Политико-правовая мысль раннего Средневековья X-XV века
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 19.03.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Схоластическая традиция политико-правовой мысли в правовой концепции Фомы Аквинского 4
Глава 2.Учение М. Падуанского 11
Заключение 13
Список литературы 15
Соответственно, церкви надлежит взять под свой контроль духовную жизнь общества. Падуанский говорил о том, что церковь необходимо отделить от государства, подчинить светской власти.Согласно позиции М. Падуанского, государство появляется в качестве результата эволюции общества. Изначально происходит объединение семей в роды, а затем роды объединяются в племена, из объединения племен появляются города, завершающей стадией является возникновение государства. Государство создается с целью достижения общего блага. Еще в эпоху Средневековья Падуанский высказал идею о том, что государство является разновидностью общественного договора.Что касается сословий государства, то их М. Падуанский разделил на представителей высшего сословия – это чиновники, военные, духовенство, низшего – это ремесленники, торговцы, земледельцы. Вместе они являются народом – источником законности и власти.Относительно законов М. Падуанский выделил два вида, исходя из таких критериев, как содержание, цель и способ обеспечения.Божественный закон заботится о духовных аспектах бытия, определяет отношение человека к Богу.Человеческий закон преследует иные цели – это достижение правды и общего блага, прочности, твердости власти. Человеческий закон выполняется посредством принуждения. Действие государственной власти осуществляется благодаря изданию законов. Государственные законы отличаются от божественных, сопровождаемых посулами наград или наказаний в загробной жизни. Человеческий закон должен приниматься народом.М. Падуанский также первым высказал мысль о том, что следует четко различать законодательную и исполнительную власти. Он также отстаивал тезис о том, что настоящий источник всякой власти- народ. Отнего исходит власть духовная и светская. Только он один носитель суверенитета и верховный законодатель. Притом, он писал, что власть законодательная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Исполнительная власть должна осуществлять волю законодателя- народа и действовать в рамках закона. Кроме того, исполнитель законов должен избираться теми же, кем закон устанавливается,т.е. народом (выборность должностных лиц государства всех рангов) (Лейст О.Э., 1977)Что касается форм правления, то М. Падуанский считал монархию наиболее предпочтительной. Он выделил два ее вида: наследуемая и избранная. ИзбраннуюПадуанский считает самой совершенной. Согласно позиции М. Падуанского, избранный монарх является более ответственным перед народом. Наконец, М. Падуанский считал, что церковные суды являются не правомерными. У духовенства есть право обучения и проповеди христианского вероучения, однако принуждать Церковь не может. Только один Бог может наказывать грешников. МарсилийПадуанский высказывался также за реформу церкви, за выборность священников, отмену привилегийпап (Лейст О.Э., 1977)ЗаключениеТаким образом, в истории философии представлены различные концепции, в которых излагается сущность права. В средневековой философии очень сильным было влияние христианства и религиозных догм, соответственно, право рассматривалось в связи с Божьей волей, необходимостью соблюдения в первую очередь христианских законов. Однако уже Фомой Аквинским была поставлена важнейшая проблема соотношения прав (свободы) и необходимости. Впоследствии эти идеи развивались Гегелем и Спинозой, а также другими мыслителями. Таким образом, уже на самом раннем этапе право воспринималось как ограниченная категория. Человек может пользоваться правами в том случае, если его права не ущемляют других людей и не противоречат Божьим законам. Процесс становления и развития средневекового права в целом включает в себя такую важную составляющую, как формирование субъективных прав и обязанностей в обществе. Раннее средневековое право не имело деления на частное и публичное. Важно заметить, что средневековое право по своему характеру представляло собой преимущественно право группы, право какой-либо общины. Соответственно, говорить об идее субъективного права как основы построения права не приходится на раннем этапе Средневековья. Иными словами, права и обязанности субъекта права на начальных этапах построения права можно сопоставить с правами и обязанностями группы. Если соотнести права группы и права индивида в эпоху раннего Средневековья, то окажется, что права группы будут более значимы, чем права индивида. На взгляды относительно прав человека в обществе значительное влияние оказывала христианская этика и идеология, которая постулировала внутреннюю свободу духа, однако отрицала эгоцентризм и антропоцентризм. Правоспособность человека в Средние века в первую очередь определялась его положением в обществе. Если человек принадлежал к привилегированному сословию, то он пользовался большим комплексом прав.Список литературыАквинский Ф. О правлении государей.//Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI – VII вв. – Л.: Наука, 1990. – 250 с.История политических и правовых учений / Под общ.ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2000. – 352 с.Лейст О.Э. История политических и правовых учений. В 3 т. – М.: Юридическая литература, 1997. Т. 2, 3./Электронная библиотека Русского гуманитарного университета.// http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=137Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 652 с.// http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1095_page_1.htmlРадько Т.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2010. – 568 с.
1. Аквинский Ф. О правлении государей.//Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI – VII вв. – Л.: Наука, 1990. – 250 с.
2. История политических и правовых учений / Под общ.ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2000. – 352 с.
3. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. В 3 т. – М.: Юридическая литература, 1997. Т. 2, 3./Электронная библиотека Русского гуманитарного университета.// http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=137
4. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 652 с.// http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1095_page_1.html
5. Радько Т.Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2010. – 568 с.
Вопрос-ответ:
Кто из философов раннего Средневековья разделял политику и религию?
Марсилий Падуанский выдвигал идею отделения церкви от государства
Какую роль должна играть церковь в обществе по мнению Фомы Аквинского?
Фома Аквинский считал, что церковь должна контролировать духовную жизнь общества
Что говорит о том, что государство возникает как результат эволюции общества?
Согласно учению Марсилия Падуанского, государство является результатом эволюции общества
Какую традицию в политико-правовой мысли представляет Фома Аквинский?
Фома Аквинский представляет схоластическую традицию
Почему, по словам Марсилия Падуанского, церковь должна быть подчинена светской власти?
Марсилий Падуанский считал, что церковь должна быть подчинена светской власти, чтобы отделить ее от государства
Кто разрабатывал политико-правовую мысль в раннем Средневековье?
В раннем Средневековье политико-правовую мысль разрабатывали различные философы и ученые, включая Фому Аквинского и М. Падуанского.
Какую роль церкви играла в политико-правовой мысли в раннем Средневековье?
В политико-правовой мысли раннего Средневековья церковь играла важную роль. Согласно традиции схоластики, церковь должна контролировать духовную жизнь общества.
Какую позицию занимал М. Падуанский относительно церкви и государства?
М. Падуанский предлагал отделить церковь от государства и подчинить ее светской власти. Он считал, что государство возникает как результат эволюции общества.