подготовка гимнасток-художниц 8-10 лет к участию в групповых упражнениях

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 71 71 страница
  • 46 + 46 источников
  • Добавлена 02.03.2016
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК 8-10 ЛЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ К УЧАСТИЮ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ 5
1.1. Морфофункциональные характеристики детей 8-10 лет 5
1.2. Художественная гимнастика как средство развития физических качеств 13
1.3. Групповые упражнения и их место в тренировочном процессе 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1. Методы исследования 34
2.2. Организация исследования 38
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ 8-10 ЛЕТ 40
3.1. Обязательные элементы подготовки гимнасток-художниц 8-10 лет 40
3.2. Особенности построения тренировочного процесса гимнасток-художниц 8-10 лет 44
3.3. Разработка методики проведения занятий по художественной гимнастике с элементами групповых упражнений 51
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 55
4.1. Исходный уровень подготовленности гимнасток-художниц 55
4.2. Описание применяемых в тренировочном процессе упражнений для подготовки спортсменок к участию в групповых упражнениях 57
4.3. Оценка эффективности программы тренировок 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 66

Фрагмент для ознакомления

На втором этапе акцент в работе переносился на совершенствование техники выполнения группового упражнения большими частями (16-20 элементов). За это время гимнастки выполняли до 51% объема работы над отдельными частями упражнения.На третьем этапе предполагалось решение задачи обеспечения высокого уровня надежности техники выполнения групповой упражнения каждой гимнасткой. За критерий оценки был принят индивидуальный вклад гимнастки к командному результату. Этой работе отводилось 75% тренировочного времени в день.На четвертом этапе внимание переносилась на повышение надежности технических действий команды посредством выполнения упражнения в целом, для чего отводилось до 87% тренировочного времени в течение дня.Выполнение соревновательной композиции в групповых упражнениях вызвал значительные изменения в функциональном состоянии ССС юных гимнасток. Статистический анализ выявил зависимость между техническими результатами, выражающиеся в количестве ошибок и оценке за технику исполнения с ЧСС во время выполнения группового упражнения в целом и отдельных его частей, а также время отдыха между попытками. Исходя из этого, для метода совместного совершенствования технической и функциональной подготовленности гимнасток были разработаны три режима совмещения работы с активным отдыхом.Первый режим. Продолжительность активного отдыха между попытками составляла 4,5 - 5,5 минут. В течение этого времени гимнастки выполняли 10 - 15 перебросок. Такая форма отдыха была направлена ​​на устранение мелких ошибок и неточностей, которые допускались в упражнении, и поддержание ЧСС в оптимальном для начала выполнения упражнения в этом режиме на уровне100 - 120 уд / мин.Второй режим. С помощью данного режима обеспечивалась надежность выполнения группового упражнения при высоких пульсовых режимах работы. С этой целью на тренировках использовались такие приемы: выполнение упражнения в целом с интервалом отдыха между попыткамив 2,5 - 3,5 минуты, во время которого гимнастки выполняли 5 перебросок; выполнения через одну минуту отдыха второй половины упражнения; выполнение во время 4 - 5-минутного отдыха, чем попытками одной из частей упражнения. Третий режим. Продолжительность активного отдыха между попытками составляла 5-6 минут. В течение этого времени гимнастки должны были выполнить по 3 - 5 перебросок и самостоятельно повторить отдельные элементы или их соединения. Такой режим работы был направлен на выполнение большого объема упражнений в целом, что должно было обеспечить достижение командой высоких показателей надежности техники выполнения группового упражнения.3.3. Разработка методики проведения занятий по художественной гимнастике с элементами групповых упражненийУспех команд групповых упражнений в художественной гимнастике зависит от выбора средств и методов подготовки гимнасток. При тренировке в первые годы занятий уделяют внимание разносторонней физической подготовке, в ходе которой развиваются гибкость, ловкость, скорость движений, укрепляется мышечный аппарат, приобретаются навыки в гимнастике, акробатике, хореографии, подвижных играх. В этот период происходит формирование "школы движений" без предмета и с предметами.Техническая подготовка гимнасток на всех этапах многолетнего совершенствования состоит из основных компонентов: беспредметной, предметной, хореографической, музыкально-двигательной и композиционной подготовки. В процессе становления технического мастерства гимнастка овладевает базовыми и профилирующими элементами различной сложности, в дальнейшем проходит усвоение связь, состоящие из ранее отработанных базовых элементов, затем строятся соревновательные композиции. Поэтому так важно в период накопления необходимого объема двигательных умений и навыков, проводить параллельное развитие специальных способностей гимнасток, которые так важные в групповых упражнениях, а именно - формирование навыков совместных взаимодействий гимнасток.Основным принципом многолетней тренировки на каждом из его этапов является принцип одновременности развития физических качеств и преимущественное развитие отдельных профилирующих способностей в сенситивные возрастные периоды. Процесс их формирования и усвоения движений должен опережать процесс обучения, необходимо придерживаться дидактического принципа - от простого к сложному. То есть, качественная методическое построение и подбор эффективных средств и методов учебно-тренировочного процесса способствуют улучшению уровня технической подготовки юных гимнасток, что скажется на дальнейших этапах многолетнего совершенствования. Для подготовки гимнасток в групповых упражнениях нами была разработана методика, которая состояла из комплексов упражнений, которые вошли в следующие блоки:1. Разминка - подготовительные упражнения: бег, несложные наклоны, повороты и прыжки, которые выполнялись в парах или тройках. Также эти упражнения использовались и для устранения нагрузки в конце занятий;2. Хореографическая и музыкально-ритмическая подготовленность - формирование музыкально-ритмической координации, достижения точности и согласованности движений и задач, синхронности, артистичности и выразительности, выработка единого стиля (выполнение танцевальных элементов: прыжков, танцевальных шагов)3. Техническая подготовленность по предметам - овладение одинаковой для всех гимнасток группы техникой базовых элементов с мячами и обручами (тренировка точности перебросок, бросков, ловлений, манипуляций)4. Беспредметная и акробатическая подготовленность - совершенствование специфических форм движений, поддержек, двигательных взаимодействий в парах и тройках;5. Композиционные подготовленности - сохранение правильной дистанции в композициях, перестроек, совершенствования техники выполнения соревновательных композиций на точность и стабильность.Таким образом, специализация «групповые упражнения» характеризуется последовательностью действий, чем отличается от индивидуальной подготовки, но строится на базе школы художественной гимнастики и не выходит за пределы ее предметно-содержательной основы.Формирование специализации включает в себя: выбор вида спорта - набор спортсменок в художественной гимнастике; обучение основным элементам школы художественной гимнастики без предметов и с предметами без разделения на специализации - индивидуальные и групповые упражнения; введение специальных элементов движений, характерных для групповых упражнений, в конце начального этапа подготовки; разработку программы подготовки в групповых упражнениях, соответствующих программе соревнований для данного возраста гимнасток; определение перспективных спортсменок для групповых упражнений, ориентация тренировочного процесса на выполнение преимущественно программы групповых упражнений на этапе предварительной базовой подготовки; отбор спортсменок и комплектования команды для участия в групповых упражнениях на соревнованиях на этапе предварительной базовой подготовки; формирование углубленной специализации на следующих этапах многолетнего совершенствования.ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ4.1. Исходный уровень подготовленности гимнасток-художницДля исследования эффективности разработанной программы мы провели ряд начальных измерений (констатирующий этап), методология которых описана в Разделе 2. Данная диагностика комплексно характеризует физические качества спортсменок и их техническую подготовленность, что является индикаторами подготовленности к выступлениям в групповых упражнениях. Таблица 3. Результат тестирования специальной физической работоспособности спортсменок на констатирующем этапеТестированиеЭГКГЧСС, % восстановления3637САД, % восстановления24,224,9Проба Генча42,743,7Рисунок 3 – Показатели специальной физической работоспособности, у спортсменок экспериментальной (n = 10) и контрольной групп (n = 10) на констатирующем этапеТаблица 4.Оценка технической подготовленности спортсменок на констатирующем этапеОценка за элементЭГКГРавновесия0,610,62Повороты0,550,51Прыжки0,730,75Рисунок 4 – Среднегрупповые результаты экспертной оценки выполнения соревновательных элементов гимнастками экспериментальной (А) (n = 10) и контрольной (Б) (n = 10) групп по результатам констатирующего экспериментаТаблица 5. Параметры функционального состояния спортсменок на констатирующем этапеНазвание ПробыЭГКГПроба Генча23,723,8КЭК37253728Индекс Руфье11,210,9Проба Ромберга22,723,2Рисунок 5 – Функциональные показатели у спортсменок экспериментальной (n = 7) и контрольной групп (n = 7) на констатирующем этапеКак мы видим, результаты по основным тестам у спортсменок сходны, что позволяет говорить о корректно сформированных группах и большей вероятности правильной оценки эффективности экспериментальной работы.4.2. Описание применяемых в тренировочном процессе упражнений для подготовки спортсменок к участию в групповых упражненияхДля мотивированности к занятиям художественной гимнастикой мы применяли как стандартные спортивные подходы (развитие техники, постановка хореографии и т.д.), так и методики, способствующее сплочению коллектива, формированию тяги к групповым упражнениям. В качестве таких методик мы использовали просмотр кинокольцовок выступлений гимнасток в групповых упражнения, постановка детьми небольшого группового танца. Также применили метод психологического тренинга, сопряженный с совершенствованием работы с предметами – дети кидали друг другу мяч и булаву. Когда предмет оказывается у гимнастки в руках она говорит: « мне нравится художественная гимнастика потому, что…» либо «я хочу заниматься групповыми упражнениями потому, что …» . Мы провели несколько тематических занятий по схеме: просмотр тематической кинокольцовки, тренинг-обсуждение с перекидыванием предметов. Также детям предлагалось примечать интересные движения или комбинации в кинокольцовках и пробовать их применить на спортивных тренировках – к примеру, попарно отрабатывать переброски предметов, увиденные в кинофрагменте.Хореографические занятия мы сопрягали с формированием синхронности- 3-4 человека циклично повторяли элемент танца или движения, пытаясь добиться синхронности и слаженности в действиях.Мы считаем, что нужно подчеркнуть эстетичность данного вида спорта – для этого были подготовлены презентации о внешнем виде гимнасток на выступлениях. Опять же, после просмотра презентации и прослушивания доклада дети перебрасывали друг другу мяч и обсуждали, какой цвет и дизайн костюмов нравится и т.д. Дети получили небольшое задание – небольшие сообщения про групповые упражнения. Также, им предлагалось найти и выбрать несколько фото с выступлений с групповыми упражнениями и разместить их непосредственно в зале. Обязательным элементом были фотографии с медалями, служившие отличной мотивацией для занятий.Следует отметить, что необходимо поддерживать энтузиазм детей и всячески поощрять их инициативу, хвалить их и поддерживать.Из непосредственно профильных упражнений применялись системы, описанные в 3.2.4.3. Оценка эффективности программы тренировокВ ходе педагогического эксперимента, который продолжался в течение 3 месяцев гимнастки экспериментальной группы увеличили показатели специальной физической и технической подготовленности.После двух контрольных прогонов у гимнасток экспериментальной группы скорость восстановления ЧСС за 5 минут составила 51 против 39в контрольной группе (рисунок 6).Таблица 6. Результат тестирования специальной физической работоспособности спортсменок на контрольном этапеТестированиеЭГКГЧСС, % восстановления5139САД, % восстановления33,025,1Проба Генча62,749,7Рисунок 6 – Показатели специальной физической работоспособности, у спортсменок экспериментальной (n = 10) и контрольной групп (n = 10) наитоговом исследованииРезультаты экспертной оценки выполнения элементов показали наиболее высокие результаты у гимнасток экспериментальной группы, причем среднегрупповые оценки за качество выполнения равновесий при итоговом обследовании у гимнасток экспериментальной группы имели значительное повышение в динамике – 0,72против 0,64 баллов.(рисунок 7).Таблица 7.Оценка технической подготовленности спортсменок на контрольном этапеОценка за элементЭГКГРавновесия0,720,64Повороты0,650,58Прыжки0,790,75Рисунок 7 – Среднегрупповые результаты экспертной оценки выполнения соревновательных элементов гимнастками экспериментальной (А) (n = 10) и контрольной (Б) (n = 10) групп по результатам итогового педагогического контроляК концу учебно-тренировочного года у гимнасток экспериментальной группы отмечено менее выраженное снижение функциональных показателей, причем в соответствии с пробой Генча, КЭК, индексом Руфье и пробой Ромберга среднегрупповые показатели спортсменок экспериментальной группы при последнем исследовании были статистически достоверно выше, чем в контрольной группе (рисунок 8).Таблица 8. Параметры функционального состояния спортсменок на контрольном этапеНазвание ПробыЭГКГПроба Генча26,124,2КЭК31453712Индекс Руфье7,210,9Проба Ромберга27,323,3Рисунок 8 – Функциональные показатели, имеющие статистически значимые различия у спортсменок экспериментальной (n = 7) и контрольной групп (n = 7) на итоговом исследованииПолученные результаты подтверждают менее выраженное нарушение функционального состояния сердечно-сосудистой (КЭК, индекс Руфье), дыхательной систем (проба Генча) и вестибулярного аппарата (проба Ромберга) у спортсменок экспериментальной группы:– проба Генча 26,1 с против 24,2с;– КЭК (коэффициент экономичности кровообращения) 3145,1 против 3712у. е.;– индекс Руфье 7,2против 10,9;– проба Ромберга 27,3 против 23,3.Таким образом, гимнастки экспериментальной группы более успешно повысили специальную физическую и техническую подготовленность, что найдет свое положительное отражение на качестве выполнения элементов в групповых упражнениях.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ литературных источников и обобщение практического опыта подготовки гимнасток свидетельствует об осложнении соревновательной деятельности в групповых упражнениях художественной гимнастики с каждым олимпийским циклом. На спортивный результат вгрупповых упражнениях влияют техническая сложность композиции, оригинальность, исполнительское мастерство и артистизм, уровень предметной подготовленности гимнасток. Соревновательные композиции характеризуются большим разнообразием построений и перестроений, взаимодействий гимнасток, которые проявляются в специфических формах движений (поддержках). Высокий соревновательный результат в групповых упражнениях достигается за счет безупречной техники двигательных взаимодействий, перебросок, бросков, передач предметов друг другу, согласованной работы, выполнение упражнения в одном темпе и ритме, с одинаковой амплитудой. Это требует значительного количества времени на совершенствование элементов как тела, так и предмета; отработка элементов обмена, взаимодействия и сотрудничества, достаточного уровня специальной физической, технической, тактической и хореографической подготовленности гимнасток. Эффективность системы многолетней подготовки ведущих команд мира в групповых упражнениях подтверждается их высокими спортивными результатами. В системе подготовки по художественной гимнастике отражены процессы формирования специализации спортсменок в групповых упражнениях, в программах и учебных планах отсутствует специализация, подготовка осуществляется непосредственно перед соревнованиями по групповым упражнениям (по два - три месяца перед стартами).Обоснован подход к формированию специализации гимнасток в групповых упражнениях на этапах начальной и предварительной базовой подготовки. Его элементами, которые объединяют процесс формирования специализации и которые создают перспективы многолетнего совершенствования, закономерности возрастного развития и начала специализации, показатели отбора и спортивной ориентации спортсменок к выполнению групповых упражнений, являются средства и методы спортивной подготовки, компоненты и критерии специальной подготовленности. Формирование специализации рассмотрено как процесс становления и развития дисциплины «групповые упражнения» в художественной гимнастике, отличающийся конкретным составом решения задач специализации. Главным признаком специализации «групповые упражнения» является выполнение соревновательной программы по художественной гимнастике в команде, как отдельной самостоятельной единицы, где подготовка гимнасток сосредоточена на выполнении совместных действий, оказываются в одинаковой и согласованной работе, четкости, стабильности выполнения в сотрудничестве, синхронности и асинхронности в работе гимнасток и предметов, которые достигаются благодаря общности интересов, мотивации, износа команды, и тому подобное.Внедрение методики подготовки гимнасток в групповых упражнениях художественной гимнастики позволили на начальном этапе многолетнего совершенствования сформировать навыки совместных двигательных взаимодействий, улучшить техническую и физическую подготовленность юных гимнасток. Тренировка гимнасток экспериментальной группы позволили за период эксперимента повысить уровень скоростно-силовых качеств и координационных возможностей.Методика подготовки гимнасток в групповых упражнениях художественной гимнастики с использованием специально подобранных упражнений эффективнее как по времени освоения упражнений, так и по качеству исполнения и может быть использована в учебно-тренировочном процессе и дальше.Обучение юных гимнасток согласованным взаимодействиям при подготовке к групповым упражнениям является важным элементом на начальном этапе многолетнего совершенствования. Это позволяет организовать обучение в форме индивидуально-групповой и командно-игровой работы и повысить уровень самоконтроля и эмоционального состояния юных гимнасток.Для обучения общим двигательным действиям в групповых упражнениях, достижения согласованности, четкости, слитности, стабильности исполнения, синхронности и асинхронности в работе гимнасток разработана программа подготовки к групповым упражнениям, была внедрена после обучения основным элементам базовой школы художественной гимнастики, и включает пять блоков: подготовительные упражнения (разминка), блок хореографической и музыкально-ритмической подготовки, блок беспредметной и акробатической подготовки, блок технической подготовки с предметами, блок композиционной подготовки.За основу был принят групповой способ обучения (работа в парах, тройках и четверках) общим двигательным элементам взаимодействия и сотрудничества, синхронном выполнению хореографических элементов, необходимых для работы в групповых упражнениях. Тестирование на констатирующем и контрольном этапе подтвердили эффективность разработанной программы для подготовки гимнасток 9-10 лет к групповым упражнениям.ЛИТЕРАТУРААверкович, Э.П. Организация и методика подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике: методические рекомендации/ Э.П. Аверкович, А.В. Плешкань, Л.А. Морозова, - М.: Госкомспорт СССР, 1989. – 39 с.Андреева, В.Е. Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике / В.Е. Андреева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 2(60). – С. 19–23.Андреева, Н.О. Показатели развития сенсомоторной координации занимающихся художественной гимнастикой на этапах предварительной базовой и специализированной базовой подготовки / Н.О. Андреева, А.В. Жирнов, В.Н. Болобан // Физическое воспитание студентов. – 2011. – № 4. – С. 6–15.Белокопытова Ж.А. Методические рекомендации по отбору кандидатов в сборные команды по художественной гимнастике (в групповые упражнения) / Ж.А. Белокопытова. - К.. 1989,- 18 с.Белокопытова, Ж. Содержание и структура программы развития координационных способностей у девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Ж. Белокопытова, В. Лавреньтьева и Л. Кожевникова // Физи-ческое воспитание студентов. – 2010. – № 3. – С. 3–8.Болобан В.П. Система обучения движениям в сложных условиях поддержания статодинамической устойчивости: автореф. дисс. на соискание учен, степени доктора пед. наук : спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры»/ В.И. Болобан. - К.. 1990. —45 с.Быстрова И. В. Специфика поддержек в групповых упражнениях художественной гимнастики/ И. В. Быстрова// Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. трудов БПА. – СПб., 2009. – С. 242-244.Быстрова И.В. Психолого-педагогическая технология управления адаптацией гимнасток к спортивной деятельности (на примере групповых упражнений) : автореф. дисс. на соискание учен, степени канд. пед. наук : спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» / И.В. Быстрова. — Санкт-Петербург, 2008. — 22 с. Быстрова, И.В. Психолого-педагогическая технология управления адаптацией гимнасток к групповой спортивной деятельности: на примере групповых упражнений в художественной гимнастике : дис. ... канд. псих. наук : 13.00.04 / Быстрова Ирина Валентиновна. – СПб., 2008. – 194 с.Быстрова, И.В. К вопросу о деятельности педагога-тренера по групповым упражнениям в художественной гимнастике / И.В. Быстрова ; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. — СПб., 1996. — 12 с.Быстрова, И.В. Некоторые аспекты подготовки педагогов-тренеров по групповым упражнениям в художественной гимнастике / И.В. Быстрова ; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. -СПб., 1995.-27 с.Быстрова, И.В. Тенденции развития групповых упражнений в художественной гимнастике / И.В. Быстрова. Р.Н. Терехина // Физическое воспитание, спорт и бизнес: теория и социальная практика: тез. междунар. научно — практ. конф. -Минск, 1994.-е. 15-16.Ветошкина Э. В. О факторах, влияющих на спортивно-техническое мастерство гимнасток-художниц / Э. В. Ветошкина// Актуальные проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва к участию вXXIX Олимпийских играх2008 г. в Пекине(КНР) : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Минск, 2006. – С. 41-43Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Внлюнас ; МГУ. - М., 1976. — 143 с.Винер И. А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне/ И. А. Винер, Р. Н. Терёхина// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: науч.-теорет. журнал. – СПб: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2010. – Вып. 2(60). – С. 19-23. Винер, И.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой : учеб. пособ. / И.А.Винер, Л.А. Карпенко, В.А. Сивицкий; Всероссийская федерация художественной гим-настики; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – М., 2007. – 75 с.Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений /Ю.К. Гавердовский. – М. : Терра-Спорт, 2002. – 512 с.Горохова, В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Горохова Виктория Евгеньевна. – М., 2002. – 26 с.Еремеева Т. Г. Факторная структура показателей, определяющих успешность в спортивной деятельности в художественной гимнастике: сб. науч. трудов / Т. Г. Еремеева.-М, 1988. -С. ПО- 116.Жуманова, А.С. Управление учебно-тренировочным процессом юных спортсменок в художественной гимнастике : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Жуманова Алия Султангалыевна. – Алматы, 2010. – 275 с.Каравацкая, Н.А. Методика формирования навыков двигательной вы-разительности в художественной гимнастике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Н.А. Каравацкая. – Великие Луки, 2002. – 212 с.Карпенко Л. А. Организация многоуровневого функционирования современной художественной гимнастики/ Л. А. Карпенко// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: науч.-теорет. журнал. – СПб.: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2007. – Вып. 8(30). – С. 46-49. Карпенко Л. А. Техническая подготовка и основы обучения упражнениям художественной гимнастики: учебник/ Л. А. Карпенко, И. А. Степанова. – М. : Всероссийская федерация художественной гимнастики, 2003. – С. 102-109. Карпенко Л. А. Художественная гимнастика учебник / Л.А. Карпенко ; под общ. ред. проф. Л. А. Карпенко. – М. : Всерос. федер. худ. гимнастики, 2003. – 382 с.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физич. культуры. – М.: Сов. спорт, 2004. – 463с.Лисицкая Т.С. Личностно-психологические особенности спортсменок, специализирующихся по художественной гимнастике / Т.С. Лисицкая // Актуальные вопросы подготовки спортсменов в циклических видах спорта: сб. научн. работ. -Волгоград, 1995.-С. 139-146. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя/ В. И.Лях. – М. : АСТ, 1998. – 272 с.Макарова Г.А. Спортивная медицина : учеб. М. : Советский спорт, 2003. С. 78Мамедова Э. Х. Специальная двигательная подготовка спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис. … канд. пед. наук / Э. Х. Мамедова. – М., 1989. – 21 с. Мартиросов А. Н. Технологии и методы определения состава тела человека / А. Н. Мартиросов, Э. П. Николаев. – М. : Нау ка, 2006. – С. 165-181.Мирошниченко Т. М. Методика построения композиций групповых упражнений в худо-жественной гимнастике : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. наук по физ. Воспитанию и спорту : [спец.] 24.00.01 « Олимпийский и профессиональный спорт» / Т. М. Мирошниченко. – К., 2006. – 21 с.Нестерова Т. В. Фактор совместимости при комплектовании команд в групповых упражнениях художественной гимнастики / Т. В. Нестерова, О. С. Кожанова // Физическое воспитание студентов. – 2009. – № 1. – С. 32-34.Нестерова Т. В. Совершенствование системы многолетней подготовки спортсменок в художественной гимнастике / Т. В. Нестерова // Наука в олимпийском спорте. – 2007. – С. 66–74.Нестерова Т. В. Техника двигательных взаимодействий в групповых упражнениях художественной гимнастики/ Т. В. Нестерова// Наука в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская лит. – 2000. – №2. – С. 31-39. Нестерова, Т.В. Совершенствование системы многолетней подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике / Т.В. Нестерова // Тез. доповiдей IX Мiждународного наукового конгрессу «Олiмпiйський спорт I спорт для всiх». – К. : Олiмпiйська лiтература. – 2005. – С. 389. Павлов, С.Е. Функциональный контроль в современном спорте и спортивной медицине / С.Е. Павлов, Т.Н. Павлова // Олимпийский бюллетень № 13. – М. : Сойпроект, 2012. – С. 265–271.Пирожкова Е. А. Интегральный показатель специальной выносливости в гимнастических видах спорта / Е. А. Пи-рожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2011. – №3 (73). – С. 158-161.Плеханова М. Э. Факторы, определяющие соревновательную надежность спортсменок в художественной и спортивной гимнастике/ М. Э. Плеханова// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: науч.-теорет. журнал. – СПб. : Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2006. – №4. – С. 17-20Приставкина М.В. Теория и методика отбора в художественной гимнастике: методические рекомендации / М.В. Приставкина. - Смоленск: СТИФК, 1987. - 23 с.Семибратова И. С. Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук : [спец.] 13.00.04 « Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» / И. С. Cемибратова. – СПб., 2007. – 24 с.Сиваш И. С. Спортивный отбор и ориентация в системе многолетнего совершенствования / И. С. Сиваш // Вестн. Запор. нац. ун-та, 2012. – № 1(7). – С. 268–277Супрун А. А. Алгоритмизация профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учёта психологических и физиологических особенностей спортсменок/ А. А. Супрун, Е. Н. Медведева// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: науч.-теорет. журнал. – СПб. : Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2010. – Вып. 5(63). – С. 50-54.Сучилин Н. Техническая структура гимнастических упражнений/ Н. Сучилин// Наука в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская лит. – 2012. – №1. – С. 90-93. Терехина Р. Н. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых у п-ражнениях накану не XXX Олимпийских игр / Р. Н. Терехина, Е. А. Пирожкова, А. И. Винер// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. –СПб. : Изд -во НГУ им. П. Ф. Лесгаф-та, 2012, –вып. 4(86). – C.32–36.Шевчук Н. А. Методика начальной технической подготовки юных гимнасток на основе обучения двигательным взаимодействиям в групповых упражнения : автореф. дис. на пол. научн. Ст. канд. пед. наук : [спец.] 13.00.04 « Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» / Н. А. Шевчук. –Волгоград, 2005. – 24 с.Шустин Б. Н. Научно-методические основы многолетней подготовки спортсменов/ Б. Н. Шустин, П. В. Квашун, А. В. Евтух// Вестник спортивной науки. – 2008. – №4. – С. 14-17.

1. Аверкович, Э.П. Организация и методика подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике: методические рекомендации/ Э.П. Аверкович, А.В. Плешкань, Л.А. Морозова, - М.: Госкомспорт СССР, 1989. – 39 с.
2. Андреева, В.Е. Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике / В.Е. Андреева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 2(60). – С. 19–23.
3. Андреева, Н.О. Показатели развития сенсомоторной координации занимающихся художественной гимнастикой на этапах предварительной базовой и специализированной базовой подготовки / Н.О. Андреева, А.В. Жирнов, В.Н. Болобан // Физическое воспитание студентов. – 2011. – № 4. – С. 6–15.
4. Белокопытова Ж.А. Методические рекомендации по отбору кандидатов в сборные команды по художественной гимнастике (в групповые упражнения) / Ж.А. Белокопытова. - К.. 1989,- 18 с.
5. Белокопытова, Ж. Содержание и структура программы развития координационных способностей у девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Ж. Белокопытова, В. Лавреньтьева и Л. Кожевникова // Физи-ческое воспитание студентов. – 2010. – № 3. – С. 3–8.
6. Болобан В.П. Система обучения движениям в сложных условиях поддержания статодинамической устойчивости: автореф. дисс. на соискание учен, степени доктора пед. наук : спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры»/ В.И. Болобан. - К.. 1990. —45 с.
7. Быстрова И. В. Специфика поддержек в групповых упражнениях художественной гимнастики/ И. В. Быстрова// Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. трудов БПА. – СПб., 2009. – С. 242-244.
8. Быстрова И.В. Психолого-педагогическая технология управления адаптацией гимнасток к спортивной деятельности (на примере групповых упражнений) : автореф. дисс. на соискание учен, степени канд. пед. наук : спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» / И.В. Быстрова. — Санкт-Петербург, 2008. — 22 с.
9. Быстрова, И.В. Психолого-педагогическая технология управления адаптацией гимнасток к групповой спортивной деятельности: на примере групповых упражнений в художественной гимнастике : дис. ... канд. псих. наук : 13.00.04 / Быстрова Ирина Валентиновна. – СПб., 2008. – 194 с.
10. Быстрова, И.В. К вопросу о деятельности педагога-тренера по групповым упражнениям в художественной гимнастике / И.В. Быстрова ; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. — СПб., 1996. — 12 с.
11. Быстрова, И.В. Некоторые аспекты подготовки педагогов-тренеров по групповым упражнениям в художественной гимнастике / И.В. Быстрова ; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. -СПб., 1995.-27 с.
12. Быстрова, И.В. Тенденции развития групповых упражнений в художественной гимнастике / И.В. Быстрова. Р.Н. Терехина // Физическое воспитание, спорт и бизнес: теория и социальная практика: тез. междунар. научно — практ. конф. -Минск, 1994.-е. 15-16.
13. Ветошкина Э. В. О факторах, влияющих на спортивно-техническое мастерство гимнасток-художниц / Э. В. Ветошкина// Актуальные проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва к участию вXXIX Олимпийских играх2008 г. в Пекине(КНР) : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Минск, 2006. – С. 41-43
14. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Внлюнас ; МГУ. - М., 1976. — 143 с.
15. Винер И. А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне/ И. А. Винер, Р. Н. Терёхина// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: науч.-теорет. журнал. – СПб: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2010. – Вып. 2(60). – С. 19-23.
16. Винер, И.А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой : учеб. пособ. / И.А.Винер, Л.А. Карпенко, В.А. Сивицкий; Всероссийская федерация художественной гим-настики; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – М., 2007. – 75 с.
17. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений /Ю.К. Гавердовский. – М. : Терра-Спорт, 2002. – 512 с.
18. Горохова, В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Горохова Виктория Евгеньевна. – М., 2002. – 26 с.
19. Еремеева Т. Г. Факторная структура показателей, определяющих успешность в спортивной деятельности в художественной гимнастике: сб. науч. трудов / Т. Г. Еремеева.-М, 1988. -С. ПО- 116.
20. Жуманова, А.С. Управление учебно-тренировочным процессом юных спортсменок в художественной гимнастике : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Жуманова Алия Султангалыевна. – Алматы, 2010. – 275 с.
21. Каравацкая, Н.А. Методика формирования навыков двигательной вы-разительности в художественной гимнастике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Н.А. Каравацкая. – Великие Луки, 2002. – 212 с.
22. Карпенко Л. А. Организация многоуровневого функционирования современной художественной гимнастики/ Л. А. Карпенко// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: науч.-теорет. журнал. – СПб.: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2007. – Вып. 8(30). – С. 46-49.
23. Карпенко Л. А. Техническая подготовка и основы обучения упражнениям художественной гимнастики: учебник/ Л. А. Карпенко, И. А. Степанова. – М. : Всероссийская федерация художественной гимнастики, 2003. – С. 102-109.
24. Карпенко Л. А. Художественная гимнастика учебник / Л.А. Карпенко ; под общ. ред. проф. Л. А. Карпенко. – М. : Всерос. федер. худ. гимнастики, 2003. – 382 с.
25. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физич. культуры. – М.: Сов. спорт, 2004. – 463с.
26. Лисицкая Т.С. Личностно-психологические особенности спортсменок, специализирующихся по художественной гимнастике / Т.С. Лисицкая // Актуальные вопросы подготовки спортсменов в циклических видах спорта: сб. научн. работ. -Волгоград, 1995.-С. 139-146.
27. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя/ В. И.Лях. – М. : АСТ, 1998. – 272 с.
28. Макарова Г.А. Спортивная медицина : учеб. М. : Советский спорт, 2003. С. 78
29. Мамедова Э. Х. Специальная двигательная подготовка спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис. … канд. пед. наук / Э. Х. Мамедова. – М., 1989. – 21 с.
30. Мартиросов А. Н. Технологии и методы определения состава тела человека / А. Н. Мартиросов, Э. П. Николаев. – М. : Нау ка, 2006. – С. 165-181.
31. Мирошниченко Т. М. Методика построения композиций групповых упражнений в худо-жественной гимнастике : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. наук по физ. Воспитанию и спорту : [спец.] 24.00.01 « Олимпийский и профессиональный спорт» / Т. М. Мирошниченко. – К., 2006. – 21 с.
32. Нестерова Т. В. Фактор совместимости при комплектовании команд в групповых упражнениях художественной гимнастики / Т. В. Нестерова, О. С. Кожанова // Физическое воспитание студентов. – 2009. – № 1. – С. 32-34.
33. Нестерова Т. В. Совершенствование системы многолетней подготовки спортсменок в художественной гимнастике / Т. В. Нестерова // Наука в олимпийском спорте. – 2007. – С. 66–74.
34. Нестерова Т. В. Техника двигательных взаимодействий в групповых упражнениях художественной гимнастики/ Т. В. Нестерова// Наука в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская лит. – 2000. – №2. – С. 31-39.
35. Нестерова, Т.В. Совершенствование системы многолетней подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике / Т.В. Нестерова // Тез. доповiдей IX Мiждународного наукового конгрессу «Олiмпiйський спорт I спорт для всiх». – К. : Олiмпiйська лiтература. – 2005. – С. 389.
36. Павлов, С.Е. Функциональный контроль в современном спорте и спортивной медицине / С.Е. Павлов, Т.Н. Павлова // Олимпийский бюллетень № 13. – М. : Сойпроект, 2012. – С. 265–271.
37. Пирожкова Е. А. Интегральный показатель специальной выносливости в гимнастических видах спорта / Е. А. Пи-рожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2011. – №3 (73). – С. 158-161.
38. Плеханова М. Э. Факторы, определяющие соревновательную надежность спортсменок в художественной и спортивной гимнастике/ М. Э. Плеханова// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: науч.-теорет. журнал. – СПб. : Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2006. – №4. – С. 17-20
39. Приставкина М.В. Теория и методика отбора в художественной гимнастике: методические рекомендации / М.В. Приставкина. - Смоленск: СТИФК, 1987. - 23 с.
40. Семибратова И. С. Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики : автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук : [спец.] 13.00.04 « Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» / И. С. Cемибратова. – СПб., 2007. – 24 с.
41. Сиваш И. С. Спортивный отбор и ориентация в системе многолетнего совершенствования / И. С. Сиваш // Вестн. Запор. нац. ун-та, 2012. – № 1(7). – С. 268–277
42. Супрун А. А. Алгоритмизация профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учёта психологических и физиологических особенностей спортсменок/ А. А. Супрун, Е. Н. Медведева// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта: науч.-теорет. журнал. – СПб. : Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2010. – Вып. 5(63). – С. 50-54.
43. Сучилин Н. Техническая структура гимнастических упражнений/ Н. Сучилин// Наука в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская лит. – 2012. – №1. – С. 90-93.
44. Терехина Р. Н. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых у п-ражнениях накану не XXX Олимпийских игр / Р. Н. Терехина, Е. А. Пирожкова, А. И. Винер// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. –СПб. : Изд -во НГУ им. П. Ф. Лесгаф-та, 2012, –вып. 4(86). – C.32–36.
45. Шевчук Н. А. Методика начальной технической подготовки юных гимнасток на основе обучения двигательным взаимодействиям в групповых упражнения : автореф. дис. на пол. научн. Ст. канд. пед. наук : [спец.] 13.00.04 « Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» / Н. А. Шевчук. –Волгоград, 2005. – 24 с.
46. Шустин Б. Н. Научно-методические основы многолетней подготовки спортсменов/ Б. Н. Шустин, П. В. Квашун, А. В. Евтух// Вестник спортивной науки. – 2008. – №4. – С. 14-17.

Plan

Введение

1. История развития и современное состояние художественной гимнастике

2. Содержание и средства художественной гимнастике

3. Цель и задачи в подготовке учащихся

3.1 Содержание работы по этапам подготовки

3.2 особенности обучения

4. Методика проведения учебно-тренировочных занятий по хореографии

4.1 Характеристика средств, применяемых на уроках хореографии

4.2 Этапы хореографической подготовки в гимнастике

4.3 Физическая подготовка в хореографии

4.4 Классификация уроков хореографии

4.5 Структура, принципы построения урока хореографии

4.6 Подготовка и проведение урока хореографии

4.7 Мастерство хореографа

5. Примеры уроки на этапе начальной подготовки

5.1 Примеры уроков начальной подготовки специальности (9 - 12 лет)

5.2 Урок на основе народно - сценических танцев

5.3 Примеры эскизов

6. Музыкально-ритмическое воспитание

6.1 Значение музыки в художественной гимнастике

6.2 Примеры игр в процессе развития музыкальной

7. Психологическая подготовка гимнастов

Вывод

Литература

Введение

в Чемпионате России по художественной гимнастике. Звучит музыка... Немного тревожные и в то же время легкая, ритмичная. Это посадобль, народная испанская песня. В центре зала - девушка. Тонкий, стильный. Оригинальный спортивный костюм отлично подчеркивает линии стана. В руках - ленты. Красная, сверкающая и жить. Она легко обвивается вокруг тела девушки, то быстрой спиралью взмывается вверх, это очень здорово змея, ускользает из рук. Девушка, вдохновленная "рисует" в воздухе красные молнии, подчинить их ритму музыки, отмечая каждую деталь. И вот, что происходит, странно. Мы уже видим не девушку - гимнастку. тореро, а не того, кто вышел на смертный бой с быком, и романтичный, мужественный, задумавшего игры с животными. Вот девушка - тореадор взмахивает лентой чуть в сторону, а мы видим мулету. Красный, сверкающую, на которые воображаемого быка броситься с головой! Но ... тореадор делает изящный шаг в сторону, затем другой, и бык проскакивает мимо, только ударил мулету. Зрители разражаются аплодисментами. Их покоряет ловкость. Тем не менее, борьба на арене продолжается. Повороты и прыжки становятся более частыми, напряженными. Игра принимает драматический характер, и вот наконец движение: тореадор решительным жестом пресекает атаки быков. Музыка смолкает, но зрители все еще переживают перипетии этой игры...