Проблемы правого регулирования театрального дела современной России: постановка вопросов, пути решения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История современная
  • 65 65 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 29.05.2016
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Государственная культурная политика. Развитие законодательства с 1991 по 2016 гг. 6
1.1. Основные законодательные акты в период с 1991 по 1996 гг. 6
1.2. Основные законодательные акты в период с 1997 по 2001 гг. 13
1.3. Основные законодательные акты в период с 2002 по 2016 гг. 19
Глава 2. Актуальные вопросы в театральной сфере 30
2.1. Проблема управления в театральных учреждениях 30
2.2. Правовой статус театрального режиссера 38
2.3. Особенности трудовых отношений в театральной сфере 45
2.4. Пределы вмешательства государства в творческий процесс, ответственность и самоограничение художника 51
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение 1

Фрагмент для ознакомления

В современных условиях как указывалось выше назначение и увольнение руководителя может осуществляться органами власти. Пределы работодательской правосубъектности тесно взаимосвязаны с реализацией физическими лицами равной возможности вступления в трудовые правоотношения на основе трудового договора. Такой критерий трудовой правосубъектности работодателя, как его способность осуществлять прием на работу и заключать ТД, базируется на том, что у работодателя отсутствует абсолютная обязанность вступать в трудовое правоотношение с любым работником, но при этом он связан определенными нормативными установками и не вправе отказать в заключении трудового договора отдельным категориям граждан.Правовое регулирование трудовых отношений артистов и худруков осуществляется на основании ст. 351 ТК РФ. Стоит отметить, что ТК РФ достаточно кратко подходит к вопросу регулирования данной категории работников, видимо отсылая к общим нормам трудовых правоотношений. Однако это не совсем правильно, так как существует множество нюансов творческой деятельности, что не находит отражения ни в гражданском, ни в трудовом законодательстве. Прежде всего, субъектом трудовых отношений выступает творческий работник. Под творческим работником стоит понимать физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числутворческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовешания). Данное определение закреплено Основах законодательства Российской Федерации о культуре.Статья 9 ТК РФ предусматривает, что регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, ТД. Рыночным условиям экономики больше соответствует договорный способ построения взаимоотношений между субъектами трудового права. Причем, речь идет не только об индивидуальных, но и о коллективных трудовых отношениях, а также об иных отношениях, непосредственно связанных с трудовыми. Можно предположить, что одной из важнейших черт метода трудового права на современном этапе является все более расширяющееся, объективно набирающее силу индивидуальное и коллективное договорное регулирование отношений, составляющих предмет трудового права. Фактически особенности творческого труда определены конкретным трудовым договором. ТК РФ в ст. 57 все условия, включаемые в содержание ТД, определял как существенные. Однако следует отметить, что сам перечень существенных условий ТД. Введение в ТК РФ понятия «существенные условия ТД» оказалось теоретически неоправданным и практически нецелесообразным. Законодатель отошел от понятия существенных условий ТД, заменив на понятие обязательных и дополнительных условий ТД. К обязательным, относятся условия: о месте работы, о трудовойфункции, о дате начала работы, обоплате труда, о социальном страховании. Вместе с тем в ряде случаев круг обязательных условий может расширяться. Если стороныоговаривают срок действия договора, то данное условие включаетсяв число обязательных с уточнением срока его действия и обстоятельств (причины), послужившихоснованием для заключения срочного ТД в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом. Внимания заслуживает одно из обязательных условий – о трудовой функции, которое нередко оценивается как сердцевина содержания ТД. Условие о трудовой функции характеризует работу, круг обязанностей, который надлежит исполнять работнику. К дополнительным условиям ТД относятся условия, которые необязательно должны быть оговорены сторонами, например, «испытание при приеме на работу». Режим рабочего времени и времени отдыха определяется условиями ТД. Современное российское трудовое законодательство устанавливает запрет на ухудшение положения работника. При применении данного положения к творческим работникам стоит руководствоваться общими нормами ТК РФ.Творческие работники, как и иные работники, также подчиняются правилам режима рабочего времени, а также отдыха, включая и отпуск. В данном случае, законодательством не предусматриваются какие-либо особенности в отношении работников театральной деятельности.Руководитель театра должен обязательно вести учет рабочего времени творческих работников. Могут быть приняты разные системы рабочего времени – пятидневная, не полная неделя, сменная работа. Продолжительность работы в ночное время регулируется ст. 96 ТК РФ.По мнению С.А.Михайлова, учет рабочего времени – это один из значимых институтов трудового права. Исследователь относит к этому институту не только понятие времени труда, но и все время пребывания в организации. Для творческого процесса это наиболее важно, так как репетиции могут иметь длительный промежуток времени.Предоставление работнику времени отдыха является важным условием восстановления работоспособности работника после утомления, вызванного работой. Оно также необходимо для сохранения работоспособности работника в течение длительного времени. Это подтверждается не только влитературе по трудовому праву, но и в литературе по физиологии.Однако применяя теоретические основы трудового права к творческим работника, необходимо применять не только общие положения, поскольку творческая деятельность подчинена другим принципам, в основе которых лежит некая свобода действий, неограниченность театрального процесса рамками регламентов. Важное значение, в рамках прав работника, имеет также право на информацию о трудовой деятельности, что включает в себя информацию о деятельности организации, об условиях труда, о заработной плате, о режимах труда и отдыха, об ответственности и проч.В последнее время в театрах участились случаи трудовых конфликтов актеров с их руководителями, возникающие по вопросам заработной платы, учета рабочего времени, что выливается в противостоянии с художественными руководителями. Думается, эта проблема связана с тем, что вопросы трудовой деятельности, а также вопросы функции руководства недостаточно регламентированы в законодательстве. Регламентация отношений в рамках общих норм ( ст. ст.56, 57 ТК РФ) как трудовой функции работника не отражает то многообразие взаимосвязей, которые возникают в творческой, среде, в процессе постановок. На сегодняшний день, фактически, в театре два управленца руководителя: один руководит организационным процессом в целом, театром как организацией, другой руководит творческим процессом (режиссёр-постановщик). Регламентация данных отношений посредством общих норм трудового права показывает недостаточность для регулирования многоаспектных правоотношений.В данном случае работник театра выступает слабой стороной трудовых правоотношений, поскольку решение остается либо за руководителем, либо, как сейчас даже за органами власти. Взаимосвязи трудовых правоотношений в театральной деятельности недостаточно урегулированы. В данном случае стоит говорить о предоставлении определенных преимуществ для творческих работников и возложения на руководителей дополнительных обязанностей. В данном случае речь идет о том, что нельзя творческий процесс регламентировать только общими нормами, а как показывает практика, Уставы театров и Положение о театре, достаточно скудно регламентируют правоотношения по исполнению трудовой функции в творческой среде.Таким образом, на сегодняшний день стоит указать на то, что многие вопросы трудового права в области регулирования трудовых отношений творческих работников недостаточно урегулированы. При этом наблюдается нарушение трудовых прав артистов, как в области учета рабочего времени, в области вознаграждения за труд, переработок, что является рудиментом советской эпохи, когда артисты работали в рамках государственного регулирования. Переход к рыночной экономике во многих театрах сопровождается советским типом администрирования, когда творческий труд оценивается как добровольность артиста идти на творческие переработки и низкую оплачиваемость. В некоторых регионах заработная плата артиста составляет 6 тыс. рублей, а заработная плата режиссеров от 150 тыс. и выше налицо несоразмерность трудового регулирования деятельности.2.4. Пределы вмешательства государства в творческий процесс, ответственность и самоограничение художникаВ последние годы в рамках рыночной экономики происходит трансформация финансовых отношений театров. Они являются самостоятельными единицами, юридическими лицами, финансовая деятельность которых обособлена от государства (не говоря о федеральных театрах). Снятие государственного контроля над ценообразованием в театральной деятельности в условиях рыночной экономики позволило руководству театров наладить политику цен и сделать театр доступным. Продажа билетов помогла в борьбе с перекупщиками и дефицитом на билеты, что увеличило доходы театров. Возможность самому формировать свой репертуар позволила театрам расширить репертуар и быть более конкурентоспособными организациями. Расширение репертуара также дало возможность задействовать иностранных актеров и режиссеров, что соответствует мировым практикам театров. Внесение в репертуар постановок западных режиссеров привлекло дополнительное внимание к театру со стороны мирового культурного общества и позволило театру успешно гастролировать. И наконец, институциональные преобразования позволили театрам создавать попечительские советы, состоящие из крупных российских предприятий, что привлекло дополнительные средства на развитие театров и дало театрам возможность отойти от прямой зависимости от государственных вливаний. И всё же важно отметить, что зачастую успешное функционирование таких организаций, как театр, невозможно без государственной поддержки. Индустрия сценических искусств требует политических и экономических регуляторов.Последнее десятилетие развития театрального дела в России показало, что основной финансово-экономической опорой театра даже в условиях рынка остаётся государственная поддержка. Сегодня государство в лице своих представителей не участвует в формировании репертуара, не состоит в художественных советах театров (там, где они ещё сохранились) и практически не вмешивается в повседневный процесс управленческой деятельности.Прежде всего, позиция государства по отношению к театральному искусству и театру как социальному институту проявляется в материальной поддержке театров: финансировании определенных театральных проектов, распределении грантов, присуждении премий, формировании госзаказов. Второе, в чем проявляется его существенное влияние на театральный процесс, — назначение, ротация и смена руководящего состава театров, находящихся на государственном финансировании. Третье, в чем государство проявляет свою властную волю, — это распределение зданий и другого имущества между различными театральными коллективами. Кроме того, нельзя не учитывать влияния законотворческой деятельности на текущую театральную жизнь. Достаточно вспомнить те бурные обсуждения и в прессе, и в кулуарах всех учреждений, которые вызвали принятия федеральных законов №174-ФЗ («Об автономных учреждениях») и закона о контрактной системе.В странах с переходной экономикой государству необходимо разрабатывать законопроекты, направленные на развитие сферы сценических искусств на национальном и региональном уровнях. Также нельзя оставлять без внимания такую маркетинговую проблему, как «болезнь издержек», которая характеризуется тем, что зачастую издержки организаций, связанных с искусством, значительно превышают их доходы; этот разрыв может быть компенсирован только за счет государственных, частных и общественных пожертвований. Существует несколько общепринятых инструментариев для поддержки индустрии сценических искусств, которыми пользуются в развитых странах: фискальные меры (субсидии, налоговые льготы, инвестиционные налоговые льготы), правовые политики (защита авторских прав, положения о прямых иностранных инвестициях), политика в сфере торговли (квоты на импорт), образование и обучение, информационный обмен и развитие рынка, международное сотрудничество (культурный обмен и культурная дипломатия) и, наконец, политика в сфере социального обеспечения. Основными аспектами совершенствования в области государственного регулирования должны стать следующие меры.Прежде всего, необходима разработка новой кадровой политики театрального дела, основанной на анализе внешней и внутренней среды, а именно:- разработка стратегического планирования, учет финансовых возможностей и потенциала того или иного театра;- комплексный учет как количественных, так и качественных характеристик артистов исполнителей, режиссеров, руководителя театра;- анализ ситуации на рынке, мониторинг заработной платы, оценка спроса и конкурентоспособности театра;- новая организационная культура работы с персоналом, основанная на принципах социальной ответственности.Кадровая политика должна опираться на следующие положения:1.Политика управления персоналом и в целом театром должна носить стратегический характер.2. Гибкость политики управления персоналом, основанной на стабильности и ожиданий персонала театра, а также на динамике развития. То есть политика должна корригироваться в зависимости от определенной ситуации в организационной или финансовой сфере. 3. Творческий потенциал театра должен соотносится с финансовыми возможностями.4. Необходим индивидуальный подход к артистам-исполнителям.Важное значение имеет также создание гибкой политики по управлению персоналом.В основе любого театра лежит конкретный коллектив, семья, который является важной опорой театральной деятельности, в связи с этим основным принципом работы должен стать принцип стабильности, который будет основан на правильном учете рабочего времени, соизмеримой оплаты труда и затраченных сил артистов-исполнителей. Важное значение, на современном этапе имеет создание такой среды, которая бы позволяла избегать конфликтов, которые участились в последнее время во многих театрах. Это сигнализирует о неэффективности управления.Необходимо учреждениям культуры театрам совершенствовать работу финансово-экономического плана. Проводить работа по активизации и расширению межрегионального сотрудничества в социокультурной деятельности.Нормативно-правовое регулирование должно служить системой обеспечения институциональной деятельности театра, на всех уровнях управления. Для четкости законодательства, необходимо в первую очередь кодификация всех существующих нормативных актов, действующих в области театрального дела, для избежания дублирования, для появления единого федерального акта.Необходима разработка и реализация стратегической цели театральной политики - укрепления основ взаимодействия государства и театров. В меняющихся социально-экономических условиях деятельность государства и других возможных субъектов театральной деятельности должна быть скоординирована в рамках общей стратегии и базироваться на потенциалах, выраженных формулой: государство – культурно-театральная деятельность – театр - население. Это предполагает более тесное взаимодействие всех субъектов культруной деятельности.Иными словами, культурная политика должна быть направлена на создание условий, в которых театры могли бы эффективно функционировать. Одним из важных аспектов совершенствования вмешательства государства в жизнь театра является четкость законодательного регулирования. Обозначенные проблемы в данной работе требуют разрешения.В рамках процесса совершенствования, необходимо принять недостающие нормы, которые бы подробно регулировали отношения в сфере театра, в частности стоит проработать такие понятия как разграничение полномочий режиссера-постановщика и руководителя театра, необходимо закрепление понятий этих субъектов права, важно определить круг ответственности данных лиц как к творческому процессу, так и обладанию авторских прав. В ТК РФ необходимо обязательно выделить главу, посвященную вопросам регулирования трудовых отношений творческих работников, закрепление в ТК РФ или в Положении о театре понятия творческого работника театра.Отдельно необходимо уделить внимание проблемам управления театром, определения творческого и финансового управления. Сторонники более углубленного нормативно-правового регулирования утверждают, что соответствующие нормы регулирования театральной деятельности обеспечит более высокий уровень защиты артистов, режиссеров закрыв существующие пробелы в праве РФ. В рамках процесса совершенствования, необходимо принять закон федерального уровня – о театре и театральной деятельности. Данный закон жизненно необходим для правовой регламентации и уточнения функций и полномочий субъектов права театральной деятельности.   Необходимо установить модель поведения, соответствующую нормам права, для того, чтобы ответственность носила именно нормативный характер. То есть предопределить издание источника права, в данном случае речь пойдет о необходимости установления такой модели, который разъяснит правовой статус и ответственность в сфере театральной деятельности, поможет оценить риск и пределы осуществления творческой деятельности в России сегодня. Вывод по главе 2.Важной проблемой управления театром является проблема администрирования, которая довольно часто вступает в противоречие с творческой свободой, с учетом принятия управленческих решений интересов творческих работников.Среди проблем правового статуса режиссера стоит обозначить следующие проблемы:- нечеткая урегулированность статуса в федеральном законодательстве;- отсутствие четкого закрепления авторского права режиссера (закреплены только смежные права);- дисбаланс управления и разграничения полномочий между режиссером постановщиком и руководителем театра;- кадровая проблема, особенно в регионах.В рамках процесса совершенствования, необходимо принять закон федерального уровня – о театре и театральной деятельности. Стоит проработать такие понятия как разграничение полномочий режиссера-постановщика и руководителя театра, необходимо закрепление понятий этих субъектов права, важно определить круг ответственности данных лиц, как к творческому процессу, так и обладанию авторских прав. Важно определить статус творческих работников театра – артистов и не творческих работников, административного персонала и их статус в законе.Данный закон жизненно необходим для правовой регламентации и уточнения функций и полномочий субъектов права театральной деятельности.  При условии принятия федерального закона о театральной деятельности, в ТК РФ необходимо обязательно выделить главу, посвященную вопросам регулирования трудовых отношений творческих работников.ЗаключениеДостижение поставленной цели позволяет говорить о решении следующих задач.- охарактеризованы основные законодательные акты в период с 1991 по 1996 гг.;- изучены основные законодательные акты в период с 1991 по 1996 гг.;- определены основные законодательные акты в период с 2002 по 2016 гг.;- раскрыты проблемы управления в театральных учреждениях;- определен правовой статус театрального режиссера;- выявлены особенности трудовых отношений в театральной сфере;- изучены пределы вмешательства государства в творческий процесс, ответственность и самоограничение художника. На основании этого стоит выделить основные итоговые выводы.Период с 1991 по 1996 г. в нормативно-правовом регулировании театральной деятельности можно назвать как периодом становления нормативно-правовой основы, переживающем серьезные изменения, как в области культурной политики, так и в частности управления театральным делом.Основной проблемой этого периода явилось не урегулирвоанность многих вопросов, касающихся юридического статуса театра, финансовых основы и финансовой деятельности театра, а также непосредственного регулирования гастрольной деятельности. Но в этом периоде можно отметить, принятие таких знаковых нормативных актов как Конституция РФ, Основы культурной политики, Гражданского кодекса.С 1997 по 2001 г. формируются новые основы театральной деятельности, основанные на демократическом развитии культуры, ее ценностей в России. Более того сфера культуры становится аспектом конституционного регламентирования, что создает предпосылки в 1997-2001 г. для принятия новых актов, а также первого использования программного подхода к театральной деятельности.В современный период происходит изменение и дополнение существующих норм в области административного управления театром, в области регулирования авторских прав и несения ответственности субъектами права. При этом обостряется ряд проблем правового характера в области регулирования театрального дела.Важной проблемой управления театром является проблема администрирования, которая довольно часто вступает в противоречие с творческой свободой, с учетом принятия управленческих решений интересов творческих работников.Среди проблем правового статуса режиссера стоит обозначить следующие проблемы:- нечеткая урегулированность статуса в федеральном законодательстве;- отсутствие четкого закрепления авторского права режиссера (закреплены только смежные права);- дисбаланс управления и разграничения полномочий между режиссером постановщиком и руководителем театра;- кадровая проблема, особенно в регионах.В рамках процесса совершенствования, необходимо принять закон федерального уровня – о театре и театральной деятельности. Стоит проработать такие понятия как разграничение полномочий режиссера-постановщика и руководителя театра, необходимо закрепление понятий этих субъектов права, важно определить круг ответственности данных лиц, как к творческому процессу, так и обладанию авторских прав. Важно определить статус творческих работников театра – артистов и не творческих работников, административного персонала и их статус в законе.Данный закон жизненно необходим для правовой регламентации и уточнения функций и полномочий субъектов права театральной деятельности.  При условии принятия федерального закона о театральной деятельности, в ТК РФ необходимо обязательно выделить главу, посвященную вопросам регулирования трудовых отношений творческих работников.Список использованной литературыНормативно-правовые актыВсемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.). Пересмотренная Конвенция и Протоколы к ней вступили в силу 10 июля 1974 г.Бернская конвенции об охране литературных и художественных произведений 1967 г. // СПС Консультант плюс 2015Конституция Российской Федерации // РГ 1993- 25 декабряГК РФ часть 1. 1994 г. // СЗ РФ 1994. - № 32, ст. 3301.Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ 2013. № 14, ст. 1652.Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 46, ст. 2615; 2009. № 52, ч. 1, ст. 6411.Положение о театре в РСФСР от 31 мая 1991 г. // [Электронный ресурс]: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr0174.htmУказ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 28, ст. 3358; 1999. № 39, ст. 4594; 2001. № 7, ст. 629.Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1996 г. № 1061 «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» // СЗ РФ. 1996. № 38. Ст. 4431Указ Президента РФ от 31 декабря 2002 г. № 1473 «О мерах государственной поддержки музыкального искусства» // СЗ РФ. 2003. № 1. Ст. 122Указ Президента РФ от 15 марта 2005 г. № 291 «О мерах государственной поддержки ведущих профессиональных коллективов народного музыкального и хореографического искусства» // СЗ РФ. 2005. № 12. Cт. 1022Указ Президента РФ от 11 августа 2005 г. № 953 «Об учреждении грантов Президента Российской Федерации в области театрального искусства» // СЗ РФ. 2005. № 33. Ст. 3400Положение о принципах государственного финансирования государственных и муниципальных театров РСФСР // [Электронный ресурс]: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr0174.htmПостановление Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 (ред. от 23.12.2002) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» (вместе с «Положением о театре в Российской Федерации», «Положением о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации»)Об утверждении Федеральной целевой программы «Сохранение и развитие культуры и искусства»: Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 541 // СЗ РФ. 1996. № 14, ст. 413.Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=30869Специальная литератураАвдеев В.В. Трудовой договор(отношения) с творческим работников // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2009. № 10. С. 38-45.Бочкарева Э.Э. Маркетинговые аспекты развития театров в современных условиях // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С. 214-218.Зарипова З.Н., Шавин В.А. Субъекты трудового права // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 9. С. 105-124.Кирсанова К. Исполнение и постановка как объекты смежных прав: прошлое, настоящее и будущее // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. № 7. С. 17-25.Кокина С. Статус руководителя коллектива артистов-исполнителей в соответствии со ст. 1314 ГК РФ // Хозяйство и право. 2011. № 12. С. 11-21.Мерзликина Е.В., Портнягина Э.В. Вопросы государственного управления в сфере культуры РФ // В сборнике: Территория права Сборник научных статей. Ответственный редактор Сусликов В.Н.. 2015. С. 156-159.Михайлов С.А. Рабочее время: интерпретация отдельных изменений законодательства о труде РФ // Вестник АПК Верхневолжья. 2012. № 1. С. 1Моргунова Е.А. Авторское право – М.: Норма, 2010. С. 39Мухина Н.В. Режиссер как субъект интеллектуальных прав // Юридическая мысль. 2010. № 2. С. 92-98.Ненашев А.Н. Правовые ресурсы современной отечественной культурной практики // Культурное наследие России. 2015. № 3. С. 53.Охотникова Т.В. Современный режиссер театрализованных представлений и праздников: работа над имиджем // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2-1. С. 16-19.Прокопова Н.Л. Приглашенные режиссеры в художественной деятельности нестоличных театров //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3-1. С. 55-59.Райкова-Мерц Е.В. Организационная культура театра как предмет социально-психологического исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. № 3-1. С. 76-80.Рейнбах Е.Ю. Сущность и формы реализации региональной культурной политики // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5. С. 361-364.Сурмина А.Ю. Организационные проблемы управления театром оперы и балета как полифоническим социокультурным институтом // Социальная политика и социология. 2013. № 2-1 (92). С. 264-271.Трудовое право - Под ред. О.Б. Смирнова – М.: Юристь 2009. С. 14Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности человека: учебное пособие к элективному курсу. Волгоград, 2009. С. 14. Фокин А.И. Время непосредственных посредников //Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2013. № 1. С. 137-155.Хохлов В. А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М., 2008Электронные ресурсыАктеры алтайской драмы взбунтовались против директора и худрука // [Электронный ресурс]: http://www.teatral-online.ru/news/3455/Актеры Гоголя против назначения худруком К.Серебренникова // [Электронный ресурс]: http://www.spb.kp.ru/daily/25930/2879842/Актеры на таганке обиделись на Любимова // [Электронный ресурс]:http://www.ntv.ru/novosti/232086/Заседание Совета по культуре и искусству [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/news/19353 Структура Министерства культуры РФ // [Электронный ресурс]: http://mkrf.ru/ministerstvo/struktura/Театры федерального ведения // [Электронный ресурс]: http://mkrf.ru/deyatelnost/statistics/institution/theatre/Фокин В. Я очень люблю театр, это моя жизнь. Но я ненавижу театр в жизни. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rg.ru/ 2012/02/20/fokin-dz.html Худруки театров Петербурга возмущены и требуют диалога с чиновниками // [Электронный ресурс]: http://www.dp.ru/a/2012/05/10/Hudruki_teatrov_Peterburg/Что делает режиссер? // [Электронный ресурс]: http://videoforme.ru/wiki/objazannosti-rezhissera

1. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.). Пересмотренная Конвенция и Протоколы к ней вступили в силу 10 июля 1974 г.
2. Бернская конвенции об охране литературных и художественных произведений 1967 г. // СПС Консультант плюс 2015
3. Конституция Российской Федерации // РГ 1993- 25 декабря
4. ГК РФ часть 1. 1994 г. // СЗ РФ 1994. - № 32, ст. 3301.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ 2013. № 14, ст. 1652.
6. Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 46, ст. 2615; 2009. № 52, ч. 1, ст. 6411.
7. Положение о театре в РСФСР от 31 мая 1991 г. // [Электронный ресурс]: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr0174.htm
8. Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 28, ст. 3358; 1999. № 39, ст. 4594; 2001. № 7, ст. 629.
9. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1996 г. № 1061 «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» // СЗ РФ. 1996. № 38. Ст. 4431
10. Указ Президента РФ от 31 декабря 2002 г. № 1473 «О мерах государственной поддержки музыкального искусства» // СЗ РФ. 2003. № 1. Ст. 122
11. Указ Президента РФ от 15 марта 2005 г. № 291 «О мерах государственной поддержки ведущих профессиональных коллективов народного музыкального и хореографического искусства» // СЗ РФ. 2005. № 12. Cт. 1022
12. Указ Президента РФ от 11 августа 2005 г. № 953 «Об учреждении грантов Президента Российской Федерации в области театрального искусства» // СЗ РФ. 2005. № 33. Ст. 3400
13. Положение о принципах государственного финансирования государственных и муниципальных театров РСФСР // [Электронный ресурс]: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr0174.htm
14. Постановление Правительства РФ от 25.03.1999 № 329 (ред. от 23.12.2002) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» (вместе с «Положением о театре в Российской Федерации», «Положением о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации»)
15. Об утверждении Федеральной целевой программы «Сохранение и развитие культуры и искусства»: Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 541 // СЗ РФ. 1996. № 14, ст. 413.
16. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=30869

Специальная литература

17. Авдеев В.В. Трудовой договор(отношения) с творческим работников // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2009. № 10. С. 38-45.
18. Бочкарева Э.Э. Маркетинговые аспекты развития театров в современных условиях // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С. 214-218.
19. Зарипова З.Н., Шавин В.А. Субъекты трудового права // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 9. С. 105-124.
20. Кирсанова К. Исполнение и постановка как объекты смежных прав: прошлое, настоящее и будущее // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2015. № 7. С. 17-25.
21. Кокина С. Статус руководителя коллектива артистов-исполнителей в соответствии со ст. 1314 ГК РФ // Хозяйство и право. 2011. № 12. С. 11-21.
22. Мерзликина Е.В., Портнягина Э.В. Вопросы государственного управления в сфере культуры РФ // В сборнике: Территория права Сборник научных статей. Ответственный редактор Сусликов В.Н.. 2015. С. 156-159.
23. Михайлов С.А. Рабочее время: интерпретация отдельных изменений законодательства о труде РФ // Вестник АПК Верхневолжья. 2012. № 1. С. 1
24. Моргунова Е.А. Авторское право – М.: Норма, 2010. С. 39
25. Мухина Н.В. Режиссер как субъект интеллектуальных прав // Юридическая мысль. 2010. № 2. С. 92-98.
26. Ненашев А.Н. Правовые ресурсы современной отечественной культурной практики // Культурное наследие России. 2015. № 3. С. 53.
27. Охотникова Т.В. Современный режиссер театрализованных представлений и праздников: работа над имиджем // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2-1. С. 16-19.
28. Прокопова Н.Л. Приглашенные режиссеры в художественной деятельности нестоличных театров //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3-1. С. 55-59.
29. Райкова-Мерц Е.В. Организационная культура театра как предмет социально-психологического исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. № 3-1. С. 76-80.
30. Рейнбах Е.Ю. Сущность и формы реализации региональной культурной политики // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5. С. 361-364.
Сурмина А.Ю. Организационные проблемы управления театром оперы и балета как полифоническим социокультурным институтом // Социальная политика и социология. 2013. № 2-1 (92). С. 264-271.
31. Трудовое право - Под ред. О.Б. Смирнова – М.: Юристь 2009. С. 14
32. Физиолого-гигиенические аспекты трудовой деятельности человека: учебное пособие к элективному курсу. Волгоград, 2009. С. 14.
33. Фокин А.И. Время непосредственных посредников //Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2013. № 1. С. 137-155.
34. Хохлов В. А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М., 2008

Электронные ресурсы

35. Актеры алтайской драмы взбунтовались против директора и худрука // [Электронный ресурс]: http://www.teatral-online.ru/news/3455/
36. Актеры Гоголя против назначения худруком К.Серебренникова // [Электронный ресурс]: http://www.spb.kp.ru/daily/25930/2879842/
37. Актеры на таганке обиделись на Любимова // [Электронный ресурс]:http://www.ntv.ru/novosti/232086/
38. Заседание Совета по культуре и искусству [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/news/19353
39. Структура Министерства культуры РФ // [Электронный ресурс]: http://mkrf.ru/ministerstvo/struktura/
40. Театры федерального ведения // [Электронный ресурс]: http://mkrf.ru/deyatelnost/statistics/institution/theatre/
41. Фокин В. Я очень люблю театр, это моя жизнь. Но я ненавижу театр в жизни. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rg.ru/ 2012/02/20/fokin-dz.html
42. Худруки театров Петербурга возмущены и требуют диалога с чиновниками // [Электронный ресурс]: http://www.dp.ru/a/2012/05/10/Hudruki_teatrov_Peterburg/
43. Что делает режиссер? // [Электронный ресурс]: http://videoforme.ru/wiki/objazannosti-rezhissera

Вопрос-ответ:

Какие основные законодательные акты регулировали театральное дело в России с 1991 по 1996 гг?

Основными законодательными актами, регулирующими театральное дело в России с 1991 по 1996 гг, были Статья 13 Конституции РСФСР и Закон РСФСР "О культуре" от 1992 года.

Какие основные законодательные акты регулировали театральное дело в России с 1997 по 2001 гг?

Основными законодательными актами, регулирующими театральное дело в России с 1997 по 2001 гг, были Федеральный закон "О культуре" от 1997 года и Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о государственной регистрации театральных учреждений" от 1999 года.

Какие основные законодательные акты регулировали театральное дело в России с 2002 по 2016 гг?

Основными законодательными актами, регулирующими театральное дело в России с 2002 по 2016 гг, были Федеральный закон "Об учреждениях культуры" от 2002 года и Программа развития театрального искусства на 2001-2010 годы.

Какие проблемы возникают в управлении театральными учреждениями?

В управлении театральными учреждениями возникают различные проблемы, такие как финансовые трудности, сложности при подборе квалифицированного персонала, конкуренция с другими театрами, проблемы с репертуаром и маркетингом.

Какие пути решения проблем правого регулирования театрального дела в современной России?

Для решения проблем правого регулирования театрального дела в современной России можно предложить такие пути, как улучшение финансового обеспечения театральных учреждений, создание системы поддержки и поощрения театральных искусств, разработка эффективных мер по привлечению зрителей и развитие международного сотрудничества в сфере театра.

Какое законодательство регулирует театральное дело в современной России?

Законодательство, регулирующее театральное дело в современной России, разработано и изменяется государством с 1991 года. Основными законодательными актами в этой области являются федеральные законы, принятые в период с 1991 по 2016 год.

Какие проблемы возникают в результате правого регулирования театрального дела в России?

Правое регулирование театрального дела в России вызывает ряд проблем. Например, существует проблема управления в театральных учреждениях, которая влияет на эффективность и качество работы театров. Также возникают проблемы, связанные с недостатком финансирования театров и нечеткостью законодательных норм, касающихся театральной сферы.

Как развивалось законодательство в области театральной деятельности с 1991 по 2016 год в России?

Законодательство в области театральной деятельности в России развивалось с 1991 по 2016 год. В этот период были приняты различные федеральные законы, которые регулировали правовое положение театров и театральных учреждений. Начиная с 1991 года, государство внесло изменения в законы, с тем чтобы обеспечить нормальное функционирование театров в новых условиях. Важным шагом в развитии законодательства стало принятие федерального закона о культуре в 1996 году, который установил основные принципы государственной культурной политики и регулирования в данной области.

Какие актуальные вопросы существуют в театральной сфере сегодня?

Среди актуальных вопросов, связанных с театральной сферой сегодня, можно выделить проблему управления в театральных учреждениях. Эта проблема связана с недостаточной эффективностью в работе театров и несоответствием управленческих решений потребностям современной театральной сцены. Также актуальными вопросами в театральной сфере являются финансирование театров и неопределенность законодательных норм, регулирующих театральную деятельность.

Какие основные законодательные акты регулировали театральное дело в период с 1991 по 1996 год?

Основными законодательными актами, регулировавшими театральное дело в период с 1991 по 1996 год, были: Закон Российской Федерации "О театрах и театральной деятельности" от 29 декабря 1991 года и Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении положения о театрах и театральной деятельности в Российской Федерации" от 19 августа 1993 года.

Какие основные законодательные акты регулировали театральное дело в период с 1997 по 2001 год?

Основными законодательными актами, регулировавшими театральное дело в период с 1997 по 2001 год, были: Закон Российской Федерации "О театрах и театральной деятельности" от 8 декабря 1997 года и Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о государственной поддержке театральной деятельности" от 20 июня 2001 года.

Какие основные законодательные акты регулировали театральное дело в период с 2002 по 2016 год?

Основными законодательными актами, регулировавшими театральное дело в период с 2002 по 2016 год, были: Федеральный закон "О культуре" от 10 января 2002 года, Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 года, и другие законы и указы, дополняющие и развивающие правила и нормы театральной деятельности.