человека. Имеют основные представления о безопасной среде обитания. Владеют навыками проведения оздоровительных минуток, умением правильно принимать пищу (тщательно пережевывать, разумно относиться к приему жидкости). С удовольствием используют простейшие методы закаливания (хождение по дорожкам Здоровья, контрастное ножное водное закаливание в теплое время года).Таким образом, использовались следующие методы работы с родителями по формированию ЗОЖ детей: родительское собрание «Здоровый образ жизни»; день открытых дверей; спортивный праздник.В ходе проведенной работы выяснилось, что использование данных методов работы с семьей доказывают родителям социальную значимость формирования у детей навыков здорового образа жизни и повышает активность родителей в совместной с педагогом деятельности в данном вопросе.Повысился не только формальный уровень посещения родителями мероприятий, проводимых в традиционной форме (родительских собраний, педагогических бесед и т.д.), но и заметно возросла их готовность к применению полученных знаний. В частности к выполнению требований педагога, способствующих оздоровлению детей и поддержанию режимных моментов ДОУ, что привело к снижению уровня заболеваемости.Родители стали более активными участниками жизни группы и ДОУ. Они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.Таким образом, представляется возможным утверждать, что работа ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников будет эффективной, если- она будет строиться на основе сотрудничества;- методы работы с родителями будут способствовать их личной заинтересованности в её результатах.ЗаключениеВ соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетному направлению государственной политики в сфере образования. В связи с этим, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни является одной из основных задач дошкольного образования. Использование современных здоровьесберегающих технологий и создание программ здоровьесбережения должны вызывать у детей определенный интерес к своему здоровью и пробудить желание заботиться о нем. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья малыша, происходит интенсивный рост и развитие, формируются осанка, основные движения, а также необходимые навыки, умения и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера. Именно поэтому, забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего детского сада. Перед нами стоит трудная задача: не только сохранить здоровье дошкольника, и укрепить его, но и научить детей бережно относиться к своему здоровью. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все структуры, которые определяют потенциальные возможности человека. Поэтому дошкольное детство, когда жизненные установки ребенка еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, является сензитивным периодом формирования мотивации к здоровью и ориентации его жизненных интересов на здоровый образ жизни. Формирование у ребенка основ здорового образа жизни предполагает правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью, элементарные знания о своем организме, развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию себя, и воспитание потребности на доступном уровне заботиться о своем здоровье. Одним из условий реализации данных задач, является систематическая двигательная активность дошкольников, которая осуществляется посредством разнообразных форм и методов работы. Эффективность работы в данном направлении обеспечивается за счет непосредственного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Именно семья создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Родители должны под- держивать в принципы формирования здорового образа жизни в сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью педагоги нашего до- школьного учреждения осуществляют через разные виды деятельности: занятия, игры–занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы. Освоение материала организовывают не только в НОД, но и во всех режимных моментах. Педагоги, обеспечивая преемственность в вопросе формирования стремления к здоровому образу жизни у детей с семьями воспитанников, применяют разнообразные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование, дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с детьми, разные виды физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Реформа системы образования предоставила возможность применения в работе с дошкольниками разнообразных здоровьесберегающих технологий, которые обеспечивают приобщение детей к физической культуре и расширяют формы оздоровительной работы. В своей работе мы стараемся опирались на здоровьесберегающие технологии по освоению различных образовательных областей, и в первую очередь физической культуры. Эти программы строятся на принципе личностно–ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивают полноценное развитие ребенка. Выводы и рекомендацииСтарший дошкольный возраст - первый важный этап формирования у ребенка привычки к здоровому образу жизни, который должен обеспечить реализацию таких задач:Формирование представления о здоровье, как о главной ценности человеческой жизни, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Формирование представления о факторах, влияющих на здоровье человека.Знакомство со строением тела человека, его организмом. Формирование умения прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать.Формирование представления о болезнях, причинах их возникновения, правильном отношении к больному человеку, профилактике заболеваний.Систематизация знания о профессии врача, ее значимости.Формирование представления о роли лекарств и витамин. Знакомство с элементарными правилами оказания первой помощи.Воспитание привычек личной гигиены.Закаливание ребенка и развитие двигательной активности.Профилактика и устранения вредных привычек.Приобретенные знания служат базой, руководством к действию для охраны и укрепления собственного здоровья.Для реализации поставленных задач необходимо разработать систему работы по валеологическому воспитанию старших дошкольников.Эта система должна включать в себя:Методическое обеспеченийОрганизацию развивающей средыНепосредственно образовательную деятельность.Непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.Работу с семьями воспитанников.Рассмотрим, что включает в себя каждое направление работы.Методическое обеспечение.В настоящее время существует ряд программ направленных на формирование у дошкольников навыков разумного поведения в опасных ситуациях, становление основ экологической культуры, приобщения к здоровому образу жизни. Это программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. - М.: Просвещение, 2007, Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» Авт. - сост. М. Л. Лазарев и другие.Организация развивающей среды.Организованная образовательная деятельность должна включать в себя следующие занятия:Социализация. Для того чтобы поведение ребенка было произвольным и направлено на охрану и укрепление собственного здоровья необходимы представления и понятия о значимости различных органов и систем в жизнедеятельности человека, об их функционировании и влиянии различных факторов на их работу. На таких занятиях дети осваивают правила, соблюдение которых обеспечит охрану и укрепление здоровья.Познание. На этих занятиях дети узнают, что человек является частью природы, живет по ее законам, оказывает свое влияние на нее, а она в свою очередь влияет на человека.Установление тесной взаимосвязи работы ДОУ и семьи для создания условий приобщения к здоровому образу жизни, осуществляется через различные формы связи, обеспечивающие единство содержания, условий и требований к поведению ребенка. Для обеспечения взаимодействия с семьей необходимо проводить следующие формы работы:собрания. На собраниях родители знакомятся с содержанием и формами работы по валеологическому воспитанию детей;собрания-практикумы. Родители знакомятся с методами и формами организации двигательной активности ребенка на улице и дома.консультации. В консультациях необходимо предлагать родителям практический материал о том, как организовать двигательную активность ребенка, какие профилактические упражнения можно выполнять с детьми дома, знакомить с правилами оказания первой помощи и информацией о полезных продуктах.день открытых дверей, совместные праздники и развлечения. При проведении таких мероприятий у родителей появляется возможность стать участниками педагогического процесса, понять насколько это интересно и познавательно для детей.совместная работа по созданию тематических альбомов обеспечивает сотрудничество родителей и ребенка. Ребенок в свою очередь делится своими знаниями, полученными в результате этого сотрудничества со сверстниками и педагогом, что позволяет ему гордиться своими достижениями, осознавать свою значимость.Для обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода необходима оценка уровня сформированности здоровьезберегающего поведения каждого ребенка.Диагностика с детьми старшего дошкольного возраста должна проводиться дважды: в начале учебного года и в конце учебного года.Диагностика проводится в форме беседы. В процессе беседы педагог выявляет, насколько осознанным является понимание ребенком необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и влияние различных факторов на его сохранность.Список литературы
1. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-пресс, 2009 – 144с.
2. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2003. – 128 с.
3. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: беседы с рук. дошк. учреждения о сотрудничестве с семьей/ Е.П. Арнаутова.- М.: Линка-Пресс,2004.- 206 с.
4. Березина Н. А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2014. - № 16. - ART 131083 - 0,5 п. л. - URL: http://www.kids.covenok.ru/131083.htm.
5. Богомягкова О.Н. Системный подход в обеспечении психологическо- го здоровья ребенка // Вестник Пермского государственного гумани- тарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 137-150.
6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М. : Академический Проект, 2011. – 240 с.
7. Бредихина Н.В. Здоровый образ жизни как человеческий ресурс в со- временной России // Человеческий капитал. 2012. № 9 (45). С. 58-61.
8. Валуева А.В. Изучение социально-педагогических условий форми- рования у детей с ограниченными возможностями здоровья представлений о здоровом образе жизни // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. Сб. стат. по матер. ХХХI междунар. заоч. науч.-практ. конф. М.: Изд. «Международный центр науки и образо- вания», 2014. № 10 (31). 142 с.
9. Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» — М.: Мозаика-Синтез, 2013.
10. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М. : Академия, 2007. – 446 с.
11. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой. - М.: Просвещение, 2012 – 191 с.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 213 с.
13. Гундаров И.А. и др. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ / И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. – М.: Академия, 2009. – 120 с.
14. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. -144 с.
15. Деркунская, В.А. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря)/ В.А.Деркунская // Управление дошкольным образовательном учреждением, - 2005. - № 3. - с. 119-122.
16. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. 2011. № 1. - С. 63.
17. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта; Retorika., 2006. – 137 с.
18. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
19. Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге".
20. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О.Л. Зверева. - М.:ТЦ Сфера, 2010. - 256 с.
21. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-Пресс, 2009. - 128 с.
22. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
23. Ильюшенков, В.В. Здоровье и образование/ В.В.Ильюшенков, Т.А.Берсенева. - СПб.:2008.
24. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.
25. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. – Шадринск, 2004.
26. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М.: МарТ, 2005. – 448 с.
27. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В.Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2009. — с.139-147.
28. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 1997. С. 29 – 46.
29. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А. и др. "Мы". Программа экологического образования детей – СПб.: Детство-пресс, 2002 – 240с.
30. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
31. Кротова Т.В. Основные направления методической работы в ДОУ по взаимодействию с семьей / Т.В. Кротова // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. - М.: «Прометей» МПГУ, 2012. С. 66 – 69.
32. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
33. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.
34. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. – М.: Академия, 2011. – 320 с.
35. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка/ М.Д.Маханева// Дошкольное воспитание. - 2012. - №6. - с.46-49
36. Мудрик А.В. Социальная педагогика/ А. В. Мудрик. - М, - «Академия», - 2011, - 200 с.
37. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2011.- 456с.
38. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.
39. Новикова И.М. Изучение способностей становления самосохранительного поведения в условиях мегаполиса //Экология и промышленность России. – 2006. – Декабрь.
40. Новикова И.М. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к здоровому образу жизни. – М., 2006 – 18с.
41. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 – 96с.
42. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей с задержкой психического развития //Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 6.
43. Ошкина А.А. Психологические основы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 219-222.
44. Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К.Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2013.
45. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О.Пичугина. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 с.
46. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2009. – 479 с.
47. Сабитова Г.В. Тенденции и проблемы становления системы социально-педагогической поддержки семей с детьми в России // Социальная педагогика. М.: Научно-исследовательский институт школьных технологий, 2012. № 2
48. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 2007. – 111 с.
49. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2010. – 416 с.
50. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.
51. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2003. - 270 с.
52. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства / Д.И. Фельдштейн. - М., 1997.- 387 с.
53. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. : Гардарики, 2012. – 183 с.
54. Формирование нравственного здоровья дошкольников/ Е.В.Боровкова, Н.И.Водина, М.К. Ефимова и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, Панфиловой М.А. - М., Сфера, 2013. - 62с.
55. Хакимова Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: авто-реф.дис... .канд.пед.наук/ Г.А.Хакимова. - Екатеринбург, 2004. - 23с.
56. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / И.В.Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2007. – 349 с.
57. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья / А.Г. Щедрина. - Новосибирск: Наука, 2008. - 136 с.
58. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3. – С. 12 - 14.
59. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П.Юрко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.
60. http://bskmed.narod.ru/index/0-6
61. http://www.grandars.ru/college/medicina/formirovanie-zozh.html
62. http://med-books.info/valeologiya_739/zdorovyiy-obraz-jizni-faktoryi-ego.html
63. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=108282
64. http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-faktorov-riska-na-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni
Вопрос-ответ:
Какие психологические и педагогические характеристики связываются с понятиями здоровья и здорового образа жизни у старших дошкольников?
У старших дошкольников развивается понимание здоровья как единства физического и психического благополучия. Важными педагогическими характеристиками в формировании здорового образа жизни у детей этого возраста являются игровая деятельность, организация физкультурно-спортивных мероприятий, оценка состояния здоровья.
Почему формирование основ здорового образа жизни возможно у старших дошкольников?
Старшие дошкольники уже могут осознавать и принимать заботу о своем здоровье. Они достаточно развиты для активного участия в физкультурно-спортивной деятельности. Педагогический влияние на формирование здорового образа жизни имеет свои особенности.
Какие особенности существуют в формировании основ здорового образа у старших дошкольников средствами спорта и физической культуры?
Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников через физическую культуру и спорт имеет свои особенности. В этом процессе важно привлечение к тренировкам и занятиям спортом, создание благоприятной обстановки, мотивация детей к занятиям, использование творческого подхода и др.
Какой вклад игровой деятельности имеет в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников?
Игровая деятельность играет значительную роль в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников. Через игру дети учатся правильному дыханию, выполняют разнообразные физические упражнения, развивают координацию движений и силу, формируют основы здоровой психики.
Как организация физкультурно-спортивных мероприятий способствует формированию здорового образа жизни у старших дошкольников?
Организация физкультурно-спортивных мероприятий имеет большое значение для формирования здорового образа жизни у старших дошкольников. В ходе таких мероприятий дети могут применять полученные навыки и умения, развивать физические качества, участвовать в соревнованиях и создавать благоприятную атмосферу сотрудничества и поддержки.
Что такое здоровье и здоровый образ жизни?
Здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Здоровый образ жизни - это комплексный подход к заботе о своем здоровье, который включает правильное питание, физическую активность, отказ от вредных привычек и уход за психическим состоянием.
Почему важно формировать основы здорового образа жизни у старших дошкольников?
Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников важно, потому что в этом возрасте закладываются основы здоровья на всю жизнь. Регулярная физическая активность, правильное питание и гармоничное развитие помогут детям стать здоровыми и активными взрослыми.
Как спорт и физическая культура помогают формировать здоровый образ жизни у старших дошкольников?
Спорт и физическая культура играют важную роль в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников. Они помогают развивать физическую выносливость и силу, координацию движений, укреплять здоровье органов и систем организма. Кроме того, занятия спортом способствуют укреплению иммунной системы и развитию социальных навыков.
Какие особенности формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников связаны с использованием средств спорта и физической культуры?
Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников с помощью спорта и физической культуры имеет свои особенности. Детям предлагаются разнообразные игры, упражнения и тренировки, которые способствуют развитию физических способностей и укреплению здоровья. Кроме того, занятия проводятся в игровой форме, что делает их интересными и доступными для детей.