Сравнение заголовочных комплексов газет Екатеринбурга
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 13.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРАВНЕНИЯ ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ ГАЗЕТ 8
1.1. Структура заголовочного комплекса 8
1.2. Типы заголовочных комплексов 10
1.3. Стилистические особенности заголовочных комплексов газет 11
1.4. Функции заголовочных комплексов газет 13
ГЛАВА 2 СРАВНЕНИЕ ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ ГАЗЕТ ЕКАТЕРИНБУРГА 17
2.1. Анализ заголовочных комплексов газеты «Областная газета» 17
2.2. Анализ заголовочных комплексов газеты «Вечерний Екатеринбург» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Газета посвящена проблемам и достижениям Екатеринбурга, культуре, общественной активности, спорту. По стилю изложения газета рассчитана на самый широкий круг читателей разных возрастов и социальных слоев. Адрес: Екатеринбург, ул. Малышева, 44. Контактный телефон: +7 (343) 377-66-00,+7 (343) 377-67-20,+7 (343) 377-66-69,+7 (343) 376-60-48 E-mail: ve@urn.ru. Сайт: http://xn----8sbdbiiabb0aehp1bi2bid6az2e.xn--p1ai/.Для анализа нами используется городская газета «Вечерний Екатеринбург» от 1 марта 2016 № 34 (16416).При рассмотрении данного издания, в отличие от предыдущего примера, можно говорить о наличии простых, сложных и составных заголовочных комплексов. Однако необходимо отметить более простой состав комплекса.Пример: «POTAIN упал — понятно почему…». Здесь присутствует собственно заголовок и иллюстрация.Тоже самоеможно сказать о публикации «Среди кандидатов на отставку — Куйвашев».Более ярко представлен составной заголовочный комплекс в статье «На старте политического марафона»: подзаголовок «Кто осенью окажется в креслах Госдумы РФ и Законодательного собрания региона», вводка - «До официального начала избирательных кампаний в Государственную Думу России и в Законодательное собрание Свердловской области остаётся ещё 3 месяца, но политики всех уровней уже заметно активизировались. И корифеи, и молодые люди, впервые штурмующие бастионы парламентов, понимают, что времени предвыборной агитации для завоевания умов избирателей недостаточно. И брать электорат на крючок нужно уже сейчас. Каковы шансы у представителей разных партий стать депутатами нынешней осенью? Как повлияет на результаты выборов возвращение одномандатных округов?», внутренний заголовок –«Одномандатные страсти».Сложный заголовочный комплекс представлен: публикацией «Дан старт конкурсу сувениров», где мы можем видеть редакционную вставку «На заметку». Также, можно отметить статью «На проспекте Ленина масштабная реконструкция», в составе комплекса здесь вводка и редакционная вставка «Кроме того».Простой заголовочный комплекс – собственно заголовок «Лидеры по составу воздуха».Газета представляет по большей части новостные, информационные материалы, стиль заголовков достаточно нейтрален, мы можем отметить использование иностранных слов в заголовке «POTAIN упал — понятно почему…». На наш взгляд непонятно, но может быть оправдано читательским интересом узнать «кто или что такое POTAIN?!». Также можно говорить о стихотворном заголовке или отсылке к тексту песни «Я все цветы земли тебе подарю».Композиционно все публикации размещены под постоянными рубриками, например «Сегодня», «Город и горожане», «Молодежь», «Экономика», «Один день из жизни».Отдельное место занимают официальные документы муниципалитета Екатеринбурга: - постановление администрации города о внесении изменений в постановление администрации города Екатеринбурга от 15.12.2014 № 3800 «Об утверждении Муниципальной программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2015—2017 годы»;- постановление администрации города об организации одностороннего движения по улице Ленина в посёлке Шабровском;- постановление администрации города о присвоении наименований новой улице и переулкам в Октябрьском районе Екатеринбурга: ул. Былинная; пер. Искусный, Молодецкий, Валдайский, Удалой, Криничный;- постановление администрации города о расчёте размера, начислении и взимании платы в счёт возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования «город Екатеринбург»;- постановление администрации города о внесении изменений в постановление администрации города Екатеринбурга от 31.10.2013 № 3743 «Об утверждении Муниципальной программы «Модернизация и укрепление материально-технической базы учреждений культурымуниципального образования «город Екатеринбург» на 2014—2016 годы»;- постановление администрации города об определении направлений предоставления субсидий малым предприятиям агропромышленного комплекса муниципального образования «город Екатеринбург» в 2016 году.Рекламно-справочная функция в газете ««Вечерний Екатеринбург» широко не представлена, так как газета позиционирует себя как серьезное издание. Поэтому в ней мало материалов на развлекательную и рекламную тематики. Чаще в материалах представлена коммуникативная функция, так как журналисты чаще стремятся наладить контакт с массовой аудиторией. В заключение, необходимо отметить такой элемент заголовочного комплекса как анонс. В текущем номере газеты представлен анонс статьи с заголовком «Стул творит целительные чудеса. 3-я стр.». Анонс расположен в верхнем колонтитуле первой полосы, и на наш взгляд используется как стилистический прием «Эффект усиленного ожидания».ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, анализ структурных и стилистических особенностей газет Екатеринбурга показал, что чаще всего встречаются четкие многоуровневые заголовочные комплексы, что обусловлено направленностью изданий на аудиторию с «клиповым» мышлением, вычленяющим самую важную информацию из текста.Заголовочныекомплексы газет представлены по-разному – «Вечерний Екатеринбург» представляет весь спектр типов – простой, сложный, составной. «Областная газета» только сложный и составной. Однако структура заголовочного комплекса более полно представлена в «Областной газете». Некоторые составляющие заголовочного комплекса, например лид или название тематической рубрики, могут отсутствовать.Композиционно обе газеты используют рубрики, вставки, иллюстрации. Большинство журналистов, желая привлечь максимально внимание читателей к материалу, снова и снова обращаются к неиссякаемому источнику образности речи – метким выражениям и афоризмам в качестве заголовков к своим статьям.Однако, газеты позиционируя себя как серьезные, солидные издания не радуют исследователя разнообразием стилистических приемов и функций.Мы не обнаружили интонационно насыщенных предложений с четкой ритмической организацией, единичные случаи использованиясниженной лексики, приемов языковой игры, основанные на многозначности слов. Полное отсутствие аллюзий и реминисценций, заимствованных слов.Отметим наличие собственно иностранных слов в заголовочных комплексах вместе с русскими словами.Язык изданий прост, сложной терминологии из политической, научной сфер, области искусства не встречаются. Все термины, используемые в текстах общеизвестны образованной аудитории. Из жанров наиболее полно представлены интервью, заметка, репортаж.В качестве материала для нашего исследования, мы намеренно взяли издания близкие по многим параметрам: аудитории, тиражу, периодичности выхода, тематике. В нашу задачу входило сравнить не диаметрально противоположные издания, а близкие по своему духу и направленности. Идентичность подходов к подаче материала, организации архитектоники текстов, композиционному построению публикаций и стилистическому тону, снижает «градус накала», нивелирует индивидуальность изданий. Можно даже говорить о некой блеклости и монотонности, несмотря на обилие новостного материала. На наш взгляд, исследования подобного плана могут помочь журналистам увидеть пути совершенствования и преображения своего издания. Представляется очевидным необходимость внесения изменений как в стиль и форму подачи материала, так и в структуру заголовочного комплекса газет. Несмотря на это стоит отметить добротность, грамотность, хороший вкус редакций газет и журналистов. Радует отсутствие «желтого налета», пошлости, введения в заблуждение читателей, «газетных уток» и общий позитивный взгляд на события.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрнольд, И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста / И. В. Арнольд // Иностранные языки в школе. — 1978. — № 4. — С. 23—31.Богословская, О. И., Байтниц Л. В. Синтаксическая структура и функции газетных заголовков в воркутинской городской газете «Заполярье» / О. И. Богословская, Л. В. Байтниц // Уч. зап.Перм. гос. ун-та — 1974. — № 302 : Исследования по стилистике. — С. 206—224.Гольдин, В. Е. Обращение: теоретические проблемы / В.Е. Гольдин; под ред. Л. И. Баранниковой. – Саратов :Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – 127 с.Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Цитадель, 1998. – 11465 с.Долгирева, А. Э. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте :дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Альбина Эдуардовна Долгирева; Таганрогский гос. пед. ин-т. - Таганрог, 2002. - 298 с.Ильясова, С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ : дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Светлана Васильевна Ильясова ; Ростовский гос.ун-т. - Ростов н/Д, 2002. - 432 с.Кожина, Н. А. Заглавие художественного произведения : онтология, функции, параметры типологии / Н. А. Кожина // Проблемы структурной лингвистики. — М., 1988. — С. 167—183.Кржижановский, С. Поэтика заглавий / C. Кржижановский. - М, 1931. - 30 с.Лазарева, Э. А. Заголовок в газете : Учеб.пособие для студентов-журналистов / Э. А. Лазарева — Свердловск : Изд-во Урал.ун-та, 1989. — 96 с.Лазарева, Э. А. Заголовок в газете: Учеб.пособие. 2-е изд., доп., перераб. / Э. А. Лазарева. – Екатеринбург : Изд.-во Урал ун-та, 2004.- 84 с.Лазарева, Э. А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и оптимизации восприятия / Э. А. Лазарева // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - № 40. – С. 158.Лушникова, Г. И. Интертекстуальность художественного произведения: Учебн. пособие / Г. И. Лушникова — Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-т, 1995. - 82 с.Мисонжников, Б. Я. Основы творческой деятельности журналиста : учеб.пособие / Б. Я. Мисонжников, А. А. Юрков. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-т, 2002. - 47 с.Назайкин, А. Н. Рекламный текст в современных СМИ / А. Н. Назайкин. - М.: Эксмо, 2006. - 293 с.Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ.ред. проф. Л. И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. - 976 с.Подчасов, А. С. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков : На материале российских и британских газет второй половины 1980–1990 годов, синтаксический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Алексей Сергеевич Подчасов. – М., 2001.- 187 с.Прохорова, К.В. Газетный заголовок: проблемы и функциональные возможности / К.В. Прохорова. - СПб.: Академия, 2005. - 134 с.Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В.З. Санников ;2-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2002. – 552 с.Славкин, В.В. Заголовок в современном газетном тексте / В.В. Славкин // Журналистика и культура русской речи. – 2002. - № 1. - С.40-49.Тертычный, А. Заголовок – слово главное / А. Тертычный // Журналист. -2004. - № 1. - С. 82.Фатина, А. В. Функционирование заголовочных комплексов в современной российской газете: стилистико-синтаксический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Анна Валерьевна Фатина ; С.-Петербург.гос.ун-т. - СПб., 2005. - С. 248 с.Хазагеров, Г. Г. Функции стилистических фигур в газетных заголовках :автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.22 / Г. Г. Хазагеров; - Ростов н/Д, 1984. – 157 с.Шостак, М. И. Сочиняем заголовок / М. И. Шостак // Журналист. - 1998. - № 3. - С. 61–64.Блокдва, О. Элементы формы журналистского произведения [Электронный ресурс] / Олеся Блокдва // Проза.ру, 2013 –. - Режим доступа : http://www.proza.ru/2013/04/01/701. – Загл. с экрана.Использованные источникиГородская газета «Вечерний Екатеринбург», от 1 марта 2016 № 34 (16416).Сайт городской газеты «Вечерний Екатеринбург»[Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2016 -. – Режим доступа :http://xn8sbdbiiabb0aehp1bi2bid6az2e.xnp1ai/.– Загл. с экрана. Региональная газета «Областная газета», от 1 марта 2016 № 35 (7844).Сайтрегиональной газеты «Областная газета»[Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2016 -.- Режим доступа :http://www.oblgazeta.ru
1. Арнольд, И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста / И. В. Арнольд // Иностранные языки в школе. — 1978. — № 4. — С. 23—31.
2. Богословская, О. И., Байтниц Л. В. Синтаксическая структура и функции газетных заголовков в воркутинской городской газете «Заполярье» / О. И. Богословская, Л. В. Байтниц // Уч. зап. Перм. гос. ун-та — 1974. — № 302 : Исследования по стилистике. — С. 206—224.
3. Гольдин, В. Е. Обращение: теоретические проблемы / В.Е. Гольдин; под ред. Л. И. Баранниковой. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – 127 с.
4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Цитадель, 1998. – 11465 с.
5. Долгирева, А. Э. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Альбина Эдуардовна Долгирева; Таганрогский гос. пед. ин-т. - Таганрог, 2002. - 298 с.
6. Ильясова, С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ : дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Светлана Васильевна Ильясова ; Ростовский гос.ун-т. - Ростов н/Д, 2002. - 432 с.
7. Кожина, Н. А. Заглавие художественного произведения : онтология, функции, параметры типологии / Н. А. Кожина // Проблемы структурной лингвистики. — М., 1988. — С. 167—183.
8. Кржижановский, С. Поэтика заглавий / C. Кржижановский. - М, 1931. - 30 с.
9. Лазарева, Э. А. Заголовок в газете : Учеб. пособие для студентов-журналистов / Э. А. Лазарева — Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1989. — 96 с.
10. Лазарева, Э. А. Заголовок в газете: Учеб. пособие. 2-е изд., доп., перераб. / Э. А. Лазарева. – Екатеринбург : Изд.-во Урал ун-та, 2004.- 84 с.
11. Лазарева, Э. А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и оптимизации восприятия / Э. А. Лазарева // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - № 40. – С. 158.
12. Лушникова, Г. И. Интертекстуальность художественного произведения: Учебн. пособие / Г. И. Лушникова — Кемерово : Изд-во Кемеров. гос. ун-т, 1995. - 82 с.
13. Мисонжников, Б. Я. Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие / Б. Я. Мисонжников, А. А. Юрков. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-т, 2002. - 47 с.
14. Назайкин, А. Н. Рекламный текст в современных СМИ / А. Н. Назайкин. - М.: Эксмо, 2006. - 293 с.
15. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. - 976 с.
16. Подчасов, А. С. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков : На материале российских и британ¬ских газет второй половины 1980–1990 годов, синтаксический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Алексей Сергеевич Подчасов. – М., 2001.- 187 с.
17. Прохорова, К.В. Газетный заголовок: проблемы и функциональные возможности / К.В. Прохорова. - СПб.: Академия, 2005. - 134 с.
18. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В.З. Санников ; 2-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2002. – 552 с.
19. Славкин, В.В. Заголовок в современном газетном тексте / В.В. Славкин // Журналистика и культура русской речи. – 2002. - № 1. - С.40-49.
20. Тертычный, А. Заголовок – слово главное / А. Тертычный // Журналист. - 2004. - № 1. - С. 82.
21. Фатина, А. В. Функционирование заголовоч¬ных комплексов в современной российской газете: стилистико-синтаксический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Анна Валерьевна Фатина ; С.-Петербург.гос.ун-т. - СПб., 2005. - С. 248 с.
22. Хазагеров, Г. Г. Функции стилистических фигур в газетных заголовках : автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.22 / Г. Г. Хазагеров; - Ростов н/Д, 1984. – 157 с.
23. Шостак, М. И. Сочиняем заголовок / М. И. Шостак // Журналист. - 1998. - № 3. - С. 61–64.
24. Блокдва, О. Элементы формы журналистского произведения [Электронный ресурс] / Олеся Блокдва // Проза.ру, 2013 –. - Режим доступа : http://www.proza.ru/2013/04/01/701. – Загл. с экрана.
Использованные источники
25. Городская газета «Вечерний Екатеринбург», от 1 марта 2016 № 34 (16416).
26. Сайт городской газеты «Вечерний Екатеринбург» [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2016 -. – Режим доступа : http://xn8sbdbiiabb0aehp1bi2bid6az2e.xnp1ai/. – Загл. с экрана.
27. Региональная газета «Областная газета», от 1 марта 2016 № 35 (7844).
28. Сайт региональной газеты «Областная газета» [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2016 -. - Режим доступа : http://www.oblgazeta.ru
Вопрос-ответ:
Какова структура заголовочного комплекса в газете?
Структура заголовочного комплекса в газете обычно состоит из заголовка, подзаголовка и тезисов. Заголовок является основным элементом заголовочного комплекса, он содержит основную идею статьи. Подзаголовок дополняет заголовок и раскрывает его содержание. Тезисы являются краткими выдержками из текста, которые предоставляют читателю основные факты или аргументы статьи.
Какие типы заголовочных комплексов существуют в газетах?
В газетах существуют разные типы заголовочных комплексов в зависимости от их функций. Некоторые из них включают информационные заголовки, репортажные заголовки, креативные заголовки, аналитические заголовки и другие. Каждый тип заголовочного комплекса имеет свои особенности и задачи перед читателем.
Какие стилистические особенности можно найти в заголовочных комплексах газет?
Стремление к лаконичности, использование актуальной лексики, ярких метафор и эмоциональной окраски — все это является стилистическими особенностями заголовочных комплексов газет. Главная задача стилистики заголовочных комплексов - привлечь внимание читателя и заинтересовать его в статье.
Какие функции выполняют заголовочные комплексы газет?
Заголовочные комплексы в газетах выполняют несколько функций. Они облегчают навигацию по газете, сообщают основную информацию о статье, привлекают внимание и вызывают интерес. Заголовки также могут выступать средством пропаганды или манипуляции мнением читателей, а также использоваться в качестве рекламы.
Какие особенности можно найти в заголовочных комплексах газет Екатеринбурга?
Анализ заголовочных комплексов газеты Областная газета и Вечерний позволяет обнаружить некоторые особенности. Например, в Областной газете встречаются информационно-аналитические заголовки с использованием экспрессивной лексики и активными глаголами. В Вечернем заголовки чаще игривые и креативные, с использованием игры слов и юмора. Но эти особенности могут меняться со временем и изменением редакции газет.
Каковы теоретические основы сравнения заголовочных комплексов газет?
Теоретическими основами сравнения заголовочных комплексов газет являются структура заголовочного комплекса, типы заголовочных комплексов, стилистические особенности заголовочных комплексов и их функции.
Какие типы заголовочных комплексов встречаются в газетах?
В газетах встречаются различные типы заголовочных комплексов, такие как информационные, аннотационные, задающие вопросы, названия событий и другие.
Какие стилистические особенности могут быть присущи заголовочным комплексам газет?
Стлилистические особенности заголовочных комплексов газет могут быть различными, включая оригинальные заголовки, использование языковых игр, эмоционально окрашенный стиль и т.д.
Каковы функции заголовочных комплексов в газетах?
Заголовочные комплексы в газетах выполняют несколько функций, таких как привлечение внимания читателя, информирование, ориентирование, реклама и т.д.