Этапы зарождения, становления и развития теории управления
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 29.01.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Этап развитие науки об управлении людьми в процессе производства 5
Этап формирование управленческих механизмов на принципах развития человеческих отношений 8
Этап построение рыночно ориентированных систем управления 12
Современный этап развития теорий управления 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28
К этим факторам им отнесенные (4-6): миссия организации, ее конкурентные преимущества, организационные факторы, объемы ресурсов, потенциал развития, культура и компетентность управления [4]. Кроме названных Б. Карлоффом моментов, на стратегию организации влияют также степень рискованности ее операций, уровень подготовки и опыта персонала, зависимость от внешней среды и от ранее взятых ею обязательств и тому подобное. При этом процессы, в которых принимает участие организация, распределяются на две группы - процессы функционирования и процессы развития. Аналогичным способом могут классифицироваться и стратегии [5].Стратегии функционирования, считает автор таких широко известных книг как "Международная конкуренция" и "Стратегия конкуренции”, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер (1947 г.р.), можно разделить на три типа - стратегии лидерства в снижении расходов, стратегии дифференциации и стратегии фокусировки. С точки зрения М. Портера (9-11), организация, которая не сумела разработать адекватную стратегию в одном из отмеченных направлений, или "остановится на полдороге", или станет чрезвычайно впечатлительной в стратегическом плане, почувствовав острую нехватку инвестиций и необходимость сокращения масштабов деятельности.Современные теории бихевиористического управления являются ориентированными на поиск путей достижения наивысшей эффективности организации как ее главной цели, которая непосредственно выплывает из общей теории менеджмента. Однако, с момента создания, становления и развития любой организации начинается длительный процесс поиска способов решения конфликта между логикой эффективности и логикой чувств и поведения ее персонала. Крис Арджирис (в 1923 г. р .) – известен исследователь поведенческих и организационных аспектов менеджмента, профессор Нью-йоркского университета, в книге "Личность и организация" изложил теорию, которую сжато можно очертить как "незрелость - зрелость поведения человека" или "индивидуальность против организаций" [6]. Что же мешает самореализации личности или что сдерживает уровень самореализации от смещения вправо на этой линии? По К. Арджирису этим ограничивающим фактором является несоответствие между потребностями здоровой личности в самореализации и попытками формальной организации подчинить эту личность, контролировать ее. Подвергаясь диктату, работники прибегают к использованию следующих защитных механизмов (2): выход из организации; подъем в служебной иерархии с целью достижения большей независимости; демонстрация агрессии или использование регрессивных форм защиты; потеря интереса, безразличие; создание неформальных групп противодействия апатии, агрессии, потере интереса и тому подобное.Организация в лице менеджеров, наталкиваясь на защитную реакцию работников, отвечает усилением автократичного, директивного стиля управления или обращением к потенциалу теории "человеческих отношений". В любом случае смысл усовершенствования менеджмента К. Арджирисом сводился к уменьшению упомянутого несоответствия путем достижения гармонии между личностью и организацией. Во имя обеспечения этой гармонии процесса "дозревания" людей в организациях им отводилась решающая роль. Ученый Дуглас Макгрегор (1906-1964) доказал, что для избрания правильного стиля поведения руководителя любому менеджеру очень важно знать природу человека и его поведения. Две теории “X” и “У” Д. Макгрегора были посвящены именно трактовке методов управленческого влияния, которыми должен был бы пользоваться менеджер относительно своих подчиненных [4].Положения, объединенные в теорию "X", отражали традиционный взгляд на управление, который можно сформулировать тремя тезисами [6]: 1. Рядовой человек не желает работать и пытается избежать работы любыми способами; 2. Поскольку люди не склонны к труду, их придется вынуждать работать, угрожая наказанием, если они не будут прикладывать необходимые для достижения цели организации усилий; 3. Как правило, человек не тщеславный, он стремится к личному покою и безопасности, пытается избежать ответственности, предпочитает быть подчиненным, а не руководителем.Эти установки, по мнению Д. Макгрегора, преобладали в период становления и доминирования научного менеджмента: были отображены принципы предложенной ученым теорией "У", основные положения которой являются следующими [5]: 1. Труд для человека является таким же естественным, как игра и отдых; 2. Человек является способным осуществлять самоуправление и самоконтроль, в связи с чем контроль и наказание не является единственными средствами достижения поставленных перед ним целей; 3. Нормальный человек при определенных условиях и подготовке не только берет на себя ответственность, но и стремится к этому; Д. Макгрегор, однако, еще во время работы над этими двумя теориями чувствовал потребность каким-то образом дополнить теорию "У". Появление такой дополненной теории связано с именем еще одного американца — профессора Вильяма Оучи (12), который выдвинул идею о трех идеальных типах организаций: американский (тип А), корни которого достигают в традиции индивидуализма, японский (тип V), характерной чертой которого является социокультурное наследство согласия и коллективизма, а также тип Z, который объединяет лучшие черты двух предыдущих. Особенности развития науки менеджмента в течение 2-ой половины XX века связаны с разнообразием теоретических подходов и обобщений, которые американский исследователь Херолд Кунтц (1908-1984) назвал "джунглями менеджмента", выделив и описав в начале 60-х годов шесть разных подходов. В 1980 году он обнаружил, что "джунгли" разрослись вплоть до 11 подходов, что, на мой взгляд, увеличивает возможность в перспективе сократить разрыв между профессиональной практикой и теорией менеджмента [2].На мой взгляд, совокупность этих теорий вместе с разноплановыми подходами к изучению практического опыта сегодня определяют тенденции будущего развития науки и практики менеджмента. Важно лишь, - и это полностью касается нашей российской действительности – рис. 1, чтобы наука о менеджменте развивалась на существующих в практике управления реалиях. Рисунок 1 - Современная модель менеджментаПри этом важны и задачи современного менеджмента – рис. 2.Рисунок 2 – Задачи современного менеджментаТолько в этом случае новые знания принесут пользу работающим менеджерам. Демократизация управления - реальность многих стран. Российская практика постепенного отхода от методов, традиций и стереотипов советской школы управления, демонстрирует много особенных и интересных новаций, которые не наблюдались в США, Западной Европе или Японии. Приобретает количественные и качественные изменения социальная составляющая менеджмента со всесторонним беспокойством о формировании и развитии человеческих ресурсов организаций [2].Сегодня современное общество вступило в фазу информационного развития, которая подразумевает формирования новых принципов управления как экономикой в целом, так и отдельными ее составляющими. Важнейшую роль в эффективном управлении современными экономическими системами и объектами выполняет менеджмент как система управления человеческими ресурсами в пределах организации, страны и всего человеческого общества.Современные менеджмент старается как можно более полно реагировать на все современные вызовы развития.ЗаключениеНовый этап интернационализации хозяйственной жизни обозначен внедрением информационно-коммуникационных технологий и формированием в планетарных масштабах нового типа экономики. Экономики, которую называют новой, невещественной, информационной и, наконец, интеллектуальной. Как следствие, рациональный менеджмент начал уступать место менеджменту на основе информатизации.В информационном обществе прибыль организации растет не путем специализации функциональных навыков, что было присущим индустриальному обществу, а благодаря гибкости и интегрированности бизнес-процессов, которая достигается более тесным общением между его участниками.На мой взгляд, можно предусматривать, что в XXI ст. старую организационную модель, которая базируется на иерархии (вертикали), заменит новая — горизонтальная, построенная на интеграционных процессах. От традиционно жесткой функциональной специализации, при которой четко очерчиваются такие сферы, как маркетинг, производство, научные исследования, опытно-конструкторские разработки и т. п., организационное построение компаний XXI века, возможно, будет иметь форму матрицы – системы управления и организации, в которой ни одного важного решения не будет принято, когда оно не будет предусматривать интеграции и координации целого ряда функций и людей, что их выполняют.Усиление международного характера управления поставит перед теорией и практикой много новых вопросов, которые придется изучать и решать. Важнейшие из них, по моему мнению, касаются общих признаков и отличий в местном и международном управлении; закономерностей, форм и методов управления, - универсальных или применимых только для конкретных условий разных стран; особенностей национальных факторов в управлении и тому подобное.Таким образом, можно констатировать, что в начале XXI века теория и практика менеджмента существенно изменяется. Современная наука внимательно отслеживает и изучает эти изменения и связанные с ними тенденции, дополняя существующие теории и совершенствуя практику. Список использованной литературыГлухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. – 600 с.Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 477 с.Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва : Юрайт, 2012. – 640 с.Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2009. – 499 с.Менеджмент: учебник / (С. И. Ашмарина и др.); под редакцией С. И. Ашмариной. – Москва: Читай!: Рид Групп, 2011. – 572 с.Королев В.И. Основы менеджмента М.: ИНФРА-М, ма-гистр, 2011.- 620 с.Костин, В. А. Менеджмент: учебное пособие / В. А. Костин, Т. В. Костина. – Москва : Гардарики, 2008. – 334 с.Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2009. – 499 с.Менеджмент: учебник / (С. И. Ашмарина и др.); под редакцией С. И. Ашмариной. – Москва: Читай!: Рид Групп, 2011. – 572 с.Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и К, 2007. – 477 с.Королев В.И. «Современный российский менеджмент в контексте международных тенденций» // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 2.
1. Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. – 600 с.
2. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2010. – 635 с.
3. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 477 с.
4. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.
5. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва : Юрайт, 2012. – 640 с.
6. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2009. – 499 с.
7. Менеджмент: учебник / (С. И. Ашмарина и др.); под редакцией С. И. Ашмариной. – Москва: Читай!: Рид Групп, 2011. – 572 с.
8. Королев В.И. Основы менеджмента М.: ИНФРА-М, ма-гистр, 2011.- 620 с.
9. Костин, В. А. Менеджмент: учебное пособие / В. А. Костин, Т. В. Костина. – Москва : Гардарики, 2008. – 334 с.
10. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2009. – 499 с.
11. Менеджмент: учебник / (С. И. Ашмарина и др.); под редакцией С. И. Ашмариной. – Москва: Читай!: Рид Групп, 2011. – 572 с.
12. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и К, 2007. – 477 с.
13. Королев В.И. «Современный российский менеджмент в контексте международных тенденций» // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 2.
Вопрос-ответ:
Какие этапы существуют в зарождении и развитии теории управления?
Существует несколько этапов в зарождении и развитии теории управления. Один из них - этап развития науки об управлении людьми в процессе производства. На этом этапе ученые стали исследовать и изучать процессы управления в производственной сфере. Другой этап - формирование управленческих механизмов на принципах развития человеческих отношений. Здесь акцент делается на значимости межличностных отношений и коммуникации в управлении. Еще один этап - построение рыночно ориентированных систем управления. На этом этапе акцент делается на конкуренции и эффективности управления. Современный этап развития теорий управления связан с применением новых технологий и методов управления.
Какие факторы относятся к современному этапу развития теорий управления?
На современном этапе развития теорий управления важными факторами являются: миссия организации, ее конкурентные преимущества, организационные факторы, объемы ресурсов, потенциал развития, культура и компетенции.
Какие этапы прошла теория управления до современного этапа?
До современного этапа развития теории управления прошли несколько этапов. На первом этапе развития науки об управлении исследователи начали изучать процессы управления в производственной сфере. Затем наступил этап формирования управленческих механизмов на принципах развития человеческих отношений. Здесь важные стали межличностные отношения и коммуникация в управлении. Последующий этап связан с построением рыночно ориентированных систем управления, где упор делается на конкуренцию и эффективность управления. И вот уже на современном этапе применяются новые технологии и методы управления.
Какие факторы важны для современной теории управления?
Современная теория управления учитывает миссию организации, ее конкурентные преимущества, организационные факторы, объемы ресурсов, потенциал развития, культуру и компетенции. Все эти факторы влияют на эффективность управления и развитие организации.
Какие этапы зарождения и развития теории управления можно выделить?
Этапы зарождения и развития теории управления включают различные периоды, такие как развитие науки об управлении людьми в процессе производства, формирование управленческих механизмов на принципах развития человеческих отношений, построение рыночно ориентированных систем управления и современный этап развития теорий управления.
Что вы знаете о развитии науки об управлении людьми в процессе производства?
Развитие науки об управлении людьми в процессе производства является одним из этапов развития теории управления. На этом этапе акцент делается на разработке методов и теорий, которые помогают эффективно управлять людскими ресурсами в рамках производственного процесса.
Какими принципами формировались управленческие механизмы на основе развития человеческих отношений?
Управленческие механизмы на основе развития человеческих отношений формировались на принципах уважения к личности сотрудников, построении доверительных отношений между руководством и подчиненными, стимулирования сотрудников к саморазвитию и самореализации, а также развития коммуникационных навыков.
В чем заключается построение рыночно ориентированных систем управления?
Построение рыночно ориентированных систем управления включает применение принципов рыночной экономики и конкуренции в процессе управления организациями. Это связано с осознанием значимости конкурентных преимуществ, эффективного использования ресурсов и управления потенциалом развития организации.
Какие факторы влияют на современный этап развития теорий управления?
Современный этап развития теорий управления влияют такие факторы, как миссия организации, ее конкурентные преимущества, организационные факторы, объемы ресурсов, потенциал развития, культура и компетенции сотрудников.