Базисные элементы культуры: традиции, обычаи, нравы,ценности.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 26 26 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 15.12.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
1.1. Сущность понятия культура
1.2. Культурные ценности как регулятор социального бытия
2. ТРАДИЦИОННОЕ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Обычаи, традиции, ритуалы, обряды более демонстративны; они состоят из комплексов культурных норм и образцов, создавая сложные поведенческие алгоритмы взаимодействия многих людей в определенных ситуациях.
При господстве обыденных представлений вопрос о том, какое же место занимает традиция в культуре в целом и в отдельных ее пластах, остается открытым. Очевидно, что для выяснения данной проблемы необходим философский и социокультурологический подход.
В отечественной и зарубежной философии и культурологии накоплен значительный опыт исследования и осмысления традиции. В ходе дискуссии, проведенной на страницах журнала «Советская этнография» в 1981 г. и посвященной анализу феномена культурной традиции, был сделан важный вывод о том, что традиция представляет собой основополагающее, родовое понятие философии, имеющее «статус фундаментальной категории, обозначающей не какое-либо парциальное в том или ином отношении, а определяющее универсальное измерение культуры».
Другими словами, наука о культуре так же, как и сама культура, имеет в центре своего «мироздания» понятие традиции. Независимо от того, идет ли речь о культивировании традиций или об отказе от них, в центре всегда оказывается традиция. Современные философские определения понятия «традиция», безусловно, вобрали в себя то, что наработано в языковой практике. Однако уровень обобщенности в них иной: «...культурная традиция – это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах». Переклички философского определения с приводимыми в словарях русского языка очевидны: групповой опыт – то, что перешло от одного поколения к другому; пространственно-временная трансмиссия – процессы наследования; стереотипы – обычаи, нормы поведения, неписаные законы. Как видим, на первый план и в философском определении выходит содержательный аспект традиции, ее отождествление с культурой.
Иначе расставлены акценты в социологическом определении традиции. Прежде всего, она определена как «механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором поддержание последних обосновывается, узаконивается самим фактом их существования в прошлом». При этом на задний план отодвинуто содержание традиции: «...термин «традиция» нередко распространяют на сами социальные установления и нормы, которые воспроизводятся подобным способом».
Традиция – это важнейшая культуро-философская категория, отражающая универсальную основу культуры; модель системы ценностей и общественного устройства; процесс приобретения и трансляции социально-значимого опыта, механизм поддержания ценностей и образцов культуры и селекции инноваций.
Остается проблемным в современной науке и понятие «традиционная культура». Наряду с ним или в качестве синонимов используются термины «архаическая», «доиндустриальная», «аграрная», «крестьянская», «до-письменная», «бытовая», «повседневная», «неспециализированная» (культура), наконец, «фольклор». Выбор термина диктуется исследовательскими задачами и аспектами, требующими определенной фиксации. Это может быть способ опредмечивания информации, тогда культура определяется как «дописьменная»; тип социальной трансляции – «традиционная»; социальный носитель – «крестьянская»; характер производства – «неспециализированная»; уровень ожидаемости и прецедентности – «бытовая», «повседневная»; соотнесенность с определенным периодом общественного развития – «архаическая», «доин-дустриальная», тип хозяйствования – «аграрная».
А.В. Костина предлагает несколько подходов к рассмотрению традиционной культуры: философско-социологический, социологический, «социо-гуманитарный», каждый из подходов определяется функцией традиционной культуры.
Философско-социологический подход предполагает выделение двух ее аспектов – субстанционального (это те элементы социокультурного опыта, которые транслируются) и функционального (учитывающего, каким «коммуникативно-трансляционно-трансмутационным» способом «внутри- и межпоколенного взаимодействия людей» осуществляется эта передача). Т.е. традиционная культура определяется как «механизм воспроизводства социальных институтов и норм, при котором поддержание последних обосновывается, узаконивается самим фактом их существования в прошлом». С этой позиции термин «традиционная культура» совпадает с вышеизложенным определением традиции.
Оной из основных функций традиционной культуры является утверждение определенной картины мира. В рамках данного подхода свое понимание традиционной культуры высказывает А.В. Захаров. Традиционная культура, считает он, имеет место тогда, когда современность «интерпретируется, оценивается, легитимируется сквозь «призму» прошлого, когда прошлое делается исходной точкой для понимания настоящего».
Социогуманитарный подход, уже определенный нами как собственно культурологический, ориентирует на изучение особенностей функционирования традиционной культуры в современных условиях. Ученые выделяют в традиционной культуре два блока, включающие «нормы-ценности-смыслы-символы» (представления о природе, космосе, месте человека в мире, религиозно-мифологические понятия, представления об идеалах мудрости, силы, героизма, красоты, добра и зла, моральные нормы), воплощенные в культурных текстах разной знаковой природы, а также «формы их функционирования и социальной трансмиссии».
Фольклористы зачастую термин «традиционная культура» отождествляют с «фольклором» в его «широком» смысле охватывающем «весь комплекс явлений данного народа».
Под традиционной культурой понимается «вся народная крестьянская, духовная и отчасти материальная культура». А фольклор – это «специфический «язык» традиционной культуры, отличающийся от других «языков» – орнамента, мелоса и иной информации, передававшейся предметами материальной культуры».
Наиболее общим определением традиционной культуры является совокупность материальных и духовных ценностей, охватывающих все стороны жизни и деятельности этноса. Традиционными ценностями являются элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в жизнедеятельности этноса в течение длительного времени. Традиционная народная культура прошлого универсальна. Она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, характер жилища, одежды, питания, освоение окружающего пространства, отношения с природой, миром, верования, поверья, знания, язык, фольклор как знаково-символическое выражение традиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, такие понятия как традиция, нравы, обычаи, ценности являются ядром национальной культуры. Эти элементы также выступают регуляторами общественных отношений в контексте понимания культуры как системы, как части социального бытия.
В настоящее время российское общество трансформируется от зрелого индустриального к информационному сообществу. Модернизационные процессы современного социума оказывают мощное позитивное, а в некоторых случаях негативное воздействие на культуру в целом и на традиционную культуру в частности. Эти процессы порождают серьезные проблемы духовного порядка, трансформируя многие этнокультурные традиции.
Глобализация, являющаяся характерной чертой формирующегося информационного сообщества, также трансформирует и модернизирует многие характеристики и фундаментальные основы традиционной культуры всех без исключения этносов.
В мультикультурном мире многие исследователи отмечают, что каждая конкретная традиционная локальная культура видоизменяется соответственно как собственно этническим процессам, происходящим внутри традиционной культуры, так и соответственно закономерностям развития этносоциальных процессов, влияющих на культуру извне.
В условиях глобализации содержательные принципы и ценностные ориентиры традиционной культуры способны стать своеобразным фильтром и даже барьером на пути стремительно развивающихся негативных тенденций глобализации, а также претерпеть существенные изменения под ее влиянием.
На сегодняшний день этот процесс аккультурации допускает несколько путей развития, таких, как ассимиляция, интеграция, сегрегация или сепарация, а также маргинализация.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Захаров А. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. – 2004. – №7. – С. 105-115.
История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы. Ч. 2: История. Культурология / Под ред. Л.П. Репиной, Г.И. Зверевой. – М.: Аспект Пресс2003. – 621 с.
Келле В. Культура и история. Методологические заметки // Новая и новейшая история. – 2006. – №1. – С. 23-32.
Культурология. Теория и история культуры. – Липецк: Липец. гос. техн. ун-т, 2003. – 354 с.
Орлова З. Понятие "культура": аксиологический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2007. – №2. – С. 158-162.
Садохин А. Культурология: теория и история культуры. – М.: ЭКСМО, 2005. – 622 с.
Соблирова Т. Культура и история – ключевые элементы формирования гражданина XXI века // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – №6 (2). – С. 74-79.
Шишова Н. История и культурология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: ДГТУ, 1997. – 361 с.
Шишова Н. История и культурология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: ДГТУ, 1997. – С. 55.
Садохин А. Культурология: теория и история культуры. – М.: ЭКСМО, 2005. – С. 180.
Садохин А. Культурология: теория и история культуры. – М.: ЭКСМО, 2005. – С. 181.
Культурология. Теория и история культуры. – Липецк: Липец. гос. техн. ун-т, 2003. – С. 78.
Келле В. Культура и история. Методологические заметки // Новая и новейшая история. – 2006. – №1. – С. 24.
Орлова З. Понятие "культура": аксиологический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2007. – №2. – С. 158.
Соблирова Т. Культура и история – ключевые элементы формирования гражданина XXI века // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – №6 (2). – С. 76.
История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы. Ч. 2: История. Культурология / Под ред. Л.П. Репиной, Г.И. Зверевой. – М.: Аспект Пресс2003. – С. 121.
Культурология. Теория и история культуры. – Липецк: Липец. гос. техн. ун-т, 2003. – С. 90.
Садохин А. Культурология: теория и история культуры. – М.: ЭКСМО, 2005. – С. 126.
Соблирова Т. Культура и история – ключевые элементы формирования гражданина XXI века // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – №6 (2). – С. 75.
Садохин А. Культурология: теория и история культуры. – М.: ЭКСМО, 2005. – С. 199.
Орлова З. Понятие "культура": аксиологический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2007. – №2. – С. 160.
Культурология. Теория и история культуры. – Липецк: Липец. гос. техн. ун-т, 2003. – С. 197.
История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы. Ч. 2: История. Культурология / Под ред. Л.П. Репиной, Г.И. Зверевой. – М.: Аспект Пресс2003. – С. 205.
Садохин А. Культурология: теория и история культуры. – М.: ЭКСМО, 2005. – С. 187.
Культурология. Теория и история культуры. – Липецк: Липец. гос. техн. ун-т, 2003. – С. 118.
История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы. Ч. 2: История. Культурология / Под ред. Л.П. Репиной, Г.И. Зверевой. – М.: Аспект Пресс2003. – С. 227.
Садохин А. Культурология: теория и история культуры. – М.: ЭКСМО, 2005. – С. 189.
Культурология. Теория и история культуры. – Липецк: Липец. гос. техн. ун-т, 2003. – С. 187.
Орлова З. Понятие "культура": аксиологический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2007. – №2. – С. 161.
Захаров А. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. – 2004. – №7. – С. 106.
История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы. Ч. 2: История. Культурология / Под ред. Л.П. Репиной, Г.И. Зверевой. – М.: Аспект Пресс2003. – С. 230.
Садохин А. Культурология: теория и история культуры. – М.: ЭКСМО, 2005. – С. 210.
Шишова Н. История и культурология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: ДГТУ, 1997. – С. 118.
Культурология. Теория и история культуры. – Липецк: Липец. гос. техн. ун-т, 2003. – С. 159.
История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы. Ч. 2: История. Культурология / Под ред. Л.П. Репиной, Г.И. Зверевой. – М.: Аспект Пресс2003. – С. 218.
Захаров А. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. – 2004. – №7. – С. 108.
История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы. Ч. 2: История. Культурология / Под ред. Л.П. Репиной, Г.И. Зверевой. – М.: Аспект Пресс2003. – С. 317.
Захаров А. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. – 2004. – №7. – С. 112.












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Захаров А. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. – 2004. – №7. – С. 105-115.
2.История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы. Ч. 2: История. Культурология / Под ред. Л.П. Репиной, Г.И. Зверевой. – М.: Аспект Пресс2003. – 621 с.
3.Келле В. Культура и история. Методологические заметки // Новая и новейшая история. – 2006. – №1. – С. 23-32.
4.Культурология. Теория и история культуры. – Липецк: Липец. гос. техн. ун-т, 2003. – 354 с.
5.Орлова З. Понятие "культура": аксиологический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2007. – №2. – С. 158-162.
6.Садохин А. Культурология: теория и история культуры. – М.: ЭКСМО, 2005. – 622 с.
7.Соблирова Т. Культура и история – ключевые элементы формирования гражданина XXI века // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – №6 (2). – С. 74-79.
8.Шишова Н. История и культурология: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: ДГТУ, 1997. – 361 с.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой понятие "культура"?

Понятие "культура" представляет собой совокупность обычаев, традиций, нравов и ценностей, которые сформировались в определенной группе людей или обществе. Она охватывает все аспекты жизни людей, включая их поведение, идеи, искусство, религию и язык.

Какие значения имеют культурные ценности для общества?

Культурные ценности играют роль регулятора социального бытия, определяя нормы и правила взаимодействия людей. Они помогают формировать и поддерживать социальную организацию, регулировать поведение людей и определять их цели и приоритеты. Культурные ценности также способствуют формированию общей идентичности и содействуют развитию общества.

В чем заключается роль традиций в культуре?

Традиции являются базовым элементом культуры. Они представляют собой накопленный опыт предыдущих поколений и включают в себя обычаи, ритуалы и обряды. Традиции обеспечивают стабильность и непрерывность в культуре, укрепляют связи между людьми и передают основные ценности и знания. Они также помогают людям ориентироваться в социальном окружении и обеспечивают устойчивость и предсказуемость в поведении и взаимодействии.

Какие особенности присущи обычаям и ритуалам?

Обычаи и ритуалы являются более демонстративными элементами культуры. Они состоят из комплексов культурных норм и образцов и создают сложные поведенческие алгоритмы взаимодействия многих людей в определенных ситуациях. Обычаи и ритуалы выполняют функцию упорядочивания и структурирования общественной жизни, обеспечивая ее стабильность и понятность.

Какое значение имеют ценности в формировании культуры и общества?

Ценности играют важную роль в формировании культуры и общества. Они определяют то, что считается важным, ценным и желательным для людей в данной группе или обществе. Ценности могут включать качества, идеалы, моральные нормы, убеждения и цели. Они формируют основу для принятия решений, определяют поведение людей и влияют на их восприятие мира и взаимодействие с другими.

Что представляет собой понятие "культура"?

Понятие "культура" охватывает совокупность традиций, обычаев, нравов и ценностей, которые передаются из поколения в поколение и определяют поведение и взаимодействие людей в обществе.

Какие роли играют культурные ценности в обществе?

Культурные ценности служат регулятором социального бытия, они устанавливают правила и нормы поведения, формируют образ жизни и определяют цели и смыслы в обществе.

Что входит в понятие "традиции" как базового элемента культуры?

Традиции включают в себя обычаи, ритуалы, обряды и нормы поведения, которые создают сложные поведенческие алгоритмы для взаимодействия многих людей в определенных ситуациях.