Классификация методов обучения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 22 22 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 06.05.2016
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3

1.Понятие «метод обучения» 4
2. Классификация методов обучения 6
2.1 Классификация методов обучения по уровню активности учащихся 6
2.2. Классификация методов обучения по источнику получения знаний 9
2.3. Классификация методов обучения по дидактической цели 11
2.4. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся 12
2.5. Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения 14
2.6. Активные и интенсивные, нетрадиционные методы обучения 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим некоторые из данных методов.Метод дидактических игр. Дидактические (обучающие) игры, как метод обучения стали пользоваться большой популярностью во второй половине XX столетия. Некоторые ученые относят их к практическим методам обучения, другие — выделяют в особую группу. Для выделения дидактических игр в отдельную группу есть основания: во-первых, они, вбирая в себя элементы наглядных, словесных, практических методов, выходят за их пределы; во-вторых, имеют присущие только им особенности.Дидактическая игра— это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда любой участник и команда, в общем, объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.Цель дидактических игр — обучение, развитие и воспитание обучаемых. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых явлений, процессов, систем. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующих реальные действия.Дидактические игры, как метод обучения содержат в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.Мозговая атака (брейншторминг) — метод обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. Предложен этот метод американскимпсихологом А. Осборном. Сущность его заключается в том, что участники выдвигают свои идеи, предложения по проблеме. Все идеи, даже самые неожиданные, принимаются и проходят групповую экспертизу, подвергаются обсуждению. Этот метод учит культуре совместного обсуждения идей, преодолению стереотипови шаблонов в мышлении; раскрывает творческий потенциал человека.Обучение по алгоритму, как метод обучения используется в технологиипрограммированногообучения. Алгоритм в педагогике понимается, как указание по исполнению строго последовательных действий с учебным материалом, что гарантирует решение учебных задач на высоком уровне.В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, которые используют скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия(Г. Лазанов, В. В. Петрусинский) — обучение средствами внушения; гипнопедия — обучение во сне; фармакопедия— обучение с помощью фармацевтических средств. Современный урок – это обеспечение творческого поиска обучающихся под руководством преподавателя.В педагогической практике нужно разумно сочетать различные приемы и методы такие, как школьную лекцию, семинарское занятие, рассказ, разные виды самостоятельной работы, необходимо использовать и менее применяемые более сложные методы, но приносящие более высокие итоги. Чтобы эффективно их использовать, педагогу необходимо познакомиться с принципами работы нетрадиционных, активных методов обучения.Нетрадиционные методы обучения применяют в тех случаях, когда речь о специфике работы. И да, часто учеба совмещается с работой по-разному, и это сочетание очень результативно и эффективно в результате. Всему этому можно обучиться, используя непосредственное сочетание труда и учебы. Нетрадиционные методы относят к современным методам обучения, хотя когда-то в образовании тоже использовали не только традиционные методы. Стоит ли их применять или нет? Ответы на данный вопрос противоречивы по той простой причине, что имеются сторонники традиционных методов обучения, а есть их противоположности. Любой должен выбрать, какой для него лучше, и как добиться знаний. В любой отрасли существуют свои методы нетрадиционного обучения, хоть между ними может быть и что-то общее.Уроки проводят в виде соревнований, в виде ролевой игры и многое другое. В зависимости от тематики и аудитории необходимо выбрать оптимальный метод. Очень значимо применить правильный метод к правильной публике, и сделать это корректно. Это именуют правильным подходом к образованию. На самом деле такой правильный подход необходимо найти к любому учащемуся, потому что у каждого свои особенности. Учителю необходимо быть хорошим психологом и уметь анализировать. Это разрешит достичь эффективности в обучении, а это самое основное, в этом заключена цель образования – получить знания. Поэтому нетрадиционные методы обучения - это чаще всего методы, используемые преподавателем, и которые располагают индивидуальностью и даже субъективностью, но при том результативны, что самое главное.Ниже рассмотрим вариативность классификации нетрадиционных методов обучения на основании «классической» типологии по основным дидактическим целям – планируемым итогам обучения. (таблица 1).Таблица 1Нетрадиционные методы обученияТипы методов обученияВарианты нетрадиционных методов обученияУроки формирования новых знанийИнтегрированные (межпредметные) уроки;Учебные конференции (пресс-конференции);Уроки-экскурсии (экспедиции, путешествия);Уроки исследования.Уроки обучения навыкам и умениямПрактикумы; уроки – диалоги ; уроки с ролевой, деловой игрой.Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления уменийПовторительно- обобщающие диспуты;Семинары внеклассного чтения;Игровые уроки: »КВН»,»Что? Где? Когда? » , «Поле чудес», «Счастливый случай»;Уроки-инсценировки (урок-суд, урок- концерт);Уроки-конкурсы;Уроки-соревнованияУроки проверки и учета знаний и уменийУроки - консультация;Зачетные уроки;Уроки викторины;Смотр знаний;Защита творческих работ, проектов.В последнее время все больше распространяются игровые методы обучения. Учебные, деловые, ролевые или деятельностные игры основываются на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в совмещении с принципами проблемности и совместной деятельности.К достоинству деловой игры относят то, что через эмоции сопереживания, внимание учеников концентрируется на ответе “сильного” учащегося, который прошел отборочный тур, вследствие чего лучше перенимается и закрепляется учебный материал. Установка в начале урока на то, что им самим придется оценить свои знания и знания одноклассников, порождает чувство ответственности любого члена команды за общий итог, побуждает к более строгому само- и взаимоконтролю. Деловая игра – это имитация реальных процессов, где ее участники воплощаются в действующие персонажи и исполняют их роли. Деловая игра является репетицией учебной, общественной, производственной или социальной деятельности. Она дает потенциал проиграть почти любую ситуацию в лицах, встать на их место, понять, что ими движет. В системе активного обучения применяют пять видов деловой игры: Имитационные игры.Операционные игры.Исполнение ролей.Инсценировка.Психодрама и социодрама.В процесс деловой игры входят следующие этапы.Подготовительный (ставится учебная цель, описываются проблемы, составляется план игры, описывается игра, содержание ситуаций, характеризуются действующие лица).Подготовка аудитории (рассматривается режим работы, цель, проблема, обосновывается ситуация, выдаются материалы).Изучение ситуаций, инструкций, установок.Проведение игры (процесс игры).Анализ (обсуждение и оценка итогов деловой игры).К общим принципам организации деловых игр относят: Динамизм проведение, обуславливается сменой игровых ситуаций вследствие взаимодействия участников.Групповая форма организации, при которой участники объединяются в небольшие коллективы, которые выполняют общую роль.Самоуправление, как внутри игровых групп, так и в игре, в общем.Состязательность в исполнении заданий.Стимулирование участников игры.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенных нами исследований по теме « Классификация методов обучения» мы выяснили, что методы обучения –это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Существуют различные классификации. Традиционными из них является классификация по источнику проведения знаний: словесное, наглядное практическое. Наряду с традиционными методами обучения в современной педагогике используются нетрадиционные обучения.Под ними понимают совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению. Знания методов активного обучения, необходимы в профессиональной деятельности педагога как средство воспитания личности. Знание и умение использовать методы обучения помогут педагогу достичь высоких результатов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБасова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону, 2010.Гуревич П.С. Психология.-М.: Юнити-Дана, 2012.-319сКоджаспрова Г.М. Педагогика.-М.: Кнорус, 2010.-744сКравченко В.М. Психология и педагогика. – М.: Риор, 2014. – 128 с.Крившенко Л.П. Педагогика.-М.: Проспект, 2013.-488сМалкина-Пых И.Г. Психология. Основные отрасли.-М.: Человек, 2014.-323сНемов Р.С. Психология.-М.: Владос, 2014.-688сПидкасистый П.И. Педагогика.-М.: Педагогич.об-во России, 2009.-576сРуденко А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с.Сластёнин В.А. Психология и педагогика. - М.: Юрайт, 2013. - 543 c.Степанов В.Е. Психология.-М.: Дашков и К, 2014.-518сХарламова Т.М. Психология влияния.-М.: Флинта, 2011.-111с

1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону, 2010.
2. Гуревич П.С. Психология.-М.: Юнити-Дана, 2012.-319с
3. Коджаспрова Г.М. Педагогика.-М.: Кнорус, 2010.-744с
4. Кравченко В.М. Психология и педагогика. – М.: Риор, 2014. – 128 с.
5. Крившенко Л.П. Педагогика.-М.: Проспект, 2013.-488с
6. Малкина-Пых И.Г. Психология. Основные отрасли.-М.: Человек, 2014.-323с
7. Немов Р.С. Психология.-М.: Владос, 2014.-688с
8. Пидкасистый П.И. Педагогика.-М.: Педагогич.об-во России, 2009.-576с
9. Руденко А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с.
10. Сластёнин В.А. Психология и педагогика. - М.: Юрайт, 2013. - 543 c.
11. Степанов В.Е. Психология.-М.: Дашков и К, 2014.-518с
12. Харламова Т.М. Психология влияния.-М.: Флинта, 2011.-111с

Вопрос-ответ:

Что такое метод обучения?

Метод обучения - это система способов и приемов, используемых учителем для достижения образовательных целей.

Как классифицируются методы обучения?

Методы обучения можно классифицировать по различным признакам, таким как уровень активности учащихся, источник получения знаний, дидактическая цель, характер познавательной деятельности и другие.

Как классифицируются методы обучения по уровню активности учащихся?

Методы обучения могут быть пассивными, интерактивными или активными. В пассивных методах учащиеся пассивно принимают информацию от учителя. В интерактивных методах учащиеся активно участвуют в обсуждении и обмене идеями. В активных методах учащиеся сами активно создают новые знания и применяют их на практике.

Как классифицируются методы обучения по источнику получения знаний?

Методы обучения могут быть фронтальными или групповыми. В фронтальных методах знания передаются учителем непосредственно учащимся. В групповых методах знания обмениваются и создаются самими учащимися в процессе сотрудничества.

Как классифицируются методы обучения по дидактической цели?

Методы обучения могут быть репродуктивными или продуктивными. Репродуктивные методы направлены на воспроизведение и усвоение готовых знаний. Продуктивные методы направлены на создание новых знаний, их преобразование и применение в реальных ситуациях.

Какие бывают методы обучения?

Методы обучения могут быть классифицированы по различным критериям, таким как уровень активности учащихся, источник получения знаний, дидактическая цель, характер познавательной деятельности и целостный подход к процессу обучения.

Как можно классифицировать методы обучения по уровню активности учащихся?

Методы обучения можно классифицировать на активные, когда учащиеся активно участвуют в процессе обучения с использованием различных интерактивных методов, и на пассивные, когда учащиеся являются пассивными слушателями и получают знания от учителя без активного взаимодействия.

Как можно классифицировать методы обучения по источнику получения знаний?

Методы обучения могут быть классифицированы на методы фронтального обучения, когда информация передается учителем напрямую учащимся, и методы группового обучения, когда информация передается через обсуждение и взаимодействие между учащимися.

Как можно классифицировать методы обучения по дидактической цели?

Методы обучения могут быть классифицированы на методы объяснения, когда целью является передача знаний и понимания нового материала, и методы тренировки, когда целью является развитие практических навыков и умений через повторение и практическую деятельность.