Герберт Маркузе
Заказать уникальное эссе- 13 13 страниц
- 1 + 1 источник
- Добавлена 30.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Эрос и цивилизация. Феномен одномерного человека в идеологии развитого индустриального общества 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
ЛИТЕРАТУРА 13
Операциональная точка зрения (как мыслительная привычка) представляет весь универсум рассуждения и поступка, потребностей и побуждений. Операциональные и бихевиористические понятие направленны против свободной мысли и образа действий. Как следствие, теоретический и практический разум, академический и социальный бихевиоризм встречаются на общей ниве развитого общества, превращает научный и технический прогресс в инструмент господства. Возникают два измерения жизни: как цель и как средство - непримиримые между собой измерения.ЗАКЛЮЧЕНИЕГ. Маркузе в своей книге дает понять, что становится все более очевидным политический характер технологической рациональности как основного средства усовершенствования господства, в результате чего создается тоталитарный универсум, в котором общество и природа, тело и душа содержатся в состоянии постоянной мобилизации для защиты этого универсума.Эта своеобразная социальная и историческая психология Г. Маркузе имеет публицистический характер. И считаем необходимым сказать, что не надо слишком острого ума, чтобы указать на недостатки человеческой жизни даже в процветающих обществах, а потом и сделать вывод о существовании одномерного индивида.В разделе "Победа над несчастным сознанием" (гегелевский термин) прямо отмечается, что художественное отчуждения вместе с другими формами отрицания становятся жертвой наступления технологической рациональности. Люди не сопротивляются рациональному объяснению и завоеванию, узким рамкам организации, манипулированию и интегрированию. Поэтому, по мнению Г. Маркузе, которое мы поддерживаем, возрастает способность управлять нерешенными конфликтами. Трагедия и романтическая ностальгия, архетипические мечты и тревоги подвергаются техническому решению и разрушению. Дон Жуан, Ромео, Гамлет, Фауст, Эдип стали пациентами психиатра. Современные политические деятели еще не приближаются к настоящей драмы, но последствия их действий серьезно преобладают ее масштабы.Установки бесчеловечности и несправедливости порождаются рационально организованной непосредственностью. В душе осталось немного тайн, которые нельзя было бы хладнокровно обдумать и вынести на голосование. Одиночество - важнейшее условие способности индивида противостоять обществу - становится технически невозможным. Смысл вещей уже не интересует, говорится о поиске смысла слов.Маркузе «в себе» рассуждает о том, как анализировать современную ему действительность. Дело не в том, чтобы указать читателю на некое идеальное общество или продемонстрировать свое превосходство над человеческой историей. Философ, психолог, историк не может просто находиться в скорби по поводу неизлечимого мирового зла, не может он и предлагать рецепты против болезни, ведь не знает, что такое здоровье. Тем более не следует убирать позу превосходства над мировым злом. Но и позу скорби нецелесообразно выдавать за лучшую. Сверхсветовой позиция некой абсолютной существа, абсолютного духа будет объективистской. С другой стороны, снисходительность к общественным порокам, идея всепрощения будут казаться насмешкой.Во всех теориях, продолжает свои размышления Г. Маркузе, есть идеологический подтекст. Каким он должен быть в истории психологии или его вообще не следует к ней включать? Сочувствие к человеку, как у А.Швейцера, сочувствие ко всему живому - даже до болезнетворной бактерии? Высокомерие, как у Ф.Нищие, когда он создает в своем воображении идеал сверхчеловека? Пессимизм Шопенгауэра! А может, все эти позиции приводят к определенным ограничениям в толковании историко-психологических явлений?! Г. Маркузе оставляет последний вопрос без ответа. Единственное, что его захватывает, - это глубина мысли, проникновение в природу человека - без всякого намека на назидательность.В конце концов, в своих выводах Г. Маркузе обращается к воображению, которое могло бы помочь человеку самоутвердиться в противоречивой жизни.Воображение отделено от материального производства и материальных потребностей, было просто игрой, которая связана только с фантастической логикой и фантастической истиной. Но технический прогресс наделяет ее образы своей собственной логикой и своей собственной истиной, сокращая свободные способности сознания. Тем самым он сокращает разрыв между воображением и умом. Имея общую почву, эти две антагонистические способности становятся взаимозависимыми..Маркузе подчеркивает, что научный, рациональный характер воображения давно признан в математике, в гипотезах и экспериментах естественных наук. Так же он признан в психоанализе, основанный на предположении специфической рациональности иррационального; познание превращает воображение, меняя его направление, в терапевтическую силу. Г. Маркузе считает, что эта сила способна к значительно большему, чем лечение неврозов.По мнению Г. Маркузе, только технологическая рациональность, лишенная своих эксплуататорских свойств, остается единственным стандартом и ориентиром планирования и развития имеющихся ресурсов в интересах всех людей. То, что было подвергнуто критике, стало дляГ. Маркузе единственной основой освобождения общества от эксплуатации, создания предпосылок для осмысления самоопределения человека. Это самоопределение должно стать фактическим в принятии решений, затрагивающих производство и распределение, а также в личной жизни.ЛИТЕРАТУРАМаркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек / Г. Маркузе / Перевод: А.А. Юдин. М.: «АСТ», 2003. - 528 с.
Вопрос-ответ:
Какую роль играют операциональные и бихевиористические понятия в идеологии развитого индустриального общества?
Операциональные и бихевиористические понятия направлены против свободной мысли и образа действий. Они являются инструментами контроля и манипуляции человеком, ограничивая его свободный выбор и самовыражение. В идеологии развитого индустриального общества эти понятия используются для поддержания статус-кво и подавления возможности критического мышления.
Каким образом теоретический и практический разум, а также академический и социальный бихевиоризм влияют на развитие общества?
Теоретический и практический разум, а также академический и социальный бихевиоризм влияют на развитие общества, исключая возможность свободного мышления и действий. Они формируют сознание людей в соответствии с установленными нормами и ценностями, создавая общество одномерных людей, лишенных индивидуальности и креативности.
В чем состоит феномен одномерного человека в идеологии развитого индустриального общества?
Феномен одномерного человека в идеологии развитого индустриального общества заключается в том, что людей приводят к конформности и потере своей индивидуальности. В таком обществе реальная свобода мысли и действий заменяется стандартизацией и массовостью. Люди становятся пассивными потребителями стандартных идеалов и ценностей, лишаясь возможности критического мышления и самовыражения.
Какие основные понятия в идеологии развитого индустриального общества направлены против свободной мысли и действий?
В идеологии развитого индустриального общества основными понятиями, направленными против свободной мысли и действий, являются операциональные и бихевиористические понятия. Они создают рамки и ограничения, определяют "правильное" мышление и поведение, подавляя возможность разнообразия и креативности.
Какие идеи представляет Герберт Маркузе в статье?
В статье Маркузе представляет идею о феномене одномерного человека в развитом индустриальном обществе. Он говорит о том, что цивилизация Феномен одномерного человека ограничивает свободу мысли и действий и направляет их в определенные руслы, описывая это явление через операциональную точку зрения и бихевиористические понятия.
Что такое операциональная точка зрения?
Операциональная точка зрения - это мыслительная привычка, которая представляет весь универсум рассуждения и поступка через потребности и побуждения. Она направлена на привязку мысли и действий к конкретным операциям и измеримым результатам. Операциональная точка зрения ограничивает свободу мысли и свободу действий, устанавливая жесткие рамки и шаблоны для принятия решений и проведения действий.
Какие идеи противопоставляет Маркузе операциональной точке зрения?
Маркузе противопоставляет операциональной точке зрения свободную мысль и образ действий. Он отмечает, что операциональная точка зрения ограничивает свободу мысли и действий, устанавливая жесткие рамки и шаблоны для принятия решений и проведения действий. Он призывает к развитию свободной мысли и свободы действий.
Что представляет собой феномен одномерного человека?
Феномен одномерного человека - это явление, которое описывает ограниченность свободы мысли и действий в развитом индустриальном обществе. Одномерный человек ограничен операциональной точкой зрения и бихевиористическими понятиями, которые направляют его мысли и действия в определенные руслы. Он лишен возможности критического мышления и индивидуального выбора, подчиняясь определенным стандартам и шаблонам, установленным обществом.
Чем отличается одномерный человек от многообразного?
Одномерный человек - это концепция, введенная Гербертом Маркузе, которая описывает человека, погруженного в общество потребления и идеологию развитого индустриального общества. Он ограничен в своих интересах и стремлениях только потреблением, не имеет свободы мысли и действий. Многообразный человек, напротив, расширяет свои интересы и стремления за пределы материальных благ, развивая свой интеллект, эмоции, культурные и духовные аспекты.
Как операциональная точка зрения влияет на мыслительную привычку и поступки человека?
Операциональная точка зрения, основанная на бихевиоризме, призывает к установлению ясных и конкретных целей, определению четких шагов действий и измерению результатов. Это может ограничить свободу мысли и образов действий, поскольку все ставится в рамки операций и их позитивных результатов. Человек становится ориентированным на конкретные достижения и потребности, упуская возможность свободной и творческой мысли.
Как встречаются на общей ниве бихевиоризм и академический разум?
Бихевиоризм и академический разум встречаются на общей ниве развитого общества, где происходит укрепление и распространение идеологии потребления. Академический разум, который основан на логическом мышлении и науке, может столкнуться с бихевиоризмом в области установления конкретных целей и контроля над результатами, подавляя свободное и критическое мышление.