Социальная теория эпохи ренессанса (по

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 35 35 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 02.04.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Эпоха Т. Мора и особенности творчества философа 5
1.1. Общая характеристика философии английского Ренессанса 5
1.2. Характеристика личности Т. Мора 8
1.3. Творчество Т. Мора 12
Выводы по первой главе 15
Глава II. Особенности "Утопии" Т. Мора 16
2.1. Гуманистическое воззрение в романе "Утопия" 16
2.2. Новый виток религиозной идеи в "Утопии" Т. Мора 19
2.3. Социальные мотивы "Утопии" 24
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Новопросжизненныхценностейсампосебетакже весьма сложен и индивидуален.По причинам той же сложностимы находим очевидным, что релевантныеэтой концепции утопические произведения гораздо более редки, чемте, в которых достижение идеала ориентировано исключительно на внешнюю,предметную и социально-политическую сторону человеческой жизни идеятельности, а это и порождает коммунистические и социалистические проекты. Таково и произведение Т. Мора, где идеи счастливой жизни рассматриваются через призму идеального государства и его граждан.Чтожекасаетсяперемен в сознаниисамого человека, в его идейной ментальности - этот противоречивый аспект рассматривается в целом крайнескупо. Плохая проработанность социально-антропологической составляющейв утопической литературе античности и Нового времени, как нетрудно понять,объясняется общим отсутствием в то время практики научной систематизациипроявлений человеческой психики.Краеугольный метод в формировании человека счастливого - его воспитаниеи образование - рассматриваются еще более скупо и противоречиво.Эти фундаментальные для упомянутой концепции понятия, как правило, авторамипрактически не затрагиваются либо умалчиваются, и такой факт можетуказывать, насколько большую трудность составляет для самих утопистовчеткое понимание того, как должен строиться правильный и безущербный процесс воспитания идеального человека, какая система образованиядолжна быть создана.Если просматривать сочинение классических утопистов,то можно заметить, что мало у кого из них встречаются сколько-нибудьподробные замечания на этот счет. По каким же причинам образовательныйаспект может выпадать из поля зрения авторов утопических произведений?По нашему мнению, эти причины могут оказаться среди следующих.Либо утописты, выстраивая картину идеального общества, предполагаюттакое развитие сценария, когда человек в таком обществе автоматическистановится другим. В этом смысле они, сознательно ли, бессознательно липонимают человека как "ансамбль общественных отношений", по Марксу[3].Посути, логикатаже, что и в картинах райской жизни, подробностикоторых мы освещали в первом параграфе второй главы. Она такхороша, эта жизнь, что сразужеинтегрируется в сознание человека, и ему ненужно переучиваться для нее. Правда так естественно воспринимается умом,что кажется, что ее лишьвспомнили, говорил Б. Фонтенель, и это замечаниев полной мере характеризует механизм перехода в "готовую" утопию. Припопадании в идеальные условия человек тотчас расстается со способностьювести себя плохо по отношению к другим. Поведенческие девиации - весьмаинтересный вопрос, который обычно тоженевозникает в утопиях как противоречащий идее самой утопии. Г. Уэллсполагал, что настоящая Утопия неподразумевает никаких пенитенциарных учреждений, но допускал в качествемаксимальной меры наказания высылку отверженцев на дальние острова [1].Действительно, в некоторых теоретических ситуациях неугодныйчлен общества просто лишается раятемили иным способом: изгоняется, архетипически повторяя путь прародителей Адама и Евы, или, к примеру, принуждаетсяк самоликвидации. Описание последнего варианта искоренения "девиации" мы можем найти в «Городе Солнца» Кампанеллы, где загнившийчлен общества обкладывает себя мешочками с порохом и сам же себя поджигает,под увещевания и плач сочувствующих ему хороших членов, убеждающихего в необходимости этого акта. У Мора, конечно, подобного действия нет, однако, он уделяет огромное внимание организации труда в сообществе. Поскольку в Утопии все население занято общественно полезным трудом, там изобилие продуктов, необходимых "для жизни и ее удобств", и действует и действует справедливый принцип распределения всех материальных благ - по потребностям.Большое внимание Мор уделял организации труда в совершенном обществе, специально рассматривая проблему продолжительности рабочего дня. Последнее всегда имело большое значение для мелкого крестьянского хозяйства. Особенную красоту приобретает проблема рабочего времени в период появления капиталистической мануфактуры и фермерства. В XVI в. это не менее важная проблема и для цеховой промышленности. Мастера стремились, как можно больше увеличить рабочий день, принуждая подмастерьев и учеников отработать от зари до зари. Предприниматели-мануфактуристы (например, в суконной промышленности) доводили продолжительность рабочего времени до 12- 15 часов в сутки.Не случайно, давая характеристику английскому устройству времени становления капитализма, Т. Мор указывал на необычайно жестокую эксплуатацию народа. Мор устанавливает шестичасовой рабочий день. Для того, чтобы правильно организовать работу, выделяются специальные рабочие, которые отслеживают, чтобы не было лодырей, но, в то же время прилагают и усилия для того, чтобы не дать людям перетруждаться. Все свободное время дозволяется каждому проводить по своему усмотрению, причем большинство предпочитает свой досуг наукам.Итак, проектируя новую организацию труда, рассматриваемого как обязанность каждого гражданина, Мор утверждал, что такая система трудовой повинности, как в Утопии, отнюдь не превращает труд в тяжкое бремя, каковым он был для трудящихся всей тогдашней Европы. Напротив, труд становится эффективным тогда. когда он в радость. Поэтому, когда нет надобности в шестичасовой работе, а в Утопии это бывает довольно часто, государство само сокращает "количество рабочих часов". Система такой организации труда позволяет использовать ручной труд только на удовлетворение нужд, а все остальное время тратить на духовное образование. Именно такое общество должно было наступить после кризиса абсолютизма, но для этого необходимо было приложить усилия. В концепции Т. Мора технический прогресс не является определяющим.Будучи утопистом, Мор верил, что изобилие материальных благ может быть достигнуто уничтожением социального паразитизма и системой всеобщей трудовой повинности. Однако низкий уровень техники, на которой основывалась вся хозяйственная жизнь Утопии (где преобладал ручной труд), не позволил бы полностью удовлетворить потребностей даже такого "идеального общества", о котором мечтал Т. Мор.Тяжкая и неприятная работа достается рабам или при использовании религии. Например, при общественных трапезах все наиболее грязные и трудоемкие работы исполняются рабами. Рабы заняты такими видами труда, как убой и свежевание скота, ремонт дорог, очистка рвов, рубка деревьев, перевозка дров и т. д. Однако, такими делами занимаются не только рабы, но и некоторые жители утопии, которые занимаются такими делами под воздействием религии. Отчасти этим объясняется нарочитая скромность и неприхотливость утопийцев в удовлетворении своих повседневных потребностей. В то же время обязательным условием существования общества становится отказ от неравенства (рабы не в счет). Теория Мора близка идеям примитивного уравнительного коммунизма средних веков. За плечами Мора груз средневековых традиций христианской проповеди о необходимости самоограничения, уважения к бедности и аскетизму. Однако главное объяснение проблемы - в своеобразном гуманистическом отношении к труду. Для гуманистов XV-XVI вв. труд для обеспечения средств существования - это "телесное рабство", которому они противопоставляли духовную, интеллектуальную деятельность, достойную заполнять досуг человека (otium). Труда как такового у гуманистов не встретить, мы встречаем апологию труда. Достойным трудом становится лишь труд умственный, так как физический труд человека унижает. Как реальный мыслитель, Мор понимает, что в обществе, где человек должен трудиться ради хлеба насущного, досуг для духовной деятельности должен быть оплачен чьим-то трудом, а это несправедливо. Создавая проект коммунистического общества в Утопии, Мор предпочитает всеобщую трудовую повинность и скромную, но обеспеченную всем необходимым жизнь на началах равенства, нежели осуществление элитарного досуга для избранных членов общества.Основная ячейка хозяйства по Т. Мору - это семья. Однако семья - это не нуклеарное образование, а объединение на основании ремесла. "По большей части, - пишет Мор, - каждого выучивают ремеслу старших.Ибо к этому чаще всего влекутся они от природы. Если же кого-либо привлекает к себе иное занятие, то его принимает другое хозяйство, ремеслу которого он хотел бы обучиться" [13].Отношения в семье строго патриархальные "во главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети - родителям и вообще младшие - старшим". В Утопии широко распространено почитание предков. Причем старейшие члены имеют большую поддержку. Утопия» Мора, помимо своего выступленияв качестве эталона гуманистической моральной философии эпохи Возрождения,оказалась также первой утопией, в которой вводилось образование длявсех - и мужчин, и женщин. (Имеется в виду - первой жанрово оформленнойутопией, так как ранее мы уже указывали, что еще Платон считал этот моментнеобходимым.) Для того времени это были безусловно прогрессивныевзгляды. Помимо того, Мор приближает понятие образования к процессу, которыйдолжен длиться беспрерывно, в течение всей жизни. Его утопийцытрапезничают в общих залах, и прием пищи сопровождается музыкой и образовательнымичтениями; кроме того, рабочий день утопийцев ограничен шестьючасами, дабы у них высвобождалось больше времени на другие занятия,в том числе, указывает Мор, на посещение лекций. Таким образом, зарождаетсяважная идея необходимости постоянного образования, понимание того,что воспитание и образование - не разовые акты, и недостаточно воспитывать,обучать и социализировать ребенка один-два десятка лет, а затем полагатьего образование законченным. Свойства человеческой психики обуславливаютнепрестанную лабильность внутренней вселенной образов и ценностей,поэтому даже превалирующие ее составляющие - моральнонравственныеустановки - требуют постоянного напоминания и закрепления[12].Главной составляющей становится ячейка из 40 человек - мужчин и женщин и еще двух приписанных рабов. Во главе такого семейства стоит распорядитель и распорядительница. Искусственно созданный семейно-патриархальный коллектив становится форма организация труда как в ремесле, так и в земледелии. В отличие от традиционного порядка вещей, когда город выступал в качестве эксплуататора и конкурента по отношению к деревенской округе, Мор исходит из того, что в Утопии жители города считают себя по отношению к деревенской округе "скорее держателями, чем владельцами этих земель.Т. Мор практически не придают никакого значения техническому прогрессу. Производительные силы практически не оценивались им как двигатель прогресса. И хотя утопийцы с успехом применяли искусственное разведение цыплят в особых инкубаторах, тем не менее, сельскохозяйственная техника в целом у них была довольно примитивной. Неготовность развития частной собственности не позволяет Т. Мору выстроить совершенно новую модель на основании принципиально нового подхода. Люди организуют взаимодействие на основании взаимной помощи и взаимной выручки. Пережившие ужасы капиталистического строя люди впоследствии могут организовывать взаимодействие только на основании взаимопомощи и взаимоподдержки, а не денег. Итак, по мысли Мора, Утопия представляет собой бесклассовое общество, состоящее из свободных от эксплуатации большинства. Но, допуская существование бесклассового и условно справедливого общества, Т. Мор спокойно допустил существование рабов. Рабы на острове - бесправная категория населения, обремененного тяжелой трудовой повинностью. Они закованы в цепи и постоянно заняты тяжким трудов. Наличие рабской силы говорит о недостаточно развитом прогрессе во времена Т. Мора. но наличие рабов, несомненно, является слабой стороной учения. Рабство в "Утопии" Т. Мора развивается по двум направлениям61. преступление против человечества, как правило, это убийство2. захват внешних рабовЧто касается внешних источников рабства, то это либо захват в плен во время войны, либо (и чаще всего) выкуп иностранцев, приговоренных у себя на родине к смертной казни.Рабство - принудительный труд в качестве меры наказания, заменяющий смертную казнь, - Мор противопоставил жестокому уголовному законодательству XVI в. Мор выступал решительным противником смертной казни за уголовные преступления, ибо, по его мнению, ничто в мире по ценности не может сравниться с человеческой жизнью. Таким образом, рассматривать рабство в Утопии следует конкретно исторически, как призыв к смягчению распространенной в средневековой Европе жестокой системы уголовных наказаний и в этом смысле как меру, для того времени более гуманную. Удел рабов в Утопии, очевидно, был много легче, чем положение большинства задавленных нуждой и эксплуатацией крестьян и ремесленников в тюдоровской Англии. Поэтому Мор, по-видимому, имел все основания утверждать, что некоторые "трудолюбивые" бедняки из другого народа предпочитали пойти в рабство к утопийцам добровольно и что сами утопийцы, принимая таких людей как рабов, относились к ним с уважением и обращались с ними мягко, отпуская их обратно на родину по первому желанию, да еще и награждая при этом.Выводы по второй главеПо результатам исследования "Утопии" Т. Мора было выяснено, что его произведение - не только модель идеального мироустройства, но и оценка всего, чему он был свидетелем в современности. Утопия - это попытка моделирования идеального общества.Произведение Т. Мора представляет собой пример новой ступени общественной мысли. Это еще не революционное сознание, но уже и не мышление религиозное. По сути, мы имеем дело с неким проторенессансным мышлением, где религия соприкасается с философией античности.ЗаключениеОбщественный идеал Т. Мора, несомненно, обладает чертами и качествами идей утопического социализма, и абсолютное большинство наших исследователей отвечает утвердительно на вопрос о том, является ли Мор основоположником этого направления политической мысли.По мысли Мора, Утопия представляет собой бесклассовое общество, состоящее из свободных от эксплуатации большинства. Но, допуская существование бесклассового и условно справедливого общества, Т. Мор спокойно допустил существование рабов. Рабы на острове - бесправная категория населения, обремененного тяжелой трудовой повинностью. Они закованы в цепи и постоянно заняты тяжким трудов. Наличие рабской силы говорит о недостаточно развитом прогрессе во времена Т. Мора. но наличие рабов, несомненно, является слабой стороной учения.По результатам исследования "Утопии" Т. Мора было выяснено, что его произведение - не только модель идеального мироустройства, но и оценка всего, чему он был свидетелем в современности. Утопия - это попытка моделирования идеального общества.Произведение Т. Мора представляет собой пример новой ступени общественной мысли. Это еще не революционное сознание, но уже и не мышление религиозное. По сути, мы имеем дело с неким проторенессансным мышлением, где религия соприкасается с философией античности.Список литературыИсточники:1. Мор Т. Утопия. М., 1978.Литература:2. Тарле Е.В. Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени. СПб., 1901.3. Томас Мор. 1478-1978. Коммунистические идеалы и история культуры / Под. Рсд. В.И. Рутенбурга. М., 1981.3. Осиновский И.II. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм. Реформация.М.. 1978.4. Осиновский И.Н. Томас Мор. М., 1985.5. Осиновский И.Н. Эразм Роттердамский и Томас Мор. Из истории ренессансного христианского гуманизма. М.. 2006.6. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М.. 1991.7. Кудрявцев О.Ф. Самовластье человека: Преломление одной гуманистической идеи в “Утопии” Томаса Мора // Средние века. М., 1993. Вып. 56. С. 174-190; М.. 1994. Вып. 57. С. 158-169.8. Штекли А.Э. Утопии и социализм. М.. 1993. С. 14-93.


Источники:
1. Мор Т. Утопия. М., 1978.
Литература:
2. Тарле Е.В. Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени. СПб., 1901.3. Томас Мор. 1478-1978. Коммунистические идеалы и история культуры / Под. Рсд. В.И. Рутенбурга. М., 1981.
3. Осиновский И.II. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм. Реформация.
М.. 1978.
4. Осиновский И.Н. Томас Мор. М., 1985.
5. Осиновский И.Н. Эразм Роттердамский и Томас Мор. Из истории ренессансного христианского гуманизма. М.. 2006.
6. Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М.. 1991.
7. Кудрявцев О.Ф. Самовластье человека: Преломление одной гуманистической идеи в “Утопии” Томаса Мора // Средние века. М., 1993. Вып. 56. С. 174-190; М.. 1994. Вып. 57. С. 158-169.
8. Штекли А.Э. Утопии и социализм. М.. 1993. С. 14-93.

Вопрос-ответ:

Каким образом можно охарактеризовать философию английского Ренессанса?

Философия английского Ренессанса характеризуется гуманистическими воззрениями и новым витком религиозной идеи. Она отражает социальные мотивы и стремление к созданию идеального общества.

Кто был личностью Томаса Мора и как его можно описать?

Томас Мор был выдающимся английским философом эпохи Ренессанса. Он был гуманистом, политическим деятелем и юристом. Мор славился своими интеллектуальными способностями и критическим мышлением.

Какие особенности творчества Томаса Мора можно выделить?

Творчество Томаса Мора характеризуется сочетанием философских и политических идей. В его работах прослеживается глубокий анализ общественных проблем и поиск идеальной социальной модели.

Какие гуманистические воззрения отражены в романе "Утопия" Томаса Мора?

В романе "Утопия" Томас Мор отражает гуманистические идеи о равенстве людей, справедливости и гармонии. Он показывает идеал идеального общества, где каждый житель имеет равные права и возможности.

Какие социальные мотивы присутствуют в "Утопии" Томаса Мора?

В "Утопии" присутствует стремление к созданию идеального общества, где нет общественного неравенства, нет частной собственности и все жители занимаются общественно полезным трудом. Также важными мотивами являются мир и справедливость.

Что представляет собой социальная теория эпохи ренессанса?

Социальная теория эпохи ренессанса - это совокупность идей и концепций, которые были разработаны философами и мыслителями во время ренессанса и относятся к области общественных отношений и организации общества.

Какие особенности творчества философа Т. Мора?

Философ Т. Мор был известен своими идеями об утопическом обществе и социальной справедливости. Он также был известен своей критикой существующего политического и социального строя, особенно в отношении проблем бедности и неравенства.

В чем заключается общая характеристика философии английского Ренессанса?

Философия английского Ренессанса была во многом слиянием гуманистических и религиозных идеалов. Философы рассматривали вопросы о природе человека, обществе, морали и духовности, стремясь найти гармонию между светским и духовным миром.

Какие идеи и концепции присутствуют в романе Утопия?

В романе Утопия присутствуют гуманистические идеи, новые религиозные воззрения и социальные мотивы. Автор стремился создать образ идеального общества, где все люди живут в равенстве и справедливости.

Какие выводы можно сделать о творчестве Т. Мора?

Из творчества Т. Мора можно сделать вывод, что он был ярким представителем ренессансной мысли и стремился к изменениям в обществе в пользу более справедливого и равноправного устройства. Его идеи об утопическом обществе и социальной справедливости оказали значительное влияние на дальнейшую философию и общественное развитие.

Какие особенности творчества философа Т. Мора в эпоху Ренессанса?

Философия Т. Мора в эпоху Ренессанса имела ряд особенностей. Он был выдающимся представителем гуманистической мысли и сторонником гуманистических идей. Его творчество было глубоко проникнуто социальными и политическими вопросами. Т. Мор высказывал свое видение идеального общества в своем романе "Утопия".

Какие мотивы присутствуют в романе Утопия Т. Мора?

В романе "Утопия" Т. Мора присутствуют различные мотивы. Одним из основных является гуманистический мотив, который проявляется в стремлении к созданию идеального общества, основанного на личной и коллективной справедливости и благополучии. Также в романе присутствуют религиозные мотивы, связанные с новой витой религиозной идеей, предлагающей более свободное и равноправное отношение к религии. Кроме того, в романе прослеживаются социальные мотивы, которые связаны с проблемами неравенства, рабства и эксплуатации.