Региональная инновационная политика в условиях кризиса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Антикризисное управление
  • 43 43 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 04.05.2016
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 13
1. Анализ системы антикризисных организационно-управленческих мер для решения проблем региональной инновационной политики 15
1.1 Понятие и сущность антикризисного управления в современных экономических условиях 15
1.2 Антикризисные меры как элемент системы управления инновационной политикой 19
1.3 Анализ законодательных, нормативных и правовых актов РФ и Алтайского края, в сфере научно-технической и инновационной деятельности 25
2. Реализация и анализ механизма инновационной политики на примере Алтайского края 30
2.1 Существующие меры решения кризисных явлений в инновационной отрасли 30
2.2 Методы работы организационных структур по развитию инноваций и основные проблемы отрасли на примере Алтайского крае 34
3. Методы совершенствования региональной инновационной политики Алтайского края в условиях кризиса 38
3.1 Использование кластеров как методов стимулирования развития инновационной деятельности в регионах Российской Федерации 38
3.2 Разработка антикризисных мероприятий регулирования инновационной политики Алтайского края 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50



Фрагмент для ознакомления

Модернизация объектов инфраструктуры, обеспечивающих устойчивое развитие существующих и стимулирование появления новых кластерных инициатив. В рамках данного направления задачей государственной власти субъектов РФ является актуализация ключевых элементов инфраструктуры региона, в том числе научно-технического и вузовского комплексов, обеспечивающей инфраструктуры (транспортной, энергетической, теле- коммуникационной, финансовой). Формирование эффективной системы привлечения, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для нужд региональных кластеров.Длительное поддержание конкурентоспособности кластера возможно только через непрерывный инновационный процесс, который опирается на квалифицированные кадры. Поэтому ключевой задачей органов государственной власти субъектов РФ является улучшение качества местных трудовых ресурсов, привлечение квалифицированных специалистов из других регионов и стран для укрепления конкурентного потенциала региональных кластеров.В северные субъектах РФ акцентируется внимание на том, что зачастую успех кластера базируется на знании его специфики, которое не всегда может быть передано целиком формальным образом через письменные и электронные источники информации (только частично, с неизбежными потерями). Во многом оно привязано к эксперту –  его носителю. В этой связи появляется необходимость поддержки местных научных школ и местных специалистов, которые сохраняют специфическое знание о свойствах природных ресурсов на территории кластера.Задача обеспечения кластеров трудовыми ресурсами решается инструментами, предусмотренными в региональной политике занятости, образовательной политике, политике в области малого предпринимательства, иммиграционной – в той части, которая затрагивает развитие региональных кластеров.Исключительно важны мероприятия территориальных органов власти по созданию региональной инновационной системы, которые содействуют повышению интеллектуальности развития кластера и напрямую связаны с укреплением кластеров квалифицированными кадрами.Применительно к развитию кластеров Алтайского края можно выделить мероприятие по обеспечению тесного взаимодействия отраслевой и вузовской науки со специалистами предприятий кластеров. В числе мероприятий по реализации кластерной политики, предложенных в программах Алтайского края, особо следует выделить развитие механизмов финансовой поддержки реализации кластерной политики на федеральном уровне.В настоящее время сформирован перечисленный далее ряд механизмов бюджетной поддержки инвестиционных проектов, а также мер, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий, позволяющих обеспечить реализацию проектов развития кластеров без дополнительного увеличения расходов федерального бюджета.1. Конкурсное предоставление субсидий субъектам РФ в рамках реализации мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в соответствии с правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 22.04.2005 №  249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (в ред. постановлений Правительства РФ от 14.09.2005 №  565, от 09.12.2005 №  755, от 11.04.2006 №  207, от 20.09.2006 № 582, от 23.02.2007 № 12).Данный механизм обеспечивает возможность финансовой поддержки реализации проектов в области содействия повышению качества менеджмента, развития механизмов субконтрактации и содействия повышению качества продукции у предприятий-поставщиков, реализации коллективных маркетинговых проектов и содействия выходу малых предприятий на внешние рынки, стимулирования инновационной деятельности, развития механизмов коммерциализации технологий и др.2. Финансовая поддержка реализации проектов в рамках кластеров по развитию сети центров коллективного пользования научным оборудованием, а также проектов по выполнению НИОКР по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом Алтайского края3. Софинансирование переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала предприятий кластеров из бюджетных источников, в том числе средств федерального бюджета, в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08–2012/13 учебных годах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 №  177 «О подготовке управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации в 2007∕08–2012∕13 учебных годах».4. Поддержка реализации коллективных маркетинговых проектов предприятий кластеров в рамках организации российских экспозиций на зарубежных выставках и ярмарках, частично финансируемых за счет средств федерального бюджета.5. Финансирование инфраструктурных проектов развития кластеров за счет использования средств государственных институтов развития.3.2 Разработка антикризисных мероприятийрегулирования инновационной политики Алтайского краяАнализ современного состояния инновационной сферы Алтайского края отражает в высокие показатели инновационной деятельности территориальных промышленных комплексов. Индекс промышленного производства Алтайского края по итогам января-декабря 2014 года составил 100,2%, объем отгруженной продукции - 251,8 млрд. рублей, или 102,6% к аналогичному периоду 2013 год, и большую роль в формировании данных показателей оказала именно активная инновационная политика, уже более 7 лет проводимая в Алтайском крае.Для совершенствования ее и решения таким проблем, как социально-экономические, культурные (к которым там же имеют отношения инновации и которые служат одними из причин развития кризиса в экономике в РФ) и конечно же, с целью развития экономических показателей в рамках данной работы был разработан специальный перечень рекомендуемых антикризисных мероприятий.Таблица 3- Перечень рекомендуемых антикризисных мероприятий№Наименование мероприятияОтветственный исполнитель1Социальная защитаОказание социальной поддержки малоимущим гражданам, гражданам, имеющимдетей, многодетным семьям и гражданам, находящимся в трудной жизненнойситуации, в рамках реализации отраслевой целевой программы «Социальная защитанаселения 2016--2018 годыМинистерство социального развития и труда2Расширение и создание (при отсутствии) подсобных хозяйств и приусадебныхучастков в учреждениях социального обслуживания и социальной реабилитации3Рассмотрение возможности создания социальных магазинов и столовых дляобслуживания нуждающихся жителей области4Взаимодействие с крупными торговыми комплексами по организации праздничныхраспродаж продовольственных товаров и товаров повседневного спроса по ценамниже рыночныхЗдравоохранениеМинистерство здравоохранения6Реализация комплекса региональных мероприятий по оздоровлению населения спривлечением областных учреждений, подведомственных министерствуздравоохранения и министерству социального развития и труда 7Реализация мер по стабилизации ситуации с лекарственным обеспечениемнаселения, предусматривающих:- минимизацию уровня предельных оптовых и розничных надбавок налекарственные средства;- мониторинг соблюдения дистрибьюторами и аптечными организациямиустановленных оптовых и розничных торговых надбавок на все лекарственныесредства;- формирование резерва препаратов и медицинских средств, необходимых дляфункционирования палат экстренной и интенсивной терапии, а такжежизнедеятельности тяжелобольных и инвалидовОбразованиеМинистерство образования и науки8Рассмотрение возможности фиксации на кризисный период стоимости обучения в учреждениях среднего профессионального и высшего профессиональногообразования на уровне первого семестра 2015 года9Разработка и введение в учреждениях среднего профессионального и высшегопрофессионального образования упрощенной процедурыперевода успешно обучающихся студентов, испытывающих материальныезатруднения, с коммерческой основы обучения на бюджетную10Участие в эксперименте Правительства Российской Федерации по образовательному кредитованию (предусматривает установление низкого процента по кредиту игосударственную поддержку)11Создание группы из представителей совета ректоров иобъединений ведущих работодателей для формированиярегионального компонента образовательных программ в интересах предприятий ибизнеса12Формирование в учреждениях профессионального образования банка данных профессий и специальностей, программ и отдельных курсов,востребованных на региональном рынке труда13Организация в учреждениях высшего профессионального образованияработы по дипломному проектированию согласно тематике,предложенной исполнительными органами государственной власти 14Занятость и рынок трудаВзаимодействие с работодателями и объединениями работодателей:- по сохранению рабочих мест и занятости работающих;- по использованию гибких форм занятости, в том числе надомной занятости;- по организации общественных работАгентство по занятости населения15В целях обеспечения согласованных действий по смягчению социальнойнапряженности:- проведение на предприятиях консультаций для работников, находящихся подриском увольнения в условиях предстоящего высвобождения работников;- обеспечение граждан информацией об имеющихся вакансиях;- проведение консультаций по профессиональному обучению и переобучениюграждан по профессиям, пользующимся спросом на рынке трудаРазработка и реализация программ дополнительного образования, опережающегообучения, переподготовки и повышения квалификации, соответствующихпотребностям экономики региона в условиях кризисаПрочиеМинистерство социального развития и трудаМинистерство здравоохраненияМинистерство образования и наукиМинистерство социального развития и трудаИсполнительные органы государственнойвласти16Оптимизация расходов в социальной сфере путем активного внедренияаутсорсинга с направлением сэкономленных средств на дальнейшее развитиесоциальной сферы17Формирование списка предприятий с эффективным менеджментом иинновационным подходом к предпринимательской деятельности с целью оказанияим государственной поддержки 18Разработка дополнительных критериев оказания государственной поддержки, расширение форм и упрощение процедур получения государственной поддержки хозяйствующими субъектами19Привлечение в экономику Алтая инвестиционных ресурсовфедеральных институтов развития (Внешэкономбанка, Связьбанка и др.)20Формирование критериев отбора и разработка методики предоставления налоговыхльгот по региональным и местным налогам для нефтегазовых компаний,осуществляющих геологическое изучение с целью поиска и оценки углеводородного сырья в регионе21Стимулирование внедрения инновационных и энергоэффективных технологийпутём предоставления субсидий за счет средств бюджета на компенсацию двух третей ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным предприятиями в российских банках на эти целиЦелесообразным является создание единых координационно-совещательных органов по промышленной, научно- технической и инновационной политике.В рамках данной работы рекомендованы данные методы (табл.3) с учетом специфики Алтайского края, степени развития инноваций и большого пути, которые прошли предприятия данной отрасли. Данные предложения позволят реализовать возможность более быстро и эффективно продвигать новые знания, научные открытия и изобретения в Алтайском крае и за егопределами.ЗАКЛЮЧЕНИЕАлтайский край позиционируется как сильный российский и Каспийский центр, инновационно – технологический лидер Сибирского Федерального Округа, создающий прогрессивные технологии, продукты в самыхактуальных и современных секторахроссийскойэкономики, особенно в области сельского хозяйства, военном машиностроении и уникальном производстве продуктов из ценного растительного сырья, в том числе и лечебного. Приоритетом социально-экономического развития Алтайского края на 2016 год является реализация мер, направленных на обеспечение устойчивого развития и социальной стабильности в Алтайском крае, повышение конкурентоспособности алтайской продукции, импортозамещение, сдерживание темпов инфляции, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата; инновационное развитие на кластерной основе; повышение конкурентоспособности и эффективности В результате выполнения работы были реализованы следующие задачи:Проведен анализ системы антикризисных организационно-управленческих мер для решения проблем региональной инновационной политики;изученыпонятие и сущность антикризисного управления в современных экономических условиях;проведен анализ законодательных, нормативных и правовых актов РФ и Алтайского края, в сфере научно-технической и инновационной деятельности;проведена реализация и анализ механизма инновационной политики на примере Алтайского края;изучены существующие меры решения кризисныхявлений в инновационной отрасли;изучены методы работы организационных структур по развитию инноваций и основные проблемы отрасли на примере Алтайского края;предложены методы совершенствования уже сложившихся мощных структур кластеров Алтайского края;предложены рекомендации посовершенствованию методов контроля инновационной политики Алтайского края и рекомендованы ответственные исполнители по отраслям.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» принят ГД ФС РФ 06.07.2007.Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2009г. № 854 «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».Постановление Администрации Алтайского края от 13.10.2014 № 467 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015-2020 годы"Краевая программа "Развитие биотехнологий в Алтайском крае на период до 2020 года"Постановление Администрации Алтайского края от 10.10.2014 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие инновационного территориального кластера "АлтайБио" на 2014-2016 годы"Закон Алтайского края от 4 сентября 2013 года № 46-ЗС "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае"Закон Алтайского края от 11 октября 1999 года № 48-ЗС "О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края" (в редакции от 7.10.2013)Закон Алтайского края от 8 октября 1998 года № 50-ЗС "О премиях Алтайского края в области науки и техники"(в редакции от 27.05.2011)Постановление Администрации Алтайского края от 17 марта 2011 года № 117 "Об утверждении Положения о комиссии по присуждению премий Алтайского края в области науки и техники"Закон Алтайского края от 19.11.2012 N 569 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года"Указ Губернатора Алтайского края от 07.10.2014 № 148 "Об утверждении Положения о Координационном совете Алтайского края по инновационному развитию и кластерной политике"Острина И.А., Милькина И.В. Антикризисное управление. Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление». – М.: ГУУ, 2013.Устойчивое развитие: методология и методики измерения / С.Н. Бобылев , Н.В. Зубаревич , С.В. Соловьева , Ю.С. Власов - М.: Экономика, 2011.Гусев В.И. Антикризисное управление: Конспект лекций. – М.:МИЭМП. 2006. – 104 с.Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник.М.: Омега; Л., 2004.Индекс антикризисной эффективности: аналитический доклад /Николаев И.А., Марченко Т.Е., Титова М.В.: - Москва, 2009.Индекс качества жизни регионов России: методология и методикаоценки/ Институт региональной информации:- Москва, 2010.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выборинвестиций. Анализ отчётности - М.: Финансы и статистика, 2002.Соколов В. Н. Антикризисное управление в регионе на базепоказателей устойчивости предпринимательской деятельности. /В.Н.Соколов //Известия государственного педагогического университетаим. А.И. Герцена Аспирантские тетради. Научный журнал. №11 (32):–СПб., 2007.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» принят ГД ФС РФ 06.07.2007.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2009г. № 854 «О дополнительных мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».
3. Постановление Администрации Алтайского края от 13.10.2014 № 467 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2015-2020 годы"
4. Краевая программа "Развитие биотехнологий в Алтайском крае на период до 2020 года"
5. Постановление Администрации Алтайского края от 10.10.2014 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие инновационного территориального кластера "АлтайБио" на 2014-2016 годы"
6. Закон Алтайского края от 4 сентября 2013 года № 46-ЗС "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае"
7. Закон Алтайского края от 11 октября 1999 года № 48-ЗС "О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края" (в редакции от 7.10.2013)
8. Закон Алтайского края от 8 октября 1998 года № 50-ЗС "О премиях Алтайского края в области науки и техники"(в редакции от 27.05.2011)
9. Постановление Администрации Алтайского края от 17 марта 2011 года № 117 "Об утверждении Положения о комиссии по присуждению премий Алтайского края в области науки и техники"

10. Закон Алтайского края от 19.11.2012 N 569 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года"
11. Указ Губернатора Алтайского края от 07.10.2014 № 148 "Об утверждении Положения о Координационном совете Алтайского края по инновационному развитию и кластерной политике"
12. Острина И.А., Милькина И.В. Антикризисное управление. Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление». – М.: ГУУ, 2013.
13. Устойчивое развитие: методология и методики измерения / С.Н. Бобылев , Н.В. Зубаревич , С.В. Соловьева , Ю.С. Власов - М.: Экономика, 2011.
14. Гусев В.И. Антикризисное управление: Конспект лекций. – М.:МИЭМП. 2006. – 104 с.
15. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: Учебник.М.: Омега; Л., 2004.
16. Индекс антикризисной эффективности: аналитический доклад /Николаев И.А., Марченко Т.Е., Титова М.В.: - Москва, 2009.
17. Индекс качества жизни регионов России: методология и методикаоценки/ Институт региональной информации:- Москва, 2010.
18. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выборинвестиций. Анализ отчётности - М.: Финансы и статистика, 2002.
19. Соколов В. Н. Антикризисное управление в регионе на базепоказателей устойчивости предпринимательской деятельности. /В.Н.
20. Соколов //Известия государственного педагогического университетаим. А.И. Герцена Аспирантские тетради. Научный журнал. №11 (32):–СПб., 2007.

Региональной инновационной политики в условиях кризиса (на примере Республики Мордовия)















Региональной инновационной политики в условиях кризиса (на примере Республики Мордовия)

введение

В условиях экономического кризиса, национальная экономика любой страны имеет две цели: минимизация последствий кризиса и формирование потенциала для будущего посткризисного развития. В качестве модели посткризисного долгосрочного развития в нашей стране выбран инновационный ориентированной экономики, что нашло отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года

Инновационное развитие экономики характеризуется в первую очередь высокой инновационной активностью всех экономических субъектов, постоянной разработкой и внедрением в производство новых технологий и продуктов, высокой долей высокотехнологичных секторов в ВВП и экспорте, наряду с другими показателями.

Для решения этой проблемы необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных между собой мер, направленных на стимулирование инвестиций в инновации, технологическую модернизацию и внедрение инновационных продуктов и решений во все сферы экономики. Эти меры должны быть общесистемными, ориентированных на долгосрочное развитие национальной экономики, в то же время, отражают специфику развития в условиях экономического кризиса.

Восприимчивость бизнеса к инновациям в настоящее время остается низкой, также мала доля предприятий, использующих средства на приобретение новых технологий. Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций, хотя в абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно растет.

Эти негативные тенденции усиливаются в условиях экономического кризиса, начиная со второй половины 2008 года Предприятия, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь, экономят на развитии, откладывая на неопределенное инновационных проектов. Таким образом, необходима корректировка политики в области инновационной деятельности на уровне страны в целом, так и на региональном уровне.

Инновационное развитие в каждом субъекте Рф имеет свои региональные особенности в зависимости от места и роли инновационной деятельности на региональном воспроизводственном процессе, а также от целей, с которыми сталкиваются местные власти в определенных социально-экономических условиях. Все это требует теоретического и методического обоснования.