Методика преподавания темы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: математика
  • 61 61 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 08.04.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание
Введение………………………………………………………………………………….2
Первая часть……………………………………………………………………………...6
1. Натуральные числа………………………………………………………………..6
2. Метод математической индукции………………………………………………..17
3. Теорема о делении с остатком и признаки делимости…………………………40

Вторая часть……………………………………………………………………………...45
4. Решение задач с натуральными числами………………………………………...45
5. Задачи по методу математической индукции……………………………………48
6. О задачах по делению с остатком и признаками делимости…………………...56

Заключение…………………………………………………………………………….....58
Список литературы………………………………………………………………………60







Фрагмент для ознакомления

Упражнение 551.[18,117]. О разложении простых чисел на множители числа а.Числоа делится на 18, но не делится на 70, 11, 48.Делимость суммы и произведенияЭтот раздел рассказывает учащимся о теоретических сведениях делимости натуральных чисел. Если один из множителей равен а, то всё выражение делится на число а. Упражнение 555. [18,119]. Ученики показывают различные наборы по 5 делителей.Упражнение 557. [18,119]. б) Нет. Здесь приводится контрпример: 42 делитсяна 2, но не делится на 4.Упражнение 561. [18,119]. 15 ⋅ 16 − 15 ⋅ 11 = 15 ⋅ (16 − 11) = 15 ⋅ 5; произведение делится на 15, значит, и данная разность делится на 15.Упражнение 565.[18,119]. а) Четное число делится на 2. Следовательно, по свойствуделимости суммы сумма двух четных чисел делится на 2, т. е.она — число четное; б) одно слагаемое делится на 2, а другое — неделится. Значит, сумма не делится на 2, т. е. она — число нечетное.Упражнение 566.[18,120]. a) Нет. Контрпример: 3 + 5 = 8; сумма делится на 2, нони число 3, ни число 5 на 2 не делится; б) нет. Можно использовать тот же пример (см. п. а).Признаки делимостиВ этом разделе рассматриваем признаки делимости на 2, на 5, на 10, на 3, на 9, на 4, на 25. Каждый учащийся должен понимать смысл термина «признак делимости». Занятия лучше всего проводить в форме игры. Один учащийся называет число, другой определяет признаки его делимости. Например число3 785 942 160, 4 753 869 120, 4 876 391 520Упражнение 580.[18,122]. Ответ - делится. Раз число делится на 3 и 5, значит оно делится и на 15. Упражнение 581.[18,122]. Два ответа: 801, 891.Упражнение 584.[18,123]. Сумма цифр числа 732 равна 12, ближайшая к ней сумма — 9, следовательно, число 732 надо уменьшить на 3. Искомоечисло — 729. Аналогично для числа 596 ближайшим числом, делящимся на 9, является число 594, а для числа 2468 — число2466.Упражнение 591.[18,123]. Пользуемся признаками делимости на 6 и на 15.Упражнение 592. [18,123]. Чтобы число делилось на 18, оно должно делиться на 2и на 9. Сначала запишем все цифры справа от звездочки: *100,*102, *104, *106, *108.Для каждого случая вычисляем левую цифру: 9 − 1 = 8,9 − (1 + 2) = 6, 9 − (1 + 4) = 4, 9 − (1 + 6) = =2, 9 − (1 + 8) = 0. Получаем числа 8100, 6102, 4104, 2106, 9108.Теорема о делимости целых чисел с остаткомКогда мы говорили о делении натуральных чисел с остатком, то выяснили, что делимое a, делитель b, неполное частное c и остаток d связаны между собой равенством a=b·c+d. Для целых чисел a, b, c и d характерна такая же связь. Эта связь утверждается следующей теоремой о делимости с остатком. Теорема.Любое целое число a возможно представить единственным образом через целое и отличное от нуля число b в виде a=b·q+r, где q и r – некоторые целые числа, причем . Доказательство.Сначала докажем возможность представления a=b·q+r. Если целые числа a и b такие, что a делится на b нацело, то по определению существует такое целое число q, что a=b·q. В этом случае имеет место равенство a=b·q+r при r=0. Теперь будем считать, что b – целое положительное число. Выберем целое число q таким образом, чтобы произведение b·q не превышало числа a, а произведение b·(q+1) было уже больше, чем a. То есть, возьмем q таким, чтобы выполнялись неравенства b·q p, где p-фиксированное натуральное число. В этом случае принцип математической индукции формулируется следующим образом.Если предложение А(n) истинно при n=p и если А(k)А(k+1) для любого k>p, то предложение А(n) истинно для любого n>p.Доказательство по методу математической индукции проводиться следующим образом. Сначала доказываемое утверждение проверяется для n=1, т.е. устанавливается истинность высказывания А(1). Эту часть доказательства называют базисом индукции. Затем следует часть доказательства, называемая индукционным шагом. В этой части доказывают справедливость утверждения для n=k+1 в предположении справедливости утверждения для n=k (предположение индукции), т.е. доказывают, что А(k)A(k+1).5.2. Суммирование по методу математической индукцииПрименение метода математической индукции в задачах на суммированиеПример: Доказать, что 1+x2+x3+x4+….+xn= , где x1Решение. , следовательно, при n=1 формула верна. Пусть k- любое натуральное число и пусть формула верна при n=k, т.е. Докажем тогда В самом деле, . Значит, по принципу математической индукции формула верна для любого натурального n.5.3. Математическая индукция в доказательствах неравенствДоказать, что при любом натуральном n>1.Решение.Обозначим левую часть неравенства через ., следовательно, при n=2 неравенство справедливо.Пусть при некотором k. Докажем, что тогда и . Имеем , .Сравнивая и , имеем , т.е. .При любом натуральном k правая часть последнего равенства положительна. Поэтому . Но , значит, и .Пример 2. Найти ошибку в рассуждении.Утверждение. При любом натуральном n справедливо неравенство .Доказательство.Пусть неравенство справедливо при n=k, где k – некоторое натуральное число, т.е.. (1)Докажем, что тогда неравенство справедливо и при n=k+1, т.е..Действительно, не меньше 2 при любом натуральном k. Прибавим к левой части неравенства (1) , а к правой 2. Получим справедливое неравенство , или . Утверждение доказано.Пример 3. Доказать, что , где >-1, , n – натуральное число, большее 1.Решение.При n=2 неравенство справедливо, так как .Пусть неравенство справедливо при n=k, где k – некоторое натуральное число, т.е.. (1)Покажем, что тогда неравенство справедливо и при n=k+1, т.е.. (2)Действительно, по условию, , поэтому справедливо неравенство, (3)полученное из неравенства (1) умножением каждой части его на . Перепишем неравенство (3) так: . Отбросив в правой части последнего неравенства положительное слагаемое , получим справедливое неравенство (2).Пример 4. Доказать, что(1)где , , n – натуральное число, большее 1.Решение.При n=2 неравенство (1) принимает вид . (2)Так как , то справедливо неравенство . (3)Прибавив к каждой части неравенства (3) по , получим неравенство (2).Этим доказано, что при n=2 неравенство (1) справедливо.Пусть неравенство (1) справедливо при n=k, где k – некоторое натуральное число, т.е.. (4)Докажем, что тогда неравенство (1) должно быть справедливо и при n=k+1, т.е.(5)Умножим обе части неравенства (4) на a+b. Так как, по условию, , то получаем следующее справедливое неравенство:. (6)Для того чтобы доказать справедливость неравенства (5), достаточно показать, что, (7)или, что то же самое,. (8)Неравенство (8) равносильно неравенству. (9)Если , то , и в левой части неравенства (9) имеем произведение двух положительных чисел. Если , то , и в левой части неравенства (9) имеем произведение двух отрицательных чисел. В обоих случаях неравенство (9) справедливо.Этим доказано, что из справедливости неравенства (1) при n=k следует его справедливость при n=k+1.5.4. Математическая индукция в задачах на делимость.С помощью метода математической индукции можно доказывать различные утверждения, касающиеся делимости натуральных чисел.Следующее утверждение можно сравнительно просто доказать. Покажем, как оно получается с помощью метода математической индукции.Пример 1. Если n – натуральное число, то число четное.При n=1 наше утверждение истинно: - четное число. Предположим, что - четное число. Так как , a 2k – четное число, то и четное. Итак, четность доказана при n=1, из четности выведена четность .Значит, четно при всех натуральных значениях n.Пример 2. Доказать истинность предложенияA(n)={число 5 кратно 19}, n – натуральное число.Решение.Высказывание А(1)={число кратно 19} истинно.Предположим, что для некоторого значения n=kА(k)={число кратно 19} истинно. Тогда, так как, очевидно, что и A(k+1) истинно. Действительно, первое слагаемое делится на 19 в силу предположения, что A(k) истинно; второе слагаемое тоже делится на 19, потому что содержит множитель 19. Оба условия принципа математической индукции выполнены, следовательно, предложение A(n) истинно при всех значениях n.5.5. Математическая индукция в доказательствах тождествДоказать , что при всех допустимых значениях xимеет место тождество: Решение. Надо доказать , что тождество справедливо при всех x , кроме x=0, 1, -1. При n=1 имеем:, т.е. при n=1 тождество выполняется. Предположим , что Докажем , что тогдаИмеем:Итак, тождество верно для любого натурального числа n.6. О задачах по делению с остатком и признаками делимости6.1. Решение различных задачУпражнения из этого пункта развивают пространственное воображение и фантазию. Задачи из этого раздела не требует подробной записи, а требуют коллективного решения, поэтому можно ограничиться простой записью и пояснениями устно.Упражнения одного типа: № 612—613, 614—615.Упражнение 613. [18,130]. Если бы все дети принесли по 3 кг, то всего было бы3 ⋅ 30 = 90 кг. Но каждый из мальчиков принес еще по 5 − 3 = 2 кг, и в результате было собрано на 122 − 90 = 32 кг макулатуры больше. Значит, в классе 32 : 2 = 16 мальчиков.Упражнение 614. [18,130]. В результате перестановки на каждой полке стало по6 книг. Эта перестановка удвоила число книг на второй полке,значит, первоначально на ней стояло 6 : 2 = 3 книги, а на первойполке — 12 − 3 = 9 книг.Упражнение 615. [18,130].Если во второй бочке была 1 часть воды, то из первойбочки в нее вылили еще 3 части воды и в каждой бочке оказалосьпо 4 части воды. Таким образом, 40 ведер воды — это 8 частей ина каждую часть приходится 5 ведер воды.Следовательно, во второй бочке было первоначально 5 ведер воды, а в первой — 35 ведер воды.Упражнение 616.[18,130].а) Сначала мама раздала детям по 4 конфеты. Три конфеты у нее осталось. Мама начала раздавать детям по пятой конфете — троим детям достанется по пятой конфете, а двоим не хватит. Значит, детей было 3 + 2 = 5.в) Решение: 19 + 6 = 25 учащихся; 2 ⋅ 25 + 19 = 69 тетрадей.Приведенные в пункте свойства сложения четных и нечетных чисел дают возможность решать широкий спектр интересныхарифметических и логических задач. В перспективе это позволитшкольникам оценивать правильность своих вычислений в самыхразных ситуациях.Упражнение 618. [18,131]. а) Четным. В этой сумме 50 четных и 50 нечетных слагаемых; б) нечетным. В данной сумме 45 нечетных слагаемых; в) нечетным, так как в сумме 25 нечетных слагаемых.Упражнение 620. [18,131].а) Простых однозначных чисел пять — одно четное и 4 нечетных. Следовательно, их сумма (произведение) есть число четное; б) из двух последовательных натуральных чисел всегда одно число четное, а другое нечетное. Следовательно, их сумма есть число нечетное, а произведение — четное; в) сумма (произведение) пяти нечетных чисел есть число нечетное.Упражнение 621.[18,132].а) Они либо оба четные, либо оба нечетные; б) хотя бы одно из них четное; в) оба этих числа четные; г) одно из них четное, а другое нечетное; д) оба этих числа нечетные; е) таких чисел не бывает.Упражнение 623.[18,132].Поскольку для нас важна лишь четность чисел последовательности, то ее удобно представить в следующем виде (Н — нечетное число; Ч — четное): Н Н Ч Н Н Ч Н Н Ч Н Н Ч....Отсюда видно,что каждое третье число данной последовательности четное, a все остальные нечетные. Поэтому среди первых 12 чисел последовательности, очевидно, больше нечетных.О т в е т: а) четное; б) четное; в) нечетное.ЗаключениеВажной особенностью современного этапа в образовании является поиск оптимальных стандартов в изучении школьных предметов, которые отражают потребности общества в различных сферах человеческой деятельности и учитываютпсихологические особенности учащихся. Такая тенденция в области естественно-научных дисциплин проявилась давно, в частности, это можно видеть по широкому распространению специализированных классов и школ физико-математического профиля. В каждой школе встречаются учащиеся с разными способностями к изучению математики, однако не вездеимеются возможности для организации специализированногообучения. Поэтому целесообразно применять учебники, включающие в себя различные уровни изложения материала.Математика — единая наука: арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, начала математического анализа итак далее являются зависимыми друг от друга дисциплинами.Единое изложение всего предмета подчеркивает широту математических идей и общность развиваемых методов.Математика тесно связана с различными науками. Моделирование окружающих нас явлений и изучение возникающих моделей позволяет предсказывать результаты, которыене всегда можно проверить экспериментально. В этом состоитодна из главных задач математики, а поэтому систематическоерассмотрение практических задач играет важную роль в процессе обучения.В этой работе предусмотрены три основных раздела доведения материала учащимся. В разделе «Натуральные числа» рассмотрены основные понятия натуральных чисел и возможные действия с ними, т.к. натуральные числа присутствуют не только во всех науках, но и участвуют повсеместно в нашей жизни.Раздел по методу математической индукции больше факультативный и тут рассматриваются вопросы более углубленного изучения математики как науки о числах.Раздел делимости также очень важен, потому что любая размерность не может практически делиться без остатка. Отсюда важность каждого раздела налицо.Поэтому математика, как наука, является важной составляющей показывающей уровень в числах свойств нашей человеческой жизни. Библиографический список1.А.Е.Устян -Алгебра и теория чисел (в 2х частях). Часть 1.2. Бузланов, А.В. Алгебра и теория чисел: практическое пособие по выполнению лабораторных работ для студентовматематических специальностей вузов / А. В. Бузланов,В.С. Монахов. _ Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2006.3. Бурдун, А.А. Сборник задач по алгебре и геометрии .А.А. Бурдун, Е.А. Мурашко, М.М. Толкачев, А.С. Феденко. _ Минск: Университетское, 1999.4. Кострикин, А.И. Введение в алгебру: в 3 ч. / А.И. Кострикин. _ М.: Физматлит, 2001.5. Лельчук, М.П. Практические занятия по алгебре и теориичисел / М.П. Лельчук, И.И. Полевченко, А.М. Радьков,Б.Д. Чеботаревский. _ Минск: Вышэйш. шк., 1986.6. Милованов, М.В. Алгебра и аналитическая геометрия. М. В. Милованов, Р.И.Тышкевич, А.С. Феденко. Минск:Амалфея, 2001.7. Монахов, В.С. Введение в теорию конечных групп и их классов / В.С. Монахов. Минск: Вышэйш. шк., 2006.8. Монахов, В. С. Алгебра и теория чисел: практикум: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. В.С. Монахов, А. В. Бузланов. Минск: Изд. центр БГУ, 2007.9. Радьков, А.М. Алгебра и теория чисел. А.М. Радьков., Б.Д. Чеботаревский. , Минск: Вышэйш. шк., 1992.10. Сборник задач по алгебре / под ред. Кострикина А.И.,М.: Физматлит. 2001.11. Шнеперман, Л.Б. Сборник задач по алгебре и теории чисел. Л. Б. Шнеперман. Минск: Вышэйш. шк., 1982.12. Шнеперман, Л. Б. Курс алгебры и теории чисел в задачахи упражнениях: в 2 ч. / Л. Б. Шнеперман. _ Минск. Вышэйш. шк., 1982.13. Ванцян А.Г. Математика. 5 кл. – Самара: Федоров, 2000.14. Гельфман Э.Г. Математика. 5 кл. – М.: Просвещение, 2004.15. Дорофеев Г.В. и др. Математика. 5 кл. – М.: Просвещение, 2005.16. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Математика. 5 кл. – М.: ВЕРБУМ-М, 2004.17. Шеврин Л.Н. и др. Математика: Учебник-собеседник 5 кл. − М.: Просвещение, 2005.18. Дорофеев Г.В., И.Ф. Шарыгин. Математика 5 класс. 12-е издание. Москва. «Просвещение» 2011г.

Библиографический список
1.А.Е.Устян -Алгебра и теория чисел (в 2х частях). Часть 1.
2. Бузланов, А.В. Алгебра и теория чисел: практическое пособие по выполнению лабораторных работ для студентовматематических специальностей вузов / А. В. Бузланов,В.С. Монахов. _ Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2006.
3. Бурдун, А.А. Сборник задач по алгебре и геометрии .А.А. Бурдун, Е.А. Мурашко, М.М. Толкачев, А.С. Феденко. _ Минск: Университетское, 1999.
4. Кострикин, А.И. Введение в алгебру: в 3 ч. / А.И. Кострикин. _ М.: Физматлит, 2001.
5. Лельчук, М.П. Практические занятия по алгебре и теориичисел / М.П. Лельчук, И.И. Полевченко, А.М. Радьков,Б.Д. Чеботаревский. _ Минск: Вышэйш. шк., 1986.
6. Милованов, М.В. Алгебра и аналитическая геометрия. М. В. Милованов, Р.И.Тышкевич, А.С. Феденко. Минск:Амалфея, 2001.
7. Монахов, В.С. Введение в теорию конечных групп и их классов / В.С. Монахов. Минск: Вышэйш. шк., 2006.
8. Монахов, В. С. Алгебра и теория чисел: практикум: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. В.С. Монахов, А. В. Бузланов. Минск: Изд. центр БГУ, 2007.
9. Радьков, А.М. Алгебра и теория чисел. А.М. Радьков., Б.Д. Чеботаревский. , Минск: Вышэйш. шк., 1992.
10. Сборник задач по алгебре / под ред. Кострикина А.И.,М.: Физматлит. 2001.
11. Шнеперман, Л.Б. Сборник задач по алгебре и теории чисел. Л. Б. Шнеперман. Минск: Вышэйш. шк., 1982.
12. Шнеперман, Л. Б. Курс алгебры и теории чисел в задачах
и упражнениях: в 2 ч. / Л. Б. Шнеперман. _ Минск. Вышэйш. шк., 1982.
13. Ванцян А.Г. Математика. 5 кл. – Самара: Федоров, 2000.
14. Гельфман Э.Г. Математика. 5 кл. – М.: Просвещение, 2004.
15. Дорофеев Г.В. и др. Математика. 5 кл. – М.: Просвещение, 2005.
16. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Математика. 5 кл. – М.: ВЕРБУМ-М, 2004.
17. Шеврин Л.Н. и др. Математика: Учебник-собеседник 5 кл. − М.: Просвещение, 2005.
18. Дорофеев Г.В., И.Ф. Шарыгин. Математика 5 класс. 12-е издание. Москва. «Просвещение» 2011г.

Вопрос-ответ:

Что такое натуральные числа?

Натуральные числа - это положительные целые числа, начинающиеся с единицы и продолжающиеся бесконечно: 1, 2, 3, 4 и т.д.

Что такое метод математической индукции?

Метод математической индукции - это метод доказательства утверждений о натуральных числах. Он состоит из двух шагов: базового шага и шага индукции. В базовом шаге утверждение доказывается для начального значения, например, для числа 1. Затем, предполагая, что утверждение верно для некоторого значения, оно доказывается для следующего значения с помощью шага индукции. Таким образом, утверждение доказывается для всех натуральных чисел.

Какая теорема о делении с остатком и признаки делимости?

Теорема о делении с остатком утверждает, что для любых целых чисел a и b, где b не равно нулю, существуют единственные целые числа q и r, такие что a = bq + r, где q - частное, r - остаток. Признаки делимости - это условия, при выполнении которых одно число делится на другое без остатка. Например, число делится на 2, если его последняя цифра четная, и на 3, если сумма его цифр делится на 3.

Как решать задачи с натуральными числами?

Для решения задач с натуральными числами нужно внимательно прочитать условие задачи и сформулировать математическую модель или уравнение, которое описывает данную ситуацию. Затем используйте знания о свойствах натуральных чисел, операциях с ними и методах решений, таких как метод математической индукции или теорема о делении с остатком, чтобы найти ответ на задачу.

Как решать задачи по методу математической индукции?

Для решения задач по методу математической индукции нужно сначала проверить, выполняется ли базовый шаг, то есть доказать утверждение для начального значения (обычно для числа 1). Затем предположим, что утверждение верно для некоторого значения k, и докажем, что оно верно для следующего значения (k + 1) с помощью шага индукции. Таким образом, постепенно утверждение будет доказано для всех натуральных чисел.

Что такое методика преподавания темы "Натуральные числа"?

Методика преподавания темы "Натуральные числа" - это систематическое описание методов, приемов и подходов, которые помогают преподавателям эффективно объяснить учащимся основные понятия и принципы этой темы. В процессе преподавания используются различные учебные материалы, методы демонстрации и практические задания, чтобы ученики могли освоить материал и применять его на практике.

Какой метод используется при изучении математической индукции?

При изучении математической индукции применяется метод математической индукции, который является одним из базовых методов математического доказательства. Он заключается в следующем: для доказательства утверждения верным для всех натуральных чисел, доказывается его справедливость для некоторого начального значения (например, для числа 1), а затем доказывается, что если утверждение верно для некоторого числа, то оно верно и для следующего числа. Таким образом, используя принцип математической индукции, можно доказать справедливость утверждений для бесконечного множества натуральных чисел.

Какие задачи можно решить с помощью метода деления с остатком и признаков делимости?

С помощью метода деления с остатком и признаков делимости можно решить различные задачи, связанные с натуральными числами. Например, можно определить, является ли число простым или составным, найти все делители числа, выполнить разложение числа на простые множители, найти наибольший общий делитель двух чисел и другие подобные задачи. Признаки делимости (например, признаки делимости на 2, 3, 5 и т.д.) позволяют быстро определить, делится ли число на данное число без остатка или нет. Это особенно полезно при решении больших задач, где требуется деление на множество чисел.