Тема: Бал и Маскарад как отражение жизни русского дворянства XVIII – начала XIX века
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 09.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Причины и предпосылки возникновения бала и маскарада и его эволюция как формы организации светской жизни в России 7
Причины и предпосылки возникновения бального церемониала 7
Эволюция бального церемониала 11
Глава 2 Традиции проведения бала и маскарада 16
Традиции бала 16
Традиции маскарада 25
Значение бала и маскарада для русского дворянства XVIII – начала XIX века 29
Выводы 32
Список использованной литературы 34
После ее коронации новоиспеченная императрица дала маскарад под названием «Торжествующая Минерва». Екатерина отводила маскарадам особое место в своей политике, придавая им значение своего рода рекламы, призванной поведать миру о славе ее царствования. Приглашенные, в свою очередь, использовали приглашение как способ наладить контакты среди высшего света. Как правило, в Зимнем дворце проводилось около восьми маскарадов в год. Вход на них был бесплатным. В среднем на них приходило около пяти тысяч гостей. Под костюмированные балы отводилась половина дворца. Большинство залов предназначались для дворянства, однако были помещения и для мещан с купечеством. В то же время не было запрета для участников маскарада переходить из одного зала в другой. Весьма интересно, что при Екатерине, досуг на подобные мероприятия был впервые открыт для людей низших сословий.Подготовка к маскараду была весьма затратным делом. Зачастую изготовление костюмов оплачивалось из казны. Например, в 1739 году императрица Анна Иоанновна устроила большой народный маскарад, выделив по 600 рублей фрейлинам на наряды. Нередко придворные дамы и кавалеры изображали античных богов и героев. Мужчины отдавали предпочтение костюмам римских воинов со шлемами, украшенными алмазами. Излюбленным карнавальным нарядом оставалось традиционное домино. Лица же низшего сословия чаще всего приходили на маскарады в русских национальных одеждах, разумеется, приукрашенных. Национальная одежда в частности сарафан и кокошник во второй половине 18 века входят в моду в качестве карнавального платья и, в известной степени, атрибут идеализированного образа женщины. Довольно часто карнавал напоминал этнографическую выставку костюмов народов Российской империи.В это же время, получила продолжение петровская традиция отмечать подобными праздниками военные победы. По случаю мира с Оттоманской Портой, заключенного 10 июля 1774 года, был устроен большой праздник. Основные торжества проходили на Ходынском поле, где на песке стояли построенные почти в натуральную величину военные корабли и турецкие крепости, служившие маскарадными залами, где танцевали несколько тысяч масок.Зачастую карнавалы приурочивались к значительным семейным торжествам.Пышные празднества сопровождали обычно бракосочетания высокопоставленных особ.Так, по случаю свадьбы великого князя Павла Петровича и принцессы Вильгельмины, нареченной Натальей Алексеевной, наряду с балами, спектаклями и прочими соответствующими событию парадными мероприятиями были проведены два маскарада: придворныйи публичный. На десятый день после венчания внука Екатерины II, вел.кн. Константина, состоялся большой костюмированный бал: «было только восемь тысяч пятьсотсорок замаскированных, отдавших свои билеты при входе, а все придворные и живущиево дворце не были замаскированы». Атмосфера подобных карнавалов была поистине феерической: в огромных ярко освещенных залах кружились в танце изящные дамыи кавалеры в пестрых маскарадных платьях, а государыня, переходя из комнаты в комнату,приветливо беседовала с гостями.Костюмированные праздники в России прошли путь развития от петровских святочных гуляний с ряжеными в вывороченных полушубках до красочных карнавалов и стилизованных турниров Павла I, увлеченного романтикой Средневековья.Несмотря на то, что со временемевропеизированные маскарады в некоторой степенидемократизируются и, выходя из дворцов вельмож и царских резиденций в городскую среду,становятся публичным популярным развлечением, они все же сохраняютсвой элитарныйхарактер, продолжая придерживаться известных сословных границ. Вход на придворныекарнавалы и праздники в домах высшей знати был бесплатным, но ограниченным наличиемприглашения, а за посещение общественных маскарадов взималась плата.В качестве карнавальных нарядов, как и в западной Европе, использовалисьнациональные костюмы и традиционные домино. Всегда оставались притягательными античная тематика и прием маскарадноготравестизма. Иногда придворныеполучали странные костюмы для участия в маскарадах-сюрпризах и не узнавали друг другана балу: кого-то наряжали ветряной мельницей, башней или хижиной, кому-то доставались «профессиональные» или «этнические» одеяния — костюм купца, молочницы илиеврея. В целом, вариации маскарадных нарядов были очень близки спектру излюбленныхобразов петровского времени.Таким образом, в течение 18 столетия бальный церемониал эволюционировал в сторону упрощения процедуры танца и усложнения этикета. На место церемониальной функции пришла развлекательная, призванная обеспечить дворянский досуг.Значение бала и маскарада для русского дворянства XVIII – начала XIX векаТанцы были важной составляющей дворянского быта. В жизни столичного дворянина этой эпохи время можно было разделить на две половины: пребывание дома посвященное семейным заботам и служба – статская или военная. Конфликт этих двух частей жизни снимался во время «собрания» - на балу или званом вечере. Здесь дворянин реализовывал себя как публичное лицо. Бал был сферой противоположной службе - местом непринужденного общения светского отдыха, местом где ослаблялась служебная иерархия. В то же время это было место общественного представительства, одной из немногих возможных в стране форм коллективного быта. После петровских ассамблей встала проблема организации светской жизни. На место общих для народа и бояр форм отдыха должны были прийти исключительно дворянские формы досуга. Внутренняя структуризация бала становилась очень важной задачей, так как должна была обозначить социальное поведение в рамках дворянской культуры. Это привело к ритуализации бала, создание строгой последовательности частей, выделение устойчивых и обязательных элементов. Основным элементом бала, как уже указывалось выше, были танцы. Вокруг них строился вечер и стиль беседы. Обучение танцам начиналось с пяти-шести лет. Процесс был довольно мучительным, Лотман Ю. М. писал, что обучение танцам имело сходство с обучением рекрута фельдфебелем. Длительная тренировка придавала молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что изменяло психический строй человека. В мире светского общения он должен был вести себя как актер на сцене.В предыдущем разделе уже описывалась последовательность танцев во время. Каждый танец, имел собственные интонации и темп, задавая определенный стиль движения и разговора. Каждый танец вел к соответствующим его такту темам разговоров. Разговор составлял не менее важную часть танца, чем движение и музыка. Непроизвольные шутки, нежные признания и решительные объяснения распределялись по композиции следующих один за другим танцев.Бал был также важен своей матримониальной функцией. Традиционно в Москву со всей России съезжались провинциалы с целью представить дочерь на выданье. Из Петербурга в свою очередь приезжали женихи найти невесту. Московские балы были основными балами дебютанток, но и вдругих городах России собрания выполняли ту же функцию брачной конторы, где происходили знакомства и устраивались дальнейшие судьбы российских династий. Передовому российскому дворянству была присуща следующая система взглядов: монархическая власть незыблема, дворяне – посредники между верховной властью и народом. Любые реформы не должны были нарушать целостную систему государства, его реальные потребности. Какими бы ни были личные воззрения современников на действие властей, истинный патриот должен служить Отечеству на любом поприще. Честное выполнение возложенных обязанностей – основа жизненной позиции. Карьерные успехи – оценка принесенной пользы за время службы. Но ключевым понятием мировосприятия была честь – нравственная ответственность перед памятью предков и последующими поколениями. Эти принципы были в основе дворянского воспитания. В России не было место парламентской или любой другой политической полемики для всех общественных групп. Узнать о политической ситуации в стране, о настроениях в обществе и при дворе было возможно только в столичных салонах и гостиных, на приемах танцевальных вечерах и балах, где собирался высший свет Москвы и Петербурга.Как вспоминал князь С. Е. Трубецкой, для его отца, философа, князя Е. Н. Трубецкого, светское времяпрепровождение было настоящим страданием. Однако он считал что горячий патриотизм и высокое чувство ответственности обязывают его быть на пути общественного служения к которому по существу, у него не было интереса, но на который он не щадил ни сил, ни времени. Светские обряды, в том числе и балы, и танцевальные вечера вообще, были актом общественного представительства дворянина. Для молодого поколения, по словам П. А. Вяземского, это было место, где они учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились мы и чинопочитанию, и почитанию старости».ВыводыПо итогам проведенного исследования удалось прийти к следующим выводам. Во- первых, причины и предпосылки возникновения бальной культуры в России заключались в модернизации общественного уклада вызванного Петровскими реформами. Создание нового дворянства диктовало необходимость создания и новых форм досуга, которые бы позволяли им самоидентифицировать себя внутри своего корпоративного сословия и компенсировать отсутствие иных форм общественного и политического самовыражения.Во-вторых продемонстрирована эволюция бального церемониала в Росси в теченииXVIII-начала XIX века. В течение столетия наблюдалась тенденция к падению церемониальной роли балов и маскарадов в жизни российского дворянства, в то время как росло их значение как развлекательного мероприятия. Вторая тенденция заключалась в постепенном формировании уникальных традиций русского бала включавшие национальные элементы. В то время как европейский бал оставался поликультурным русский бал обрел национальную специфику. Росла и популярность этих мероприятий. Если в начале столетия, они считались чем-то чужеродным, в чем принимали участие исключительно с применением силовых методов, то через 100 лет они превратились в одну из фундаментальных основ досуга российских высших сословий. Изменялась и структура танца – с течением времени на смену более сложным и церемониальным танцам приходили более быстрые и игривые танцы, призванные продемонстрировать изменения в нравах общества за одно столетие.В-третьих установлено , что балы и маскарады играли важную роль в общественной жизни дворянства. С ними была вся жизнь дворянина за пределами его дома и семьи. Вокруг балов и маскарадов сформировались неформальные институты призванные обеспечить демонстрацию статуса дворянина, неформальную коммуникацию с другими представителями высшего света и ведение борьбы за влияние в высшем свете. На этих собраниях также обеспечивалась матримониальная функция, поскольку на балах проводились смотры невест, куда приезжали дворяне в поисках будущей жены.Балы и маскарады сыграли важную роль в формировании российской культуры и общества и потому эта тема достойна дальнейших исследований.Список использованной литературыБахрушинЮ.А.. История русского балета. – 4-е. – М: Планета музыки, Лань, 2009. – 352 с.Беловинский Л. В. Культура русской повседневности: учеб.пособие / Л. В. Беловинский. – М: Высшая школа, 2008.– 767 с.Бокова В. Балы и праздники в России. – М., 2000.– 234 с.Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова: Описанные им самим для своих потомков: В 3 т. / Вступ. ст. С. Ронского; Примеч. П. Жаткина, И. Кравцова. – М.: Терра, 1993. – 1174 с.Н. И. Греч. Записки о моей жизни. – М.: «Захаров», 2002. – 464 с.Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. – Учеб.пособие. – 2-е изд., пересмотр. – М.: Искусство, 1987. – 382 с.Дуков Е. Бал как социальная практика в России XVIII-XIX веков // Музыка быта в прошлом и настоящем: Сб. статей. – Ростов: Изд-во Ростовской гос. пед. ун-та, 1996. – С.142–156.Дуков Е. В. Бал в культуре России XVIII — первой половине XIX века // Развлекательная культура России XVIII — ХIХ вв. Очерки истории и теории. СПб. – 2000.– С. 174-178Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет: исторические очерки. – Изд-во междунар. фонда истории науки, 1991.– 131 с.Захарова О. Не потерять каданс//Родина.– 1996. № 3. – С.58-601Захарова О.Ю. Бал эпохи Петра Великого//Родина. 1995. – № 1. –С.117-119Захарова О.Ю. Веселье без перерыва. Балы и маскарады Елизаветы Петровны//Родина. 1995. – № 6 – С.84-88Захарова О.Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской Империи XVIII – начала XX века. – М.: Изд-во Центрполиграф, 2001. – 329 с.Захарова О.Ю. История русских балов. М.: Журналист, агентство «Гласность», 1999.–88 с. Захарова О.Ю. Русский бал XVIII - начала XX века. Танцы, костюмы, символика. –М.: Центрполиграф, 2010. – 448 с.Керн А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. –М.: Правда, 1989. –480 с.Колесникова А. В. Бал в истории русской культуры : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.02 / Рос.гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена.– Санкт-Петербург, 1999.– 24 с.Колесникова А.В. Бал в истории русской культуры: дис. … канд. культур. – СПб., 1999. –221с.Колесникова А.В. Бал в России ХVIII –нач. ХХ вв. – СПБ, 2005.–304 с.Корнилович А.О. Нравы русских при Петре Великом. – СПБ, 1901. – 93 с.Короткова М.В. Бальная культура московского дворянства в XVIII –первой половине XIX вв.: официальная церемония, развлечение или любовная игра? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «История России». – 2008. – № 2. – С. 5-23.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства. / под ред. Ю.М. Лотмана – СПб.: Искусство, 1994. – 711 с.Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы о былой жизни первопрестольной столицы.– М.: Московский рабочий, 1990. - 410 с.Пыляев М.И.Старое житье. – СПБ., –1897. –323с.Пыляев М.И. Старый Петербург. Л.: Титул, 1990. – 498 с.Соллогуб В. А. Повести. Воспоминания. – Л., – 1988. – 717 с.Хренов Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. – СПБ, 2005. – С. 76–77.Чежина Ю. И. К истории русского маскарада середины - второй половины XVIII столетия:традиции и новации//ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ИСТОРИЯ (после 2003 г.).– Санкт - Петербург. – 2009. – c. 140-149Шильдер Н.К. Император П.П.– М.: Фирма «Чарли»: ТОО «Алгоритм», 1996.–540 сШубинский С.Н. Исторические очерки и рассказы. М.: Таллин, 1994. –637 с.
1. Бахрушин Ю.А.. История русского балета. – 4-е. – М: Планета музыки, Лань, 2009. – 352 с.
2. Беловинский Л. В. Культура русской повседневности: учеб. пособие / Л. В. Беловинский. – М: Высшая школа, 2008. – 767 с.
3. Бокова В. Балы и праздники в России. – М., 2000. – 234 с.
4. Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова: Описанные им самим для своих потомков: В 3 т. / Вступ. ст. С. Ронского; Примеч. П. Жаткина, И. Кравцова. – М.: Терра, 1993. – 1174 с.
5. Н. И. Греч. Записки о моей жизни. – М.: «Захаров», 2002. – 464 с.
6. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. – Учеб. пособие. – 2-е изд., пересмотр. – М.: Искусство, 1987. – 382 с.
7. Дуков Е. Бал как социальная практика в России XVIII-XIX веков // Музыка быта в прошлом и настоящем: Сб. статей. – Ростов: Изд-во Ростовской гос. пед. ун-та, 1996. – С.142–156.
8. Дуков Е. В. Бал в культуре России XVIII — первой половине XIX века // Развлекательная культура России XVIII — ХIХ вв. Очерки истории и теории. СПб. – 2000. – С. 174-178
9. Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет: исторические очерки. – Изд-во междунар. фонда истории науки, 1991. – 131 с.
10. Захарова О. Не потерять каданс//Родина. – 1996. № 3. – С.58-601
11. Захарова О.Ю. Бал эпохи Петра Великого//Родина. 1995. – № 1. – С.117-119
12. Захарова О.Ю. Веселье без перерыва. Балы и маскарады Елизаветы Петровны//Родина. 1995. – № 6 – С.84-88
13. Захарова О.Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской Империи XVIII – начала XX века. – М.: Изд-во Центрполиграф, 2001. – 329 с.
14. Захарова О.Ю. История русских балов. М.: Журналист, агентство «Гласность», 1999. – 88 с.
15. Захарова О.Ю. Русский бал XVIII - начала XX века. Танцы, костюмы, символика. – М.: Центрполиграф, 2010. – 448 с.
16. Керн А.П. Воспоминания. Дневники. Переписка. – М.: Правда, 1989. –480 с.
17. Колесникова А. В. Бал в истории русской культуры : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.02 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург, 1999. – 24 с.
18. Колесникова А.В. Бал в истории русской культуры: дис. … канд. культур. – СПб., 1999. – 221 с.
19. Колесникова А.В. Бал в России ХVIII – нач. ХХ вв. – СПБ, 2005. – 304 с.
20. Корнилович А.О. Нравы русских при Петре Великом. – СПБ, 1901. – 93 с.
21. Короткова М.В. Бальная культура московского дворянства в XVIII –первой половине XIX вв.: официальная церемония, развлечение или любовная игра? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «История России». – 2008. – № 2. – С. 5-23.
22. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства. / под ред. Ю.М. Лотмана – СПб.: Искусство, 1994. – 711 с.
23. Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы о былой жизни первопрестольной столицы. – М.: Московский рабочий, 1990. - 410 с.
24. Пыляев М.И. Старое житье. – СПБ., – 1897. – 323 с.
25. Пыляев М.И. Старый Петербург. Л.: Титул, 1990. – 498 с.
26. Соллогуб В. А. Повести. Воспоминания. – Л., – 1988. – 717 с.
27. Хренов Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. – СПБ, 2005. – С. 76–77.
28. Чежина Ю. И. К истории русского маскарада середины - второй половины XVIII столетия: традиции и новации// ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ИСТОРИЯ (после 2003 г.). – Санкт - Петербург. – 2009. – c. 140-149
29. Шильдер Н.К. Император П.П. – М.: Фирма «Чарли»: ТОО «Алгоритм», 1996. –540 с
30. Шубинский С.Н. Исторические очерки и рассказы. М.: Таллин, 1994. –637 с.
Вопрос-ответ:
Почему возник бал и маскарад в России?
Бал и маскарад в России возникли как форма организации светской жизни в XVIII и начале XIX века. Они стали популярными среди русского дворянства, в основном из-за стремления имитировать западноевропейскую культуру и обряды.
Как происходила эволюция бального церемониала?
Эволюция бального церемониала происходила постепенно. В начале XVIII века балы были более простыми и скромными, но со временем они стали более роскошными и изысканными. Были введены новые элементы, такие как танцевальные программы, исполнение оперных арий, постановка миниатюрных спектаклей. Балы стали сочетать в себе развлечения, социальные контакты и показ богатства и роскоши.
Какие были традиции проведения бала и маскарада?
Традиции проведения бала включали особый кодекс поведения, ориентированный на утонченность и элегантность. Гостям требовалось соответствовать определенному дресс-коду, а танцы проходили по строго определенному протоколу, с использованием определенных поз и движений. Во время маскарада гостям требовалось скрывать свою подлинную личность, принимая на себя образы и персонажей из различных культур и эпох.
Каково было значение бала и маскарада для русского дворянства XVIII и начала XIX века?
Бал и маскарад имели огромное значение для русского дворянства того времени. Они были местом социальных контактов, установления связей и заключения выгодных браков. Кроме того, они были показателем статуса и богатства. Участие в бале или маскараде поднимало престиж и уважение в обществе.
Какие выводы можно сделать о бале и маскараде в России?
Бал и маскарад в России были неотъемлемой частью жизни дворянства XVIII и начала XIX века. Они отражали стремление русского общества к имитации западноевропейской культуры и образа жизни. Балы и маскарады стали символами роскоши, элегантности и социального престижа. Они имели огромное значение для установления связей, заключения браков и поддержания общественного положения.
Какие были предпосылки для возникновения бала и маскарада в России XVIII-XIX века?
Предпосылками для возникновения бала и маскарада в России XVIII-XIX века были социальные изменения, введение западных обычаев и культуры, а также стремление дворянства к подражанию европейскому образу жизни.
Каким образом эволюционировал бальный церемониал в России?
Бальный церемониал в России эволюционировал от простых вечеринок в частных домах к более организованным и регламентированным мероприятиям при участии дворянства и императорской аристократии. Он стал символом светской жизни и отражал статус и социальное положение участников.
Какие были традиции проведения бала и маскарада в России XVIII-XIX века?
Традиции проведения бала в России XVIII-XIX века включали приглашение гостей, представление, танцы, угощения и игры. Маскарады также были популярны и включали в себя маски, костюмы, различные игры и забавы. Одним из особенных моментов было появление масок на балу, что добавляло интриги и загадочности.
Какое значение имел бал и маскарад для русского дворянства XVIII-XIX века?
Бал и маскарад имели большое значение для русского дворянства XVIII-XIX века. Они были не только формой развлечения, но и способом показать свой статус и социальное положение, укрепить связи между дворянскими семьями, а также обладали символическим значением, связанным со знатным происхождением и благородством.