Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 28.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Сущность рыночных отношений 4
1.1. Понятие рынка, условия его возникновения и основные функции 4
1.2. Конкуренция и виды рыночных структур 6
2. Особенности формирование спроса в условиях совершенной и несовершенной конкуренции 14
2.1. Формирование спроса в условиях совершенной конкуренции 14
2.2. Формирование спроса в условиях несовершенной конкуренции 16
3. Сущность рыночной власти и показатели ее измерения 19
3.1. Теоретические аспекты рыночной власти 19
Заключение 30
Список литературы 31
(2.2.1)Где В – индекс Бэйна; – величина бухгалтерской прибыли;- величина нормальной прибыли;К. – величина собственногокапитала предприятия.Коэффициент Бэйна может быть как отрицательным, так и положительным. Так, при условии совершенной конкуренции норма экономической прибыли равна нулю. В свою очередь, ситуация, когда норма экономической прибыли фирмы на каком-либо рынке в течение длительного периода не уравнивается с нулем, свидетельствует о том, что на данном рынке фирма имеет определенную монопольную власть[13, стр.135]. Следующим показателем, измеряющим степень монопольной власти, является индекс Лернера: (2.2.2)L. - индекс, измеряющий уровень монопольной власти;Р..– цена товара;МС- величина предельных издержек.Данный коэффициент предполагает, рост разрыва между ценой товара и предельными издержками на его производство по мере роста степени монополизма. Значение индекса Лернера изменяется от 0 до 1. В случае совершенной конкуренции он равен 0.Данный индекс монопольной власти может также выражаться через показатель эластичности спроса, с которой сталкивается фирма: (2.2.3)В данном случае Еd означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.Цена и предельные издержки взаимосвязаны через эластичность спроса по цене. Так, ценовая эластичность спроса ограничивает рост цены над величиной предельных издержек, доступный для фирм, действующих на рынках с несовершенной конкуренцией. В свою очередь, в ситуации неэластичного спроса, фирмы могут увеличить цену, по сравнению с издержками, в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Применение данного коэффициента влечет за собой необходимость расчета величины предельных издержек[13, стр.136]. 3) Коэффициент Тобина - индекс рыночной власти, который характеризует относительную оценку состояния фирмы со стороны рынка, по сравнению с внутренней оценкой самой фирмой.Коэффициент Тобина взаимосвязывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций и облигаций) и восстановительную стоимость ее активов: (2.2.5)Где Р - рыночная стоимость активов фирмы;С - восстановительная стоимость активов фирмы, которая соответствует сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.В ситуации, когда P > C (q > 1), фирма получает дополнительную прибыль. Иными словами, фактический или ожидаемый размер прибыли в отрасли выше уровня, необходимого чтобы удерживать фирму в данной отрасли.Экспертные исследования установили, что коэффициент q является в среднем довольно устойчивым во времени, а фирмы с высоким его значением, как правило, располагают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары. В свою очередь, фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях[13, стр.138].4) Коэффициент монопольной власти Папандреу базируется на теории перекрестной эластичности спроса.Как было отмечено ранее, необходимым условием возникновения монопольной власти является слабая степень влияния цен других фирм на объем продаж данной фирмы в рамках одного рынка.Несмотря на то, что величина показателя перекрестной эластичности спроса зависит от двух факторов, влияющих на монопольную власть (число фирм на рынке и уровень заменяемости товара), сам по себе данный показатель не измеряет степень монопольной власти.Так, рост количества фирм, действующих на рынке влечет за собой снижение степени их взаимозависимости и соответствующее снижение показателя перекрестной эластичности спроса. Известно, что в ситуации совершенной конкуренции эластичность спроса на товар фирмы стремится к нулю. В случае снижения степени взаимозаменяемости товара данной фирмы и товаров других фирм, за счет углубления дифференциации продукта, происходит снижение эластичности спроса. С другой стороны, когда крупные продавцы покидают рынок, на котором действует анализируемая фирма, происходит снижение степени ее зависимости от ценовых решений других фирм, то есть снижение эластичности остаточного спроса. Согласно определению рынка чистой монополии, продукт фирмы не имеет близких товаров-заменителей. Соответственно, в случае, если рыночная доля фирмы близка к единице, т. е. структура рынка приближена к монопольной, то показатель эластичности спроса (приближающегося к рыночному спросу) будет стремиться к нулю.Кроме того, на ценовую политику других фирм на рынке и на объем продаж рассматриваемой фирмы влияет ограниченность мощностей других фирм, от их возможностей по увеличению объема собственных продаж, и как следствие увеличение их доли на рынке.А. Папандреу в 1949 г. разработал формулу так называемого коэффициента проникновения, который показывает, на сколько процентов изменяется объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент.IP = λj * Δ Qdi * Pj (2.2.6)Qdi— объем спроса на товар фирмы, которая обладает монопольной властью;Pj— цена на товар у конкурента;Λj—коэффициент ограниченности мощности у конкурентов, определямый как отношение возможного увеличения объема выпуска к росту объема спроса на товар, обусловленного снижением цены.Коэффициент Папандреу изменяется от нуля до единицы.Очевидно, что чем меньше его значение, то есть, чем ниже показатель перекрестной эластичности или коэффициент ограниченности мощностей конкурентов, тем меньше степень монопольной власти анализируемой фирмы. Следует отметить, что индекс Папандреу оценивая степень монопольной власти учитывает также ограниченность мощностей конкурентов. В ситуации высокой степени взаимозаменяемости продукции на рынке большое значение имеет коэффициент перекрестной эластичности, вместе с тем, в случае, когда мощности у фирм-конкурентов максимально загружены, они не в состоянии оказывать влияние на положение рассматриваемой фирмы. В прикладных исследованиях коэффициент Папандреу практически не используется. Тем не менее, данный индекс затрагивает два аспекта монопольной власти: присутствие товаров-субститутов и ограниченность производственных мощностей у конкурентов (или возможности их проникновения в отрасль).Рассмотренные показатели рыночной (монопольной) власти фирм являются наиболее используемыми в мировой практике. Вместе с тем, в связи с некоторой сложностью расчетов, индексы Бейна и Тобина редко используются в практической деятельности.В свою очередь, индекс Лернера достаточно доступен как в плане его расчета, так и в плане экономической интерпретации полученных результатов и определяется как разница между ценой товара и предельными издержками его производства, отнесенная к цене.Достоинство данного показателя состоит в том, что он непосредственно отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии. Чем больше цена реализации фирмы отклоняется от конкурентных норм, тем выше коэффициент Лернера. Для иллюстрации практического применения данного показателя приведем результат расчетов, полученных в ходе анализа деятельностикомпании Allison Transmission – ведущего мирового производителя автоматических коробок передач и гибридных силовых установок для коммерческого транспорта.По результатам анализа динамики показателей объема выпуска трансмиссий и величины переменных затрат, произведен расчет величины предельных затрат данной компании – 225 000 руб. (отношение прироста выпуска к приросту величины средних затрат).Учитывая, что цена одной автоматической трансмиссии составляет в среднем 800 000 руб., произведем расчет индекса Лернера: = 0,72Как было отмечено, выше данный коэффициент свидетельствует оросте разрыва между ценой товара и предельными издержками на его производство по мере роста степени монополизма. Индекс Лернера изменяется от 0 до 1. В случае совершенно конкурентного рынка он принимает значение, равное нулю; для рынка монополистической конкуренции — от 0,3 до 0,5; для рынка олигополии — от 0,6 до 0,8; для рынков с доминирующей фирмой индекс может достигать 0,8-0,9, а для рынка монополии — приближаться к единице.Значение индекса Лернера на уровне 0,72 свидетельствует о том, что отрасль, в которой работает Allison Transmission, в целом является олигопольной.ЗаключениеПо итогам проведенного исследования достигнуты ранее поставленные задачи:- изучены понятие рынка, его основные функции и виды рыночных структур;- проанализированы особенности формирования спроса в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;- проанализированы причины возникновения рыночной власти, изучены показатели и коэффициенты измерения рыночной власти.Возникнув в силу ряда объективных причин (разделение труда, зарождение института частной собственности и самостоятельности производителя), рыночные отношения превратились в эффективный механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.Эффективность рынка заключается в выполнении им ряда важных функций – ценообразовательной, информационной, регулирующей, посреднической, санирующей.Четыре основных типа рыночных структур, классифицируемых на основе четырех факторов: однородность продаваемой продукции, количество фирм, работающих на рынке, легкость входа и выхода с рынка, степень контроля над ценами. При этом, рынок совершенной конкуренции и монополии выступают своего рода идеальными моделями и на практике встречаются редко. В свою очередь, в современных рыночных условиях наиболее распространенными являются рынок монополистической конкуренции и олигополия.Безусловно, каждая из вышеуказанных рыночных структур имеет свои достоинства и недостатки. В реальных условиях рынок не в силах противостоять монополистическим тенденциям. В условиях стихийной рыночной жизни рано или поздно определенные фирмы усиливают степень своего влияния на рынке. Список литературыАндрианов Г. В., Орлoвa Л. Г., Прaнoвич В. В. Экономическая теория: Учебное пособие.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 287с.Бaликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб.для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: Издательство «Омега-Л», 2014.- 684 с.; ил., табл.- (Высшее экономическое образование).Белоусова И.Э. Микроэкономика: учебник для бакалавров.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 263 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.Булатов А.С. Экономика: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономист, 2006. - 831с.Винслав Ю. Федеральная промышленная политика: к определению приоритетов в контексте итогов и тенденций новейшей индустриальной эволюции страны // Российский экономический журнал. – 2008. – №1-2.Голиков М.Н. Микроэкономика: учебно-методическое пособие для вузов – Псков: Изд-во ПГПУ, 2005. 104с.Джуха В.М. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие/В.М. Джуха А.В.Курицын,И.С.Штапова.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: КНОРУС,2012.-288с.Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга: Учеб. -практ. пособие /А.Н. Матанцев. - М.: Юристъ, 2002.- 378 с.:Мокий М.С. Экономика фирмы: учебник и практикум для бакалавров/ М.С.Мокий, О.В.Азоева, В.С.Ивановский; под ред. М.С.Мокия.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 334 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.Моляков, Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: учебник – М.: Финансы и статистика, 2007 – 456 с.Омельченко А. А. Инновационное развитие российской экономики // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1.Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие/Н.М. Розанова.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010 -906с. –(Учебники ГУ-ВШЭ).Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. -- М.: ИНФА-М, 2005, с. 378Селищев А. С. Микроэкономика: Анализ рынка; Теория цены; Рынок и общество. СПб: Питер, 2002. - 448 с. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд. доп. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 374 с.Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм/ Учеб. Пособ. М. Финансы и статистика. 2004. – 480 с.Шерер Ф, Росс Д. Структура отраслевых рынков. — М.: ИНФРА-М. 1997. — 423с.Национальная экономическая энциклопедия. www.vocable.ru.
2. Бaликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб.для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: Издательство «Омега-Л», 2014.- 684 с.; ил., табл.- (Высшее экономическое образование).
3. Белоусова И.Э. Микроэкономика: учебник для бакалавров.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 263 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.
5. Булатов А.С. Экономика: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономист, 2006. - 831с.
6. Винслав Ю. Федеральная промышленная политика: к определению приоритетов в контексте итогов и тенденций новейшей индустриальной эволюции страны // Российский экономический журнал. – 2008. – №1-2.
7. Голиков М.Н. Микроэкономика: учебно-методическое пособие для вузов – Псков: Изд-во ПГПУ, 2005. 104с.
8. Джуха В.М. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие/В.М. Джуха А.В.Курицын,И.С.Штапова.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: КНОРУС,2012.-288с.
9. Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга: Учеб. -практ. пособие /А.Н. Матанцев. - М.: Юристъ, 2002.- 378 с.:
10. Мокий М.С. Экономика фирмы: учебник и практикум для бакалавров/ М.С.Мокий, О.В.Азоева, В.С.Ивановский; под ред. М.С.Мокия.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 334 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.
11. Моляков, Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: учебник – М.: Финансы и статистика, 2007 – 456 с.
12. Омельченко А. А. Инновационное развитие российской экономики // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1.
13. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие/Н.М. Розанова.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010 -906с. –(Учебники ГУ-ВШЭ).
14. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. -- М.: ИНФА-М, 2005, с. 378
15. Селищев А. С. Микроэкономика: Анализ рынка; Теория цены; Рынок и общество. СПб: Питер, 2002. - 448 с.
16. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И. Микроэкономика: Учебник. – 4-е изд. доп. и перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 374 с.
17. Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм/ Учеб. Пособ. М. Финансы и статистика. 2004. – 480 с.
18. Шерер Ф, Росс Д. Структура отраслевых рынков. — М.: ИНФРА-М. 1997. — 423с.
19. Национальная экономическая энциклопедия. www.vocable.ru.
Вопрос-ответ:
Что такое дифференциация продукта?
Дифференциация продукта - это процесс, в результате которого один товар или услуга отличается от других на рынке по некоторым характеристикам, таким как качество, дизайн, упаковка, бренд и т.д. Это позволяет компаниям создавать уникальные предложения и выделяться на фоне конкурентов. Например, автомобильные компании различают свои модели по дизайну, функциональности и маркетинговым ходам.
Каково значение дифференциации продукта для структуры рынка?
Дифференциация продукта имеет важное значение для структуры рынка, так как позволяет компаниям создавать уникальные предложения и выделяться на фоне конкурентов. Если товары или услуги сильно дифференцированы, то на рынке может возникать олигополия или монополистическая конкуренция, где несколько компаний контролируют большую часть рынка. В случае слабой дифференциации продукта, рынок может быть более конкурентным и представлять собой полную конкуренцию.
Какие функции выполняет рынок?
Рынок выполняет несколько основных функций: функцию обмена, функцию распределения ресурсов, функцию ценообразования и функцию информации. Функция обмена заключается в том, чтобы позволить покупателям и продавцам встретиться и осуществить обмен товарами или услугами. Функция распределения ресурсов заключается в том, чтобы ресурсы были перераспределены по различным отраслям и регионам в соответствии с спросом и предложением. Функция ценообразования позволяет определить цены на товары и услуги, а функция информации предоставляет покупателям и продавцам информацию о товарах, услугах, ценах и условиях сделки.
В чем заключаются особенности формирования спроса в условиях совершенной конкуренции?
В условиях совершенной конкуренции, где на рынке представлено множество независимых продавцов и покупателей, формирование спроса осуществляется на основе цены товара. Потребители выбирают товары с наиболее низкой ценой, поскольку альтернатив предостаточно. Компании в условиях совершенной конкуренции обычно не имеют возможности дифференцировать свои товары, поэтому они вынуждены конкурировать по цене.
Что такое дифференциация продукта и как она влияет на структуру рынка и конкуренцию?
Дифференциация продукта - это процесс создания уникальных характеристик товара или услуги, которые делают его отличным от других товаров на рынке. Это может быть особый дизайн, качество, функциональность или бренд. Дифференциация влияет на структуру рынка и конкуренцию, поскольку создает более разнообразную торговую среду, в которой каждый продукт имеет свои уникальные особенности и преимущества перед конкурентами.
Какие основные функции выполняет рынок и при каких условиях он возникает?
Основные функции рынка включают обмен, распределение ресурсов, определение цен и стимулирование экономического роста. Рынок возникает в условиях наличия продукции, спроса, предложения и возможности свободного обмена между продавцами и покупателями.
Что такое конкуренция и какие виды рыночных структур существуют?
Конкуренция - это соперничество между различными компаниями на рынке, стремление каждой из них достичь лидерства. Существуют четыре основных вида рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. В каждой из них присутствует определенное количество продавцов и характерные особенности конкуренции.
Как формируется спрос в условиях совершенной конкуренции?
В условиях совершенной конкуренции спрос формируется в результате взаимодействия множества независимых покупателей и продавцов на рынке. За счет свободной конкуренции и отсутствия преград для входа на рынок, цены формируются на уровне предельных издержек производства и равновесные цены устанавливаются на основе встречи спроса и предложения.
Чем отличается формирование спроса в условиях несовершенной конкуренции?
В условиях несовершенной конкуренции формирование спроса происходит под влиянием ограничений, связанных с наличием монополистической власти или олигополией на рынке. Здесь цены могут быть выше предельных издержек производства, а объем спроса определяется специфическими характеристиками товара, маркетинговыми стратегиями и поведением конкурентов.
Какая сущность рыночных отношений?
Рыночные отношения - это взаимодействие между продавцами и покупателями на рынке, основанное на обмене товаров и услуг за деньги. Это процесс, при котором спрос и предложение встречаются и формируют цены, количество и качество товаров на рынке.
Какие функции выполняет рынок?
Рынок выполняет несколько функций. Во-первых, он обеспечивает механизм распределения ресурсов, определяя, что и в каких количествах будет производиться. Во-вторых, рынок способствует формированию цен, которые отражают спрос и предложение. Также рынок является местом, где происходит конкуренция между производителями, что стимулирует инновации и улучшение качества товаров и услуг.