Экологическое образование детей во Всеволожском районе
Заказать уникальную дипломную работу- 90 90 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 20.03.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Сущность и содержание экологического образования детей дошкольного возраста 6
1.1 Теоретические основы экологического образования подрастающего поколения 6
1.2 Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики 15
1.3 Значение экологического образования периода дошкольного детства 21
1.4 Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста 28
1.5 Организация экологической среды развития в ДОУ 34
1.6 Методики экологического образование детей дошкольного возраста 39
Глава II Экспериментальная часть 43
2.1 Характеристика дошкольного образовательного учреждения Всеволожского района Ленинградской области 43
2.2 Анализ содержания представлений старших дошкольников о росте и развитии живых существ 45
2.3 Формирующий эксперимент и его результаты 59
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение А. Элементы развивающей предметной среды 73
Приложение Б. Анкета для родителей 76
Приложение В. Строение семени 77
Приложение Г. Знание о комнатных растениях 79
Приложение Д. Посадка семян фасоли 80
Приложение Е. Рассматривание веток тополя, березы, ели 82
Приложение Ж. Беседа об уходе за комнатными растениями 83
Приложение З.Растение - живое существо 84
Приложение И. Наблюдение за луком 85
Приложение К. Наблюдение за ветками в вазе 87
Низкий - размер представлений о растениях незначителен. Ребенок понимает и выделяет симптомы наружного постройки, отдельные части растений. Смотрит за растениями исключительно по предложению взрослого. Энтузиазм к природе ситуативно, чувственные реакции в разговоре с ней слабо выражены.
Средний - ребенок выяснит и именует несколько растений (преимущественно, выгодой и комнатных), делая упор на отдельные показатели. Энтузиазм и стремление заботиться за растениями неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними резки. Малыш чувственно реагирует на красу природы.
Высокий - ребенок понимает (различает и без ошибок называет) достаточно много растений, их отличительные симптомы. Показывает энтузиазм к отличительным чертам их жизни, удовлетворенность от общения; обнаруживает желание сделать поддержка. Отношение к растениям достаточно осознанное. Умеет квалифицировать их состояние, установить его предпосылки на базе связей разного содержания. Видит показатели объектов природы, делающие их красивыми.
Диагностика, созданная нами по формированию динамических представлений о подъеме и развитии живых существ у деток старшего дошкольного возраста, состояла из ряда заданий.
1-ое задание. Познание о комнатных растениях.
Задача выявляем познания деток о комнатных растениях; распознаем глубину познаний деток в описании комнатных растений; распознаем умение различать существенные симптомы внешнего облика отдельных частей растений.
Нами было предложено ребятам разглядеть наши комнатные растения и рассказать о них. А сначала разглядеть комнатный виноград. Мы задавали ребятам вопросы: Какого объема виноград? На что он смахивает - на дерево или же на куст? (На кустик). Какой ствол у винограда? Какие листья? (Большие, желто-зеленого цвета, округлой формы, край листа с зубчиками).
Далее мы предложили ребятам погладить листочки: Какие они? Ребята отвечали: Гладкие (Белобородова Алина, Маслов Максим, Половикова Дарья, Тюрин Вадим, Варганова Яна, Краснова Алена, Николаева Катя). Затем мы предложили ребятам сопоставить 2 растения. Схожи ли примула и папоротник? Дети подошли к столу и осмотрели два растения, не обнаружив в них однообразия. У них различные листья. У примулы листья круглые, шероховатые, край листа ровненький, а у папоротника листья длинноватые, гладкие, тонкие, по бокам вырезанные.
А далее мы попросили деток заявить, чем схожи данные растения? Ребята (Логинова София, Акульшина Вика, Зукуева Наташа, Бороздин Виталий, Сазонова Ира, Фомина Лера) отвечали, что по величине (небольшие), по цвету их листьев (светло-зеленые), и по тому, что и у примулы, и у папоротника не заметно стебля. А это разрешило ребятам сделать заключение о том, что растения не исключительно различаются друг от друга, но и похожи.
2-ое задание. Растение - живое существо.
Цель: выявляем представления ребят о растениях (живое создание, у которого есть корешки, чтоб дышать, придерживаться, питаться; ствол, чтоб доставлять сытные препарата из земли иным органам; листья, чтоб улавливать свет, дышать); выявляем представления о нуждах живых существ; познакомить с классификацией растений: деревья, кустики, травы; выявляем осознание необходимости растений для человека и животных.
Сначала мы загадывали ребятам загадки: «В шубе летом, а в зимний период раздеты?» (Деревья.) Какие деревья растут на нашей территории? «Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок». О каком дереве ребус? Сравните обедали и лиственницы. Какие растения мы именуем лечебными? (Мать-и-мачеха, подорожник.) (Маслов Максим, Богатырев Дмитрий, Чернышев Алексей, Яковлев Максим, Емельянов Арсений, Швидич Арсений).
Используя таблицы и схемы, мы рассказываем о растениях. Это живые существа, что растут, дышат, живут, предоставляют зёрна, плоды. Детки отвечали на вопросы: Какие части есть у растений? Для чего же нужен ствол? Листья? Корень? Какие нужны условия для подъема растений? ( Попова Настя, Халина Аксинья, Старателева Татьяна, Горностаев Матфей, Фомина Лера, Яковлев Максим).
Далее предложили ребятам отобрать картинке выгодой, кустарников, травянистых растений и организовали соперничество, кто больше именует выгодой, кустарников, травянистых растений.
После этого провели физкультминутку: разложили вперемежку картинке выгодой, кустарников, травок. Детки, разделенные на 3 команды, отбирали те или же другие картинке. Далее мы оговаривали с ребятами значение растений в жизни человека и животных.
Помимо прочего для выявления уровня сформированности динамических представлений о подъеме и развитии живых существ мы употребляли дидактические игры.
«Отгадай, что за растение?»
Цель: уточнить представления о растениях, учиться распознавать их по описанию. Педагог обрисовывает растение (есть ли ствол, ветки, какие они: свисают, вьются). Обрисовывает листья, их форму, окраску, есть ли цветочки, как покрашены. Ребята угадывали растение. Далее предлагал ребятам лично сочинять загадки о растениях и отгадывать их. Мы для выявления сформированности динамических представлений о подъеме и развитии живых существ приняли на вооружение беседы.
«Беседа о уходе за комнатными растениями».
Цель: выявлять представления о уходе за комнатными растениями; выявлять познания о ключевых нуждах комнатных растений; уточнить познания о сигнальных симптомах неудовлетворенных потребностей; сформировывать представление о тенденции приемов ухода (полив, удаление пыли); выбрать вид ухода, нужные приборы, ориентируясь на состояние комнатного растения. Мы просим у деток заявить, что надо для ухода за комнатными растениями? Детки перечисляли приемы и порядок ухода (Зукуева Наташа, Богатырев Дима, Ковальчук Артем, Фомина Лера, Маслов Максим).
Чему вы не так давно научились? Рыхлить территорию (Зукуева Наташа, Белобородава Алина, Швидич Арсений, Егоров Андрей, Месяцева Ангелина, Чернышев Алексей). А для чего же необходимо рыхлить территорию? Детки отвечали, чтоб корням было проще подрастать, и рыхлить территорию необходимо палочками, чтоб не поранить корень (Попова Анастасия, Фомина Лера, Рыков Саша, Варганова Яна, Краснова Алена, Яковлев Максим). Мы уточнили с ребятами, как выяснить, что растение надо полить - когда территория сухая на ощупь. Что необходимо протирать их от пыли и удобрять, чтоб растения, как следует подрастали и цвели.
С первым заданием совладали превосходно как ребята контрольной группы, так и экспериментальной группы. Показывали энтузиазм, отвечали на вопросы. Затруднения образовались у Богатырева Димы, Морозова Саша и Тюрин Вадим в контрольной подгруппе, а у Бороздин Виталий, Фомина Лера, Чернышев Леша в экспериментальной подгруппе в вопросе сопоставления 2 растений (примулы и папоротника). Исполнение 2 задания кроме того вызвало некие затруднения. Маслов Максим, Горностаев Матфей, Попова Настя из контрольной подгруппе, также у Сазоновой Иры, Яковлева Максима из экспериментальной подгруппы не сумели без ошибок обозначать растения по разделам «травы», «кустарники», «деревья». Зукуева Наташа, Старателева Оля, Яковлев Максим путались в определении частей растений. Им были показаны таблицы и рисунки с изображением выгодой, кустарников, травянистых растений. Во время проведения дидактической игры «Отгадай, что за растение» все ребята как контрольной, так и экспериментальной подгруппы сладили с заданием. Ребята с энтузиазмом составляли загадки о растениях, но отгадывали не все загадки, затруднялись.
В ходе разговоры о уходе за комнатными растениями ребятам необходимо было рас-крыть собственные познания о необходимостях растений. Почти все детки, такие как Акульшина Вика, Белобородова Алина, Краснопивцев Дима, Ковальчук Артем Сазонова Ирина, Фомина Лера и др отвечали, что растениям необходима исключительно вода, упуская, что растениям еще необходимо тепло, свет, питание.
В ходе личных разговоров с ребятами нами обнаружены те познаний, что дети без помощи других не раскрыли. К примеру, при выполнении задания 2 Попова Настя, Фомина Лера, Чернышев Алексей ошибочно отвечала на вопросы о частях растений. Но в процессе личной разговоры выяснилось, что познания у них есть, а промахи были допущены по невнимательности. Последствия проделанной диагностики были проработаны и оформлены в следующих таблицах..
Таблица 3 – Результаты диагностика в контрольной подгруппе
Контрольная группа Количество растений, которое знает ребенок самостоятельно обследует растения Устойчивый познавательный интерес результат деятельности поисковые вопросы Уровни Акульшина Виктория 3 - + + + С Богатырев Дмитрий 4 + + + - Н Белобородова Алина 3 - - - - С Горностаев Матфей 3 - - + + В Зукуева Наталья 4 + - - + С Краснопивцев Дмитрий 3 - + - - Н Ковальчуков Артем 3 - + + - В Логинова София 3 + - + - С Маслов Максим 4 + + + + С Морозов Александр 3 - - - - Н Половникова Дарья 3 + - + - В Попова Анастасия 3 - - - - С Рыков Александр 4 - + + - Н Старателева Ольга 4 + - + + С Тюрин Вадим 3 - + - - С + - проводит самостоятельно;
- - не проводит.
Таблица 4 - Результаты диагностика в экспериментальной подгруппе
Экспериментальная группа Количество растений, которое знает ребенок самостоятельно обследует растения Устойчивый познавательный интерес результат деятельности поисковые вопросы Уровни Андреева Варвара 4 + + + + В Бороздин Виталий 3 - - - + Н Варганова Яна 3 + - + - С Емельянов Арсений 4 + - - - С Егоров Андрей 4 + - + + В Миленина Алиса 3 - - - - С Краснова Алена 3 + - + - С Месяцева Ангелина 4 + + + + В Николаева Екатерина 3 + - + - С Сазонова Ирина 3 + - - + Н Фомина Валерия 4 - - - - В Халина Аксинья 4 + + + - С Чернышев Алексей 3 + - + - С Швидич Арсений 4 + + + + В Яковлев Максим 3 - - - - С + - проводит самостоятельно;
- - не проводит
В результате обработки данных экспериментального исследования по освоению программы «Детство» по разделу «Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания» в контрольной и экспериментальной группе были получены следующие данные, представленные в таблице 5.
Таблица 5 – Результаты освоения программы «Детство» по разделу «Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания»
Уровень развития представлений по программе Контрольная
подгруппа Экспериментальная
подгруппа количество детей процентная доля количество детей процентная доля Высокий 3 20,0 5 33,3 Средний 8 53,3 8 53,3 Низкий 4 26,7 2 13,4
После обработки данных таблицы 5 результат обработки получен в виде диаграмм представленных на рисунке 2 и 3
Рисунок 2 – Процентная доля детей усвоивших программу
(контрольная подгруппа)
Рисунок 3 – Процентная доля детей усвоивших программу
(экспериментальная подгруппа)
Таковым образом, на практике было проанализировано способность ребят до-школьных образовательных учреждений № 12 и 62 Всеволожского региона Ленин-градской области на усвоения материала по экологическому воспитанию ребят занимающихся по программе «Детство» по развитию динамических представлений о подъеме и развитии живых существ для деток старшего дошкольного возраста.
В эффекте исследования установлены уровни диагностического определения по этим показателям как высочайшей, средний и маленький уровень, а еще проведена оценка критериев по динамическому представлению подъема и становления растений и животных.
Для разработки и проведения занятий о подъеме и становления живых существ нужно будет формулировать задачки поставленные для решения вопросов на занятиях по усвоению познаний по экологическому воспитанию у деток старшего до-школьного возраста. Кроме того нужно проводит занятия не исключительно в ребяческих садах, но чтоб и здания ребят приучали к верному обращению к живым существам, к примеру по время прогулок для увеличения уровня становления по экологическому воспитанию.
Заключение
Вопрос экологического воспитания дошкольника принадлежит к количеству основных проблем концепции преподавания и обладает первоочередной значимость с целью воспитательской работа. В современное время, область воспитательского процесса значительно делится, эта вопрос получает особую актуальность и важность.
Экологическая тенденция современного воспитательно-образовательного процесса вызвана несколькими событий. В числе их: самообладание угрозы экологической катастрофы, разворачивающейся на масштабном, муниципальном и локальном уровнях; противоборство культуры урбанистической цивилизации и среды и неувязка выбора формы жизнедеятельности; формирование на со-временном шаге новой системы ценностей обитателя нашей планеты, вызванное необходимостью смены взаимоотношений «человек – природа – культура..
Решение природоохранных трудностей нужно находить в сферы культуры природопользования людей, в творении новых систем рассудки и воздействия, в изменении нахождения заинтересованностей, признанных мерок, ценностей и знаний, сопряженных с взаимодействием общества и естества.
Крупнейшей задачей природоохранного существа видится снаряжение малыша установленным объемом особенных знаний, умений и умений, требуемых с целью существования и работы. Природоохранное становление подразумевает собою нацеленное воздействие в внутреннее составление возрастающего поколения, становление у него установленных ценностных инструкций в плане высоконравственного отношения к оказавшейся около сфере. Современное сущность термина «экология» наиболее непринужденно, оно вводится в следствии граница био познания и рассматривается точно также как все концепция отношений лица к себя, к познанию, к иному люду, к натуре.
Воспитательно-просветительное обучение, берет внутри себя действие семьи и ребяческого сада, средние учебные заведения, ВУЗов культуры и дополнительного существа. Составление экологичных цивилизован-ной особы в учебно-воспитательском ходе совершается рядом обстоятельстве органичного целостности академических знаний о натуральных и публичных условиях сферы с телесным восприятием, что активизирует эстетические беспорядок и порождает стремление привнести нужный инвестиция в нее усовершенствование. Правило целостности умственного и эмоционального стал в процессе исследования и усовершенствования окружающей около сферы видится ключевым. Некто устанавливает комбинирование осмысленного постижения с образно-сочным рядом прямом общении дошкольников с естеством. Взаимосвязи осмысленного и эмоционального в фактической работы динамичны и многообразны и пребывают в зависимости с года детей, с конкретных событий выполнения воспитательно процесса.
В настоящее время образовательно-воспитательская опыт сможет воспитать сегодняшнему и последующим поколениям людишек Чувство влюбленности к натуре, способность сосредоточить свой умственные возможности и свободу в выгода себя и натуре, сформировать умение предусмотреть и предотвращать негативные природоохранные эффекты собственной работы, для того более будут приняты главные основы с целью решения глобальных трудностей.
Экологическое становление дошкольников обозначает становление у их природоохранного рассудки – осознанного отношения к оказавшейся около естественной сфере с мишенью защиты и мудрого внедрения природных ресурсов. Главный мишенью природоохранного изучения видится становление особы, характеризующейся сформированным природоохранным сознанием и культурой.
Образование ребенка при поддержки взаимодействие с непосредственно во время прогулок и экскурсий, При поддержки прикасание к активному окружающему около нас окружению наши ребята учатся созидать, овладевать секреты, разбираться в времени и месте, встает чувство прекрасного, прививается раскаяние к натуре, рвение нее защищать и удерживать.
Природа - это главный опрятный воспитатель малыша. Следя натуру, ребенок обучится смотреть, понимать и дорожить нее красу.
Общение детей с естеством - это отдельные взаимозависимые действия, разрешающие научить детей искреннему контакту с живыми существами. Взаимодействие с естеством - никак не это число умственная, какое число нравственная модель взаимодействия детей с естеством, приносящая восхищение, развивающая человеколюбивые Впечатления и правильное размещение к натуре, к целому активному.
В связи с этим первенствующими тенденциями преподавания дошкольников представлены: становление у детей баз экологического знания, человечного, высоконравственного действия; система природозащитной работы ребят; становление у дошкольников надобности к здравому виду существования; повышение природоохранной культуры основателя с матерью.
Список литературы
Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
Бодраченко И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.- Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.
Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
Иванова А.А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М.: Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2010.
Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М.: АРКТИ, 2005.
Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа . – М.: Гном, 2013.
Константинова Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48.
Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
Леонтьева О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-18.
Максимова Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. комплекс. - Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2009.-118 с.
Моисеев И. И. Историческое развитие и экологическое образование. - М., 1995
Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
Немов Р.С. Общая психология. – М.: Владос, 2010.,84с.
Никифорова О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
Педагогический энциклопедический словарь.- М., 2009 ,63с..
Программа «Детство»: Базис развития ребенка-дошк. –М.; Просвещение, 2006.- 335с
Программа «Радуга», рук-во для воспитателей сред. Группы дет. сада\ Т. Н Доронова, Гербова В.В –М.: Просвещение, 2007.-208с.
Психология. Словарь./Под ред. Петровского А.В. – М., 2008., 97с.
Римашевская Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2003.
Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.
Приложение А
Элементы развивающей предметной среды (Гончарова, 2008)
Элементы РПС Функциональная роль Формы и методы работы Экологическая комната (класс) Обучающая, релаксационная Экологические занятия, игры, самостоятельные игры в уголке природы Лаборатория Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие Проведение исследований, экспериментирование, наблюдения Живой уголок Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам Наблюдение, уход за растениями, животными Зимний сад Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами Самостоятельные игры, отдых, уход за растениями, наблюдения, оздоровительные упражнения Библиотека Познавательная, формирование интереса к чтению Чтение, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, проведение бесед, обсуждений прочитанного, проведение конкурсов Экологическая тропинка Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой Проведение комплексных занятий, учитывающих сенсорное развитие ребенка, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, исследовательская работа Огород, сад Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения Уход за растениями, наблюдения, сбор и использование экологически чистого урожая, знакомство с правилами экологической безопасности Территория детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты) Познавательная, эстетическая, игровая, развитие эмоциональной сферы Создание фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок, которые будут использоваться для экскурсий, игр, проведения фольклорных праздников Музей, картинная галерея Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая Экскурсии в местные музеи, галереи, изучение картин с пейзажами, создание музеев и мини-музеев в ДОУ Изостудия (художественная студия), дизайн-студия Эколого-эстетическая, эмоциональная Интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление костюмов, декораций для праздников (в том числе из бросового материала), игр, иллюстрации к художественным произведениям и детским сказкам Театральная студия Эстетическая, развитие фантазии, речи, актерских данных через участие в экологических постановках Экологические инсценировки, спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания, театр кукол, сделанных из бросового материала Музыкальный зал Эколого-эстетическая Проведение экологических, фольклорных праздников, музыкальных занятий, связанных с темой природы Физкультурный зал Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие Подвижные игры, упражнения-перевоплощения в растения и животных, эстафеты, эколого-оздоровительные прогулки Бассейн Оздоровительная, игровая, познавательная Занятия (преимущественно по блоку "Вода", "Животные"), экологические праздники Коридоры, холлы Познавательная, развивающая, эстетическая Создание отдельных уголков, ландшафтных пейзажей, фольклорных элементов, мини-планетариев, картинных галерей, оформление информации о программе и т.п. Кабинет труда (ручного, художественного) Воспитание трудолюбия, развитие фантазии Изготовление поделок из природного и бросового материала, оборудования для занятий, спектаклей Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач Компьютерные игры экологического содержания для дошкольников, прослушивание записей звуков природы Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные) Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы Самостоятельные исследования, игры, общение с живыми организмами и уход за ними, тематические выставки детских работ Фитобар Оздоровительная, познавательная, релаксационная Ознакомление с растениями в процессе лечебных процедур Приложение Б
Анкета для родителей
Фамилия Имя ребенка_______________________________________________
1 Знаете ли Вы, что такое экология, предмет ее изучения?
__________________________________________________________________
2 Знаете ли Вы, что ДОУ углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?__________________________________________________
3 Интересует ли Вас данная проблема?________________________________
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в детском саду много внимания уделяется экологическому воспитанию? ______________________________________
5 В чем это проявляется? Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)
6 Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?
__________________________________________________________________
7. Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?_______________________
8. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_____________________________________________
9. В чем это проявляется? Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
10. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ________________
11. Нужно ли это делать? ____________________________________________
12. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? _________________ ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
13. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? ____________________
14. Ваши предложения, пожелания. ___________________________________
Приложение В
Строение семени
Цели: изучить строение семени, найти в нем зародыши растение; сравнить их строении семян между собой.
Обеспечение на каждого ребенка: сухие и набухшие семена фасоли (гороха, тыквы); лист белой бумаги или блюдце; емкость для сбора мусора.
Ход занятия
Воспитатель задает вопрос: Ребята, что надобно сделать, чтоб вырастить растение? Вы многократно употребляете в пищу некие зёрна, к примеру, горох, фасоль, зёрна подсолнечника и почти все иные. Вы видели когда-нибудь в семени небольшое растение?
Затем воспитатель раздает ребятам большие сухие зёрна (фасоли, гороха) и просит разглядеть их, разломать, поискать небольшое растение. Конечно, у ребят ничего не удается, т.к. зёрна твердые.
Дальнейшее описание от воспитателя: Оболочка величается кожурой, Осторожно снимите кожуру. Что присутствует под ней? (половинки семени) Данные половинки именуются семядолями, т.е. частями семени. Чрезвычайно осторожно раздвиньте семядоли и понаблюдаете, соединены ли они между собой.
- Положите семядоли на тарелочку (лист бумаги) и тщательно осмотрите, что есть еще здесь, помимо корня. Они именуются почечка, - объясняет воспитатель. - Как вы думаете, отчего их именуют так ласково: почечка, но не почка? - Потому что она маленькая, - отвечают дети.
Давайте подумаем: когда растение будет подрастать, что удастся из корешка? - Корень. - А из почечки? - Листья.
Давайте поразмыслим, отчего это растение, это чувствительное и слабенькое, не погибает? Кто додумался? Поглядите на сухое семя. Для чего оно это твердое? Отчего мы не имеем возможности его разломать? - Потому, что оно надежно оберегает малюсенькое растение, - додумываются дети.
- Сейчас нам следует выяснить вот что: это малюсенькое растение практически постоянно располагается в семени или же обнаруживается в нем в момент прорастания? Я даю вам зёрна, что пролежали в воде всего 1 ночь и вовсе не успели прорасти. Они лишь набухли. Снимите с них кожуру, раскройте семядоли и понаблюдаете, есть ли в не проросшем семени небольшое растение.
- К какому выводу мы пришли? - Небольшие растение практически постоянно присутствует в семени.
Вопрос - «на соображение Для чего еще потребуются семядоли? Для подсказки - еще вопрос. Во время подъема объем растения увеличивается. Из чего же строится тело новенького растения?
- Вот что выходит. Совершеннолетнее растение, на котором созрели зёрна, вполне возможно считать матерью. У матери было немало ребят - небольших растений. Чтоб они не погибли и вовсе не голодали, мать сделала запас еды и отложила ее в семядолях. Помимо того, она наделила семядоли очередной обязанностью: оберегать ее ребят от механических повреждений. Вот как разумно поступает растение. Оно бесстрашно оставляет собственных ребят в основе на всю зиму. А ребенок сильно дремлет и вовсе не подрастает. Как вы думаете, что может его разбудить?
В случае если ответа не последует, педагог подсказывает:
- Что устроила я, чтоб разбудить небольшие растения и продемонстрировать их вам? - Их положили в воду. В тех случаях они набухли и проснулись.
- Без ошибок. Здания мы сами можем положить их в воду. А в природе когда это бывает? Отчего в зимний период они не прорастают? - Это доводится ну почти в конце зимы, когда начнет таять снег и в основе обнаружиться воды.
Обратить внимание на роль тепла в следующих экспериментах.
- Осталось выяснить последнее: есть ли в зародыше зародыши цветочков и плодов. Пристально осмотрите все имеющиеся зёрна и установите это. Выполнив просьбу воспитателя, ребята убеждаются, что зародышей цветов и плодов в зародыше нет.
Ежели детки не устанут, им вполне возможно предложить разглядеть какие-нибудь другие большие набухшие зёрна, отыскать семядоли и небольшие растения.
Приложение Г
Знание о комнатных растениях
Цель: Уточнить и систематизировать познания детей о растениях, научить обрисовывать растения, отмечая симптомы внешнего облика отдельных растений. Познакомить ребят с растением - комнатным кленом.
Дидактическая игра «Отгадай, что за растение».
На столе педагога стоят растения: герань ароматная и зональная, комнатный виноград, примула, папоротник. Модели цветов
Воспитатель: Ребята, в настоящее время мы рассмотрим наши комнатные растения и поведаем о них. Давайте вначале рассмотрим комнатный виноград.
Вопросы: Какого цвета виноград? На что он смахивает - на дерево либо на кустик? Какой ствол у винограда, несложный либо нет? Какие листья у винограда? По ощущению какие листья у винограда? Цветет ли виноград?
А теперь сравним примула и папоротник?
Осмотрите их и скажите, чем они не схожи? Какие листья у них? А чем смахивают данные растения? Какие по величине два растения? Какого цвета их листья? Заметен ли у них ствол?
Физкультминутка
Отдых нам - физкультминутка,
Занимай собственные места:
Раз - присели, 2 - привстали,
Руки наверх все подняли,
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой-встанькой будто стали.
А после этого пустились вскачь,
Словно мой тугой мяч.
А теперь ребята давайте поиграем:
- Мой вопросы, а ваш - ответ.
У кого из растений величайшие листья? А самые маленькие? Какое из наших растений цветет зимой? Как у растений разворачиваются листья? У какого растения лист одет в рубаху? У какого растения кончик юного листа завернут, как улитка? У какого растения благоухают не лишь цветочки, но и листья? У каких растений серо-красные цветочки? А розовые? А белые?
Приложение Д
Посадка семян фасоли
Цель: Уточнить представление о том, что растения растут из семян. Научится распознавать зёрна фасоли, отличать от семян гороха. Рассказать о росте и развитии фасоли и необходимых для ее развитии факторов. Посадить семена проросшей фасоли. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.
Обеспечение на занятие: Блюдца с семенами, лейка с водой, рисунки с изображением гороха. В ящиках на территории сделать бороздки.
Детям раздается по несколько семян фасоли. Воспитатель направляет внимание детей на значение фасоли, их форму, расцветка, нрав плоскости, твердость. Предлагает сравнить с семенами гороха. Педагог объясняет ребятам надобность воды для проращивания семян фасоли. Зёрна фасоли замачивают и ставят перед ребятами задачу: следить за их изменениями, т.е. ростом и развитием. Последующее наблюдение ведется при выходе в свет проростков на семенах. Педагог предлагает сравнить сухие и проросшие зёрна. Направляет внимание на расцветке и увеличении семян в объеме, выход в свет проростков. Устанавливает взаимосвязь меж переменами, что случились, и наличием влаги.
Через несколько дней воспитатель должен продемонстрировать ребятам иллюстрацию с изображением выращенной фасоли и задаться вопросом, пытаются ли они вырастить растение. Пояснить ребятам, что фасоль с проростками пора посадить в ящики. Педагог предлагает взять фасоль из блюдца любому ребенку, встать около ящиков с территорией. Продемонстрировать ребятам бороздки и предложить положить семя в бороздку. Контролировать исполнение, проявлять, как положить 2-ое семя. Контролировать исполнение, помочь тем, у кого не выходит. Далее продемонстрировать, как делать бороздку, где лежат зёрна, накрыть почвой. Выяснить, как ребята выполнили задание. Поощрить ребят. После того, как высадка семян будет завершена, сообща с ребятами полить бороздки из лейки равномерной струей, чтоб не вымыть из земли семена.
На следующем этапе строится беседа о факторах необходимых для роста и развития семян, чтобы получить полноценное растение, для чего надо подвязывать фасоль? Поставить ящики в ясное место и смотреть, какие перемены будут происходить (появление листьев, составление совершеннолетнего растения, выход в свет бутонов, цветочков и стручков).
После ребятам предлагают игру для закрепления знаний о птицах, их разделяются на 2 команды. Воспитатель демонстрирует ребятам карточки с изображением птиц. К примеру, для первичной команды - снегирь, аист, воробей, чайка, зяблик, сорока; для 2 - голубь, дятел, сова, кукушка, синица, глухарь, ворона. Любая команда избирает водящего, который подходит к всякому игроку команды конкурента, указывает ему первую картину и говорит: «Не сорока, не ворона и вовсе не чайка. А какая это птица? Отгадай-ка!» Ответ игрока обязан быть полным: «Не сорока, не ворона, а снегирь». Кто назовет птицу без ошибок - команде очко. Основные обращаются попеременно тогда к одной, тогда к другой команде, демонстрируя рисунки различным игрокам.
Приложение Е
Рассматривание веток тополя, березы, ели
Цель: Обучать распознавать деревья по их веткам, распознавать ветки по цвету коры, необыкновенностям почек, их месторасположению, аромату. Сформировывать различные исследовательские способности у детей. Обучать отображать увиденное в четком слове.
Термины: почка, кора, липкие, пахнущие, ароматные, клейкие.
Обеспечение на занятия: Ветки тополя, березы, ели; свеча, рисунки с изображением деньков года.
Воспитатель спрашивает у детей: какие деревья растут на участке? Какие кусты они видели на участке? Как вполне возможно выяснить летом березу, тополь, ель?
В настоящее время я расскажу и научу вас различать березу и тополь по веткам без листьев и цветов. Продемонстрировать ребятам ветки, стоящие в вазах. поднять названную воспитателем ветку, пояснить, как ее узнали. Далее предложить положить на стол 2 ветки рядом (береза и тополь) и ответить на вопросы. Как узнали, что это ветки березы и тополя? Какая поверхность коры на ощупь у тополя, березы? Какого цвета кора у данных ветвей? Предложить осторожно согнуть ветки: выяснить гибкие они или же хрупкие. Сопоставить их по толщине. Какая тоньше? Квалифицировать, однообразные ли у них почки? С поддержкою обследовательских поступков установить значение почек, их аромат, цвет.
Далее предложить ребятам разглядеть еловую ветку. Как узнали еловую ветку? Какого цвета кора у еловой ветки? Чем пахнет ель? Сопоставить ветку обедали с ветками тополя, березы (по цвету коры, аромату, наличию листьев, почек, шишек и т.д.). Предложить ребятам поставить ветки тополя и березы в вазы с водой: в любую - ветку 1-го вида.
Второе задание: посмотреть, какие ветки скорее распустятся.
Приложение Ж
Беседа об уходе за комнатными растениями
Цель: Обобщить представления о уходе за комнатными растениями. Закрепить познания о главных необходимостях комнатных растений, уточнить познание о сигнальных симптомах неудовлетворенных необходимостей. Обобщить представление о тенденции методов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных необходимостей растений. Прикрепить умение избирать вид ухода, требуемые приборы, ориентируясь на состояние комнатного растения. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, обязанность за их жизнь.
Дидактическая игра «Отгадай, что за растение?»
Цель: Уточнить представления о растениях, обучать распознавать их по описанию.
Ход занятие: Ребята, сейчас мы станем продолжать учиться заботиться за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого нужно делать?
Чему вы не так давно научились? Для чего же надо рыхлить территорию? Чем вы рыхлите территорию? Отчего палочками? Поближе к стеблю рыхлить неглубоко, а далее от стебля - поглубже. Как выяснить, что растение надо полить? Какой водой мы поливаем? Как нужно мыть растения? Для чего же мы ухаживаем за растениями?
В конце занятия воспитатель задает вопрос Чему вы сейчас научились? Для чего же их удобряют? На какую территорию обязано попадать удобрение?
Воспитатель: А сейчас мы закрепим материал, давайте разгадаем загадку.
Педагог обрисовывает растение (есть ли ствол, ветки, какие они: напрямик стоят, свисают, вьются, тонкие или же толстые). Обрисовывает листья, их форму, поверхность, окраску (темно-, зеленый, пестрый и т.д.), есть ли цветочки, какое количество их на цветоножке, как покрашены. Ребята угадывают растение. Далее предлагает ребятам лично оформлять загадки о растениях и отгадывать их - ведется игра «Отгадай растение».
Приложение З
Растение - живое существо
Цель: Дать детям обобщенное представление о растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать; растения живут на земле и в воде; для их роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло). Познакомить с классификацией растений: деревья, кусты, травы. Выяснить, как дети понимают необходимость растений для человека и животных. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Ход занятия Игра на внимание «Кто увидит, что у нас появилось» (в группе). Составление плана-схемы территории, ориентирование по нему на местности. Ответы на вопросы. Разгадывание загадок: «В шубе летом, а зимой раздеты?» (Деревья.) Какие деревья растут на нашей территории? Физкультурная минутка: превратимся в насекомых. Используя таблицу и схему, воспитатель рассказывает о растениях. Это живые существа, которые растут, дышат, живут, дают семена, плоды. После рассказа дети отвечают на вопросы: Какие части есть у растения? Для чего необходим стебель? Листья? Корень? Какие необходимы условия для роста растения? Предложить детям отобрать иллюстрации деревьев, кустов, травянистых растений. Организовать соревнование: кто больше назовет деревьев, кустарников, травянистых растений. Физкультминутка: разложить вперемежку иллюстрации деревьев, кустарников, трав. Дети, разделенные на три команды, отбирают те или иные иллюстрации. Провести дискуссию «Растения - земли украшение». Почему? Рассказать детям о значении растений в жизни человека, животных, о том, как человек заботится о растениях. Предложить детям нарисовать свое любимое растение.
Отличившихся на занятии детей можно наградить самодельными значками «Знаток природы».
Приложение И
Наблюдение за луком
Первый этап. Уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т.е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. Зеленый лук полезен людям (особенно зимой и весной), так как в нем много витаминов. Чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях.
Воспитатель рассматривает с детьми (в зависимости от варианта опыта) две-четыре одинаковые луковицы. Обращает внимание на сухие чешуйки, старые корни, плотность луковицы. Обсуждает с детьми условия, при которых из луковиц будет расти зеленый лук. Дети наклеивают на банки цветные кружки, обозначающие различное сочетание условий, зарисовывают банки с луковицами на странице календаря, ставят их в соответствующие места.
Второй этап. Выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю, зарисовать увиденное в календаре.
Воспитатель сажает детей за общий стол, ставит одну баночку с луковицей. По цветным кружкам на банке уточняет, какие условия были созданы этой луковице. Затем предлагает детям внимательно осмотреть луковицу со всех сторон, выявить изменения, которые с ней произошли. Дети обнаруживают появившиеся корни (возможно, и проклюнувшуюся зелень), зарисовывают луковицу на странице календаря в полном соответствии с увиденным.
Аналогичным образом рассматриваются и другие луковицы. Воспитатель не делает выводов, не спешит устанавливать связи, но поддерживает рассуждения детей.
Третий этап. Обнаружить изменения в состоянии луковицы, рост корней и зелени; связать эти изменения с наличием нужным для роста условий (тепла, воды, света). Сравнить луковицы и обнаружить различия в их состоянии. Зарисовать результаты наблюдения в календаре.
Воспитатель, так же как в предыдущем наблюдении, поочередно рассматривает с детьми луковицы. Дети обнаруживают изменения, зарисовывают увиденное. Затем воспитатель предлагает сравнить луковицы между собой, найти их различия и подумать, отчего они происходят. Педагог не делает выводов сам, но поддерживает правильные рассуждения детей. Если они не обнаружат причину различий - разницу условий, он предлагает еще неделю понаблюдать за луковицами.
Четвертый этап. Учить детей замечать изменения растущих луковиц, связывать их с факторами внешней среды; замечать различия в росте зелени у разных луковиц, устанавливать их причины.
Организуя рассматривание каждой луковицы, воспитатель использует предыдущую страницу календаря. Дети обнаруживают изменения, подросшую зелень, «похудевшую» луковицу, делают зарисовку, обсуждают причины отставания в росте некоторых экземпляров. Воспитатель предлагает им сравнить условия, при которых растут луковицы, подводит к выводу, что только полный комплекс условий обеспечивает хороший рост зеленого лука.
Пятый этап. Обнаружить дальнейшие изменения в росте луковиц, разницу в состоянии зелени, которая вызвана неодинаковыми условиями. Обобщить результаты опытного проращивания лука: самая хорошая зелень у той луковицы, которая имеет все условия.
Дети под руководством воспитателя рассматривают каждую банку, отмечают «похудание» луковиц и другие изменения, зарисовывают их. Затем сравнивают страницы календаря, прослеживают от недели к неделе, как рос лук в разных банках, связывая результат с условиями роста, делают выводы об их значении для растущего растения. Это наблюдение за луком может быть последним, но, если дети желают, его можно продлить еще на 1-2 недели.
Приложение К
Наблюдение за ветками в вазе
Первый этап. Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, теплая вода). Свет на первых порах не нужен. Эти условия должны повлиять на их состояние. Зарисовать 2-3 ветки в вазе, точно передавая особенности их строения.
Наблюдение организуется в три этапа: кладут ветки в прохладное помещение и отмечают, что в нем теплее, чем на улице, поэтому ветки должны оттаять. Затем помещают их в ванну и уточняют, что вода очень теплая - она хорошо прогреет ветки снаружи и внутри, если сделать так, чтобы она не остывала 8 часов. И наконец, ставят их в нормальные комнатные условия. Воспитатель предлагает дошкольникам самим высказать предположение: что же будет с ветками через неделю? Не уточняя ответы детей, он просит их зарисовать 2-3 ветки.
Второй этап. Обнаружить изменения в состоянии веток - заметить набухшие почки, уточнить условия их жизни, поставить на свет, добавить питательные вещества, зарисовать ветки.
За общим столом воспитатель организует рассматривание веток, 1-2 ребенка делают их зарисовку, с остальными ведется разговор об условиях, в которых произошли изменения (тепло, вода). Воспитатель предлагает долить воды с питательным веществом - сахаром, растворенным из расчета 30 г на литр воды. Прошла неделя, на странице календаря, кроме вазы с ветками, дети рисуют «полоску времени» - семь разноцветных квадратиков (семь дней недели, где каждый день обозначен квадратиком определенного цвета). Вазу с ветками ставят на свет.
Третий этап. Отметить изменения в состоянии веток (раскрывающиеся почки цветов, листьев), улучшить условия, добавив подслащенной воды. Отметить красоту букета: приятный вид и аромат цветов. Сделать зарисовку в календаре.
Четвертый этап. Обнаружить изменения в состоянии веток, появление цветов, листьев, корешков. Зарисовать ветки на странице календаря, изобразить «полоску времени». Сравнить страницы календаря и обсудить: как распускались ветки; какие условия им были созданы вначале, потом; сколько времени это длилось?
63
80
74
75
2 Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
3 Бодраченко И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
4 Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.- Во-ронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.
5 Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
6 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная техно-логия экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
7 Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // До-школьная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
8 Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
9 Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошколь-ных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
10 Иванова А.А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М.: Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2010.
11 Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
12 Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М.: АРКТИ, 2005.
13 Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошколь-ников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа . – М.: Гном, 2013.
14 Константинова Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48.
15 Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
16 Леонтьева О.М. Формирование экологической культуры у детей дошко-льного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16-18.
17 Максимова Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. комплекс. - Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ. ИРО МО PC (Я), 2009.-118 с.
18 Моисеев И. И. Историческое развитие и экологическое образование. - М., 1995
19 Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды // Дошко-льное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
20 Немов Р.С. Общая психология. – М.: Владос, 2010.,84с.
21 Никифорова О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педа-гогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.
22 Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
23 Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального го-сударственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошко-льное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.
24 Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
25 Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
26 Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // До-школьное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
27 Педагогический энциклопедический словарь.- М., 2009 ,63с..
28 Программа «Детство»: Базис развития ребенка-дошк. –М.; Просвещение, 2006.- 335с
29 Программа «Радуга», рук-во для воспитателей сред. Группы дет. сада\ Т. Н Доронова, Гербова В.В –М.: Просвещение, 2007.-208с.
30 Психология. Словарь./Под ред. Петровского А.В. – М., 2008., 97с.
31 Римашевская Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое по-собие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педаго-гического образования, 2008. - 128с.
32 Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образователь-ных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.
33 Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2003.
34 Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
35 Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развиваю-щей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утрен-ники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волго-град: Учитель, 2008. - 286с.
36 Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
37 Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.
Вопрос-ответ:
Какие основные принципы лежат в основе экологического образования детей дошкольного возраста?
Основными принципами экологического образования детей дошкольного возраста являются индивидуальный подход к каждому ребенку, активное взаимодействие с природой, использование игровой деятельности, формирование у детей ответственного отношения к окружающей среде.
Какие исторические предпосылки существуют для развития экологического образования?
Историческими предпосылками для развития экологического образования являются рост осознания человеком важности сохранения окружающей среды, развитие научного подхода к изучению экологии, бурное развитие экологического движения и появление новых экологических педагогических идей.
Почему экологическое образование важно для детей дошкольного возраста?
Экологическое образование важно для детей дошкольного возраста, так как именно в этом периоде формируются основы экологической грамотности и ответственности. Раннее включение детей в экологическую деятельность позволяет им развивать уважение и заботу о природе, а также осознать свое место в экологической системе.
Какие современные технологии используются при проведении экологического образования детей дошкольного возраста?
Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста включают использование интерактивных игр и приложений, проведение экологических экскурсий и путешествий, создание экологических уголков в детских садах, организацию экологических проектов и мероприятий.
Какая роль организации экологической среды развития играет в детском саду?
Организация экологической среды развития в детском саду играет важную роль в формировании экологического сознания у детей. Создание экологических уголков, наличие растений и животных, использование натуральных материалов и игр на свежем воздухе способствуют активному взаимодействию детей с природой и формированию у них уважения и заботы о ней.
Что такое экологическое образование детей дошкольного возраста?
Экологическое образование детей дошкольного возраста - это процесс формирования у детей знаний, умений и навыков, необходимых для понимания и сохранения окружающей природной среды.
Какие теоретические основы лежат в основе экологического образования подрастающего поколения?
Экологическое образование имеет своей основой принципы экологии, такие как взаимосвязанность и взаимозависимость живых организмов и их окружающей среды.
В чем заключается значение экологического образования периода дошкольного детства?
Экологическое образование в дошкольном возрасте помогает развить у детей бережное отношение к природе, осознание взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой, а также формирование экологической грамотности.
Какие современные технологии используются в экологическом образовании детей дошкольного возраста?
В современном экологическом образовании детей дошкольного возраста применяются такие технологии, как игровые методики, экскурсии, практические занятия на природе, использование мультимедийных материалов и т.д.
Каким образом организуется экологическая среда развития в дошкольных учреждениях?
Организация экологической среды развития в дошкольных учреждениях включает создание природных уголков, экспонатов, различных материалов и пособий, способствующих познанию и изучению окружающей природной среды детьми.