Внешнеторговая деятельность РФ в условиях функционирования ЕАЭС
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 27.03.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1: ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РФ
1. Характеристика внешнеторговой деятельности России: основные понятия, современное состояние
2.3. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
ГЛАВА 2: ЕАЭС – ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Создание ЕАЭС и цели союза
2.2. Развитие единой таможенной территории ЕАЭС
2.3. Анализ внешней торговли России со странами-участницами ЕАЭС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Создание ТС благодаря отсутствию пошлин во взаимной торговли и введению единых внешних пошлин позволило увеличить масштаб рынка реализации продукции для трех стран и, как следствие, компенсировало снижение спроса на мировых рынках. Вместе с тем практика показывает, что ощутимые результаты развития интеграции проявляются в большей степени за счет устранения препятствий на пути свободного перемещения факторов производства, в результате использования взаимных преимуществ в процессе углубления экономического сотрудничества, а не вследствие увеличения объемов взаимной торговли товарами. Статус трудящихся-мигрантов Нелегальная миграцияРынки нефти, нефтепродуктов Транспортировка газа ЖелезнодорожныйтранспортЭлектроэнергетикаРис. 1. Общая характеристика Единого экономического пространства ЕврАзЭСВместе с тем, учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что желание политических лидеров стран-участниц развивать экономическое сотрудничество партнеров по ТС обуславливает ускоренный по историческим меркам темп прохождение основных интеграционных форм, что определяет слабые результаты реальной экономической интеграции, выраженные в непроработанной правовой базе, регламентирующей действия участников ВЭД, и как следствие, отсутствие условий для ее применения. Успехи в работе по созданию ТС позволили политическим лидерам трех стран-участниц принять важное с точки зрения интенсификации развития интеграционных процессов решение (27.11.2009, Минск) – перейти к развитию очередной, более глубокой формы интеграции – формированию ЕЭП. Первым шагом на пути формирования ЕЭП (Приложение 6) стало подписание Соглашения о формировании Единого экономического пространства от 19.09.2003. В соответствии с указанным соглашением ЕЭП подразумевает экономическое пространство стран-участниц, объединяющее их таможенные территории, где на основе единых принципов, обеспечивающих беспрепятственное движение «четырех свобод», функционируют общие регуляторы экономик и проводится единая политика в области внешней торговли, а также согласованная политика в сфере налогообложения, денежнокредитная, валютно-финансовая политика, в объеме, необходимом для обеспечения условия для равной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности. Запуск ЕЭП ознаменован датой 01.01.2012, к моменту подписания и ратификации 17 соглашений, формирующих его нормативную базу, на основании решений МежгоссоветаЕврАзЭС и в соответствии с решениями КТС. В рамках ЕЭП предполагается согласование странами-партнерами основных направлений и этапов перестройки в структуре экономики странучастниц, способствующие эффективному пользованию производственного потенциала, созданию благоприятного инвестиционного климата, развитию высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, финансовой и налоговой политики, а также создание условий для добросовестной и равноправной конкуренции в рамках ЕЭП. Таким образом, следует сделать вывод относительно функционирования ЕЭП, основой которого является согласование действий в области макроэкономики, валютной и конкурентной политики. Кроме того, не оставлены без внимания естественные монополии, транспорт, техрегламенты, промышленные и сельскохозяйственные субсидии. Например, в области техрегулирования устраняются техбарьеры в торговле стран-участниц посредством введения и применения единых техрегламентов. 2.3. Анализ внешней торговли России со странами-участницами ЕАЭСОбъем взаимной торговли России со странами-участницами ЕАЭС за период с января по сентябрь 2015 г. по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации достиг 30,9 млрд. долл. США, что составляет 7,8 % внешнеторгового оборота страны. По сравнению с аналогичным периодом 2014 г. объем экспорта и импорта сократились на 24,1 % и 32,3 % соответственно. Тенденция общего сокращения внешнеторгового оборота России со странами Евразийского союза наблюдалась и до подписания Договора о создании ЕАЭС (рис. 1). Рис. 2. Динамика экспорта и импорта России со странами ЕАЭС (млн. долл. США) По сравнению с 2013 г. объем внешней торговли России со странами участницами ЕАЭС в 2014 г. сократился на 5,4 млрд. долл. США (на 15,1 %). Внешнеторговый оборот Российской Федерации с Республикой Беларусь уменьшился на 7,8 %, в том числе экспорт – на 2,5 %, импорт – на 15,6 %. Отрицательное изменение взаимной торговли с Казахстаном составило 10,5 % за счет значительного сокращения экспорта на 21,1 %. На 14,1 % сократился российский экспорт в Республику Кыргызстан, а импорт – на 33 %, что привело к общему сокращению внешнеторгового оборота на 15 %. Положительная динамика характерна только для внешней торговли России с Арменией – темп прироста внешнеторгового оборота составил 3,8 % (табл. 1). Таблица 1 Объемы внешней торговли Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС (млн. долл. США) Страна2013 г.2014 г.Внешнеторговый оборот, млн. долл. СШАЭкспорт, млн. долл.СШАИмпорт, млн. долл.СШАВнешнеторговый оборот, млн. долл. СШАЭкспорт, млн. долл.СШАИмпорт, млн. долл.СШААрмения1350,4998,0352,41401,41087,9313,5Беларусь34187,520228,313959,331504,019717,711786,3Казахстан23519,017632,25886,721050,813891,67159,2Киргизия2139,62029,4110,11817,21743,473,8Согласно данным Евразийской экономической комиссии, в январе-сентябре 2015 г. лидирующее место по объемам российского экспорта и импорта среди стран, входящих в состав Евразийского союза, занимает Республика Беларусь. К 1 октября 2015 г. объем взаимной торговли России и Белоруссии достиг 19,4 млрд. долл. США, что составило 56,9 % от общего объема товарооборота в рамках ЕАЭС. Второе место занимает Республика Казахстан: объем взаимной торговли – 11,6 млрд. долл. США, удельный вес которого в общем объеме – 34 %. Для Республик Армения и Кыргызстан характерны более низкие показатели во взаимной торговле с Россией – 2,6 % и 3,1 % от общего объема взаимной торговли между странами ЕАЭС, соответственно. Это объясняется более поздним вступлением Армении и Кыргызстана в Евразийский союз. Удельный вес экспорта и импорта во взаимной торговле со странами участницами ЕАЭС в общем объеме российского экспорта и импорта в январе-сентябре 2015 г. составил 8,3 % и 8,1 %, соответственно. В 2014 г. в товарной структуре взаимной торговли России со странами ЕАЭС по данным Федеральной таможенной службы РФ наибольший удельный вес занимают минеральные продукты – 77,9 % объема поставок (23,8 % объема взаимной торговли). Существенен российский экспорт машин, оборудования и транспортных средств – 59,9 % (13,1 % объема взаимной торговли). Российская Федерация поставляет на рынок ЕАЭС более 50 % объемов продукции химической промышленности, металлов и металлических изделий. По доле экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья Россия уступает Республике Беларусь (35,5 % объемов поставок по товарной группе) Рис. 3. Структура внешней торговли России с государствами-членами ЕАЭС в 2014 г. В 2014 г. объем экспорта минеральных продуктов на внутреннем рынке Евразийского союза составил 17,6 млрд. долл. США, что на 3,6 млрд. долл. США (на 16,9 %) меньше объема предыдущего года. Поставки металлов и изделий из них по сравнению с 2013 г. тоже значительно сократились: на 1,9 млрд. долл. США (на 22,6 %). Отрицательная динамика наблюдается и по другим группам товаров: объемы машин, оборудования и транспортных средств уменьшился на 6,8 %, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья – на 2,4 %, продукции химической промышленности – на 9,4 %. Общее сокращение объемов взаимной торговли в январе – сентябре 2015 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составило 7,9 млрд. долларов, или 26 %. Вклад Российской Федерации во взаимную торговлю между странами участницами ЕАЭС нельзя переоценить – объем экспорта России составляет более 50 % от общего объема экспорта всех государств Евразийского союза (рис. 4). Рис. 4. Распределение объемов взаимной торговли (экспорта) по государствам-членам ЕАЭС за январь-сентябрь 2015 г. (в процентах к итогу) Таким образом, несмотря на противоречивость процесса становления ЕАЭС, очевидно, что изменение курса внешнеторговой политики России в сторону стран Евразийского союза является необходимым и перспективным в нынешней как экономической, так и политической ситуации России и всего мира. Модернизация и повышение конкуренции экономик государств-членов ЕАЭС, расширение и укрепление взаимных торговых связей остаются главными направлениями деятельности союза, реализация которых будет способствовать социально-экономическому развитию всех стран объединения. Большая часть взаимного товарооборота в ЕАЭС приходится по-прежнему на торговлю России с Беларусью и Казахстаном. Что касается новых участников – Армении и Киргизии, то их вступление мало повлияло на торговлю внутри интеграции, ведь экономики обеих стран небольшие по размеру, а Кыргызстан присоединился к ЕАЭС и то лишь в августе.Полноценная экономическая интеграция невозможна без единой валюты. В экспертных, политических и деловых кругах обсуждаются два названия единой валюты — «алтын», происхождение которого корнями уходит в Золотую Орду, или «Евраз». По мнению многих экспертов внедрение единой валюты значительно упростит товарообмен между странами участницами ЕАЭС, а также снизит зависимость от курсов мировых валют.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ связи с созданием ЕАЭСрегулирование внешнеторговой деятельности принимает совершенно новые аспекты и направления. Часть функций по регулированию внешней торговли предана от национальных органов государств-участников органам управления таможенного союза, в первую очередь Комиссии таможенного союза, чьи решения носят обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах-членах ЕАЭС.Под внешнеэкономической деятельностью государства следует понимать деятельность по сотрудничеству с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры и туризма.Внешняя торговля является основным звеном в внешнеэкономической деятельности. Она активно участвует в формировании национального дохода и является сферой спаривания общественного интереса и стандартов разных стран для того, чтобы найти взаимовыгодное партнерство контрагентов, участвующих в сделках купли–продажи.Каждое государство регулирует ввоз и вывоз товаров с помощью тарифных и нетарифных методов воздействия на количество, качество и стоимость товаров, поступающих на внутренний рынок, а также другие меры, направленные на обеспечение национальных интересов во внешнеторговом обороте. Первостепенной задачей Евразийской интеграции является повышение уровня жизни населения государств-членов посредством укрепления национальных экономик и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке. Основа ЕАЭС – единое экономическое пространство, что обеспечивает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и, как следствие, способствует развитию взаимной торговли.Несмотря на противоречивость процесса становления ЕАЭС, очевидно, что изменение курса внешнеторговой политики России в сторону стран Евразийского союза является необходимым и перспективным в нынешней как экономической, так и политической ситуации России и всего мира. Модернизация и повышение конкуренции экономик государств-членов ЕАЭС, расширение и укрепление взаимных торговых связей остаются главными направлениями деятельности союза, реализация которых будет способствовать социально-экономическому развитию всех стран объединения. Большая часть взаимного товарооборота в ЕАЭС приходится по-прежнему на торговлю России с Беларусью и Казахстаном.С учетом новых задач построения инновационной экономики необходима, определенная корректировка подходов к организации сотрудничества стран ЕАЭС в данной сфере. В сложившейся ситуации основной акцент во взаимном инновационном сотрудничестве, видимо, следует перенести с расширения масштабов совместных исследований и разработок на развитие взаимодействия в «прорывных» областях, входящих в число научно-технологических приоритетов нескольких стран-участниц. Такими областями могли бы стать, в частности, биотехнологии, фармацевтика, создание новых материалов, информационные технологии, микроэлектроника.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации. - М.: АСТ, Астрель, 2005.Таможенный кодекс Таможенного Союза от от 27 ноября 2009 года №17 (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года)ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ФЗ от 30 ноября 2013 г. N 318-Ф3 часть 5 статьи 13 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу http://base.garant.ru/70520966 с 1 декабря 2013Таможенный кодекс совершенствование законодательства ЕАЭС/ http://www.logists.byФедеральный закон «О внесении изменений в таможенный кодекс Российской Федерации» Проект № 380975-4.Государственное регулирование внешней торговли России, Джабиев А. П. - М.: Международные отношения, 2006 - 280с.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, Мокров Г., - М ЮРКНИГА, 2006 - 320с.Таможенное право РФ. Учебник/ Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 2004.Лавров С.В. Евразийский интеграционный проект: устремленность в будущее / Евразийская интеграция в XXI веке / Ред. группа: А.А. Климов, В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. М.: ЛЕНАНД, 2012. – 29с. Козырин А.Н. Таможенная пошлина. Учебное пособие. М., 2004.Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ "О таможенном тарифе". М., 2004Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2004. Экономический словарь / Е.Г. Багудина; отв. ред. А.И. Архипов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 624с.Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.customs.ru/Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/
2. Таможенный кодекс Таможенного Союза от 28.05.2003 и обновлённый таможенные кодексы Российской Федерации 1 октября 2011 года, когда утратил силу пункт 1 статьи 357.10 (виды таможенных сборов более нового кодекса.
3. ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" http://www.referent.ru/1/66159
4. ФЗ от 30 ноября 2013 г. N 318-Ф3 часть 5 статьи 13 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу http://base.garant.ru/70520966 с 1 декабря 2013
5. ФЗ от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ
6. Федеральный закон о внесении изменений в таможенный кодекс Российской Федерации Проект N 380975-4.
7. Государственное регулирование внешней торговли России, Джабиев А. П. - М.: Международные отношения, 2006 - 280с.
8. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, Мокров Г., - М ЮРКНИГА, 2006ю - 320с.
9. Таможенное право РФ. Учебник/ Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 2004.
10. Козырин А.Н. Таможенная пошлина. Учебное пособие. М., 2004.
11. Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ "О таможенном тарифе". М., 2004
12. Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2004.
13. . Экономический словарь / Е.Г. Багудина; отв. ред. А.И. Архипов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 624с.
14. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.customs.ru/ (дата обращения: 03.12.2015).
15. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 03.12.2015).
Вопрос-ответ:
Какие понятия входят в характеристику внешнеторговой деятельности России?
Характеристика внешнеторговой деятельности России включает в себя следующие понятия: экспорт, импорт, таможенная политика, внешнеторговый баланс, внешнеэкономические санкции и т.д.
Какое современное состояние внешнеторговой деятельности России?
Современное состояние внешнеторговой деятельности России характеризуется увеличением объемов экспорта и импорта товаров, развитием внешнеэкономических отношений со странами-партнерами, осуществлением различных методов государственного регулирования данной деятельности.
Какие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используются в России?
В России используются различные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, такие как введение таможенных пошлин и квот, установление торговых барьеров, заключение международных договоров и соглашений, проведение торговых переговоров и т.д.
Что представляет собой ЕАЭС и какие цели преследует?
ЕАЭС (Евразийский экономический союз) представляет собой международную организацию, созданную Россией, Беларусью и Казахстаном. Главной целью ЕАЭС является создание единого экономического пространства, обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами-участницами.
Как развивается единая таможенная территория ЕАЭС?
Единая таможенная территория ЕАЭС развивается путем установления общей таможенной политики, единого таможенного кодекса, согласования тарифов на импорт и экспорт товаров, создания единого таможенного союза. Это позволяет упростить процедуры таможенного контроля и способствует развитию внешней торговли между странами-участницами.
Какие основные понятия внешнеторговой деятельности России в современном состоянии?
В современной внешнеторговой деятельности России основными понятиями являются экспорт, импорт, баланс торговли, таможенные пошлины, торговое сальдо и валютный курс. Экспорт - это продажа товаров и услуг из России в другие страны, импорт - это покупка товаров и услуг из других стран Россией. Баланс торговли представляет собой разницу между экспортом и импортом. Таможенные пошлины - это платежи, взимаемые при пересечении границы для регулирования внешней торговли. Торговое сальдо показывает разницу между экспортом и импортом определенного периода времени. Валютный курс определяет обменный курс между российским рублем и иностранными валютами, который влияет на стоимость экспорта и импорта.
Как осуществляется государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России?
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России осуществляется с помощью различных методов. Одним из основных методов является таможенное регулирование, которое включает в себя установление таможенных пошлин, квот и лицензий на импорт и экспорт товаров. Кроме того, государство может использовать торговые санкции, которые вводятся для ограничения торговли с определенными странами или компаниями. Еще одним методом является международное сотрудничество, которое позволяет России устанавливать торговые отношения и договоренности с другими странами. Также государство может предоставлять финансовую поддержку отдельным отраслям внешнеэкономической деятельности для их развития и стимулирования экспорта.
Какие основные понятия используются в характеристике внешнеторговой деятельности России?
Основные понятия, используемые в характеристике внешнеторговой деятельности России, включают: экспорт, импорт, торговый баланс, валютный обмен и внешнеэкономические отношения.
В каком состоянии находится внешнеторговая деятельность России в настоящее время?
Современное состояние внешнеторговой деятельности России характеризуется динамичным развитием и ростом объемов экспорта и импорта, участием в международных торговых организациях и созданием стратегических партнерств с различными странами.