На выбор автора
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 03.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Основные подходы к управлению человеческими ресурсами 4
2. Понятие и формирование ценностей и ценностных ориентаций 11
3. Классификация и определение ценностных ориентаций по методике М. Рокича…………….. 16
Заключение 23
Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные и инструментальные.
Терминальные ценности он признает как убеждения в том, что какая-то окончательная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться.
Инструментальные ценности представляют собой убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность) с личной и общественной точек зрения отдается предпочтение в любых ситуациях. Для анализа и выявления индивидуальных иерархий ценностей Рокич разработал популярным метод прямого ранжирования ценностей, которые сгруппированы в два списка – терминальных и инструментальных ценностей.
Терминальные ценности Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту) Здоровье (физическое и психическое) Интересная работа Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем) Хорошие и верные друзья Общественное признание (уважение окружающих) Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) Счастливая семейная жизнь Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей) Творчество (возможность заниматься творчеством) Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) Удовольствия (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения)
Инструментальные ценности Аккуратность (чистоплотность) Воспитанность (умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) Жизнерадостность (оптимизм, чувство юмора) Исполнительность (дисциплинированность) Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) Непримиримость к недостаткам в себе и других Образованность (высокий культурный уровень) Ответственность (чувство долга) Рационализм (умение здраво и логично мыслить) Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) Смелость в отстаивании своего мнения Чуткость (заботливость) Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) Честность (правдивость, искренность) Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
Всесторонние исследования, которые проведены Рокичем посредством данного метода на общенациональной американской выборке, позволили определить и проанализировать связь декларируемой значимости (ранга) различных ценностей с такими переменными, как пол, возраст, социальное положение, образование, политические убеждения. Преобладающая направленность ценностных ориентаций человека устанавливается как жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня привлеченности в область труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Проведенный качественный анализ результатов исследования позволяет дать оценку жизненным идеалам, иерархию жизненных целей и представлений о нормах поведения, которые рассматриваются человеком в качестве эталона.
Анализируя иерархию ценностей, необходимо остановить внимание на их группе испытуемым в содержательные блоки на каких-либо основаниях. К примеру, среди терминальных ценностей выделяются:
«конкретные» и «абстрактные»
Конкретные ценности Абстрактные ценности Активная деятельная жизнь Жизненная мудрость Здоровье Красота природы и искусства Интересная работа Любовь Материально обеспеченная жизнь Познание Наличие хороших и верных друзей Развитие Общественное признание Свобода Продуктивная жизнь Счастье других Счастливая семейная жизнь Творчество Удовольствия Уверенность в себе ценности профессиональной самореализации и личной жизни:
Профессиональная самореализация Личная жизнь Активная деятельная жизнь Любовь Интересная работа Наличие хороших и верных друзей Общественное признание Свобода Продуктивная жизнь Счастливая семейная жизнь Развитие Удовольствия Среди инструментальных ценностей выделяются:
этические ценности, ценности общения, ценности дела
Этические ценности Ценности общения Ценности дела Ответственность Воспитанность Аккуратность Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность Независимость Непримиримость к недостаткам Образованность Самоконтроль Терпимость Рационализм Широта взглядов Чуткость Смелость в отстаивании своего мнения Честность Твердая воля Эффективность в делах индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности:
Индивидуалистические ценности Конформистские ценности Альтруистические ценности Независимость Воспитанность Терпимость Непримиримость к недостаткам Самоконтроль Чуткость Рационализм Широта взглядов Смелость в отстаивании своего мнения Твердая воля ценности самоутверждения, ценности принятия других
Ценности самоутверждения Ценности принятия других людей Высокие запросы Самоконтроль Независимость Терпимость Непримиримость к недостаткам Чуткость Образованность Широта взглядов Смелость в отстаивании своего мнения Честность Твердая воля Эффективность в делах
Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:
в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;
при консультировании по вопросам карьерного роста;
в процессе диагностики командной сплоченности (значительными признаками командной работы являются общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);
при диагностике корпоративной культуры, в особенности глубокого ее уровня, который содержит скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников, которые отражают отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Данный уровень весьма важен для изучения, поскольку значительным образом воздействует на реальное поведение сотрудников;
при исследовании степени корпоративной идентичности, которая влияет на лояльность сотрудников;
при изучении мотивационной сферы сотрудников;
при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;
при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т.д.
Заключение
Потребности являются фундаментом формирования ценностей и ценностных ориентаций. Ценность представляет собой важность чего-либо для человека, социальной группы, общества в целом. Ценность – это значимость объектов окружающего мира для человека, общества, которая определяется не свойствами данных объектов самими по себе, а привлеченностью объектов в область человеческой (трудовой) жизни, интересов и потребностей, социальных отношений.
Человеческим ценностям свойственны следующие основные признаки:
1) общее число ценностей, которые являются достоянием человека, весьма невелико;
2) все люди имеют одни и те же ценности, хотя и в различной степени;
3) ценности организованы в системы;
4) истоки человеческих ценностей присутствуют в культуре, обществе и его институтах и личности;
5) воздействие ценностей присутствует фактически во всех социальных феноменах, которые заслуживают изучения.
Необходимо отметить, что формирование ценностей человека начинается задолго до того, как он приобретает какой-либо опыт деятельности. Исходя из ценности, являясь основополагающим элементом жизнедеятельности, самым непосредственным образом, в особенности на первом этапе карьеры, могут определять поведение сотрудника.
Прежде всего, значительное воздействие на формирование жизненных ценностей, установок и ориентаций сотрудника оказывает социальная ситуация, в которой происходило его развитие.
Список литературы
Андреева И.Н. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента. – СПб: ПИТЕР, 2012. – 416 с.
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2013. – 548 с.
Аширов Д.А. Управление персоналом. – М.: ФЕНИКС, 2012. – 432 с.
Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2012. – 224 с.
Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2011. – 688 с.
Гильдингерш М.Г. Концептуальные подходы к формированию профессиональной мобильности рабочей силы// Вестник ТГУ,№3,2013.-С.102
Егоршин А.П. Организация труда персонала. – М.: Инфра-М, 2012. – 320 с.
Зайцев И. Мотивация труда в некоммерческой организации / И. Зайцев // Справочник по управлению персоналом. – 2012. – № 6. – С. 27-34
Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры: учеб. для вузов/ К.Камерон, Р.Куинн. – СПб.: «Питер», 2013. - 253 с.
Кафидов В.В. Управление человеческими ресурсами : учеб. пособие. – СПб. : Питер, 2012. – 208 с.
Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2012. – 448с.
Кибанов А.Я. Служба управления персоналом.- М.:Кнорус,2013.-416 с.
Консультирование в управлении человеческими ресурсами: учеб. пособие / под ред. Н. И.Шагаловой. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 221 с.
Потемкин В.К. Управление персоналом/ В.К.Потемкин.- Спб.: Питер, 2013. – 340 с.
Крекова М.М. Теоретико- методологические основы регулирования развития человеческих ресурсов в условиях модернизации экономики. Автореф. Доктора эк. Наук, Москва,2011.- С.20
Крекова М.М. Теоретико- методологические основы регулирования развития человеческих ресурсов в условиях модернизации экономики. Автореф. Доктора эк. Наук, Москва,2011.- С.22
Шлендер П.Э. Управление персоналом организации: уч. пособие /П.Э. Шлендер.- М. Вузовский учебник, 2012.-С.53
Кафидов В.В. Управление человеческими ресурсами : учеб. пособие. – СПб. : Питер, 2012. –С.74
Арутюнов В.В. Управление персоналом: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, 2012. –С.289
Маслова В.Управление персоналом. - М.:Юрайт-Издат,2011.-С.119
Моргунов Е.Б. Управление персоналом. Исследование, оценка, обучение. - М.: Юрайт, 2011.-С.214
Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры: учеб. для вузов/ К.Камерон, Р.Куинн. – СПб.«Питер», 2012.-С. 28
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: учеб. для вузов/ М.Армстронг. – СПб.: Питер, 2013. –С.233
Егоршин А.П. Организация труда персонала. – М.: Инфра-М, 2012. – 124 с.
2
1. Андреева И.Н. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента. – СПб: ПИТЕР, 2012. – 416 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2013. – 548 с.
3. Аширов Д.А. Управление персоналом. – М.: ФЕНИКС, 2012. – 432 с.
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2012. – 224 с.
5. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Проспект, 2011. – 688 с.
6. Гильдингерш М.Г. Концептуальные подходы к формированию профессиональной мобильности рабочей силы// Вестник ТГУ,№3,2013.-С.102
7. Егоршин А.П. Организация труда персонала. – М.: Инфра-М, 2012. – 320 с.
8. Зайцев И. Мотивация труда в некоммерческой организации / И. Зайцев // Справочник по управлению персоналом. – 2012. – № 6. – С. 27-34
9. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры: учеб. для вузов/ К.Камерон, Р.Куинн. – СПб.: «Питер», 2013. - 253 с.
10. Кафидов В.В. Управление человеческими ресурсами : учеб. пособие. – СПб. : Питер, 2012. – 208 с.
11. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2012. – 448с.
12. Кибанов А.Я. Служба управления персоналом.- М.:Кнорус,2013.-416 с.
13. Консультирование в управлении человеческими ресурсами: учеб. пособие / под ред. Н. И.Шагаловой. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 221 с.
14. Потемкин В.К. Управление персоналом/ В.К.Потемкин.- Спб.: Питер, 2013. – 340 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные подходы существуют к управлению человеческими ресурсами?
Основные подходы к управлению человеческими ресурсами включают функциональный, системный и культурный подходы. Функциональный подход сосредоточен на процессах и функциях управления персоналом, системный подход рассматривает человеческие ресурсы как составную часть организационной системы, а культурный подход акцентирует внимание на формировании корпоративной культуры и ценностей.
Что такое ценности и как они формируются?
Ценности - это убеждения и принципы, которые являются основой для принятия решений о том, что является желательным и важным в жизни. Они формируются в процессе социализации личности под влиянием семьи, образования, социальной среды и общественных ценностей.
Каким образом классифицируются ценностные ориентации по методике М. Рокича?
М. Рокич классифицирует ценностные ориентации на терминальные и инструментальные. Терминальные ценности связаны с окончательными целями индивидуального существования с личной и общественной точек зрения. Инструментальные ценности отражают средства и способы достижения этих целей.
Почему терминальные ценности являются важными с точки зрения М. Рокича?
Терминальные ценности согласно М. Рокичу заслуживают того, чтобы к ним стремиться, так как они представляют собой окончательные цели индивидуального существования с точки зрения личного и общественного благополучия. Они помогают людям определять свою жизненную направленность и принимать решения, основанные на ценностях и убеждениях.
Какие подходы к управлению человеческими ресурсами используются в организациях?
В организациях используются различные подходы к управлению человеческими ресурсами, включая функциональный подход, системный подход и культурный подход. Функциональный подход сосредоточен на эффективном управлении процессами и функциями персонала, системный подход рассматривает человеческие ресурсы как составную часть организационной системы, а культурный подход ставит целью формирование корпоративной культуры и ценностей, способствующих достижению общих целей организации.
Какие основные подходы к управлению человеческими ресурсами?
Основными подходами к управлению человеческими ресурсами являются функциональный подход, системный подход и поведенческий подход. Функциональный подход фокусируется на разделении функций управления ресурсами, системный подход ориентирован на комплексное рассмотрение элементов системы и их взаимосвязей, а поведенческий подход уделяет внимание психологическим и социальным аспектам взаимодействия сотрудников в организации.
Что такое ценности и как они формируются?
Ценности - это стабильные и долговременные убеждения, отражающие важность и предпочтительность тех или иных предметов, целей, норм поведения или принципов. Они формируются под влиянием различных факторов, таких как социализация в семье, образовательное окружение, культурные и религиозные ценности, а также собственный опыт и самоанализ.
Как классифицируются ценностные ориентации по методике М. Рокича?
М. Рокич классифицирует ценностные ориентации на терминальные и инструментальные. Терминальные ценности отражают окончательные цели человека и общества, которых стоит достичь, такие как счастье, свобода, справедливость. Инструментальные ценности определяют способы достижения этих терминальных ценностей, например, честность, трудолюбие, толерантность.
Почему терминальные ценности заслуживают того, чтобы к ним стремиться?
Терминальные ценности заслуживают того, чтобы к ним стремиться, потому что они представляют собой окончательные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения. Они отражают наши основные убеждения о том, что ценно и важно в жизни. Стремление к терминальным ценностям помогает нам находить смысл и направление в своих поступках, а также способствует личному и общественному развитию.
Какие подходы существуют к управлению человеческими ресурсами?
Основные подходы к управлению человеческими ресурсами включают: классический, системный, ситуационный, социально-психологический, культурологический и гуманистический.
Что представляет собой понятие ценностей и ценностных ориентаций?
Ценности - это субъективные представления людей о желательном и достойном. Ценностные ориентации - это система установок, которые определяют предпочтения и приоритеты индивидуума и влияют на его поведение и принятие решений.
Как можно классифицировать и определить ценностные ориентации?
Методика М. Рокича предлагает классифицировать ценностные ориентации на терминальные и инструментальные. Терминальные ценности являются убеждениями в том, что определенная окончательная цель индивидуального существования заслуживает стремления. Инструментальные ценности ориентированы на средства достижения целей.