Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежаXIX и ХХ веков и его отражение в литературе.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 14.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРТУРЫ 6
ГЛАВА 2 РОССИЯ НА ПОРОГЕ НОВОГО ВЕКА 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
М. Городецкий, В. И. Нарбут, О. Э. МандельштамФутуризмВ. В. Маяковский, А. Е. Крученых, братья Бурлюки, И. Северянин, В. Хлебников.Объединение «Центрифуга» Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров и другие.Ключевым для эстетики символизма было стремление передать свое ощущение мира через поэтические «символы», своеобразные полунамеки, для правильного понимания которых необходимо было отвлечься от прямого, приземленного восприятия реальности иинтуитивно увидеть, вернее, почувствовать в обыденных образах знак высшей мистической сущности, прикоснуться к глобальным тайнам мироздания, к Вечности.Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм (от греч. akme – острие, высшая точка расцвета), его представителями были поэты, впоследствии ставшие ярчайшими звездами на небосклоне мировой литературы (таблица 1.).В литературе начала века наибольшего расцвета достигла поэзия, вошедшая в историю как «Серебряный век русской поэзии». Поэзию этого периода также называют поэтическим ренессансом и часто сравнивают с пушкинской «золотой» эпохой.Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить как 1892 год - выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник «Символы» Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д. -1917 год. Некоторые исследователи хронологическим окончанием этого периода считают 1921 или 1922 годы, характеризуемые крахом иллюзий, начавшимся после гибели Н. Гумилева и А. Блока, массовой эмиграцией из России деятелей русской культуры, высылка из страны писателей, философ, историков.Русская культура этого периода характеризуется двойственностью пути развития: реализм или декаданс?! В современном культурно-историческом пространстве эти направления объединены понятием «культура «серебряного века». Первый путь развития культуры сконцентрировал в себе традиции XIX в., эстетику передвижников и философию народничества. Второй - удел эстетствующей интеллигенции, разорвавшей связь с разночинством.Дуалистическое восприятии мира, характерно как для романтизма, так и для нового искусства. С середины 90-х годов в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических выступлениях.Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 г. возникло направление, получившее название футуризм (от лат. futurum – будущее).Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (таблица 1.), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Произведения футуристов – «поэзия будущего» порой весьма холодно воспринимались читающей публикой, однако творческий поиск, который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия.Облик русской литературы достаточно серьезно меняется на рубеже веков. Самобытным дарованием в русскую культуру вошел Максим Горький, обогативший ее необыкновенными по силе и новизне образами. На наш взгляд, нельзя сводить творчество Горького к узкому политпросвету, по-настоящему одаренный человек, он был шире любых идеологических границ. Нельзя отрицать огромное значение его произведенийдля развития русской литературы и культуры в целом.Все эти прцессы протекали на фоне растущего многообразия духовной жизни, сопровождавшего развитие капитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия.Многообразие боровшихся на политической арене сил, особый характер русской революции оказывали влияние на культуру, творческие и идейные искания ее деятелей, открывали новые пути для социально-культурного развития. Сложность и противоречивость исторической действительности обусловили многообразие форм культурно-исторического процесса.ЗАКЛЮЧЕНИЕРубеж веков стал временем напряженной духовной и художественной жизни России. Это период масштабных открытий в области естественнонаучного знания, философии и психологии. Это время, когда признаки небывалого расцвета культуры парадоксальным образом соединялись с ощущением кризиса и вырождения, а сами участники литературного и культурного процесса нередко ощущали себя предстоящими, перед «лицом мирового переворота». Русскую культуру начала ХХ веканевозможно представить без публицистических высказываний писателей, их дневников, воспоминаний, именно так литература отвечала на вопросы, встававшие перед российским обществом. Необходимо отметить особенность эпохи - параллельное существование и борьба литературных направлений. Писатели и поэты, объединившиеся в собственные направлен, исповедавшие близких представлениями о роли литературы и творчества в целом в текущем культурно-историческом процессе, утверждали важнейшие принципы постижения мира, подходы к изображению личности, предпочтения выборе жанров, стилей, форм повествования. Многообразие боровшихся на политической арене сил, особый характер русской революции оказывали влияние на культуру, творческие и идейные искания ее деятелей, открывали новые пути для социально-культурного развития. Сложность и противоречивость исторической действительности обусловили многообразие форм культурно-исторического процесса.Русская культура рубежа веков была итогом непростого, временами трагичного пути. Несмотря ни на что, основными ее чертами всегда оставались демократизм, народность и высокий гуманизм. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБелинский, В. Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том первый Статьи и рецензии 1829-1835. Художественные произведения / В. Г. Белинский. – М. : Изд-во Академии Наук СССР, Москва, 1953.Белый, А. О смысле познания / А. О. Белый. – Минск : Изд-во Полифакт, 1991. – 41 с.Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М. : Изд-во «Мысль», 1990. – 176 с.Вогюэ, Э.-М. Письма к русским литераторам / Э.-М. де Вогюэ // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1975 год. – 1977.Л., Изд-во «Наука», 1977.Горький, М. О русском искусстве / М. Горький // Путь освобождения. – 1917. - № 1Ницше, Ф. Веселая наука: сочинения в 2-х томах, том 1 / Ф. Ницше ; пер. с нем. К. А. Свасьяна. – М. : Изд-во «Мысль», 1990. – 156 с.Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет : пер. с исп. : С. Л. Воробьев, А. М. Гелескул, Б. В. Дубинин и др. – М.: АСТ, 2003. – 156 сРозанов, В. В. Апокалипсис нашего времени / В. В. Розанов. - М. : Изд-во «Эксмо», 2008.Русские писатели. Библиограф.слов. в 2 ч. Ч. 1 А - Л / редкол.: Б. Ф. Егоров и др.; ред.-сост. П. А. Николаев. – М. : Просвещение, 1990. – 446 с.Русские писатели. Библиограф.слов. в 2 ч. Ч. 2 М – Я / редкол.: Б. Ф. Егоров и др.; ред.-сост. П. А. Николаев. – М. : Просвещение, 1990. – 446 с.Флоренский, П. А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1991. – 184 с.Франс А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 2./ А. Франс. - М., 1958.Шпенглер, О. Закат Европы: сочинения в 2-х томах / О. Шпенглер : пер. с нем. И. И. Маханькова. - М.: «Мысль», 1998.
1. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том первый Статьи и рецензии 1829-1835. Художественные произведения / В. Г. Белинский. – М. : Изд-во Академии Наук СССР, Москва, 1953.
2. Белый, А. О смысле познания / А. О. Белый. – Минск : Изд-во Полифакт, 1991. – 41 с.
3. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М. : Изд-во «Мысль», 1990. – 176 с.
4. Вогюэ, Э.-М. Письма к русским литераторам / Э.-М. де Вогюэ // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1975 год. – 1977.Л., Изд-во «Наука», 1977.
5. Горький, М. О русском искусстве / М. Горький // Путь освобождения. – 1917. - № 1
6. Ницше, Ф. Веселая наука: сочинения в 2-х томах, том 1 / Ф. Ницше ; пер. с нем. К. А. Свасьяна. – М. : Изд-во «Мысль», 1990. – 156 с.
7. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет : пер. с исп. : С. Л. Воробьев, А. М. Гелескул, Б. В. Дубинин и др. – М.: АСТ, 2003. – 156 с
8. Розанов, В. В. Апокалипсис нашего времени / В. В. Розанов. - М. : Изд-во «Эксмо», 2008.
9. Русские писатели. Библиограф.слов. в 2 ч. Ч. 1 А - Л / редкол.: Б. Ф. Егоров и др.; ред.-сост. П. А. Николаев. – М. : Просвещение, 1990. – 446 с.
10. Русские писатели. Библиограф.слов. в 2 ч. Ч. 2 М – Я / редкол.: Б. Ф. Егоров и др.; ред.-сост. П. А. Николаев. – М. : Просвещение, 1990. – 446 с.
11. Флоренский, П. А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1991. – 184 с.
12. Франс А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 2./ А. Франс. - М., 1958.
13. Шпенглер, О. Закат Европы: сочинения в 2-х томах / О. Шпенглер : пер. с нем. И. И. Маханькова. - М.: «Мысль», 1998.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет культурно-исторический процесс на рубеже XIX и XX веков?
Культурно-исторический процесс на рубеже XIX и XX веков характеризуется множеством особенностей. В этот период происходит сильное проникновение западных культурных тенденций в Россию, что влияет на общество, культуру и искусство. На рубеже XIX и XX веков происходят значительные социальные, политические и экономические изменения, которые оказывают влияние на художественные и литературные направления.
Какие литературные явления отражают культурно-исторический процесс на рубеже XIX и XX веков?
Культурно-исторический процесс на рубеже XIX и XX веков отражается в различных литературных явлениях. Например, футуризм, представленный М. Городецким, В. И. Нарбутом, О. Э. Мандельштамом и другими, проявлялся в стремлении передать городскую суету, динамизм и технический прогресс. Символизм, который практиковали А. Белый, В. И. Иванов, Ф. И. Тютчев и др., стремился выразить метафизические идеи и глубинные эмоции.
Какое мировое значение имели русская классическая литература на рубеже XIX и XX веков?
Русская классическая литература на рубеже XIX и XX веков имела огромное мировое значение. Произведения таких писателей, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др., были широко известны и переводились на множество языков. Русская классика восхищала своей глубиной, моральными проблемами, философскими идеями, которые актуальны и в наше время.
Какие литературные объединения и течения возникли на рубеже XIX и XX веков в России?
На рубеже XIX и XX веков в России возникло множество литературных объединений и течений. Например, футуризм, представленный В. В. Крученых, братьями Бурлюками, И. Северяниным и др., выделялся экспериментальным подходом к созданию литературных и художественных произведений. Одним из ключевых для эстетики символизма стало стремление передать свое внутреннее состояние и метафизические идеи.
Какие характеристики можно выделить в культурно-историческом процессе периода смены XIX и XX веков?
В культурно-историческом процессе периода смены XIX и XX веков можно выделить несколько ключевых характеристик: расцвет русской классической литературы, формирование новых художественных направлений, эстетическую и политическую дискуссию, активное участие литераторов в социальных и политических процессах.
Каким образом культурно-исторический процесс периода смены XIX и XX веков был отражен в литературе?
Культурно-исторический процесс периода смены XIX и XX веков был отражен в литературе через появление новых художественных направлений, таких как футуризм и символизм, активное участие литераторов в общественных и политических процессах, а также через обсуждение идеологических и эстетических вопросов.
Кто известные литераторы были представителями футуризма?
Известные литераторы, которые были представителями футуризма, включают М. Городецкого, В. И. Нарбута, О. Э. Мандельштама. Футуризм был одним из художественных направлений начала XX века, основными принципами которого была революция языка и формы, экспериментальность и оригинальность.
Какую роль играла русская классическая литература в мировом контексте?
Русская классическая литература играла значительную роль в мировом контексте, оказывая влияние на развитие литературных традиций и художественных направлений в других странах. Произведения русских писателей таких, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и другие, получили признание и уважение во всем мире.
Какие писатели и поэты активно участвовали в социальных и политических процессах периода смены XIX и XX веков?
В период смены XIX и XX веков многие писатели и поэты активно участвовали в социальных и политических процессах. Некоторые из них включали в себя Б. Л. Пастернака, Н. Н. Асеева, С. П. Боброва и других. Они выступали за свободу слова, права человека, а также выражали свои взгляды на политическую ситуацию в стране.
Какая основная идея статьи?
Основная идея статьи заключается в обсуждении общей характеристики культурно-исторического процесса на рубеже XIX и XX веков, а также его отражения в литературе.