Особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 08.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения детской одаренности 7
1.1.Современные подходы к определению одаренности 7
1.2.Виды одаренности 10
1.3.Сложности психического развития одаренных детей 16
1.4.Принципы выявления и обучения одаренных детей 16
Глава 2.Особенности работы с одаренными детьми 23
2.1.Диагностика и методы работы с одаренными детьми 23
2.2.Социально-педагогическая работа с одаренными детьми 24
Заключение 30
Список литературы 33
В жизни нередко оказывается существенно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он смог сделать с тем даром, который у него есть.Раскрытие возможной и тайной одаренности продиктовано, для начала, гуманистическими соображениями, желанием обратить внимание к большинству ребят. При понимании всей теоретической трудности доминирующим считается желание не “упустить” ни одного малыша, требующего внимания преподавателя.2.2.Социально-педагогическая работа с одаренными детьмиВспомогательное образование предполагает любому ребенку вероятность независимого выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, подключения в разнородные виды работы с учетом персональных наклонностей.Индивидуально-личностная база работы учреждения дополнительного образования разрешает удовлетворить запросы ребят, используя потенциал их независимого времени.Вспомогательное образование детей нацелено на освоение навыка творческой работы в интересующей малыша области фактических деяний на пути к профессионализму. Неувязка работы с талантливыми детками актуальна и многообещающа для системы добавочного образования, так как талантливые детки считаются креативным и интеллектуальным потенциалом для становления дополнительного образования.Создание критерий для рационального становления талантливых детей, включая детей, чья одаренность на конкретный момент быть может еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть большая надежда на последующий большой скачок в развитии их возможностей, считается одним из основных направлений работы учреждения доп образования.Одаренность (по Ожегову) рассматривается как способность к выдающимся достижениям в каждый сфере человеческой работы. Порой одаренность рассматривается как вероятность больших достижений.Дополнительное образование – часть постоянного образования и природный партнер общеобразовательной средние учебные заведения, где на 1 план выходит личность ребёнка, но не учебные программы в своём формализованном облике. Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как общую деятельность воспитателя и обучающегося по развитию того особого, единичного и неподражаемого, что заложено в этом ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.Смысловой и конструктивной единицей системы работы с талантливыми детьми в дополнительном образовании считается ситуация общей продуктивной и творческой работы воспитателя и ребенка, воспитателя и группы. Развитие творческого потенциала талантливых обучающихся представляет исследование и реализацию особых программ. В данные программы обязаны быть включены, вместе с более трудоемкими и дополнительными материалами, исследования по развитию креативных возможностей ребят, коммуникативных, лидерских и других личных качеств, способствующих последующей общественной адаптации талантливых детей. Данные материалы обязаны строиться на последующих психологических и дидактических принципах: Принцип проблемности.Принцип открытости.Принцип исторического реализма.Принцип особенности. Принцип исследовательского подхода. Эти программы обязаны предусматривать даже 5 главных шагов творческого акта: Исследовательская активность.Постановка вопросов и начало личного взаимодействия.Проявление собственных идей (это требует присутствия заинтересованного слушателя).Настоящее воплощение обнаруженного решения и стремление к личной самореализации.Профессиональное творческое самоопределение (этот этап быть может продан при условии положительной оценки и общественного признания).Задача работы с талантливыми детьми – развитие креативных возможностей в условиях дифференцированного и персонального обучения. Для реализации этой цели нужно решить последующие задачи: Знакомство преподавателей с научными данными о эмоциональных отличительных чертах и методических приемах, действенных при работе с детьми, через - проведение педагогических советов с приглашением профессионалов; - изучение на курсах повышения квалификации; - подбор и скопление в библиотечном фонде литературы, достаточной для самообразования, регулярный обзор свежих поступлений; - научно-методическую работу по этому направлению (с дальнейшим обсуждением и обменом опытом) раскрытие талантливых детей на базе результатов конкурсов, выставок и других соревновательных событий, достигнутых фактических последствий в ключевых областях деятельности, исследовательских данных, путём: - обсуждения критериев, дозволяющих судить о наличии одаренности; - знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; - выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка; - длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехам в реальной деятельности; формирование банка данных “Развитие”;Исследование и введение личных и групповых программ, позволяющих наиболее полно удовлетворять интересы обучающихся;Для проектирования образовательной микросреды нужно взаимосвязанное планирование 3-х ее компонентов: пространственно-предметного, общественного и психодидактического.Главнейшая роль принадлежит проектированию психодидактического компонента. Развивающая образовательная среда, которая с меньшими затратами быть может реализована в системе дополнительного образования, гарантирует формирование у учеников интеллектуальных возможностей, креативного потенциала.Отталкиваясь от вышеизложенного, идет выделить последующие взаимосвязанные направления работы доп образования:- проектно-исследовательская работа, как продолжение, углубление и фактическое использование базисных образовательных курсов;- закрепление здоровья;- коммуникативные и другие тренинги.Составляющие педагогических технологий, используемых в системе доп образования для работы с талантливыми ребятами: Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит работа)Составление внутренней мотивации. Организация образовательного процесса при “субъект – субъектных отношениях”.Предоставление “веера выбора”, собственно восоздает способности любому обучающемуся способности для становления. Рефлексия.Вероятность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.Соблюдение основ – “право на погрешность”, “обстановка успеха”, “не сопоставлять с иными” и т.п., которые создают удачный морально-психологический климат.Интегративный подход. Для начала, заметим, что личностно-деятельностный характер образовательного процесса разрешает улаживать 1 из основных задач системы дополнительного образования - выявление, становление и поддержку одаренных ребят. Дополнительное образование дает каждому ребенку возможность независимого выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, подключения в разнородные виды работы с учетом их индивидуальных предрасположенностей. Одной из особенностей доп образования считается непрерывность процесса. Оно не имеет фиксированных сроков окончания и поочередно переходит из одной стадии в иную. Индивидуально-личностная база работы учреждений данного вида разрешает удовлетворять запросы конкретных ребят, используя потенциал их свободного времени.В системе дополнительного образования имеют все шансы быть уделены следующие формы преподавания талантливых ребят:- изучение личное или же в небольших группах по программам творческого развития в конкретной области;- работа по исследовательским и креативным планам в режиме наставничества;- очно-заочные школы;- каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, креативные лаборатории;- креативные конкурсы, фестивали, олимпиады;- детские научно-практические конференции и семинары.Нужно будет увидеть, что в случае если целесообразность обучения ребят со особыми видами одаренности (к примеру, в сфере музыки, балета, искусства) в специализированных школах не подвергается сомнениям, то вопрос о потребности создания настолько же школ для преподавания детей с умственной одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий.И все же, по вопросу реализацией федеральной программы «Одаренные дети» сеть этих образовательных учреждений в стране расширяется. При всем этом употребляется опыт иностранной и отечественной практики отдельного преподавания талантливых ребят. Родителям полезно помнить, что их ребенок если не талантлив, то во всяком случае – способен. Если способности разносторонние, то он будет хорошо успевать по всем предметам и избавит родителей от неприятностей в школе, в противном случае цель родителей – найти и поощрить тот вид занятий, который является общественно значимым и одновременно – интересным для ребенка. Способность – это главным образом увлеченность делом. Если оно по душе, то и усидчивость, и внимание, и терпение и выносливость проявятся. Современная педагогическая наука считает главной составляющей успеха – мотивацию к работе. Поиск мотивации – дело не только учителей, но в первую очередь родителей.В воспитательном процессе особая важность принадлежит личному примеру. Если отец увлечен своим делом и знакомит с ним дочь или сына, то вероятность проявления таланта ребенка именно в этом деле выше. Родительская культура заключается не только и не столько в том, чтобы одеть и накормить ребенка, сколько в том, чтобы помочь ему найти свое призвание, развить призвание в талант, реализовать себя в любимом деле. Для этого нужен такт, уважение к интересам ребенка, внимание к нему. Тогда не будет проблем ни с учебой, ни с дурной компанией.ЗаключениеВ собственной работе мне помимо прочего понадобилось столкнуться с дифференцированным подходом к обучению и развитию одаренных ребят и ребят с завышенными интеллектуальными способностями. Мною был проведен ряд исследований соответсвующей литературы, посвещенной исследованию этого вопроса. К какому же мнению прибывают большая часть отечественных и иностранных экспертов в вопросе о том, что считается основанием возникновения и развития персональной одаренности а аналогично – какие проблемы в ежедневной жизни претерпевают эти ребята? В следствие трудностей диагностики такие классические способы, как разговоры, вопросники, оказываются неэффективными. Младшие подростки претерпевают проблемы, связанные с недостающим умением обдумывать, подвергать анализу, выражать словами собственные трудности. Тут нужно установление долгого доверительного контакта, в процессе которого становится вероятным свободное, честное рассмотрение конкретных переживаний малыша. Какие-либо идеи структурной психологии на самом деле свидетельством обнаружить отдельные условия развивающегося процесса обучения.В советской психологии эти идеи использовались,например,при исследовании проблемы так называемого "перенесения" усвоенных познаний и умений в какие-либо иные области. Л.С.Выготский подчеркивал, что, если отталкиваться от осмотренных теорий, то можно "наметить наиболее верное решение" вопроса о отношении преподавания и развития. Это говорит о том, что сам Л.С.Выготский не соглашается с решением этого вопроса ни в одной из теорий, даже в третьей, которой он симпатизировал, по-видимому, в самой большой степени. В сжатом виде он определил собственную позицию так: "Наиболее важным для выдвигаемой здесь гипотезы является положение о том, что процессы становления не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими зоны близкого развития ...Наша гипотеза устанавливает единство, но не тождество действий обучения и внутренних действий развития. Она представляет переход от одного в иное". Вопрос, который я рассматриваю в собственной курсовой работе 1 из самых важных в психологии и педагогике в настоящее время. Это вопрос о развитии умственных возможностей человека, о одаренности, гениальности. И особо стоит обратить внимание на то, что - какое влияние на данные возможности оказывает развитие творческого потенциала малыша, каким образом психологически правильно развивая фантазия, обогащая духовный и культурный уровень можнож достичь высококачественного улучшения действий мышления. Я пытаюсь проследить,- на сколько тесно связаны творчество и разум. Современная медицина и психология утверждают, что каждый ребенок без фатальных патологий рождается талантливым. Однако у всех свой талант, свои способности. Одному дано хорошо рисовать, другому дан абсолютный музыкальный слух и голос, третьему - логическое мышление, четвертому - фантазия и юмор. Чаще всего ребенку, человеку присущ не один дар, а комплекс способностей, причем разнообразных. В то же время едва ли можно найти человека, которому дано все. Например, есть у кого-то и фантазия, и художественный вкус, и слух, но координация движений, скорость реакций - невысокая. Он может стать талантливым писателем, архитектором, музыкантом, а вот спортсменом или танцором - вряд ли.Если способности не развивать, они могут никогда не проявиться, более того, утратиться. Сегодня человек достигает высоких творческих результатов только благодаря огромному неустанному труду, использованию современных методов педагогики, высоких технологий в обучении.Из высказанных тезисов ясно, как важно выявить одаренность человека в самом раннем возрасте с тем, чтобы направить его развитие в одном из тех направлений, к которым у него от природы имеются способности и склонности. Сколько существует примеров людей, не нашедших себя в жизни или нашедших очень поздно. Список литературыАванесова Г.А. Культурно-Досуговая деятельность: теория и практика организации. - М: Аспект-Пресс, 2006. - 236 с.Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В. и др., Психология и педагогика, М.- Новосибирск, Инфра-М-НГАЭиУ, 1998Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М., 2006.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006.Анофриков П.И. Клуб, кино и фантазия. - Новосибирск: Кн. изд-во, 1990. - 101 с.Ариарский М. А. Прикладная культурология. – 2-ое издание, исправленное и дополненное. - С-Пб: Издательство «Эго», 2001. - 287 с.Аристотель. Никомахова этика // Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. - М., 1976.Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. - Новосибирск, 1997.Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2010.Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 2012.- №4.- с.73. Вебер М. Город / Избранное: Образ общества. - М., 1994.Воспитание школьника. Библиотека журнала №2, 1999Годин В.В., Корнеев И.К. Информационное обеспечение управленческой деятельности. - М., 2005.Гольман И.А., Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация. - М.: Гепопринт, 2003.Гранильщиков Ю.В. Молодежный туризм. - М., 2005.Гребенников И. В. Основы жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. – 275 с.Кон И.С. Психология юношеского возраста, М., 1979Мудрик А.В., Введение в социальную педагогику, М., 1997Педагогика (под ред. П.И.Пидкаситого), Российское педагогическое агентство, М.,1997Семья и школа, №№9-11, 1998, №№2-6 1999Школы разные нужны, школы разные важны //Петроградская сторона, 1998, №21
1. Аванесова Г.А. Культурно-Досуговая деятельность: теория и практика организации. - М: Аспект-Пресс, 2006. - 236 с.
2. Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В. и др., Психология и педагогика, М.- Новосибирск, Инфра-М-НГАЭиУ, 1998
3. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М., 2006.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006.
5. Анофриков П.И. Клуб, кино и фантазия. - Новосибирск: Кн. изд-во, 1990. - 101 с.
6. Ариарский М. А. Прикладная культурология. – 2-ое издание, исправленное и дополненное. - С-Пб: Издательство «Эго», 2001. - 287 с.
7. Аристотель. Никомахова этика // Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. - М., 1976.
8. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. - Новосибирск, 1997.
9. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: По¬собие для воспитателей и родителей. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2010.
10. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 2012.- №4.- с.73.
11. Вебер М. Город / Избранное: Образ общества. - М., 1994.
12. Воспитание школьника. Библиотека журнала №2, 1999
13. Годин В.В., Корнеев И.К. Информационное обеспечение управленческой деятельности. - М., 2005.
14. Гольман И.А., Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация. - М.: Гепопринт, 2003.
15. Гранильщиков Ю.В. Молодежный туризм. - М., 2005.
16. Гребенников И. В. Основы жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. – 275 с.
17. Кон И.С. Психология юношеского возраста, М., 1979
18. Мудрик А.В., Введение в социальную педагогику, М., 1997
19. Педагогика (под ред. П.И.Пидкаситого), Российское педагогическое агентство, М.,1997
20. Семья и школа, №№9-11, 1998, №№2-6 1999
21. Школы разные нужны, школы разные важны //Петроградская сторона, 1998, №21
Вопрос-ответ:
Какие подходы используются для определения одаренности у детей?
Современные подходы включают интеллектуальные, творческие и социальные подходы. Интеллектуальный подход основан на оценке IQ и уровне развития умственных способностей. Творческий подход связан с оценкой креативности и способности детей к нестандартному мышлению. Социальный подход учитывает способность детей к коммуникации, лидерству и взаимодействию с окружающими.
Какие виды одаренности существуют?
Одаренность может проявляться в разных областях. Некоторые виды одаренности включают математические способности, литературное творчество, музыкальные способности, художественное творчество, спортивные способности и другие. Каждый ребенок может быть одаренным в разных областях.
С какими сложностями может столкнуться одаренный ребенок в психическом развитии?
Одаренные дети могут испытывать сложности в социальной адаптации, эмоциональной сфере, самореализации и мотивации к учебе. Они часто чувствуют себя чужими среди сверстников, могут иметь проблемы социального взаимодействия и столкнуться с недооценкой своих способностей.
Какие принципы используются при выявлении и обучении одаренных детей?
При выявлении и обучении одаренных детей применяются принципы индивидуальности, дифференциации, интеграции и комплексности. Индивидуальный подход позволяет учитывать потребности и особенности каждого ребенка. Дифференциация предполагает адаптацию образовательных программ и методов работы. Интеграция способствует включению одаренных детей в общество и общение с разными группами. Комплексный подход включает разные аспекты работы с одаренными детьми, включая социально педагогическую поддержку.
Какие подходы используются для определения одаренности у детей?
Современные подходы к определению одаренности у детей включают комплексный подход, который учитывает не только интеллектуальные способности, но и таланты, творческий потенциал и другие аспекты развития. Также используются тесты на определение IQ, анализ академических успехов и мнение педагогов и родителей.
Какие виды одаренности у детей существуют?
Существуют различные виды одаренности у детей, такие как математическая, лингвистическая, музыкальная, художественная, спортивная и другие. Каждый ребенок может быть одаренным в определенной области и иметь разные таланты и способности.
Какие сложности могут возникать в психическом развитии одаренных детей?
Одаренные дети могут сталкиваться со сложностями в психическом развитии, такими как слишком быстрое развитие, высокая чувствительность, трудности в общении со сверстниками, низкая самооценка и т.д. Поэтому важно проводить специфическую работу с такими детьми, чтобы помочь им справиться с этими сложностями и развить свой потенциал.
Какие принципы используются при выявлении и обучении одаренных детей?
При выявлении и обучении одаренных детей применяются такие принципы, как индивидуальный подход, развитие творческого потенциала, создание стимулирующей обстановки, использование различных методов и средств обучения, учет интересов и способностей ребенка, сотрудничество с родителями и педагогами. Все эти принципы помогают эффективно выявить и развить потенциал одаренных детей.