Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 25.03.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Дошкольная педагогика: понятие 5
2.Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки 6
2.1.Понятие, функции и связь с науками дошкольной педагогике 6
2.2. Основные категории и методы дошкольной педагогики как науки 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
п.); 2) по своему содержанию обучение и воспитание, должны связываться с социальной действительностью (с окружающим миром); 3) взаимосвязь и единство разных сторон воспитания, так как нельзя односторонне учить ребенка; 4) единство семейного и общественного воспитания, при основной роли семейного (должно носить компенсаторный характер); 5) учет возрастных и индивидуальных особенностей. Методы дошкольной педагогики, которые помогают изучать объект (ребенка): - основной - наблюдение - организация педагогических ситуаций.- естественный - эксперимент - опрос и беседа - тестирование и анкетирование (родителей). Под методами обучения детей понимаютсистему последовательных взаимосвязанныхспособов работы педагога и обучаемых детей, направленные на достижение дидактических задач. Выбор метода зависит от цели и содержания предстоящего занятия: 1. Наглядные методы: [6,c.112] а) наблюдение – умение вглядываться в явления окружающего мира, выделять в них основное, подмечать изменения, установить причину, сделать выводы; б) демонстрация – предоставляет ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов; 2. Практические методы: а) упражнение – неоднократное повторение практическихи умственных действий заданного содержания; б) экспериментированиеи опыты– направляются на помощь в получении знаний о том или другом предмете; в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, план участка, картаи т.д.); 3. Игровые приемы и методы: а) дидактическая игра – усовершенствование и закрепление знаний, изучение новых умений и знаний различного содержания; б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для освоения тех или других знаний («Магазин цветов» - развитие речи, знания о растениях и т.п.); 4. Словесные методы: а) рассказ педагога – усвоение учебного материала; б) беседа – когда у детей имеются знания о предмете; в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, развивает мышление, воспитывает чувства, память, воображение. Классификация методов по Лернеру и Скаткиной: 1 – информационно-иллюстративные методы2 – репродуктивные методы3 – эвристические методы (с помощью вопросов «дойти» до истины) 4 – исследовательские методы5 – проблемное изложение материалаВ.Оконь в своей классификации выделил следующие методы:[7,c.97]• "подающие" методы (ориентируются на изучение материала и описывают содержание материала, которые подлежат изучению);• "проблемные" методы (ориентируются на исследовательскую позицию ребенка и объясняют содержание материала, который подлежитизучению);• "экспонирующие" методы (ориентируются на эмоциональные переживания ребенка и оценивают содержание материала, который подлежитизучению);• "практические" методы (ориентируются на активную позицию ребенка и вырабатывание оперативной стратегии деятельности).Под методами педагогического исследования понимают систему методов научно-педагогического исследования теоретического характера: анализ, абстрагирование, синтез, моделирование, конкретизация теоретических знаний;эмпирического характера:наблюдение, беседа, интервьюирование, эксперимент, тестирование, анкетирование, изучение документации, передового опыта педагогов. (рис 4)[8,c.116]Рис. 4. Исследовательские методы дошкольной педагогики, как наукиДалее рассмотрим классификацию методов по Б.А.Ананьеву входят:1. Организационные методы:– сравнительный (сравнивают параметры, итоги, выявляют закономерности);– лонгэтюдный (многократное обследование по заданным параметрам при помощи одних и тех же методик одной и той же группы испытуемых на протяжении длительного времени);– комплексный (разделение функций между исследователями в исследовательской группе).2. Эмпирические методы:– обсервационные: тесты, опросники, анкеты, социометрия, беседа, интервью;– экспериментальные: констатирующий эксперимент,контрольный эксперимент, формирующий эксперимент;– праксиметрические и т.д3. Методы обработки данных:– количественный (метод математической статистики, статистический анализ);– качественный (описание характерных случаев и исключений).4. Интерпретационные методы:– генетический (в характеристиках развития);– структурный (определяет "горизонтальные" связи).Более подробно исследовательские методы дошкольной педагогики представлены в виде схемы (рис. 4).Благодаря исследовательским методам и средствам развития дошкольной педагогики, как науки возможем прогноз ее развития и определение тенденций обучения и воспитания человека будущего.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог, дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста. Дошкольная педагогика имеет свой предмет, методы и категории; тесно связана с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.).Становление и развитие дошкольной педагогики, актуализация ее теоретических и практических проблем определялись социально-историческими условиями. Впервые обосновал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей Р.Оуэн. Выделению ее в специальную отрасль из общей педагогики во 2-й половине 19 в. способствовали педагогическая система и практическая деятельность немецкого педагога Ф.Фребеля. Формирование дошкольной педагогики сопровождалось уточнением ее предмета, появлением новых и переосмыслением традиционных ее понятий, появлением большого количества новой педагогической литературы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. При этом дошкольная педагогика четко отграничивалась от общей педагогики, с одной стороны, и гигиены и методики воспитания - с другой, сохраняя с ними постоянную связь. Формирование дошкольной педагогики находило выражение в появлении большого количества новой литературы о воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБолотина Л.Р. Дошкольная педагогика.-М.: Академ. Проект: Культура, 2005.-239сВиноградова Н.А. Дошкольная педагогика.-М.: Юрайт, 2012.-510сКоджаспирова Г.М. Педагогика.-М.: Кнорус, 2010.-744сКотелевская, В. В. Дошкольная педагогика : развитие речи и интеллекта.– Ростов н/Дону, 2002. – 256 сКрившенко Л.П. Педагогика.-М.: Проспект, 2013.-488сПастюк О.В. Дошкольная педагогика.-М.: Феникс, 2009.-198сПичугина Н. Дошкольная педагогика.-М.: Феникс, 2004.-250сТитов В.А. Дошкольная педагогика.-М.: приор, 2002.-192сУрунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Академия, 2006. – 386 с.
1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика.-М.: Академ. Проект: Культура, 2005.-239с
2. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика.-М.: Юрайт, 2012.-510с
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика.-М.: Кнорус, 2010.-744с
4. Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика : развитие речи и интеллекта.– Ростов н/Дону, 2002. – 256 с
5. Крившенко Л.П. Педагогика.-М.: Проспект, 2013.-488с
6. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика.-М.: Феникс, 2009.-198с
7. Пичугина Н. Дошкольная педагогика.-М.: Феникс, 2004.-250с
8. Титов В.А. Дошкольная педагогика.-М.: приор, 2002.-192с
9. Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Академия, 2006. – 386 с.
Вопрос-ответ:
Что такое дошкольная педагогика?
Дошкольная педагогика - это отрасль педагогической науки, которая изучает особенности и закономерности воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она занимается разработкой и применением методов и средств образовательного процесса, а также диагностикой и коррекцией психического и физического развития детей дошкольного возраста.
Какие функции выполняет дошкольная педагогика?
В дошкольной педагогике можно выделить такие функции, как воспитательная, обучающая, развивающая и социализирующая функции. Воспитательная функция направлена на формирование нравственных, эстетических и нормативных ценностей у детей. Обучающая функция представляет собой передачу знаний и умений детям. Развивающая функция направлена на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей детей. Социализирующая функция помогает детям адаптироваться к социальной среде и учиться взаимодействовать с другими людьми.
Какие категории и методы применяются в дошкольной педагогике?
В дошкольной педагогике используются различные категории, такие как цель, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания. Целью дошкольной педагогики является достижение гармоничного развития ребенка. Задачи включают в себя развитие когнитивных, социальных, эмоциональных и физических способностей детей. Содержание образовательного процесса включает в себя различные области, такие как математика, русский язык, искусство, физкультура и др. Формы обучения и воспитания могут быть различными, от индивидуальных занятий до групповых игр и проектной деятельности. Методы дошкольной педагогики включают в себя игровые методы, наглядные методы, интерактивные методы и др.
Что такое дошкольная педагогика?
Дошкольная педагогика - это отрасль педагогической науки, которая изучает особенности и методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, то есть детей в возрасте от трех до семи лет.
Какие функции выполняет дошкольная педагогика?
Дошкольная педагогика выполняет ряд функций, таких как воспитательная, образовательная и развивающая функции. Воспитательная функция направлена на формирование нравственных и ценностных ориентаций ребенка, образовательная функция - на развитие познавательных способностей и приобретение знаний, развивающая функция - на развитие физических, психических и эмоциональных сфер ребенка.
Какие основные категории и методы используются в дошкольной педагогике?
Основными категориями дошкольной педагогики являются детское образование и детское воспитание. Дошкольная педагогика использует различные методы в своей работе, включая игровой метод, наглядно-действенный метод, метод проектов и др. Эти методы помогают детям активно учиться и развиваться.
Как связаны обучение и воспитание в дошкольной педагогике?
Обучение и воспитание в дошкольной педагогике тесно связаны и взаимосвязаны. Обучение и воспитание должны быть направлены на связь с социальной действительностью и окружающим миром. Вместе они создают единство разных сторон воспитания, так как нельзя односторонне учить или воспитывать ребенка.
Какая роль дошкольной педагогики в развитии ребенка?
Дошкольная педагогика играет важную роль в развитии ребенка. Она помогает развивать его физически, интеллектуально, эмоционально, социально и морально. Работа дошкольных педагогов способствует формированию у детей навыков самостоятельности, коммуникативных компетенций, творческого мышления и др.