Реализация положений Болонского процесса в системе российского образования
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 24.02.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Болонский процесс в России: реализация и проблемы 4
2. Перспективы и прогноз развития Болонского процесса в России 12
Заключение 17
Список использованных источников 18
В подготовке Национального доклада Российской Федерации 2007 года принимали участие специалисты федеральных органов управления образованием, Национального аккредитационного агентства, Национального фонда подготовки кадров, члены рабочей группы по осуществлению Болонских принципов в России. Первый раздел включал информацию о главных достижениях после конференции в Бергене, включая изменения в структуре руководства высшим образованием в стране, изменениях на институциональном уровне, а также описание субъектов, вовлеченных в процесс реализации Болонского процесса. Второй раздел доклада является наиболее значимым, поскольку включает вопросы критического анализа. Не повторяя всех вопросов Национального доклада, можно привести ряд примеров, характеризующих их основную направленность и текущее состояние дел в той или иной области.
Позиционирование России в Болонском процессе в 2007 году по сравнению с остальными странами – участницами показано в табл.1. Как видим, результаты, по данным оценки экспертов, значительно повысились по сравнению с 2005 годом: по большинству индикаторов – 4 балла (6 индикаторов), 2 индикатора получили 3 балла; самая низкая из полученных оценок – 2 балла (1 индикатор) и по двум индикаторам получена наивысшая оценка – 5 баллов («реализовано полностью к 2007 году»).
Таблица 1
Результаты оценки национальных докладов стран-участниц Болонского процесса, 2007 г.
Из представленной информации также следует, что большинство стран Европы переходит (или уже перешло) на уровневую систему высшего образования (в «красной» графе - нет ни одной страны) и все они используют систему обеспечения качества, совместимую с европейскими принципами стандартов качества. Не менее важным является и то, что всеми странами в той или иной степени внедрен принцип ECTS. К числу наиболее эффективно развиваемых направлений Болонского процесса следует также отнести разработку совместных программ (программ двойных дипломов и совместных степеней) – все страны получили максимальную или близкую к ней оценку.
Показатели России в сопоставлении с показателями других стран в целом свидетельствуют об активной позиции нашей страны. Наименее «продвинутые» позиции, связанные с внедрением уровневой системы и выдачей европейского приложения к диплому могут существенно измениться после принятия изменений к Закону «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании» и утверждения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
В настоящее время нельзя не отметить особенно высокую активность негосударственных вузов в выдаче европейского приложения к диплому (см. рис.1).
Рисунок 1 – Количество выданных европейских приложений к диплому государственными и негосударственными вузами
Сейчас очень сложно прогнозировать, в какой степени подписание Россией Болонской декларации в сентябре 2003 г. и ее эволюция в этом направлении окажутся оправданны в конечном результате. Во всяком случае, срок, установленный для вхождения России в европейское образовательное пространство, уже завершился в 2010 г., а утверждать, что сам процесс близок к завершению, и, главное, что в нашей стране существуют ясность и определенность в отношении направлений трансформации и ее приближения к европейской высшей школе, – преждевременно. Важный опыт реализации Болонского процесса в России может быть получен в 2018 г. с первыми выпусками магистров, но радикальных изменений, по мнению некоторых экспертов, до 2020 г. в российской высшей школе ждать не приходится [15].
Заключение
Следовательно, подведем следующие итоги по работе в целом.
Проанализировав ряд документов Болонского процесса (национальные доклады на конференции министров, коммюнике ряда конференций [1, 2, 9, 18, 19]), можно сделать вывод, что главной мотивацией для развития Болонского процесса в целом является не столько необходимость создания международного глобального сотрудничества, сколько создание конкуренции в сфере образования. Многие эксперты считают, что Европа пытается с помощью данного процесса составить конкуренцию в области высшего образования Соединенным Штатам Америки, которые привлекают в свои университеты талантливых студентов из России, Европы и Азии. В Болонской декларации 1999 г. четко обозначено, что необходимо рассматривать задачу повышения конкурентоспособности европейской системы высшего образования на мировом уровне [18]. Для России развитие Болонского процесса является важным компонентом в создании структуры национальных квалификационных стандартов. С этой точки зрения Болонский процесс в России можно рассматривать как мощный инструмент укрепления конкурентоспособности российских университетов и влияния России в ряде сфер. Практически во всех исследованиях, посвященных изучению зарубежного опыта в той или иной сфере, в том числе образовательной, авторы неустанно повторяют, что мировой опыт следует перенимать не вслепую, а с учетом исторически сложившейся социокультурной среды, национальной самобытности, особенностей менталитета нации, ее традиций, обычаев, интересов различных социальных слоев и т. п. [9, 17]. «Образование, в том числе и высшее, – неотъемлемая часть национальной культуры, а сама культура – это душа любого народа, основа его самоидентификации».
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
Список использованных источников
Доклад международной комиссии по образованию, представленный для ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». Москва, Изд-во ЮНЕСКО, 1997. - 295 с.
Болонский процесс в России. URL: http://www.bologna.ntf.ru/
О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2005 г. № 40.
Барышникова О.О. Омоложение кадров – одна из насущных задач администрации и профсоюзной организации вуза. Материалы научно-практической конференции «Социальное партнерство и корпоративная ответственность». Москва, 2012.
Никольский В.С. Образование. Общество. Личность. Москва, 2008.
Батуева Г.Г. Сохранение кадров – первоочередная задача нашего университета. Материалы научно-практической конференции, посвященной 90-летию профсоюзной организации МГТУ им. Н. Э. Баумана. Москва, 2010.
Фадеев Г.Н., Карпов Г.М. Образование или обучение в современной российской школе? Российский химический журнал, 2011, т. LV, № 5–6.
Федеральный закон от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».
Pursiainen Ch., Medvedev A. The Bologna Process and its Implications for Russia. The European Integration of Higher Education. Moskay, RECEP, 2005, 177 p.
Отчет о самообследовании. Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.
[Электронный ресурс] Официальный сайт МГТУ им. Н.Э. Баумана URL: http://inter.bmstu.ru/ru/projects/joint-project-tempus-netwater.
[Электронный ресурс] Официальный сайт МГТУ им. Н Э. Баумана URL: http://www.bmstu.ru/~cryogenics/tempus/index.html.
Дудина И.А., Сентюрина М.А. Болонский процесс: информация к размышлению. Волгоград, 2004. [Электронный ресурс] URL: http://dudina.volsu.ru/ content/inform.pdf.
Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций. Байденко В.И., науч. ред. Москва, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009, 220 с.
Гребнев Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов. Высшее образование в России, 2011, № 11, с. 38.
Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. – М., 2006, c. 112.
The Bologna Declaration of 19 June 1999 [Электронный ресурс] URL: http:// www.ehea.info/Uploads/Declarations/Bologna_Declaration1.pdf .
London Communiqué Towards the European Higher Education Area. Responding to Challenges in a Globalized World, 2007, 18 May.
Ищук Т.Л. Организационно-экономические подходы к развитию европейской высшей школы. Экономика образования, 2010, № 3, с. 87–100.
2
2. Болонский процесс в России. URL: http://www.bologna.ntf.ru/
3. О реализации положений Болонской декларации в системе выс-шего профессионального образования Российской Федерации: Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2005 г. № 40.
4. Барышникова О.О. Омоложение кадров – одна из насущных задач администрации и профсоюзной организации вуза. Материалы научно-практической конференции «Социальное партнерство и корпоративная от-ветственность». Москва, 2012.
5. Никольский В.С. Образование. Общество. Личность. Москва, 2008.
6. Батуева Г.Г. Сохранение кадров – первоочередная задача нашего университета. Материалы научно-практической конференции, посвященной 90-летию профсоюзной организации МГТУ им. Н. Э. Баумана. Москва, 2010.
7. Фадеев Г.Н., Карпов Г.М. Образование или обучение в современ-ной российской школе? Российский химический журнал, 2011, т. LV, № 5–6.
8. Федеральный закон от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».
9. Pursiainen Ch., Medvedev A. The Bologna Process and its Implications for Russia. The European Integration of Higher Education. Moskay, RECEP, 2005, 177 p.
10. Отчет о самообследовании. Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.
11. [Электронный ресурс] Официальный сайт МГТУ им. Н.Э. Баумана URL: http://inter.bmstu.ru/ru/projects/joint-project-tempus-netwater.
12. [Электронный ресурс] Официальный сайт МГТУ им. Н Э. Баумана URL: http://www.bmstu.ru/~cryogenics/tempus/index.html.
13. Дудина И.А., Сентюрина М.А. Болонский процесс: информация к размышлению. Волгоград, 2004. [Электронный ресурс] URL: http://dudina.volsu.ru/ content/inform.pdf.
14. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций. Байденко В.И., науч. ред. Москва, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009, 220 с.
15. Гребнев Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов. Высшее образование в России, 2011, № 11, с. 38.
16. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. – М., 2006, c. 112.
17. The Bologna Declaration of 19 June 1999 [Электронный ресурс] URL: http:// www.ehea.info/Uploads/Declarations/Bologna_Declaration1.pdf .
18. London Communiqué Towards the European Higher Education Area. Responding to Challenges in a Globalized World, 2007, 18 May.
19. Ищук Т.Л. Организационно-экономические подходы к развитию европейской высшей школы. Экономика образования, 2010, № 3, с. 87–100.
Вопрос-ответ:
Что такое Болонский процесс и как он реализуется в России?
Болонский процесс - это международная инициатива, направленная на создание общеевропейского пространства высшего образования. Он был запущен в 1999 году в Болонье (Италия) и нацелен на гармонизацию систем высшего образования в странах-участницах. В России реализация Болонского процесса началась в 2003 году. Его основные положения включают в себя введение трехуровневой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура), принципы мобильности студентов и прозрачности качества образования.
Какие проблемы возникают при реализации Болонского процесса в России?
Несмотря на попытки России адаптировать свою систему образования к положениям Болонского процесса, имеются некоторые проблемы. Одна из них - недостаток преподавателей, способных обучать по новым требованиям. Также существует проблема с признанием дипломов, как внутри страны, так и за рубежом. Большое значение имеет и финансирование, так как реализация Болонского процесса требует дополнительных ресурсов.
Какие перспективы и прогнозы развития Болонского процесса в России?
Перспективы развития Болонского процесса в России кажутся обещающими. Опыт стран-участниц показывает, что им удалось сделать свои системы образования более гибкими и конкурентоспособными. В ближайшем будущем ожидается усиление международного сотрудничества и обмена студентами, а также улучшение качества подготовки выпускников. Однако, необходимо решить ряд проблем, связанных с признанием квалификаций и финансированием.
Кто участвовал в подготовке Национального доклада Российской Федерации 2007 года?
В подготовке Национального доклада Российской Федерации 2007 года принимали участие специалисты федеральных органов управления образованием, Национального аккредитационного агентства, Национального фонда подготовки кадров, а также члены рабочей группы по осуществлению Болонского процесса.
Что такое Болонский процесс и как он реализуется в России?
Болонский процесс - это соглашение, которое было подписано в 1999 году странами Европейского Союза с целью создания общего пространства высшего образования в Европе. В рамках этого процесса в России были проведены ряд реформ, включая введение трехуровневой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), принятие Европейского диплома о высшем образовании (Diploma Supplement) и разработка кредитно-модульной системы обучения.
Какие проблемы возникли при реализации Болонского процесса в России?
Одной из основных проблем реализации Болонского процесса в России является недостаточная качество образования. В связи с переходом на новую систему высшего образования необходимо было провести ряд изменений в программы обучения и методики преподавания, что требует времени и дополнительных ресурсов. Кроме того, произошли изменения в системе оценки знаний студентов, что вызвало определенные сложности и неоднозначные результаты.
Какие перспективы и прогнозы развития Болонского процесса в России?
Перспективы развития Болонского процесса в России связаны с необходимостью дальнейшего совершенствования системы высшего образования и ее приближения к европейским стандартам. Прогнозы указывают на то, что в будущем система высшего образования в России будет становиться все более гибкой и адаптивной, с большим уклоном на практическую подготовку студентов и развитие их профессиональных навыков.
Меняется ли система образования в России из-за Болонского процесса?
Да, система образования в России изменяется под влиянием Болонского процесса. Введение трехуровневой системы высшего образования и разработка кредитно-модульной системы обучения позволяют студентам выбирать более гибкий путь обучения и получать более конкретные и специализированные знания. Кроме того, появление Европейского диплома о высшем образовании упрощает процесс признания дипломов и квалификаций в других странах.
Какие положения Болонского процесса были реализованы в России?
В России были реализованы такие положения Болонского процесса, как внедрение трехуровневой системы образования, введение кредитно-модульной системы, установление принципов мобильности студентов и прозрачности системы образования.
Какие проблемы возникли при реализации Болонского процесса в России?
При реализации Болонского процесса в России возникли следующие проблемы: недостаточная подготовка преподавателей к введению новых образовательных программ, сложности с признанием иностранных дипломов, ограниченные возможности для мобильности студентов из-за различий в учебных планах и программ между ВУЗами.
Какие перспективы развития Болонского процесса в России?
Перспективы развития Болонского процесса в России включают улучшение качества образования, развитие международного сотрудничества, увеличение мобильности студентов и преподавателей, адаптацию российской системы образования к европейским стандартам.
Кто принимал участие в подготовке Национального доклада Российской Федерации 2007 года?
В подготовке Национального доклада Российской Федерации 2007 года принимали участие специалисты федеральных органов управления образованием, Национального аккредитационного агентства, Национального фонда подготовки кадров и члены рабочей группы по осуществлению Болонского процесса.