Интеграционные проекты России на постсоветском пространстве после 2000 годов
Заказать уникальное эссе- 12 12 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 18.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Очевидное «бегство» приграничных стран от РФповлекло за собой политику сырьевого эгоизма, который зачастую стремились представить в образе«энергетического империализма», что лишь отчасти справедливо. Уникальная «экспансионистская» цель, преследовавшаяся газовыми конфликтамис государствами СНГ, заключалась в установлении «Газпромом» четкого контроля над газотранспортными системами указанных стран. На основных направлениях данная цель достигнута не была. К главным транзитным государствам, по территории которых российскийгаз идет кпотребителям,относятся Украина и Беларусь. В основу реакции данных стран на давление «Газпрома» было положено стремление как можно скорееустранить зависимость от российского газа. Все страны делают это различными способами. Украина и Грузия– посредством строительства совершенно новых газопроводов, а равно транспортировки газа изЗакавказья, ТурциииИрана.Беларусь же посредством диверсификации своего топливного баланса. Все три государства противодействуют всеми силами контролю «Газпрома» надсформированной газотранспортной системой. Наиболее жестко саму возможность совместного контроля над газотранспортной системой отверглаУкраина, позиция которой в данном вопросе являлась самой важной. Что до политической стороны этого вопроса, то здесьитог энергетического давления был далеконе нулевым, но в какой-то мере даже отрицательным. В равной степени это касается какГрузии, Украины и Азербайджана, так и «дружественных» Белоруссии и Армении. Повышение цен на поставку российского газа в Армению, которое состоялось в начале 2006 г., уже значительно укрепило весь западный вектор внешней политики Армении. В итоге, российский сырьевой эгоизм в отношениях с Белоруссией окончательно уничтожил саму идею Российско-Белорусского Союза. В начале 2007 г., впервые за многолетний срок пребывания у власти А. Лукашенко дает высокую оценку Западу и подвергает жесткой критике всю российскую политику.7.Непривлекательность для стран-соседейвнутренней модели развития России (номенклатурно-сырьевого проекта).Думается, что для России ее внешняя политика на всем постсоветском пространстве является только формально внешней. И дело не в том, что население постсоветскихреспубликявляется бывшими или нынешними соотечественниками россиян. Дело, прежде всего, в том, чтодостаточным и необходимым условием воздействия РФ на приграничные страны служитобразцовое решение внутренних проблем своего собственногоразвития.По большей части, постсоветские проблемыхарактерны почтидля всехэкс республик СССР. Другими словами, воздействие в своем историческом ареале (которым для РФ является именно бывшеепространство СССР) требует неукоснительного и полного лидерства. Лидерство же, в свою очередь, равнозначно способности быть эталоном развития для стран, типологически близких друг другу.Невзирая на всю очевидность указанного подхода, в современный период постсоветской истории (как и в предыдущий, ельцинский) претенциозность Кремля в плане лидерства в большей степени основывалась именно на эксплуатации проблемы общего прошлого и только количественном ресурсном доминировании,нежели на привлекательном образе будущего либо успешной модели национальной модернизации.Конечно, нельзя считать, что Россиясовсем уж не продемонстрировала какой-либо модели успеха. В период правления В. Путина идея «успешности» превратилась в заметный и зачастую даже демонстративный атрибутнового официоза, что не могло остаться незамеченным и российскими соседями. Впрочем, в их глазах (впрочем, как и в наших) «российский успех» по-прежнемуявляется «сырьевым», имеющим, на фоне целого ряда неприглядных черт, и некоторые привлекательные особенности.Литература:Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояниеи пути развития. – М.: Наука, 2011. – 230 с.Зиядуллаев Н. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 4. – С. 110-117.Исламова Г.Р. Таможенный союз: теория, опыт, практика. – М., 2009. – 218 с.Кириченко. В. Эволюция и перспективы экономических отношений со странами СНГ // Российский экономический журнал. – 2007. – № 9. – С. 45-50.Косикова Л.С. Интеграционные проекты России на постсоветском пространстве: идеи и практика. Научный доклад. – М.: ИЭ РАН, 2008. – 54 с.Кузяев К. Вступление в ВТО // Общество и экономика. – 2013. – № 2. – С. 212-217.Либман А.М., Хейфец Б.А. Экспансия российского капитала в станы СНГ // Вопросы экономики. – 2010. – № 8. – С. 192-198.Львов Д.С. Путь в 21 век. Инновационный путь развития для новой России. – М.: Экономика, 2005. – 230 с.Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. – М.: Изд-во «Алетейя», 2008. – 148 с.Таксанов А., Абрамян Н. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: есть ли у них будущее? [Электронный ресурс] http://www.centrasia.ru/Федосов Б. Интеграция России и Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 6. – С.40-46.Фененко А.В. Современная история международных отношений: 1991-2015. Учебное пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 383 с.Швырков Ю. Развитие России в долгосрочной перспективе // Экономист. – 2008. – № 1. – С. 90-95.
2) Зиядуллаев Н. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития и национальная безопасность // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 4. – С. 110-117.
3) Исламова Г.Р. Таможенный союз: теория, опыт, практика. – М., 2009. – 218 с.
4) Кириченко. В. Эволюция и перспективы экономических отношений со странами СНГ // Российский экономический журнал. – 2007. – № 9. – С. 45-50.
5) Косикова Л.С. Интеграционные проекты России на постсоветском пространстве: идеи и практика. Научный доклад. – М.: ИЭ РАН, 2008. – 54 с.
6) Кузяев К. Вступление в ВТО // Общество и экономика. – 2013. – № 2. – С. 212-217.
7) Либман А.М., Хейфец Б.А. Экспансия российского капитала в станы СНГ // Вопросы экономики. – 2010. – № 8. – С. 192-198.
8) Львов Д.С. Путь в 21 век. Инновационный путь развития для новой России. – М.: Экономика, 2005. – 230 с.
9) Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. – М.: Изд-во «Алетейя», 2008. – 148 с.
10) Таксанов А., Абрамян Н. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: есть ли у них будущее? [Электронный ресурс] http://www.centrasia.ru/
11) Федосов Б. Интеграция России и Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 6. – С. 40-46.
12) Фененко А.В. Современная история международных отношений: 1991-2015. Учебное пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 383 с.
13) Швырков Ю. Развитие России в долгосрочной перспективе // Экономист. – 2008. – № 1. – С. 90-95.
Вопрос-ответ:
Какие интеграционные проекты России на постсоветском пространстве были реализованы после 2000 года?
После 2000 года Россия реализовала несколько интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Одним из наиболее известных является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), созданный в 2015 году. Также стоит отметить создание Организации Шанхайского сотрудничества (ОШС) в 2001 году, которая включает в себя несколько постсоветских стран. Кроме того, Россия активно участвует в проектах на энергетическом рынке, таких как "Северный поток" и "Южный поток".
Какие цели преследовались Россией в газовых конфликтах со странами СНГ?
В газовых конфликтах со странами СНГ Россия преследовала цель установить контроль над газотранспортными системами данных стран. Главная задача Газпрома была обеспечить четкий контроль над транзитом и экспортом газа из этих стран. Такой контроль позволил бы России укрепить свое геополитическое влияние на постсоветском пространстве и обеспечить стабильность своей энергетической политики.
Какой образ представили интеграционные проекты России на постсоветском пространстве после 2000 года?
Интеграционные проекты России на постсоветском пространстве после 2000 года часто были представлены образом энергетического империализма. Однако это представление отчасти справедливо, так как многие проекты были направлены на установление контроля над энергетическими ресурсами и инфраструктурой стран-партнеров. Некоторые страны видели такую политику России как проявление сырьевого эгоизма и попытку установить свою энергетическую доминирование на постсоветском пространстве.
Какие интеграционные проекты России были реализованы на постсоветском пространстве после 2000 года?
Некоторые из интеграционных проектов России на постсоветском пространстве после 2000 года включают Евразийский экономический союз и Шанхайскую организацию сотрудничества.
Что такое политика сырьевого эгоизма, на которую Россия перешла в отношении приграничных стран?
Политика сырьевого эгоизма - это стратегия, при которой Россия стремится контролировать ресурсные рынки и использовать свои сырьевые ресурсы в своих интересах, не учитывая потребности и желания приграничных стран.
В чем заключалась экспансионистская цель Газпрома в отношении газотранспортных систем стран СНГ?
Главной целью Газпрома было установление четкого контроля над газотранспортными системами стран СНГ. Это позволяло компании диктовать условия по транзиту газа и обеспечивало ей доминирующее положение на рынке.
Какие газовые конфликты с государствами СНГ происходили в связи с интеграционными проектами России?
Один из наиболее известных газовых конфликтов с государствами СНГ был конфликт с Украиной в 2009 году, когда Россия временно прекратила поставки газа из-за споров о цене и условиях транзита.
Насколько справедливо утверждение о энергетическом империализме России на постсоветском пространстве?
Утверждение о энергетическом империализме России на постсоветском пространстве отчасти справедливо. Россия использовала свою энергетическую мощь и контроль над газотранспортными системами для установления влияния на приграничные страны и защиты своих интересов.
Какие интеграционные проекты России на постсоветском пространстве были осуществлены после 2000 года?
После 2000 года Россия осуществила ряд интеграционных проектов на постсоветском пространстве, включая создание Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества и создание Таможенного союза с Беларусью и Казахстаном.
Какова основная цель газовых конфликтов, которые велись между Россией и государствами СНГ?
Основная цель газовых конфликтов заключалась в установлении Газпромом четкого контроля над газотранспортными системами стран СНГ. Россия стремилась получить контроль над транзитом газа и установить свою доминирующую позицию на рынке энергоносителей.
Какой эгоизм приписывают России в ее интеграционных проектах на постсоветском пространстве?
России часто приписывают политику сырьевого эгоизма в ее интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Это связано с тем, что Россия является крупным производителем и экспортером сырья, включая нефть и газ, и стремится использовать свою экономическую силу для достижения своих интересов.