Формирование личностных ууд в процессе обучения осмысленному чтению в начальной школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 30 30 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 03.03.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Детское чтение как социально-педагогический феномен 6
1.1. Содержание и структура современного детского чтения 6
1.2 Анализ национальной программы поддержки и детского развития чтения в России 9
Глава 2. Влияние обучения осмысленному чтению на формирование личностных УУД у младших школьников 15
2.1 Личностные универсальные учебные действия и особенности их формирования 15
2.2 Особенности формирования личностных УУД у младших школьников в процессе обучения осмысленному чтению 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Как раз в этот период четко прослеживаются различия между предпочтениями мальчиков и девочек.Также младшим школьникам свойственны специфические мотивы и цели чтения, пути их реализации, восприятия ими литературных произведений. В данный возрастной период роль чтения в развитии личности ребенка является более значимой, чем в последующие, поскольку чтение является замечательным способом познания мира и себя, средством саморазвития.Проведенные психологами и педагогами исследования, посвященные чтению в семье, подтверждают, что чем раньше у ребенка появляется интерес к чтению, тем своеобразнее, оригинальнее в ребенке вырастает читатель, и как следствие, человек с высоким интеллектуальным потенциалом. Образование осуществляется преимущественно в школе, хотя нередки случаи получения образования на дому. И в том, и в другом случае этот процесс предполагает передачу определенных знаний, навыков, умений и реализуется как посредством учебников, пособий, так и через широкий круг публикаций просветительского и научно-популярного характера. В школе формирование личности, в частности, личностных УУД, происходит в ходе обучения по обязательной программе с использованием литературы для соответствующего класса. При этом, важную роль в формировании личностных УУД учащихся начальной школы играет обучение осмысленному чтению. Осмысленное чтение направлено на прививание детям правильного типа читательской деятельности и представляет собой поэтапный процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг.Выделяются три основных этапа работы с текстом на уроках (См.Рис.5)Рисунок 5. Этапы работы с текстом на урокахРассмотрим данные этапы подробнее.На первом этапе чтения школьники, основываясь на заглавии текста, иллюстрациях и ключевых словах, высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.На следующем этапе происходит самостоятельное чтение  про себя. В ходе такого чтения учащиеся проверяют свои предположения. Затем дети читают вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения  учитель задает учащимся вопросы на понимание текста, ответы на которые они  находят в тексте.Кроме того, в процессе чтения осуществляется  словарная работа, заключающаяся в медленном движении за автором по строчкам, в осуществлении диалога с автором.Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.На третьем этапе, же после чтения,  перед учащимися ставится проблемный вопрос к тексту в целом. Школьники отвечают на вопрос, происходит беседа, которая помогает понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.Далее работа усложняется и углубляется. Выделяются средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматривается стиль языка, особенность письма,  приемы, формы, жанры произведений.Эта технология хороша тем, что развивает сразу несколько универсальных учебных действий. На первом этапе происходит целеполагание, ребята пытаются самостоятельно определить тему ещё неизвестного текста, думают, как подойти к его анализу, прогнозируют дальнейшее развитие событий.На втором этапе ученики сначала пропускают текст через себя, то есть развивают личностные универсальные учебные действия. А затем переходят к диалогу, отвечая на вопросы, обсуждая прочитанное. Таким образом, развивают коммуникативные способности.Третий этап впитывает в себя все четыре разновидности универсальных ученых действий: дети беседуют по тексту (коммуникативные), оценивают текст с точки зрения нравственных и этических норм (личностные), формулируют и анализируют проблему (познавательные), ищут «ключик» к анализу текста, выстраивают последовательность анализа (регулятивные).Технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах развития личности ребенка.ЗаключениеДанное исследование было направлено на изучение особенностей формирования личностных УУД в процессе обучения осмысленному чтению в начальной школе. Для достижения данной цели были изучены содержание и структура современного детского чтения, был проведен анализ национальной программы поддержки и детского развития чтения в России, также были рассмотрены понятие личностных универсальных учебных действий и специфика их формирования, выявлены особенности формирования личностных УУД у младших школьников в процессе обучения осмысленному чтению.Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.Детское чтение выделяется в структуре чтения по признаку возрастных особенностей читателей в период детства, отрочества и ранней юности (6-9, 10-11, 12-14 лет).Содержание и структура детского чтения определяются различнымигруппами факторов, способствующих поддержке и развитию детского чтения в современной России.Проблема детского чтения находится в настоящее время в зоне особо пристальноговнимания педагогов, библиотекарей, широкой общественности. Чтение является не только средством вхождения человека в культуру, но и серьезным факторомего личной успешности в различных сферах жизнедеятельности. Однако отзывыпедагогов и родителей свидетельствуют, что круг свободного чтения школьниковдостаточно узок. Также уменьшается доля чтения в досуговой деятельности школьников, что является тревожнойтенденцией для страны, в которой чтение всегда возглавляло перечень любимых занятийобразованных людей.Только рациональная,научно обоснованная, социально ориентированная, комплексная, скоординированнаяНациональная программа поддержки и развития чтения поможет существенным образомизменить отношение в обществе и в государственных структурах к книжной,читательской культуре. Именно она сможет обеспечить возможность для дальнейшегопланомерного и логически последовательного осуществления эффективнойгосударственной политики в области поддержки и развития чтения - политики, которуюдолжны активно формировать, рационально и согласованно реализовать государственныеструктуры, бизнес и общественные объединения.Под личностными универсальными учебными действиями понимаетсясистема действий, которые дополняют друг друга и дают ученикувозможность для поиска путей достижения собственных успехов в обучении, а также в семейной и общественной сферах. Более того, можно предположить, что только на основе личностных УУД возможно вырабатывание и развитие всех остальныхУУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных).В младшем школьном возрасте роль чтения в развитии личности ребенка является более значимой, чем в последующие, поскольку чтение является замечательным способом познания мира и себя, средством саморазвития.Важную роль в формировании личностных УУД учащихся начальной школы играет обучение осмысленному чтению. Осмысленное чтение направлено на прививание детям правильного типа читательской деятельности и представляет собой поэтапный процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг.В целом, осмысленное чтение формирует у детей способность к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах развития личности ребенка.Список использованной литературыФедеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.Беликов В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: методическое пособие / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, Л.А. Савинков. М.: Владос, 2006. - 394 с.Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д.,  Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles/627401/. Режим доступа:  31.05.2013.Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии).Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. - М., 2011.Кутейникова Н.Е. Роль современной научно-познавательной литературы в становлении личности ребенка 6-8 лет // Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: Сб.статей по материалам научной конференции /Под ред. З.А. Гриценко. – Москва: МПГУ, 2007. Лернер И.Я. Об учебных умениях и их отражении в учебниках // Проблемы школьного учебника. Вып. 12. – М., 1983. – С. 228–234.Малахова Н.Г. Некоторые особенности чтения старших дошкольников и младших школьников и влияние родителей на детское чтение // Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: Сб.статей по материалам научной конференции / Под ред. З.А. Гриценко. – Москва: МПГУ, 2007.Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. Постановка проблемы//Чтение в образовании и культуре. - М.: РАО, 2011.Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] /Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. - М: Прайм – Еврознак, 2009.-672с.Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развитиячтения. – М.: МЦБС, 2008. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.Плюснина Е.М. Осмысленное чтение. Новая технология обучения: Учебно-методическое пособие. – СПБ., 2012. – 112 с. Поддержкаи развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / Сост. В. Я. Аскарова. –М.: МЦБС, 2007. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008 (7 изд.). – 432 с.Сериков Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-09.htmФельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 190 с.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. - М.: КомКнига, 2007.Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. Недетские проблемы детского чтения. - М.: КомКнига, 2004.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2008. – 383 с.

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938
2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.
3. Беликов В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: методическое пособие / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, Л.А. Савинков. М.: Владос, 2006. - 394 с.
4. Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д., Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles/627401/. Режим доступа: 31.05.2013.
5. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии).
7. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
8. Колосова Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования. - М., 2011.
9. Кутейникова Н.Е. Роль современной научно-познавательной литературы в становлении личности ребенка 6-8 лет // Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: Сб.статей по материалам научной конференции /Под ред. З.А. Гриценко. – Москва: МПГУ, 2007.
10. Лернер И.Я. Об учебных умениях и их отражении в учебниках // Проблемы школьного учебника. Вып. 12. – М., 1983. – С. 228–234.
11. Малахова Н.Г. Некоторые особенности чтения старших дошкольников и младших школьников и влияние родителей на детское чтение // Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: Сб.статей по материалам научной конференции / Под ред. З.А. Гриценко. – Москва: МПГУ, 2007.
12. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. Постановка проблемы//Чтение в образовании и культуре. - М.: РАО, 2011.
13. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] /Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. - М: Прайм – Еврознак, 2009.-672с.
14. Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008.
15. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.
16. Плюснина Е.М. Осмысленное чтение. Новая технология обучения: Учебно-методическое пособие. – СПБ., 2012. – 112 с.
17. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / Сост. В. Я. Аскарова. –М.: МЦБС, 2007.
18. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008 (7 изд.). – 432 с.
19. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.
20. Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-09.htm
21. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 190 с.
22. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
23. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. - М.: КомКнига, 2007.
24. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. Недетские проблемы детского чтения. - М.: КомКнига, 2004.
25. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2008. – 383 с.

Вопрос-ответ:

Какие учебные действия формируются у младших школьников в процессе обучения осмысленному чтению?

У младших школьников в процессе обучения осмысленному чтению формируются такие учебные действия, как выбор правильной стратегии чтения, определение главной мысли текста, анализ и сравнение информации, рефлексия и самооценка своих навыков чтения.

Какие особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения осмысленному чтению?

Личностные универсальные учебные действия формируются у младших школьников в процессе обучения осмысленному чтению через постановку перед собой целей, саморегуляцию и контроль, умение работать с различными видами информации, постановку вопросов и исследование текста.

Каково влияние обучения осмысленному чтению на формирование личностных УУД у младших школьников?

Обучение осмысленному чтению оказывает положительное влияние на формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников. Оно помогает развить коммуникативные навыки, творческое мышление, аналитическое мышление, умение выделять главное, формирование интереса к чтению и познанию мира.

Какие особенности есть в структуре современного детского чтения?

В структуре современного детского чтения можно выделить такие особенности, как разнообразие жанров и форматов текстов, использование мультимедиа и интерактивных технологий, акцент на развитие личности и творческого потенциала ребенка, а также включение родителей и педагогов в процесс чтения.

Какая национальная программа поддержки и развития чтения существует в России?

В России существует национальная программа поддержки и развития чтения, которая включает в себя ряд мероприятий: проведение книжных ярмарок, конкурсов и фестивалей, организацию чтения в школах и библиотеках, создание специальных программ обучения чтению и т.д. Эта программа направлена на повышение грамотности и развитие интереса к чтению у детей.

Что такое осмысленное чтение?

Осмысленное чтение - это способность понимать и анализировать текст на уровне содержания, находить в нем информацию, делать выводы и синтезировать знания.

Зачем в начальной школе обучают осмысленному чтению?

Обучение осмысленному чтению в начальной школе имеет глубокий смысл - это не только развитие речи и понимания текста, но и формирование различных универсальных учебных действий (УУД), таких как анализ и синтез информации, построение логических связей, формулирование вопросов и многое другое.

В чем заключается влияние обучения осмысленному чтению на формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников?

Обучение осмысленному чтению позволяет развивать у младших школьников такие важные личностные УУД, как самостоятельность, ответственность, аналитическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать в группе и другие. В ходе обучения дети учатся анализировать и синтезировать информацию, развивают критическое мышление и умение выражать свои мысли.

Какие особенности формирования личностных универсальных учебных действий у детей возникают при обучении осмысленному чтению?

При обучении осмысленному чтению у детей формируются такие особенности, как умение работать с большим объемом информации, умение анализировать текст и выделять ключевые моменты, умение структурировать свои мысли и организовывать свою работу, умение задавать вопросы и искать ответы самостоятельно.