Проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет как средство экологического воспитания дошкольников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 75 75 страниц
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 26.02.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ Стр.
3
ГЛАВА 1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ


8
1.1 Теоретические основы экологического воспитания дошкольников в теории педагогической науки
8
1.2 Сущностно-содержательная характеристика понятия «проектирования исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

18
1.3 Анализ современного состояния организации исследовательской деятельности старших дошкольников по организации экологического воспитания в дошкольной образовательной организации


28
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



36
2.1 Анализ состояния практики по организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации

36
2.2 Проект исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России»
46
2.3 Анализ и оценка результатов опытно – экспериментальной работы
57
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Фрагмент для ознакомления

III. Работа с родителями.
Цель: повышение уровня педагогических и экологических знаний родителей.
Проведены:
- круглый стол «Взаимосвязь нравственного поведения ребенка и окружающей его природной среды». Обсуждалось, что чувство причастности к природе является базой экологического сознания человека. Для этого детей нужно не только просвещать, но и учить тому, как в природе вести себя. Важно с детства воспитывать чувство нетерпимости к фактам безответственного, губительного для природы поведения людей, например, к незатушенным кострам в лесу, оставленному мусору. Им рационально противопоставить верные практические действия: расчистку родников, уборку мусора и т. д.;
- беседа с родителями на тему: «Зависимость здоровья ребенка от окружающей среды». Внешние факторы среды - одни из главных причин, оказывающих влияние на здоровье и развитие личности ребенка. Родителям рекомендовано внимательнее относиться к питанию детей, по возможности организовать отдых на природе, вдали от экологически неблагоприятных городских условий;
- беседа с родителями на тему: «Любовь к природе начинается с любви к ней взрослого человека». Родителям предложено провести на прогулках с детьми серию наблюдений в природе и задания: вместе с детьми прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками леса, научить ребенка любоваться травами, птицами, насекомыми - пристально всматриваться, вглядываться в жизнь природы.
IV. Оптимизация развивающей предметной среды.
Расширено содержание уголка экспериментальной деятельности.
Задачи уголка:
- развитие активности, наблюдательности, любознательности, начальных естественнонаучных представлений, мыслительных  операций (наблюдение, классификация, сравнение, анализ, обобщение);
- формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности выделены:
- место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции, редкие предметы (кристаллы, шишки, камни, перья птиц и т.п.).
- место для проведения экспериментов, опытов;
- место для хранения материалов для поделок («бросового», природного);
- место для различных неструктурированных материалов (вода, песок, опилки, стружка и др.).
Второй этап – исследовательский, коллективная реализация проекта.
Цель: повышение уровня экологического воспитания дошкольников.
Проведены:
1. Показ видеофильмов, беседы и обсуждения, рассматривание иллюстраций с целью:
- знакомства детей с особенностями леса средней полосы России, лесным сообществом;
- расширения знаний детей о многообразии обитателей леса (животных, птиц, насекомых);
- изучение основных представителей фауны и флоры леса средней полосы России, особенностей их строения и образа жизни.
В результате выбраны объекты исследований, в числе которых оказались деревья: рябина, дуб, береза, ель. Выбор данных объектов обусловлен их доступностью для исследований и сезонных наблюдений: эти деревья растут в парках, а дуб - и на территории ДОО.
2. Исследовательский этап включал ряд заданий:
«Знакомство с деревом»;
«Изучение ствола и коры дерева»;
«Изучение кроны дерева, его листьев»;
«Изучение семян или плодов дерева»;
«Изучение связанных с деревом животных и птиц» и др.
Каждое задание состояло, в свою очередь, из комплекса заданий и проблемных вопросов. Рассмотрим их на примере задания «Изучение ствола, коры»:
Найди место, в котором ствол дерева уже (шире) всего.
Погладь кору этого дерева. Что ты почувствовал, какая она: твердая, сухая, мокрая? Есть ли на коре трещины? Где их больше всего? Как ты думаешь, может ли в этих трещинах кто-нибудь жить? Они друзья или враги дерева? и пр. (При ответе на такие вопросы дошкольники даже отмечали, что после дождя кора изменяется).
Понюхай кору. Этот запах что-нибудь тебе напоминает? Всегда ли кора дерева пахнет одинаково? (Дети исследовали запах коры в различное время года, при различных погодных условиях. Примеры ответов были следующими: «лесом», «грибами», «лимоном», «травой», «листвой», «дождиком».
Есть на этих деревьях дупла? Кто-нибудь может в них жить? Кто, как ты думаешь?
Есть ли на коре дерева лишайники, мхи? Много их или мало? Как ты думаешь, мох лучше растет в тени или на солнечной стороне? Рассмотри внимательно эти лишайники, мхи и постарайся их зарисовать.
Есть ли на стволе дерева грибы? Ты видел в лесу грибы на стволах?
Есть ли на коре этого дерева следы, которые оставлены человеком: царапина от ножа, ободранная кора и т.п. Как ты думаешь, смогло ли дерево эти раны залечить?
Ответы детей показали, что исследования они проводили на детальном уровне, с большим интересом.
Помимо непосредственно исследовательских заданий, дети выполняли ряд работ, направленных на развитие эмоционального отношения к природе, образного мышления, творчества. Например, детям предлагалось определить – какое «настроение» у дерева в разную погоду, нарисовать «портрет» дерева, с различным настроением.
Во время выполнения этого задания дошкольники отмечали, что у дерева «настроение» бывает: веселое, грустное, печальное, счастливое, бодрое, задумчивое.
Параллельно с проведением указанных исследований дошкольники участвовали в практической деятельности по уходу за деревьями, растущими на территории ДОО, вместе с родителями делали кормушки для птиц.
Большой интерес вызвало исследование этапов роста дерева: дети осенью собрали желуди, проращивали их, наблюдали за ростом будущих саженцев.
Этап включал выполнение детьми рисунков, чтение художественной литературы по теме «лес».
Большой интерес вызвало у детей проведение цикла НОД по конструированию из природных материалов (желудей, шишек, веточек и пр.), направленного на повышение уровня эмоционально положительного отношения детей к природе.
Для НОД уголок продуктивной деятельности был дополнен дидактическими материалами по экологии, с помощью родителей детей собраны природные и бросовые материалы для конструирования.
Входе НОД использованы разнообразные приемы и методы, такие как:
- игровые методики;
- создание проблемной ситуации, экспериментирование;
- прием активизирующего общения: использование личного опыта детей, совместный поиск верного ответа на вопрос, обращение к детям с вопросом, образным пояснением, сюжетным рассказом;
- акцентирование внимания на природном материале, формируя одновременно положительные эмоции.
Конспекты НОД представлены в Приложении.
Таким образом, формирующий эксперимент направлен на повышение уровня эмоционально положительного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования из природного материала.
Третий этап – итоговый.
Цель: обобщение материалов проекта, презентации.
Продукты проекта: стенды-выставки, фотографии, видеоматериалы, рисунки, поделки, кормушки для птиц, посадки.
Проведены:
Конкурс детских рисунков по теме проекта.
Фотовыставка «Наша семья на природе».
Викторина для детей «Лучший знаток леса».
После НОД по конструированию из природных материалов в детском саду оформили выставку выполненных работ. Воспитатель с помощниками (актив родителей) оформлял детские работы, подготавливал стеллаж. Затем с детьми обсуждали поделки, которые займут место на выставке, подбирали оптимальное место на стеллаже и размещали работы. При этом выделяли наиболее интересные, выразительные изделия, обращали внимание на удачное использование материала, композиционное решение, на творческое отношение к работе.
Дети как «экскурсоводы» показывали родителям поделки, рассказывали, как они их создавали, какой природный материал использовали. Родители от увиденного были в восторге, многие и не подозревали о творческих возможностях своих детей, некоторые мамы загорелись желанием и дома заняться с детьми таким красивым и интересным видом конструирования.
При активной помощи родителей в съемках видеофильма по итогам проекта воспитатели успешно участвовали в конкурсе «Воспитатель года», представив работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами проектирования исследовательской деятельности. Участие в подобных конкурсах профессионального мастерства позволяет как молодым, так и опытным педагогам, углубленно проработать проблемную тему, распространить свой опыт среди коллег, изучить различные технологии, стать призером в определенной номинации, представить собственные методические разработки за пределами ДОО и пр.
Это стимулирует педагогов продолжить работу по проектированию исследовательской деятельности детей, расширить тематику проектов.


2.3. Анализ и оценка результатов опытно – экспериментальной работы

С целью проверки эффективности реализованного проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами проектирования исследовательской деятельности проведена контрольная (итоговая) диагностика уровня экологического воспитания дошкольников. Диагностика проводилась по методике первичного исследования (заменены варианты заданий и стимульный материал).
Результаты итоговой диагностики уровня экологического воспитания дошкольников приведены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты контрольной диагностики уровня экологического воспитания дошкольников

п\п Фамилия, имя
Показатели экологического воспитания Баллы Уровень 1 Софья А. 53 Высокий 2 Родион А. 38 Средний 3 Настя Б. 35 Средний 4 Дмитрий Б. 36 Средний 5 Артем Б. 47 Высокий 6 Арина В. 54 Высокий 7 Георгий Г. 35 Средний 8 Саша Г. 37 Средний 9 Андрей Г. 46 Высокий 10 Саша Д. 53 Высокий 11 Мария Д. 36 Средний 12 Дмитрий К. 59 Высокий 13 Настя К. 37 Средний 14 Мария М. 48 Высокий 15 Владислав М. 41 Средний 16 Анна Н. 37 Средний 17 Евгений П. 40 Средний 18 Лиза Р. 39 Средний 19 София С. 36 Средний 20 Виктор С. 35 Средний 21 Игорь С. 38 Средний 22 Диана С. 54 Высокий 23 Федор Т. 38 Средний 24 Настя Ф. 55 Высокий 25 Мария Ш. 37 Средний
Результаты контрольной диагностики уровня экологического воспитания показали, что средний показатель в баллах (42,56) соответствует среднему уровню. Низкий уровень экологического воспитания не выявлен ни у кого из детей старшего дошкольного возраста. У шестнадцати детей старшего дошкольного возраста (64 % от общего числа детей) выявлен средний уровень экологического воспитания. Высокий уровень экологического воспитания выявлен у девяти детей старшего дошкольного возраста (36 % от общего числа детей).
Графически эти результаты показаны на диаграмме (рис. 3).


Рис. 2. Процентное соотношение дошкольников с различными итоговыми уровнями экологического воспитания

Динамика показателей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста приведена в таблице 6 и показана на рисунке 3.
Таблица 6
Динамика показателей экологического воспитания дошкольников
Диагностика Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Средний балл Колич. детей
В % Колич. детей
В % Колич. детей
В % Первичная 2 8% 10 40% 13 52% 27,12 Итоговая 9 36% 16 64% - - 42,56
Рис. 3. Динамика показателей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Результаты контрольной диагностики (наблюдений) уровней сформированности исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста приведены в таблице 7.
Таблица 7
Результаты контрольной диагностики уровней исследовательской деятельности дошкольников

Уровни
Компоненты исследовательской деятельности Когнитивный
Волевой Эмоциональный Кол. детей В % Кол. детей В % Кол. детей В % Высокий 8 32% 12 48% 16 64% Средний 17 68% 13 52% 9 36% Низкий - - - - - -
В результате повторных (контрольных) наблюдений выявлено, что уровень когнитивного компонента исследовательской деятельности дошкольников повысился. Высокий уровень выявлен лишь у восьми детей (что составляет 32% от общего количества детей). Семнадцать детей (68%) имеют средний уровень; низкий уровень когнитивного компонента исследовательской деятельности не выявлен ни у кого из детей старшего дошкольного возраста.
Также в результате повторных наблюдений выявлено, что уровень волевого компонента исследовательской деятельности также повысился. Высокий уровень выявлен двенадцати детей (48%) детей. Еще тринадцать детей (52%) имеют средний уровень; низкий уровень волевого компонента исследовательской деятельности не выявлен ни у кого из детей старшего дошкольного возраста.
В результате повторных наблюдений выявлено также, что уровень эмоционального компонента исследовательской деятельности дошкольников также в целом повысился. Высокий уровень выявлен у шестнадцати (64%) детей. Девять детей (36 %) имеют средний уровень; низкий уровень эмоционального компонента исследовательской деятельности не выявлен ни у кого из детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, контрольная диагностика выявила значительную положительную динамику всех показателей экологического воспитания и исследовательской деятельности дошкольников.

Выводы по главе 2

1. Констатирующая диагностика показала, что у детей старшей группы уровень экологического воспитания, а также когнитивного, волевого и эмоционального компонентов исследовательской деятельности в основном низкий и средний. Ни у одного из детей не выявлено высокого уровня развития экологических знаний и всех компонентов исследовательской деятельности. Выявлено также, что большинство педагогов не используют в своей работе проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет как средство экологического воспитания дошкольников. В то же время, педагоги готовы к новшествам, они считают нужным увеличить запас своих знаний по организации исследовательской деятельности, нуждаются в методической помощи.
2. На основании анализа результатов диагностического исследования разработан проект исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России», включающий совместную деятельность детей и педагогов, привлечение родителей. Продукты проекта: стенды-выставки, фотографии, видеоматериалы, рисунки, поделки, кормушки для птиц, посадки.
3. Контрольная диагностика выявила значительную положительную динамику показателей экологического воспитания, а также его когнитивного, волевого и эмоционального компонентов исследовательской деятельности дошкольников. Можно сделать вывод об эффективности проекта исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России» как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений деятельности современного дошкольного учреждения. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку узнать законы природы, помогают наладить гуманные взаимоотношения с ней.
В ДОО одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является исследовательская деятельность. Основное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам, дети – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает у детей познавательную активность, самостоятельность, умение планировать.
Для анализа состояния практики по организации исследовательской деятельности старших дошкольников нами проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали 25 детей в возрасте 5-6 лет и 10 педагогов ДОО.
Выявлено, что педагоги готовы к новшествам, они считают нужным увеличить запас своих знаний по организации исследовательской деятельности, нуждаются в методической помощи. Однако, большинство педагогов не используют в своей работе проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет как средство экологического воспитания дошкольников.
Констатирующая диагностика выявила в основном низкий и средний уровень экологического воспитания детей старшей группы, недостаточную сформированность когнитивного, волевого и эмоционального компонентов исследовательской деятельности. Большинство детей не осознают своей ответственности за происходящее в окружающей природе. Многие дети не понимают необходимости заботы о животных, растениях, о борьбе с загрязнениями. Наблюдение показало, что большинство детей что большинство детей 5-6 лет участвуют в исследовательской деятельности без особого интереса, уровень самостоятельности в экспериментах экологической направленности низкий.
Нами разработан и апробирован на практике проект исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России», включающий совместную деятельность детей и педагогов, привлечение родителей. Продукты проекта: стенды-выставки, фотографии, видеоматериалы, рисунки, поделки, кормушки для птиц, посадки.
Контрольная диагностика выявила значительную положительную динамику показателей экологического воспитания, а также его когнитивного, волевого и эмоционального компонентов исследовательской деятельности дошкольников.
Можно сделать вывод об эффективности проекта исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России» как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Подтверждена гипотеза исследования: проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет как средство экологического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации будет эффективным при:
- выявлении педагогического потенциала организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации;
- раскрытии сущности и содержания понятия исследовательской деятельности старших дошкольников;
- взаимодействии субъектов по организации исследовательской деятельности старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования и проект исследовательской деятельности детей 5-6 лет «Лес средней полосы России» могут быть использованы в процессе совершенствования работы воспитателей и педагогов ДОО в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., новая редакция вступила в силу с 11.07.2015). - 34 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Андреева, Т.Т. Воспитание этического отношения к природе во время прогулок и экскурсий //Современный детский сад. ( 2012. ( №7. ( С. 72-76.
Аплеева Н.Н. Активные методы обучения в воспитании экологической культуры старших дошкольников. - Нижний Новгород, 2007. – 36 с.
Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Уроки мира: методическое пособие по проведению занятий и уроков в детских садах и школах. М.: Педагогическое общество России, 2003. – 234 с.
Бондаренко, Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. Практическое пособие. ( М.: ИП Лакоценина, 2012. ( 190 с.
Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Н.Е Веракса, О.Р. Галимов. ( М.: Мозаика-синтез, 2012. ( 80 с.
Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособия для педагогов дошкольных учреждений./ Н. Е Веракса, А.Н. Веракса. ( М.: Мозаика-синтез, 2015. ( 64 с.
Газина, О.М, Фокина В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. ( М.: Прометей, 2013. ( 254 с.
Галчева, К.Б. Модель экологического воспитания ребенка дошкольного возраста // Современный детский сад. – 2011. – №4. – С. 51– 55.
Губанова, Н.Ф, Макашина Т.Ю. Познание живой природы посредством обогащения эстетической деятельности дошкольников // Современный детский сад. ( 2011. ( №5. ( С. 62-69.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : «Детство-Пресс», 2014. – 280 с.
Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ( М.: Сфера, 2015. ( 192 с.
Дыбина, О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. ( М.: Сфера, 2009. ( 64 с.
Евдокимова,  Е.С.  Технология проектирования в ДОУ / – М. : ТЦ Сфера. 2006 – 64с.
Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. - 2014 .- №5 .- С. 18-22.
Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии - М.: Перемена, 1996. - 123с.
Зебзеева, В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009. – 136 с.
Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. ( М.: Сфера, 2009. ( 56 с.
Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
Казаручик, Г.Н. Модель экологического воспитания ребенка дошкольного возраста // Современный детский сад. – 2011. – №4. – С. 55–62.
Киселева, Л.С, Данилина Т.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособия для руководителей и дошкольных работников ДОУ. ( М.: Аркти, 2013. ( 96 с.
Кобзева, Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа. ( Волгоград: Учитель, 2013. (330 с.
Копцева, Т. А. Природа и художник: художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – 268с.
Королева, И. А. Роль экологической тропы в формировании у детей бережного отношения к природе // Современный детский сад. ( 2008. ( №5. ( С. 56-63.
Корнилова, В. М. Экологическое окно в детском саду: Методические рекомендации. ( М.: Сфера, 2009. ( 128 с.
Крылова, Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования.- М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
Лаврентьева, Н.Г. Инновационная система организации экологического образования дошкольников / Н.Г. Лаврентьева // Педагогическое образование и наука. - 2014 . - №3 .- С. 29-32.
Левашева, И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 2(5). – С.133.
Лобанова, О.И. Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками в рамках экологического образования в детском саду // Современный детский сад ( 2012. ( №1. ( С. 46-49.
Лобанова, В.А. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности / В.А. Лобанова, А.И. Тимошенко // Дошкольное воспитание ( 2014 . ( №12 . ( С. 99(104.
Лопатина, О.Г. Конспект педагогической мастерской на тему «Организация проектной деятельности в детском саду» // Современный детский сад. ( 2013. ( №2. ( С. 28-31.
Лосева, В.В. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности / В.В. Лосева // Дошкольная педагогика. - 2014 .- №8 .- С. 21-25.
Лыкова, И.А, Рыжова, Н.А. Эколого-эстетические образовательные проекты в детском саду и начальной школе // Современный детский сад. ( 2013. ( №4. ( С. 50-55.
Мартынова, Е.А, Сучкова, И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. ( Волгоград: Учитель, 2014. ( 333 с.
Масленникова, О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. ( Волгоград: Учитель, 2014. ( 232 с.
Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. ФГОС. ( СПб.: «Детство-Пресс», 2015. – 128 с.
Меньщикова, Л.Н. Экспериментальная деятельность для детей 4-6 лет: из опыта работы ДОУ. ( Волгоград.: Учитель, 2009, ( 130 с.
Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - С. 52-64.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. – М: Мозаика-синтез. – 2010. – 108 с.
Нищева, Н.В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – СПб.: «Детство-Пресс», 2013. – 304 с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. ( М.: Мозаика синтез, 2014. ( 368 с.
Петрикевич А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Мн.: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 102 с.
Рыжова, Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 512 с.
Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. – 371 с.
Рыжова, Н.А. Экологическая тропинка в детском саду: учеб.-метод. комплек. ( М.: Линка-пресс, 2009. ( 272 с.
Савенков, А.И. Психология детской одаренности.( М.: Генезис, 2010. ( 448 с.
Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. ( Самара: Учебная литература, 2010. ( 128 с.
Семицветик: программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет / под ред. В.И. Ашимов, С.Г. Ашимова ( М.: Педагогическое общество России. ( 2015. ( 192 с.
Соломенникова О. А. Диагностика уровня экологических знаний детей / В кн. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т. С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - Ярославль: Академия развития, 2006. - С.127-129.
Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.).  - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 193-195.
Тугушева, Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС. – СПб.: «Детство-Пресс», 2015. – 128 с.
Флегонтова, Н.П. Проектная деятельность в дошкольном образовании: проблемы и перспективы // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. ( 2014. ( № 2. ( С. 10-17.
Флегонтова, Н. П. Дошкольник как субъект проектной деятельности // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. ( 2015. (№ 1. ( С. 63-69.
Фудорова, Т.Т., Хайруллина, Р.Р. Распространение экологических знаний в дошкольных образовательных учреждениях // Современный детский сад. ( 2010, ( №3. ( С 20-22.
Хьюит, С. Природа в занимательных экспериментах / Под ред. А. Мейяни; пер. с ит. Э.И. Мотылёвой. – М. : ЗАО «Росмэнпресс», 2011. – 264 с
Шлат, Н.Ю. О некоторых аспектах психолого-педагогического сопровождения познавательного развития дошкольников / Н.Ю. Шлат, А.О. Орлов // Детский сад от А до Я. - 2014 .- №5 .- С. 61-66.
Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. - М. - 2004. - № 4. – С.31-34.
Ягодин, Г.А. Воспитать гражданина планеты. //Обруч -1997. - № 2. – С.29 - 36.
Янакиева, Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания // Современный детский сад. ( 2008. ( №8 ( С. 49-55.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспекты непосредственно – образовательной деятельности воспитателя по конструированию из природного материала с детьми старшей группы.
НОД 1. «Лошадка из желудей».
Цель: формирование эмоционально- положительного отношения к природе.
Материал: два продолговатых жёлудя различного размера (маленький желудь - на ветке, «в шапочке»), пластилин, зубочистки, пучок соломки, шило, клей.
Ход НОД:
Вступительное слово: посмотрите, какие красивые подарки приготовила нам природа! Подержите желуди в руках: они гладкие, блестящие, красивого коричневого цвета! А какие необычные на них шапочки. А ведь это не просто красота, которую создала природа – в каждом желуде прячется будущее дерево – дуб. И мы с вами обязательно посадим несколько желудей в нашем уголке природы, а затем будем наблюдать за их ростом.
А сегодня давайте сделаем из этих желудей интересную фигурку - лошадку! Расскажите, кто из вас видел живых лошадок? Какие они? Что вам в них нравится?
Показ приемов.
Самостоятельная работа детей.
Итог. Наши лошадки готовы! Они очень красивые! Воспитатель просит детей отразить свои впечатления о готовых работах - что детям было особенно интересно, что запомнилось, назвать наиболее понравившиеся поделки.


НОД 2. «Человечек из желудей».
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к природе.
Материал: два продолговатых жёлудя различного размера (маленький желудь - на ветке, «в шапочке»), пластилин, зубочистки, пучок соломки, шило, клей.
Ход НОД:
Вступительное слово: посмотрите еще раз на чудеса природы – желуди. Мы с вами посадили несколько желудей в нашем уголке природы, а теперь будем наблюдать за их ростом. У нас обязательно вырастут дубочки, которые потом посадим в саду.
А сегодня давайте сделаем из этих желудей интересную фигурку! Посмотрите, как похож желудь в шапочке на… Как вы думаете, на кого? Ответы детей.
Показ приемов.
Самостоятельная работа детей.
Итог. Наш человечек из желудей готов. Как вам они нравятся? Мне - очень! Воспитатель просит детей отразить свои впечатления о готовых работах - что детям было особенно интересно, что запомнилось, назвать наиболее понравившиеся поделки.
НОД 3. «Собачка»
Цель: формирование эмоционально- положительного отношения к природе.
Материал: картинка-образец, два продолговатых жёлудя различного размера, пластилин, зубочистки, парочка семян клёна (вертолётики), шило, клей.
Ход НОД:
Вступительное слово: сегодня мы рассмотрим еще одно чудо природы – семена клёна (вертолётики). Как удивительно заботится природа о сохранении лесов и садов, о новых деревьях! Семена дуба тяжелые, они сразу падают в почву и прорастают, а семена клена подхватывает ветер и уносит далеко. Скажите, а как жёлуди оказываются далеко от дуба? Ответы детей.
Да, их переносят птицы, мелкие грызуны. Можно ли сказать, что они участвуют в круговороте жизни природы? Ответы детей.
А сегодня давайте сделаем из желудей и семян клёна интересную фигурку! Посмотрите, на что похожи семена клена? Ответы детей – на уши у таксы.
Показ приемов. Самостоятельная работа детей.
Итог. Наши собачки из желудей готовы! Они такие разные и очень красивые! Воспитатель просит детей отразить свои впечатления о готовых работах - что детям было особенно интересно, что запомнилось, назвать наиболее понравившиеся поделки.
НОД 4. «Птичка»
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к природе.
Материал: шишка ели, жёлудь, пластилин, зубочистки, семена ясеня и «шапочки» от желудей, шило, клей.
Ход НОД:
Вступительное слово: сегодня мы рассмотрим еще одно чудо природы – семена ели. Где они прячутся? Кому помогают выжить в холодное время? Ответы детей.
А сегодня давайте сделаем из желудей и шишек интересную фигурку! Как вы думаете - какую? Ответы детей.
Показ приемов. Соединим жёлудь и шишку при помощи зубочистки. Хвост птичке сделаем из семян ясеня, мы их веером соберём. Украсим шапочкой голову птички. Крылья также изготовим из семян ясеня.
Самостоятельная работа детей.
Итог. Наши птички готовы! У нас из целая стайка! Воспитатель просит детей отразить свои впечатления о готовых работах - что детям было особенно интересно, что запомнилось, назвать наиболее понравившиеся поделки.
НОД 5. «Муравей»
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к природе.
Материал: картинка, три продолговатых жёлудя различного размера (желательно, чтобы маленький желудь был «в шапочке» на ветке), пластилин, зубочистки, шило, клей.
Ход НОД:
Вступительное слово: в природе, в том числе – в лесу, живут различные удивительные существа. И одни из самых необычных – муравьи. Что вы о них знаете? Ответы детей.
Рассказ воспитателя о муравьях и их доме – муравейнике, о пользе, которую приносят муравьи.
Сегодня вы, ребята, попробуете выполнить поделку сами, ведь вы уже многое знаете и умеете. Посмотрите на картинку. Давайте обсудим, как вы будете работать. Сколько нашему муравью потребуется ножек из зубочисток? (шесть). Прикрепите их снизу поделки.
Самостоятельная работа детей.
Итог. Наш муравей готов! Хорошо получилось! Воспитатель просит детей отразить свои впечатления о готовых работах - что детям было особенно интересно, что запомнилось, назвать наиболее понравившиеся поделки.












2


1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., новая редакция вступила в силу с 11.07.2015). - 34 с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Андреева, Т.Т. Воспитание этического отношения к природе во время прогулок и экскурсий //Современный детский сад.  2012.  №7.  С. 72-76.
4. Аплеева Н.Н. Активные методы обучения в воспитании экологической культуры старших дошкольников. - Нижний Новгород, 2007. – 36 с.
5. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Уроки мира: методическое пособие по проведению занятий и уроков в детских садах и школах. М.: Педагогическое общество России, 2003. – 234 с.
6. Бондаренко, Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет. Практическое пособие.  М.: ИП Лакоценина, 2012.  190 с.
7. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Н.Е Веракса, О.Р. Галимов.  М.: Мозаика-синтез, 2012.  80 с.
8. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособия для педагогов дошкольных учреждений./ Н. Е Веракса, А.Н. Веракса.  М.: Мозаика-синтез, 2015.  64 с.
9. Газина, О.М, Фокина В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста.  М.: Прометей, 2013.  254 с.
10. Галчева, К.Б. Модель экологического воспитания ребенка дошкольного возраста // Современный детский сад. – 2011. – №4. – С. 51– 55.
11. Губанова, Н.Ф, Макашина Т.Ю. Познание живой природы посредством обогащения эстетической деятельности дошкольников // Современный детский сад.  2011.  №5.  С. 62-69.
12. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : «Детство-Пресс», 2014. – 280 с.
13. Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.  М.: Сфера, 2015.  192 с.
14. Дыбина, О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.  М.: Сфера, 2009.  64 с.
15. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / – М. : ТЦ Сфера. 2006 – 64с.
16. Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. - 2014 .- №5 .- С. 18-22.
17. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии - М.: Перемена, 1996. - 123с.
18. Зебзеева, В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009. – 136 с.
19. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.  М.: Сфера, 2009.  56 с.
20. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
21. Казаручик, Г.Н. Модель экологического воспитания ребенка дошкольного возраста // Современный детский сад. – 2011. – №4. – С. 55–62.
22. Киселева, Л.С, Данилина Т.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособия для руководителей и дошкольных работников ДОУ.  М.: Аркти, 2013.  96 с.
23. Кобзева, Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа.  Волгоград: Учитель, 2013. 330 с.
24. Копцева, Т. А. Природа и художник: художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – 268с.
25. Королева, И. А. Роль экологической тропы в формировании у детей бережного отношения к природе // Современный детский сад.  2008.  №5.  С. 56-63.
26. Корнилова, В. М. Экологическое окно в детском саду: Методические рекомендации.  М.: Сфера, 2009.  128 с.
27. Крылова, Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования.- М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
28. Лаврентьева, Н.Г. Инновационная система организации экологического образования дошкольников / Н.Г. Лаврентьева // Педагогическое образование и наука. - 2014 . - №3 .- С. 29-32.
29. Левашева, И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - № 2(5). – С.133.
30. Лобанова, О.И. Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками в рамках экологического образования в детском саду // Современный детский сад  2012.  №1.  С. 46-49.
31. Лобанова, В.А. Педагогическая модель обучения детей старшего дошкольного возраста элементам проектной деятельности / В.А. Лобанова, А.И. Тимошенко // Дошкольное воспитание  2014 .  №12 .  С. 99104.
32. Лопатина, О.Г. Конспект педагогической мастерской на тему «Организация проектной деятельности в детском саду» // Современный детский сад.  2013.  №2.  С. 28-31.
33. Лосева, В.В. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности / В.В. Лосева // Дошкольная педагогика. - 2014 .- №8 .- С. 21-25.
34. Лыкова, И.А, Рыжова, Н.А. Эколого-эстетические образовательные проекты в детском саду и начальной школе // Современный детский сад.  2013.  №4.  С. 50-55.
35. Мартынова, Е.А, Сучкова, И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.  Волгоград: Учитель, 2014.  333 с.
36. Масленникова, О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду.  Волгоград: Учитель, 2014.  232 с.
37. Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. ФГОС.  СПб.: «Детство-Пресс», 2015. – 128 с.
38. Меньщикова, Л.Н. Экспериментальная деятельность для детей 4-6 лет: из опыта работы ДОУ.  Волгоград.: Учитель, 2009,  130 с.
39. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - С. 52-64.
40. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
41. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. – М: Мозаика-синтез. – 2010. – 108 с.
42. Нищева, Н.В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – СПб.: «Детство-Пресс», 2013. – 304 с.
43. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  М.: Мозаика синтез, 2014.  368 с.
44. Петрикевич А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Мн.: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 102 с.
45. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 512 с.
46. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. – 371 с.
47. Рыжова, Н.А. Экологическая тропинка в детском саду: учеб.-метод. комплек.  М.: Линка-пресс, 2009.  272 с.
48. Савенков, А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010.  448 с.
49. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников.  Самара: Учебная литература, 2010.  128 с.
50. Семицветик: программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет / под ред. В.И. Ашимов, С.Г. Ашимова  М.: Педагогическое общество России.  2015.  192 с.
51. Соломенникова О. А. Диагностика уровня экологических знаний детей / В кн. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т. С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - Ярославль: Академия развития, 2006. - С.127-129.
52. Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 193-195.
53. Тугушева, Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС. – СПб.: «Детство-Пресс», 2015. – 128 с.
54. Флегонтова, Н.П. Проектная деятельность в дошкольном образовании: проблемы и перспективы // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.  2014.  № 2.  С. 10-17.
55. Флегонтова, Н. П. Дошкольник как субъект проектной деятельности // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.  2015. № 1.  С. 63-69.
56. Фудорова, Т.Т., Хайруллина, Р.Р. Распространение экологических знаний в дошкольных образовательных учреждениях // Современный детский сад.  2010,  №3.  С 20-22.
57. Хьюит, С. Природа в занимательных экспериментах / Под ред. А. Мейяни; пер. с ит. Э.И. Мотылёвой. – М. : ЗАО «Росмэнпресс», 2011. – 264 с
58. Шлат, Н.Ю. О некоторых аспектах психолого-педагогического сопровождения познавательного развития дошкольников / Н.Ю. Шлат, А.О. Орлов // Детский сад от А до Я. - 2014 .- №5 .- С. 61-66.
59. Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. - М. - 2004. - № 4. – С.31-34.
60. Ягодин, Г.А. Воспитать гражданина планеты. //Обруч -1997. - № 2. – С.29 - 36.
61. Янакиева, Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания // Современный детский сад.  2008.  №8  С. 49-55.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет исследовательская деятельность в экологическом воспитании дошкольников?

Исследовательская деятельность играет важную роль в экологическом воспитании дошкольников. Она позволяет ребенку узнавать о природе, экологических проблемах и способах их решения. Исследование помогает развивать у детей навыки наблюдения, анализа данных, постановки гипотез и проведения экспериментов. Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию экологической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.

Какие теоретические основы лежат в основе экологического воспитания дошкольников?

Экологическое воспитание дошкольников основано на педагогической науке, в которой рассматривается роль природы в развитии личности ребенка. Теоретические основы экологического воспитания включают в себя идеи о значимости экологической компетентности, чувства прекрасного, гармонии с природой. Такие теории, как гуманитарно-природоведческая концепция развития, антропоцентрическая педагогика и экологический подход в образовании, служат основой для разработки программ и методик экологического воспитания.

Что подразумевается под понятием "проектирование исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"?

Проектирование исследовательской деятельности детей дошкольного возраста - это практика, которая предлагает разработку и реализацию проектов, направленных на изучение окружающей среды, экологических проблем и способов их решения. В рамках проектирования дети формулируют свои исследовательские вопросы, планируют и проводят эксперименты, анализируют полученные результаты и делают выводы. Такой подход позволяет развивать у детей критическое мышление, коммуникативные навыки, творческий потенциал и экологическую грамотность.

Какое значение имеет проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет для экологического воспитания дошкольников?

Проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет является эффективным средством экологического воспитания дошкольников. Это позволяет развивать у детей познавательный интерес к окружающей среде, формировать у них экологическое мышление, ответственность и заботу о природе.

В чем заключаются теоретические основы экологического воспитания дошкольников в теории педагогической науки?

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников включают изучение принципов природоведческого образования, психологических особенностей детей этого возраста, а также формирование экологического мировоззрения и экологической культуры.

Что представляет собой проектирование исследовательской деятельности детей дошкольного возраста?

Проектирование исследовательской деятельности детей дошкольного возраста представляет собой способ организации учебно-познавательной деятельности, при котором дети активно изучают окружающую среду, проводят наблюдения, задают вопросы и сами ищут ответы на них. Такой подход способствует развитию познавательных, коммуникативных и творческих навыков у детей.

Какие преимущества имеет проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет?

Проектирование исследовательской деятельности детей 5-6 лет позволяет им активно участвовать в образовательном процессе, развивает их самостоятельность, творческое мышление и умения работать в группе. Также проектирование способствует формированию позитивного отношения к природе и окружающей среде у детей.

Какова сущность проектирования исследовательской деятельности детей дошкольного возраста?

Сущность проектирования исследовательской деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что дети сами выбирают тему исследования, формулируют гипотезы, разрабатывают план действий и проводят исследование. Такой подход стимулирует их самостоятельность, активность и интерес к узнаванию мира.

Какие теоретические основы лежат в основе экологического воспитания дошкольников?

Экологическое воспитание дошкольников основано на теории педагогической науки, которая предполагает формирование у детей понимания окружающего мира и его значимости для сохранения природы. Важными теоретическими основами являются педагогика развития, гуманистическая педагогика, экологическая педагогика.

Что подразумевается под понятием "проектирование исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"?

Проектирование исследовательской деятельности детей дошкольного возраста означает разработку планов и организацию активно-поисковой работы, которая помогает развивать у детей навыки самостоятельного исследования окружающего мира. Это способствует формированию экологической культуры и ответственного отношения к природе.