"Спящая красавица" П. И. Чайковского как образец балетной реформы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 22 22 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 07.03.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сущность балетной реформы П. И. Чайковского 5
1.1 Балетная музыка до П. И. Чайковского на примере анализа произведения Ж. Адана «Жизель» 5
1.2 Становление балетной реформы П.И. Чайковского, на примере произведения «Лебединое озеро» 8
Выводы 13
Глава 2. Реализация балетной реформы П.И. Чайковского в произведении «Спящая красавица» 14
2.1 Музыка балета « Спящая красавица» 14
2.2 Анализ музыкальной драматургии «Спящая красавица» в музыке. 17
Выводы 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Фрагмент для ознакомления

Уже на этом этапе рождения балета мы видим небывалый ранее симбиоз драматического, музыкального и танцевального виденья произведения его создателями. Противопоставление двух основных сил: феи Сирени и феи Карабос, раскрываетглавенствующий конфликт сюжета. Здесь проявлена тенденция романтизма, видевшего во всем двойственность. Персонажи фей, являются наиболее широкими, их значение, музыкальном плане подчеркнуто, прежде всего, наличием лейтмотивных характеристик,которых нет у остальных героев балета.В целом виде лейттема персонажей появляется в сценах, наиболее сложных в композиционном отношении - в финалах Пролога I д., в сцене феи Сирени - Дезире II д., в симфоническом антракте «Сон». Сюита героев сказок Перро не столько традиционно-балетный «концерт», сколько цепь миниатюрных лирико-психологических зарисовок, мимолетное отражение основных настроений музыки балета («Кот и кошечка», «Золушка и принц Фортюне», «Синяя птица и принцесса Флорина»).Постепенно образ феи Карабос раскрывается в своих основных чертах – динамичности и целеустремленности, этому способствует острое отрывистое музыкальное звучание темы в коротких аккордах с хроматическим возгласом, и скачках на уменьшенную квинту.Лейттема феи Сирени наоборот, имеет плавное мелодичное развитие без эмоциональных всплесков. Основа репризы темы феи Сирени - тембровое расцветание и новые гармонические краски в кульминации. Финал пролога - это симфоническая картина, в которой музыка точно отражает все стадии действия: появлениеКарабос, трепет от страха и волнение королевской свиты и добрых фей, предсказание Карабос. Весь финал построен на музыкальном диалоге: небольшие эпизоды, сменяясь друг другом, характеризуют эмоциональное состояние двух противоборствующих персонажных групп. По типу развития и строению финал пролога схож с финалом первого действия, здесь завершается развитие темы Карабос, которая имеет победный характер. Сцена феи Сирени и Дезире - важный драматургический этап, именно в нем автор открывает связь событий, тех что происходили и будут происходить. Развитие эпизода строиться на Сирени. Единственный раз в балете ее тема звучит не в E-dur, a в Des-dur - тональности, с которой связан мир поэтичнейшей, возвышенной лирики.Завершает развитие тем фей симфонический антракт перед третьим действием - «Сон», здесь они появляются в последний раз. Для развития драматургии произведения антракт имеет большое значение, заложенное уже в его названии – тема сна становиться лейтмотивом. Во многом создавая балет, композитор черпает вдохновение в старинном жанре – феерии, хотя стоит отметить, что истоки жанра прослеживаются во всех балетах композитора. В балете, как и в феерии, наибольшее значение имеет не сюжет, скорее не драматический конфликт, а общая картина идеального мира. Таким образом, рассматриваемое произведение невозможно воспринимать исключительно как танец или музыку, его можно постичь и понять лишь в единстве сюжета, музыки и танцев. Все составляющие являют собой единое неделимое целое. Говоря о музыкальной драматургии нельзя не обратиться к живописно-изобразительным сценам, проявленным, прежде всего в сюите Драгоценностей. Здесь для передачи характерного танца – портрета Чайковский использует все средства выразительности доступные оркестру. Например, оркестр рисует торжественную вариацию феи Золота, за счет более плотной инструментовки: струнные, флейты и английский рожок на фоне медных духовых. Совсем иное звучание в вариации феи Серебра, это мягкая мелодия скрипок и альтов, сопровождаемая звоном колокольчиков. Жемчужинами живописно-изобразительной музыки в балете являются три танца: Pasdedeux (Кот в сапогах и Белая кошечка), Pasdecaractere (Красная Шапочка и Волк), Pasdeberrichon (Людоед и Мальчик-с-пальчик с братьями). В основе танцев сопоставление двух линий образов.Чайковскому в произведении удалось сочетание лаконичных форм, как требования жанра, и приемы и методы оперной и симфонической драматургии. Общий характер музыки, не только определяется лирической сферой, но и создает своеобразную сквозную линию развития. ВыводыПодводя итоги второй главы настоящей работы, стоит отметить что балет «Спящая красавица» можно соотнести со зрелыми операми и симфониями П.И. Чайковского по силе разработки музыкальной драматургии. Создав в «Спящей красавице» новый, особый вид программной симфонической музыки, Чайковский внес в балетную музыку основные принципы симфонического развития. В произведении проявляется ряд основных принципов балетной реформы:Цельность музыкальной структуры;Психологическая разработка образов, с помощью музыкальных форм и тем;Передача основного драматургического конфликта в музыке (контрастные темы феи Карабос и феи Серени).Так же важно отметить, что П.И. Чайковский впервые в балетном жанре обращается к приемам и методам оперной и симфонической драматургии, сохраняя лаконичность балетных форм. В данном произведении своего апогея достигает синтез драматургии хореографии и драматургии музыки. Таким образом, произведение «Спящая красавица» становиться репрезентативным, в полной мере отражающим, все искания и достижения композитора в балетной музыке. ЗаключениеВ ходе работы были выполнены задачи, поставленные в ведении. После изучения материала и проведенных анализов можно сделать ряд выводов. Балет как театральное действие может воздействовать на слушателя-зрителя с помощью ряда средств: звука, цвета и танцевального действа. Музыкабалета, заслужив популярность у композиторов, став высоким жанрам в своем развитии прошла путь от служебной роли, назначение которой состояло в обеспечении ритма танцу. Способствовала этому музыкальная реформа балета П.И. Чайковского.В основу реформы Чайковского лег принцип изменения музыки в балетном жанре, он представлял балет как единство танца, действия и конечно музыки. Принципы изменения балетной музыки, заявившие о себе в произведении «Лебединое озеро», в полной мере проявляются в балете «Спящая красавица».Чайковский относился к музыке балета как к равноправной среди других музыкальных жанров, благодаря этому стало возможно осуществление реформы и создание русской балетной классики.Благодаря его творчеству балет, как жанр входит в число высоких жанров. Композитор обогатил балетную музыку симфонизмом и методами оперной драматургии. Балетная реформа Чайковского наметила основные направления развития этого жанра в ХХ веке и обусловила его расцвет. Пути развития балета разнообразны и подчас как будто не имеют непосредственных точек соприкосновения с балетной эстетикой Чайковского, однако все крупнейшие явления балетного искусства возникли на почве творческого преломления основного принципа реформы - симфонизации балетной партитуры.Список использованной литературыАлыиванг А. П. И. Чайковский. /А. Алыиванг— М.: Музыка, 1970.-816 с.Аркина, Н.Е. Языком танца / Н.Е. Аркина. – Москва: Знание, 1975. – 56 с. Балет. Энциклопедии. СЭ. – 1981. – 624 с.Берберова Н.Н. Чайковский. Биография / Н.Н. Берберова – СПб.:Лимбус Пресс, 1997. – 256 с. Ваганова А. Основы классического танца. / А. Ваганова. – Л., 1980. – 192 с.Демидов А.П. Лебединое озеро. / А.П. Демидов– М.: Искусство. – 1985. – 366 с.Драмматический словарь. М.: тип. А.Анненкова., 1797. — 166 с.Дулова Е. Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского в контексте авторского стиля: Автореф. дис.канд.иск-я: 17.00.02 /Ленинград, гос. консерватория. Л., 1989. -27 с.Дулова 1989/2: Дулова Е. Балеты П. И. Чайковского и жанровая стилистика балетной музыки XIX века: Лекции. Л.: Ленинград, гос. консерватория, 1989. - 72 с.Дулова 1990: Дулова Е. «Спящая красавица» Г1. И. Чайковского и позднестилистические особенности творчества композитора //Форма и стиль: В 2-х ч. Л.: Ленинград, гос. консерватория, 1990. - 4.II. -С.115-149.Житомирский Д. Балеты П.И.Чайковского. / Д. Житомирский - М. - 1957. – 120 с.Карп, П.М. Балет и драма / П.М. Карп. – Ленинград: Искусство, 1980. – 246 сКостровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. / В. Костровицкая. Л., 1976. – 261 с.Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. / В. Красовская. Л. - М., 1958. – 551 с.Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX века. / В. Красовская. Л. - М., 1963. – 526 с.Слонимский Ю. П. И. Чайковский и балетный театр его времени. / Ю. Слонимский. М., 1956. – 334 с.Слонимский Ю. Мастера балета XIX столетия. / Ю. Слонимский. М.:Л.: Искусство, 1937,- 285 с.Туманина И. Чайковский. Путь к мастерству. / И. Туманина. М.: АН СССР, 1962. – 559 с.Холден Э. Петр Чайковский. Перевод с англ. / Э. Чайковский. – М.: Эскимо, 2003 – 672 с.Электронные источники:www . reugt . ruwww . rodon . org

Список использованной литературы
1. Алыиванг А. П. И. Чайковский. / А. Алыиванг — М.: Музыка, 1970.-816 с.
2. Аркина, Н.Е. Языком танца / Н.Е. Аркина. – Москва: Знание, 1975. – 56 с.
3. Балет. Энциклопедии. СЭ. – 1981. – 624 с.
4. Берберова Н.Н. Чайковский. Биография / Н.Н. Берберова – СПб.:Лимбус Пресс, 1997. – 256 с.
5. Ваганова А. Основы классического танца. / А. Ваганова. – Л., 1980. – 192 с.
6. Демидов А.П. Лебединое озеро. / А.П. Демидов– М.: Искусство. – 1985. – 366 с.
7. Драмматический словарь. М.: тип. А.Анненкова., 1797. — 166 с.
8. Дулова Е. Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского в контексте авторского стиля: Автореф. дис.канд.иск-я: 17.00.02 /Ленинград, гос. консерватория. Л., 1989. -27 с.
9. Дулова 1989/2: Дулова Е. Балеты П. И. Чайковского и жанровая стилистика балетной музыки XIX века: Лекции. Л.: Ленинград, гос. консерватория, 1989. - 72 с.
10. Дулова 1990: Дулова Е. «Спящая красавица» Г1. И. Чайковского и позднестилистические особенности творчества композитора //Форма и стиль: В 2-х ч. Л.: Ленинград, гос. консерватория, 1990. - 4.II. -С.115-149.
11. Житомирский Д. Балеты П.И.Чайковского. / Д. Житомирский - М. - 1957. – 120 с.
12. Карп, П.М. Балет и драма / П.М. Карп. – Ленинград: Искусство, 1980. – 246 с
13. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. / В. Костровицкая. Л., 1976. – 261 с.
14. Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. / В. Красовская. Л. - М., 1958. – 551 с.
15. Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX века. / В. Красовская. Л. - М., 1963. – 526 с.
16. Слонимский Ю. П. И. Чайковский и балетный театр его времени. / Ю. Слонимский. М., 1956. – 334 с.
17. Слонимский Ю. Мастера балета XIX столетия. / Ю. Слонимский. М.:Л.: Искусство, 1937,- 285 с.
18. Туманина И. Чайковский. Путь к мастерству. / И. Туманина. М.: АН СССР, 1962. – 559 с.
19. Холден Э. Петр Чайковский. Перевод с англ. / Э. Чайковский. – М.: Эскимо, 2003 – 672 с.
Электронные источники:
1. www . reugt . ru
2. www . rodon . org

Вопрос-ответ:

Что такое балетная реформа и как она связана с П.И. Чайковским?

Балетная реформа - это изменения, внесенные в жанр балета с целью его развития и совершенствования. П.И. Чайковский является одним из важнейших композиторов, чьи произведения способствовали реформе балета. Он создал музыку, которая стала основой для новых балетных постановок и внесла значительные изменения в музыкальную драматургию балета.

Какая музыка была до П.И. Чайковского в балете?

До П.И. Чайковского в балетной музыке преобладала легкая и эстетическая музыка, лишенная глубины и драматических интонаций. Примером такой музыки может служить анализ произведения "Жизель" композитора Ж. Адана. Однако музыка Чайковского принесла новые эмоциональные измерения в балет.

Какой вклад П.И. Чайковский внес в развитие балетной реформы на примере "Лебединого озера"?

Балет "Лебединое озеро" П.И. Чайковского стал важной точкой в становлении балетной реформы. Он представил новую музыкальную драматургию, в которой чувствуется глубина и интенсивность эмоций, а также усиленное взаимодействие музыки и хореографии. "Лебединое озеро" открыло новые горизонты в балете и стало образцом для последующих постановок.

Что можно сказать о музыке балета "Спящая красавица" П.И. Чайковского?

Музыка балета "Спящая красавица" П.И. Чайковского является одной из самых известных и величественных музыкальных композиций в истории балета. В ней присутствуют романтические и мелодичные мотивы, которые передают эмоциональную суть и сюжет балета. Музыкальная драматургия великолепно сочетается с хореографией и создает впечатляющий эффект.

Какую реформу в области балета провел П.И. Чайковский?

П.И. Чайковский провел реформу в области балета, придав ему более современную и эмоциональную музыкальную форму. Он внес значительные изменения в музыкальную драматургию и создал балеты, которые стали образцом для последующих композиторов.

Какие примеры можно привести в подтверждение реформы П.И. Чайковского в балетной музыке?

В качестве примеров можно привести анализ произведения Ж. Адана "Жизель", которое было написано до реформы П.И. Чайковского и имело более простую и традиционную музыкальную форму. Сравнивая это с произведением Чайковского "Лебединое озеро", можно заметить, что он внес в него новые музыкальные и драматические элементы, делая его более сложным и выразительным.

Какая роль играет балет "Спящая красавица" в реализации балетной реформы Чайковского?

Балет "Спящая красавица" является важным примером реализации балетной реформы П.И. Чайковского. В этом произведении он создал новую и современную музыкальную драматургию, прописывая каждое движение танца и передавая эмоции персонажей через музыку. Он использовал различные музыкальные формы и жанры, чтобы создать эффектные сцены и впечатляющие моменты.

Какая роль у музыки в балете "Спящая красавица"?

Музыка в балете "Спящая красавица" играет ключевую роль. Она передает эмоции, создает атмосферу и подчеркивает драматические моменты. П.И. Чайковский использовал различные музыкальные темы, мотивы и инструменты, чтобы оживить сцены и передать характеры персонажей. Музыка является связующим звеном между танцевальным исполнением и сюжетом балета.

Что такое балетная реформа П.И. Чайковского?

Балетная реформа П.И. Чайковского представляет собой изменения в музыкально-драматическом аспекте балета, которые он внес в своих произведениях. Он стремился к созданию нового типа балета, основанного на музыкальной выразительности и погружении зрителя в сюжет.

Какие изменения внес П.И. Чайковский в балетную музыку?

П.И. Чайковский принес в балетную музыку новые идеи и подходы. В его произведениях появились длинные музыкальные арки, более сложная оркестровка, разнообразие музыкальных тем и мотивов. Он также дал большое значение драматургии и созданию эмоциональной атмосферы в музыке.

Какие произведения П.И. Чайковского являются примером его балетной реформы?

Произведения П.И. Чайковского, которые являются примерами его балетной реформы, - это "Лебединое озеро" и "Спящая красавица". В обоих случаях композитор принес новые идеи и подходы к музыкальной структуре и драматургии балетного произведения.

Какую роль играет музыка в балете Спящая красавица?

Музыка в балете Спящая красавица играет очень важную роль. Она создает атмосферу, передает эмоции, выражает сюжетные повороты и персонажей. Музыка П.И. Чайковского в этом балете очень красивая и захватывающая, воплощая саму суть сказочного и романтического произведения.