Государственная инспекция труда-орган государственного надзора и контроля
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 29.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Федеральная инспекция труда как орган контроля и надзора в сфере труда 5
1.1 Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства: понятие и принципы 5
1.2 Правовой статус государственного инспектора труда 8
Глава 2. Процедура осуществления проверки государственной инспекцией труда 11
2.1 Порядок проведения и виды проверок государственной инспекцией труда 11
2.2 Акты органов федеральной инспекции труда 20
Заключение 27
Список литературы 29
С момента составления протокола об административном правонарушении дело об административном правонарушении считается возбужденным (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ) о назначении административного наказания (чаще всего по ст. 5.27 или ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Пример из практики.
В организации задержали выдачу заработной платы работникам, один из работников написал жалобу в трудовую инспекцию. Трудовая инспекция провела выездную проверку и привлекла организацию к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в связи с несвоевременной выплатой заработной платы и неправильным ведением кадровой документации отдельно. Правомерно ли была оштрафована организация?
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 2 и 3 указанной статьи и ст. 5.27.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 руб.; на юридические лица - от 30 000 до 50 000 руб.
Судебная практика показывает, что каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. И, следовательно, в рамках одной проверки может быть вынесено несколько административных наказаний за разные правонарушения трудового законодательства (Постановление Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N 60-АД14-11).
Таким образом, неблагоприятных последствий для работодателя, связанных с привлечением к ответственности виновных лиц, является как игнорирование работодателями норм трудового законодательства в части трудовых прав работников, так и попустительство в отношении неправильного ведения кадрового делопроизводства. Поэтому работодателю следует понять важность вопроса и внимательней относиться к своим работникам, не нарушая их трудовых прав, отладить кадровое делопроизводство и документооборот с тем, чтобы возможная проверка инспекцией по труду оказалась лишь формальностью.
Для того чтобы обойтись без предписаний и штрафов инспекции труда, работодателю требуется подготовить большое количество документации. Поэтому компаниям часто хочется оформить не все документы, а лишь те, за отсутствие которых инспекция труда наказывает чаще всего. Конечно, знание статистики привлечения к ответственности никак не защитит определенную компанию при конкретной проверке. Но все же изучение статистики проверок за 2014 г., размещенной на сайте Роструда, поможет подготовиться. Только 21% проверок были в 2014 г. плановыми, а 67% были проведены по жалобам работников, оставшиеся 12% - по иным основаниям (контроль за предписаниями, требование прокуратуры, поручения Правительства РФ и Президента РФ).
Как видим, профилактическая работа с работниками остается важным фактором для снижения риска проверки. Обратим внимание на следующую деталь при проведении проверок по жалобам работников, которая может помочь компаниям оспорить постановление или предписание инспекции.
Срок обращения работников в инспекцию труда трудовым законодательством не установлен, срок давности для привлечения работодателя к ответственности составляет один год (ст. 4.5 КоАП РФ). Тем не менее Верховный Суд РФ в Определении от 28.06.2006 N 11-В06-8 подчеркнул, что инспектор труда выдает предписания с целью защиты нарушенного права работника, а для защиты этого права самим работником в ТК РФ установлен трехмесячный срок (ст. 392 ТК РФ). Данный подход подтверждается и текущей судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.09.2013 N 33-14146/13).
Поэтому при обжаловании действий инспекции рекомендуем компании указать, что срок давности для возможного привлечения компании к ответственности в случае жалобы работника составляет три месяца (а не один год, как в случае иных оснований для проверки).
Еще одну особенность компаниям следует учитывать, когда проверка инспекции проводилась по жалобе работника. Нередко работники жалуются на неправильный расчет заработной платы, невыплату премии, неоплату сверхурочной работы и по иным вопросам оплаты труда. При оспаривании постановлений и предписаний инспекции компаниям следует иметь в виду, что подобные споры могут быть признаны судом индивидуальными трудовыми спорами и на этом основании предписания и постановления инспекции могут быть отменены. Ведь в соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам. Такую позицию подтверждает судебная практика (см., например, Апелляционные определения Саратовского областного суда от 11.09.2014 N 33-5170, Верховного суда Республики Коми от 12.12.2013 по делу N 33-6287/2013). Полагаем, что компании стоит привести указанный выше довод при обжаловании решения инспекции труда.
Продолжим изучение статистики проверок инспекцией труда. Теперь скажем о том, какие нарушения чаще всего выявлялись инспекторами. Это нарушения по охране труда (46%), из которых больше всего нарушений в области обучения и инструктирования работников (16%), далее примерно на одном уровне (3 - 6%) следуют обеспечение работников СИЗ, проведение спецоценки, проведение медосмотров, оформление несчастных случаев. Следующие по частоте обнаружения группы нарушений - нарушения в области оплаты и нормирования труда (около 20%), оформления трудовых договоров (14%). Намного реже (2 - 3% от общего количества) выявляются нарушения в сфере рабочего времени и времени отдыха, материальной ответственности, привлечения к дисциплинарной ответственности, предоставления гарантий и компенсаций. Иные нарушения трудового законодательства выявляются еще реже. Таким образом, если компания решает, какие сферы деятельности прежде всего привести в порядок, то полагаем, что начать стоит именно с перечисленных областей.
Согласно статистике основным наказанием по-прежнему остаются штрафы (99%), дисквалификация и приостановка деятельности незначительны (0,3 - 0,7% соответственно).
В отношении штрафов работодателям следует обратить внимание на Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N 60-АД14-16, в котором указано, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений. Это означает, что при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.
Например, если инспекция выявила невыдачу расчетных листков, несвоевременную выплату отпускных и несоответствие правил внутреннего трудового распорядка законодательству, то, оформив три отдельных протокола, может наложить на компанию три отдельных штрафа по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (по 30 000 - 50 000 руб. каждый).
На наш взгляд, приведенная статистика показывает, что тщательное оформление кадровых документов и документов по охране труда становится все более актуальным вопросом для каждой компании.
Заключение
Порядок проведения инспекционных проверок, их вид, особенности оформления документов по проверке, нрава и обязанности проверяемой организации, а также органа, проводящего проверку, установлены федеральным законом от 26.12.2008 № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателем при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:
С этим законом настоятельно рекомендую ознакомиться, для того чтобы, когда придет инспектор, знать все свои права и обязанности и права и обязанности инспекционного органа, который осуществляет проверку.
Подводя итог, нельзя не отметить, что причиной неблагоприятных последствий для работодателя, связанных с привлечением к ответственности виновных лиц, является как игнорирование работодателями норм трудового законодательства в части трудовых прав работников, так и попустительство в отношении неправильного ведения кадрового делопроизводства. Поэтому работодателю следует понять важность вопроса и внимательней относиться к своим работникам, не нарушая их трудовых прав, отладить кадровое делопроизводство и документооборот с тем, чтобы возможная проверка инспекцией по труду оказалась лишь формальностью.
Для того чтобы обойтись без предписаний и штрафов инспекции труда, работодателю требуется подготовить большое количество документации. Поэтому компаниям часто хочется оформить не все документы, а лишь те, за отсутствие которых инспекция труда наказывает чаще всего. К
Подводя итог, нельзя не отметить, что причиной неблагоприятных последствий для работодателя, связанных с привлечением к ответственности виновных лиц, является как игнорирование работодателями норм трудового законодательства в части трудовых прав работников, так и попустительство в отношении неправильного ведения кадрового делопроизводства. Поэтому работодателю следует понять важность вопроса и внимательней относиться к своим работникам, не нарушая их трудовых прав, отладить кадровое делопроизводство и документооборот с тем, чтобы возможная проверка инспекцией по труду оказалась лишь формальностью.
Для того чтобы обойтись без предписаний и штрафов инспекции труда, работодателю требуется подготовить большое количество документации. Поэтому компаниям часто хочется оформить не все документы, а лишь те, за отсутствие которых инспекция труда наказывает чаще всего.
Список литературы
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001), // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (принят ГД ФС РФ 11.10.2002) // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 02.12.2002, № 48, ст. 4746.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Трудовое право: Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ, 2013. – 490 с.
Аргументы в вашу пользу. Увольнение за прогул [Электронный ресурс]. http://e.tspor.ru/
Баринов В.А., Баринов Н.В. Оформляем кадровые документы. // Менеджмент в России, управление персоналом. – 2011. – № 5. – С. 36-39
Блинов А.О., Василевская О.В. Трудовое право: учебное пособие. – М.: ГЕЛАН, 2012. – 332 с.
Вергилес Э.В. Настольная книга кадровика – М.: АСТ, 2013 – 28 с.
Карташова Л.В. Трудовое право. – М.: Норма, 2011. – 242 с.
Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г.. трудовое право. Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М – 2015.– 301 стр.
Кудрявцев В.Н. Кадровая документация / В.Н. Кудрявцев. – М., 2014. – 262 с.
Отчет о работе Государственной инспекции труда за 1 пол. 2016 г. (пояснительная записка). [Электронный ресурс]. http://git77.rostrud.ru/results/
Поляк М. Работник подал на компанию в суд. Пять уловок, которые позволят выиграть процесс. [Электронный ресурс]. http://e.tspor.ru/
Работник не соответствует должности. Как доказать объективность увольнения. [Электронный ресурс]. http://www.tspor.ru/
Серова Н., Шмагина Ю. Изменения в трудовом праве в 2016 г. Какие из новшеств на руку работодателю. [Электронный ресурс]. http://e.tspor.ru/
Статистика. Когда работники чаще всего обращаются в суд? [Электронный ресурс]. http://e.tspor.ru/
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Трудовое право: Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ, 2013. – 234 с.
Серова Н., Шмагина Ю. Изменения в трудовом праве в 2016 г. Какие из новшеств на руку работодателю. [Электронный ресурс]. http://e.tspor.ru
Кудрявцев В.Н. Кадровая документация / В.Н. Кудрявцев. – М., 2014. – 262 с.
Карташова Л.В. Трудовое право. – М.: Норма, 2011. – 242 с.
Вергилес Э.В. Настольная книга кадровика – М.: АСТ, 2013 – 28 с
Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г.. трудовое право. Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М – 2015.– 301 стр.
Аргументы в вашу пользу. Увольнение за прогул [Электронный ресурс]. http://e.tspor.ru/
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001), // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
Кудрявцев В.Н. Кадровая документация / В.Н. Кудрявцев. – М., 2014. – 262 с.
Отчет о работе Государственной инспекции труда за 1 пол. 2016 г. (пояснительная записка). [Электронный ресурс]. http://git77.rostrud.ru/result
Блинов А.О., Василевская О.В. Трудовое право: учебное пособие. – М.: ГЕЛАН, 2012. – 332 с.
Баринов В.А., Баринов Н.В. Оформляем кадровые документы. // Менеджмент в России и за рубежом, управление персоналом. – 2011. – № 5. – С. 36-39
23
2. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (принят ГД ФС РФ 11.10.2002) // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 02.12.2002, № 48, ст. 4746.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Трудовое право: Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ, 2013. – 490 с.
4. Аргументы в вашу пользу. Увольнение за прогул [Электронный ресурс]. http://e.tspor.ru/
5. Баринов В.А., Баринов Н.В. Оформляем кадровые документы. // Менеджмент в России, управление персоналом. – 2011. – № 5. – С. 36-39
6. Блинов А.О., Василевская О.В. Трудовое право: учебное пособие. – М.: ГЕЛАН, 2012. – 332 с.
7. Вергилес Э.В. Настольная книга кадровика – М.: АСТ, 2013 – 28 с.
8. Карташова Л.В. Трудовое право. – М.: Норма, 2011. – 242 с.
9. Кибанов А. Я., Ворожейкин И. Е., Захаров Д. К., Коновалова В. Г.. трудовое право. Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М – 2015.– 301 стр.
10. Кудрявцев В.Н. Кадровая документация / В.Н. Кудрявцев. – М., 2014. – 262 с.
11. Отчет о работе Государственной инспекции труда за 1 пол. 2016 г. (пояснительная записка). [Электронный ресурс]. http://git77.rostrud.ru/results/
12. Поляк М. Работник подал на компанию в суд. Пять уловок, которые позволят выиграть процесс. [Электронный ресурс]. http://e.tspor.ru/
13. Работник не соответствует должности. Как доказать объективность увольнения. [Электронный ресурс]. http://www.tspor.ru/
14. Серова Н., Шмагина Ю. Изменения в трудовом праве в 2016 г. Какие из новшеств на руку работодателю. [Электронный ресурс]. http://e.tspor.ru/
15. Статистика. Когда работники чаще всего обращаются в суд? [Электронный ресурс]. http://e.tspor.ru/
Вопрос-ответ:
Какие функции выполняет Государственная инспекция труда?
Государственная инспекция труда выполняет функции государственного надзора и контроля в сфере труда. Это включает надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, рассмотрение жалоб и заявлений работников, проведение проверок организаций и составление актов проверки.
Какие принципы лежат в основе надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства?
Принципы надзора и контроля включают законность, равенство перед законом, справедливость, гласность и открытость процесса проверки, профессионализм инспекторов, эффективность и недопустимость коррупции.
Какой правовой статус имеет государственный инспектор труда?
Государственный инспектор труда имеет полномочия государственного надзора и контроля в сфере труда. Он обладает правом проводить проверки организаций, составлять акты проверки, выдавать предписания и требования, рассматривать жалобы и заявления работников, а также применять меры ответственности в случае нарушений трудового законодательства.
Как осуществляется процедура проверки государственной инспекцией труда?
Процедура проверки государственной инспекцией труда включает проведение плановых и внеплановых проверок организаций с целью выявления нарушений трудового законодательства. Инспекторы проводят осмотр рабочих мест, проверяют соблюдение норм охраны труда, составляют акты проверки, выдают предписания и требования по устранению выявленных нарушений.
Какие виды проверок проводит государственная инспекция труда?
Государственная инспекция труда проводит плановые и внеплановые проверки организаций. Плановые проверки проводятся согласно установленному графику и охватывают различные отрасли и предприятия. Внеплановые проверки проводятся по особым обстоятельствам, например, в случае получения жалобы от работника или при наличии информации о нарушениях законодательства.
Что такое Государственная инспекция труда?
Государственная инспекция труда - это орган государственного надзора и контроля в сфере труда. Она занимается надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства.
Какие принципы лежат в основе надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства?
Принципы надзора и контроля в сфере труда включают принцип законности, принцип приоритета правил, принцип проводимости, принцип объективности, принцип независимости и принцип справедливости.
Каков правовой статус государственного инспектора труда?
Государственный инспектор труда имеет право осуществлять проверки в сфере труда, выносить постановления, проводить проверочные мероприятия, запросы и получать информацию от работодателей и работников.
Какой порядок проведения и какие виды проверок осуществляет государственная инспекция труда?
Государственная инспекция труда проводит плановые и внеплановые проверки, а также специальные проверки. Порядок проведения проверок определен действующим законодательством.
Что такое акты органов федеральной инспекции труда?
Акты органов федеральной инспекции труда - это документы, в которых закрепляются результаты проверки работодателя на соблюдение трудового законодательства, а также меры ответственности, применяемые к нарушителям.