личность
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 23.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика психологии личности 5
1.1. Понятие психологии как науки 5
1.2. Теории сознания 11
Выводы по главе 1 13
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 15
2.1. Подходы к проблеме сознания в зарубежной и отечественной психологии 15
2.2 Онтогенез сознания 19
2.3 Характеристика индивидуально-типологических особенностей личности 22
Выводы по главе 2 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Для целей моего исследования наиболее значимыми представляются характерологические особенности и индивидуально-психологические черты личности.Согласно Р.Кеттелу, черты личности отражают предсказуемые устойчивые психологические характеристики. Исходные черты можно разделить на два подтипа в зависимости от их источника:- конституциональные черты личности, которые развиваются из физиологических и биологических данных человека;- черты, сформированные окружающей средой, обусловленные влияниями в физическом и социальном окружении [14].К.А. Клинский высказывает аналогичную точку зрения и отмечает, что нельзя недооценивать биологически обусловленные особенности личности человека, проявляющиеся в темпераменте [15].Темперамент представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения [14]. К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:- регулируют динамику психической деятельности в целом;- характеризуют особенности динамики психических процессов; - имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; - находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; - однозначно определены общим типом нервной системы [11]. К наиболее значительным современным концепциям типов темпераментов можно отнести концепции Э.Кречмера, К. Юнга и У.Шелдона[32]. Согласно конституциональным теориям темперамент зависит от типа телосложения. Э. Кречмер выделил типы телосложения: пикнический тип; астенический; атлетический и диспластический. Им соответствовали три типа темперамента: шизотимический, циклотимический,иксотимический. Классификация американского психолога У. Шелдона содержала три типа темперамента: висцеротонический (от латинского viscera – внутренности), соматотонический (от греческого soma – тело) и церебротонический (от латинского cerebrum – мозг). К. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя») [50]. Интроверт отличается от экстраверта тем, что он ориентируется преимущественно не на объект, а на субъективные данные. У него между восприятием объекта и его собственным действием вклинивается субъективное мнение.Г.Айзенк определяет тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как эмоциональная стабильность – нейротизм и интроверсия – экстраверсия [1].В основе того или иного темперамента лежит быстрота и характер уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения [39]. Характеристики типов темперамента:Флегматик – у него преобладает спокойное, ровное настроение. Его трудно рассмешить, вызвать гнев или опечалить. Он спокоен при больших неприятностях. Отличается терпимостью, выдержкой, самообладанием. Медленно сосредотачивается, но в деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Самооценка у человека флегматичного темперамента устойчивая, соответствующая действительности. Меланхолик характеризуется низким уровнем активности, медлительностью. Самооценка меланхолика, как правило, занижена. Это не дает им возможность полностью раскрыть свои возможности и способности. В отношениях с людьми мягки, тактичны, отзывчивы. Среди меланхоликов много творческих личностей.Холерик имеет высокий уровень активности, энергичность, стремительность, резкость. Холерики склонны к сменам настроения, нетерпеливы, неуравновешенны, подвержены эмоциональным срывам. Холерики отличаются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, иногда бывают агрессивны. Для холериков типичен высокий подъем эмоционального состояния и наоборот, эмоциональные спады, депрессия. Самооценка холериков также подвержена колебаниям в зависимость от эмоционального состояния. Работоспособность при эмоциональном подъеме у людей с этим типом темперамента высокая, многим свойственны инициативность, творческий порыв. Сангвиника отличаетвысокая психическая активность, работоспособность, энергичность, быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики. Общительны, жизнерадостны, эмоции чаще позитивные. Характерна склонность к лидерству, предпосылки для успешной организаторской работы. Иногда их самооценка несколько завышена, они уверены в своем влиянии. В работе отличаются высокой организованностью, четкостью, систематичностью. Обладают значительными творческими способностями, легко привыкают к новым требованиям и обстановке, быстро включаются в групповую деятельность [9].К основным индивидуальным свойствам личности относится и характер человека, который, согласно определению С.Л. Рубинштейна, представляет собой совокупность базисных черт личности, от которых зависят устойчивые формы социального поведения [39]. Характер человека из нескольких групп черт. Среди черт личности, из которых состоит характер человека, А.Г. Асмолов выделяет [5]:- первичные черты личности, которые формируются в процессе индивидуального развития человека и появляются раньше других, детерминирующие другие черты характера, и вторичные, которые формируются и развиваются позднее, чем первичные черты, причем на основе других, уже образовавшихся у конкретного человека черт характера;- деловые черты личности, которые проявляются при выполнении какого-либо дела, и коммуникативные черты, которые проявляются в общении с другими людьми;- мотивационные черты, от которых зависят активность и направленность поведения;- инструментальные черты личности, которые придают поведению человека тот или иной стиль.Одними из наиболее известных являются типологии характеров, предложенные Э.Кречмером.У.Шелдоном, Э.Фроммом, К.Леонгардом, А.Е.Личко и рядом других ученых.Так, Р.С. Немов приводит типологию характеров, предложенную К.Леонгардом, которая основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми [11]. К.Леонгардом выделяются следующие типы характеров:гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстравертированный и интровертированный.С. Л. Рубинштейн приводит точку зрения И.П.Павлова о том, что в процессе онтогенеза темперамент и характер вступают в тесное взаимодействие, образуя связь гено- и фенотипа, т.е. единство врожденных и приобретенных черт личности [9]. Интерес для раскрытия темы моего исследования представляют и стилевые характеристики личности. Стилевые особенности личности отражают способы поведения человека в различных видах деятельности. Стилевые характеристики личности могут основываться на следующих видах направленности поведения индивида: на самого себя, на других людей и на предметную деятельность. Стилевые особенности формируются под влиянием внутренних ресурсов человека и окружающей среды, это позволяет рассматривать эти особенности как одну из основных характеристик механизма адаптации, приспособления личности. О.В. Кондратьева и С.В. Кондратьев приводят точку зрения В.А. Либина, который предлагает следующую иерархию стилевых характеристик личности [17]:1. Стиль жизни человека.2. Стили поведения, к которым В.А. Либинотносит стили межличностного взаимодействия и общения, стили совладания, эмоциональные и мотивационные стили, а также стили деятельности, к которым ученый относит индивидуальные стили руководства и непосредственно деятельности. 3. Когнитивные стили, стили мышления.4. Перцептивные и моторные стили характеристик личности.Таким образом, данная иерархия строится от преимущественно биологически детерминированных стилевых характеристик личности к характеристикам, обусловленным социально. В то же время, преимущественно социальная детерминация стилей общения не исключает некоторого влияния факторов природных, к которым можно отнести, например, особенности нервной системы человека [17].Выводы по главе 2Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:Самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка характеризует уровень развития у индивида самоуважения, чувства собственной ценности и позитивного отношения к составляющим структуры своего «Я». Самооценка неразрывно связана с такими понятиями как самосознание, уровень притязаний личности, «образ Я», «Я-концепция» и др. Самооценка является многоаспектным психологическим образованием, которое рассматривается в науке как:оценка личности себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;личностное образование, интегрирующее в определенные системы знания человека о себе, его отношение к себе и представляющее собой особую форму отражения человеком самого себя;компонент самосознания;социальный феномен функционирующий в качестве личностного образования и компонента самосознания.В самооценке выделяют:структурные компоненты – когнитивный и эмоциональный;формы функционирования – целостная (глобальная) и частная;свойства: высокая и низкая самооценка; устойчивая и неустойчивая; стабильная и динамичная; осознаваемая и неосознаваемая;виды – адекватная и неадекватная;временные виды – прогностическая, актуальная, ретроспективная.В процессе онтогенеза личность формируется как индивидуальность, ею приобретаются специфические свойства, выражающие индивидуальное своеобразие человека, опосредуя все аспекты его социального поведения. К основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность, способности.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема самосознания и самооценки с давних времен интересовали исследователей. Создано значительное количество теорий и концепций, по-разному объясняющих формирование и структуру самосознания и самооценки. Среди них, в зарубежной психологии, это - учения В. Вундта, французской социологической школы, З.Фрейда и другие теории психоанализа, К. Роджерс, У. Джеймс, Ч. Кули, Дж.Мид, К. Левин,К. Роджерс и другие. В нашей стране вопросы развития самосознания нашли отражение в работах, статьях, монографиях представителей самых разных отечественных психологических школ Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, Л.Н. Леонтьева, Б.Г.Ломова, С.Р. Рубинштейна, Б.В. Зейгарник, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой, О.Ф. Фроловой, П.И. Чуприковой и др.Самосознание имеет уровневое строение: соотнесение знания о себе рамках сопоставления «Я» и «другой»; соотнесение знания о себе в рамках «Я» и «Я».Компоненты самосознания: Я-образ и самоотношение; самопознания, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения.Самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка характеризует уровень развития у индивида самоуважения, чувства собственной ценности и позитивного отношения к составляющим структуры своего «Я». Самооценка неразрывно связана с такими понятиями как самосознание, уровень притязаний личности, «образ Я», «Я-концепция» и др. В самооценке выделяют:структурные компоненты – когнитивный и эмоциональный;формы функционирования – целостная (глобальная) и частная;свойства: высокая и низкая самооценка; устойчивая и неустойчивая; стабильная и динамичная; осознаваемая и неосознаваемая;виды – адекватная и неадекватная;временные виды – прогностическая, актуальная, ретроспективная.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Бадалова М.В. Развитие метафоричности в рамках тренинга интеллектуальных навыков консультирования / Практическая психология и социальная работа. - 2004. - № 1. - с.1-10.2. Балин В.Д., Гайда В.К., Горбачевский В.К. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).3. Варбан Н.Ю. Рефлексия профессионального становления в юношеском возрасте. // Практическая психология и социальная работа, 1998 г., № 6-7. 4. Винославская О.В. Психология. Учебное пособие.: К.: ИНКОС. 2005. 5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапномфорировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966.6. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия. Познавальные психические процессы. / Сост. и общ.ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. – 451 с.7. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления: Экспериментально-теоретическое исследование. - М.: ЦЕНТР, 1997.8. Зайцев А. Идеальный инструмент//Соционика, ментология и психология личности. - 2000. - № 5. - с. 43-48.9. Карпов А.В. Общая психология: Учебник / Под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики. 2002. – 232с. 10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М. 2007. – 511 с. 11. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.12. Майданский А.Д. О мыслящей себя Природе и идеальной реальности //Вопросы философии. - 2004. - № 3. - с. 76-8413. Павелков Г. В. Общая психология: Учебник. - К.: ЦОДПП "Полиграфцентр", 2002.14. Психология XXI века.Под ред. В.Н. Дружинина М.: ПЕР СЭ, 2003. — 863 с.15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.16. Скрипченко О.В., Долинская Л.В., Огороднийчук З.В.Общая психология.К. – 2005. – 464 с. 17. Словари и энциклопедии на Академике (электронный ресурс) http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1218660 18. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984.19. Третяк Т.М. Конструктивное мышление в структуре творческого потенциала личности.// Практическая психология и социальная работа - 2006. - № 1. - с. 18-20.20. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск.ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.21. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002 – 272 с.
1. Бадалова М.В. Развитие метафоричности в рамках тренинга интеллектуальных навыков консультирования / Практическая психология и социальная работа. - 2004. - № 1. - с.1-10.
2. Балин В.Д., Гайда В.К., Горбачевский В.К. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).
3. Варбан Н.Ю. Рефлексия профессионального становления в юношеском возрасте. // Практическая психология и социальная работа, 1998 г., № 6-7.
4. Винославская О.В. Психология. Учебное пособие.: К.: ИНКОС. 2005.
5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном форировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966.
6. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия. Познавальные психические процессы. / Сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. – 451 с.
7. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления: Экспериментально-теоретическое исследование. - М.: ЦЕНТР, 1997.
8. Зайцев А. Идеальный инструмент//Соционика, ментология и психология личности. - 2000. - № 5. - с. 43-48.
9. Карпов А.В. Общая психология: Учебник / Под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики. 2002. – 232с.
10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М. 2007. – 511 с.
11. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
12. Майданский А.Д. О мыслящей себя Природе и идеальной реальности //Вопросы философии. - 2004. - № 3. - с. 76-84
13. Павелков Г. В. Общая психология: Учебник. - К.: ЦОДПП "Полиграфцентр", 2002.
14. Психология XXI века. Под ред. В.Н. Дружинина М.: ПЕР СЭ, 2003. — 863 с.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.
16. Скрипченко О.В., Долинская Л.В., Огороднийчук З.В. Общая психология.К. – 2005. – 464 с.
17. Словари и энциклопедии на Академике (электронный ресурс) http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1218660
18. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984.
19. Третяк Т.М. Конструктивное мышление в структуре творческого потенциала личности.// Практическая психология и социальная работа - 2006. - № 1. - с. 18-20.
20. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.
21. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002 – 272 с.
Личность Сталина
План:
I. Вводная часть.
I. 1. Понятие личности в психологии. Структура и направленность личности.
I. 2. Может ли личность повлиять на ход истории.
II. Основная часть. Роль личности Сталина в истории
Россия.
II.1. Общий анализ жизни Сталина.
II.2. Роль Сталина в истории России.
Ш Вывод.
I. Вводная часть.
I. 1. Понятие личности в психологии. Структура и orientareade личности.
ичность – деятель общественного развития, сознательный индивид, careo определенное положение в обществе и выполняет определенную publicărol.
Психическая жизнь имеет определенное строение. В науке psihologicăne мы можем встретить выделение и описание трех компонентов личности:
Ориентации личности. Включает в себя различные свойства sisteminteractiunea потребностей и интересов, которые alcătuiescviziunea личности, то есть, другими словами говоря, orientareapersonalitatea-это система ее отношений к окружающему миру, motivecomportamentul личности.
Особенности личности. Этот компонент включает в себя то же sistemcapacităților и навыков, которые предлагаются в виде деде деятельности.
Стиль поведения человека. Во-первых, они включают в себя temperamentulși характера. В системе характера можно выделить в первую очередь moralede качества и свойства (отношение к людям, ответственность), во-вторых –волевые качества.
Личность является в то же время и объект, и тему вроде связям с общественностью. Личность человека, как члена общества находится însfera влияния различных отношений, и в первую очередь экономических, muncărelațiile, который развивается в процессе производства материальных благ.
-2-
В целом развитие личности можно представить как процесс eiintrarea в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы dezvoltarepersonalitatea является относительно стабильной общности называются фазами развитиена личности. Фаза становления личности:
. Предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность, прежде чем освоили в силу в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми способами и средствами деятельности, принадлежащих другим членам группы.
. Порождается обостряющимися противоречиями между полученный результат адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этом этапе идет поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.