Логопедическая работа по преодолению слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехник.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 67 67 страниц
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 16.03.2016
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения и формирования слухоречевой памяти детей с ОНР 5
1.1 Особенности развития слухоречевой памяти в онтогенезе 5
1.2 Особенности слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с ОНР 12
1.3 Использование элементов мнемотехники для формирования слухоречевой памяти детей с ОНР 3 уровня 19
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Исследование особенностей слухоречевой памяти у детей с ОНР 3 уровня 38
2.1. Организация исследования слухоречевой памяти у детей с ОНР 3 уровня 38
2.2. Методика изучения слухоречевой памяти у детей с ОНР 3 уровня 39
2.3. Анализ результатов изучения слухоречевой памяти у детей с ОНР 3 уровня 43
Выводы по 2 главе 46
Глава 3. Формирование слухоречевой памяти у детей с ОНР с привлечением мнемотехнических элементов 48
3.1. Основные направления работы по формированию слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня с использованием мнемотехники 48
3.2 Анализ и интерпретация результатов формирования слухоречевой памяти у детей с ОНР 3 уровня 54
Выводы по 3 главе 58
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложения 67

Фрагмент для ознакомления

Нам необходимо будет развивать стойкость Рисунок5.Диаграмма результатов методики Отсроченное воспроизведение заученных десяти словна констатирующем этапевнимания и способность удерживать объект в память (сосредоточиться на объекте) параллельно с выполнением различных задач и действий. Мы считаем, что для достижения данной цели в общий комплекс упражнений формирующего этапа должны быть включены мнемотехнические задания, направленные на развитие долгосрочной памяти на слова.3.  Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (М.У. Калкинс)Рисунок6. Диаграмма результатов методикипарных ассоциаций «Запомни пару» (М.У. Калкинс) на констатирующем этапеТакое запоминание детям далось особенно трудно (около 80% на низком и очень низком уровнях), поскольку каждое из слов вызывало ассоциацию и часто ребенок не воспроизводил слово-пару названного, а говорил то, что приходит в голову первым.Например, в паре Кот-мяч второе слово чаще получалось лапа, кошка, мышь, но никак не мяч. Эта мысль подтверждается и другими словами: в паре дом-крот чаще упоминалось окно, стол; в паре март-один дети вспоминали «осень», «весна», «цвет». Однако, это ассоциативное мышление сыграет очень важную роль в дальшейшей мнемотехнической работе.Методика «Опосредованное запоминание»   Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.Рисунок 7. Диаграмма результатов методики опосредованного запоминания на констатирующем этапеВысказанное выше рассуждение об особенностях ассоциативного мышления детей с ОНР, проходящих испытание, было подтверждено и в тесте 4. В нем обнаружилось, что детям легче опосредованно запоминать предметы (слова) (низкий и средний уровни – по 33-34%). Учитывая эффективность ассоциативного механизма мы будем активно его использовать в формирующем этапе.Следует отдельно отметить, что в каждой из диагностик встречались фонематические недостатки (замены слов), что говорит о зависимости между слухоречевой памятью и фонематическим недоразвитием детей, что определенно необходимо учесть при разработке методик.Выводы по 2 главеВ данной главе мы рассмотрели особенности проведения эксперимента и, прежде всего, методики, используемые в нем. Нами было отмечено, что дети с ОНР, участвовавшие в эксперименте в основном имею низкий или очень низкий уровень, однако мы подметили высокую эффективность ассоциативных механизмов памяти, что станет основой для создания системы упражнений формирующего этапа.Глава 3. Формирование слухоречевой памяти у детей с ОНР с привлечением мнемотехнических элементов3.1.Основные направления работы по формированию слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня с использованием мнемотехникиИзвестно, что слуховая память у детей даже с нормальным речевым развитием в среднем дошкольном возрасте сформирована значительно хуже, чем, скажем, зрительная. В среднем из 10 акустических объектов, которые запоминаются, ребенок этого возраста может воспроизвести только 2-3. Однако, именно этот процесс обеспечивает формирование у детей фонем родного языка и фонематических представлений о звуковом составе слов. Поэтому это направление работы занимает ведущее место в процессе работы по развитию слухоречевой памяти у детей с ОНР.Развитие функции слухового контроля происходит в процессе сравнения за правильностью звучание собственного и чужого вещания. Ребенка учат таким образом определять правильность произношения звуков, слов. Педагог может имитировать недостатки произношения звуков, знакомых слов, отличающихся по звукослоговой структурой. Сначала это слова наиболее легкие для восприятия, содержащие наименьшее количество звуков, а затем постепенно их структура усложняется. Имитация отклонений воспроизведения звуко-слоговой структуры может быть самого различного характера: замены, искажения, пропуски, перестановки, повторения и т.д. Ребенку можно предложить для прослушивания магнитофонная запись своего вещания, используя вопрос: «Как ты думаешь, слово машина ты сказал правильно?»Формирование звуковых образов слов (фонематических представлений), в состав которых входят смешиваемые ребенком в произношении звуки. Главным способом формирования звуковых образов слов является звуковой анализ слова, который необходимо сначала осуществлять на материале слов, правильно произносятся ребенком. Это действие к данному этапу обучения должна быть отработана.Работа по формированию фонематических представлений предполагает определенную последовательность: от четкого восприятия ребенком фонем, которые правильно произносятся (типа: п, т, к) к различению звуков, резко отличающихся артикуляционным укладом, и постепенно к дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляционными признакам ( п-в, с-з, с - ш и т.д.).С помощью некоторых видов анализа следует формировать представление о том, что в состав таких слов входят звуки, которые смешиваются в произношении. Вся работа проводится со словами, в состав которых входит звук-заменитель (до сих пор этот звук должен произноситься правильно). При этом необходимо соблюдать следующую последовательность определения заданного звука в слове на основе:- Восприятие эталонного по звучанию речи педагога;- Собственного громкого произнесения слова;- По представлению;- Самостоятельный подбор слов с указанным звуком по картинке, а потом без нее. Также отрабатываются представление о том, что в состав каких слов входитзвук-заменитель. Например, если звук «ш» заменяется звуком «с», то сначала проводится работа со звуком «с», а затем со звуком «ш».Только после проведения этих этапов работы формируются дифференцированные представления о том, в состав каких слов входят звуки, смешивались ранее в произношении. Дидактический материал должен включать слова, содержащие звук, ранее неправильно произносился, и его заменитель.Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.В работе мы основывались на п.1.3. и приоритетным для нашего исследования выбрали метод ассоциаций.Одним из методов мнемотехники является метод ассоциативных связей. Суть метода заключается в том, что с его помощью разный и связанный между собой материал объединяется в ассоциативную картину через мысленно сформированные образы. В дальнейшем стоит только воспроизвести любой образ, как невольно и легко вспоминаются все другие образы, объединенные в ассоциативную связь.Очень эффективный метод ассоциаций при автоматизации звука. Показывая ребенку две картинки с автоматизируемым звуком, предлагаем запомнить изображения. Для этого ребенок должен объединить изображения этих карт в единый ассоциативный образ, воссоздав все в предложении. Важно отметить, что ребенок сам должен придумать ассоциации, только в этом случае он сможет воссоздать образ. Количество предлагаемых пар картинок зависит от уровня развития ребенка. На начальном этапе их может быть 3-4, постепенно увеличиваем до 10-15 пар.Далее можно учить ребенка запоминать цепочку слов. Например, при автоматизации звука [Р] можно предложить следующие слова: картина, радуга, морковь, корова, рынок, гармошка. Для этого картинки выкладываются в ряд, и ребенок по очереди называет картинки и объединяет их последовательно в рассказ. Как правило, в результате получаются веселые рассказы, которые ребенок потом с легкостью вспоминает, называя картинки в той же последовательности.Данный метод можно использовать не только для запоминания картинок, но и предлагать детям запоминать слова, ориентируясь на слуховой анализатор.Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Мнемотаблицы используются при заучивании текстов, обучении перевода, составлении описательного рассказа, знакомства с сезонными явлениями и т.д. Мнемотаблицы особенно эффективны при изучении стихов. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, эффективно влияет привлечения детей к созданию картин ассоциаций.Таким образом, приемы мнемотехники решают задачи, направленные на:развитие основных психических процессов - памяти, внимания, мышления, а также творческой фантазии;перекодирование информации, то есть превращение абстрактных символов в образы;развитие мелкой моторики рук.Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, дает положительные результаты развития речи и улучшает развитие их познавательных процессовЧасто встречаются случаи, когда трудно бывает мотивировать ребенка на многократное произношение одних и тех же слов. Сначала нужно отрабатывать произношение слов парами. Показываем ребенку две картинки с автоматизируемыми звуком и предлагаем их запомнить. Для этого ребенок должен объединить их в единую ассоциативную картину, то есть составить предложение с этими словами. Важно отметить, что ребенок сам должен придумать ассоциации, только в этом случае он сможет воспроизвести образ, причем связь может быть бессмысленна. Например, картинки «гитара» и «корова» ребенок может объединить предложением «Корова играет на гитаре», что в свою очередь вызовет у ребенка положительные эмоции, и такая ерунда лучше запомнится. Когда ребенок запомнит таким образом все пары картинок, я показываю по одной картинке каждой пары, а ребенок должен вспомнить другую. Количество предлагаемых пар картинок зависит от уровня развития ребенка. На начальном этапе их может быть 3-4, постепенно увеличиваем до 10-15 пар.Далее можно учить ребенка запоминать цепочку слов. Например, при автоматизации звука [Р] можно предложить следующие слова: картина, радуга, морковь, корова, рынок, гармошка. Для этого картинки выкладываются в ряд, и ребенок по очереди называть картинки и объединять их последовательно в рассказ. Как правило, в результате получаются веселые небылицы, которые ребенок потом легко вспоминает, называя картинки в той же последовательности. Например: на картине нарисована радуга, а под радугой растет морковь. Пришла корова, собрала морковь и пошла на рынок продавать. А на эти деньги купила гармошку.Данный метод можно использовать не только для запоминания картинок, но и предлагать детям запоминать слова, ориентируясь на слуховой анализатор.Важную роль в освоении приемов мнемотехники играет дидактический материал. Здесь особое место занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицамы значительно сокращает время обучения.Мнемотаблицы используются при заучивании текстов, обучении перевода, составления описательного рассказа, знакомство с сезонными явлениями и т.д.Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка.Рисунок 8. Мнемотаблица «Штаны для мишки»Маша нашей малышкеСшила новые штанишки,Сшила шубу, сшила шарфДля мишки-малышаТаким образом, все стихотворение зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.Для отработки сюжетного метода запоминания используются коллажи. Коллаж - это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на которые наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Воображаемый беспорядок картинок и составляет суть коллажа. Это пособие позволяет развивать фотографическую память ребенка; расширить словарный запас, образное восприятие, развивать устную речь, умение связно говорить, рассказывать.Коллажи в виде «Веселых полян» эффективно используются при выполнении артикуляционной гимнастики. Ребенку предлагается отправиться на «Веселую полянку» и выполнить все артикуляционные упражнения.Рисунок 9. «Веселая поляна» для шипящих звуков Совместное изготовление с детьми фризов (в виде коллажа) помогает лучше запомнить изучены звуки и буквы. Например, букву Д дети изображают в виде дома и тут же приклеивают различные картинки, в названии которых есть звук [Д].Таким образом, приемы мнемотехники решают задачи, направленные на:развитие основных психических процессов - памяти, внимания, мышления, а также творческой фантазии;перекодирования информации, то есть превращение абстрактных символов в образы;развитие мелкой моторики рук.Использование мнемотехники в коррекционной работе по развитию слухоречевой памяти с детьми, имеющими нарушения речи, дает положительные результаты. Итоговая диагностика показала достаточный уровень развития у детей всех познавательных процессов.3.2 Анализ и интерпретация результатов формирования слухоречевой памяти у детей с ОНР 3 уровняПосле проведения формирующего этапа эксперимента для оценки эффективности разработанной методики мы повторно провели диагностику контрольного этапа и получили следующие данные:Рисунок10. Диаграмма результатов методики «10 слов» А. Р. Лурияна контрольном этапеКак мы видим, при выполнении мнемотехнических упражнений в группе стало больше детей со средним уровнем, что означает, что объем памяти и количество запоминаемых слов возросло. Также мы отметили, что дети стали соблюдать очередность слов, выставляя их по порядку, не считая пропущенных незапомненных слов.2.  Отсроченное воспроизведение заученных десяти словАналогично предыдущему тесту, дети даже отсрочено смогли повторить больше слов, они были более сосредоточенными, деятельными активными.Рисунок 11.Диаграмма результатов методики Отсроченное воспроизведение заученных десяти словна контрольном этапе3.  Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (М.У. Калкинс)Рисунок 12. Диаграмма результатов методики Отсроченное воспроизведение заученных десяти словна контрольном этапеВ данном тесте мы увидели всю эффективность ассоциативной методики. Теперь дети могли связать ассоциативными связями два разнородных слова и воспроизведя их. В таком возрасте еще трудно установить связи между некоторыми словами, поэтому количество детей на разных уровнях распределилось почти поровну.Методика «Опосредованное запоминание»   Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.)Рисунок 13. Диаграмма результатов методики опосредованного запоминания на контрольном этапеНаиболее эффективной проявила себя методика опосредованного запоминания, поскольку мнемотехнические приемы развивают ассоциативное мышление и связанные с ними процессы запоминания и воспроизведения информации.Следует отдельно подчеркнуть от факт, что фонематических ошибок на этом этапе диагностики было значительно меньше, что и обусловило улучшение результатов и развитие речеслуховой памяти детей.Рисунок 14 . Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента по каждой из методикНа рисунке мы видим сравнительные диаграммы по контрольному и констатирующему этапу эксперимента. Во всех случаях мы отмечаем положительную динамику. Наиболее отчетливо мы это проследили в методике опосредованного запоминания. Таким образом, наша методика показала себя эффективной, а значит метод мнемотехники, основанный на ассоциативности процессов запоминания с учетом формирования фонематических навыков следует разрабатывать и применять в последующих исследования.Выводы по 3 главеНа основании констатирующего эксперимента и его анализа мы разработали систему формирующего эксперимента по развитию слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР 3 степени. Упражнения формирующего этапа привели к позитивной динамике в развитии слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР, причем наиболее эффективно это проявилось в тех тестах, которые связаны с ассоциативностью процессов мышления и памяти. Данный факт свидетельствует о целесообразности и эффективности использования ассоциативных подходов во мнемотехнических техниках в логопедической практике, в частности в практике работы с детьми с ОНР.ЗаключениеСтатистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей-дошкольников с отставанием в формировании речевых навыков, в результате чего возникают нарушения речи различного генеза, которые в дальнейшем могут привести к невозможности полноценного использования речи как средства общения. При нарушении речи страдают и когнитивные функции, в частности память. Особенно это актуально для слухоречевой памяти, опосредованной фонематическим слухом.Изучение литературы по проблеме исследования позволяет раскрыть онтогенез памяти детей с нормальным речевым развитием и учитывать его особенности при изучении психических процессов у детей с речевой патологией. Общее недоразвитие речи разного уровня речевого развития безусловно накладывает отпечаток на формирование познавательных процессов, в частности на особенности памяти детей с речевой патологией.Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. На констатирующем этапе эксперименты нами был определен уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти дошкольников с речевыми нарушениями. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов дошкольники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу, а также, что ассоциативность процессов память облегчает им задачу запоминания.После проведения коррекционно-развивающей работы, нами были повторно обследованы дети для определения динамики после коррекционного воздействия. На контрольном этапе эксперименты был определен достигнутый уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти дошкольников с речевыми нарушениями. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что после проведения коррекции при воспроизведении запоминаемых слов дошкольники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу значительно реже, чем на контрольном этапе. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список использованной литературыАткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 2012. – 361 с.  Белякова Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. - М.: Академия, 1991. - 280 с. Блонский П. П. Память и мышление. - М.: Издательство ЛКИ , 2007. - 208 с.Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избранные труды. — СПб.: Питер, 2001.-341 с.Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.  Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 2012. - 209 с.Валявко СМ. Особенности мотивации достижений старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальная психология. 2006. № 2.Вачков И. Память и личность//Школьный психолог. - №4. – 2012.  Вачков И. Память//Школьный психолог. - №4. – 2012Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / Власенко И.Т. -М.: Просвещение, 1990. - 142 с.Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-680 с.Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 3. М., 1983. Т. 4, М„ 1984.Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. –1008 с.  Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте// Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979.Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольников с нарушениями речи // Логопед. М., 2004, №1.Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.— М.: Владос, 2000. — 317 с.Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 403 с.Жане П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по обшей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: Союзиздат, 1979. — 264 с.Зиганов М., Козаченко В. Мнемотехника. ? М .: 2000, Образование.Зинченко П.И. Об изучении структуры мнемического действия / П.И.Зинченко, В.Я.Ляудис // Тезисы докладов на 2 съезде Общества психологов. - Вып.1. - М., 1963. - С. 38-45.Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе / С.А.Изюмова // Вопросы психологии. -1986. - № 3. - С. 52-62.Истомина З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. — М.: Союзиздат, 1978.-345 с.Калягин В. А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. М., 2006.Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 98 с.Лапп Д. Искусство помнить и забывать.- Санкт Петербург,2003 Питер.Лапп Д. Улучшаем память в любом? Любом возрасте. ? М .: 1993, Мир.Левина Р.Е. Избранные труды. - М., 1965.Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи //Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67 - 85.Лезер Ф. Тренировка памяти. ? М .: 1979, Мир.Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности / Леонтьев А.А. - М., 1965.-245 с.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 680 с.  Логопсихология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.В.Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2007. – 173с.Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. ? М .: 1968, МГУ.Лурия А.Р. Язык и сознание / Лурия А.Р. // Под ред. Хомской Е.Д. -Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.-416 с.Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.  Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов.- М., 2009. - 268 с.  Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми нарушениями речи//Дефектология. 1976. № 1.Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи//Дефектология. 1972, Х»5Мухина В.С. Детская психология. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. — 316 с.Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2010. – 489 с.Николаева Т.П. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР [Электронный ресурс] / Т.П. Николаева, И.В. Пащенко – Режим доступа:http: // festival. 1september. ru / articles / 613749 /Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2012. - 480 с.Основы теории практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. - М., «Просвещение», 1968.Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизический параллелизм. В кн.: Экпериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 2006, Вып. I, II. С. 185–189.Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) // Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.Смирнов А.А. Избранные психологические труды / Смирнов А.А. — М.: Наука, 1987. - 685 с.Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.Татаринцева Н. Г. Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // nsportal. ru / detskii-sad/ logopediya / rasprostranenie-pedagogicheskogo-opyta-tema-ispolzovanie-mnemotehniki-vТрошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. М., 1990Фигередо, Э.Л. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : спец. 13.00.03 ―Коррекционная педагогика / Э.Л. Фигередо. -М., 1989.- 17 с.Филичева Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Дефектология.- 1985.- № 4.- С. 72-79.Филичева Т.Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления: автореф. дис. ...канд. пед. наук. / Т.Б.Филичева - М., 1974. - 18 с.Филичева Т.Б. Программа коррекционного воспитания и обучения детей с общин недоразвитием речи (с 5 до 6 лет). Проект / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. - М., 1988. - 44 с.Фотекова ТА. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2004. № 2Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей / Черемошкина Л.В. — Ярославль: ЯГПИ, 1995. - 48 с.Шадриков В.Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика / В.Д.Шадриков, Л.В.Черемошкина. - М.: Владос, 1990. - 212 cШигощина Л.Н., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. М, 1993, №4Шипицина Л.М. и др. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией // Дефектология. 1991. №2.ПриложенияПриложение 1.Результаты диагностики на констатирующем этапе1.  Методика «10 слов» А.Р. Лурия [].№Имя дошкольникаКоличество баллов Уровень1Алексенко Д.5высокий2Архипов М.3средний3Войцеховская И.3средний4Вороненко М.0очень низкий5Гаврилов Л.1низкий6Голубев П.0очень низкий7Караваева З.2низкий8Карпова О.1низкий9Ковшикова Ж.3средний10Криница К.3средний11Миронов К.2низкий12Придира А.1низкий13Светлова М.3средний14Симоненко П.2низкий15Харитоненко В.4средний2.  Отсроченное воспроизведение заученных десяти слов№Имя дошкольникаКоэффициент долговременной слуховой памяти Уровень1Алексенко Д.80высокий2Архипов М.40низкий3Войцеховская И.20очень низкий4Вороненко М.20низкий5Гаврилов Л.10очень низкий6Голубев П.10очень низкий7Караваева З.20низкий8Карпова О.40низкий9Ковшикова Ж.10очень низкий10Криница К.70средний11Миронов К.20низкий12Придира А.20низкий13Светлова М.10очень низкий14Симоненко П.20низкий15Харитоненко В.70средний3.  Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (М.У. Калкинс)№Имя дошкольникаКоэффициент смысловой памяти Уровень1Алексенко Д.70Средний2Архипов М.50низкий3Войцеховская И.10очень низкий4Вороненко М.30Низкий5Гаврилов Л.60 низкий6Голубев П.50Средний7Караваева З.10очень низкий8Карпова О.30Низкий9Ковшикова Ж.40Низкий10Криница К.60Средний11Миронов К.10очень низкий12Придира А.10очень низкий13Светлова М.30Низкий14Симоненко П.60Очень никий15Харитоненко В.70низкийМетодика «Опосредованное запоминание»   Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.№Имя дошкольникаУровень 1Алексенко Д.высокий2Архипов М.средний3Войцеховская И.средний4Вороненко М.низкий5Гаврилов Л.очень низкий6Голубев П.низкий7Караваева З.низкий8Карпова О.средний9Ковшикова Ж.низкий10Криница К.средний11Миронов К.Очень низкий12Придира А.средний13Светлова М.очень низкий14Симоненко П.низкий15Харитоненко В.высокийПриложение 2.Результаты диагностики на контрольном этапе1.  Методика «10 слов» А.Р. Лурия [].№Имя дошкольникаКоличество баллов Уровень1Алексенко Д.5высокий2Архипов М.4средний3Войцеховская И.3средний4Вороненко М.2 низкий5Гаврилов Л.2низкий6Голубев П.0очень низкий7Караваева З.4средний8Карпова О.2низкий9Ковшикова Ж.4средний10Криница К.5высокий11Миронов К.3средний12Придира А.2низкий13Светлова М.5высокий14Симоненко П.3средний15Харитоненко В.5высокий2.  Отсроченное воспроизведение заученных десяти слов№Имя дошкольникаКоэффициент долговременной слуховой памяти уровень1Алексенко Д.80высокий2Архипов М.60средний3Войцеховская И.30низкий4Вороненко М.50средний5Гаврилов Л.10очень низкий6Голубев П.30низкий7Караваева З.50средний8Карпова О.40низкий9Ковшикова Ж.30низкий10Криница К.80высокий11Миронов К.70средний12Придира А.50 средний13Светлова М.20очень низкий14Симоненко П.60средний15Харитоненко В.80высокий3.  Методика парных ассоциаций «Запомни пару» (М.У. Калкинс)№Имя дошкольникаКоэффициент смысловой памяти Уровень1Алексенко Д.90Высокий2Архипов М.70Средний3Войцеховская И.60Средний4Вороненко М.50Средний5Гаврилов Л.80Высокий6Голубев П.50Средний7Караваева З.10очень низкий8Карпова О.40Низкий9Ковшикова Ж.40Низкий10Криница К.90Высокий11Миронов К.20очень низкий12Придира А.20очень низкий13Светлова М.50низкий14Симоненко П.70средний15Харитоненко В.90высокийМетодика «Опосредованное запоминание»   Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.)№Имя дошкольникаУровень 1Алексенко Д.высокий2Архипов М.средний3Войцеховская И.средний4Вороненко М.низкий5Гаврилов Л.очень низкий6Голубев П.низкий7Караваева З.средний8Карпова О.средний9Ковшикова Ж.низкий10Криница К.средний11Миронов К.средний12Придира А.средний13Светлова М.очень низкий14Симоненко П.средний15Харитоненко В.высокий


1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 2012. – 361 с.
2. Белякова Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. - М.: Академия, 1991. - 280 с.
3. Блонский П. П. Память и мышление. - М.: Издательство ЛКИ , 2007. - 208 с.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избранные труды. — СПб.: Питер, 2001.-341 с.
5. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 2012. - 209 с.
7. Валявко СМ. Особенности мотивации достижений старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальная психология. 2006. № 2.
8. Вачков И. Память и личность//Школьный психолог. - №4. – 2012.
9. Вачков И. Память//Школьный психолог. - №4. – 2012
10. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / Власенко И.Т. -М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
11. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-680 с.
12. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 3. М., 1983. Т. 4, М„ 1984.
13. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. –1008 с.
14. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
15. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте// Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979.
16. Гаркуша Ю.Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольников с нарушениями речи // Логопед. М., 2004, №1.
17. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.— М.: Владос, 2000. — 317 с.
18. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 403 с.
19. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по обшей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М.: Союзиздат, 1979. — 264 с.
20. Зиганов М., Козаченко В. Мнемотехника. ? М .: 2000, Образование.
21. Зинченко П.И. Об изучении структуры мнемического действия / П.И.Зинченко, В.Я.Ляудис // Тезисы докладов на 2 съезде Общества психологов. - Вып.1. - М., 1963. - С. 38-45.
22. Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе / С.А.Изюмова // Вопросы психологии. -1986. - № 3. - С. 52-62.
23. Истомина З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. — М.: Союзиздат, 1978.-345 с.
24. Калягин В. А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. М., 2006.
25. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 98 с.
26. Лапп Д. Искусство помнить и забывать.- Санкт Петербург,2003 Питер.
27. Лапп Д. Улучшаем память в любом? Любом возрасте. ? М .: 1993, Мир.
28. Левина Р.Е. Избранные труды. - М., 1965.
29. Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи //Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67 - 85.
30. Лезер Ф. Тренировка памяти. ? М .: 1979, Мир.
31. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности / Леонтьев А.А. - М., 1965.-245 с.
32. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 680 с.
33. Логопсихология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.В.Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2007. – 173с.
34. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. ? М .: 1968, МГУ.
35. Лурия А.Р. Язык и сознание / Лурия А.Р. // Под ред. Хомской Е.Д. -Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.-416 с.
36. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
37. Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов.- М., 2009. - 268 с.
38. Мастюкова Е.М. О нарушениях гностических функций у учащихся с тяжелыми нарушениями речи//Дефектология. 1976. № 1.
39. Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи//Дефектология. 1972, Х»5
40. Мухина В.С. Детская психология. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. — 316 с.
41. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2010. – 489 с.
42. Николаева Т.П. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР [Электронный ресурс] / Т.П. Николаева, И.В. Пащенко – Режим доступа:http: // festival. 1september. ru / articles / 613749 /
43. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2012. - 480 с.
44. Основы теории практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. - М., «Просвещение», 1968.
45. Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизический параллелизм. В кн.: Экпериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 2006, Вып. I, II. С. 185–189.
46. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) // Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.
47. Смирнов А.А. Избранные психологические труды / Смирнов А.А. — М.: Наука, 1987. - 685 с.
48. Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.
49. Татаринцева Н. Г. Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // nsportal. ru / detskii-sad/ logopediya / rasprostranenie-pedagogicheskogo-opyta-tema-ispolzovanie-mnemotehniki-v
50. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
51. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
52. Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. М., 1990
53. Фигередо, Э.Л. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : спец. 13.00.03 ―Коррекционная педагогика / Э.Л. Фигередо. -М., 1989.- 17 с.
54. Филичева Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Дефектология.- 1985.- № 4.- С. 72-79.
55. Филичева Т.Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления: автореф. дис. ...канд. пед. наук. / Т.Б.Филичева - М., 1974. - 18 с.
56. Филичева Т.Б. Программа коррекционного воспитания и обучения детей с общин недоразвитием речи (с 5 до 6 лет). Проект / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. - М., 1988. - 44 с.
57. Фотекова ТА. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2004. № 2
58. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей / Черемошкина Л.В. — Ярославль: ЯГПИ, 1995. - 48 с.
59. Шадриков В.Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика / В.Д.Шадриков, Л.В.Черемошкина. - М.: Владос, 1990. - 212 c
60. Шигощина Л.Н., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. М, 1993, №4
61. Шипицина Л.М. и др. Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией // Дефектология. 1991. №2.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдается недостаточное развитие слухоречевой памяти. Они испытывают трудности в запоминании и воспроизведении звуков, слов и предложений. Эти дети имеют ограниченную вместимость слухоречевой памяти, что затрудняет их коммуникацию и обучение.

Какой подход используется в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста для преодоления проблем со слухоречевой памятью?

В логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста используется подход, основанный на использовании мнемотехник. Мнемотехника - это специальные приемы, методы и тренировки, которые помогают улучшить и развить память. С их помощью дети учатся запоминать звуки, слова и предложения, что способствует улучшению их коммуникации и обучению.

Какие элементы мнемотехники используются для формирования слухоречевой памяти детей с ОНР?

Для формирования слухоречевой памяти детей с ОНР используются различные элементы мнемотехники. Например, использование ассоциаций помогает связывать звуки с конкретными предметами или образами, что способствует их запоминанию. Также используется метод "канонического места", при котором звуки или слова связываются с определенными местами, что облегчает их воспроизведение. Отработка ритма и интонации также является важным элементом мнемотехники для развития слухоречевой памяти у детей с ОНР.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: развитие слухоречевой памяти у детей с ОНР в онтогенезе имеет свои особенности; дети старшего дошкольного возраста с ОНР испытывают трудности с запоминанием и воспроизведением звуков, слов и предложений; логопедическая работа с использованием мнемотехник является эффективным подходом для преодоления проблем со слухоречевой памятью этих детей.

Какие методы используются для преодоления слухо-речевой памяти у детей старшего дошкольного возраста?

Для преодоления проблем с слухо-речевой памятью у детей старшего дошкольного возраста используются различные методы, включая мнемотехники.

Какие особенности развития слухо-речевой памяти наблюдаются в онтогенезе?

В процессе онтогенеза наблюдаются особенности развития слухо-речевой памяти, которые могут влиять на способность ребенка воспринимать и запоминать речь.

Какие особенности слухо-речевой памяти у детей дошкольного возраста с осложненными нарушениями речи?

Дети дошкольного возраста с осложненными нарушениями речи могут иметь особенности слухо-речевой памяти, которые затрудняют их способность понимания и запоминания речи.

Какие элементы мнемотехники используются для формирования слухо-речевой памяти у детей с осложненными нарушениями речи?

Для формирования слухо-речевой памяти у детей с осложненными нарушениями речи используются различные элементы мнемотехники, такие как использование ассоциаций, повторение, организация информации по определенным алгоритмам и др.