особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с зпр
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 57 + 57 источников
- Добавлена 15.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глва 1.Особенности развития эмоциональной сферы детей с зпр (современные подходы в изучении) 5
1.1.Особенности эмоционально-личностного развития детей с зпр младшего школьного возраста 5
1.2.Проблема эмоционально-волевого развития у детей с задержкой психического развития 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников с зпр 18
Заключение 35
Список литературы 36
Методика «Изучение саморегуляции» (У. В. Ульенкова)Рассмотрим результаты методики в группе детей с нормой развития.Таблица 6.Результаты изучения саморегуляции№ испытуемогоБаллСаморегуляция в интеллектуальной деятельности151 уровень233 уровень333 уровень433 уровень533 уровень624 уровень751 уровень851 уровень942 уровень1051 уровень1124 уровень1233 уровень1342 уровень1451 уровень1551 уровеньS3,82 уровеньСаморегуляция в интеллектуальной деятельности детей с нормой развития в среднем по группе соответствует 2 уровню развития. Характеристика детей с таким показателем следующая: ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.Таблица 7.Уровни саморегуляции в интеллектуальной деятельностиУровеньКол-во человек% от группы1 уровень640%2 уровень213%3 уровень533%4 уровень213%5 уровень00%У большинства детей нормы (6 человек – 40%) выявлен 1 уровень (высокий) саморегуляции в интеллектуальной деятельности, у 5 человек (33%) – 3 уровень – средний, у 2 детей – 2 уровень (выше среднего) и ещё у 2 детей нормы – 4 уровень (ниже среднего).Рис.3. Уровни саморегуляции в интеллектуальной деятельности в группе детей нормыРассмотрим результаты методики в группе детей с ЗПР.Таблица 8.Результаты изучения саморегуляции№ испытуемогоБаллСаморегуляция в интеллектуальной деятельности124 уровень215 уровень333 уровень424 уровень524 уровень615 уровень715 уровень833 уровень924 уровень1024 уровень1133 уровень1224 уровень1315 уровень1433 уровень1515 уровеньS1,94 уровеньСаморегуляция в интеллектуальной деятельности детей с ЗПР в среднем по группе соответствует 4 уровню развития. Характеристика детей с таким показателем следующая: ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.Таблица 9.Уровни саморегуляции в интеллектуальной деятельности детей с ЗПРУровеньКол-во человек% от группы1 уровень00%2 уровень00%3 уровень427%4 уровень640%5 уровень533%У большинства детей с ЗПР (6 человек – 40%) выявлен 4 уровень (ниже среднего) саморегуляции в интеллектуальной деятельности, у 5 человек (33%) – 5 уровень – низкий, у 4 детей – 3 уровень (средний).Рис.4. Уровни саморегуляции в интеллектуальной деятельности в группе детей с ЗПРВ таблице 10 представлены расчёты критерия Стьюдента для выявления сходства/различия саморегуляции в интеллектуальной деятельности детей нормы развития и с ЗПР.Таблица 10.Расчёт критерия Стьюдента по саморегуляции в интеллектуальной деятельности детей нормы и с ЗПР№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклоненийВ.1В.2В.1В.2В.1В.215 2 1.2 0.07 1.44 0.0049 23 1 -0.8 -0.93 0.64 0.8649 33 3 -0.8 1.07 0.64 1.1449 43 2 -0.8 0.07 0.64 0.0049 53 2 -0.8 0.07 0.64 0.0049 62 1 -1.8 -0.93 3.24 0.8649 75 1 1.2 -0.93 1.44 0.8649 85 3 1.2 1.07 1.44 1.1449 94 2 0.2 0.07 0.04 0.0049 105 2 1.2 0.07 1.44 0.0049 112 3 -1.8 1.07 3.24 1.1449 123 2 -0.8 0.07 0.64 0.0049 134 1 0.2 -0.93 0.04 0.8649 145 3 1.2 1.07 1.44 1.1449 155 1 1.2 -0.93 1.44 0.8649 Суммы:572900.0518.48.9335Среднее:3.81.93 Результат: tЭмп = 5.2, tКр при p≤0.05 равно 2,05, следовательно, полученное эмпирическое значение t (5.2) находится в зоне значимости, статистические различия саморегуляции в интеллектуальной деятельности детей с нормой развития и детей с ЗПР достоверны.Методика «Графический диктант» Д.Б. ЭльконинаРассмотрим результаты методики в группе детей с нормой развития.Таблица 11.Результаты изучения ориентации в пространстве№ испытуемогоБаллОриентация в пространстве114высокая29средняя310средняя48средняя56ниже среднего63низкая714высокая815высокая911выше среднего1015высокая114ниже среднего129средняя1311выше среднего1414высокая1515высокаяS10,533выше среднегоОриентация в пространстве детей с нормой развития в среднем по группе соответствует уровню выше среднего (10,5) балла. Таблица 12.Уровни саморегуляции в интеллектуальной деятельностиУровеньКол-во человек% от группыВысокий640%Выше среднего213%Средний427%Ниже среднего213%Низкий17%У большинства детей нормы (6 человек – 40%) выявлен высокий уровень ориентации в пространстве, у 4 человек (27%) – средний, у 2 детей –выше среднего и ещё у 2 детей –ниже среднего.Рис.5. Уровни ориентации в пространстве в группе детей нормыРассмотрим результаты методики в группе детей с ЗПР.Таблица 13.Результаты изучения ориентации в пространстве№ испытуемогоБаллОриентация в пространстве15ниже среднего23низкая38средняя42низкая56ниже среднего62низкая73низкая88средняя94ниже среднего105ниже среднего113низкая122низкая137средняя148средняя153низкаяS4,6ниже среднегоОриентация в пространстве детей с ЗПР в среднем по группе соответствует уровню развития ниже среднего (4,6 балла). Таблица 14.Уровни ориентации в пространстве детей с ЗПРУровеньКол-во человек% от группыВысокий00%Выше среднего00%Средний427%Ниже среднего427%Низкий746%У детей с ЗПР (7 человека – 46%) выявлен низкий уровень ориентации в пространстве, у 4 человек (27%) – уровень ниже среднего, у 4 детей средний уровень.Рис.6. Уровни ориентации в пространстве в группе детей с ЗПРВ таблице 15 представлены расчёты критерия Стьюдента для выявления сходства/различия ориентации в пространстве детей нормы развития и с ЗПР.Таблица 15.Расчёт критерия Стьюдента по ориентации в пространстве детей нормы и с ЗПР№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклоненийВ.1В.2В.1В.2В.1В.2114 5 3.47 0.4 12.0409 0.16 29 3 -1.53 -1.6 2.3409 2.56 310 8 -0.53 3.4 0.2809 11.56 48 2 -2.53 -2.6 6.4009 6.76 56 6 -4.53 1.4 20.5209 1.96 63 2 -7.53 -2.6 56.7009 6.76 714 3 3.47 -1.6 12.0409 2.56 815 8 4.47 3.4 19.9809 11.56 911 4 0.47 -0.6 0.2209 0.36 1015 5 4.47 0.4 19.9809 0.16 114 3 -6.53 -1.6 42.6409 2.56 129 2 -1.53 -2.6 2.3409 6.76 1311 7 0.47 2.4 0.2209 5.76 1414 8 3.47 3.4 12.0409 11.56 1515 3 4.47 -1.6 19.9809 2.56 Суммы:158690.050227.733573.6Среднее:10.534.6 Результат: tЭмп = 5, tКр при p≤0.05 равно 2,05, следовательно, полученное эмпирическое значение t (5.2) находится в зоне значимости, статистические различия ориентации в пространстве детей с нормой развития и детей с ЗПР достоверны.Вывод по главе 2:В результате проведённого эмпирического исследования были выявлены статистически значимые различия между школьной зрелостью, интеллектуальной саморегуляцией, ориентацией в пространстве.ЗаключениеВ эмпирическом исследовании была проведена диагностика детей с нормой развития и с ЗПР. В результате было выявлено, что у детей с ЗПР наблюдаются низкие показатели школьной зрелости, саморегуляции в интеллектуальной деятельности и ориентации в пространстве.Статистический анализ показал статистически значимые различия в школьной зрелости, саморегуляции в интеллектуальной деятельности и ориентации в пространстве у детей с нормой и детей с ЗПР. Таким образом, гипотеза подтвердилась.Таким образом, сложная сфера эмоций развивается в прямой связи с общением и усвоением тех ценностей, которые транслируют ребенку взрослые, а также зависит от нозологии. В противном случае эмоциональная сфера младших школьников с ЗПР отличается ситуативностью, влиянием конкретной наглядной ситуации, предметной ориентацией и отсутствием личностных контактов.Незрелость эмоциональной сферы детей с ЗПР является причиной конфликтов с окружающими, с взрослыми и детьми, затрудняет эффективность общения, делает его малопродуктивным и бессодержательным. Но причина отмеченных трудностей кроется, прежде всего, в смысловой организации сознания личности, в ее культурном развитии, в присвоении нравственных представлений.Все эти процессы взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга, но социальное развитие и общение, система отношений с людьми является центральным и главным условием формирования эмоций, как в норме, так и при задержанном развитии. Для оказания психолого-педагогической помощи в развитии эмоций детей с ЗПР следует организовать специально направленную коррекцию и развитие высших форм общения и социально значимых эмоций. Список литературыАлябьева, Г. Л. Психогимнастика в начальной школе / Г. Л. Алябьева. -М., 2005. 88 с. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. М. 2001.-277 с. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество : учеб. / В. П. Аникин. М. : Высшая школа, 2001. - 726 с. Анохин, П. К. Эмоции / П. К. Анохин // Психология эмоций. М., 1993. -С. 181-187. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения / А. Г. Арушанова. М., 2004. - 128 с. Анохин П. К.Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, −1980. - 197 с.Амбрамова А.Г., Тихоненко В.А., Берильсон Л.Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида// Вопросы психологии. - 1982, № 3Аболин Л.М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань, 1987. – С.28-140.Аргайл М. Радость // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002, с. 416-427Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.,1984.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,2000.Вертонян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989. – с.7-19.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976. – с. 41-46.Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. – 1989. - С. 14. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: типичность // Психологический журнал. 1998. Т.19. № 6. С. 103 – 111Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987. – с. 257-263.Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст]/ Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2007. - с. 104.Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988.Додонов В.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.- с. 41-60. Дети с девинантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., - 1992 .Диагностика школьной дезадаптации. М.: Социальное здоровье России. 1993.Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: просвещение, 1988.Зырянова Н.А. Эмоции как объект лингвопсихологического исследования// Официальный сайт Самарской государственной академии культуры и искусств - http://www.acis.vis.ru/Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия / А. И. Захаров. — СПб., 2000.-323 с. Захаров, А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И. Захаров. Л. : Медицина, Ленингр. отд., 1982. — 214 с. бО.Зейгарник, Б. В. Психология личности: норма и патология / Б. В. Зейгарник. - М., 1998. -347 с. Ибрагимов, Г. Г. Развитие чувства музыкального ритма школьников на фольклорной основе / Г. Г. Ибрагимов. — Астрахань, 2007. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. М., 1980.-439 с. Изотова, В. Н. Эмоциональная сфера ребенка / В. Н. Изотова, Е. В. Никифорова. М., 2004. -288 с. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова.- М. : Издательский центр «Академия», 2004. 288 с. - 1В81Ч 5-76951540-6. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения / Р. Р. Калинина. — СПб., 2001. 160 с. Капица, О. И. Детский фольклор / О. И. Капица. Л., 1928. Карпова, Г. А. Диагностика особенностей поведения учащихся / Г. А. Карпова, Т. П. Артемьева // Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2004. - С. 210-216. Кемпбелл Д. Эффект Моцарта / Д. Кемпбелл. Минск, 1999. Кемпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. М. : Прогресс, 1980. Котохова Н.Н., Справочник-словарь по психологии. - М.,1985.Крылов Д.Н. Критические периоды в психофизическом развитии детей и подростков – М., 1985.Ковалев В.В. Семиотека и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.,1985. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка [Текст]/ А.Д.Кошелева //Психолог в детском саду, 2000. -№ 2-3. - С. 45.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характер у подростков. - Л.,1983. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 2003 г, с 57-65Лучшие психологические тесты. - Петразоводск.1992 г.Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство общения. - М., 1998.С,22.Локалова Н.П. Уроки психологического развития. - М., 2001.С,59.Матвеева И.С. Психология эмоций. Теории эмоций/Практическая психология – М - 2006 г. Морозова, Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста/Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 1984.- 120 с.Павлий, Т. Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с ЗПР / Т. Н. Павлий. — Комсомольск-на-Амуре, 1997. 99 с. Павлий, Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Т. Н. Павлий // Психология детей с задержкой психического развития. -СПб., 2004. С. 245-255. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М., 1988. – 56с.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возростная динамика. – М., 2000.Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. – СПб.: Питер, 2003Психология. Словарь [Текст]/под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1998. - С. 191.Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних (Г.М. Иващенко, Н.С. Контонистова, М.М. Пхоткин и др.) - М., 1996.Сиротюк, A. JI. Обучение детей с учетом психофизиологии / A. JI. Сиротюк. М., 2000. - 122 с. Слободяник, Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении /Н. П. Слободяник. — М., 2004. — 256 с. Слободяник, Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы : 60 конспектов занятий / Н. П. Слободяник. М., 2004. - 176 с.
1. Алябьева, Г. Л. Психогимнастика в начальной школе / Г. Л. Алябьева. -М., 2005. 88 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев. М. 2001.-277 с.
3. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество : учеб. / В. П. Аникин. М. : Высшая школа, 2001. - 726 с.
4. Анохин, П. К. Эмоции / П. К. Анохин // Психология эмоций. М., 1993. -С. 181-187.
5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения / А. Г. Арушанова. М., 2004. - 128 с.
6. Анохин П. К.Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, −1980. - 197 с.
7. Амбрамова А.Г., Тихоненко В.А., Берильсон Л.Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида// Вопросы психологии. - 1982, № 3
8. Аболин Л.М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань, 1987. – С.28-140.
9. Аргайл М. Радость // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002, с. 416-427
10. Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.,1984.
11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,2000.
12. Вертонян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989. – с.7-19.
13. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976. – с. 41-46.
14. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. – 1989. - С. 14.
15. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.
16. Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: типичность // Психологический журнал. 1998. Т.19. № 6. С. 103 – 111
17. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987. – с. 257-263.
18. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст]/ Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2007. - с. 104.
19. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988.
20. Додонов В.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.- с. 41-60.
21. Дети с девинантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., - 1992 .
22. Диагностика школьной дезадаптации. М.: Социальное здоровье России. 1993.
23. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: просвещение, 1988.
24. Зырянова Н.А. Эмоции как объект лингвопсихологического исследования// Официальный сайт Самарской государственной академии культуры и искусств - http://www.acis.vis.ru/
25. Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия / А. И. Захаров. — СПб., 2000.-323 с.
26. Захаров, А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И.
27. Захаров. Л. : Медицина, Ленингр. отд., 1982. — 214 с. бО.Зейгарник, Б. В. Психология личности: норма и патология / Б. В. Зейгарник. - М., 1998. -347 с.
28. Ибрагимов, Г. Г. Развитие чувства музыкального ритма школьников на фольклорной основе / Г. Г. Ибрагимов. — Астрахань, 2007.
29. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. М., 1980.-439 с.
30. Изотова, В. Н. Эмоциональная сфера ребенка / В. Н. Изотова, Е. В. Никифорова. М., 2004. -288 с.
31. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова.- М. : Издательский центр «Академия», 2004. 288 с. - 1В81Ч 5-76951540-6.
32. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения / Р. Р. Калинина. — СПб., 2001. 160 с.
33. Капица, О. И. Детский фольклор / О. И. Капица. Л., 1928.
34. Карпова, Г. А. Диагностика особенностей поведения учащихся / Г. А. Карпова, Т. П. Артемьева // Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2004. - С. 210-216.
35. Кемпбелл Д. Эффект Моцарта / Д. Кемпбелл. Минск, 1999.
36. Кемпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. М. : Прогресс, 1980.
37. Котохова Н.Н., Справочник-словарь по психологии. - М.,1985.
38. Крылов Д.Н. Критические периоды в психофизическом развитии детей и подростков – М., 1985.
39. Ковалев В.В. Семиотека и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.,1985.
40. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка [Текст]/ А.Д.Кошелева //Психолог в детском саду, 2000. -№ 2-3. - С. 45.
41. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характер у подростков. - Л.,1983.
42. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 2003 г, с 57-65
43. Лучшие психологические тесты. - Петразоводск.1992 г.
44. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство общения. - М., 1998.С,22.
45. Локалова Н.П. Уроки психологического развития. - М., 2001.С,59.
46. Матвеева И.С. Психология эмоций. Теории эмоций/Практическая психология – М - 2006 г.
47. Морозова, Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста/Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 1984.- 120 с.
48. Павлий, Т. Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с ЗПР / Т. Н. Павлий. — Комсомольск-на-Амуре, 1997. 99 с.
49. Павлий, Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Т. Н. Павлий // Психология детей с задержкой психического развития. -СПб., 2004. С. 245-255.
50. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М., 1988. – 56с.
51. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возростная динамика. – М., 2000.
52. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. – СПб.: Питер, 2003
53. Психология. Словарь [Текст]/под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1998. - С. 191.
54. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних (Г.М. Иващенко, Н.С. Контонистова, М.М. Пхоткин и др.) - М., 1996.
55. Сиротюк, A. JI. Обучение детей с учетом психофизиологии / A. JI. Сиротюк. М., 2000. - 122 с.
56. Слободяник, Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении /Н. П. Слободяник. — М., 2004. — 256 с.
57. Слободяник, Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы : 60 конспектов занятий / Н. П. Слободяник. М., 2004. - 176 с.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы у детей
1.1 Развитие эмоционально-волевой сферы у нормально развивающихся дошкольников
1.1 Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития
1.2 Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития
1.4 Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития
1.5 Коррекция воздействия различных видов арт-терапии
Выводы по главе I
Глава II. Исследование уровня развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития
2.1 Организация и методология исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
Глава III. Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития
3.1 Использование арт-терапии в развитии эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития
3.2 экспериментальные Результаты обучения
Вывод
Список литературы
Введение
Как отмечается в научных исследованиях последних лет, количество детей, относящихся к категории инвалидов и, как следствие, нуждаются в специальном образовании, резко возросло. Особенно большую часть этой категории составляют группу детей с задержкой психического развития (ЗПР). Такие дети нуждаются в помощи, чтобы адаптироваться в социальной среде и развивать эмоционально-волевую и личной сферах, в том числе и в условиях инклюзивного образования.
Развитие эмоционально-волевой сферы (ЭВС) является главным приоритетом, и многие ученые отмечали ее особое значение для дошкольников. Так, Л. с. Выготский назвал его "центральным звеном", а А. В. Запорожец своей книге "эмоциональное развитие детей дошкольного возраста" -- "ядро личности". ЭМУ помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире; регламентирует порядок его поведения, так и любой деятельности. В научных работах многие учителя (изобразительного искусства Т. А., Кошелева А. Д., Анохин P. C. и др.) отмечается, что эмоции имеют большое влияние на все виды психической деятельности дошкольника.
Эмоциональное благополучие играет важную роль в социально - личного становления ребенка. Формирование ребенка как личности и гармоничное развитие происходит на основе множества факторов: семья должна быть благополучной; родители должны воспитывать в ребенке правильное отношение к окружающим и к самому себе, к работе и к жизни в целом; родители должны учитывать интересы ребенка и его потребности. В случае нарушения в развитии ЭВС, могут возникнуть отклонения в развитии ребенка: появление внутреннего дискомфорта, чувства неполноценности, изменение отношения к окружающему миру.