Становление фонетической и фонематической сторон речи в норме

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 15 15 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 27.04.2016
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 5
1.Тенденции в речевом развитии детей раннего возраста 5
2. Особенности развития фонетической стороны речи в онтогенезе 7
Заключение 14
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

На следующемэтапе фонематическоговосприятия ребенок усваиваетдифференциацию глухих и звонкихсогласных, сначала акустически ивозникает произносительная дифференциация, способствующая развитию акустической дифференциации. На этом этапе также большая рольотводится взаимодействию рече-слухового и рече-двигательного анализаторов[2,11].В.И. Бельтюков (1964) экспериментально доказал, что в норме к концу 2 года жизни фонематический слухсформирован.По завершении стадиилепета первыми в словах различаются сонорные и шумныесогласные (мама-папа, тетя-дядя). Р.Е. Левина (1968) выделиластадии развития фонематического восприятия:1 стадия - полное отсутствие дифференциации звуковокружающей речи характеризует дофонематическую стадию развития языковогосознания и сопровождается полным отсутствием понимания речи и активных речевыхвозможностей ребенка.2 стадия -начальные этапы переработки фонем, различение акустически болеедалеких фонем и недифференцированность близких.3 стадия -ребенок начинаетслышать звуки в соответствии с теми фонематическими признаками, какие есть вречи других людей.4 стадия -активная речь ребенкадостигает практически полной правильности, но она носит еще нестойкий характер.5 стадия -завершениепроцесса фонематического развития,ребенок слышит и говорит правильно.То есть, овладение звуковой речью происходит на основе акустического различения фонем иустановления тех фонематических отношений, которые формируются в процессеовладения речью.И развитие всех фонематических функций в онтогенезе проходитопределенные стадии своего развития. По данным Я.А. Коменского(1999), развитие речи у детей происходит в период с 6 мес. до 1 года. В этот периодпроисходит формирование отдельных звуков и слогов. Отмечено, что развитие речи происходитнеравномерно. И.Г. Песталоцци (1999)выявил закономерности овладения речью: первое проявление способности к речи - крик ребенка, затем звуки, не имеющие связи счленораздельной речью, позднее появляютсягласные и согласные, приближенные к звучанию некоторых слогов ислов, которые часто слышит ребенок. Это, по мнению И.Г. Песталоцци,подготовительная ступень для формирования способности к речи, и в этот период необходимо развивать у ребенка речевой слух. По данным К.Д. Ушинского(1974),работа по усвоению ребёнком родного языка должна проводиться как можно раньше ввиду первостепенной важности для развития человека[11]. По мнению некоторых исследователей, основнымипричинами нарушения звукопроизношения являются недостаточное упражнение и дурноевоспитание, и органические нарушения (А. Куссмауль(1997))[10]. В работах А.Н.Гвоздева (1961) отражена роль фонематического слуха в полноценном усвоении звуковой стороны речи. Должно быть совместное действиеслуховой и моторнойсфер. При этом слуховая сфера является ведущей: для произношения необходимо правильное различение фонематическихэлементов и их точное слуховое представление[2].Основные закономерности фонематического восприятия в онтогенезе определены Н.Х.Швачкиным(2004). Р.Е.Левина (1968) отмечает, что фонематическое восприятие играет большую роль в полноценном усвоении звуковой стороны речи. М.Е. Хватцевым (2010) были определены следующие этиологические факторы нарушений речи: 1)недостаточность фонематического анализа слова; 2)вторичные нарушенияслуха на фоне первичных моторных поражений; 3)плохое слуховое вниманиев отношении речи окружающих и своей собственной. Г.В. Чиркина (2003) в своих работах подчеркивает, что исправление дефекта произношения безцеленаправленной работы над слуховым восприятием недостаточно, так какэто невосполняет пробелы в фонематическом развитии детей[6,8,9].Вывод по 2 части: на основе анализа данных литературы, можно с уверенностью утверждать,что фонематический слух имеет большое значение для формирования всей речевой функции у детей в онтогенезе. ЗаключениеФормирование речи у ребенка происходит постепенно, новорожденные детииздаютзвуки – предшественники речи,одинаковые для детей всех народов. Звуки речи присущи только человеку, они формируются в течениепервых лет жизни. Этот процесс зависит от координированной деятельностицентрального отдела – корковый конец анализатора речи и речевого аппарата.В норме у ребенка не сразу формируется произношение, ребенок учится воспринимать и воспроизводить звуки с различными фонемами. При речевом развитии вырабатывается фонематический слух, осуществляющий различение и узнавание фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух контролирует и оценивает не только чужую, но и свою речь. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.Кпервому классу у ребенка должно быть сформировано звукопроизношение, развиты все стороны речи, что будет способствовать успешному овладениюшкольной программы.Список литературыБельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. – 91с.Гриншпун Б.М. Дислалия / Хрестоматия по логопедии – т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-С.108-120.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1963. - С.213-227.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). М.: Гном и Д.- 2011.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.Российская Е.Н. Произносительная сторона речи: практический курс / Российская Е.Н., Гаранина Л.А. - М.: АРКТИ, 2010. - 104 с. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011. - №2. - С.26-30.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Монография.– М., 2000. – 314 с.Хватцев М.Е. Логопедия. – М.:Мдицина. - 2010.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика/ Под ред. К.Ф. Седова. -М-.: Лабиринт, 2010. -330 с.

1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. – 91с.
2. Гриншпун Б.М. Дислалия / Хрестоматия по логопедии – т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-С.108-120.
3. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1963. - С.213-227.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). М.: Гном и Д.- 2011.
5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.
6. Российская Е.Н. Произносительная сторона речи: практический курс / Российская Е.Н., Гаранина Л.А. - М.: АРКТИ, 2010. - 104 с.
7. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011. - №2. - С.26-30.
8. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Монография.– М., 2000. – 314 с.
9. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.:Мдицина. - 2010.
10. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
11. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика/ Под ред. К.Ф. Седова. -М-.: Лабиринт, 2010. -330 с.

Опубликовано

72

Опубликовано

Содержание

дошкольник дизартрия фонематическая речь коррекция

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы фонетико-фонематической стороны речи в психолого-педагогической литературе

1.1. Проблемы изучения фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

1.2 Особенности фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

1.3 Возможности работы логопеда по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Вывод к главе 1

Глава 2. Особенности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

2.1 Характеристика объекта и методы исследования

2.2 Исследование фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

2.3 Комплекс игр, направленных на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Вывод к главе 2

Вывод

Литература

Введение

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: нарушения невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и, которая возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л. В. Лопатина).

Термин "стертая" дизартрия впервые был предложен О. А. Токаревой, которая характеризует проявления "стертой дизартрии" как легкие (стертые) проявления "псевдобульбарной дизартрии", которые отличаются особой трудностью преодоления.

Позднее М. П. Давыдовой было предложено несколько измененное определение стертой дизартрии: "нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии". Она отмечает, что на практике преобладает легкая, так называемая стертая дизартрия. Недостатки произношения являются наиболее другой характер, и, тем не менее, главной особенностью этого нарушения - смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.