Российское общество в эпоху Екатерины 2
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 09.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Дворянство и народ: проблема двух культур 4
2. «Просвещенный» абсолютизм в России: проекты реформ и социально-политический консерватизм 8
Заключение 17
Список литературы 18
По сути, Екатерина выстроила такую систему управления, при которой власть государства является безграничной, однако оно всё же заботится о подданных, но исключительно о тех, которые беспрекословно подчиняются самодержавной власти. Власть государя являлась практически безграничной, он, как мыслила Екатерина, руководствуясь высшей целью достижения «всеобщего блага», «благоденствия подданных и славы Отечества, мог решать судьбу подданных, влиять на их жизнь, определять их статус и т.п.Жестокие расправы Екатерины II над участниками восстания под предводительством Е.И. Пугачёва, над Н.И. Новиковым, выступавшим против неограниченного произвола помещиков, тяжёлого и бесправного положения крестьян, ясно показала истинный деспотизм императрицы, обнажили противоречия проводимой ею внутренней политики. Несмотря на случаи деспотизма, эпоха правления Екатерины II отличалась большей гуманностью по сравнению с периодами правления Петра Великого или Анны Иоанновны, которые позволяли себе подчас необоснованные «выходки» венценосных особ. При Екатерине были определены принципы правления, появилось само понятие «законности». Императрица таким образом охарактеризовала данное понятие: «Только сила закона имеет власть неограниченную, а человек, который хочет царствовать самовластно, становится невольником».Многие современники отмечали, что дела Екатерины расходились с её внутренними установками. В частности, в душе она являлась противницей крепостничества, однако императрица прекрасно понимала, что отмена крепостного права вряд ли положительно отразится на общественной и политической жизни. Действительно, она боялась революции и потери власти и контроля над ситуацией в огромной империи. Внутреннее чутьё подсказало Екатерине, что время кардинальных перемен в крестьянском вопросе ещё не пришло. Пугачёвское восстание показало, насколько может быть опасен «непросвещённый» народ, угнетаемый и внезапно вырвавшийся на свободу, Екатерина II искренне боялась разгула анархии и произвола, народных бесчинств. Как дальновидный политики Екатерина также понимала, что стоит смягчить режим в отношении крепостных, в противном случае, по её словам, крепостные «сами оную (волю) возьмут рано или поздно». Императрица склонялась к эволюционному пути перемен в России. Большую роль в этом деле она отводила разработке грамотных и разумных законов, поэтому и посвящала данному вопросу очень много своего времени. Принципы своего правления Екатерина II сформулировала таким образом: «Воля моя, раз выраженная, остается неизменною. Таким образом, все определено и каждый день походит на вчерашний».Как уже отмечалось ранее, обоснование идеологии просвещенного абсолютизма содержится в труде Екатерины Великой «Наказ» - важнейшем политическом и историческом документе данной эпохи.Он содержит принципы политического устройства, выдвинутые известными просветителя, такими как Дидро, Монтескье, Д`Аламбер. Исходя из «Наказа» следует, что монархия является идеальной формой правления. «Наказ» по сути является обоснованием политических принципов абсолютистского государства: власти монарха, сословного деления общества. Эти признаки следуют из «естественного» права одних повелевать, а других — подчиняться. Екатерина Великая постоянно приводит примеры из русской истории, чтобы обосновать значимость и необходимость сохранения абсолютизма в России. Власть монарха должна быть неограниченной, именно он должен выполнять функции консолидации общества, создания и толкования законов. Опираясь на идеи просветителей, Екатерина, тем не менее, толковала их в духе собственной концепции абсолютизма, пытаясь оправдать существование в России крепостничества.В «Наказе» также отводилось место и средней власти, которая подчиняется монарху, оказывает ему помощь в управлении государством. Здесь речь идет о некоем подобии исполнительной власти. Следует заметить, что концепция разделения властей, на которую опирались передовые мыслители Просвещения, в «Наказе» представлена в весьма измененном, «адаптированном» под российские реалии варианте, поскольку разделение властей невозможно в стране, где официально объявляется верховенство монархизма, где монаршая власть не знает ограничений.Как считала Екатерина Великая, абсолютная власть существует не для того, чтобы отнять у людей свободу, а для того, чтобы направлять их действия на достижение благой цели.Достаточно оригинальным выглядит и понятие свободы в «Наказе» императрицы. Свобода есть «спокойствие духа», которое, в свою очередь, проистекает от сознания собственной безопасности. Свобода подразумевает право делать то, что разрешает закон. Что же касается сословной структуры в обществе, крепостного права, то Екатерина полагала, что отмена крепостного права станет губительной для России, поскольку совершенно не согласуется с самим духом русского народа.Таким образом, мы сталкиваемся с весьма парадоксальной позицией. С одной стороны, согласно «Наказу», Россия претендует на то, чтобы быть частью цивилизованной Европы, тогда как с другой, в ней существует узаконенное рабство.«Наказ» Екатерины Великой показывает, что закон императрица считала главным инструментом государственного управления, причем, законы в стране должны соответствовать национальному менталитету.ЗаключениеВ целом, давая оценку идеологии и политики просвещенного абсолютизма, реформаторской деятельности Екатерины Великой, можно сделать вывод о наличии многих декларативных тезисов, которые просто не могли быть выполнены в условиях существования деспотизма и крепостничества. Конечно же, Россия на тот момент не могла войти в число цивилизованных передовых стран Европы в связи с тем, что крепостничество существенно тормозило социальное, политическое и экономическое развитие страны. Политика Екатерины Великой во многом способствовала расцвету дворянской культуры, но вместе с тем, обострила противоречия между дворянской и народной культурой. Излишние уступки дворянскому сословию стали причиной постепенного нарастания кризисных явлений в дворянской культуре.Список литературыАнисимов Е.В. Женщины на российском престоле. – СПб., 2008.Быстренко В.И., Паско М.Ю. и др. Отечественная история. – Новосибирск, 2008.Дом Романовых: Биографический справочник./Сост. П.Х. Гребельский, А.Б. Мирвис. – Л., 1990.Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. — М., 1997.Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 3 т. – М., 2002. Т. 3.Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. – М., 2002.Овчинников Р.В. Следствие и суд над Е.И. Пугачёвым./Р.В. Овчинников//Вопросы истории. № 3, 1966.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М., 2009.Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – М., 2008./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/Рахматуллин М. Императрица Екатерина Великая./М. Рахматуллин//Наука и жизнь.// http://nauka.relis.ru/
1. Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. – СПб., 2008.
2. Быстренко В.И., Паско М.Ю. и др. Отечественная история. – Новосибирск, 2008.
3. Дом Романовых: Биографический справочник./Сост. П.Х. Гребельский, А.Б. Мирвис. – Л., 1990.
4. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. — М., 1997.
5. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.
6. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 3 т. – М., 2002. Т. 3.
7. Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. – М., 2002.
8. Овчинников Р.В. Следствие и суд над Е.И. Пугачёвым./Р.В. Овчинников//Вопросы истории. № 3, 1966.
9. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М., 2009.
10. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – М., 2008./Электронный ресурс// http://az.lib.ru/
11. Рахматуллин М. Императрица Екатерина Великая./М. Рахматуллин//Наука и жизнь.// http://nauka.relis.ru/
Вопрос-ответ:
Какую систему управления создала Екатерина II?
Екатерина II создала систему управления, где власть государя была практически безграничной, однако она заботилась о подданных, но только о тех, кто безусловно подчинялся самодержавной власти.
Какое значение имело дворянство и народ в эпоху Екатерины II?
Дворянство и народ представляли собой проблему двух культур. Дворянство было закрытым классом, обладавшим особыми привилегиями и отличалось от народа в своей культуре и образе мышления.
Какие проекты реформ были разработаны в эпоху Екатерины II?
В эпоху Екатерины II были разработаны проекты реформ, направленные на модернизацию страны и модернизацию экономической, политической и социальной системы России. Однако, большинство из них не были реализованы, и Россия оставалась социально-политически консервативной.
Какая была власть государя в эпоху Екатерины II?
Власть государя в эпоху Екатерины II была практически безграничной. Екатерина II придерживалась просвещенного абсолютизма, при котором государь принимал все решения и контролировал все сферы жизни государства.
Какие были особенности просвещенного абсолютизма в России в эпоху Екатерины II?
Одной из особенностей просвещенного абсолютизма в России в эпоху Екатерины II было то, что государство заботилось о просвещении и образовании своих подданных. В рамках этой политики были открыты школы, созданы университеты и проведены множество культурных и образовательных реформ.
Какую систему управления построила Екатерина II?
Екатерина II построила систему управления, при которой власть государства является безграничной, однако оно всё же заботится о подданных, но исключительно о тех, которые беспрекословно подчиняются самодержавной власти.
Что означает "просвещенный абсолютизм" в России?
Просвещенный абсолютизм в России - это концепция управления, которая сочетала элементы просвещенной мысли и абсолютной власти монарха. В эпоху Екатерины II были предприняты проекты реформ, направленные на модернизацию страны, но при этом сохранялись социальные и политические консервативные устои.
Какие проблемы существовали в российском обществе эпохи Екатерины II?
Одной из основных проблем была проблема двух культур - разрыв между дворянством и народом. Дворянство испытывало негативное отношение к народу и считалось выше него, что приводило к социальному неравенству и внутренним противоречиям.
Какая была власть государя в России времен Екатерины II?
Власть государя в России времен Екатерины II была практически безграничной. Однако, государь всё же заботился о своих подданных, но только о тех, кто безусловно подчинялся самодержавной власти.
Какие проекты реформ были предприняты в России в эпоху Екатерины II?
В эпоху Екатерины II были предприняты реформы, направленные на модернизацию страны. Были проведены реформы в области правовой системы, образования, армии, а также была активно поддерживалась наука и культура.
Какую систему управления построила Екатерина II в России?
Екатерина II построила систему управления, при которой власть государства является безграничной, однако оно всё же заботится о подданных, но исключительно о тех, которые беспрекословно подчиняются самодержавной власти.