предопределение в кальвинизме и лютеранстве
Заказать уникальную дипломную работу- 88 88 страниц
- 48 + 48 источников
- Добавлена 28.03.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Особенности вероучения лютеранства и кальвинизма 9
1.1.Идейные истоки и особенности вероучения лютеранства 9
1.2.Кальвинизм: истоки и главные догматы 39
Глава 2. Учение о предопределении в лютеранстве и кальвинизме: общее и различное 64
2.1.Доктрина предопределения в кальвинизме 64
2.2. Учение о предопределении в лютеранстве и его отличие от кальвинистского 75
Заключение 84
Список литературы 86
Конечно же, центральным местом в сотериологическом учении Кальвина (учении о спасении) обладает Св. Дух. Личность и служение Посредника, Иисуса Христа, могут спасти грешное человечество только благодаря действию Духа Святого. Св. Дух выполняет задачи созидания веры, дарования знания о Боге, побуждения к Богу, расположения к доверию и покорству и, кроме того, обеспечения «единения» (unio) со Христом.Кроме того, только Святой Дух может заставить человека покаяться, сотворить освящение. Без Святого Духа подлинно христианская жизнь была бы невозможной. Определяющими чертами этой христианской жизни являются принципы самоотречения, непрестанной молитвы и созерцания вечной жизни. Итак, идейные истоки кальвинизма достаточно глубоки, тесно связаны с философским мировоззрением эпохи схоластики и Возрождения (это элементы схоластики, философии гуманизма), также можно сказать о влиянии богословской мысли ранней Реформации на формирование системы Ж. Кальвина.Кальвинизм характеризуется повышенной степенью рационализма. Центральной доктриной кальвинизма является суверенитет Бога, то есть, речь идет о верховной власти Бога во всем. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.).Глава 2. Учение о предопределении в лютеранстве и кальвинизме: общее и различное2.1.Доктрина предопределения в кальвинизмеВ этой главе мы более подробно рассмотрим учение кальвинизма о безусловном предопределении.Как уже отмечалось ранее, догмат о безусловном предопределении связан с основным принципом кальвинизма – с идеей безусловного господства воли Бога, которая избирает людей как орудие. Это исключает в полной мере мысли о заслугах человека, о возможности свободы выбора.Эта идея была выдвинута блаженным Августином, однако именно в учении Кальвина она достигает своего наиболее четкого и глубокого выражения. Рассмотрим этот аспект более подробно.Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения нельзя назвать системным и однородным. Обратимся к различным его аспектам.Учение о бытии. Согласно философии Августина Блаженного, Бог сотворил материю, а также наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога являются благом, соответственно, все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не является субстанцией-материей, а есть недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие. Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир «существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может. Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место».Учение о Боге, мире и человеке. В философии Августина Блаженного проблема Бога и его отношения к миру является важнейшей и центральной. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. В неоплатонизме Бог (Абсолют) рассматривается как безличное существо, как единство всего сущего, а Августин Блаженный представляет Бога как личность, которая и сотворила все сущее. В философии Августина делается различие толкований Бога от Судьбы и фортуны.Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок, и в мире все стало подчиняться законам природы. Человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренно и греховно. Душой обладают только люди, тогда как у животных её нет. Бог создал человека свободным, однако, совершив грехопадение, человек сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. После грехопадения рождается зло, а человек теряет свободу. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога. С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.Учение о благодати. Божественная благодать – это сила, определяющая спасение человека и его устремление к Богу. Благодать — «особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли — лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати». Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства — с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать «имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям». Это не означает, что все люди получат спасение, так как не каждый человек способен к принятию Божественной благодати. Эта способность зависит от воли человека. Августин полагает, что не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Из этого следует необходимость обладания особым божественным даром, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать «избранными».Учение о свободе и божественном предопределении. Как уже отмечалось ранее, до грехопадения люди обладали свободной волей — свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. В качестве ограничивающего фактора тогда выступал нравственный закон — чувство долга перед Богом. После грехопадения люди утратили свою свободу, а также начали грешить. Жертва, принесенная Иисусом Христом, помогла людям вновь обратиться к Богу. Спаситель показал пример послушания Отцу, повиновения Его воле («Не моя воля, но твоя да будет» Лк. 22:42). Только тот человек, который следует заповедям Спасителя, проявляет смирение перед Богом, может обрести спасение и Небесное Царство.В философии Августина Блаженного развивался один из наиболее сложных аспектов в религиозной философии – проблема предопределения. Как полагал Августин, благодать помогает людям творить благо. Благодать несоизмерима с заслугами, а получают её только люди избранные и предопределенные к спасению. Люди как обладающие нравственной свободой могут сознательно делать свой выбор в пользу зла. «Упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ, есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других — ко злу и гибели».Кальвин при разработке учения о безусловном предопределении как раз и берет за основу учение блаженного Августина.По учению Кальвина, вечное спасение будет получено небольшой группой, избранной Богом в силу непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель.Как отмечают специалисты в области богословия, Кальвин пришел к своему учению, основываясь на следующих идеях.В вопросах сотериологии Кальвин выражал свое согласие с Лютером в том, что природа человека слишком искажена грехопадением. Согласно учению Лютера человек не есть существо греховное по своей природе, он есть «существо сознающее греховность своей природы. Лютер призывает двигаться в направлении растущего стыда за грех, ощущать обострение своего ничтожества и несовершенства». Также Лютер полагал, что только вера имеет спасительную силу. «Вера как «моральный образ мысли» ценна даже в том случае, если она не воплощается в поступке: человек, который бескорыстно желал, но не сумел помочь ближнему, стоит в глазах Бога бесконечно выше тех, кто помог ближнему в расчёте на небесные награды». Также Лютер заявлял, что крещение бесконечно выше рождения и связанных с ним потомственных различий. Очень важно отметить, что Лютер «впервые в истории религии выходит на след труда вообще, труда, рассматриваемого и ценимого безотносительно к его конкретной форме. Тот, кто упорно трудится, вырастает в глазах Бога, хотя был сословие его было презираемым, а должность – еле приметной... Именно Лютер выводит на авансцену теологии совершенно забытое средневековьем изречение из «Второго письма апостола Павла к Фессалоникийцам»: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Он первым в средневековой Европе говорит о почётности любого труда. В лени реформатор видит бесспорную внешнюю примету неверия и неблагодарности». Наконец, отметим, что для лютеранства характерен христоцентризм – определённое предпочтение Сыну Божьему перед другими лицами Святой Троицы. Основополагающие принципы учения Лютера: solafide, solagratia и solascriptura (спасение только верой, благодатью и Библией).Кальвин, основываясь на собственной трактовке учения Лютера, полагает, что все дела человека, даже самые прекрасные, несут на себе печать греха. У человека утрачена свобода воли, зло он совершает из необходимости, а не свободно.Посредством развития данных положений Кальвин приходит к выводу о том, что Бог готовит одних людей к вечному спасению, тогда как других – к вечной гибели. Конечно же, данное учение носит радикальный характер, оно проникнуто суровостью и рационализмом. Что касается сравнения учения кальвинизма о безусловном предопределении с учением Православной Церкви, то здесь мы можем увидеть коренные отличия. Православная Церковь исходит из изложенного в Священном Писании Божественного предопределения, вытекающего из Божественного предведения (Их же предуведе, тех и предустави. — Рим. 8, 29).Тогда как Кальвин утверждает, что предопределение является безусловным, оно совершается независимо от духовного состояния человека и его образа жизни. Посредством отвержения свободы человека, Кальвин полагает, что и зло человеком совершается по принципу необходимости: «Когда мы не понимаем, как это Бог хочет, чтобы происходило то, что Он же запрещает, вспомним о своем бессилии и ничтожестве, а также о том, что свет, в котором живет Бог, не напрасно назван неприступным, ибо он окружен тьмою» ("Наставление", кн. I). И далее: "Что бы ни предпринимали люди и даже диавол, Бог всегда держит в руках руль».Согласно концепции Кальвина, человеческие силы весьма малы и ничтожны. Часто в своих трудах Кальвин говорил том, что Святые Отцы не говорят о ничтожестве человека. Кальвин выражал свое несогласие с концепцией о том, что человеку присуща свобода воли. В частности, Кальвиным была подвергнута критике концепция свт. Иоанна Златоуста, который всегда стремился к «возвеличиванию» человеческих сил.Человеческая природа изначально является греховной, если человек совершает добро, то это есть дело Божественной благодати. Собственное спасение – это таинство, в котором сам человек не может участвовать. Относительно совершения добрых дел и их роли в спасении Кальвин высказывался следующим образом: «Хотя Бог, совершая наше спасение, возрождает нас для благотворения, мы исповедуем, что добрые дела, которые мы совершаем под водительством Св. Духа, не играют роли в нашем оправдании».Согласно позиции Кальвина, верующий должен быть уверен в том, что будет спасен, поскольку Богом спасение совершается независимо от того, какие дела человек делает, каковы его помыслы. В Православии, конечно же, концепция кальвинизма о безусловном предопределении вызвала множество критических отзывов. Согласно позиции православных христиан, в Священном Писании ясно указывается на условность Божьего предопределения (Мф. 25, 34–36, 41–43). Благодать как сила Божия, спасительная для всех людей, а не для некоторых только, описана апостолом Павлом, на труды которого, кстати, делал ссылки и Кальвин: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков...» (Тим. 2, 11–12).То есть, согласно тексту Священного Писания, безусловное предопределение является искажением, иллюзией и мифом. Как считают православные богословы, кальвинисты прибегают к аллегорическому и искаженному толкованию текста Священного Писания. Критиками учения кальвинизма берется в качестве основы также фрагмент из Первого Послания к Тимофею (2, 4): Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Таким образом, предопределение Божие подразумевает спасение и спасаемых. Здесь не говорится о том, что кто-то должен будет погибать без спасения. Предопределение к спасению более правильно, как считают критики кальвинизма, рассматривать как выражение воли Бога совершать все необходимое для спасения людей, которые свою свободную волю используют правильно и во благо: «...Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил. 2, 12); особое внимание следует обратить на цитату из «Точного изложения православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина: «Предопределение Божие есть предвидящее, но не принудительное». Кроме того, в процессе критики догмата кальвинизма о безусловном предопределении прибегают к тексту Соборного Послания апостола Иакова, где ясно говорится о том, что будет Второе Пришествие, где описаны условия того, как человек может спастись накануне Страшного Суда. Особое значение в Послании имеет учение об истинном благочестии (1,19-11,26).«Сердце воспринимает слово истины, однако его должно осуществлять на деле по той причине, что только лишь одно слушание не может принести пользу. Блаженным является не слушатель, а исполнитель закона, а истинное благочестие невозможно без милосердия к страждущим, без того, чтобы сохранять чистоту веры и жизни» (1,19-27). Апостол весьма сожалеет о том, что верующие больше заботятся о внешнем, о земных богатствах, тогда как для Бога все равны, и бедные и богатые призваны к тому, чтобы наследовать Царство Божие. Соответственно, недопустимо презрительно относиться к бедным. А богатые, которых они чтят, притесняют их, бесчестят славное имя христианина (2, 1-7).Апостол говорит о необходимости сохранения беспристрастности в любви к ближнему; если для человека большее значение имеет внешнее, то он нарушает Божественные законы, поскольку при несоблюдении одной заповеди человек нарушает весь закон. Апостол говорит о том, что необходимо оказывать любовь ближним, так как именно милосердие будет превознесено на Страшном суде (8-13). Если человек только верует, но не совершает дела любви, это не принесет пользы. Сама по себе вера мертва, она нуждается в доказательствах. И напротив, если вера сопровождается делами, она доказывается. Вера без дела не может принести утешение в страданиях, она может лишь привести к устрашению, в качестве примера апостол приводит злых духов (14-19).Согласно учению апостола, указание на Авраама, оправданного верою (Быт. 20,6), является неправильным, поскольку Авраам постоянно совершал дела во имя веры, подтверждал ее; даже и Раавь, несмотря на то, что была блудница, была оправдана посредством дел, потому что есть связь между верой и делами, как между духом и телом (20-26). «Что пользы, братие мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?; может ли вера спасти его? (Ик. 2,14).Чтобы показать недостаточность веры без дел, апостол указывает на пример бесов, которые хотя и признают, что Бог один и тот же и, следовательно, никогда не изменит своих определений относительно их участия; но эта вера не имеет никакого влияния на их нравственное исправление: они веруют, что угрожающая им кара Божия рано или поздно постигнет их, - веруют и трепещут (Мф. 8,29).Часто сторонники учения кальвинизма прибегают к тексту Послания ап. Петра, в котором есть неоднозначное толкование проблемы спасения и искупления. Св. ап. Павел говорил о том, что спасение представляет собой нечто, что уже свершилось, то, что не зависит от человека. Тем не менее, из этого не следует, что человек может успокоиться, не прикладывать собственных усилий ради спасения. Св. ап. Павел говорил и о необходимости со страхом и трепетом совершать собственное спасение. Таким образом, спасение человек не получает в момент обращения. То есть, в Священном Писании представлено различение истины уже совершенного нашего спасения и истины необходимости совершения спасения каждым верующим во Христе. Во Христе нам открывается спасение, однако его необходимо «лично усвоить». Поскольку спасение обладает объективной и субъективной сторонами, мы сами обязаны приложить усилия для достижения спасения. Когда речь заходит об Искуплении, то в первую очередь здесь говорится об объективной стороне спасения, о том, что совершил Бог. Здесь также важно сказать о связи вопроса об Искуплении с вопросом о зле. Идея искупления по сути является вечной, от вечности она становится частью плана Божественного мироздания. Сущность идеи искупления заключается в том, что добровольное падение человека предположено от века искупить добровольной жертвой Сына Божиего. Посредством этой жертвы осуществляется восстановление состояния благодати, утраченного человеком после совершения греха. Так добро одерживает победу над злом, происходит восстановление гармонии и мироздании, нарушенной человеком. Таким образом, Искупление – это необходимость для спасения человечества. Для обретения спасения недостаточно только знать Учение Спасителя, Его земной путь. Чтобы человечество исцелилось, необходима особая Божественная помощь, искупительная жертва Спасителя, которая привела к обновлению естества человечества. Искупление привело к изменению отношений между Богом и человеком, поскольку при сложившихся отношениях между Богом и человеком после грехопадения подобная помощь оказалась невозможной. Вся история Ветхого Завета является свидетельством того, что посредством естественной человеческой праведности невозможно обрести спасение. Согласно посланиям ап. Петра и ап. Павла через Христа Бог и человечество примирились, изменилось само качество данных отношенийИскупление - это есть также Откровение любви Бога к человеку. И ап. Петр в своих посланиях призывает верующих стремиться к тому, чтобы преодолеть собственную греховность, жить праведно и нравственно, отдаляться от ересей.Данная критика стала основанием для осуждения учения Кальвина о безусловном предопределении на Иерусалимском Соборе восточных патриархов (1672), предания его проповедников анафеме. Вышесказанное позволяет сделать вывод об обоснованности критики учения кальвинизма о безусловном предопределении, поскольку оно предполагает искаженную трактовку Священного Писания.Далее мы рассмотрим вопрос относительно этики кальвинизма. В кальвинизме важное место занимает нравственность, христианская этика. Это объясняется тем, что Бог является центром веры в кальвинизме, все имеет своей целью Бога и Его славу, как убежден кальвинист, тогда спасение – это просто завершение духовного движения к Богу. Кальвинист постоянно живет с осознанием своей полной греховности. Соответственно, полагается он только на Божественное могущество, Его волю. Веря в полное грехопадение человека, кальвинист как никто другой стремится к акценту на участие Святого Духа в процессе очищения от грехаие я ля осуждения учения ом тогог помощь, искупительная жертва Спасителя, которая привела к обновлен. Кальвина недаром характеризовали как богослова Святого Духа, поскольку он всегда подчеркивал необходимость участия Святого Духа в освящении. Если принять это во внимание, становится понятно, почему столь большое внимание уделялось Кальвиным предопределению. Если спасение является делом одной только свободной благодати, исходящей непосредственно от Бога, то Бог должен был решить спасти человека заранее, а это и означает предопределение. Здесь мы видим очевидность зависимости морали человека от Божественного всемогущества. Человек, который сознает собственную беспомощность, будет во всем полагаться на Бога в главном и посему многие из сокровищ Божьей благодати употребит для того, чтобы делать нравственные свершения (Ис. 57:15; Пс. 50:17).Заповедание Богоугодной жизни связано истоками с библейским учением о завете благодати. Этот завет направлен на акцентирование двух обстоятельств: спасение в полной мере дается по благодати, и оно предполагает наличием добропорядочной жизни, заповеданной Богом. Соблюдение завета зависит от того, насколько в данной общине соблюдают заветы истинного кальвинизма. Приведем еще один пример значения морали для кальвиниста. Кальвинист верит, что, когда Бог спасает человека, Он спасает его всего, во всем многообразии его жизненных интересов. Поэтому человек должен быть всецело предан Божию делу — не только во время совершения молитвы в церкви, но и при заключении деловой сделки, во время политической или общественной деятельности. Это имеет отношение ко всем сферам человеческой жизни. Вся она направляется Богом. Нет «такой области жизни, где высокая мораль была бы необязательной! Бог должен властвовать над всей жизнью. Не только личная, но и социальная этика исходит из этого.Так религия достигает своего апогея: Бог — в центре жизни, спасение дается только Богом, все в жизни свершается во Имя Бога силою, которую дает Бог. Более высокий идеал религии немыслим».2.2. Учение о предопределении в лютеранстве и его отличие от кальвинистскогоВ лютеранстве есть связь между предопределением и провидением. Таким образом, для начала необходимо дать характеристику учения о провидении в лютеранстве.В Евр. 1:3 есть слова о том, что Христос «держит все словом силы Своей». Это означает, что Слово, которым Богом был сотворен наш мир, также представляет собой силу, поддерживающую и сохраняющую мир и все, что находится в мире. Сотворение является не только событием в начале времени, но и постоянно продолжающейся деятельностью, в которой уже заключено основания для того, чтобы сохранять и развивать творение. В догматике лютеранства это характеризуется как Божие провидение. Забота Бога о мире и вещах в нем состоит в том, что он все сохраняет, это есть и своего рода продолжение творения (creatiocontinua). Эта сторона Божия провидения означает наличие Божественного присутствия, постоянного влияния на все происходящее в мире. Таким образом, лютеране настаивают на том, что не только пассивность существования, но и любые формы активности, осмысленные действия предполагают факт присутствия силы поддерживающего и содействующего характера. Здесь подразумевается, что воздействие носит постоянный характер (concursus; influxuscontinuus). Также провидение связано с волевым, целенаправленным управлением всем происходящим в мире (gubernatio). Ветхозаветное имя Бога (Adonai), которое переводится на греческий язык словом Kyrios, означает "Господь" и указывает среди прочего на власть управления всем творением, принадлежащейБогу. Сюда можно отнести власть управления ходом событий, волю вести события к сокровенной и неизвестной конечной цели.В этой связи достаточно актуально рассмотреть вопрос употребления выражения «провидение» и его латинского соответствия «providentia». Собственно говоря, оно является указанием только на чисто интеллектуальный акт видения или возможность видеть заранее то, что должно произойти. Но в фактическом словоупотреблении его содержание является более широким; оно представлено самой заботой о творении. Важно сказать о многочисленных дискуссиях относительно того, подразумевает ли оно лишь имманентные для субъекта акты предвидения и заботы, или также и внешние действия, через которые осуществляется «забота». Обычно, это слово также охватывает и последнее, то есть воздействие «Божия провидения». Вне зависимости от определения термина, существенное содержание учения о провидении включает все приведенные выше аспекты. Это вопросы о сохранении, о власти Бога над событиями и Его активной заботе о человеке, или, используя общепринятые латинские термины - conservatio, concursus и gubernatio».Провидение включает не только описанное общее участие в ходе событий, но и направляющее воздействие, отмеченное Божиим осознанием и намерением (gubernatio). а) Обычно делается различие между теми событиями, которые входят в цепь причинно-следственных связей природы, и событиями, которые непосредственно обусловлены волевыми действиями (naturaliter - libere). В обоих случаях наблюдается существование печи причин и следствий, причем, здесь речь может пойти как о природном событии, так и свободном волевом действии. Божие деяние не представляет собой еще одну физическую силу или еще одну свободную волю, кроме воли всех людей мира. Божие содействие (concursus) является постоянным влиянием, входящим в действие вторичных причин или свободной воли. Бог выполняет функцию управления обычным ходом событий и поддержания его, хотя это, казалось бы, иногда вступает в противоречие с Его волей относительно происходящих событий. б) В лютеранстве существует мнение о разном выражении провидения. Это зависит от отношения провидения к таким аспектам, как творение, человечество, церковь (generalis - specialis - specialissima). Центром мира является человек, таким образом, намерение Бога при творении непосредственно связано с теми целями и действиями, которые касаются человека. Далее, человек был сотворен для того, чтобы жить вечной жизнью в общении с Богом и через грехопадение эта цель была утрачена. Наконец, лютеране говорят об отношении Божиего провиденияк вечной окончательной цели всего творения, и лишь в этом смысле можно говорить о том, что Бог "особым образом" заботится о верных, то есть, о тех, кто, находясь во вселенском общении церкви, стремится и готовится к этой вечной цели.Согласно лютеранскому вероучению, Божественная забота о человеке как раз и проявляется в приведении человека ко спасению и обретению блаженства. Тем самым не происходит преуменьшение значимости чуда всеобщего сохранения и провидения. Если человеком воспринимается вечная окончательная цель как привилегия для некоторых, это неправильное восприятие. Здесь подразумевается именно окончательная цель всего творения, к осуществлению которой стремятся верующие, как представители творения, Рим. 8:18-21.в) Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что провидение является активным Божественным участием во всех событиях, однако осуществляется действие природных причин и законов, есть свободная воля, состоящая в выборе между разными вариантами действий. Поскольку провидение предполагает Божию заботу о человеке для того, чтобы привести его к спасению и вечной жизни во славе, оно называется предопределением или избранием (praedestinatio - electio). Многие места Нового Завета непосредственно описывают его, а еще больше мест предполагает существование предопределения к спасению.В Ефес. 1:4- говорится о том, что Бог "прежде создания мира" избрал верующих во Христе, чтобы они стали святыми и непорочными и предопределил усыновить их Себе. ИзРим. 8:28 следует, что призвание основано на Божием решении, содержание которого - предопределение "быть подобными образу Сына Божия, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он (Бог) предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил". Сравните также: 2 Фесс. 2:13; Рим. 9:11; Мф. 22:14. В этой связи используются два совершенно различных термина, предопределение и избрание, praedestinatio и electio. Приведенное выше место, Ефес. 1:4-, казалось бы, свидетельствует о том, что они синонимичны. Так же обстоит дело и в лютеранской традиции, и в средневековой теологии. Предопределение касается тех, кто призван и приходит к вере во Христа. Они и есть избранные. Однако, существуют другие традиции, которые признают и предопределение к осуждению; в этом случае оба термина приобретают различное значение, поскольку выражение "избрание" естественно сохраняет положительное содержание, то есть, означает избрание к спасению».Предопределение в лютеранстве является своего рода обобщенным выражением всего порядка спасения. Как Божие провидение не исключает определенных волевых действий, предопределение тоже не исключает свободного решения отдельного человека. В дальнейшем мы рассмотрим сложные вопросы, возникающие при установлении отношения предопределения к свободе человека и проклятию (reprobatio). Но прежде мы должны уточнить, что включает в себя предопределение.1. Согласно определению Фомы Аквинского предопределение - это "принятое в вечности решение о том, что по милости Божией произойдет во времени" (Summatheologiae II, qu 24, art 1,c). Прежде всего, в нем заложено решение о воплощении и спасении через Христа. То, что примирение "вечно", прежде всего означает, что оно восходит к божественному решению в вечности (ср. Откр. 13:8, где, согласно одному из толкований текста, говорится об Агнце, "закланном от сотворения мира"). В сущности, все предопределение обобщено во Христе. Именно " в Нем" Бог избрал тех, кто приходит к вере. Но к порядку, описанному в предопределении, относится далее проповедь слова, через которую происходит покаяние и обращение, действие Духа или благодати, для оправдания и освящения через веру, а также сохранение в вере под крестом и в искушениях, до тех пор, пока сохранившаяся в борьбе и противостоянии вера не сменится вечным общением с Богом. Это связано со словами Формулы Согласия, которые призывают нас не размышлять впустую о тайном Божием предузнании, но "о том, как замысел, цель и предназначение Божье во Христе Иисусе, Который есть истинная Книга Жизни, открывается нам через слово".2. Как уже говорилось, предопределение обобщается во Христе. Это имеет двоякое содержание: Сам Христос избран в вечности, послан "когда пришла полнота времени", определен быть главой нового человечества. Поскольку церковь есть тело Христово, все люди, предопределенные к спасению, избраны во Христе, а не вне Его. Бог, избирая Христа, делает Его "Первородным между многими братиями", "Главою церкви". Далее: Цель предопределения достигается через спасение во Христе и только через Него. Послание Сына в мир и примирение через Него является основой возможности людей освободиться от господства греха и смерти и достичь вечного блаженства. Это не следует понимать так, будто предопределение в первую очередь относится ко Христу, и лишь косвенным образом - к людям, приходящим к вере. Фома Аквинский говорит, что сам акт предопределения одновременно касается и Христа, и человека. Можно сказать, что избрание Христа является причиной предопределения, то есть, спасение во Христе является основанием всего порядка спасения».3. "Решение Божие и его исполнение у вечного неизменного Бога не разделены во времени, поскольку для Бога все присутствует в данный момент". Понятие предопределения связано с нашим мышлением во времени, которое, по существу противоречит понятию решения в вечности. Для нас предопределение предстает, как Божие решение до начала времени и исполнение этого решения во времени.. Мы не можем полностью понять или наглядно представить себе, что значат слова о том, что для Бога все существует в "вечном настоящем" (nuncaeternum), что это решение вечно. Но это значит, что все, что происходит сейчас и произойдет в будущем, отмечено решением воли Божией; оно не скрыто от Его взора и не забыто в Его заботах.Для Кальвина двойное предопределение - это главный аргумент в пользу того, что спасение отдельного человека зависит исключительно от незаслуженного милосердия Божия. Скрывать идею двойного предопределения означало бы преуменьшать славу Божию и забывать об истинном смирении. Осуждение происходит через скрытый и непостижимый для нас приговор, но мы должны также верить в то, что он справедлив и превыше наших возражений. Люди не могут судить о Божией справедливости поскольку она вечна, и превыше того, что люди называют справедливостью. Цель учения о предопределении - возвеличить славу Божию, а не посеять неуверенность в верующих. Более того, Кальвин считает, что через это учение человек может обрести мудрость, ибо, как он полагает, существуют определенные признаки, указывающие на то, что человек предопределен к спасению. Такими признаками являются призвание через слово, знание слова, оправдание и освящение. Наблюдая эти признаки, можно удостовериться в своем избрании.В другой форме идея предопределения встречается в трактате Лютера "О рабстве воли" (1525), направленном против Эразма. Собственно говоря, его тема - не предопределение, а вопрос о содействии Бога во всем и о свободной воле человека. Следствием отрицания последней в деле спасения или обращения становится то, что Бог, действующий во всех событиях Своей всемогущей силой, также способствует злым делам дьявола и окончательному осуждению нечестивых. То, что Бог, воля Которого блага и не может быть первопричиной зла, действует также и в происходящем зле, объясняется тем, что та же сила, которая действует в добре, будет способствовать злу, когда материал, с каким она работает, или орудие, каким она пользуется, испорчены, а значит, склонны ко злу. Происходит то же самое, как когда хороший лесоруб рубит плохим топором или когда опытный художник вырезает из плохого дерева. "Какова природа, таковы будут и люди, когда Бог творит и создает их из такой природы". Когда злые люди осуждаются, происходит лишь то, что соответствует их собственной природе. На возникающий при этом вопрос о том, как можно соединить это с Божией любовью, или на вопрос о том, почему Бог не изменит их природу, которая идет навстречу собственной погибели, ответить нельзя. Это однако не означает, что Лютер отвергает мысль об осуждении, как деянии Божием. Но он различает сокровенного Бога и волю явленного Бога. Осуждение во гневе относится к величию сокровенного Бога, в то же время откровение говорит нам, что Бог желает спасения всех. Тот, кто испытывает искушение в вере, должен бежать от сокровенного Бога, сущность Которого неисследима, к тому, что явлено в обетованиях Евангелия. Лишь в свете вечности откроется, "как Бог может осуждать тех, кто собственными силами не может делать ничего иного, кроме как грешить и быть в долгу". Лишь тогда станет ясно, что Божий приговор, непостижимый для разума и веры, явно справедлив и соответствует любви, явленной в Евангелии.Итак, мы видим, что Лютер, в отличие от Кальвина, соединяет идею двойного предопределения с мыслью о всеобщем характере Божией воли о спасении.Ранее было показано, что слова Библии вовсе не предполагают, что понятие предопределения также включает осуждение. Лютеранская традиция после Лютера также подчеркивала, что предопределение относится лишь к избранию для спасения. Таким образом, высказанная в трактате "О рабстве воли" мысль о двойном предопределении в том виде, как она там сформулирована, была отклонена. Вместо этого, стали утверждать, что осуждение (reprobatio) коренится не в вечном Божием решении, а в злой воле человека и в отвержении благодати. Эта позиция подробно изложена в Формуле Согласия, арт. XI. В Рим. 9, апостол Павел, приводя притчу о горшечнике и глине, говорит о "сосудах гнева", готовых к погибели и "сосудах милосердия", которые Бог приготовил к славе. Об этом Формула Согласия говорит: "Ибо все приготовление к осуждению осуществляется дьяволом и людьми посредством греха - но ни в коем случае не Богом, который не желает, чтобы кто-то из людей был осужден ... Но в отношении сосудов милости он ясно говорит, что Сам Господь подготовил их для славы - чего он не говорит в отношении осужденных, которые сами подготовили и сделали себя сосудами осуждения".ЗаключениеЛютеранство является вероучением протестантского вероисповедания в христианстве. Возникло лютеранство в ходе проведения Реформации (реформационное движение в Германии имело место в XVI веке). Важно отметить, что лютеранство является плодом немецкой религиозной мысли, и именно Реформация в Германии сильно повлияла на развитие лютеранства, на становление его и выработку основных принципов веросознания лютеранства. Немецкая Реформация в целом имела огромное значение для протестантской религии, так как её проведение способствовало становлению данной религии.Идейные истоки кальвинизма достаточно глубоки, тесно связаны с философским мировоззрением эпохи схоластики и Возрождения (это элементы схоластики, философии гуманизма), также можно сказать о влиянии богословской мысли ранней Реформации на формирование системы Ж. Кальвина.Кальвинизм характеризуется повышенной степенью рационализма. Центральной доктриной кальвинизма является суверенитет Бога, то есть, речь идет о верховной власти Бога во всем. Из этой доктрины следуют главные отличия кальвинизма от других христианских конфессий (католицизма, православия и пр.):Одно из центральных мест в христологии, антропологии кальвинизма занимает учение о безусловном предопределении. Человек вследствие грехопадения утратил свободную волю, природа его была сильно искажена. По своей природе человек способен только на зло, тогда как если он совершает добро, то совершает его исключительно благодаря высшей благодати. Тем не менее, даже совершая хорошие поступки, человек омрачает грехом все, к чему прикасается. То есть, даже самый благородный поступок все равно отмечен грехом. Человеческие силы ничтожны, а значит, своим делами человек не способен заслужить спасения и Божественную благодать.Спасение – это воля Бога, результат его безусловного предопределения. Бог решает, кому даровать спасение, а кого обречь на погибель. Причем, от духовности самого человека, его поступков и помыслов спасение никак не зависит.Как уже отмечалось ранее, при разработке учения о безусловном предопределении Кальвин основывается на идеях блаженного Августина, а также положениях Мартина Лютера о греховной природе человека.Учение о безусловном предопределении было осуждено Православной Церковью на том справедливом основании, что оно противоречит текстам Священного Писания, сильно искажает библейское учение, отмечено печатью человеконенавистничества и рационализма.Что касается лютеранского учения о предопределении, то здесь сложилась несколько иная ситуация. Несмотря на то, что лютеранство и кальвинизм отрицают многие положения католицизма и православия, в позиции относительно предопределения они существенно расходятся. Лютер отличается от Кальвина своей попыткой соединения идеи двойного предопределения, которая собственно и является основой кальвинизма, с идеей о том, что Божья воля имеет всеобщий характер в плане спасения. И в данном аспекте лютеранство находится гораздо ближе к католицизму и православию, чем кальвинизм.В кальвинистской традиции не отмечается, что предопределение является избранием для спасения, тогда как в учении Мартина Лютера этот тезис обладает огромным значением. Учения кальвинизма и лютеранства о предопределении объединяет единый взгляд на природу человека – человек воспринимается как греховное существо, которое не способно собственными усилиями достичь спасения. То есть, спасение – это результат Божественной воли и благодати, личные усилия человека, его добрые дела не имеют значимости. Список литературыАвгустин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М.: АСТ, 2000.Августин Аврелий // Католическая энциклопедия// URL http://www.ecat.francis.ru/index.htmlБайрон Г. Иэрхарт. Религиозные традиции мира. – М., 1996./Электронный ресурс// http://gorod.crimea.edu/Барг М.А. Английская буржуазная революция. Некоторые проблемы Английской буржуазной революции 40-х годов XVII века. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. Беркхов Л. История христианских доктрин. - СПб., 2000.Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский). Толкования на Соборные Послания святых апостолов.// URL http://sdruzhie-volga.ru/knigi/blazhennyj_feofilakt-arkhiepiskop_bolgarskij-tolko.htm#_Toc287854985Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация: Библиографический список / В 2 т. — М., 1999. — Т.1Брендлер Г. Мартин Лютер. Теология и революция. - М.-СПб., 2000.Васечко В.Н. Сравнительное богословие.// URL http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasechko/comparative/contents.htmlВиппер Р Ю Церковь и государство в Женеве XVI в Влияние кальвинизма на политические учения и движения в XVI в. - М., 1894.Гараджа В. Реформация и её апостолы./В. Гараджа//Журнал «Вокруг света». №3 (2798). Март 2007.Гарин И. Кальвин. – Харьков: Фолио, 1994.Гарнак А. История догматов. II Раннее Христианство. Т.2. - М., 2001.Гобри И. Лютер. - М., 2000.Гонсалес Х.Л. История христианства от основания Церкви до Реформации. - СПб.,2001.Давыденков О., прот. Догматическое богословие.// URLhttp://www.sedmitza.ru/lib/text/431669/Зассе Г. На том стоим. Кто такие лютеране. - СПб.,1994.Ивонин, Ю. Е. Город, государство и Реформация в Германии XVI века. // Средневековый город . – Вып. 16. – Саратов, 2004.Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Режим доступа: http://www.jeancalvin.ru/institutionКапелюш Ф. Религия раннего капитализма. - М., 1931Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Русский путь, 2001.Корнер Д. Исторические сведения о кальвинизме.// URL http://www.feofil.info/index.php?option=com_content&view=article&id=64:2009-06-07-19-16-43&catid=36:2009-01-29-19-50-39&Itemid=57Лорц И. История церкви. - М., 1999. - Т. 1.Лютеранство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.Максим Козлов, прот. Кальвинизм.//URL http://www.portal-slovo.ru/theology/37770.phpМак Грат А. Введение в христианское богословие.//URL http://www.refarmaciya.com/historyja/-historyja-rcarkvy/58-2009-12-22-22-23-09.htmlМак Грат А. Богословская мысль Реформации. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/13_m/ak/grat_00.htmlМитер Х.Г. Основные идеи кальвинизма [Ресурс локального доступа]Митрофан Зноско-Боровский, прот. Сравнительное богословие.//URL http://lib.eparhia-saratov.ru/books/08z/znosko-bor/sravnenie/24.htmlНоссоль А. Экуменическая перспектива богословской мысли Мартина Лютера // Един Господь. На путях к единству христиан. – Люблин: Изд. Люблинского католического университета, 1996.Плешкова С.Л. Французская Реформация. – М., 1993.Прилуцкий А.М. Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации :Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Санкт-Петербург, 2004 151 c. РГБ ОД, 61:04-9/353Пучков П.И. Религии в современном мире./П.И. Пучков//Мифы и религии мира. – М., 2004.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1996./Электронный ресурс// http://www.krotov.info/Ревуненкова Н. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. - М.: Мысль, 1988. 205 с.Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. http://religa.narod.ru/zabijako/p01.htmРелигии мира./Под ред. М.М. Шахнович. – СПб., 2005.Соколов И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. (1880) / См.: Лютер, Мартин. О свободе христианина. [Сборник]. Уфа: ARC, 2013. С. 553–599Спиц В.Л. История Реформации. - М., 2003.Таевский Д. Лютеранство./История религии// http://religion.babr.ruХегглунд Б. Модели веры. Режим доступа: http://www.soluschristus.ru/biblioteka/bog_i_chelovek/bengt_hegglund_modeli_very/bengt_hegglund_modeli_very_providenie_i_predopredelenie/Хилл К. Английская Библия и революция XVII века. - М.,1998.Хрулева И. Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. – М., 2002.Чистозвонов А. Н., Нидерландская буржуазная революция XVI в. - М., 1958.Шелковая Н.В. Введение в религиоведение. – Ростов н/Д, 2007.HagglundBengt. History of Theology. CPH.,S.Louis (no date). Hof Otto. Luther's Exegetical Principle of the Analogy of Faith. Concordia Th.Mont. vol. 38Froehlich K. Biblical Interpretation in the early Church. Philadelphia, (no date)
2. Августин Аврелий // Католическая энциклопедия// URL http://www.ecat.francis.ru/index.html
3. Байрон Г. Иэрхарт. Религиозные традиции мира. – М., 1996./Электронный ресурс// http://gorod.crimea.edu/
4. Барг М.А. Английская буржуазная революция. Некоторые проблемы Английской буржуазной революции 40-х годов XVII века. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958.
5. Беркхов Л. История христианских доктрин. - СПб., 2000.
6. Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский). Толкования на Соборные Послания святых апостолов.// URL http://sdruzhie-volga.ru/knigi/blazhennyj_feofilakt-arkhiepiskop_bolgarskij-tolko.htm#_Toc287854985
7. Бобылёв А. В. Дореформационный период и Реформация: Библиографический список / В 2 т. — М., 1999. — Т.1
8. Брендлер Г. Мартин Лютер. Теология и революция. - М.-СПб., 2000.
9. Васечко В.Н. Сравнительное богословие.// URL http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasechko/comparative/contents.html
10. Виппер Р Ю Церковь и государство в Женеве XVI в Влияние кальвинизма на политические учения и движения в XVI в. - М., 1894.
11. Гараджа В. Реформация и её апостолы./В. Гараджа//Журнал «Вокруг света». №3 (2798). Март 2007.
12. Гарин И. Кальвин. – Харьков: Фолио, 1994.
13. Гарнак А. История догматов. II Раннее Христианство. Т.2. - М., 2001.
14. Гобри И. Лютер. - М., 2000.
15. Гонсалес Х.Л. История христианства от основания Церкви до Реформации. - СПб.,2001.
16. Давыденков О., прот. Догматическое богословие.// URL http://www.sedmitza.ru/lib/text/431669/
17. Зассе Г. На том стоим. Кто такие лютеране. - СПб.,1994.
18. Ивонин, Ю. Е. Город, государство и Реформация в Германии XVI века. // Средневековый город . – Вып. 16. – Саратов, 2004.
19. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Режим доступа: http://www.jeancalvin.ru/institution
20. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. - М., 1931
21. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Русский путь, 2001.
22. Корнер Д. Исторические сведения о кальвинизме.// URL http://www.feofil.info/index.php?option=com_content&view=article&id=64:2009-06-07-19-16-43&catid=36:2009-01-29-19-50-39&Itemid=57
23. Лорц И. История церкви. - М., 1999. - Т. 1.
24. Лютеранство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
25. Максим Козлов, прот. Кальвинизм.//URL http://www.portal-slovo.ru/theology/37770.php
26. Мак Грат А. Введение в христианское богословие.//URL http://www.refarmaciya.com/historyja/-historyja-rcarkvy/58-2009-12-22-22-23-09.html
27. Мак Грат А. Богословская мысль Реформации. Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/13_m/ak/grat_00.html
28. Митер Х.Г. Основные идеи кальвинизма [Ресурс локального доступа]
29. Митрофан Зноско-Боровский, прот. Сравнительное богословие.//URL http://lib.eparhia-saratov.ru/books/08z/znosko-bor/sravnenie/24.html
30. Носсоль А. Экуменическая перспектива богословской мысли Мартина Лютера // Един Господь. На путях к единству христиан. – Люблин: Изд. Люблинского католического университета, 1996.
31. Плешкова С.Л. Французская Реформация. – М., 1993.
32. Прилуцкий А.М. Экзегетика М. Лютера как идейная основа реформации : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Санкт-Петербург, 2004 151 c. РГБ ОД, 61:04-9/353
33. Пучков П.И. Религии в современном мире./П.И. Пучков//Мифы и религии мира. – М., 2004.
34. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1996./Электронный ресурс// http://www.krotov.info/
35. Ревуненкова Н. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. - М.: Мысль, 1988. 205 с.
36. Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. http://religa.narod.ru/zabijako/p01.htm
37. Религии мира./Под ред. М.М. Шахнович. – СПб., 2005.
38. Соколов И. И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. (1880) / См.: Лютер, Мартин. О свободе христианина. [Сборник]. Уфа: ARC, 2013. С. 553–599
39. Спиц В.Л. История Реформации. - М., 2003.
40. Таевский Д. Лютеранство./История религии// http://religion.babr.ru
41. Хегглунд Б. Модели веры. Режим доступа: http://www.soluschristus.ru/biblioteka/bog_i_chelovek/bengt_hegglund_modeli_very/bengt_hegglund_modeli_very_providenie_i_predopredelenie/
42. Хилл К. Английская Библия и революция XVII века. - М.,1998.
43. Хрулева И. Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. – М., 2002.
44. Чистозвонов А. Н., Нидерландская буржуазная революция XVI в. - М., 1958.
45. Шелковая Н.В. Введение в религиоведение. – Ростов н/Д, 2007.
46. Hagglund Bengt. History of Theology. CPH., S.Louis (no date).
47. Hof Otto. Luther's Exegetical Principle of the Analogy of Faith. Concordia Th.Mont. vol. 38
48. Froehlich K. Biblical Interpretation in the early Church. Philadelphia, (no date)
"Учение о предопределении Божественное - этика капитализма" - такой формы приводит автор-составитель учебник. Этот термин был впервые использован немецкий социолог и экономист Макс Вебер в своей "Протестантской этике и дух капитализма" (1905). В других современных учебниках такого термина не нашел. Объяснение ему автор дает: "в Божественное предопределение формулировались правила поведения людей в обществе, основанном на рыночных отношениях, конкуренции. В таком обществе, никто никому не мог дать пожизненных гарантий. Кальвин предупредил, чтобы люди не падали духом от неудач и не почивали на лаврах успеха" Всеобщая история. История нового времени 1500-1800 годы : учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Чубарьяна.... С. 61. .
Распространение Реформации в Европе, а также борьба католической церкви против протестантизма посвящен следующий параграф "Контрреформация и религиозные войны второй половины XVI века", который начинается с вопроса на повторение материала предыдущих уроков: "Как католическая церковь боролась с еретиками? Что такое Реформа?". Первый вопрос связан с тем, что католическая церковь возобновила инквизиции против протестантов и для так называемой "охоты" для них был создан орден иезуитов.
Кальвинизм получил свое распространение во Франции, Англии, нидерландов. Именно об особенностях распространения кальвинизма в этих странах, автор рассказывает в этом пункте.
В пункте "Англиканская церковь" автор определил основные черты церкви, которые были выставлены в закон "39 статей" - Англиканский символ веры. Тем не менее, автор проводит сравнение основных принципов Англиканской церкви с учением Лютера и Кальвина нет, как и других авторов учебников.
В пункте "Религиозные войны во Франции", автор не акцентирует внимание на том, что протестанты из Франции (гугеноты) были последователями учения Кальвина, лишь вскользь упоминает, что гугеноты хотел реформировать церковь по кальвинистскому образцу. В параграфе представлены события Варфоломеевской ночи - массовой резни гугенотов католиками по приказу властей 23-24 августа 1572. Однако, о модели церкви не рассказывает, так как не освещается в учебнике деятельность реформатора в Женеве, где был утвержден кальвинистская церковь. Хронологические рамки религиозных войн явно не указаны в параграфе, встречаются только нижний предел - 1598 году, а в конце пункта текст Нантского эдикта 1598 года, который провозгласил веротерпимость.