Философия любви и красоты Марсилия Фичино и художественная культура итальянского Возрождения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 22 22 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 23.04.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Любовь и красота в философии Марсилио Фичино 5
1.1 Место Марсилио Фичино в культуре Возрождения 5
1.2 Тема любви и красоты в философии Марсилио Фичино 7
2. Причины заложения мировоззрения художественной культуры итальянского Возрождения 12
2.1 Предпосылки мировоззрения 12
2.2 Гуманизм как основное содержание Возрождения 13
2.3 Формирование принципов Средневековья и Античности в художественной культуре. Особенности итальянского Возрождения 14
Заключение 18
Список использованной литературы 21


Фрагмент для ознакомления

Многочисленные деятели Ренессанса выступаливерующими людьми, даже лицами духовными, принадлежащими к католической церкви.Принято считать, что ни одна эра в истории европейской культуры не была наполнена стольбольшим количеством антицерковных высказываний и сочинений, как эра Ренессанса. Получается, что в художественной культуре отрицалось всё, что ограничивало свободное и творческое развитие личности.Но вся средневековая культура смноголетней её историей, с прочными традициями не могла бесследно пропасть. Она оказывала воздействие на художественную культуруВозрождения, даже тогда, когда это не осознавалось. Ренессанс не являлся полностью культурой светской. Эта эра переходная, в ней были сложные переплетения, взаимоотношения нового и старого, разнообразие и богатство культурных элементов.В искусстве Возрождения воздействиехудожественной культуры находилось, прежде всего, в сюжетах и темах. Многое числоработ было написано на религиозные и библейские сюжеты. Большаяих часть предназначалась для церквей иносила культовое значение.Важно так жеобозначить, что культураВозрождения не выступала слепым подражанием античности, а вобрало в себя всё лучшее, что было в средневековье и античности. ДляВозрождения характерны: синтез средневековья и античности, ренессанс возрождения и античности средневековья.Раннее развитие художественной культурыВозрождения в Италии было связано с многочисленными обстоятельствами её политической и экономической жизни. На протяжении всего средневековья Италия являлась разобщённой страной. На самом деле, она делилась на несколько независимых и постоянно враждовавших и соперничавших друг с другом городов и областей. Итальянские города смогли рано достичь самостоятельности, этомусодействовала централизованная власть. Из-за выгодного географического положения Италия завязала международные отношения с прочими странами с помощью торговли. Именно в связи с этимвосстановилось ремесло, а потом промышленность. Всё это способствовало развитию республиканской формы правления.Одна из отличительных чертитальянского Возрождения – это применение античного наследия, его традиции никогда не исчезали в Средиземноморье.Ещё однойзначимой чертой итальянского Возрождения выступает его рационалистичность. Главными центрами новой культуры явились передовые города северной и средней Италии. Особо велика была роль Флоренции, там рано сформировалась новая художественная школа, которая была представлена в начале развития Джотто, а позже блестательными мастерами, такими как Мазаччо, Микеланджело, Леонардо да Винчи.ЗаключениеКогда мы ведём речь о любви, то надо её понимать как желание красоты, так как в этом заключено определение любви у всех философов.Марсилио ФичиноС именем Марсилио Фичино связан главный поворот в истории гуманистической идеи итальянского Возрождения. Данный поворот объясняется переменой политических условий, они превратили литератора-секретаря Республики в придворного литератора, который состоял на службе у новых господ.Огромнейшую роль в развитии теории любви и красоты сыграла философия неоплатонизма, которая развивалась в Италии в середине пятнадцатого века, как раз её центром и явилась Академия Платона, основанная итальянским философом Марсилио Фичино.Деятельность М.Фичино, в которой современники увидели возрождение древней мудрости, примирённой с христианством, побуждала к себе живой интерес в обществе. Вокруг М.Фичино сложилось объединение единомышленников – учёное вольное братство, которое получило известность под именем Платоновской Академии. У неё не было устава, не знала она должностей и фиксированного членства, вдеятельности её принимали участие люди с самым разным званием и родом занятий.Самые выразительные работыМ.Фичино посвящены рассуждениям о любви. Согласно его словам, в процессе любви происходит превращение любимого и любящего. Один до самозабвения отдаёт себя прочему, умирает в нём, но потомвозрождается, воскресает, узнаёт себя в любящем и начинает жить двумя жизнями, а не одной, не только в самом себе, как любимом, но и в прочем, любящем. Поэтому у М.Фичино любовь – это не единение душ, не самоотречение и самопожертвование, а сложное удвоение творческих потенций жизни.Хотя раскрыть диалектическую природу любви и красоты, М.Фичино показываетихкак единство появления и смерти. В трактовке любви у М.Фичиноестьвесомыйэстетичный элемент, он определяет любовькак потребность наслаждаться красотой.Красота выступает конечной целью любви, а безобразноеживёт вне её сферы. Для М.Фичинолюбая любовь благородна и праведен любой влюблённый. Философиякрасоты и любви М.Фичино оказывается в то же время и эстетикой.Идеи М.Фичино оказали огромнейшеевоздействие на гуманистическую и божественнуюидеи и на художественную культуру конца 15–16 веков.Можно предположить, что Марсилио Фичино – это, своего рода, обобщённый образ, символ философов-гуманистов, в восприятии мира которых перемешалисьсамыеразличные философские и религиозные традиции. Философ был католическим священником, как указывалось в настоящей работе, естественно, что онс пристрастием был увлечён античной философией. Марсилио Фичино посвятилнекоторые из своих проповедей «божественному Платону», а в своём доме он ставил свечи перед бюстом Платона, но и в то же время, он был увлечён магией. Все характеристики, которые, на первый взгляд, противоречат одна другой, для Марсилио Фичино, наоборот, являлисьнеразделимы между собой.Марсилио Фичино в творчестве своём очень живо и доступно показывалглавнуюхарактеристику гуманистического движения, потому что, как и многиегуманистыпозднее, он полагал, что рождение новых гуманистических идейбудет лишь тогда, когда учение христианское сновабудет обоснованоблагодаря древним мистическим и магическим учениям. Так же это случится, как полагал философ,благодаряумозаключениям Платона, а его он признавал, своего рода, продолжателем Орфея и 3opoacтpaи Гермеса Трисме-гиста. Важно сказать, что для Марсилио Фичино и прочих гуманистов Возрождения неоплатонизм иучения Платона виделись своеобразнымобъединённым философским учением. А впервые расхождение платонизма и неоплатонизма в Европе осознанно восприняли лишь в 19 веке.Список использованной литературыАлпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения / М.В. Алпатов. М.: Искусство, 1976.Блинников Л.В. Великие философы: учебный словарь-справочник / Л.В.Блинников. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 432 с.Всемирная энциклопедия. Философия / гл. ред. А. Грицанов. М.: АСТ; Минск: Харвест: Современный литератор, 2001. – 1312 с. 87ГарэнЭудженио. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы / Вст. ст. и ред. Л.М. Брагиной; Пер. с итальянского. М.: Прогресс, 1986. 392 с.Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. Киев: Путь к истине, 1991. 391 с.Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Санкт-Петербург: Сатисъ, 1996. 66 с.История философии: Запад-Россия-Восток. Книга третья: Философия XIX-XX вв.: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.В. Мотрошиловой, А.М. Руткевич. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999. – 448 с.Итальянско-русский и русско-итальянский словарь / Ковалев В.Ф. М.: Русский язык – Медиа, 2007. 1077 с.Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества.М.: Магистр, 1999. 161 с.Кассирер Эрнст. Избранное: Индивид и космос. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 654 с.Кудрявцев О.Ф. Флорентийская Платоновская Академия. М.: Наука, 2008. 475 с.Латинско-русский словарь / И.Д. Дворецкий. 12-е изд. М.: Рус.яз. – Медиа; Дрофа, 2009. 1055 с.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. 623 с.Марсилио Фичино. Комментарий на «Пир» Платона / Пер. А. Горфункеля, В. Мажуги, И. Черняка // Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 1 / Сост. и науч. ред. В.П. Шестаков. М.: Искусство, 1981. 495 с.Неретина С.С. Верующий разум. К историисредневековойфилософии. Архангельск: 1995.378 с.Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Ленинград: 1978. 103 с. Панофский Эрвин. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006. 544 с.Панофский Эрвин. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства / Пер. с англ. В.В. Симонова. СПб.: Академический проект, 1999. 394 с.Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид /Общ.ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; Примеч. А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1999. 528 с.Рассел Б. История западной философии. М.: 1993.РеалеДж. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.:1999.Симонов П.В. Происхождение духовности. М.: 1989. 353 с.Шастель Андре. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. 720 с.Sandra Nicco1i. Firenze: ed. O1schki, 1987. http://www.bib1iotecaita1iana.it

Список использованной литературы

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения / М.В. Алпатов. М.: Искусство, 1976.
2. Блинников Л.В. Великие философы: учебный словарь-справочник / Л.В.Блинников. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 432 с.
3. Всемирная энциклопедия. Философия / гл. ред. А. Грицанов. М.: АСТ; Минск: Харвест: Современный литератор, 2001. – 1312 с. 87
4. Гарэн Эудженио. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы / Вст. ст. и ред. Л.М. Брагиной; Пер. с итальянского. М.: Прогресс, 1986. 392 с.
5. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. Киев: Путь к истине, 1991. 391 с.
6. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Санкт-Петербург: Сатисъ, 1996. 66 с.
7. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга третья: Философия XIX-XX вв.: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.В. Мотрошиловой, А.М. Руткевич. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999. – 448 с.
8. Итальянско-русский и русско-итальянский словарь / Ковалев В.Ф. М.: Русский язык – Медиа, 2007. 1077 с.
9. Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. М.: Магистр, 1999. 161 с.
10. Кассирер Эрнст. Избранное: Индивид и космос. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 654 с.
11. Кудрявцев О.Ф. Флорентийская Платоновская Академия. М.: Наука, 2008. 475 с.
12. Латинско-русский словарь / И.Д. Дворецкий. 12-е изд. М.: Рус. яз. – Медиа; Дрофа, 2009. 1055 с.
13. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. 623 с.
14. Марсилио Фичино. Комментарий на «Пир» Платона / Пер. А. Горфункеля, В. Мажуги, И. Черняка // Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т. 1 / Сост. и науч. ред. В.П. Шестаков. М.: Искусство, 1981. 495 с.
15. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск: 1995. 378 с.
16. Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Ленинград: 1978. 103 с.
17. Панофский Эрвин. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006. 544 с.
18. Панофский Эрвин. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства / Пер. с англ. В.В. Симонова. СПб.: Академический проект, 1999. 394 с.
19. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид /Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; Примеч. А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1999. 528 с.
20. Рассел Б. История западной философии. М.: 1993.
21. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: 1999.
22. Симонов П.В. Происхождение духовности. М.: 1989. 353 с.
23. Шастель Андре. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного. Очерки об искусстве Ренессанса и неоплатоническом гуманизме. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. 720 с.
24. Sandra Nicco1i. Firenze: ed. O1schki, 1987. http://www.bib1iotecaita1iana.it

Вопрос-ответ:

Какую роль играют любовь и красота в философии Марсилио Фичино?

Любовь и красота являются основными понятиями философии Марсилио Фичино. Он считал, что они являются источниками гармонии и совершенства. Для Фичино любовь - это не только эмоциональное состояние, но и способ познания мира и влияния на него. Красота же является выражением совершенства и порядка в мире, образующимся благодаря любви. Вместе они формируют основу учения Марсилио Фичино о единстве всего сущего.

Какое место занимает Марсилио Фичино в культуре Возрождения?

Марсилио Фичино является одним из ключевых представителей итальянского Возрождения. Его философские идеи о любви и красоте были очень популярны в то время и оказали влияние на многих художников и писателей. Он также активно участвовал в общественной жизни и занимал высокие посты в государстве. Марсилио Фичино можно назвать одним из творцов культурного и интеллектуального облика Возрождения.

Какую тему освещает философия Марсилио Фичино?

Философия Марсилио Фичино освещает тему любви и красоты. Он разрабатывает учение о всемирной любви и утверждает, что это единственный путь к гармонии и совершенству. Он также обращается к понятию красоты, считая ее проявлением порядка и выражением совершенства. Фичино рассматривает эти темы с философской точки зрения, а также их отношение к искусству и культуре.

Какие идеи выражает философия любви и красоты Марсилио Фичино?

Философия Марсилио Фичино выражает идеи о том, что любовь и красота являются основными принципами мирового порядка, сутью всего сущего. Фичино считал, что все явления в природе наполнены любовью и стремятся к красоте.

Какое место занимает Марсилио Фичино в культуре итальянского Возрождения?

Марсилио Фичино занимает важное место в культуре итальянского Возрождения. Его философия любви и красоты сильно повлияла на мировоззрение итальянских художников и ученых того времени. Фичино был одним из выдающихся представителей раннего Возрождения.

Какие темы освещает философия любви и красоты Марсилио Фичино?

Философия Марсилио Фичино затрагивает широкий круг тем, связанных с любовью и красотой. Он исследует их природу, роль в мире и в человеческой жизни. Фичино также рассматривает вопросы этики, духовности и смысла жизни через призму любви и красоты.

Какие причины лежат в основе мировоззрения художественной культуры итальянского Возрождения?

Мировоззрение художественной культуры итальянского Возрождения было вызвано несколькими причинами. Во-первых, это было стремление к изучению и переосмыслению классического наследия Античности. Во-вторых, гуманистические идеалы, подчеркивающие ценность человека как индивидуальности и его способность к творчеству. И, наконец, это было возрождение интереса к науке и философии, их влияние на искусство и жизнь общества.

Как гуманизм определяет основное содержание Возрождения?

Гуманизм является основным содержанием Возрождения. Он выдвигает человека в центр внимания, подчеркивает его способность к самосовершенствованию, к творчеству и свободе. Гуманистические идеалы проникают в различные сферы культуры, включая литературу, живопись, архитектуру и науку.

Какую роль играют любовь и красота в философии Марсилио Фичино?

Любовь и красота в философии Марсилио Фичино занимают особое место. Он считал, что эти понятия являются 중요ными аспектами жизни и имеют глубокий философский смысл. Фичино утверждал, что любовь и красота являются источником гармонии и благополучия, а также способствуют развитию личности и духовному возрождению. Он развивал свою философию на основе платоновской традиции, которая связывала любовь и красоту с высшими ценностями и идеалами.

Какие предпосылки и принципы легли в основу художественной культуры итальянского Возрождения?

Художественная культура итальянского Возрождения была сформирована под влиянием различных факторов. Одной из предпосылок было возрождение интереса к классической античности и его идеалам, таким как гармония, пропорция и красота. Гуманизм, основной принцип Возрождения, также играл важную роль в формировании художественной культуры. Гуманисты искали вдохновение в человеке и природе, признавая их божественными творениями. Также важную роль играли научные открытия и развитие перспективы в изобразительном искусстве. Все эти факторы сформировали основные принципы Возрождения в художественной культуре.