Проблемы ликвидации накопленного экологического ущерба в России на примере (ЧАО)
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 22 + 22 источника
- Добавлена 09.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие и сущность государственной экологической политики в Российской Федерации 6
1.1 Проблемы ликвидации накопленного экологического ущерба в России 6
1.2 Пути и средства реализации государственной экологической политики 11
2. Реализация государственной экологической политики на примере Чукотского автономного округа 15
2.1 Формирование экологического законодательства 15
2.2 Результаты работы и их обсуждение 42
2.3 Рекомендации о реализации основных положений государственной экологической политики в Чукотском автономном округе в целевых программах 48
Заключение 56
Список использованной литературы 60
В настоящее время государственное регулирование в АЗРФ осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, предусматривающим комплексное решение экономических, социальных и экологических проблем в Российской Федерации. Однако в действующем российском законодательстве АЗРФ как самостоятельный объект государственного регулирования не рассматривается. Это снижает роль государства в регулировании экономической и природоохранной деятельности в Арктике, в решении социальных и экологических проблем арктических поселений, затрудняет принятие директивных решений в области обеспечения устойчивого развития региона.2.2 Результаты работы и их обсуждениеЗагрязнение территорий ЧАО — это уже самостоятельная экологическая проблема, отдельностоящая от основной Арктической территории, что подтверждается фотографиями ряда населенных пунктов Чукотки (рис. 1,3).Рис. 1. Поселок ЯнракыннотРис. 2. Полярная станция ВалькарайБочкотара с остатками горюче-смазочных материалов в соответствии с существующими критериями относится к четвертому классу опасности.Очистка территории населенного пункта от нефтепродуктов и бочкотары в рамках законодательства в области охраны окружающей среды возможна двумя способами: утилизации путем захоронения или вывоза за пределы региона.При реализации первого варианта необходимо:•проведение инженерных изысканий территории, на которой планируется захоронение отходов;•подготовка проектно-сметной документации на полигон для захоронения;•проведение государственной экологической экспертизы проекта на федеральном уровне;•получение разрешения уполномоченного федерального органа на строительство полигона.Этот вариант характеризуется чрезвычайно высокой стоимостью всех этапов реализации и отсутствием гарантии получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.Утилизация бочкотары путем захоронения (в том числе с остатками нефтепродуктов) без проведения указанных процедур — очень серьезное нарушение природоохранного законодательства и нравственное преступление перед потомками. По сути, такое решение проблемы — создание бомбы замедленного действия.Второй вариант включает следующие мероприятия:•завоз в населенный пункт специального оборудования и техники;•сбор и подготовку бочкотары для прессования (рис. 3,4);•прессование бочкотары на специальномоборудовании (рис. 5);•вывоз полученного металлического лома за пределы автономного округа.Рис. 3. Перемещение бочек в рабочую зонуРис. 4. Обжиг бочкотары Рис. 5. Прессование бочкотары на специальном оборудованииПри реализации второго варианта очистки территорий также имеется ряд объективных сложностей. Лицензированные организации, занимающиеся сбором, переработкой и реализацией лома черных металлов натерритории автономного округа, в первую очередь заняты сбором крупногабаритного металлолома, аккумулированного в населенных пунктах, имеющих прямой доступ к морским портам, и экономически не заинтересованы в трудоемком и высокозатратном процессе сбора и переработки бочкотары в населенных пунктах, с которыми, как правило, отсутствует устойчивая транспортная связь.Расчетным путем установлено, что объем затрат от момента начала работ до момента вывоза бочкотары за пределы округа составляет более 350 руб. за бочку. Учитывая гигантские объемы брошенной бочкотары, необходимы финансовые вложения в сотни миллионов рублей (рис. 6 и 7).Рис. 6. Количество бочкотары по районам Чукотского автономного округа Рис. 7. Объем бочкотары по районам Чукотского автономного округаЛиквидация экологического ущерба, причиненного в результате прошлой хозяйственной, военной и иной деятельности в Арктической зоне России, включая оценку причиненного экологического ущерба и реализацию мероприятий по очистке морей и территорий от загрязнения, является одним из основных вопросов правового регулирования защиты окружающей среды, указанных в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».По предложению Правительства Чукотского автономногоокруга, мероприятия по очисткеот бочкотары территорий Чукотского, Провиденского, Иультинского, Анадырского муниципальных районов Чукотского автономного округа, рекультивацияотходов бывшего Иультинскогоолововольфрамовогогорно-обогатительногокомбината,инвентаризация накопленного экологического ущерба и ликвидация источников загрязнения, реабилитация территории Певекского горнообогатительного комбината рудника «Валькумей», включены в проект федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологическогоущерба» на 2014-2025 гг. с объемом финансирования 2010 млрд. руб.Гигантские объемы бочкотары не позволяют решить проблему ее вывоза только за счет средств окружного бюджетаДля Чукотской Арктики крайне важно, чтобы федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014- 2025 гг. была утверждена с учетом рассматриваемых мероприятий.В России уже есть положительный опыт очистки территорий, расположенных в Арктической зоне, от нефтепродуктов, металлолома и бочкотары: это работы на острове Врангеля, на Земле Франца-Иосифа.2.3 Рекомендации о реализации основных положений государственной экологической политики в Чукотском автономном округе в целевых программахВозросшие в последнее десятилетие темпы развития нефтегазовой отрасли в ЧАО создают угрозу перерастания локального масштаба деградации окружающей среды в общезональный. Происходящие глобальные климатические изменения усиливают негативное воздействие антропогенных факторов в ЧАО и требуют принятия неотложных мер как по смягчению существующего ущерба природной среде, так и по предотвращению возрастающих рисков ЧС экологического характера.Минэкономразвития России по материалам, подготовленным в рамках реализации Проекта ЮНЕП/ГЭФ «Российская Федерация — Поддержка Национального плана действий по защите арктической морской среды», разработана «Стратегическая программа действий по охране окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации (СПД-Арктика)». Эта программа одобрена Морской коллегией при Правительстве Российской Федерации (протокол совещания от 19 июня 2009 г. ¹ 2 (11), раздел I, пункт 2).Этапы реализации СПД-Арктика.СПД-Арктика реализуется в три этапа:первый этап — 2009—2012 годы;второй этап — 2013—2015 годы;третий этап — 2016—2020 годы.На первом этапе должно быть обеспечено: - формирование на федеральном уровне более совершенной нормативной правовой базы, применимой к ЧАО, в области охраны среды, в том числе разработка проектов нормативных правовых актов об установлении особых режимов природопользования и охраны окружающей среды в ЧАО, включая мониторинг ее загрязнения;- включение основных положений СПД-Арктика в стратегию и государственную программу развития ЧАО на период до 2020 года, а также в ФЦП «Мировой океан» и в государственную программу изучения и освоения континентального шельфа Российской Федерации;- завершение природоохранных мероприятий в ЧАО, запланированных на 2009—2016 годы в подпрограмме «Освоение и использование Арктики» федеральной целевой программы «Мировой океан», других действующих федеральных, ведомственных, региональных и корпоративных программах;разработка пакета приоритетных инвестиционных проектов для охраны окружающей среды в ЧАО и мобилизация внебюджетных ресурсов для их реализации;- разработка в рамках региональных стратегий и программ социально-экономического развития, конкретных мер по охране окружающей среды во всех субъектах Российской Федерации, входящих полностью или частично в ЧАО;- составление и ведение базы данных гео-экологических паспортов лицензионных участков континентального шельфа ЧАО;- развертывание работ по развитию системы мониторинга окружающей среды в ЧАО на базе аэрокосмических, морских и наземных средств сбора, обработки и передачи данных;- разработка и утверждение методологии стратегической экологической оценки в качестве инструмента стратегического планирования при разработке стратегий и реализации программ развития приморских территорий российской части Арктики;- разработка и внедрение механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, промышленных компаний с общественными организациями и объединениями КМНС по управлению охраной окружающей среды в ЧАО;- идентификация и инвентаризация несанкционированных захоронений твердых отходов;- идентификация и инвентаризация всех источников стойких органических загрязнителей в ЧАО;- очистка побережья вдоль трасс Северного морского пути от неиспользуемых РИ-ТЭГов и их утилизация;- создание новых наземных и морских особо охраняемых природных пространств федерального значения в ЧАО;- создание региональных питомников дикой флоры и семенных станций для обеспечения посадочным и семенным материалами рекультивации и реабилитации загрязненных и механически нарушенных земель;- разработка (во взаимодействии с коренным населением) специальных обучающих программ, направленных на повышение квалификации персонала природоохранных служб и работников промышленных предприятий, участвующих в сохранении и восстановлении природных комплексов Арктики, и уровня экологического просвещения, образования и воспитания населения;- подготовка и представление в Правительство Российской Федерации оценочного доклада о происходящих изменениях климата и их последствиях на пространствах ЧАО;- информирование российской и международной общественности о мероприятиях СПД-Арктика.В результате выполнения мероприятий первого этапа планируется обеспечить достижение следующих основных показателей:- идентификация и инвентаризация несанкционированных захоронений твердых отходов в ЧАО — 100 %;- идентификация и инвентаризация источников стойких органических загрязнителей в ЧАО — 100 %;- увеличение на 30 % числа промышленных предприятий в ЧАО, сертифицированных в соответствии с ISO 14001 (международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента) или его эквивалентом;- уменьшение на 50 % количества неиспользуемых РИТЭГов в ЧАО;- увеличение до 5 % доли площади прибрежных и морских охраняемых природных территорий и акваторий в общей площади ЧАО с увеличением репрезентативности на них ландшафтного разнообразия до 85 % и биологического разнообразия до 90%;- апробирование механизмов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, промышленных компаний с общественными организациями и объединениями КМНС (коренных малочисленных народов Севера) в области охраны окружающей среды во всех субъектах Российской Федерации, полностью или частично входящих в ЧАО;- поддержание численности популяций редких и исчезающих видов животных, занесенных в Красную книгу России (белый медведь, атлантический морж и др.), на уровне 2006—2007 годов, восстановление (рост на 15—20 % в отдельных регионах) численности популяций лососевых и сиговых рыб, водоплавающих и околоводных птиц, хищных птиц, дикого северного оленя.На втором этапе должно быть обеспечено:- формирование в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, входящих в ЧАО, нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды с учетом изменений, принятых на федеральном уровне;- утверждение единой системы нормативов качества окружающей среды в Арктике и методики включения этих показателей в расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду;- развертывание работ по выполнению приоритетных инвестиционных проектов для охраны окружающей среды в ЧАО (в первую очередь, направленных на снижение уровня воздействия на окружающую среду в «горячих точках») с учетом внебюджетных ресурсов, мобилизованных для их реализации;- завершение работ по созданию модернизированной системы мониторинга окружающей среды на базе аэрокосмических, морских и наземных средств сбора, обработки и передачи данных с подсистемой экологической и экономической оценки негативного воздействия на окружающую среду ЧАО, в том числе возникающего за счет трансграничного переноса загрязняющих веществ из стран Северной Америки, Европы и Азии;- создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов в ЧАО от угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также их последствий;- экологическое оздоровление территорий бывших военных объектов на архипелаге Земля Франца-Иосифа и Новосибирских островах;- создание в поселениях и общинах КМНС в ЧАО сети социально-экологического мониторинга для оценки последствий климатических изменений для природы, хозяйства и населения;- разработка на базе оценочного доклада и утверждение научно обоснованных мероприятий по адаптации к изменениям климата и уменьшению их отрицательных последствий в ЧАО.В результате выполнения мероприятий второго этапа планируется обеспечить достижение следующих основных показателей:- ликвидация и утилизация неиспользуемых РИТЭГов в ЧАО — 100 %;- снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в ЧАО на 9 %;- снижение удельных значений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на единицу ВРП с 2,39 до 2,0 кг/тыс. руб.;- уменьшение доли загрязненных (без очистки) и недостаточно очищенных сточных вод к общему объему сброса сточных вод в поверхностные водные объекты после мероприятий по очистке стоков с 52 до 44 %;- снижение удельных значений сбросов загрязненных стоков в водные объекты на единицу ВРП с 1,4 до 1,2 кг/тыс. руб.;- уменьшение индекса токсичности в наиболее загрязненных регионах прибрежной Арктики примерно на 3—5 %;- увеличение количества населения ЧАО с постоянным доступом к улучшенному питьевому снабжению на 20 %;- увеличение числа объектов, имеющих очистные сооружения для сточных вод, на 15 %;- повышение объемов утилизации попутного нефтяного газа в районах нефтедобычи до 95 %.На третьем этапе должно быть обеспечено:- существенное повышение качества окружающей среды в ЧАО за счет принятых мер правового, организационного и технического характера по ликвидации прошлого (накопленного) и предотвращению угроз нового экологического ущерба;- устойчивое функционирование государственной системы мониторинга состояния окружающей среды в ЧАО;- эффективный общественный контроль за результативностью мер, предпринимаемых для оздоровления окружающей среды в ЧАО.В результате выполнения мероприятий третьего этапа планируется обеспечить достижение следующих основных показателей:- очистка прибрежных акваторий арктических морей и островов от металлолома и твердых отходов — 100 %;- снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в ЧАО на 20 % по сравнению с 2008 годом;- снижение удельных значений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на единицу ВРП до 1,5 кг/тыс. руб.;- увеличение числа промышленных предприятий в ЧАО, сертифицированных в соответствии с ISO 14001 или его эквивалентом, на 60 % по сравнению с 2008 годом;- уменьшение доли загрязненных (без очистки) и недостаточно очищенных сточных вод к общему объему сброса сточных вод в поверхностные водные объекты после мероприятий по очистке стоков до 33 %;- снижение удельных значений сбросов загрязненных стоков в водные объекты на единицу ВРП до 1,0 кг/тыс. руб.;- уменьшение индекса токсичности в наиболее загрязненных регионах прибрежной Арктики примерно на 10—12 % по сравнению с 2008 годом;- увеличение количества населения ЧАО с постоянным доступом к улучшенному питьевому снабжению на 50 % по сравнению с 2008 годом;- увеличение числа объектов, имеющих очистные сооружения для сточных вод, на 50 % по сравнению с 2008 годом;расширение сети наземных охраняемых природных территорий в ЧАО до 10 % от суммарной площади ЧАО;- достижение положительных демографических тенденций среди большинства КМНС в ЧАО, включая увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни, увеличение в 1,3 раза суммарного коэффициента рождаемости, снижение смертности детей первого года жизни в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом.Таким образом, Чукотский автономный округ зона Российской Федерации — регион особых геополитических и экономических интересов государства. Освоение и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение глобального экологического равновесия обусловливает ее выделение в самостоятельный объект государственной политики, в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в рамках Арктического совета, призванного осуществлять согласованную политику арктических стран в области охраны окружающей среды и устойчивого развития макрорегиона.ЗаключениеРеализовать государственную политику в области экологического развития Российской Федерации необходимо в опоре на Конституцию Российской Федерации; принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации; документы долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р2.Стратегической целью государственной политики в области экологического развития выступает решение социально-экономических задач, гарантирующее экологически ориентированный рост экономики страны и ее регионов; внедрение экологически эффективных инновационных технологий; сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений; реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду; укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды; экологическую безопасность, в том числе экологически безопасное обращение с отходами, а также восстановление нарушенных естественных экологических систем. Для достижения этой цели требуется решение ряда задач.1.Совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности, предполагающее:а)принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития;б)разработку структурно целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в рассматриваемой области;в)создание нормативно-правовой базы для внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, выполнение которых может оказать воздействие на окружающую среду;г)усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения.2.Формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти. В частности, необходимы:а)совершенствование системы государственного экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же изменений климата;б)научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;в)предоставление гражданам, общественным объединениям, некоммерческим организациям и бизнес-сообществам возможности продуктивно участвовать в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности.3.Развитие экономического регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе:а)установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий;б)замена взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды возмещением вреда, причиненного окружающей среде;в)формирование рынка экологичной продукции, технологий, оборудования и природоохранных услуг;г)поощрение деятельности по сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей;д)стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий;е)широкое применение государственно-частного партнерства при государственном финансировании мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;ж)поддержка технологической модернизации, нацеленной на уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, а также неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;з)стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;и) поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита;к) повышение экологической и социальной ответственности бизнеса в рассматриваемой области.4.Повышение уровня экологической культуры, развитие системы экологическогообразования и воспитания, что подразумевает:а)формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;б)государственную поддержку распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, внесение вопросов экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы;в)включение в новые государственные образовательные стандарты вопросов охраны окружающей среды, а также требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся; обеспечение направленности воспитания и обучения в образовательных учреждениях на выработку экологически ответственного поведения;г)государственную поддержку деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;д)развитие системы подготовки и повышения квалификации в изучаемой области руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.Выполнение указанных задач потребует серьезных экономических, организационных усилий, целенаправленной работы органов государственной власти на всех уровнях и поддержки гражданского общества и профессионального юридического сообщества.Список использованной литературыЗиланов В. Россия теряет Арктику? – М.: Алгоритм, 2013. – 432 с.Слипенчук М. Арктика. Экономическое измерение. – М.: Академкнига, 2013. – 632 с.Сосунова И.А., Егорова Л.В. неэффективность экологической политики России в отсутствие глобальной экологической политики // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2012. № 4. С. 109-111. Егорова Л.В. Неэффективность экологической политики России в отсутствие глобальной экологической политики // Вестник Международной академии наук (Русская секция) (Электронный ресурс). 2012. № 1. С. 018-021. Алиев З.Т. Влияние экологических аспектов на политику социально-экономического развития государств // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2012. № 7 (87). С. 226-232. Мохаммад С.А. Формирование элементов международного экологического управления в экологической политике европейского союза // Евразийский юридический журнал. 2013. № 12 (67). С. 37-39. Осипова О.В. Экологическая тематика в информационной политике органов региональной власти в сети интернет // В сборнике: Экология и жизнь XIX Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности и др.; Под редакцией В. В. Арбузова. 2010. С. 176-178. Грачев В.А. Экологическое образование в экологической политике российской федерации на период до 2030 г // Вестник экологического образования в России. 2011. № 4 (62). С. 2-4.Пчельников М.В. О системе экологических прав человека в региональной и национальной экологической политике // В сборнике: Россия в современном мире: политико-правовой аспект материалы международной научной конференции, посвященной 85-летию ДГТУ. под редакцией И. А. Иванникова, Л. А. Минасян. 2015. С. 153-158. Широкорад А. Битва за Русскую Арктику. – М.: Вече, 2015. – 400 с.Ибрагимова А.Б. Низкое в речи политиков как экологическая проблема. В книге: Экология языка и речи Материалы Международной научной конференции. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина; ответственный редактор: А. С. Щербак. Тамбов, 2012. С. 65-68. Скиперских А.В. Экологический дискурс в политике правящих элит современной России. В сборнике: Социально-экономические процессы современности: теория, практика, управление Материалы Всероссийской научной конференции. ответственный редактор Т. Н. Гоголева. 2011. С. 90-94. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 29. С. 2-11. Комарова Н.Г. Индустриальное наследие в ландшафте и культуре Российского Севера (Геоэкологический анализ). В сборнике: СЕРГЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ Юбилейная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика Е.М. Сергеева. Материалы годичной сессии Научного совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии. Научный совет РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии, ИГЭ РАН. Москва, 2014. С. 282-284.Губанов А. Разграничение континентального шельфа в Арктике. Международно-правовые проблемы и перспективы. Монография. – М: Зерцало-М, 2015. – 312 с.Лубкова Т.Н., Яблонская Д.А., Шестакова Т.В., Пухов В.В. Геохимические особенности состава поверхностных вод находкинского медно-порфирового рудного поля, Чукотка // Вода: химия и экология. 2013. № 12 (65). С. 29-34.Заусаев В.К. Чукотка: новая модель развития дальнего востока? // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 4. С. 141-146.Самаров В.Н., Непомнящий В.З., Комлева Е.В. Горно-химические комбинаты: Печенга и Чукотка как дополнение Красноярску. В сборнике: Цели и достижения науки материалы VI (LVIII) Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. Горловка, 2015. С. 48-56.Алёшина Е.И., Гунбина Л.В., Курткин С.В. Северо-восток России и Чукотка. В сборнике: Землетрясения России в 2013 году Обнинск, 2015. С. 54-57.Пугачев А.А. Почвы Анюйского нагорья (Западная Чукотка) // Вестник Северо-Восточного научного центра ДВО РАН. 2012. № 1. С. 93-97.Самаров В.Н., Непомнящий В.З., Комлева Е.В. Международные отработавшие ядерные материалы с неопределенным будущим: Мурман, Норникель и Чукотка как гаранты нераспространения и экологической безопасности // Наука и безопасность. 2015. № 3 (16). С. 19-23.Гырголькау Л.А., Щербакова Л.В., Иванова М.В. Содержание липидов в крови и частота дислипопротеинемий у коренных жителей Чукотки // Сибирский научный медицинский журнал. 2011. Т. 31. № 5. С. 79-83.
1. Зиланов В. Россия теряет Арктику? – М.: Алгоритм, 2013. – 432 с.
2. Слипенчук М. Арктика. Экономическое измерение. – М.: Академкнига, 2013. – 632 с.
3. Сосунова И.А., Егорова Л.В. неэффективность экологической политики России в отсутствие глобальной экологической политики // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2012. № 4. С. 109-111.
4. Егорова Л.В. Неэффективность экологической политики России в отсутствие глобальной экологической политики // Вестник Международной академии наук (Русская секция) (Электронный ресурс). 2012. № 1. С. 018-021.
5. Алиев З.Т. Влияние экологических аспектов на политику социально-экономического развития государств // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2012. № 7 (87). С. 226-232.
6. Мохаммад С.А. Формирование элементов международного экологического управления в экологической политике европейского союза // Евразийский юридический журнал. 2013. № 12 (67). С. 37-39.
7. Осипова О.В. Экологическая тематика в информационной политике органов региональной власти в сети интернет // В сборнике: Экология и жизнь XIX Международная научно-практическая конференция: сборник статей. Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности и др.; Под редакцией В. В. Арбузова. 2010. С. 176-178.
8. Грачев В.А. Экологическое образование в экологической политике российской федерации на период до 2030 г // Вестник экологического образования в России. 2011. № 4 (62). С. 2-4.
9. Пчельников М.В. О системе экологических прав человека в региональной и национальной экологической политике // В сборнике: Россия в современном мире: политико-правовой аспект материалы международной научной конференции, посвященной 85-летию ДГТУ. под редакцией И. А. Иванникова, Л. А. Минасян. 2015. С. 153-158.
10. Широкорад А. Битва за Русскую Арктику. – М.: Вече, 2015. – 400 с.
11. Ибрагимова А.Б. Низкое в речи политиков как экологическая проблема. В книге: Экология языка и речи Материалы Международной научной конференции. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина; ответственный редактор: А. С. Щербак. Тамбов, 2012. С. 65-68.
12. Скиперских А.В. Экологический дискурс в политике правящих элит современной России. В сборнике: Социально-экономические процессы современности: теория, практика, управление Материалы Всероссийской научной конференции. ответственный редактор Т. Н. Гоголева. 2011. С. 90-94.
13. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 29. С. 2-11.
14. Комарова Н.Г. Индустриальное наследие в ландшафте и культуре Российского Севера (Геоэкологический анализ). В сборнике: СЕРГЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ Юбилейная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика Е.М. Сергеева. Материалы годичной сессии Научного совета РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии. Научный совет РАН по проблемам геоэкологии, инженерной геологии и гидрогеологии, ИГЭ РАН. Москва, 2014. С. 282-284.
15. Губанов А. Разграничение континентального шельфа в Арктике. Международно-правовые проблемы и перспективы. Монография. – М: Зерцало-М, 2015. – 312 с.
16. Лубкова Т.Н., Яблонская Д.А., Шестакова Т.В., Пухов В.В. Геохимические особенности состава поверхностных вод находкинского медно-порфирового рудного поля, Чукотка // Вода: химия и экология. 2013. № 12 (65). С. 29-34.
17. Заусаев В.К. Чукотка: новая модель развития дальнего востока? // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 4. С. 141-146.
18. Самаров В.Н., Непомнящий В.З., Комлева Е.В. Горно-химические комбинаты: Печенга и Чукотка как дополнение Красноярску. В сборнике: Цели и достижения науки материалы VI (LVIII) Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. Горловка, 2015. С. 48-56.
19. Алёшина Е.И., Гунбина Л.В., Курткин С.В. Северо-восток России и Чукотка. В сборнике: Землетрясения России в 2013 году Обнинск, 2015. С. 54-57.
20. Пугачев А.А. Почвы Анюйского нагорья (Западная Чукотка) // Вестник Северо-Восточного научного центра ДВО РАН. 2012. № 1. С. 93-97.
21. Самаров В.Н., Непомнящий В.З., Комлева Е.В. Международные отработавшие ядерные материалы с неопределенным будущим: Мурман, Норникель и Чукотка как гаранты нераспространения и экологической безопасности // Наука и безопасность. 2015. № 3 (16). С. 19-23.
22. Гырголькау Л.А., Щербакова Л.В., Иванова М.В. Содержание липидов в крови и частота дислипопротеинемий у коренных жителей Чукотки // Сибирский
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при ликвидации накопленного экологического ущерба в России?
При ликвидации накопленного экологического ущерба в России возникают следующие проблемы: огромные затраты на восстановление и рекультивацию загрязненных территорий, недостаток финансирования со стороны государства, неэффективность уже принятых мер по ликвидации ущерба, отсутствие комплексного подхода к проблеме и др.
Какими путями и средствами осуществляется реализация государственной экологической политики в России?
В России реализация государственной экологической политики осуществляется через создание специальных законодательных актов, внедрение экологических стандартов и нормативов, финансовую поддержку и содействие со стороны государства, проведение экологических мероприятий, контроль и надзор за соблюдением экологических требований и др.
Какие специфические проблемы возникают при ликвидации накопленного экологического ущерба в Чукотском автономном округе?
В Чукотском автономном округе особенно острыми проблемами при ликвидации накопленного экологического ущерба являются удаленность и недоступность некоторых загрязненных территорий, сложные климатические условия, а также нехватка квалифицированных кадров и материально-технических ресурсов.
Каким образом формируется экологическое законодательство в Чукотском автономном округе?
Экологическое законодательство в Чукотском автономном округе формируется на основе федеральных законов, адаптированных под местные условия и потребности. Оно разрабатывается с учетом специфики региона, проводятся публичные слушания и консультации с заинтересованными сторонами, чтобы наиболее эффективно решать проблемы экологии в округе.
Какие проблемы связаны с ликвидацией накопленного экологического ущерба в России на примере ЧАО Оглавление?
Проблемы, связанные с ликвидацией накопленного экологического ущерба в России на примере ЧАО Оглавление включают: отсутствие эффективной системы мониторинга и контроля за загрязнением, недостаточное финансирование на меры по ликвидации ущерба, отсутствие единой стратегии и плана действий, низкая осведомленность населения об экологических проблемах и т. д.
Какими путями и средствами можно реализовать государственную экологическую политику в Российской Федерации?
Реализация государственной экологической политики в Российской Федерации может быть осуществлена через разработку и внедрение экологических стандартов, проведение экологической экспертизы проектов, создание эффективной системы мониторинга и контроля за загрязнением, финансирование на меры по ликвидации экологического ущерба, привлечение населения к участию в экологической деятельности и т. д.
Какой результат деятельности был достигнут при реализации государственной экологической политики на примере Чукотского автономного округа?
Результаты работы по реализации государственной экологической политики на примере Чукотского автономного округа включают: формирование экологического законодательства, снижение уровня загрязнения окружающей среды, проведение экологических мероприятий, повышение осведомленности населения об экологических проблемах, сотрудничество с международными организациями по вопросам охраны природы и т. д.
Что включает в себя формирование экологического законодательства при реализации государственной экологической политики в Чукотском автономном округе?
Формирование экологического законодательства при реализации государственной экологической политики в Чукотском автономном округе включает: разработку и принятие нормативно-правовых актов о охране окружающей среды, установление экологических стандартов и требований, определение ответственности за нарушение экологических правил, санкции в случае нарушения и т. д.
Какие проблемы существуют при ликвидации накопленного экологического ущерба в России?
При ликвидации накопленного экологического ущерба в России существуют следующие проблемы: нехватка финансирования для проведения работ по экологической реабилитации объектов, сложности в определении ответственности за нанесенный ущерб, недостаточная координация действий различных государственных и негосударственных организаций.