ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К РЕЧЕВОМУ ТВОРЧЕСТВУ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Заказать уникальную дипломную работу- 86 86 страниц
- 59 + 59 источников
- Добавлена 26.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы речевого творчества дошкольников с общим недоразвитием речи 7
1.1. Речевое рассказывание как вид речевого творчества 7
1.2. Педагогические условия в обучении детей старшего дошкольного возраста речевому творчеству 14
1.3. Особенности творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Организация и методика исследования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста 28
2.1. Цель, задачи и организация исследования 28
2.2. Содержание методики эксперимента и технологии её использования 29
2.3. Особенности речевого творчества дошкольников с общим недоразвитием речи (анализ результатов исследования) 35
Глава 3. Методические рекомендации к организации логопедической работы по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возрата с общим недоразвитием речи 55
3.1. Использование игровых технологий как условие развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 55
3.2. Содержание коррекционной работы 67
Заключение 76
Список литературы 80
Приложение 87
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 292 с.
3. Аханькова, Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; Автореферат дис… канд. пед. наук: 13.00.03. [Текст] / Е.В. Аханькова.– М., 2004. – 23 с.
4. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи[Текст] / Т.Д. Барменкова: Дис. ... канд. пед. наук. – М.- 1996. – 177 с.
5. Бикбаева, Г.П. Сочинение сказок по картам Проппа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/618417/
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
7. Вальчук, Е.В. Развитие связной речи детей 6 – 7 лет [Текст] / Е.В. Вальчук. – Воронеж: Издательский центр «Учитель», 2011. – 127 с.
8. Васильева, Н.Н. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / Н.Н. Васильева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
9. Вольцис, К.Я. Взаимоотношения детей в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности. [Текст] / К.Я. Вольцис / Сообщение 2 // Новые исследования в психологии. - 1973.- № 1. - С. 58-61
10. Воробьева, В.К. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью / Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности [Текст] / В.К. Воробьёва, Е.С. Даскалова. – М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1983. - 134 с.
11. Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию [Текст] / Л.В. Ворошнина // Дошкольное воспитание – 1991. – № 2. – С. 43 – 50
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997 – 96 с.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Детство – пресс, 2007. – 472 с.
14. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. [Текст] / С.И. Гин. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112 с.
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
16. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям [Текст] / В.Г. Давыдов // Театр и образование: Сб. научных трудов - М.: Союз, 1992. – С. 10 – 24
17. Дементьева, А.М. Рассказывание на занятиях с игрушками [Текст] / А.М. Дементьева. – М.: Эксмо – 2000. - С. 415-420
18. Деркунская, В.А., Рындина, А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. – М.: Центр педагогического образования, 2013 – 112 с.
19. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей [Текст] / О.М. Дьяченко. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. – 160 с.
20. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
21. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: АРД ЛПД, 1990. – 500 с.
22. Илькова, А.П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы с дошкольниками; Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. [Текст] / А.П. Илькова. - М., 2001. - 22 с.
23. Игры – драматизации в детском саду: Методические рекомендации [Текст]. / Сост. Е.Л. Трусова – Киев: РМК дошкольного воспитания, 1991. – 36 с.
24. Козырева, Н.А. Теремок сказок: развиваем интеллект и творчество [Электронный ресурс] / Н.А. Козырева.Режим доступа: http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-3
25. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э.П.Короткова. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
26. Кравцова,Е.Е. Методологическое значение взглядов Д.Б. Эльконина на детскую игру [Текст] / Е.Е. Кравцова // Мир психологии и психология в мире. - 2004. - № 1. - С. 68 – 76
27. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда. [Текст] — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 224 с.:
28. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушения речи [Текст] / Р.И. Лалаева. – СПб.: Феникс, 1990. – 90 с.
29. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Феникс, 2004 – 224 с.
30. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Аркти, 2005. - 222 с.
31. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. - 320 с.
32. Мастюкова, Е.М. Этиология нарушений речи [Текст] / Е.М. Мастюкова // Логопедия. – М., 1998. – С 123 – 147
33. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 2002. – 152 с.
34. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146
35. Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие к Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / Авт.-сост.: В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. — М: АРКТИ, 2003. — 24 с.
36. Нелюбов, С.А. Управление образовательными системами [Текст]: учебно-методическое пособие / С.А. Нелюбов. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – 230 с.
37. Новоторцева, Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков в детском саду [Текст] / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 256 с.
38. Новоторцева, Н.В. Специальная методика развития речи неговорящих детей: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 79 с.
39. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех [Текст] - М.: АСТ, 2002. – 333 с.
40. Родари, Дж. Грамматика фантазии. [Текст] / Дж. Родари. - М.: Самокат, 2013. – 240 с.
41. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи //Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / С.Н. Сазонова. – М.: Академия, 2007. — 144 с.
42. Светлов, Н.П. Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с ОНР. [Электронный ресурс] / Н.П. Светлов.- Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/763658/
43. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2-х т. [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 1132 с.
44. Серебрякова, Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии; Автореф. дис... канд.пед.наук [Текст] / Н.В. Серебрякова. - СПб., 1996. - 14 с.
45. Сидорчук, Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. Методическое пособие для педагогических дошкольных учреждений [Текст] / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М.: Белый ветер, 2004. – 304 с.
46. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети» [Текст] / Н.Ф. Сорокина // Дошкольное воспитание.- 2004 - № 8,9,11
47. Стрелкова, Л.П. Игры-драматизации [Текст]. // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985. – 336 с.
48. Тихеева, Е.И. Развитие речи [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 144 – 148
49. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Владос, 2006. – 47с.
50. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2008. – 240 с.
51. Фадеева, М.В. Влияние небыличного фольклора на словесное творчество дошкольников: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. [Текст] / М.В. Фадеева - М., 1998. - 16 с.
52. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. – М.: Академия, 2000. - 314 с.
53. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – 128 с.
54. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина //Дефектология. – 1985. – №4. – С. 72 – 78
55. Филичева, Т.Е. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (сообщения 1-3) [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Дефектология. - 1986. - №3 - С. 50- 55; 1987. - №1. - С. 69-74; №4. - С. 71-76
56. Шабанов, А.Г. Дистанционное обучение в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / А.Г. Шабанов. Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/10_2008/05.pdf
57. Шибицкая, А.Е. Словесное творчество детей 6–7 лет на материале русских народных сказок //Художественное творчество в детском саду [Текст] / А.Е. Шибицкая. – М.: Педагогика, 2000. – С. 134 - 139
58. Эльконин, Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. – М.: Перспектива, 2014. – 32 с.
Вопрос-ответ:
Какие предпосылки необходимы для формирования речевого творчества у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Для формирования речевого творчества у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимы следующие предпосылки: развитие коммуникативных навыков, развитие мышления и воображения, создание благоприятной образовательной среды, отличающейся интересными заданиями и игровой деятельностью, а также внимательное и понимающее отношение педагога.
Какое значение имеет речевое рассказывание в развитии речевого творчества у дошкольников?
Речевое рассказывание играет важную роль в развитии речевого творчества у дошкольников. Оно способствует развитию лексических и грамматических навыков, формированию навыков организации речи, развитию воображения и творческого мышления. Речевое рассказывание помогает детям выражать свои мысли и эмоции, улучшает их коммуникативные способности.
Какие педагогические условия необходимы для успешного обучения детей старшего дошкольного возраста речевому творчеству?
Для успешного обучения детей старшего дошкольного возраста речевому творчеству необходимо создание поддерживающей обучающей среды, где дети будут ощущать интерес к обучению и поддержку со стороны педагога. Важно учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и обеспечить ему возможность самовыражения и самореализации. Также важна систематическая работа с ребенком, поэтапное и целенаправленное развитие его речевых способностей.
Какие особенности имеет творческое рассказывание у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи творческое рассказывание может иметь особенности в плане лексико-грамматической структуры, связности и последовательности рассказа. Такие дети могут испытывать трудности в формулировке мыслей и выражении своих эмоций. В связи с этим, педагогическая работа с такими детьми должна быть направлена на развитие и совершенствование указанных навыков, а также на создание условий для их самовыражения и самореализации через речевое творчество.
Какие предпосылки формируются у детей с общим недоразвитием речи для речевого творчества в дошкольном возрасте?
Предпосылками для речевого творчества у детей с общим недоразвитием речи являются развитие коммуникативных навыков, понимание основных аспектов речи, владение базовыми грамматическими конструкциями, формирование словарного запаса и понимание образного мышления.
Какие педагогические условия должны быть созданы для развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста?
Для развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста необходимо создать условия, такие как: создание комфортной обстановки для общения, организация игровой среды, использование разнообразных речевых заданий, индивидуальный подход к каждому ребенку и использование различных методов работы.
Какие особенности характеризуют творческое рассказывание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Особенности творческого рассказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включают ограниченный словарный запас, недостаточное владение грамматическими конструкциями, слабое развитие образного мышления и проблемы с пониманием и выражением основных аспектов речи.
Какие выводы можно сделать по главе, посвященной проблеме речевого творчества у детей с общим недоразвитием речи?
По результатам главы можно сделать вывод, что речевое творчество является важным аспектом развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для успешного развития речевого творчества необходимо создать определенные педагогические условия, а также учитывать особенности творческого рассказывания таких детей.
Какая организация и методика исследования была использована в данной работе?
В данной работе была использована организация и методика исследования, включающая наблюдение, анкетирование и проведение экспериментальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.