Сравнение заголовочных комплексов газет Екатеринбурга

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 30 30 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 13.04.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРАВНЕНИЯ ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ ГАЗЕТ 8
1.1. Структура заголовочного комплекса 8
1.2. Типы заголовочных комплексов 10
1.3. Стилистические особенности заголовочных комплексов газет 11
1.4. Функции заголовочных комплексов газет 13
ГЛАВА 2 СРАВНЕНИЕ ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ ГАЗЕТ ЕКАТЕРИНБУРГА 17
2.1. Анализ заголовочных комплексов газеты «Областная газета» 17
2.2. Анализ заголовочных комплексов газеты «Вечерний Екатеринбург» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Фрагмент для ознакомления

Газета посвящена проблемам и достижениям Екатеринбурга, культуре, общественной активности, спорту. По стилю изложения газета рассчитана на самый широкий круг читателей разных возрастов и социальных слоев. Адрес: Екатеринбург, ул. Малышева, 44. Контактный телефон: +7 (343) 377-66-00,+7 (343) 377-67-20,+7 (343) 377-66-69,+7 (343) 376-60-48 E-mail: ve@urn.ru. Сайт: http://xn----8sbdbiiabb0aehp1bi2bid6az2e.xn--p1ai/.Для анализа нами используется городская газета «Вечерний Екатеринбург» от 1 марта 2016 № 34 (16416).При рассмотрении данного издания, в отличие от предыдущего примера, можно говорить о наличии простых, сложных и составных заголовочных комплексов. Однако необходимо отметить более простой состав комплекса.Пример: «POTAIN упал — понятно почему…». Здесь присутствует собственно заголовок и иллюстрация.Тоже самоеможно сказать о публикации «Среди кандидатов на отставку — Куйвашев».Более ярко представлен составной заголовочный комплекс в статье «На старте политического марафона»: подзаголовок «Кто осенью окажется в креслах Госдумы РФ и Законодательного собрания региона», вводка - «До официального начала избирательных кампаний в Государственную Думу России и в Законодательное собрание Свердловской области остаётся ещё 3 месяца, но политики всех уровней уже заметно активизировались. И корифеи, и молодые люди, впервые штурмующие бастионы парламентов, понимают, что времени предвыборной агитации для завоевания умов избирателей недостаточно. И брать электорат на крючок нужно уже сейчас. Каковы шансы у представителей разных партий стать депутатами нынешней осенью? Как повлияет на результаты выборов возвращение одномандатных округов?», внутренний заголовок –«Одномандатные страсти».Сложный заголовочный комплекс представлен: публикацией «Дан старт конкурсу сувениров», где мы можем видеть редакционную вставку «На заметку». Также, можно отметить статью «На проспекте Ленина масштабная реконструкция», в составе комплекса здесь вводка и редакционная вставка «Кроме того».Простой заголовочный комплекс – собственно заголовок «Лидеры по составу воздуха».Газета представляет по большей части новостные, информационные материалы, стиль заголовков достаточно нейтрален, мы можем отметить использование иностранных слов в заголовке «POTAIN упал — понятно почему…». На наш взгляд непонятно, но может быть оправдано читательским интересом узнать «кто или что такое POTAIN?!». Также можно говорить о стихотворном заголовке или отсылке к тексту песни «Я все цветы земли тебе подарю».Композиционно все публикации размещены под постоянными рубриками, например «Сегодня», «Город и горожане», «Молодежь», «Экономика», «Один день из жизни».Отдельное место занимают официальные документы муниципалитета Екатеринбурга: - постановление администрации города о внесении изменений в постановление администрации города Екатеринбурга от 15.12.2014 № 3800 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2015—2017 годы»;- постановление администрации города об организации одностороннего движения по улице Ленина в посёлке Шабровском;- постановление администрации города о присвоении наименований новой улице и переулкам в Октябрьском районе Екатеринбурга: ул. Былинная; пер. Искусный, Молодецкий, Валдайский, Удалой, Криничный;- постановление администрации города о расчёте размера, начислении и взимании платы в счёт возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования «город Екатеринбург»;- постановление администрации города о внесении изменений в постановление администрации города Екатеринбурга от 31.10.2013 № 3743 «Об утверждении Муниципальной программы «Модернизация и укрепление материально-технической базы учреждений культурымуниципального образования «город Екатеринбург» на 2014—2016 годы»;- постановление администрации города об определении направлений предоставления субсидий малым предприятиям агропромышленного комплекса муниципального образования «город Екатеринбург» в 2016 году.Рекламно-справочная функция в газете ««Вечерний Екатеринбург» широко не представлена, так как газета позиционирует себя как серьезное издание. Поэтому в ней мало материалов на развлекательную и рекламную тематики. Чаще в материалах представлена коммуникативная функция, так как журналисты чаще стремятся наладить контакт с массовой аудиторией. В заключение, необходимо отметить такой элемент заголовочного комплекса как анонс. В текущем номере газеты представлен анонс статьи с заголовком «Стул творит целительные чудеса. 3-я стр.». Анонс расположен в верхнем колонтитуле первой полосы, и на наш взгляд используется как стилистический прием «Эффект усиленного ожидания».ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, анализ структурных и стилистических особенностей газет Екатеринбурга показал, что чаще всего встречаются четкие многоуровневые заголовочные комплексы, что обусловлено направленностью изданий на аудиторию с «клиповым» мышлением, вычленяющим самую важную информацию из текста.Заголовочныекомплексы газет представлены по-разному – «Вечерний Екатеринбург» представляет весь спектр типов – простой, сложный, составной. «Областная газета» только сложный и составной. Однако структура заголовочного комплекса более полно представлена в «Областной газете». Некоторые составляющие заголовочного комплекса, например лид или название тематической рубрики, могут отсутствовать.Композиционно обе газеты используют рубрики, вставки, иллюстрации. Большинство журналистов, желая привлечь максимально внимание читателей к материалу, снова и снова обращаются к неиссякаемому источнику образности речи – метким выражениям и афоризмам в качестве заголовков к своим статьям.Однако, газеты позиционируя себя как серьезные, солидные издания не радуют исследователя разнообразием стилистических приемов и функций.Мы не обнаружили интонационно насыщенных предложений с четкой ритмической организацией, единичные случаи использованиясниженной лексики, приемов языковой игры, основанные на многозначности слов. Полное отсутствие аллюзий и реминисценций, заимствованных слов.Отметим наличие собственно иностранных слов в заголовочных комплексах вместе с русскими словами.Язык изданий прост, сложной терминологии из политической, научной сфер, области искусства не встречаются. Все термины, используемые в текстах общеизвестны образованной аудитории. Из жанров наиболее полно представлены интервью, заметка, репортаж.В качестве материала для нашего исследования, мы намеренно взяли издания близкие по многим параметрам: аудитории, тиражу, периодичности выхода, тематике. В нашу задачу входило сравнить не диаметрально противоположные издания, а близкие по своему духу и направленности. Идентичность подходов к подаче материала, организации архитектоники текстов, композиционному построению публикаций и стилистическому тону, снижает «градус накала», нивелирует индивидуальность изданий. Можно даже говорить о некой блеклости и монотонности, несмотря на обилие новостного материала. На наш взгляд, исследования подобного плана могут помочь журналистам увидеть пути совершенствования и преображения своего издания. Представляется очевидным необходимость внесения изменений как в стиль и форму подачи материала, так и в структуру заголовочного комплекса газет. Несмотря на это стоит отметить добротность, грамотность, хороший вкус редакций газет и журналистов. Радует отсутствие «желтого налета», пошлости, введения в заблуждение читателей, «газетных уток» и общий позитивный взгляд на события.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрнольд, И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста / И. В. Арнольд // Иностранные языки в школе. — 1978. — № 4. — С. 23—31.Богословская, О. И., Байтниц Л. В. Синтаксическая структура и функции газетных заголовков в воркутинской городской газете «Заполярье» / О. И. Богословская, Л. В. Байтниц // Уч. зап.Перм. гос. ун-та — 1974. — № 302 : Исследования по стилистике. — С. 206—224.Гольдин, В. Е. Обращение: теоретические проблемы / В.Е. Гольдин; под ред. Л. И. Баранниковой. – Саратов :Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – 127 с.Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Цитадель, 1998. – 11465 с.Долгирева, А. Э. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте :дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Альбина Эдуардовна Долгирева; Таганрогский гос. пед. ин-т. - Таганрог, 2002. - 298 с.Ильясова, С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ : дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Светлана Васильевна Ильясова ; Ростовский гос.ун-т. - Ростов н/Д, 2002. - 432 с.Кожина, Н. А. Заглавие художественного произведения : онтология, функции, параметры типологии / Н. А. Кожина // Проблемы структурной лингвистики. — М., 1988. — С. 167—183.Кржижановский, С. Поэтика заглавий / C. Кржижановский. - М, 1931. - 30 с.Лазарева, Э. А. Заголовок в газете : Учеб.пособие для студентов-журналистов / Э. А. Лазарева — Свердловск : Изд-во Урал.ун-та, 1989. — 96 с.Лазарева, Э. А. Заголовок в газете: Учеб.пособие. 2-е изд., доп., перераб. / Э. А. Лазарева. – Екатеринбург : Изд.-во Урал ун-та, 2004.- 84 с.Лазарева, Э. А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и оптимизации восприятия / Э. А. Лазарева // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - № 40. – С. 158.Лушникова, Г. И. Интертекстуальность художественного произведения: Учебн. пособие / Г. И. Лушникова — Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-т, 1995. - 82 с.Мисонжников, Б. Я. Основы творческой деятельности журналиста : учеб.пособие / Б. Я. Мисонжников, А. А. Юрков. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-т, 2002. - 47 с.Назайкин, А. Н. Рекламный текст в современных СМИ / А. Н. Назайкин. - М.: Эксмо, 2006. - 293 с.Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ.ред. проф. Л. И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. - 976 с.Подчасов, А. С. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков : На материале российских и британских газет второй половины 1980–1990 годов, синтаксический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Алексей Сергеевич Подчасов. – М., 2001.- 187 с.Прохорова, К.В. Газетный заголовок: проблемы и функциональные возможности / К.В. Прохорова. - СПб.: Академия, 2005. - 134 с.Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В.З. Санников ;2-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2002. – 552 с.Славкин, В.В. Заголовок в современном газетном тексте / В.В. Славкин // Журналистика и культура русской речи. – 2002. - № 1. - С.40-49.Тертычный, А. Заголовок – слово главное / А. Тертычный // Журналист. -2004. - № 1. - С. 82.Фатина, А. В. Функционирование заголовочных комплексов в современной российской газете: стилистико-синтаксический аспект : дис. ... канд. филол. наук :  10.02.01 / Анна Валерьевна Фатина ; С.-Петербург.гос.ун-т. - СПб., 2005. - С. 248 с.Хазагеров, Г. Г. Функции стилистических фигур в газетных заголовках :автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.22 / Г. Г. Хазагеров; - Ростов н/Д, 1984. – 157 с.Шостак, М. И. Сочиняем заголовок / М. И. Шостак // Журналист. - 1998. - № 3. - С. 61–64.Блокдва, О. Элементы формы журналистского произведения [Электронный ресурс] / Олеся Блокдва // Проза.ру, 2013 –. - Режим доступа : http://www.proza.ru/2013/04/01/701. – Загл. с экрана.Использованные источникиГородская газета «Вечерний Екатеринбург», от 1 марта 2016 № 34 (16416).Сайт городской газеты «Вечерний Екатеринбург»[Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2016 -. – Режим доступа :http://xn8sbdbiiabb0aehp1bi2bid6az2e.xnp1ai/.– Загл. с экрана. Региональная газета «Областная газета», от 1 марта 2016 № 35 (7844).Сайтрегиональной газеты «Областная газета»[Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2016 -.- Режим доступа :http://www.oblgazeta.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнольд, И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста / И. В. Арнольд // Иностранные языки в школе. — 1978. — № 4. — С. 23—31.
2. Богословская, О. И., Байтниц Л. В. Синтаксическая структура и функции газетных заголовков в воркутинской городской газете «Заполярье» / О. И. Богословская, Л. В. Байтниц // Уч. зап. Перм. гос. ун-та — 1974. — № 302 : Исследования по стилистике. — С. 206—224.
3. Гольдин, В. Е. Обращение: теоретические проблемы / В.Е. Гольдин; под ред. Л. И. Баранниковой. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – 127 с.
4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Цитадель, 1998. – 11465 с.
5. Долгирева, А. Э. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Альбина Эдуардовна Долгирева; Таганрогский гос. пед. ин-т. - Таганрог, 2002. - 298 с.
6. Ильясова, С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ : дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Светлана Васильевна Ильясова ; Ростовский гос.ун-т. - Ростов н/Д, 2002. - 432 с.
7. Кожина, Н. А. Заглавие художественного произведения : онтология, функции, параметры типологии / Н. А. Кожина // Проблемы структурной лингвистики. — М., 1988. — С. 167—183.
8. Кржижановский, С. Поэтика заглавий / C. Кржижановский. - М, 1931. - 30 с.
9. Лазарева, Э. А. Заголовок в газете : Учеб. пособие для студентов-журналистов / Э. А. Лазарева — Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1989. — 96 с.
10. Лазарева, Э. А. Заголовок в газете: Учеб. пособие. 2-е изд., доп., перераб. / Э. А. Лазарева. – Екатеринбург : Изд.-во Урал ун-та, 2004.- 84 с.
11. Лазарева, Э. А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и оптимизации восприятия / Э. А. Лазарева // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - № 40. – С. 158.
12. Лушникова, Г. И. Интертекстуальность художественного произведения: Учебн. пособие / Г. И. Лушникова — Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-т, 1995. - 82 с.
13. Мисонжников, Б. Я. Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Б. Я. Мисонжников, А. А. Юрков. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-т, 2002. - 47 с.
14. Назайкин, А. Н. Рекламный текст в современных СМИ / А. Н. Назайкин. - М.: Эксмо, 2006. - 293 с.
15. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. - 976 с.
16. Подчасов, А. С. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков : На материале российских и британ¬ских газет второй половины 1980–1990 годов, синтаксический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Алексей Сергеевич Подчасов. – М., 2001.- 187 с.
17. Прохорова, К.В. Газетный заголовок: проблемы и функциональные возможности / К.В. Прохорова. - СПб.: Академия, 2005. - 134 с.
18. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В.З. Санников ; 2-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2002. – 552 с.
19. Славкин, В.В. Заголовок в современном газетном тексте / В.В. Славкин // Журналистика и культура русской речи. – 2002. - № 1. - С.40-49.
20. Тертычный, А. Заголовок – слово главное / А. Тертычный // Журналист. - 2004. - № 1. - С. 82.
21. Фатина, А. В. Функционирование заголовоч¬ных комплексов в современной российской газете: стилистико-синтаксический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Анна Валерьевна Фатина ; С.-Петербург.гос.ун-т. - СПб., 2005. - С. 248 с.
22. Хазагеров, Г. Г. Функции стилистических фигур в газетных заголовках : автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.22 / Г. Г. Хазагеров; - Ростов н/Д, 1984. – 157 с.
23. Шостак, М. И. Сочиняем заголовок / М. И. Шостак // Журналист. - 1998. - № 3. - С. 61–64.
24. Блокдва, О. Элементы формы журналистского произведения [Электронный ресурс] / Олеся Блокдва // Проза.ру, 2013 –. - Режим доступа : http://www.proza.ru/2013/04/01/701. – Загл. с экрана.
Использованные источники
25. Городская газета «Вечерний Екатеринбург», от 1 марта 2016 № 34 (16416).
26. Сайт городской газеты «Вечерний Екатеринбург» [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2016 -. – Режим доступа : http://xn8sbdbiiabb0aehp1bi2bid6az2e.xnp1ai/. – Загл. с экрана.
27. Региональная газета «Областная газета», от 1 марта 2016 № 35 (7844).
28. Сайт региональной газеты «Областная газета» [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2016 -. - Режим доступа : http://www.oblgazeta.ru

Вопрос-ответ:

Какова структура заголовочного комплекса в газете?

Структура заголовочного комплекса в газете обычно состоит из заголовка, подзаголовка и тезисов. Заголовок является основным элементом заголовочного комплекса, он содержит основную идею статьи. Подзаголовок дополняет заголовок и раскрывает его содержание. Тезисы являются краткими выдержками из текста, которые предоставляют читателю основные факты или аргументы статьи.

Какие типы заголовочных комплексов существуют в газетах?

В газетах существуют разные типы заголовочных комплексов в зависимости от их функций. Некоторые из них включают информационные заголовки, репортажные заголовки, креативные заголовки, аналитические заголовки и другие. Каждый тип заголовочного комплекса имеет свои особенности и задачи перед читателем.

Какие стилистические особенности можно найти в заголовочных комплексах газет?

Стремление к лаконичности, использование актуальной лексики, ярких метафор и эмоциональной окраски — все это является стилистическими особенностями заголовочных комплексов газет. Главная задача стилистики заголовочных комплексов - привлечь внимание читателя и заинтересовать его в статье.

Какие функции выполняют заголовочные комплексы газет?

Заголовочные комплексы в газетах выполняют несколько функций. Они облегчают навигацию по газете, сообщают основную информацию о статье, привлекают внимание и вызывают интерес. Заголовки также могут выступать средством пропаганды или манипуляции мнением читателей, а также использоваться в качестве рекламы.

Какие особенности можно найти в заголовочных комплексах газет Екатеринбурга?

Анализ заголовочных комплексов газеты Областная газета и Вечерний позволяет обнаружить некоторые особенности. Например, в Областной газете встречаются информационно-аналитические заголовки с использованием экспрессивной лексики и активными глаголами. В Вечернем заголовки чаще игривые и креативные, с использованием игры слов и юмора. Но эти особенности могут меняться со временем и изменением редакции газет.

Каковы теоретические основы сравнения заголовочных комплексов газет?

Теоретическими основами сравнения заголовочных комплексов газет являются структура заголовочного комплекса, типы заголовочных комплексов, стилистические особенности заголовочных комплексов и их функции.

Какие типы заголовочных комплексов встречаются в газетах?

В газетах встречаются различные типы заголовочных комплексов, такие как информационные, аннотационные, задающие вопросы, названия событий и другие.

Какие стилистические особенности могут быть присущи заголовочным комплексам газет?

Стлилистические особенности заголовочных комплексов газет могут быть различными, включая оригинальные заголовки, использование языковых игр, эмоционально окрашенный стиль и т.д.

Каковы функции заголовочных комплексов в газетах?

Заголовочные комплексы в газетах выполняют несколько функций, таких как привлечение внимания читателя, информирование, ориентирование, реклама и т.д.