Магия в культуре христианской Европе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 30 30 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 13.02.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава1. Проявления магии в культуре Европы и античного мира…………………………………………………………………………………..5
1.1. Основные понятия и сущность магических проявлений….………...4
1.2. Проявление магических элементов в культуре дохристианской Европы ………………………………………………………………...……………..7
Глава 2. Сохранение элементов магии в жизни и культуре христианского мира……………………………………………………………………..……12 2.1. Зарождение, основы и сущность христианства…………………….12
2.2. Элементы магии в христианстве ….………………………………...18
2.3. Магия в повседневной жизни средневековых обществ христианской Европы………………………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………. .29
Список использованных источников и литературы……………………...30

Фрагмент для ознакомления

ЕлеосвящениеСогласно катехизису, “есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать божия, исцеляющая немощи душевные и телесные”. Это таинство предназначено для тяжело больных, находящихся при смерти.ИсповедьПомимо помазания елеем с целью облегчения физических и душевных недугов, у древних народов широко применялась и так называемая исповедь, т.е. перечисление вслух своих грехов для “очищения” и избавления. Обычай этот древний, существовавший задолго до появления христианства.Первобытные наделяли слово особой, колдовской силой и поэтому, переведя свои грехи в слова, человек надеялся от них избавиться, переложить их на какой-нибудь предмет. Так, китоловы-малагаси, перед тем как выйти на промысел в море исповедовались друг перед другом в самых сокровенных грехах. Если кто-нибудь накопил слишком много грехов, ему не разрешали выходить в море.Обычай очищения от грехов с помощью слова и козла существовал у древнееврейских племен. Раз в год все члены этих племен от мала до велика собирались в центре поселения, где первосвященник, подойдя к заранее подобранному черному козлу и возложив на него обе руки, начинал громко перечислять грехи и преступления своих соплеменников. По окончании этой процедуры козла прогоняли в пустыню, чтобы он унес с собой грехи и вместе с ними погиб там без воды и еды. Отсюда и пошла известная поговорка “козел отпущения”. ВенчаниеПолучили распространение в исторические эпохи, предшествовавшие возникновению христианства, различные обряды и ритуалы, сопровождающие вступление человека в брак. В той или иной форме брак всегда “освящался”. В христианском обряде венчания нет ничего, что не имело бы соответствующих аналогов в языческих религиях. Обручение, обручальные кольца, свадебные дары, венки и т.п. - все это существовало в свадебных ритуалах первобытных и древних народов и имело своей целью обеспечить венчающихся мужчину и женщину сверхъестественной благодатью и плодовитостью.СвященствоПод именем священства как таинства разумеется такое священодействие, в котором через молитвенное возложение рук архиерейских на главу избранного лица низводится на это лицо божественная благодать, освящающая и поставляющая его на известную ступень церковной иерархии, содействующая ему в прохождении иерархических обязанностей. Называется это таинство рукоположением, возведением в священный сан, благословением пресвитерства, таинством святительским.Как способ передачи сверхъестественных волшебных свойств возложение рук применялось во многих дохристианских культах. Он был обычным у древних иудеев, в культе Митры.Среди народов, сохранивших первобытный уклад жизни в конце XIX века, был распространен, например, обычай, согласно которому пальцы убитого врага, подвергшиеся специальной препарации, давали есть воинам, дабы придать им храбрости, смелости и доблести. У многих племен также считалось, что достаточно палец лишь пососать, чтобы получить от него чудодейственные свойства.Эти верования и обычаи были в специфической форме восприняты христианством. 2.3. Магия в повседневной жизни средневековых обществ христианской ЕвропыПериод средневековья был пронизан верованиями и традициями. Ни одно событие в жизни человека не могло существовать без магического вмешательства. Самыми главными событиями являлись рождение, брак, смерть. Они, как и повседневная жизнь были неразделимы с магией. Считалось, что рождение человека является своего рода испытанием для женщины, последствием первородного греха. Никто не мог знать точно, как пройдут роды,останется ли женщина жива, не умрет ли ее ребенок. Заглянуть в будущее не удавалась, но вот облегчить страдания беременной женщины было возможным. Женщины молились покровительнице всех беременных – Св. Маргарите, чтобы роды прошли точно так же успешно и быстро, как и Св.Маргарита спаслась из пасти дракона.Перед родами, женщину скрывали от посторонних глаз в отдельной родильной комнате, двери и окна завешивались гобеленами, в комнате царил полумрак, лишь пламя свечи мягко освещало комнату, устланную коврами, дабы обстановка была похожей на утробу матери. Мужчинам вход к рожающей женщине был строго настрого запрещен, вокруг находились только женщины,Женщинам в средние века мало доверяли, говоря об их «нечистоте», и повитуху могли обвинить в том, что она якобы передает во время родов ребенка дьяволу, поэтому повитуха проверялась опытом и клятвами перед Богом, что у нее нет злых намерений. Прототипом акушерки – была повитуха, естественно, без медицинского образования, но уже с опытом. Существовали специальные книги для повитух, в которых содержалась четкая инструкция положения плода, и что делать, если он принял какую-либо из поз. Вокруг живота роженицы обвивалось священное писание, легенда о Св. Маргарите. Свечи, священные чаши из дерева, травы – элементы язычества, которые допускала церковь, так как магия природа естественна – как и сама природа. Несмотря на это все, как пройдут роды - женщина надеялась лишь на волю Господа.В средневековом понятии брака не подразуевалось то, что мы привыкли слышать в настоящее время. К женщинам относились как к товару, и часто она передавалась в собственность будущему мужу. Если семья девушки из богатого слоя, вместе с ней, в собственность к мужу передавалась и земля. Если девушка из небогатого слоя – вместе с ней передавалась корова, куры либо лошадь.Прежде чем заключить выгодный брак. Будущий муж посылал одного из своих слуг в дом к будущей невесте, дабы оценить остояние женщины, её внешний вид, состояние кожи, волос, цвет глаз. После этого будущие супруги встречались в первый раз, и если возникала взаимная симпатия, то заключался брак в церкви. Брак в средневековье был двух типов: формальный и неформальный. Формальный – брак, заключенный в церкви, неформальный – мог быть заключен на улице, где угодно. Главным условием было наличие свидетелей.Будущим супругам достаточным было сказать клятву.В период средневековья были распространены идеи о том, что настоящим миром является не тот, в котором мы живём сейчас, а тот, в который попадаем после смерти. Ад и рай - места, действительно существующие, и реальные. Богатые старались жить правильно, относиться с благоговением к жизни, помогать бедным, огромные суммы денег люди относили в церкви, дабы молились об их душе, ведь молитва сокращает время пребывания души в частилище. На эти деньги, строились новые часовни, где каждый день совершались мессы во спасение души.В более позднее средневековье магия достигает своего развития, и одной из её развитых форм является оккультзм. Оккультизм (от латинского слова occultus – тайный, сокровенный) – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта. Цель ритуала посвящения усматривается в достижении высшей ступени сознания, открывающего доступ к «тайным знаниям».В оккультизм входят такие науки, как астрология, гадание, хиромантия, физиогномика, спиритизм, медицина и другие. Впервые речь об оккультизме заходит в эпоху поздней античности, когда в I-IV веках нашей эры в Александрии была создана обширная оккультная литература, получившая название герметическая. Оккультные учения идут к нам как с Запада. Во многом, это связано сдемократизацией общества и вседозволенностью. Отношение Церкви к оккультным методам целительстваотрицательно. Согласно правилам Св. Василия Великого – «люди, занимающиеся волшебством, подлежат такому же церковному наказанию, как и убийцы».Согласно правилам VI Вселенского собора, люди, прибегающие к помощи волшебников, подлежат шестилетней епитимии, равно как и облакогонители, обаятели, делатели талисманов. Закореневших же в этом деле и не отвращающихся вообще извергают из Церкви.Жестко настроен к колдунам, гадателям, ворожеям, в общем, к представителям оккультных наук, Ветхий Завет. Во Второзаконии (глава 18, ст. 9-13) сказано: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим».В книге Левит говорится: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш»(19, 31). «И если какая душа обратилась к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их,то я обращу лицо мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. Освящайте себя, и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (20, 6-7).Таким образом, в Ветхом Завете отношение к людям, занимающимся волшебством, гаданиями, чародейством, к звездочетам, вполне четкое и жесткое – вплоть до предания их смерти. Про тех, кто к ним обращается за помощью гаданием и т. п., сказано: «…обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев., 20, 6).Гипноз, экстрасенсорика, колдовство, кодирование используют методы насильственного воздействия на психику человека, подавляя его волю. Воздействуя на подсознание человека, они вкладывают свою программу поведения и мышления. Эта программа, проходя в сознание, определяет поведение, поступки и даже образ мышления. Такое насильственное воздействие ограничивает личность человека, парализует его волю, изменяет поведение и мышление. Человек становится управлемым.Согласно учению святых отцов Церкви, человек может поступать по своей воле, по воле Божией и по воле бесов, которая навязывается ему в данном случае через посредника – колдуна, экстрасенса, гипнотизера.Экстрасенсорика, колдовство, магия - идут опытным путем, вопреки запрету Церкви и Священного Писания, вторгаясь в мир духовный и добиваясь определенных результатов. Православие не ставит своей целью приобретение каких-либо сверхъестественных способностей, но ставит целью очищение души от грехов через покаяние, молитву, пост, воздержание, делание добрых дел, любовь к Богу и людям.В основе христианской жизни лежат любовь и вера, добрые дела. Христианский путь идет через нравственное совершенствование: «Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный совершенен есть», а не через упражнения, развивающие сверхъестественные способности без очищения души (покаяния), любви, делания добрых дел. ЗаключениеМагия играла одну из главных ролей в жизни человека, так как ни одно из важных жизненных событий не могло успешно пройти без магических ритуалов. Брак, смерть, рождение – все это сопровождалось определенными действиями. Люди верили в богов природы. С приходом христианства, язычников преследовали гонения, так как церковь и светская власть ипытывали страх по отношению к колдунам. Люди эпохи срдневековья относились к земной жизни как к одной из многих. Жизнь после смерти была основной, а земная – второстепенной. Люди переживали о будущей судьбе своей души, когда она покинет физическое тело, старались жить правильно. Христианство было против оккультных наук, но относилось совершенно нормально к «природной магии». Однако, несмотря на все гонения, языческая магия выжила. Даже в двадцатом веке сохранились изолированные сельские общины, практикующие ее, а некоторые из них существуют и поныне.Более того, за последнюю четверть века люди, раздраженные явной лживостью официальной религии, стали вновь обращаться к языческой магии. По оценкам специалистов, в современной Британии насчитывается около двадцати тысяч приверженцев черной магии, так называемой «древней веры», или колдовства. Общеизвестно, что боги любой религии становятся демонами той религии, которая вытеснила ее. Так, например, Астарта – богиня-мать древних финикийцев, так называемая «Царица Ночи» и «Звезда Морей» – претерпела интересное превращение: у нее похитили эти титулы и ей насильственно изменили пол, превратив в демона Астарота. В классическом Риме бог природы Пан изображался в виде рогатого и бородатого человека с раздвоенными копытами и козлиным хвостом. В те времена Пан не имел никакого отношения к «злу». Он просто являлся воплощением сил природы, важное место среди которых занимала сексуальная энергия и ее проявление в виде плодовитости и плодородия. Список использованных источников и литературы: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви: Репринт.изд.В 4 т. - М.,2014.Большая советская энциклопедия, 2014.Джеймс Тейлор «Современная магия, 2009, с. 10.Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. - Смоленск, 2012.Карташев А.В. Вселенские соборы.- М, 2011. Косидовский З. Сказания евангелистов. - М., 2011. Поснов М.Э. История христианской церкви. - Киев, 2014. Ренан Э. Жизнь Иисуса. - М., 2013. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М., 2012. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. - М., 2013. 9. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.istmira.com/istoriya-drevnego-mira/460-vozniknovenie-xristianstva.htmlВикипедия. Большая электронная энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Магия#История христианства. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tvoyhram.ru/hristianstvo/hristianstvo01.3.htmlЭлектронный ресурс: http://www.ereading.by/chapter.php/86044/28/Eliade_-_Okkul'tizm%2C_koldovstvo_i_mody_v_kul'ture.html

Список использованных источников и литературы:


1. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви: Репринт.изд.В 4 т. - М.,2014.
2. Большая советская энциклопедия, 2014.
3. Джеймс Тейлор «Современная магия, 2009, с. 10.
4. Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. - Смоленск, 2012.
5. Карташев А.В. Вселенские соборы.- М, 2011.
6. Косидовский З. Сказания евангелистов. - М., 2011.
7. Поснов М.Э. История христианской церкви. - Киев, 2014.
8. Ренан Э. Жизнь Иисуса. - М., 2013.
9. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М., 2012.
10. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. - М., 2013.
9. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.istmira.com/istoriya-drevnego-mira/460-vozniknovenie-xristianstva.html
12. Википедия. Большая электронная энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Магия#
13. История христианства. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.tvoyhram.ru/hristianstvo/hristianstvo01.3.html
14. Электронный ресурс: http://www.ereading.by/chapter.php/86044/28/Eliade_-_Okkul'tizm%2C_koldovstvo_i_mody_v_kul'ture.html



Вопрос-ответ:

Чему были подвержены люди, считавшиеся колдунами или ведьмами в христианской Европе?

Люди, считавшиеся колдунами или ведьмами в христианской Европе, подвергались преследованиям и жестокому обращению. Они часто подвергались пыткам, а затем сжигали на костре как еретиков.

Какие элементы магии сохранились в христианской культуре?

В христианской культуре сохранились некоторые элементы магии, например, вера в чудеса и духовные силы, использование амулетов и священных предметов, обряды и ритуалы, связанные с исполнением молитвы и проведением церковных служб.

Какова сущность магических проявлений в христианской культуре?

Сущность магических проявлений в христианской культуре заключается в вере в сверхъестественные силы и взаимодействие с ними. Люди верят в возможность молитвы, чудес и исцелений, которые совершаются через святых или Божье вмешательство.

Как проявлялись магические элементы в докристианской Европе?

В докристианской Европе магические элементы проявлялись через обряды, ритуалы и веру в природные силы и божества. Люди обращались к волшебникам, жрецам и мудрецам, чтобы получить помощь или руководство. Также использовались амулеты и талисманы для защиты от злых духов и несчастий.

Как возникла христианская вера и как связана она с магией?

Христианская вера возникла на основе проповеди Иисуса Христа и его последователей. Значительное влияние на формирование христианской веры оказали магические культы и обряды, которые были распространены в то время. Христианство включило и адаптировало некоторые элементы магии, но в то же время отвергало более явно магические практики, считая их еретическими.

Какие основные понятия и сущность магических проявлений рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются основные понятия и сущность магических проявлений. Под магическими проявлениями понимаются действия, ритуалы и верования, связанные с использованием особых сил и средств для достижения желаемых результатов. Основные понятия, рассматриваемые в статье, включают заклинания, амулеты, ритуальные практики и представления о сверхъестественных силах.

Какие магические элементы можно найти в дохристианской культуре Европы?

Дохристианская культура Европы содержит множество магических элементов. Это включает в себя верования в духов и богов, способы предсказания будущего, использование амулетов и оберегов, проведение ритуалов для достижения желаемых результатов, включая лечение и борьбу с негативными силами. Процессы балтийского языкознания и внедрение прогрессивных технологий и практик были одними из основных тем в статье

Какие элементы магии сохранились в жизни и культуре христианского мира?

В жизни и культуре христианского мира можно обнаружить некоторые элементы магии. Например, в некоторых странах до сих пор существуют обряды и ритуалы, связанные с магическими практиками. Также можно отметить использование амулетов и оберегов для защиты и привлечения удачи. Однако, следует отметить, что магические практики в христианстве неодобряемы и некоторые из них могут считаться еретическими или дурными духами и традициями.

Как зарождалась основа христианства и какова ее сущность?

Основа христианства зарождалась после прихода Иисуса Христа и его апостолов. Христианство возникло на фоне иудейской религии, но имело свои уникальные учения и практики. Сущность христианства заключается в вере в Иисуса Христа как спасителя и богооткровенного Сына Божьего. Христианство учит о любви, прощении и надежде на спасение через веру и следование учениям Христа.

Какие основные понятия и сущность магических проявлений в культуре Европы и античного мира?

В культуре Европы и античного мира магические проявления связывались с верованиями и практиками, направленными на взаимодействие с невидимым миром и использование сверхъестественных сил. Основными понятиями были заклинания, амулеты, колдовство, предсказания, ритуалы и множество других практик, которые использовались с целью достичь желаемых результатов или защититься от неблагоприятных событий.

Как проявлялись магические элементы в культуре дохристианской Европы?

В дохристианской Европе магические элементы пронизывали все сферы жизни. Народные верования и практики включали ритуалы, связанные с природой, поклонение богам и духам предков, использование амулетов и оберегов, предсказания будущего, лечение с помощью трав и талисманов. Магия играла важную роль в повседневной жизни, помогая людям в обращении с окружающим миром и собственными проблемами.

Какие элементы магии сохранились в жизни и культуре христианского мира?

В христианском мире множество элементов магии сохранились и интегрировались в религиозные обряды и верования. Например, использование священной воды, свечей, реликвий, икон и амулетов. Также верующие до сих пор обращаются к святым и молятся о помощи в решении проблем и исцелении. Часто в религиозных мероприятиях можно наблюдать символические жесты и действия, которые имеют свои корни в магических практиках.