Вокальные приемы в различных стилях музыки

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 28 28 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 06.04.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Академический вокал. Понятие вокала и основные положения обучения пению 4
2. Джазовый вокал 8
3. Народное пение или этническое пение 11
4. Современные вокальные приемы 13
5. Основные черты современного соул вокала 16
6. Термины, используемые в описании технических приемов музыки соул 19
Заключение 26
Список литературы 28

Фрагмент для ознакомления

При широком разнообразии трактовок несомненно только одно, что переход от грудного голоса к фальцету совершается путем мышечного маневра».
Данный прием используется на высоких нотах, после переходных нот, а также в среднем регистре, для окраски звука, для этого достаточно убрать опору и облегчить звучание грудного регистра.
Термин runs или running (англ. - бег, бежать, перебежки) весьма знаменит в вокальном мире, как мелизматический прием. В мелодике соул runs представляют собой пассажи, основанные на мажорной или минорной пентатонике, а также на блюзовой гамме.
Все пассажи runs имеют в своей основе пентатонику, ее отдельные фрагменты или вариации на ее нотах, с использованием бюзовых нот (блю-нот), как «подтяжечных» форшлагов.
Таким образом, слушая многих исполнителей, можно убедиться в частом использовании мелизматических пассажей на пентатонике в ее вариациях.
Прием runs при своей эффектности и выразительности считается самым сложным из остальных стилевых приемов, и не всегда дается с легкостью при изучении. Для начальных результатов нужно время, терпение и постоянные тренировки, при которых гортань, как мышца будет запоминать и набираться опыта. В последствии она будет становиться более гибкой, подвижной, и пассажи со временем будут исполняться с легкостью.
Следующий художественный прием «drift» (от англ. drift - дрейф, самотек, медленное течение) или «glissando» (от итал. glissando, от франц. glisser – скользить), плавное скольжение от одного звука к другому. Важная особенность данного приема, в его постепенном плавном исполнении через все ноты. При быстром исполнении скольжения от начальной ноты к конечной, возникает не глиссандо, а скачок с одной ноты на другую. По-этому изучение этого приема очень важно начинать в медленном темпе. Для начала нужно определить стартовую ноту, удобнее всего начинать с невысокой, и конечную. Скольжение следует начинать на небольшой интервал, со временем увеличивая его до кварты, квинты и даже октавы:
В приеме drift используются любые интервалы, даже превышающие октаву. Во многих произведениях глиссандо, скольжение исполняется перед кульминационной нотой фразы, и для того чтобы она прозвучала, вокалисту следует петь прием полным голосом, при этом удерживать кульминационную ноту, и ни в коем случае не переходить на фальцет.
Следующий отличительный для соула прием, «growling» или «growl» (в переводе с англ. рычать, рычание), в терминологии соул вокала, часто используется название raspy voice (в переводе с англ. скрипучий голос). В России этот прием, называют рычанием.
Growl или raspy voice – это момент, эпизод, часто используемый в начале фразы на «подтяжке» к ноте, что очень характерно именно для блюзовой хриплой манеры пения. Также он может использоваться в середине фразы, а некоторые исполнители могут пропеть таким приемом всю фразу, для достижения более эмоционального накала в песне.
В технике изучения raspy voice, основой является опора, при поверхностном неглубоком дыхании, возникает большой риск неправильной работы связок, их перегрузка и передавливание может привести к срыву.
Приступая к изучению упражнений, нужно знать, что звучание growl возникает не в горле, не в гортани, по ощущениям он возникает между горлом и носом, в носоглотке. При его воспроизведении, поддаваемый поток воздуха заставляет вибрировать мягкое небо, носоглотку, при таком сфокусированном ощущении, при открытом положении рта, можно начать попытки воспроизведения growl, для начала на одном звуке. Для того чтобы звук не перешел на связки, важно удерживать ощущение мягкого неба. После закрепления уже наработанного приема growl, можно начинать исполнять его совместно с чистым голосом. Для этого нужно взять ноту в удобном регистре, а затем постепенно добавлять рычание, которое должно звучать на той же ноте, где звучал голос.
Все перечисленные термины, являются важными для описания определенных черт в музыке соул. Освоение вокальной техники приближает исполнителя к близкому, правильному звучанию. Обладая техникой разных приемов соул, вокалист может использовать ее в разных стилях, например рок, поп, фанк, джаз и т.д.
Исполнение стилевого приема «мелизматики», требует от исполнителя подвижности голоса. Каждый исполнитель, в меру своей музыкальности, с чувством ритма, подвижностью голоса и импровизационности может разнообразить свое исполнение разными пассажами и опеваниями.
Помимо определенных терминов, мелизматические пассажи или «runs», «running» на языке зарубежных исполнителей могут называться «riffs» (рифы), «curls» (локоны, завитки), «loops» (петли). Такие мелизмы звучат и исполняются техническими приемами стиля соул и несут определенную художественно-эмоциональную окраску. Это противоположный аналог мелизмам в классической музыке, трелям, форшлагам, группетто и др.
На примере соул музыки мы рассмотрим различные мелизматические обороты, которые используют популярные соул - исполнители. Подробно рассмотрим разнообразие мелизматики и способы ее исполнения.
Мелизматика, имеет вариационную, импровизационную основу. И разные исполнители используют ее по своему, со своими определенными чертами и особенностями, которые могут проявляться в мелодике и ритмике пассажей.
Часто, если речь идет о соул-балладах, мелизмы исполняются на субтоне, миксе, на закрытые звуки [м], [н], или в оканчании фраз на последний слог пропеваемого слова. Так же runs используются в восклицаниях на слоги yeah, yes, ah, oh, uh. Используются «runs – мосты», как мостики между фразами, а также импровизационные пассажи во время пауз.
Ритмика runs богата и разнообразна, и может включать в себя триоли, шестнадцатые, синкопы и другие сложные ритмические рисунки.
Различные мелизматические пассажи, служат для большей выразительности мысли заложенной в песне, личных переживай, чувств исполнителя. Помимо технического аспекта в их исполнении, в первую очередь мелизмы должны быть оправданы и убедительны. Ведь мелизматика, это художественно-выразительное средство, через которое исполнитель может раскрыть свой внутренний мир, душевные переживания и донести до слушателя смысл песни и эмоциональную окраску, что и является основным в музыке.
Таким образом, слушая многих исполнителей, можно убедиться о частом использовании мелизматических пассажей на пентатонике в ее вариациях. Разной сложности пассажи можно легко снять на слух, но при попытке воспроизвести их, можно столкнуться трудностями.
Способ исполнения runs тесно связан со свободной работой гортани. Для того чтобы все ноты в мелизме были пропеты отчетливо, на каждую ноту гортань меняет свое положение. Во время пения, важно чтобы нижняя челюсть была расслаблена, именно она помогает в исполнении мелизмов. При свободном движении нижней челюсти, гортань расслабляется и становится подвижной, что способствует более легкому и быстрому исполнению этого приема. Так же важно пение на опоре, то есть все ноты мелизма должны быть на одной динамике, на одном воздушном потоке.
При работе над музыкальным материалом данного стиля следует учитывать, что точное снятие пассажей и копирование вокальньльных приемов не является обязательным, поскольку соул музыка подразумевает некую импровизационность и индивидуальную интерпретацию исполнителя.
Соул в наше время остается популярной музыкой во всем мире, которая повлияла на многие стили и направления. Постоянно пополняя свои списки талантливыми музыкантами и исполнителями, как Кристина Агилера, Бейонсе, Дженифер Хадсон, Сил, Алое Блэк, Джон Ледженд, Жанель Монэ, Гнарлс Баркли, Джилл Скотт, Индия Ари в Соединенных Штатах, и Джосс Стоун, Шадэ, Эми Уайнхаус, Эмели Санде, Даффи, Корин Бэйли Рэй, Леона Льюис, Адель в Великобритании.
Существует ряд вокальных приемов, используемых в экстремальных музыкальных направлениях.
Гроулинг или гроул (англ. growling — «рычание», «раскаты») — вокальный прием, используемый чаще всего в экстремальных музыкальных стилях (дэт-, блэк-, трэш- и дум-метал, грайндкор, дэткор). Звучание похоже на рычание хищного животного или громовые раскаты. Звук похож на утробный рык, исходящий из области живота вокалиста. Гроулинг часто используется в сочетании с другими экстремальными звуковыми приемами (scream, guttural, pigscream, squeal).
Для гроулинга характерно пение на опоре (диафрагмальное дыхание) и использование ложных связок при пении. Гроулинг классифицируется как низкий и высокий, «брутальный» (самый низкий звук из живота), гортанный и горловой (сочетание чистого голоса с рычанием, хрипом).
Скриминг или скрим (англ. screaming — «визжание») — прием пения, который можно охарактеризовать как хрипящий вопль или визгливый крик. Используется в таких музыкальных стилях, как: блэк-метал, грайндкор, дэт-метал, металкор, дэткор, спид-метал, скримо, эмокор. Обычно скриминг исполняется вокалистами-мужчинами, его отличает очень высокая тесситура.
Скриминг делится на грим (англ. grim — «мрачный», «зловещий») –ближе к гроулу, спокойнее, чем обычный скриминг, применяется в основном в блэк и дарк-метале; и на шрай(к) (нем. Schrei — «вопль») - звучит как истеричный протяжный вой, напоминающий вой волка. Используется в депрессивном блэк-метале.
Скрим — возник как результат смешения хардкорового пения и высокого гроула, типичного для шведской школы мелодического дэт-метала, применяется в таких музыкальных стилях, как металкор и эмокор, звучит как очень агрессивный крик (харш (англ. harsh — «хриплый»).

Заключение
Как видно из всего вышесказанного, вокальный мир невероятно разнообразен и богат. К началу XXI века появилось столько различных музыкальных направлений, жанров, стилей и подстилей, что иной раз нельзя с полной уверенностью отнести ту или иную песню в какую-то конкретную категорию.
Исходя из информации, изложенной в настоящей работе, мы видим, что каждое вокальное направление, относится ли оно к классическому или эстрадному вокалу, имеет великое множество техник и приемов исполнения. Совершенно очевидно, что разные приемы пения появлялись не всегда в одном месте, в одной стране или местности. Место рождения вокального стиля или приема влияет на его характер и на музыкальный жанр, который характеризует. По специфическим напевам или переливам голоса мы можем определить, стиль вокала, тон исполнения и сказать (или хотя бы предположить), как и где зародилась эта манера исполнения. Вокальные приемы и их техники отличают друг от друга не только названия, но также дыхательные системы, типичность для определенного вида голоса (мужского или женского), стиля или жанра исполнения.
В наши дни, в начале XXI века стало модным отдавать детей не просто в музыкальную школу в класс фортепиано или гитары, но также дополнительно обучать вокалу. Только, увы, мало кто из родителей адекватно оценивает возможности своих детей, возлагаю всю ответственность за результат занятий на педагога по вокалу. Но задача преподавателя упирается в то, чтобы направить ученика и корректировать его действия. Вся же остальная ответственность лежит на ученике – он должен четко осознавать, что его успехи и скорость их достижения целиком и полностью зависит от его настойчивости, целеустремленности и тщательного выполнения всех упражнений, задаваемых наставником. Говорят, что чтобы добиться желаемого, нужно захотеть, но чтобы дойти до цели, нужно еще и стремиться и находиться в действии: нельзя научиться петь или хотя бы освоить дыхательные техники, если настойчиво и скрупулезно не проявлять усилий в освоении вокальных премудростей. Ведь даже для того, чтобы разучить и на неплохом уровне спеть одну любимую песню, нужно проделать колоссальную работу над собой. А это не так легко, как кажется на первый взгляд.
Как видим, овладение разновидностями вокальных техник и стилей по отдельности либо в совокупности требует строгой дисциплины, времени, терпения и качественных тренировок. Подводя итоги, можно уверенно сказать, что для того, чтобы овладеть хотя бы одним из перечисленных приемов пения, недостаточно просто иметь хороший музыкальный слух – важно уметь правильно владеть голосовым аппаратом.
Все эти знания очень важны для лучшего освоения и развития собственного стилистического вкуса, культурного прогресса, улучшение психо-эмоционального состояния.
Список литературы
1. Вестник СПБГУКИ №3(16) сентябрь 2013 статья П.К.Корнеев « О вокальной импровизации в джазе: становление скэта», 2013.
2. Власова С.Ю этномузыковед, статья «Овладение техникой фольклорного звучания», 2009.
3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев – М.: Музыка, 1963.
4. Егорычева М. И. Упражнения для развития вокальной техники / М. И. Егорычева. – К.: Музична Украина, 1980.
Козлов А. С. Рок: истоки и развитие / А. С Козлов. - М.: Мега – Сервис, 1997.
5. Коллиер, Дж. Л. Становление джаза: популярный исторический очерк / Дж. Л. Коллиер. – М.: Радуга, 1984.
6. Конен, В. Дж. Рождение джаза / В. Дж. Конен. – М.: Музыка, 1984.
7. Малухин А.В. Современная энциклопедия – М, 2000.
8. Степурко О. М. Скэт-импровизация. Орнаментика стиля соул / О. М. Степурко. - М.: Камертон, 2006.
9. Фучито С., Б.Дж. Бейер « Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо»/ Пер. с нем. Шведе Е.Е. – 3-е изд., доп.-СПб. Композитор. Санкт-Петербург, 2004.
10. Цалер И.С. Популярная музыка ХХ века. Джаз, блюз, рок, поп, кантри, поп, электорника, соул / И. С. Цалер - М.: Астрель, 2010.
11. Cummings T. The sound of Philadelphia / T. Cummings – L.: Eyre Methuen, 1975.
12. Walker D. The Motown Story / D. Walker – N/Y.: Charles Scribner`s Sons, 1985.
13. http://dic.academic.ru
14. http://www.vocalmehanika.ru






Фучито С., Б.Дж. Бейер « Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо»/ Пер. с нем. Шведе Е.Е. – 3-е изд., доп.-СПб. Композитор. Санкт-Петербург, 2004.
Фучито С., Б.Дж. Бейер « Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо»/ Пер. с нем. Шведе Е.Е. – 3-е изд., доп.-СПб. Композитор. Санкт-Петербург, 2004.
Власова С.Ю этномузыковед, статья «Овладение техникой фольклорного звучания», 2009.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев – М.: Музыка, 1963.
Коллиер, Дж. Л. Становление джаза: популярный исторический очерк / Дж. Л. Коллиер. – М.: Радуга, 1984.
Конен, В. Дж. Рождение джаза / В. Дж. Конен. – М.: Музыка, 1984.
Коллиер, Дж. Л. Становление джаза: популярный исторический очерк / Дж. Л. Коллиер. – М.: Радуга, 1984.
Степурко О. М. Скэт-импровизация. Орнаментика стиля соул / О. М. Степурко. - М.: Камертон, 2006.
Вестник СПБГУКИ №3(16) сентябрь 2013 статья П.К.Корнеев « О вокальной импровизации в джазе: становление скэта», 2013.
Власова С.Ю этномузыковед, статья «Овладение техникой фольклорного звучания», 2009.
Власова С.Ю этномузыковед, статья «Овладение техникой фольклорного звучания», 2009.
Власова С.Ю этномузыковед, статья «Овладение техникой фольклорного звучания», 2009.
Цалер И.С. Популярная музыка ХХ века. Джаз, блюз, рок, поп, кантри, поп, электорника, соул / И. С. Цалер - М.: Астрель, 2010.
Малухин А.В. Современная энциклопедия – М, 2000.
Егорычева М. И. Упражнения для развития вокальной техники / М. И. Егорычева. – К.: Музична Украина, 1980.
Егорычева М. И. Упражнения для развития вокальной техники / М. И. Егорычева. – К.: Музична Украина, 1980.
Козлов А. С. Рок: истоки и развитие / А. С Козлов. - М.: Мега – Сервис, 1997.












32


31

1. Вестник СПБГУКИ №3(16) сентябрь 2013 статья П.К.Корнеев « О вокальной импровизации в джазе: становление скэта», 2013.
2. Власова С.Ю этномузыковед, статья «Овладение техникой фольклорного звучания», 2009.
3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев – М.: Музыка, 1963.
4. Егорычева М. И. Упражнения для развития вокальной техники / М. И. Егорычева. – К.: Музична Украина, 1980.
Козлов А. С. Рок: истоки и развитие / А. С Козлов. - М.: Мега – Сервис, 1997.
5. Коллиер, Дж. Л. Становление джаза: популярный исторический очерк / Дж. Л. Коллиер. – М.: Радуга, 1984.
6. Конен, В. Дж. Рождение джаза / В. Дж. Конен. – М.: Музыка, 1984.
7. Малухин А.В. Современная энциклопедия – М, 2000.
8. Степурко О. М. Скэт-импровизация. Орнаментика стиля соул / О. М. Степурко. - М.: Камертон, 2006.
9. Фучито С., Б.Дж. Бейер « Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо»/ Пер. с нем. Шведе Е.Е. – 3-е изд., доп.-СПб. Композитор. Санкт-Петербург, 2004.
10. Цалер И.С. Популярная музыка ХХ века. Джаз, блюз, рок, поп, кантри, поп, электорника, соул / И. С. Цалер - М.: Астрель, 2010.

Вопрос-ответ:

Что такое академический вокал? Какие основные положения обучения пению?

Академический вокал - это стиль исполнения, характерный для оперного и академического пения. Основные положения обучения пению включают правильную постановку дыхания, формирование голосового аппарата, развитие гибкости и диапазона голоса, а также искусство интерпретации музыкальных произведений.

Что характерно для джазового вокала?

Джазовый вокал отличается свободным и импровизационным стилем исполнения. В нем часто используются скэтчинг, блюзовые фишки и своего рода музыкальная импровизация. Джазовый вокал также часто сопровождается джазовыми аккордами и аранжировками.

Какие особенности есть у народного пения?

Народное пение или этническое пение отличается от других стилей музыки своеобразным звучанием и использованием национальных музыкальных инструментов. Оно тесно связано с культурой и традициями народа, из которого происходит. В народном пении часто используются характерные мелодические рисунки, певучие надвиги и особенности ритма.

Какие современные вокальные приемы существуют?

Среди современных вокальных приемов стоит выделить флейтованье, вибрато, микрофонные эффекты, гроулинг, сциккато и многое другое. Эти приемы помогают исполнителю добавить к выступлению новые звуковые эффекты и экспрессивность.

Какие основные черты есть у современного соул вокала?

Основные черты современного соул вокала включают глубокую эмоциональность, использование голосовой микродинамики и вибрато, а также проникновенное и душевное исполнение. В соул вокале также часто используется грувовый ритм и характерные гармонии.

Что такое академический вокал?

Академический вокал - это стиль исполнения пения, который используется в классической музыке. Основной чертой академического вокала является четкое произношение слов и технически правильное исполнение музыкальных произведений.

Какие основные положения обучения пению?

Основные положения обучения пению включают в себя правильное дыхание, подготовку голосовых связок, развитие слуха и музыкального вкуса, а также тренировку выразительности и интерпретации музыки.

Какие вокальные приемы используются в джазовом вокале?

В джазовом вокале часто используются такие приемы, как импровизация, свободное владение ритмом, использование свободной микроинтонации и активное использование голосовых эффектов, таких как сцаттеринг и смазывание.

Чем отличается народное пение от академического вокала?

Народное пение, или этническое пение, отличается от академического вокала тем, что оно носит более народный и национальный характер. Оно основано на традиционных музыкальных элементах и приемах и часто используется для передачи народных обычаев и истории.

Какие современные вокальные приемы активно используются?

В современной музыке активно используются такие вокальные приемы, как фальцет, вибрато, гроулинг, скриминг, различные голосовые эффекты и эксперименты с звуком. Эти приемы позволяют исполнителям создавать новые звуковые эффекты и уникальные вокальные характеристики.

Какие существуют вокальные приемы в академическом вокале?

В академическом вокале существует множество техник и приемов, таких как дыхание, артикуляция, фразировка, мелодика, легато и др. Они помогают певцу контролировать голос и передавать выразительность произведений.

Каковы основные черты современного соул вокала?

Современный соул вокал характеризуется использованием эмоциональной глубины и экспрессии в исполнении. Певец обычно использует широкий диапазон голоса, смешивает различные стили и фишки вокального исполнения, такие как гроулинг, скаты, брэйкинг и другие.