Патриарх Авраам в православной молитве и гимнографии
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 03.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Образ патриарха Авраама в службах Минеи и Часослова. 7
1. Личность Авраама в последованиях Недели святых праотцев и Недели святых отцов. 7
2. Избранные места из служб Минеи и Часослова, связанные с патриархом Авраамом. 12
Глава II. Образ патриарха Авраама в службах Октоиха, Постной и Цветной Триоди и молитвословиях. 16
Заключение 22
Список источников и литературы. 24
Здесь вспоминается и жертвоприношение Авраама и дается его традиционная для гимнографии характеристика – «верный». Другой, также не менее традиционный эпитет – «Божественный». В Цветной Триоди его можно найти в третьей песне канона утрени седьмой Недели по Пасхе.В Троицкую субботу в стихирах на «Господи, воззвах…» обнарудживается очередное упоминание недр Авраама: «Из мертвых востанием Твоим, Христе, не к тому смерть обладает умершими благочестно. Темже молимся прилежно: рабы Твоя упокойво дворех Твоих, ив недрех Авраама, от Адама дажедоднесь, послужившия Тебе чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послуживша верно, ик Тебе преставльшася многовиднои многообразно, Боже, и сподоби я Небеснаго Царствия Твоего».Здесь предельно четко «недра Авраама» звучат как синоним Царствия Небесного. В каноне панихиды Троицкой субботы эта мысль повторяется: «Светлаго и Божественнаго получити сияния Твоего, Христе, верою преставльшимся благоволи в недрех Авраамовых упокоение, яко Един милостив, тем даруя, и вечнаго сподобляя блаженства».Наконец, в хвалитных стихирах утрени Троицкой субботы поется: «Вся отселе преложившияся в надежде жизни вечныя, и житие изменившия всяким, Спасе, образом, всякийчинирод, и всякий возраст, мужи вкупеи жены, и новорожденные младенцы, яко Человеколюбецв недрех учини Авраамлих, ив местех ослабы, за велию Твою милость».В Неделю вечера Святой Пятидесятницы на коленопреклоненной молитве также звучит мотив синонимичности Царствия Небесного и «недр Авраамовых».Специальных молитвословий святому праведному Аврааму нет. При этом можно обнаружить его имя в некоторых молитвословиях. Выше уже упоминалась молитва Манассии – Иудейского царя.Отдельного рассмотрения заслуживает и акафист Пресвятой Троицы, который, по вполне понятным причинам, обращается только к избранным моментам из жизни патриарха.В акафисте Пресвятой Троице Авраам вспоминается дважды. Прежде всего в контексте своей особой исторической миссии, предуготованной ему Богом: «Свят еси Господи Боже наш, отлучивый отца верующих Авраама от смешения язык и в потомстве его истинную Церковь основавый!».Здесь подчеркивается и Промысел Божий, который извел Авраама (тогда еще Аврама) из языческой среды Месопотамии и привел его в Землю Обетованную.Также гимнограф указывает и на духовное родство Аврааму будущих христиан. Второе раз имя Авраама встречается в контексте воспоминания о встрече у Мавмврийского дуба: «Странно и чудно у дуба Мамврийска узрев Тя Авраам во образе триех мужей, аки к единому беседоваше, глаголя: Господи, аще обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего!».Здесь, во-первых, подчеркивается, что Авраам познал таинство Троицы: узрев трех мужей, он обращается к ним, как к одному.Во-вторых, здесь гимнограф решает вопрос о сущности прикровения Троицы в пользу «трех мужей», а не ангелов, или Бога Слова и двух ангелов, как это можно видеть в других гимнографических трудах.Итак, Октоих и Постная Триодь уделяют достаточное внимание встрече и познанию Авраамом (насколько это возможно человеку) Троицы. При этом гимнографы излагают различные взгляды на то, Кто явился Аврааму у Мамврийского дуба. Появляются трактовки Второй Ипостаси и двух Ангелов, а также – Трех Ангелов.Постная Триодь чрезвычайно много времени уделяет прочтению «недр Авраамовых», как синонима Царствия Небесного, что несколько диссонирует со строгим пониманием данного библейского термина. В Цветной Триоди можно обнаружить аналогичное прочтение.Наконец во всех текстах патриарх упоминается как «верный» и «божественный». Для гимнографических текстов, особенно, Постной Триоди, вообще характерно подчеркивать благочестие Авраама, которое является для нас, с одной стороны, неким образцом, примером необычайной высоты.А, с другой стороны, свидетельством достижимости подобного духовного опыта, такой веры и решимости исполнять волю Божию.Акафист Пресвятой Троицы акцентирует внимание на двух сюжетах – выполнение Божией воли по переселению в Землю Обетованную и встреча Пресвятой Троицы.ЗаключениеИмя патриарха Авраама достаточно часто встречается в гимнографических текстах всех кругов богослужения.Характер упоминаний праотца можно сгруппировать по нескольким основаниям.Во-первых, это оценка личности святого. Здесь гимнографы едины в восприятии патриарха как человека глубочайшей веры, которая была вменена ему в праведность. Имя Авраама сопровождается эпитетами «Божественный», «Боголюбивый» и т.п.Во-вторых, патриарх рассматривается как родоначальник избранного народа – и в этническом смысле (от него произошел род Израильский) и в духовном (истинные его сыны – христиане). Подчеркивается, что Христос Спаситель произошел по плоти также от Авраама.В-третьих, достаточное внимание готовности Аврааму принести в жертву Бога своего сына. Гимнографы усматривают в данном сюжете прообраз будущей Жертвы Христовой.Наконец, в-четвертых, особое внимание уделено на встрече Авраама у Мамврийского дуба с Пресвятой Троицей. Все авторы богослужебных текстов едины в понимании того, что Авраам сподобился прикоснуться к великому Таинству и понять его настолько, насколько вообще это может понять человек.Но вот в оценке того, кем были встреченные Авраамом Странники, прикровенно являющие Бога Троицу, гимнографы расходятся.Одни считают, что это были три ангела, другие, что это Вторая Ипостась Троицы – Слово и два ангела, кто-то же считает, что это был Сам Бог Троица.Традиция молитвенного воспоминания Авраама, которая, в частности, содержится в Акафисте Пресвятой Троице и в молитве царя Манассиипринципиально не отличается от указанных выше подходов к подачи образа Авраама.Еще один сюжет, в контексте которого воспоминается патриарха – это ассоциация Царствия Небесного с «недрами» или «лоном» Авраама. Подобная синонимизация происходит от притчи, рассказанной Христом, в котором инобытие было обозначено как «лоно Авраамово».Часть современных богословов не являются сторонниками подобного отождествления, но в гимнографической традиции оно – свершившийся факт.Список источников и литературы.Источники:Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: юбил. изд., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. – М.: Моск. Патриархия, 1988. – 1371 с.Акафист Пресвятой и Животворящей Троице//Акафистник: сайт. – URL: http://akafistnik.ru/god/akafist-presvyatoj-i-zhivotvoryaschej-troitse (дата обращения: 03.04.2016 г.).Божественная Литургия Св. ап. Иакова//Символ веры: сайт. – URL: http://simvol-veri.ru/xp/bojestvennaya-liturgiya-sv.-ap.-iakova.html (дата обращения: 01.04.2016 г.).Минея. Март.– М.: Международный православно-просветительский центр при Московской патриархии, 1997. – 792 с.Минея. Ноябрь. [В 2-х ч.] Ч. 1. – М.: Международный православно-просветительский центр при Московской патриархии, 1998. – 463 с.Минея. Декабрь. [В 2-х ч.] Ч. 1. – М.: Международный православно-просветительский центр при Московской патриархии, 1999. – 599 с.Минея. Декабрь. [В 2-х ч.] Ч. 2. – М.: Международный православно-просветительский центр при Московской патриархии, 1999. – 567 с.Октоих, сиречь Осьмогласник. [В 2-х ч.] Ч. 1. Гласы 1-4. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1981. – 712 с.Октоих, сиречь Осьмогласник. [В 2-х ч.] Ч. 2. Гласы 5-8. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1981. – 672 с.Триодь Постная. [В 2-х ч.] Ч. 1. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. –800с.Триодь Цветная. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 752 с.Часослов. – М.: Сподвижник, 2009. –336 с.Литература:Авраам//Православная энциклопедия. Т. I. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. – 752 с.Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – 256 с.Кашкин А.С.Устав православного богослужения. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. – 687 сКиприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология//Ставрос: сайт. – URL: http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/kern_liturgika_gimnografia.pdf (дата обращения: 03.04.2016 г.).Ткаченко А. Где находится «лоно Авраамово»?//Фома: сайт. – URL: http://foma.ru/gde-naxoditsya-lono-avraamovo.html (дата обращения: 02.04.2016 г.).Шиманский Гермоген, прот. Литургика// Азбука веры:сайт. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/7_4 (дата обращения: 01.04. 2016 г.).Шмеман Александр, прот. Богословие и богослужение//Типикон. Страница игумена Корнилия: сайт. – URL: http://www.typikon.ru/liturgic/orand-cr.htm (дата обращения: 03.04.2016 г.).
Источники:
1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: юбил. изд., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. – М.: Моск. Патриархия, 1988. – 1371 с.
2. Акафист Пресвятой и Животворящей Троице//Акафистник: сайт. – URL: http://akafistnik.ru/god/akafist-presvyatoj-i-zhivotvoryaschej-troitse (дата обращения: 03.04.2016 г.).
3. Божественная Литургия Св. ап. Иакова//Символ веры: сайт. – URL: http://simvol-veri.ru/xp/bojestvennaya-liturgiya-sv.-ap.-iakova.html (дата обращения: 01.04.2016 г.).
4. Минея. Март. – М.: Международный православно-просветительский центр при Московской патриархии, 1997. – 792 с.
5. Минея. Ноябрь. [В 2-х ч.] Ч. 1. – М.: Международный православно-просветительский центр при Московской патриархии, 1998. – 463 с.
6. Минея. Декабрь. [В 2-х ч.] Ч. 1. – М.: Международный православно-просветительский центр при Московской патриархии, 1999. – 599 с.
7. Минея. Декабрь. [В 2-х ч.] Ч. 2. – М.: Международный православно-просветительский центр при Московской патриархии, 1999. – 567 с.
8. Октоих, сиречь Осьмогласник. [В 2-х ч.] Ч. 1. Гласы 1-4. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1981. – 712 с.
9. Октоих, сиречь Осьмогласник. [В 2-х ч.] Ч. 2. Гласы 5-8. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1981. – 672 с.
10. Триодь Постная. [В 2-х ч.] Ч. 1. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 800с.
11. Триодь Цветная. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 752 с.
12. Часослов. – М.: Сподвижник, 2009. – 336 с.
Литература:
13. Авраам//Православная энциклопедия. Т. I. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. – 752 с.
14. Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. – 256 с.
15. Кашкин А.С.Устав православного богослужения. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. – 687 с
16. Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология//Ставрос: сайт. – URL: http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/kern_liturgika_gimnografia.pdf (дата обращения: 03.04.2016 г.).
17. Ткаченко А. Где находится «лоно Авраамово»?//Фома: сайт. – URL: http://foma.ru/gde-naxoditsya-lono-avraamovo.html (дата обращения: 02.04.2016 г.).
18. Шиманский Гермоген, прот. Литургика// Азбука веры:сайт. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/7_4 (дата обращения: 01.04. 2016 г.).
19. Шмеман Александр, прот. Богословие и богослужение//Типикон. Страница игумена Корнилия: сайт. – URL: http://www.typikon.ru/liturgic/orand-cr.htm (дата обращения: 03.04.2016 г.).
Вопрос-ответ:
Какая роль патриарха Авраама в православной молитве и гимнографии?
Патриарх Авраам занимает важное место в православной молитве и гимнографии. Его образ является одним из центральных ветхозаветных образов, которые используются в различных богослужебных текстах.
Как личность Авраама представлена в богослужебных текстах, связанных с Неделей святых праотцев и Неделей святых отцов?
В богослужебных текстах, связанных с Неделей святых праотцев и Неделей святых отцов, личность Авраама представлена как прародитель и отец многих народов, который был избран Богом и является примером веры и преданности.
Какие места из служб Минеи и Часослова связаны с патриархом Авраамом?
В службах Минеи и Часослова есть несколько мест, связанных с патриархом Авраамом, например молитвы, гимны, стихиры, произносимые в его честь. Также вспоминается его жертвоприношение и другие события из его жизни.
Как патриарх Авраам представлен в службах Октоиха Постной и Цветной Триоди и молитвословиях?
В службах Октоиха Постной и Цветной Триоди и молитвословиях патриарх Авраам представлен как благочестивый и праведный человек, который был избран Богом для исполнения великих дел и совершения жертвоприношений.
Какие источники и литература могут помочь в изучении образа патриарха Авраама в православной молитве и гимнографии?
Для изучения образа патриарха Авраама в православной молитве и гимнографии можно использовать различные источники и литературу, такие как богослужебные книги, толкования Священного Писания, труды отечественных и зарубежных богословов и исследователей.
Почему патриарх Авраам занимает такое важное место в православной молитве и гимнографии?
Патриарх Авраам занимает важное место в православной молитве и гимнографии, потому что он считается отцом всех верующих и первым праотцом. Его вера и послушание Богу служат примером для всех христиан. В молитвах и гимнах упоминается его преданность, жертвенность и благодать, которая была дана ему Богом.
Какая личность Авраама представлена в службах Минеи и Часослова?
В службах Минеи и Часослова личность Авраама представлена как святой и праведный человек, который был избран Богом и совершил множество подвигов. Он считается отцом многих народов и первым патриархом. В его жизненном пути отражена благодать Божия и верность к заповедям Господа.
Какие места из служб Минеи и Часослова связаны с патриархом Авраамом?
В службах Минеи и Часослова есть несколько мест, связанных с патриархом Авраамом. Например, в Пятидесятницу в молитве перед закрытием Часослова произносятся слова: "Так прославился наш Бог, когда Авраама Своего жертву приносить повелел и вместо сына грядущей обетованной жертвой приял". Этими словами вспоминается жертвоприношение Авраама и его верность Богу.
Какой образ патриарха Авраама представлен в службах Октоиха Постной и Цветной Триоди и молитвословиях?
В службах Октоиха Постной и Цветной Триоди и молитвословиях образ патриарха Авраама представлен как пример веры и послушания Богу. Он считается отцом всех верующих и его преданность Богу прославляется и воспевается. В этих службах и молитвословиях также много упоминаний о жертвоприношении Авраама и благодати, которая была дана ему за его повиновение.
Какое место занимает патриарх Авраам в православной молитве и гимнографии?
Патриарх Авраам занимает важное место в православной молитве и гимнографии. Его образ и жертвоприношение упоминаются в различных службах и молитвословиях.