Образ Пугачева
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 05.03.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Образ Емельяна Пугачева, в произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина 5
1.2 Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочь" 5
1.2 Эпоха Пугачева в творчестве Пушкина 1830-х гг. 11
1.3 Образ Емельяна Пугачева в поэме С.А. Есенина "Пугачёв" 13
Глава 2 Сравнительный анализ образа Пугачева в произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина 19
2.1 Анализ образа Пугачева в произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина 19
2.2 Сопоставление образа Пугачева в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина 22
Заключение 26
Список использованной литературы: 28
Приложение А 31
Кто сказал вам, что мы уничтожены?Злые рты, как с протухшею пищей кошли,Зловонно рыгают бесстыдной ложью.Трижды проклят тот трус, негодяй и злодей,Кто сумел окормить вас такою дурью.Нынче ж в ночь вы должны оседлать лошадейИ попасть до рассвета со мною в Гурьев.Да, я знаю, я знаю, мы в страшной беде,Но затем-то и злей над туманною вязьюДеревянными крыльями по каспийской водеНаши лодки заплещут, как лебеди, в Азию».2.2 Сопоставление образа Пугачева в произведениях А. С. Пушкина, С. А. ЕсенинаВ поэме Сергея Есенина «Пугачев» крупнейший герой стает перед нами как романтичный, трагически лиричный образ. Историческое лицо трансформировалось у Есенина в олицетворение российского мятежа, словно его духовная ипостась. Сам поэт именовал Пугачева «почти умнейшим человеком». Герой Есенина понимает, что он избран.Яик, Яик, ты меня манил Стоном придавленной черни!Пугачев расспрашивает охранника из города, как живется народу:Слушай, отче! Расскажи мне мягко, Как живет тут мудрый наш мужик? Так же ль он в полях собственных прилежно Цедит молоко соломенное ржи? Так же ль тут, сломав зари застенок, Гонится овес на водопой рысцой, И на грядках, от капусты пенных, Челноки ныряют огурцов? Так же ль мирен труд домохозяек, Слышен прялки ровный разговор?Услышав, что люд ожидает пришествия не кого другого, а Петра III, он решает принять его имя, хотя это для него «то же, что в гроб смердящий».Больно, больно мне быть Петром, Когда кровь и душа Емельянова. Человек в данном мире не бревенчатый дом, Не всегда перестроишь наново... Но... к черту все это, к черту! Долой жалость телячьих нег! Ныне в ночь на половине 4-ого Мы сделать обязаны набег.Пугачев у Есенина - и дикарь, и ясный разум, и мечтатель, и мятежник. Как заявляет Хлопуша, чернь предпочитает Пугачева «за буйство и удаль». Создатель демонстрирует нрав собственного героя во всей полноте. Поняв, что его кинули соратники, Пугачев все точно также именует их «дорогими, хорошими». Это значит прощение. Поэму в том числе и именовали «исповедью души Пугачева». Есенин сделал драму 1-го героя, все оставшиеся персонажи не сопровождают его в течении рассказы, не выходят за границы собственных глав. В герое Есенина мы видим обреченность, трагическую предопределенность.В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина картина Пугачевского восстания показана как стихийный крестьянский бунт. Пушкин написал собственный исторический роман в форме воспоминаний. До Пушкина данная тема считалась запретной, и ее изображение было достаточно однобоко. Материалов по восстанию было не достаточно, и Александр Сергеевич сам ездил в Оренбургскую область и записывал свидетельства свидетелей, исследовал архивы. Пушкин в собственном трактате «История Пугачевского бунта» более беспристрастно отразил все действия. Но «Капитанская дочка», сохраняя принцип историзма как крупнейший, сплетает участи воображаемых героев и настоящих исторических лиц. В сюжетную линию повести положены настоящие действия, и создатель на случае собственных героев указывает судьбу всего народа.Рассказчик Петруша Гринев — конкретный соучастник событий и очевидец ситуации. Он непосредственно символом с Пугачевым и вовсе не может не поведать о нем и его окружении, по следующим причинам сам столкнулся с ним так недалеко, что от решения Пугачева подчас зависела его жизнь и жизни драгоценных ему людей.Как дворянин Гринев берет на себя восстание как лишенный смысла бунт, сообщает о местях пугачевцев, к примеру, о экзекуции в Белогорской прочности. Но совместно с данным он заявляет о широкой душе Пугачева, благородстве: 3 раза помиловал его Пугачев, избавил его невесту от надругательства Швабрина. Он живет по пословице «долг платежом красен».Пугачев стает перед читателем как антипод Гринева. Он и недруг ему и друг. Когда Пугачев предлагает Гриневу работать ему, Петр отказывает потому, что уже выдал присягу императрице. Он считает, что долг и офицерская честь — превыше всего. Его устами создатель говорит: «Не приведи бог созидать российский бунт, лишенный смысла и беспощадный!» Пугачев - это разрушение и гибель.Нрав Пугачева раскрывается по ходу рассказа. Вначале мы видим его или беглым каторжником, или пропойцей, «мужичком» в пророческом сне Гринева. Пугачевское восстание несет с собой разрушение и погибель. На армейском совете у Пугачева Петрушу поражает песня, которую напевают обреченные на виселицу люди. Пушкинский герой решителен, жесток и благороден. Он сражается не за себя, а за народ, чтоб упростить его жизнь. Перед Гриневым он не скрывается, практически напрямик заявляет, что он самозванец. Пугачев представляет, что совершает государственное правонарушение, но принципиально следует на жертву во фамилия людей. Это исторически честный образ деревенского вождя.Пугачев у Пушкина во многом схож на Пугачева из фольклора, казацких песен и былин. Выход в свет героя в период бурана предсказывает путч. Он безжалостен, но не забывает благо, обладает по-королевски широкой душой. Главным источником событий минувшего в то время были исторические песни, предания, басни. В фольклоре Пугачев - король - освободитель, герой былин, песенный разбойник. Российский люд неустанно складывал басни о том, что на территорию придет подлинный повелитель, истинный, конкретно этим и считали Пугачева. Он ассоциируется в фольклоре с «законным царем» Петром Федоровичем, в отличие от Степана Разина. В каких-либо преданиях, как увидел исследователь Л. Элиасов, утверждается, что Пугачев был прямым преемником Степана Разина, который собственно поручил ему продолжать крестьянское восстание. О Пугачеве народ сложил немало басен. Гора Пугачева, река Пугачевка, дуб Пугачева на Кленовой горке в Марий Эл, с которого он наблюдал, далеко ли до Казани - все это, названное его именованием, заявляет о нем как о фаворите народа.Наконец, Пугачев в литературе и фольклоре различный, герой отвечает притязаниям того времени, в которое прописано произведение, он находится в зависимости от личности автора. Но Пугачев повсеместно — личность незаурядная, загадочная и со своей точки зрения благородная. ЗаключениеВ заключение приведу слова Ю. Павлова из заметки «Емельян Пугачев в литературных произведениях»: «Есенинский Пугачев в конце произведения, в отличие от частично раскаявшегося пушкинского, - это человек, благовидно жалеющий о собственной ушедшей силе, молодости, жизни. Он эгоцентрическая персона, вызывающая у автора несомненную симпатию…». Антигосударственная, безжизненная персона, давшая волю звериному началу, обречена на поражение, гибель.Мы можем выделить несколько пунктов, что стали понятны после того, как мы сделали данную работу:• В истории Е. Пугачев провел большое количество восстаний, что перешло в войну.• В поэме «Пугачев» представлен образ человека, отстаивающего собственные планы. Милосердного, по отношению к отступникам.• В повести «Капитанская дочка» образ обыкновенного мужчины, вполне возможно запутавшегося в жизни.• При творении образа Пугачева А.С. Пушкин обширно применяет басни, песни, пословицы;• Речь Е. Пугачева великодушно насыщена пословицами и поговорками. Это описывает Пугачева как выразителя этнической истины, этнических представлений о жизни. Нрав пословиц, применяемых в речи Пугачева, отображает нрав героя: в них ─ удаль российского человека, любовь к свободе, желание к истине и справедливости, умение быть благодарным;• В “Капитанской дочке” сильна лирическая песенная струя. Почти все эпиграфы повести взяты из народных песен, одна из разбойничьих песен полностью интегрирована в повествование. Песни в “Капитанской дочке” делают особенное настроение, предоставляют чувственный ключ к пониманию множества эпизодов повести. Песни, что сопровождают образ Пугачева, несут чувство трагизма, обреченности.•У А.С. Пушкина пугачевский бунт - это стихия бунта и насилия. Это разорение деревень, банды разбойников всюду, произвол и беззаконие. «Не приведи Бог созидать российский бунт, бессмысленный и беспощадный!» – вот гуманизм позиции автора.•А.С. Пушкин сострадает Пугачеву – незаурядной личности, пошедшей по неверному пути и катастрофически обреченной.•С.А. Есенин в восстании видит объективное народное неотвратимое наказание. Пугачев лишь поиграл в ситуации подходящую роль, возглавив этнические массы.•Вечный путешественник, правдоискатель и романтик, заступник народа – таковым стает Пугачев в поэме С.А. Есенина.•Народ же видит в Пугачеве добродушного короля, заступника от обидчиков и сам становится стихией для собственного вождяСписок использованной литературы:Афанасьев А. Н. Народные русские легенды / под ред. И.П. Кочергина, с прилож. портр. и восп. Афанасьева и двух статей Пыпина. – СПб.: Молодые силы, 2003.А. Гулин статья «В сердце светит Русь…»:духовный путь Сергея Есенина// Литература в школе. - номере 5,6/. - 4. - с.7-14.А.В. Гулин, «В сердце светит Русь…»: духовный путь С.Есенина // Лит. в шк. – 2001;А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», 1836;// Пушкин А.С. Сочинение.СПБ; 205-35.В. Буганов, «Пугачев» (биография в серии «Жизнь замечательных людей»);М; 124-56.История Пугачева, 1834г. // Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Ленинград: Издательство «Наука, Ленингрю отд., 1978;345-45.Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной I часть. С.Б. Шадрина. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2008 г.Материалы газеты “Литература. Первое сентября”, 2007, 2008 гг.Н. Дубровин, «Пугачев и его сообщники» - СПб, 1884;С.А. Есенин, «Пугачев» (поэма), 1921;. Жизнь и творчество. М., Эллис Лак, 1999. С.415, 434, 535 – 536.Фолимонов С.С. Емельян Пугачев: проблема художественной интерпретации (на материале произведений А.С.Пушкина и В.Г.Короленко) // Пушкинские чтения – 2012. «Живые» традиции в литературе: жанр, автор, герой, текст: материалы ХVII междунар. науч. конф. / под общ. ред. В.Н.Скворцова; отв. ред. Т.В.Мальцева. СПб., ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2012. С.202 – 209.Ссылки на произведения С.Есенина с указанием тома и страницы приведены по изд.: Есенин С.А. Собрание сочинений в пяти томах. М., ГИХЛ, 1961 – 1962.Ничипоров И.Б. Поиски «героя времени» на изломе эпох: драматические поэмы С.Есенина «Пугачев» и «Страна негодяев» // Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе: сб. статей по Материалам Международного образовательного форума. Киров, ВятГУ, 2007. С.81 – 89 (Электронный доступ: http://www.portal-slovo.ru/philology/37236.php).Кудрова И.В. Цветаевские лейтмотивы в пушкинской теме // А.С. Пушкин – М.И.Цветаева: Седьмая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9 – 11 октября 1999), [Москва]: Сб. докл. М., Дом-музей Марины Цветаевой, 2000. С.9 – 15.Катасонов В. Н. Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская доч- ка» // Литература в школе. – 1991. – № 6.6. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX – XX вв. – М.: Изд-во МГУ, 1990.7. Короленко В. Г. в воспоминаниях современников. – ГИХЛ, 1962. 8. Короленко В. Г. Полн. собр. соч.: в 9 т. – С-Пб.: Изд-во А. Ф. Маркса, 1914. 209 9. Короленко В. Г. Собр. соч.: в 10 т. – М.: ГИХЛ, 1955. 10. Криничная Н. А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. – Л., 1988. Криничная Н. А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса структуры / отв. ред. В.К. Соколов. – Л.: Наука, 1970. Ссылки на текст М.Цветаевой с указанием тома и страницы приведены по изд: Цветаева М. Сочинения. В 2 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А.Саакянц. Минск, 1988. Курсив в цитатах принадлежит М.Цветаевой.См. об этом: Павловская Г.Ч. Стихия революции в мироощущении М.Цветаевой // Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой: ХII Междунар. научно-тематич. конф. (Москва, 9 – 11 октября 2004 г.): Сб. докл. / Отв. ред. И.Ю.Белякова. М., Дом-музей Марины Цветаевой, 2005. С.132 – 138.Осипова Н.О. Семантика взрыва в творчестве М.Цветаевой // Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой... С.127.Мусатов В.В. «О, смешной, о, смешной, о, смешной Емельян!..» // Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. М., Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. С.109.Приложение АОбраз Пугачеваа в произведении Пушкина "Капитанская дочь""Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары."
1. Афанасьев А. Н. Народные русские легенды / под ред. И.П. Кочергина, с прилож. портр. и восп. Афанасьева и двух статей Пыпина. – СПб.: Молодые силы, 2003.
2. А. Гулин статья «В сердце светит Русь…»:духовный путь Сергея Есенина// Литература в школе. - номере 5,6/. - 4. - с.7-14.
3. А.В. Гулин, «В сердце светит Русь…»: духовный путь С.Есенина // Лит. в шк. – 2001;
4. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», 1836;// Пушкин А.С. Сочинение.СПБ; 205-35.
5. В. Буганов, «Пугачев» (биография в серии «Жизнь замечательных людей»);М; 124-56.
6. История Пугачева, 1834г. // Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Ленинград: Издательство «Наука, Ленингрю отд., 1978;345-45.
7. Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной I часть. С.Б. Шадрина. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2008 г.
8. Материалы газеты “Литература. Первое сентября”, 2007, 2008 гг.
9. Н. Дубровин, «Пугачев и его сообщники» - СПб, 1884;
10. С.А. Есенин, «Пугачев» (поэма), 1921;
11. . Жизнь и творчество. М., Эллис Лак, 1999. С.415, 434, 535 – 536.
12. Фолимонов С.С. Емельян Пугачев: проблема художественной интерпретации (на материале произведений А.С.Пушкина и В.Г.Короленко) // Пушкинские чтения – 2012. «Живые» традиции в литературе: жанр, автор, герой, текст: материалы ХVII междунар. науч. конф. / под общ. ред. В.Н.Скворцова; отв. ред. Т.В.Мальцева. СПб., ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2012. С.202 – 209.
13. Ссылки на произведения С.Есенина с указанием тома и страницы приведены по изд.: Есенин С.А. Собрание сочинений в пяти томах. М., ГИХЛ, 1961 – 1962.
14. Ничипоров И.Б. Поиски «героя времени» на изломе эпох: драматические поэмы С.Есенина «Пугачев» и «Страна негодяев» // Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе: сб. статей по Материалам Международного образовательного форума. Киров, ВятГУ, 2007. С.81 – 89 (Электронный доступ: http://www.portal-slovo.ru/philology/37236.php).
15. Кудрова И.В. Цветаевские лейтмотивы в пушкинской теме // А.С. Пушкин – М.И.Цветаева: Седьмая цветаевская международная научно-тематическая конференция (9 – 11 октября 1999), [Москва]: Сб. докл. М., Дом-музей Марины Цветаевой, 2000. С.9 – 15.
16. Катасонов В. Н. Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская доч- ка» // Литература в школе. – 1991. – № 6.
17. 6. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX – XX вв. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
18. 7. Короленко В. Г. в воспоминаниях современников. – ГИХЛ, 1962.
19. 8. Короленко В. Г. Полн. собр. соч.: в 9 т. – С-Пб.: Изд-во А. Ф. Маркса, 1914. 209
20. 9. Короленко В. Г. Собр. соч.: в 10 т. – М.: ГИХЛ, 1955. 10. Криничная Н. А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. – Л., 1988.
21. Криничная Н. А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса структуры / отв. ред. В.К. Соколов. – Л.: Наука, 1970.
22. Ссылки на текст М.Цветаевой с указанием тома и страницы приведены по изд: Цветаева М. Сочинения. В 2 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А.Саакянц. Минск, 1988. Курсив в цитатах принадлежит М.Цветаевой.
23. См. об этом: Павловская Г.Ч. Стихия революции в мироощущении М.Цветаевой // Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой: ХII Междунар. научно-тематич. конф. (Москва, 9 – 11 октября 2004 г.): Сб. докл. / Отв. ред. И.Ю.Белякова. М., Дом-музей Марины Цветаевой, 2005. С.132 – 138.
24. Осипова Н.О. Семантика взрыва в творчестве М.Цветаевой // Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой... С.127.
25. Мусатов В.В. «О, смешной, о, смешной, о, смешной Емельян!..» //
26. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. М., Рос. гос. гуманит. ун-т, 1998. С.109.
Вопрос-ответ:
Какой образ Пугачева присутствует в произведениях А.С. Пушкина?
Образ Пугачева в произведениях А.С. Пушкина является комплексным и многогранным. В повести "Капитанская дочь" Пугачев изображается как бунтарь и деспотический лидер крестьянского восстания. Автор подчеркивает его жестокость и жажду власти. В поэме "Полтава" Пугачев предстает в романтическом образе народного героя, который побуждает народ к борьбе за свободу.
Какой художественный образ Пугачева в поэме С. А. Есенина "Пугачев"?
В поэме С. А. Есенина "Пугачев" образ Пугачева носит ярко выраженно декадентский социалистический характер. Пугачев предстает как беспечный, алкогольно-мистический и аморальный авантюрист, который использует революционные идеи в своих личных целях.
Какова эпоха Пугачева в творчестве А.С. Пушкина в 1830-х годах?
Эпоха Пугачева в творчестве А.С. Пушкина в 1830-х годах характеризуется активным интересом к исторической тематике и исследованию народных движений и восстаний. Произведения, посвященные Пугачеву, становятся отражением авторского взгляда на исторические события и народное сознание.
В чем схожесть и различие в образе Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина?
Схожесть образа Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина заключается в том, что оба автора изображают его в качестве вождя народного движения, борца за свободу. Однако Пушкин подчеркивает его жестокость и властность, в то время как Есенин развивает образ Пугачева как беспечного и аморального авантюриста.
Какой анализ можно провести об образе Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина?
Анализ об образе Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина позволяет выявить разные аспекты его характера и роли в исторических событиях. Оба автора передают свое видение Пугачева через призму своих творческих задач и восприятия истории и народных движений. При этом каждое произведение открывает свою уникальную интерпретацию образа Пугачева.
Какой образ Пугачева представлен в произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина?
В произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина образ Пугачева представлен как мятежный и кардинально изменивший историю страны. В повести "Капитанская дочь" Пугачев изображается как лидер крестьянского восстания, собирающий вокруг себя множество последователей и угрожающий существующей власти. В поэме "Пугачев" С.А. Есенин также описывает Пугачева как национального героя и символ борьбы за свободу.
Какую роль играет Пугачев в творчестве Пушкина?
Пугачев играет важную роль в творчестве Пушкина, особенно в его период между 1830 и 1839 годами. В это время Пушкин активно интересовался историей и народным протестом, и образ Пугачева становится для него важным символом бунта и борьбы против несправедливости.
Чем отличаются образы Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина?
В произведениях Пушкина и Есенина образы Пугачева имеют некоторые различия. У Пушкина Пугачев изображается как мятежник и преступник, который представляет угрозу для существующего порядка. У Есенина же Пугачев появляется в поэме в виде героя, символизирующего борьбу за свободу и есть противоречие: яростный воин и художественный тип, способный на акты самопожертвования.
Как связан образ Пугачева в повести "Капитанская дочь" с эпохой Пугачева в творчестве Пушкина?
Образ Пугачева в повести "Капитанская дочь" напрямую связан с эпохой Пугачева в творчестве Пушкина. Пушкин в этом произведении описывает события крестьянского восстания под руководством Пугачева, которое произошло во время правления императрицы Екатерины II. Таким образом, повесть отражает исторический эпизод из реальной жизни, в котором Пугачев играл важную роль.
Какой образ Пугачева присутствует в произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина?
Образ Пугачева в произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина представлен как лидер бунтарского движения, который восстал против царской власти.