Эволюция структуры потребления в России и Китае 2000-2014 гг
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 06.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Экономические предпосылки изменения структуры личного потребления в современной России и Китае 5
1.1 Понятие личного потребления 5
1.2 Закон Эйнгеля изменения структуры личного потребления 7
Глава 2 Денежные доходы населения РФ и КНР как главный фактор формирования структуры личного потребления 14
2.1 Номинальные и реальные доходы населения России и Китая 14
2.2 Неравномерность распределения реальных доходов населения России и Китая 18
Глава 3 Изменение и анализ современного состояния структуры личного потребления в РФ и КНР 23
3.1 Изменение и анализ современного состояния структуры личного потребления в РФ 23
3.2 Сравнения тенденция изменений личного потребления населения Китая и РФ 28
Заключение 33
Список литературы 35
Пятилетние планы также послужили лейтмотивом преобразований в ряде промышленных секторов.
Если сравнивать РФ и КНР то можно отметить, что в Китае наблюдается более положительная тенденция, так в 2015 г. ВВП показывало разнонаправленную динамику: в России спад несколько замедлился: до –4,8% в годовом выражении в июне и –4,7% в июле 2015 г.; аналогичная динамика характерна и для ВВП, который, по оценкам Минэкономразвития России, в июле 2015 г. упал на 4,6% в годовом выражении; в Китае темпы роста в июне чуть ускорились до +6,8%, но в июле упали до +6,0%.
В I квартале 2015 г. личное потребление в России как компонент ВВП (расходы домохозяйств) снизилось на 10% в годовом выражении при падении самого ВВП лишь на 2,2%. В 2013–2014 годах оно держалось на стабильно высоком уровне — тогда образовался «потребительский горб». В предыдущие несколько лет (годы высоких цен на нефть) население России, по сути, тратило нефтяную ренту, а не доходы от производства торгуемых товаров. А Китае личное потребление как компонент ВВП возрос на 4,7%.
За последние 5 лет произошло существенное накопление товаров длительного пользования (автомобилей, холодильников, телевизоров, мебели, компьютеров и т. п.) в домохозяйствах России — по сути, произошло значительное обновление всех домашних фондов, сформировалась своего рода потребительская подушка. В Китае за тот же период такой потребительской подушки сформирован не было.
Опросы ОЭСР позволяют сопоставить уровень жизни российского населения в терминах некоторых товаров длительного пользования с другими странами (см. таблицу 3.4).
Например, в 2006 году в России на 1000 чел. постоянного населения приходилось в 2 раза больше, чем в Китае. Разрыв по наличию компьютеров 2011 году ниже, что может объясняться более низкой стоимостью этих товаров и потребительским прогрессом в развивающихся странах. К 2014 году по компьютерам разрыв быстро сокращался, причем надо учитывать большие возможности (в России) по использованию офисных компьютеров в «личных» целях.
Таблица 3.4.
Наличие автомобилей и компьютеров в России в сравнении с Китаем
Страна Количество дорожных автотранспортных средств на 1000 жителей в 2006 году, штук Домохозяйства, имеющие персональные компьютеры в 2011 году, % домохозяйств Россия 195 57 Китай 38 38
Перед КНР стоит задача достижения роста не за счёт экспорта, а благодаря расширению внутреннего потребления
Структура личного потребления существенно отличается в РФ и КНР. При этом Россия выделяется очень низкой долей услуг — ниже не только развитых стран, но и КНР (Таблица 3.5) — близко к другим постсоветским странам.
Таблица 3.5
Структура личного потребления РФ и КНР
Страна ВВП по ППС на душу, тыс. межд. долл. Доля личного потребления в ВВП, % Доля категорий личного потребления, % Товары длител. (durable) Товары средн. (semidurable) Товары кратк. (nondurable) Услуги Россия 24,8 51 15 10 47 29 Китай 12,9 37 13 9 40 38
Обычно такие показатели отражают четыре фактора: неразвитость предложения и дороговизну услуг (которые нацелены на состоятельные слои); ограниченный спрос в связи с попытками сэкономить на услугах ради покупок товаров; высокую долю государственных (бесплатных) услуг; наконец, высокий уровень теневого сектора (транспорт, образование), не учитываемого статистикой, который, по оценкам Всемирного банка, в 2011 году достигал 43% от ВВП.
Россия показывает одну из самых высоких долей расходов (15%) на товары длительного пользования, что, разумеется, влияет на возможный размах колебаний покупок в условиях экономических спадов или затруднений. С учетом неравенства доходов значительная часть покупок товаров длительного пользования также относится к более состоятельному населению (30–50%). Так что сокращение покупок товаров длительного пользования в течение года-двух после большого потребительского бума представляет собой проблему для спроса в экономике, нарушенных ожиданий семей по будущим крупным покупкам, но не затрагивает основы существования.
В большей степени это относится к инфляции на рынках товаров краткосрочного пользования (особенно продовольствия), доля которых в расходах россиян непропорционально велика в сравнении с Китаем. При этом следует учитывать, что динамика спроса в РФ по сравнению с КНР, оказывается под воздействием инфляции, весьма ощутимой для потребителей. Воздействие колебаний спроса на динамику внутреннего производства оказывается еще более сложным процессом в силу девальвации рубля, как в период спада 2014–2015 годов, так и во время кризиса 2008–2009 годов. Здесь играет свою роль удорожание импортных продовольственных товаров и возможное переключение потребителей на продукцию национального производства.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ позволяет выделить следующие основные тенденции в изменении структуры личного потребления населения России и Китая:
Рост личного потребления российских домохозяйств в 2000–2014 годах, связанный во многом с нефтяной рентой, частично - с учетом глубокого неравенства доходов - компенсировал тяготы жизни 90-х годов и создал психологическое ощущение достатка для верхних 30–50% семей (по уровню доходов).
Покупки товаров длительного пользования в России за эти годы обгоняли не только Китай но и большинство крупных стан мира.
Произошло массовое обновление товаров, особенно в больших городах, которое в первую очередь коснулось частного автомобильного парка, компьютерной техники и средств связи. Результат этого обновления можно рассматривать как своего рода потребительскую «подушку» перед спадом.
В ходе кризиса 2008–2009 годов наблюдался серьезный шок; в текущем кризе 2013-2015 гг. реакция в сфере изменения структуры личного потребления населения РФ иная. Происходит не обвальное снижение, а скорее сжатие реального потребления в меру инфляции при прежних номинальных доходах. Применительно к дискреционному потреблению (рестораны, предметы не первой необходимости и пр.) это выразилось в умеренном сжатии расходов такого типа. То есть состоятельные слои не хотят менять свой образ жизни и пока располагают ресурсами для этого.
В 2015 году потребительские пердпочтения личного потребления РФ и КНР изменилсь, но если для РФ это уровень 2009 г. по спросу, а по товарам длительного пользования - к 2012 году, то для КНР прост замедлили темпы роста. Рост угрозы безработицы и ухудшение положения населения РФ ведут к усилению поляризации «внизу» социальной лестницы. В КНР воздействует фактор перераспределения сельского и городского населения.
Колебания покупок семьями основных товаров длительного пользования отражают тренды в доходах, сезонные факторы и шоковые воздействия: инфляционные стрессы и девальвации. Можно условно рассматривать уровень покупок товаров 2012–2013 годов как относительно нормальный и от него отсчитывать дальнейшие перепады, в том числе в ходе текущего спада. По сравнению с этим уровнем к настоящему моменту значительнее всего пострадали продажи автомобилей.
Пищевая промышленность РФ медленно, но начала приспосабливаться к ситуации «ответных санкций». Шок был использован внутренними поставщиками для увеличения цен; развитие конкуренции пока заметно слабо, пошло замещение импорта из ЕС на импорт из третьих стран.
В КНР структура личного потребления отличается значительной долей услуг. Динамика производства продукции отрасли в целом обгоняла динамику спроса и, естественно, динамику импорта. Сложная обстановка выразилась в снижении спроса на общественное питание в КНР.
Список литературы
Антипина О. Экономическая теория счастья как направление научных исследований // Вопросы экономики. - 2012. - N 2. - С.94-107.
Бахитов С. Труд, капитал, постиндустриальный мир // Свободная мысль. - 2013. - N 5. - С.171-182.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2011. – 1040с.
Кокин Ю.П. Экономические и нравственные аспекты распределительных отношений // Социальная политика и социальное партнерство. – 2010. – №10. – С. 36–44.
Потребительский спрос в экономике знаний : моногр. / Г. Н. Исмагилова, Н. З. Сафиуллин. – Казань : Казан. ун-т, 2011. – 138 с
Сайт Росстата. Уровень жизни / http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/
Савина С. Политика доходов и заработной платы в условиях развития рыночных отношений // Социальная политика и социальное партнерство. – 2011. – №2. – С. 62–67.
Тумашев А. Р. Экономическая теория : учеб. пособие / А. Р. Тумашев, С. Н. Котенкова, М. В. Тумашева. Ч1.Микроэкономика – Казань : Казан. ун-т, 2011
Экономическая математика / под ред. С.В. Ковалёва — М. : КНОРУС, 2010.
Юлдашева О.У. Когнитивный маркетинг: продвижение стандартов потребления. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
China`s economic rise: History, trends, challenges, and implications for the United States. Congressional Research Service, февраль 2014
World Economic Outlook (WEO). Международный валютный фонд, апрель 2014
China`s economiс grouth and rebalancing Europen Central bank, occational paper series #142, февраль 2013
China resources Quarterly.Westpac-BREE, май 2014
China: Our post-plenum Prognosis. Рейтинговое агентство S&P, декабрь 2013
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2011. – 84с.
Бахитов С. Труд, капитал, постиндустриальный мир // Свободная мысль. - 2013. - N 5. - С.171-182.
Потребительский спрос в экономике знаний : моногр. / Г. Н. Исмагилова, Н. З. Сафиуллин. – Казань : Казан. ун-т, 2011. – 18 с
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2011. – 91с.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2011. – 92с.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2011. – 92с.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2011. – 93с.
Там же.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2011. – 93с.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2011. – 94с.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2011. – 94с.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2011. – 95с.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2011. – 96с.
Кокин Ю.П. Экономические и нравственные аспекты распределительных отношений // Социальная политика и социальное партнерство. – 2010. – №10. – С. 36–44.
Савина С. Политика доходов и заработной платы в условиях развития рыночных отношений // Социальная политика и социальное партнерство. – 2011. – №2. – С. 62–67.
Савина С. Политика доходов и заработной платы в условиях развития рыночных отношений // Социальная политика и социальное партнерство. – 2011. – №2. – С. 62–67.
Кокин Ю.П. Экономические и нравственные аспекты распределительных отношений // Социальная политика и социальное партнерство. – 2010. – №10. – С. 36–44.
Савина С. Политика доходов и заработной платы в условиях развития рыночных отношений // Социальная политика и социальное партнерство. – 2011. – №2. – С. 62–67.
Сайт Росстата. Уровень жизни / http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/
Сайт Росстата. Уровень жизни / http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/
Сайт Росстата. Уровень жизни / http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/
China`s economic rise: History, trends, challenges, and implications for the United States. Congressional Research Service, февраль 2014
China: Our post-plenum Prognosis. Рейтинговое агентство S&P, декабрь 2013
2
Благо
Нужда
Потребность
Интерес
Действие
Потребительское поведение
Мотив
Стимул
В0
В2
В1
В0
В2
В1
qy
qх
U 3
U 2
U1
Кривая «доход-потребление»
Кривая Энгеля
qх
I
2. Бахитов С. Труд, капитал, постиндустриальный мир // Свободная мысль. - 2013. - N 5. - С.171-182.
3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2011. – 1040с.
4. Кокин Ю.П. Экономические и нравственные аспекты распределительных отношений // Социальная политика и социальное партнерство. – 2010. – №10. – С. 36–44.
5. Потребительский спрос в экономике знаний : моногр. / Г. Н. Исмагилова, Н. З. Сафиуллин. – Казань : Казан. ун-т, 2011. – 138 с
6. Сайт Росстата. Уровень жизни / http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/
7. Савина С. Политика доходов и заработной платы в условиях развития рыночных отношений // Социальная политика и социальное партнерство. – 2011. – №2. – С. 62–67.
8. Тумашев А. Р. Экономическая теория : учеб. пособие / А. Р. Тумашев, С. Н. Котенкова, М. В. Тумашева. Ч1.Микроэкономика – Казань : Казан. ун-т, 2011
9. Экономическая математика / под ред. С.В. Ковалёва — М. : КНОРУС, 2010.
10. Юлдашева О.У. Когнитивный маркетинг: продвижение стандартов потребления. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
11. China`s economic rise: History, trends, challenges, and implications for the United States. Congressional Research Service, февраль 2014
12. World Economic Outlook (WEO). Международный валютный фонд, апрель 2014
13. China`s economiс grouth and rebalancing Europen Central bank, occational paper series #142, февраль 2013
14. China resources Quarterly.Westpac-BREE, май 2014
15. China: Our post-plenum Prognosis. Рейтинговое агентство S&P, декабрь 2013
Вопрос-ответ:
Как изменилась структура личного потребления в России и Китае за период с 2000 по 2014 год?
За данный период в обеих странах произошли значительные изменения в структуре личного потребления. В России снизился доле расходов на продукты питания и одежду, а увеличилась доля расходов на услуги и недвижимость. В Китае также наблюдался сдвиг от потребления товаров к потреблению услуг и недвижимости.
Какое понятие лежит в основе структуры личного потребления?
Структура личного потребления определяется набором товаров и услуг, на которые люди тратят свои доходы. Включает в себя различные категории расходов, такие как продукты питания, одежда, транспорт, услуги и другие.
Какой закон описывает изменение структуры личного потребления?
Закон Эйнгеля описывает изменение структуры личного потребления. Согласно данному закону, с ростом доходов доля расходов на продукты питания снижается, в то время как доля расходов на другие категории, такие как услуги и недвижимость, увеличивается.
Как влияют денежные доходы населения на структуру личного потребления в России и Китае?
Денежные доходы населения являются главным фактором, влияющим на формирование структуры личного потребления в обеих странах. Рост доходов позволяет людям увеличивать свои расходы на услуги, недвижимость и другие категории товаров, в то время как доля расходов на продукты питания снижается.
Какова неравномерность распределения реальных доходов населения в России?
Неравномерность распределения реальных доходов населения в России означает, что некоторая часть населения имеет значительно более высокие доходы, чем другая часть. Это приводит к тому, что структура личного потребления неоднородна, существует разница в потребительских предпочтениях и расходах различных социальных групп.
Как изменилась структура личного потребления в России и Китае с 2000 по 2014 гг?
В России и Китае с 2000 по 2014 гг произошли значительные изменения в структуре личного потребления. В России увеличилась доля расходов на продукты питания, но сократилась доля расходов на одежду и обувь. В Китае выросла доля расходов на транспорт и связь, но снизилась доля расходов на продукты питания. Это свидетельствует о модернизации и развитии общества в обоих странах.
Что такое личное потребление?
Личное потребление - это совокупность товаров и услуг, которыми пользуется отдельное лицо или семья для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Это включает в себя покупку продуктов питания, одежды, обуви, развлечений, транспорта, коммунальных услуг и прочего.
Каков закон Эйнгеля в отношении структуры личного потребления?
Закон Эйнгеля утверждает, что с ростом дохода доля расходов на продукты питания в общей структуре личного потребления сокращается, а доля расходов на непродовольственные товары и услуги увеличивается. Он объясняется тем, что с повышением доходов люди начинают больше тратить на различные блага и услуги, не связанные с базовыми потребностями в пище и жилье.
Какой фактор является главным в формировании структуры личного потребления в России и Китае?
Главным фактором формирования структуры личного потребления в России и Китае являются денежные доходы населения. Уровень дохода определяет, какая часть доходов будет тратиться на различные виды товаров и услуг. Номинальные и реальные доходы населения, а также неравномерность их распределения имеют существенное влияние на структуру личного потребления обоих стран.
Как изменилась структура личного потребления в России и Китае с 2000 по 2014 годы?
В России и Китае с 2000 по 2014 годы произошли существенные изменения в структуре личного потребления. В России наблюдалось увеличение доли потребления товаров промышленного производства и сокращение доли продовольственных товаров. В Китае же наблюдалось противоположное явление - сокращение доли потребления товаров промышленного производства и увеличение доли продовольственных товаров. Эти изменения связаны с разным темпом развития промышленности и сельского хозяйства в обоих странах, а также с изменением структуры занятости населения и доходов населения.
Что такое личное потребление и почему оно изменяется?
Личное потребление - это совокупность товаров и услуг, которые приобретаются индивидуальными домохозяйствами для удовлетворения их потребностей. Структура личного потребления может изменяться под влиянием различных факторов, таких как изменение доходов населения, изменение цен на товары и услуги, изменение предпочтений потребителей и т. д. Эти изменения могут быть результатом экономического развития страны, изменения структуры занятости, изменения уровня жизни населения и других факторов.