Методика словообразовательного анализа
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 25.03.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы словообразовательного анализа на уроках русского языка 5
2. Особенности работы над составом слова в начальных классах как средство речевого развития младших школьников 16
Заключение 23
Список использованных источников 25
Чтобы более полно использовать все возможности темы «Состав слова», учителю с самого начала следует помнить о том, что в школе занимаются морфологическим анализом слов, а не этимологическим.
Морфологический анализ слова заключается в выявлении живых языковых связей, поэтому слово можно членить только до тех пор, пока оставшаяся часть имеет какое-то значение.
Для иллюстрации работы в слове отдельных морфем рационально предложить следующее:
упражнения на моделирование в словообразовании:
работа с приставкой:
работа с суффиксом:
При сформировавшемся навыке словообразовательного анализа школьникам предлагается составление слов по моделям, вместе с этим упражнением дети выполняют и обратное: на наборных полотнах составляют модели предлагаемых им слов.
В ходе проведенного эксперимента, условием которого является развитие навыков устной и письменной речи при помощи работы над составом слова, была составлена система упражнений на моделирование морфемного состава, которая способствует эффективному обучению младших школьников.
В целях развития навыков морфемного анализа, для развития умений вычленять суффиксы и приставки неформально – по догадке, по месту в слове, что зачастую происходит в начальной школе, а по значению, рекомендуют:
использовать модели слов с односуффиксными и одноприставочными словами;
использовать схемы, которые обобщают однородные по написанию слова, поскольку можно убедиться в недостаточно развитом уровне понимания детьми правописания слов, которые подобны данным, а, соответственно, и неправильном морфемном анализе данных слов:
Данные схемы активизируют внимание школьников и помогают усвоению правописания прилагательных с непроизносимой согласной.
Эффективным для речевого развития младших школьников является использование моделей составления словообразовательных цепочек:
При помощи данных упражнений учащиеся:
- усваивают различие между словообразованием и словоизменением;
- развивают языковую интуицию.
Чтобы учащиеся визуально видели все морфемы слова, предлагается использование упражнения «Улитка»: корень всегда есть в слове, по этой причине его можно представить в виде ракушки – дома. У улитки могут появиться рожки, что свидетельствует о появлении в слове приставки; если появился хвостик – в слове есть суффикс. Если в слове есть окончание, то под улиткой появляется травка. Такое упражнение активизирует деятельность школьников; дети быстро запоминают морфемы слов; это упражнение полезно для детей-кинестетиков.
Благодаря использованию условных значков, обозначающих корень, приставку, суффикс и окончание, создались предпосылки для организации упражнений на моделирование состава слова. Как правило, на уроках разбор слова завершается составлением его модели. Рекомендую моделирование сопровождать конструированием, т.е. подбором слов по составленной модели.
Когда ученики познакомятся с окончанием, важно научить их не путать различные слова и изменения слова (словоформы). Их различие хорошо представлено на моделях:
Модели расшифровываются следующим образом: если в слове меняется только окончание, то слово остается тем же, но измененным для связи с иными словами (к примеру, книга-книгу), а если произошли изменения в той части, которая находится перед окончанием (в основе), появилось другое слово (книга- книголюб, книжонка и т.п.). При этом окончание может быть одинаковым (к примеру, книга-книжонка), а может быть и различным (книга-книголюб и т. п.): = или = . Здесь главное – появились ли изменения в основе слова.
Рационально для формирования у учащихся правильного понимания строения слова упражнять детей в словообразовании и анализе определенных грамматических категорий, к примеру, давать задания по образованию и анализу слов, которые относятся к определенной грамматической категории:
а) существительные женского, мужского и среднего рода с разными суффиксами (-ниц-, -ник-, -чик-, и др.)
б) глаголы с приставками (-за-, -при-, -у- и т.д.)
в) прилагательные с разными суффиксами (-ов-, -н-, -ок- и др.).
Одним из эффективных методов преодоления ограниченности словаря, развития языковой интуиции являются упражнения в словообразовании имен прилагательных и. существительных Учащимся можно дать отдельные слова для образования от них новых слов с помощью того суффикса, который был в только что разобранном слове. Со словами, которые образованы учащимися, можно составить предложения. К примеру:
Слово, которое разбирают дети по составу Словообразовательный суффикс в нем Слова, от которых требуется образовать существительное или прилагательное с данным суффиксом Имена существительные Охотники -ник- Лес, лыжи, школа, помощь, путь, двор, плен Машинист -ист- Трактор, баян, танк Звездочка -очк- Кисть, карта, кофта, лента,черта, ваза Имена прилагательные Интересная книга -н- Лес, луна, длина, осень, облако, футбол, вкус, радость, свобода Осиновая роща -ов- Щелк, плод, малина, сосна, грозп Смолистый запах -ист- Камень, болото, пух, золото, ветвь Дождливая погода -лив- Крик, счастье, говор, сон, талант, хлопоты Такие упражнения не только могут помочь обогатить и расширить словарный запас школьников новыми словами, но и могут послужить хорошей практической подготовкой к исследованию суффиксов названных частей речи в средней школе.
Заключение
Следовательно, подведем следующие итоги по работе в целом.
Показанные выше занятия могут дать следующие положительные результаты: конструирование и моделирование слов не только вызывает интерес школьников, но и способствует выработке у младших школьников навыков анализа слов, развитию языковой интуиции, орфографической зоркости, активизации мыслительной деятельности школьников способствует речевому развитию школьников.
Можно считать, что словообразовательная работа в начальной школе помогает школьникам лучше овладеть грамматическим строем языка, выявить закономерности в развитии языка, выработать умение самостоятельного наблюдения и анализа языковых фактов. Упражнения по словообразованию могут обеспечить не механический разбор слов по составу, а сознательное выделение учащимися всех морфем слова, они способствуют повышению уровня владения детьми словообразовательным анализом, что будет способствовать речевому развитию младших школьников.
В заключение необходимо также отметить, что упражнения такого рода дают ученику и учителю хорошую обратную связь, помогают школьникам овладеть навыками письменной и устной речи.
Требуемым условием устранения сложностей словообразовательного анализа является обращение к самым типичным случаям. Также важно, чтобы предлагаемые слова были доступными для детского понимания.
Соблюдение таких условий послужит основанием развития и формирования общеинтеллектуальных навыков младших школьников. Для формирования представления о закономерностях словопроизводства школьникам предлагают для анализа как можно больше слов каждой рассматриваемой модели.
Таким образом, при решении поставленных задач нужно исходить из соблюдения условий, каждое из которых необходимо одинаково. При этом нужно более внимательно отнестись к речевому и языковому опыту детей, исходя из их возможностей и интересов.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
Список использованных источников
Вороничев О.Е. Как связано значение со словорассечением // Начальная школа Плюс До и После. — 2004. — № 5. — С. 41—50.
Вороничев О.Е. О логическом соотношении понятий «корень» — «непроизводная основа» и «членимость» — «производность» — «мотивированность» // Начальная школа Плюс До и После. — 2005. — № 8. — С. 37—40.
Катлинская Л.А. Место семантики в описании русского словообразования // Филологические науки. — 1995. — № 4. — С. 63—71.
Клобукова Л.П. Словообразовательное гнездо и словообразовательная парадигма // Русский язык в школе. — 1993. — № 5. — С. 79—82.
Львова С.И. Словообразование в V классе // Русский язык в школе. — 2002. — № 1. — С. 9—17.
Мережко Е.Г. Работа над словообразовательным гнездом в начальных классах // Начальная школа. — 2003. — № 10. — С. 45—51.
Реформатский А.А. О членимости слова // Развитие современного русского словообразования 1972: Словообразование. Членимость слова. — М., 1975. — С. 7—13.
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. завед. по спец. «Педагогика и методика нач. образования» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
25
2. Вороничев О.Е. О логическом соотношении понятий «корень» — «непроизводная основа» и «членимость» — «производность» — «мотивированность» // Начальная школа Плюс До и После. — 2005. — № 8. — С. 37—40.
3. Катлинская Л.А. Место семантики в описании русского словообразования // Филологические науки. — 1995. — № 4. — С. 63—71.
4. Клобукова Л.П. Словообразовательное гнездо и словообразовательная парадигма // Русский язык в школе. — 1993. — № 5. — С. 79—82.
5. Львова С.И. Словообразование в V классе // Русский язык в школе. — 2002. — № 1. — С. 9—17.
6. Мережко Е.Г. Работа над словообразовательным гнездом в начальных классах // Начальная школа. — 2003. — № 10. — С. 45—51.
7. Реформатский А.А. О членимости слова // Развитие современного русского словообразования 1972: Словообразование. Членимость слова. — М., 1975. — С. 7—13.
8. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. завед. по спец. «Педагогика и методика нач. образования» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические принципы лежат в основе методики словообразовательного анализа на уроках русского языка?
Основные теоретические принципы словообразовательного анализа на уроках русского языка включают изучение морфологической структуры слова, анализ его состава и процессов словообразования, а также исследование морфемной структуры слова.
Какие особенности работы над составом слова в начальных классах помогают развивать речь у младших школьников?
Работа над составом слова в начальных классах способствует развитию речи у младших школьников, так как они учатся анализировать слова на составные части, определять основу и приставку, а также делать выводы о значении и грамматической форме слова на основе его компонентов.
Какие источники были использованы при написании данной статьи?
Для написания статьи были использованы следующие источники: [указать список использованных источников].
Какой метод анализа слова используется на уроках русского языка в школе?
На уроках русского языка в школе в основном используется морфологический метод анализа слова, который позволяет изучать его морфологическую структуру и особенности состава.
В чем заключается разница между морфологическим и этимологическим анализом слова?
Морфологический анализ слова включает изучение его морфологической структуры, т.е. анализ основы, окончания и признаков грамматической формы. Этимологический анализ слова, в свою очередь, изучает происхождение и историю слова, его связь с другими словами и языками. Таким образом, морфологический анализ сконцентрирован на внутренней структуре слова, а этимологический анализ исследует его происхождение и взаимосвязь с другими языковыми единицами.
Какие основные принципы методики словообразовательного анализа в начальных классах?
Основной принцип методики словообразовательного анализа в начальных классах заключается в том, что в школе занимаются морфологическим анализом слов, а не этимологическим. Это означает, что дети изучают состав слова, его части (корень, приставка, суффикс) и основные словообразовательные процессы (префиксация, суффиксация, конверсия).
Как можно использовать работу над составом слова в начальных классах для развития речи младших школьников?
Работа над составом слова в начальных классах может быть использована как средство развития речи младших школьников. Выполнение заданий по словообразованию помогает расширить словарный запас детей, развить их лексическую и грамматическую грамотность, а также способствует развитию у них логического мышления и умения анализировать структуру слова.
Какие источники были использованы при написании статьи о методике словообразовательного анализа?
При написании статьи о методике словообразовательного анализа были использованы следующие источники:
Каковы теоретические основы словообразовательного анализа на уроках русского языка в начальных классах?
Теоретические основы словообразовательного анализа на уроках русского языка в начальных классах заключаются в изучении основных словообразовательных процессов, таких как префиксация, суффиксация и конверсия. Ученики также изучают структуру слова, его части (корень, приставка, суффикс) и учатся проводить морфологический анализ слова.
Что необходимо помнить учителю при работе над составом слова с младшими школьниками?
Учитель с самого начала должен помнить, что в школе занимаются морфологическим анализом слов, а не этимологическим. Это означает, что дети изучают состав слова, его части (корень, приставка, суффикс) и основные словообразовательные процессы (префиксация, суффиксация, конверсия).