Зороастризм
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 01.02.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Иранская религия и философия 5
1.1 Древнейшие пласты иранской мифологии 5
1.2 Историософия иранской религии 14
Глава 2 Религия зороастризм 18
2.1 История зороастризма 18
2.2 Зороастризм как религия откровения 22
2.3 Космогонические представления в зороастризме 26
2.4 Этическая концепция 29
2.5 Учение Зороастра 33
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение А 43
Невзирая на свое удивительное зачатие, каждый Спаситель мира будет человеком, сыном людей, и любому Саошьянту будет сопутствовать божественная благодать (Хварэна). "Когда выйдет из озера Кансаойа Астват-Эрэта, посланник Ахура-Мазды... в тех случаях он изгонит ложь-друг из мира истины-аша". Все верующие устремлялись к данному славному событию, и надежда на его воплощение давала им силы и поддерживала их в сложные времена.2.4 Этическая концепцияКрупнейшей чертой зороастрийского мировоззрения считается признание существования 2 миров: mзnфg и gзtоg (пехл.) - духовного (букв. «мысленного», мира идей) и земного (телесного, физического), и еще признание их связи и взаимообусловленности. Два мира созданы Ахура Маздой и считаются благими, материальное дополняет духовное, делает его целостным и абсолютным, материальные блага считаются таковыми же дарами Ахура Мазды, как и духовные и одни без иных немыслимы. Зороастризму чужд как твердый материализм и гедеонизм, так и спиритуализм и аскетизм. В зороастризме нет практик умерщвления тела, безбрачия и монастырей.Дополняющая дихотомия ментального и телесного пронизывает всю систему нравственности зороастризма. Основным смыслом жизни зороастрийца считается «накопление» благодеяний (перс. kerfe), для начала связанных с честным исполнением собственного долга верующего, семьянина, труженика, господина и избегание греха (перс. gonвh). Это путь не исключительно к собственному спасению, но и к процветанию мира и победе над злом, что связывается именно с усилиями каждого из людей. Каждый праведный человек выступает в роли адепта Ахура Мазды и с одной стороны практически воплощает его действия на земле, а с другой - посвящает все имеющиеся благодеяния Ахура Мазде.Добродетели описываются через этическую триаду: благие думы, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хваршта), другими словами затрагивают ментальный, вербальный и физический уровень. В целом зороастрийскому мировоззрению чужд мистицизм, считается, что каждый человек способен понять, что есть благо, благодаря собственной совести (даэна, чиста) и уму (подразделяемому на «врождённый» и «услышанный», т.е. ту мудрость, что приобретена человеком от иных людей).Нравственная чистота и личностное становление касается не исключительно души, ведь и тела: добродетелью считается поддержание чистоты тела и уничтожение осквернения, заболеваний, здоровый образ жизни. Ритуальная чистота быть может нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или же людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или же делами. Величайшей оскверняющей мощью владеют трупы людей и благих творений. К ним запрещено дотрагиваться и вовсе не рекомендовано на них глядеть. Для людей, подвергшихся осквернению, учтены ритуалы очищения.Перечень главных добродетелей и грехов приведён в пехлевийском тексте Дадестан-и Меног-и Храд (Суждения Духа Разума):Благодеяния Грехи1. благородство (великодушие)2. правдивость (честность)3. благодарность4. удовлетворённость5. (сознание) потребности делать благо благим людям и быть любому другом6. уверенность в том, что небо, территория, все неплохое на земле и на небе - от Творца Ормазда7. уверенность в том, что все зло и противодействие - от лживого проклятого Ахримана8. уверенность в воскрешении мертвых и окончательном воплощении9. вступление в брак10. выполнение обязанностей опекуна-попечителя11. правдивый труд12. уверенность в чистой Благой вере13. почтение к умению и умению каждого14. созидать доброжелательность благих людей и хотеть блага благим людям15. любовь к благим людям16. изгнание из идей злобна и ненависти17. не испытать бесчестную зависть18. не испытать похотливого желания19. ни с кем не враждовать20. не причинять ущерба имуществу покойного или же отсутствующего21. не оставлять внутри себя зла22. из стыда не осуществлять греха23. не спать из лености24. уверенность в язатах25. быть уверенным в существовании рая и ада и ответственности души26. воздержание от клеветы и зависти27. наставление иных в благодеяниях28. быть ином благих и соперником злых29. воздержание от надувательства и злобы30. не разговаривать обман и неправду31. не не соблюдать обязательств и договоров32. воздержание от причинения ущерба другим33. предложение гостеприимства больным, немощным и путешественникам1. содомия2. извращения3. убийство праведника4. нарушение брака5. неисполнение прямых обязанностей опекуна6. тушить свет Варахрам7. убийство собаки8. почитание идолов9. вера во различные (чужие) религии10. трата доверенного11. поддержка брехни, покрывающей грех12. безделье («кто употребляет в пищу, но не работает»)13. следование гностическим сектам14. занятие колдовством15. впадение в ересь16. поклонение дэвам17. покровительство вору18. несоблюдение договора19. месть20. насилие, чтоб присвоить чужое21. обижать благочестивых22. клевета23. высокомерие24. хождение к посторонним жёнам25. неблагодарность26. разговаривать обман и неправду27. возмущение (благими) деяниями прошлого28. удовлетворенность от мучений и страданий благих людей29. легкость в совершении преступлений и отсрочка в совершении благодеяний30. раскаяние о неплохом деле, изготовленном для кого-нибудьГлавное нравственное правилоЭто тем традиционно признаётся тирада из Гат Заратуштры:uрtв ahmвi yahmвi uрtв kahmвicоtБлаженство тому, кто хочет счастья другим[9]Зороастризм - религия социальная, отшельничество ей не свойственно. Община зороастрийцев называется анджоманом (авест. hanjamana- «сходка», «собрание»). Обыкновенной единицей считается анджоман населённого пт - зороастрийской деревни или же городского квартала. Ходить на собрания общины, оговаривать общо её дела и принять участие в общинных праздничных днях - ровная повинность зороастрийца.В Авесте именуются 4 сословия, на что разделено общество:атраваны (священники);ратаэштары (воинская аристократия);вастрьо-фшуянты (букв. «пастухи-скотоводы», в последующем как говорится крестьянство);хуити («умельцы», ремесленники).2.5 Учение ЗороастраЗороастр – греческое искажение древнеиранского фамилии «Заратустра», которое носил в Иране в VII в. до Р. Х. отец большой мировой религии, именуемой по собственному пророку зороастризмом.Иные наименования зороастризма: маздеизм (так как главное божество данной религии – Ахурамазда, Ормузд) либо парсизм. Учение Зороастра считается дуализмом: всеблагое, ясное божество Ахурамазда ведёт в нём постоянную борьбу со злым духом Ангра-Майнью (Ахриманом).Последователей веры Зороастра именуют ещё магами (по сословному фамилии жрецов), гебрами («неверными» – для мусульман), огнепоклонниками (потому что основным эмблемой данной религии считается огонь).До проповеди Заратустры античные иранцы (распадавшиеся тогда уже на племена мидян, бактрийцев, персов, систанцев, согдов и др.) чтили большое количество богов и духов природы. Данная их вера была близка к ведической религии старинных индусов, сообща с которым иранцы составляли 2 основные ветки древнеарийской нации.Полулегендарный Заратустра, по преданию, реформировал старое арийское многобожие иранцев в дуалистическом духе, подчинив всех старых ясных богов их верховному господине – Ахурамазде, а мрачных демонов соединив около царственного, могучего князя тьмы и зла, Ахримана.Вопрос о том, когда проповедовал умный вероучитель Зороастр, еще не разъяснен с достоверностью. Есть мнение, что он жил посреди VI века до нашей эпохи, т.е. был современником Кира Старшего и Будды. Основным предлогом к данному послужило подозрение, что повелитель Густасп (Висташпа), именуемый в священной книжке зороастрийцев, Авесте, распространителем благого закона – это Гистасп (Hystaspes), основатель большого короля Дария I. Это подозрение существовало еще в древности, но оно ложно. Зороастр принадлежит доисторическому, мифическому времени староиранских царей, окончившемуся с причиной мидийского и персидского царств. Из клинописи нам ведомо, что в пределах 500 г. до Р. Х. «святой закон» Зороастра уже главенствовал на всём месте персидского королевства. Потому надобно думать, что основоположник этого закона жил по последней мере 2 столетиями раньше. Авеста не упоминает ни о одном из великих мегаполисов Мидии и Персии, ни о Пасаргадах, ни о Экбатанах, ни о Персеполе. Все иранские земли, помимо Бактрии, Согдианы и Маргианы она именует страною злобных духов, а мидийский мегаполис Рагу местом «дурного, безграничного сомнения». Все это проявляет, что она была прописана ранее возведения Экбатан, ранее основания мидийско-персидского королевства. Из данных и прочих подобных фактов надлежит, что ещё около 800 года до Р. X. учение Зороастра не исключительно уже существовало, ведь и властвовало в Восточном Иране, и было уже так в значительной степени, что внедрилось оттуда на запад, к близкородственным восточным иранцам мидянам и персам.Сообразно легендам, Заратустра был маг (жрец), из северо-западной Мидии (теперь – Азербайджан). На 30-м году жизни, испытав наитие выше, он выступил как горячий проповедник не исключительно нравственно-религиозной, но и общественно-экономической реформы, выступая за повсеместный переход от кочевого к оседлому, земледельческому обстановке. Как о индийских мудрецах, о Зороастре сообщается, что он удалился думать о вере в уединении. Предание заявляет, что Зороастр провел на горках в размышлениях 10 лет, а после этого ходил по стране, проповедуя и воздвигая всюду алтари для служения огню.Через 12 лет учение Зороастра принял вышеупомянутый Виштаспа (Гистасп, Густасп) 1 из повелителей дальней Бактрии (на противоположном от Азербайджана, северо-восточном краю Ирана). Не без насилия Виштаспа провел религиозную реформу в собственном владении. Заявляют, что в память этого большого действия Зороастр посадил у Каспийского моря священный кипарис, вырезав на коре этого дерева надпись о принятии его учения Виштаспой. Последователи Зороастра до самых времен ислама чтили данный священный кипарис, немало пилигримов ходило поклоняться емуПоэтическо-философское вероучение Зороастра сблизило божества с человечеством, придав данным олицетворениям сил природы нравственные качества. Зороастр внес определенность в понятия о отношениях меж божествами, подчинив их 2 верховным богам. Основного Господа добродушных божеств он именовал Ахурамаздой («ахура» – значит «владыка»; «мазда» – либо «много ведающий», умный, либо «много дающий», благой). Основным всевышним злобных божеств поставил он Ангра-Майнью («зложелателя»). После чего фамилия Ахурамазды возымело форму Ормузд, а фамилия Ангра-Майнью – форму Ахриман. Бывшие боги природы не были устранены реформой Зороастра, но были поставлены в подчиненное отношение: добродушные – к Ахурамазде, злобные – к Ангра-Майнью, и обратились благих или же злобных духов.Не были устранены Зороастром и старинные ритуалы жертвоприношений и молитв. Но главное место в перевоплощенном культе заняли законы о очищениях и заповеди о методах наиуспешнейшей борьбы против сил зла. Центром этнического культа осталось служение тем богам природы, которым поклонялись арии, когда пасли стада и возделывали нивы в равнинах Амударьи и её притоков, ещё до собственного переселения в Иран. Люд как и прежде приносил на озарённых солнцем высотах горок потерпевшие и молитвы богу солнца Митре, возливал ему укрепляющий силу, дающий бессмертие сок хаомы (у индусов – сома), для выжимания которого многократно были в каждом жилище стволы этого священного растения, ступка и чаша. Люд как и прежде чтил пламя, чьё красноватое пламя заботливо подпитывалось в алтарях чистым, сухим, благовонным деревом; как и прежде благоговейно чтил территорию «терпеливую» и «покорную», и воду, текущую со священных горок в знаменитое озеро, плодотворящую поля и пастбища. И после реформы Зороастра оставались богами в сознании народа и ясный Веретрагна(Бехрам), разгоняющий в сумерки вечера агрессивные силы, и вооруженный булавою Шраоша (Серош) – спутник-охранитель начинающегося дня, изгоняющий привидения ночи.Зороастр оставил народу его старые божества, представления о которых коренились в физических особенностях иранской страны с её синим, безоблачным, дивно сияющим небом, и в национальных преданиях, как индийские брахманы оставили своему народу Индру. Но наибольшую важность в своем вероучении Зороастр дал деятельной, нравственно чистой жизни. Вернейшие средства устранять влияние неприязненных сил состоят, согласно его учению, в том, чтобы сообщать земле плодородие заботливою обработкой, истреблять вредных животных, делать все необходимое для ослабления вредных действий зимы, пустыни, бурь, и при этом быть праведным и честным, охранять свою душу от греха, приближать ее молитвой и очищениями к богам света. Учение Зороастра было, в сущности, не провозглашением новой религии, а естественным развитием народных понятий, влагавшим в них духовный смысл, направлявшим их к нравственным целямДля нас важно знать не только суть самого учения Зороастра, но и то, что произошло впоследствии с его учением. Все данные о нем содержатся в "Авесте" - священной книге зороастриан, состоящей из трех частей. Только часть первая "Авесты", известная под названием "Ясна" (книга гимнов и молитв), считается написанной самим Зороастром. В ней содержатся пять гимнов, называемые гатами. Вторая и третья части "Авесты" были написаны значительно позднее.В основном учение Зороастра можно истолковать как попытку устранить грубый древний политеизм и установить монотеистическое вероучение. Как мы сказали выше, Зороастр жил за шестьсот с лишним лет до пришествия на землю Христа. В то время народ Израиля в Палестине исповедовал религию, основу которой составлял монотеизм, хотя многие израильтяне часто отходили от Господа и служили языческим богам. Закон Божий и пламенные речи пророков являлись средством борьбы верных Господу людей против распространения языческого политеизма среди народа Божия.Трудно определить, до какой степени быстро распространялись идеи среди стран Древнего мира. Историки Древней Греции свидетельствуют о своем знании обычаев и религий разных стран, распространенных в то время. Таким образом, если культы Иштар и Осириса переходили из одной страны в другую, то сведения об израильском монотеизме тоже должны были бы быть широко известны, так как он был установлен в Палестине за семь столетий до начала деятельности Зороастра. То, к чему стремился Зороастр, было уже давно известно и практиковалось недалеко от Персии. Поэтому можно допустить, что именно знания о монотеизме Израиля и о его превосходстве над политеизмом привели Зороастра к идее установления монотеизма на его родине.ЗаключениеВ настоящее время зороастризм вполне возможно именовать вымирающей религией, невзирая на то, что последователи ее живут в различных государствах и сообщаются меж собой, пытаясь сделать сильную группировку. Но невозможно не отметить, что сейчас это целиком зависит не от массовости распространения религии, какая бы ни была сильная религиозная мысль, она уже уходит в минувшее. Все меньше людей дожидаются конец света и восторжествования блага над злом, объясняя сущность бытия в био либо космическом контексте. Для сопоставления, ранее церковь стояла на одном уровне с правителем и брала на себя конкретное участие не исключительно в церковных делах, мысля не только о спасении души, но и о полностью мирских, нередко внешнеполитических, финансовых. Это положение церкви практически постоянно оспаривалось, а нынешняя религия, имея в том числе и очень большое число посредников, имеет продолжение только как обоснованная система моральных учений для человека.Впрочем некие говорят, что зороастризм рано либо поздно возродится: "по предвестию Заратустры, его "учение возвратится туда, откуда оно вышло" . А потому и выжидают возвращения ветхой веры, кроме того обоснованно полагаются при всем при этом на Россию.Зороастризм, как база религий и собрание изменяющихся вероучений Иранского нагорья, занимателен в собственном историческом толке, так как каждая религия характеризует склад ума и образование, общепризнанные нормы, сообщества. В следствии этого зороастризм подлежит еще длинному исследованию, основанному на совокупности археологических, филологических, исторических и этмологических данных.К такому же в настоящее время зороастризм, как и немало годов назад в собственном общем, обучает человека порядку, чистоте, честности исполнения взятых на себя обещаний, благодарности к родителям, поддержки единоверцам. В данной религии нет взыскательных искренних канонов, она подразумевает выбор человеком собственного места в жизни. Религия не обязывает вести себя без ошибок, а исключительно предупреждает. Фатализм присущ лишь в неизбежности погибели, но от поведения человека находится в зависимости тогда, куда его душа попадет после нее - в рай или же в ад.Список литературыАвеста. Видевдат. Фрагард тринадцатый / Вступление, пер. с авест. и комм. В. Ю. Крюковой // Восток. 1994Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ. Разд. И.В. Рака. - СПб, 1997Авеста: Избранные гимны: Из Видевдата / Пер. с авест. И. М. Стеблин-Каменского. М., 1993.Баландин Р. 100 великих богов. – М.: Вече, 2003.Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Главная редакция восточной литературы издательства«Наука», 1988.Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи, 3-е издание, СПб, 1994Герасимов А. Тело Света. – М.: Изд. «Современное слово», 2003.Дорошенко Е.А Зороастрийцы в Иране, М., "Наука", 1982Дубровина Т.А., Ласкарева Е.Н., Заратустра, М., "Олимп", 1999Крюков В. Зороастризм. – СПБ.: Изд. «Азбука классика; Петербургское востоковедение», 2005.Каландарова М. С. Индия. Зороастрийцы исчезающая община. // Азия и Африка сегодня. — М.:Отделение историко-филологических наук РАН, 2012. — № 7. Маковельский А. О. Авеста. Баку, 1960Менан Д. Р «Парсы. История зороастрийской общины Индии». Париж, 1898Миллз Л.Х «Зороастр и греки». Оксфорд, 1903-1904Миллз Л.Х «Зороастр, Ахемениды и Израиль», 1905-1906Миллер В.С «Зороастр и его учение». («Мир Божий», май 1892.)МИТРА, зороастрийский журнал, № 7 (11), СПб, 2004Л.С. Васильев, История религий Востока. Учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - М., 1999Погодин А.Ю «Религия Зороастра». Спб., 1903Струве В. Родина Зороастризма. – Т. 5. – М.: Изд. «Советское востоковедение», 1948.Приложение АСимвол богатства в зороастризме
1. Авеста. Видевдат. Фрагард тринадцатый / Вступление, пер. с авест. и комм. В. Ю. Крюковой // Восток. 1994
2. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ. Разд. И.В. Рака. - СПб, 1997
3. Авеста: Избранные гимны: Из Видевдата / Пер. с авест. И. М. Стеблин-Каменского. М., 1993.
4. Баландин Р. 100 великих богов. – М.: Вече, 2003.
5. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Главная редакция восточной литературы издательства«Наука», 1988.
6. Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи, 3-е издание, СПб, 1994
7. Герасимов А. Тело Света. – М.: Изд. «Современное слово», 2003.
8. Дорошенко Е.А Зороастрийцы в Иране, М., "Наука", 1982
9. Дубровина Т.А., Ласкарева Е.Н., Заратустра, М., "Олимп", 1999
10. Крюков В. Зороастризм. – СПБ.: Изд. «Азбука классика; Петербургское востоковедение», 2005.
11. Каландарова М. С. Индия. Зороастрийцы исчезающая община. // Азия и Африка сегодня. — М.:Отделение историко-филологических наук РАН, 2012. — № 7.
12. Маковельский А. О. Авеста. Баку, 1960
13. Менан Д. Р «Парсы. История зороастрийской общины Индии». Париж, 1898
14. Миллз Л.Х «Зороастр и греки». Оксфорд, 1903-1904
15. Миллз Л.Х «Зороастр, Ахемениды и Израиль», 1905-1906
16. Миллер В.С «Зороастр и его учение». («Мир Божий», май 1892.)
17. МИТРА, зороастрийский журнал, № 7 (11), СПб, 2004
18. Л.С. Васильев, История религий Востока. Учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - М., 1999
19. Погодин А.Ю «Религия Зороастра». Спб., 1903
20. Струве В. Родина Зороастризма. – Т. 5. – М.: Изд. «Советское востоковедение», 1948.
Вопрос-ответ:
Что такое зороастризм?
Зороастризм - это иранская религия и философия, одна из древнейших религий мира.
Какова история зороастризма?
Зороастризм возник в Иране около 5-6 веков до нашей эры и был основан пророком Зороастром. В течение своей истории зороастризм испытывал периоды своего расцвета и упадка, но до сих пор имеет сторонников в Иране и других странах.
Какие космогонические представления присутствуют в зороастризме?
В зороастризме существует представление о двух противоборствующих сил - добре и зле. Добро олицетворяет свет и праведность, а зло - тьму и порочность. Бог Ахура-Мазда является высшим божеством добра, в то время как Ангра-Майню - бог зла и разрушения.
Какая этическая концепция в зороастризме?
В зороастризме основной упор делается на этику и моральные принципы. Основными добродетелями считаются правда, справедливость, доброта и чистота. Злодеяния и неправедные поступки считаются грехом, который наказывается в жизни и после смерти.
Какую роль играет Зороастра в учении зороастризма?
Зороастра, также известный как Заратустра, является основателем зороастризма и его главным пророком. Он принес учение о борьбе между добром и злом, об избавлении человечества от зла и восстановлении добра.
Что представляет собой зороастризм?
Зороастризм - это иранская религия и философия, которая имеет древние корни и основана на учении пророка Зороастра.
Какие представления о космогонии существуют в зороастризме?
В зороастризме существуют космогонические представления о вечной борьбе добра и зла, о двух абсолютных началах - Ахуре Мазде (боге света, добра и истины) и Ангре Майне (богине тьмы, зла и лжи).
Какие основные принципы этики проповедует зороастризм?
Зороастризм проповедует этические принципы, включающие веру в добро, честность, справедливость, правду и уважение к живым существам. Человек в зороастризме должен стремиться к доброму мышлению, добрым словам и добрым делам.
Кто был основателем зороастризма?
Зороастризм был основан пророком Зороастром, который жил в древней Персии в VI-VII веках до нашей эры. Он провозгласил учение о борьбе добра и зла, о душе и свободной воле человека.
Какова история зороастризма?
История зороастризма берет свое начало с проповеди Зороастра и его последователей. Зороастризм был господствующей религией в древней Персии и оказал огромное влияние на формирование культуры и религиозных представлений этого региона.
Какой иранской религии и философии посвящена статья?
Статья посвящена иранской религии и философии, в частности зороастризму.
Что представляют собой древнейшие пласты иранской мифологии?
Древнейшие пласты иранской мифологии являются основой зороастризма и содержат мифические представления о мироздании, богах и героях.