Роль экспериментирования в экологическом образовании дошкольников.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экология
  • 28 28 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 06.04.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Исторический обзор использования экспериментирования в экологическом образовании дошкольников
2. Требования ФГОС ДО в образовательной области «Познавательное развитие»
3. Роль экспериментирования в экологическом образовании дошкольников
3.1 Значение. Понятие
3.2 Структура опыта. Виды
4. Изучение публикаций воспитателей по использованию экспериментирования в экологическом образовании дошкольников
Заключение
Литература


Фрагмент для ознакомления

», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым у детей развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.О.В. Щетинина, опираясь на исследования ведущих специалистов в области детского экспериментирования (Н.Н. Поддъякова, И.С. Фрейдкина, Н.А. Рыжовой, М.В. Кларина),пересмотрела структуру организации эксперимента и использовала ее в следующем виде:1. Цель эксперимента. В начале эксперимента педагог ставит перед детьми чёткую и яснуюцель. (При условии, что педагог сам ставит проблему перед детьми и намечает метод её решения.) Например: «Ребята, сегодня мы будем исследовать воздух и его свойства».2. Материал. Лучшему пониманию причинно-следственных связей в природе, развитию познавательной мотивации и поисковой активности детей способствует хорошо продуманный подбор материалов, оборудования и другой наглядности. Педагогу необходимо по возможности продумать все возможные гипотезы детей, чтобы была возможностьпроверить эти предположенияв ходе эксперимента.В каждом эксперименте необходимо продумать, сколько детей одновременно могут участвовать в эксперименте (индивидуальный, групповой или коллективный), как расставить оборудование и материалы, как усадить детей, чтобы каждый смог провести практические действия с объектом исследования. Раздаточный материал и оборудованиедолжны быть в наличии на каждого ребёнка. Если это групповой эксперимент, то на каждого ребёнка в выбранной группе.3. Проблема. Проблема – это затруднение, неопределённость. Проблемной является любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения, и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься.Постановка проблемы перед детьми проходит в несколько уровней: На первом уровне воспитатель ставит проблему и намечает метод её решения. Поиск решения предстоит осуществить детям самостоятельно. На втором уровне воспитатель только ставит перед детьми проблему, но метод и решение дети ищут самостоятельно. На третьем уровне постановка проблемы, отыскание метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно. Поиск проблем – дело непростое. Увидеть и сформулировать проблему часто труднее, чем ее решить.4. Целеполагание. Это вопрос, который сначала педагог задаёт детям, а потом дети сами задают себе. Например, «Что нужно сделать, чтобы увидеть воздух?», «Что я должен (должна) сделать, чтобы увидеть воздух?»Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность впознаниии приобщая к умственному труду.5. Выдвижение гипотез.Дети выдвигают разные гипотезы, все они принимаются педагогом, даже те, которые кажутся ему заведомо неверными. 6. Проверка гипотез. Педагог должен быть партнёром в общении и в деятельности с детьми, поэтому все гипотезы нужно проверять вместе с детьми. 7. Фиксация результата в речи, рисунках, картинках-схемах, в моделях, календарях,дневниках наблюдения. Сначала педагог предлагает детям для фиксации результата приготовленную заранее картинку-схему, рисунок, модель, а в дальнейшем дети могут сами фиксировать результат эксперимента. 8. Формулирование вывода.Иногда детям для формулирования выводов по результатам эксперимента требуются наводящие вопросы взрослого, но выводы дети должны делать самостоятельно, они не должны подменятся выводами, сделанными педагогом. Притакойорганизацииэкспериментальнойдеятельностиудетейскладываетсяощущениепервооткрывателя,возрастаетуверенностьвсобственных силах, и если даже ребёнок выдвинул гипотезу, проверил еЕ и обнаружил несоответствие результата и цели, то он может скоординировать свою деятельность, выдвинуть новые гипотезы.Организация эксперимента требует определённого уровня готовности детей. Для того, чтобы дети смогли решить поставленную педагогом проблему или выявить ее самостоятельно, наметить метод и способ её решения, у детей должен быть запас конкретных представлений и фактических сведений о предметах и явлениях природы. Эти сведения должны быть специально отобраны педагогом и адаптированы к возрасту детей. Чтобы актуализировать имеющие знания детей или расширить их представления новыми сведениями, перед проведением эксперимента педагог с детьми читает познавательную литературу, просматривает видеофильмы, касающиеся темы эксперимента, беседует с ними, наблюдает за природными изменениями и явлениями, объектами неживой природы, ходит на экскурсии на водоем в парк, музей, рассматривает коллекции.Как отмечает Ю.Л. Ландышева, включение детей в экспериментальную деятельность способствует: более глубокому усвоению предметного содержания; высокой способности к концентрированию знаний из разных областей; развитию творческого мышления; большому количеству идей, их глубине, оригинальности; эмоциональной вовлеченности детей в экспериментальную деятельность, интересу к происходящему.ЗаключениеС введением ФГОС ДО актуальной задачей для педагогов является организовать взаимодействие с ребенком таким образом, чтобы оно было направлено на формирование познавательной активности дошкольника. Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них − познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).Детское экспериментирование – это изучение объекта, выявление его свойств и особенностей различными методами исследования (тактильными, зрительными и другими), при непосредственном контакте с ним. Использование методов и экспериментов в исследовательской деятельности детьми старшего дошкольного возраста стало одним из способов получения новых знаний. Благодаря их активному использованию у воспитанников складываются прочные представления об окружающем мире. В основе возникновения и развития ориентировочно‐ исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира, лежит потребность ребенка в новых впечатлениях. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.Учебный эксперимент состоит из таких этапов:постановка вопроса, который обусловливает цель работы;инструктаж организационный и технический; непосредственно постановка опыта; фиксация результатов (проводится одновременно с выполнением работы); выводы, которые дают ответ на поставленный вопрос; сообщение или отчет о своей работе на занятии.Особую роль на развитие познавательной мотивации и поисковой активности детей оказывает развивающая предметно-пространственная среда. ЛитератураФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://mdou5oz.jimdo.comЗыкова О. Любовь к природе воспитываем с детства / О. Зыкова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 114. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 5-8.Карпичева Е.Л. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника / Е.Л. Карпичева. // Дошкольная педагогика: журнал. – 2012. – №4 .– С. 28-31.Киреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Киреева О. В. − СПб, 2009. − С. 3.Коменский Я.А. Материнская школа / Я.А. Коменский // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. – М., 1974. – С.68.Красова Т.Д. Теоретические основы детского экспериментирования / Т.Д. Красова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2014. – № 28 (4). – С. 121-123. Ландышева Ю.Л. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников / Ю.Л. Ландышева // Научный поиск. – 2015. – № 3.5. – С. 9-11. Локк Дж. Мысли о воспитании / ДЖ. Локк // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974. – С.86. Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) / М.М. Манасеина// Антология педагогической мысли России второй половин XIX – начала XX вв. / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1990. – С.409.Методикаознакомления детей сприродойвдетскомсаду/ Подред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1992. – 240с.Николаева С.Н. Юный эколог: система работы в старшей группе детского сада: для работы с детьми 5-6 лет / С.Н. Николаева. − М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 166с.Новоселова С. Л. Игра – экспериментирование как детская самодеятельность / С. Л. Новоселова // Информационно-методический и научно- педагогический журнал. Приложение. – 2001. № 4. – С. 86-93.Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына / И.Г. Песталоцци // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1974. – С.137-163.ПоддьяковН.Н. Творчествоисаморазвитиедетейдошкольноговозраста.Концептуал. аспект / Н. Н. Поддьяков; Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград: Перемена, 1994. – 47с.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2005. –64с.Прядка А.Ю. Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста / А.Ю. Прядка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 40. – С. 119-124. Савенков А. Исследовательские методы в дошкольном образовании / А. Савенков //Дошкольное воспитание. – 2005. – №12. – С.6.Савенков А.Исследовательские методы в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание / А. Савенков. – 2006. – №1. – С.7.Теремов А.В. Изучение природы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / А.В. Теремов, С.К. Пятунина // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 7. – С. 34-38. Фартак Л.И. Дидактические основы поисково-исследовательской деятельности дошкольников / Л.И. Фартак // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11-4. – С. 24-28. Щетинина О.В. Детское экспериментирование как эффективное средство развития познавательной мотивации и поисковой активности детей дошкольного возраста / О.В. Щетинина // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2015. – № 1 (1). – С. 24-30.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://mdou5oz.jimdo.com
2. Зыкова О. Любовь к природе воспитываем с детства / О. Зыкова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 114.
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 5-8.
4. Карпичева Е.Л. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника / Е.Л. Карпичева. // Дошкольная педагогика: журнал. – 2012. – №4 .– С. 28-31.
5. Киреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Киреева О. В. − СПб, 2009. − С. 3.
6. Коменский Я.А. Материнская школа / Я.А. Коменский // История дошколь¬ной зарубежной педагогики: Хрестоматия. – М., 1974. – С.68.
7. Красова Т.Д. Теоретические основы детского экспериментирования / Т.Д. Красова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2014. – № 28 (4). – С. 121-123.
8. Ландышева Ю.Л. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников / Ю.Л. Ландышева // Научный поиск. – 2015. – № 3.5. – С. 9-11.
9. Локк Дж. Мысли о воспитании / ДЖ. Локк // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974. – С.86.
10. Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) / М.М. Манасеина // Антология педагогической мысли России второй половин XIX – начала XX вв. / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1990. – С.409.
11. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1992. – 240с.
12. Николаева С.Н. Юный эколог: система работы в старшей группе детского сада: для работы с детьми 5-6 лет / С.Н. Николаева. − М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 166с.
13. Новоселова С. Л. Игра – экспериментирование как детская самодеятельность / С. Л. Новоселова // Информационно-методический и научно- педагогический журнал. Приложение. – 2001. № 4. – С. 86-93.
14. Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына / И.Г. Песталоцци // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1974. – С.137-163.
15. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуал. аспект / Н. Н. Поддьяков; Волгогр. гос. пед. ун-т. – Волгоград: Перемена, 1994. – 47с.
16. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2005. – 64с.
17. Прядка А.Ю. Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста / А.Ю. Прядка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 40. – С. 119-124.
18. Савенков А. Исследовательские методы в дошкольном образовании / А. Савенков //Дошкольное воспитание. – 2005. – №12. – С.6.
19. Савенков А.Исследовательские методы в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание / А. Савенков. – 2006. – №1. – С.7.
20. Теремов А.В. Изучение природы с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / А.В. Теремов, С.К. Пятунина // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 7. – С. 34-38.
21. Фартак Л.И. Дидактические основы поисково-исследовательской деятельности дошкольников / Л.И. Фартак // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 11-4. – С. 24-28.
22. Щетинина О.В. Детское экспериментирование как эффективное средство развития познавательной мотивации и поисковой активности детей дошкольного возраста / О.В. Щетинина // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2015. – № 1 (1). – С. 24-30.

Вопрос-ответ:

Зачем использовать экспериментирование в экологическом образовании дошкольников?

Использование экспериментирования в экологическом образовании дошкольников позволяет им лучше понять принципы и законы природы, развить навыки наблюдения и исследования, а также сформировать ответственное отношение к окружающей среде. Экспериментирование помогает детям активно и практически взаимодействовать с окружающим миром, а не только п pass abоты. Оно способствует развитию их познавательных способностей и интереса к научным исследованиям.

Какие требования ФГОС ДО предъявляются к экологическому образованию дошкольников?

ФГОС ДО предъявляет следующие требования к экологическому образованию дошкольников в образовательной области "Познавательное развитие": расширение представлений о природе, технике и технологиях; развитие познавательного интереса и творческих способностей ребенка; формирование навыков наблюдения, сравнения, классификации, измерения; развитие умений экспериментировать и прогнозировать результаты действий; формирование ответственного отношения к природной и социальной среде.

Какое значение имеет экспериментирование в экологическом образовании дошкольников?

Экспериментирование в экологическом образовании дошкольников имеет огромное значение. Оно позволяет детям практически и самостоятельно исследовать окружающий мир, учиться наблюдать, анализировать и делать выводы на основе собственных опытов. Экспериментирование помогает развивать у детей логическое мышление, креативность, творчество и умение применять полученные знания в повседневной жизни. Оно формирует экологическую культуру и ответственное отношение к окружающему миру.

Какова структура опыта экспериментирования в экологическом образовании дошкольников?

Опыт экспериментирования в экологическом образовании дошкольников имеет следующую структуру: выбор и постановка проблемы; планирование и организация эксперимента; проведение наблюдений и измерений; анализ полученных данных; формулирование выводов; обсуждение результатов; использование полученных знаний в повседневной жизни. Каждый этап включает в себя конкретные задачи и действия, которые помогают детям полноценно осуществлять экспериментирование.

Какая роль экспериментирования в экологическом образовании дошкольников?

Экспериментирование играет важную роль в экологическом образовании дошкольников. Оно помогает развивать познавательные способности, формировать экологическую культуру и позитивное отношение к окружающей среде.

Каково значение экспериментирования в экологическом образовании дошкольников?

Экспериментирование имеет большое значение в экологическом образовании дошкольников. Оно позволяет детям самостоятельно исследовать природные явления и законы, развивает их наблюдательность, логическое мышление и творческие способности.

Какой структуры опыта используют в экспериментировании в экологическом образовании дошкольников?

В экспериментировании в экологическом образовании дошкольников используют структуру опыта, состоящую из введения в проблему, формулировки гипотезы, проведения эксперимента, анализа результатов и сделанных выводов.

Какие требования ФГОС ДО предъявляются к экологическому образованию дошкольников?

ФГОС ДО требуют, чтобы в экологическом образовании дошкольников основное внимание уделялось формированию у детей экологической культуры, пониманию взаимосвязей в природе, развитию наблюдательности и мышления, уважению к окружающей среде.

Какие виды экспериментов используют в экологическом образовании дошкольников?

В экологическом образовании дошкольников используют различные виды экспериментов: наблюдательные, опытно-построительные, исследовательские. Они помогают детям усвоить знания о природных явлениях и взаимодействии людей с окружающей средой.

Какова история использования экспериментирования в экологическом образовании дошкольников?

История использования экспериментирования в экологическом образовании дошкольников насчитывает несколько десятилетий. С самого начала развития экологического образования дошкольников в конце 1960-х годов, экспериментирование с природными материалами и явлениями было важной частью образовательного процесса. Этот подход позволяет детям не только изучать окружающий мир, но и самостоятельно исследовать его и делать открытия.

Какие требования ФГОС ДО устанавливаются для экологического образования дошкольников в образовательной области "Познавательное развитие"?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает требования к познавательному развитию детей. В области экологического образования дошкольников, требуется, чтобы они приобретали знания о природе, взаимодействии человека с окружающей средой и сохранении природного богатства. Дети должны уметь наблюдать и описывать природные явления, а также участвовать в экологических проектах и деятельности.

Какова роль экспериментирования в экологическом образовании дошкольников?

Экспериментирование играет важную роль в экологическом образовании дошкольников. Оно помогает детям лучше понять и изучить природные явления, развивает их наблюдательность и логическое мышление. Через эксперименты дети учатся делать предположения и проверять их, а также находить свои ответы на интересующие вопросы. Экспериментирование также помогает развить у детей творческое мышление и способность к самостоятельному исследованию окружающего мира.