«Чета Арнольфини» Ян ван Эйка
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 04.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общекультурная ситуация Северного Возрождения и роль Нидерландского искусства 6
1.1. Общая характеристика культуры Северного Возрождения 6
1.2. Место художника в системе живописи Нидерландов 13
Глава 2. Парный портрет Ян ван Эйка в контексте истории и культуры повседневности 18
2.1. "Чета Арнольфини" – история шедевра ..…….........................………… 18
2.2. "Чета Арнольфини" как реконструкция истории повседневной культуры одной семьи 22
2.3. Характеристика костюма супругов (мужского и женского)… ………….26
Заключение….……………………………………………………………………30
Список использованных источников и литературы…………………………...33
Это было начало бытового жанра в живописи бюргеров. Эта тонкая детализация, любовь к уюту, почти религиозная привязанность к миру вещей. Но впоследствии бюргерский быт не изображался в таких поэтических тонах. Раннему бюргерству северных стран несвойственны масштаб и универсализм итальянцев. Но простому горожанину-бюргеру не чуждо особого рода скромное достоинство и величие. Это были сильные личности и незаурядные характеры. Бюргерыотличались повышенным уважением к хозяйству, труду, материальному достатку. Они демонстрировали стойкость, корпоративную сплоченность, верность долгу и слову, чувство собственного достоинства. Арнольфини, изображенный Яном ван Эйком, был итальянец, живший в Нидерландах. Глубокий интерес к человеку, к его облику и характеру - это сближает художников итальянского и Северного Возрождения. Ноу нидерландцев нет ощущения масштабности и могущества личности. Ценность такой личности заключается в добропорядочности, в смирении и благочестии, в сознании своей малости перед лицом мироздания. Хотя и в этом достоинство личности не исчезает, а даже как бы подчеркивается.2.3 Характеристика костюма супругов (мужского и женского) Костюм находится в сфере влияния художественного стиля эпохи, формирующегося в контексте исторических процессов. Поэтому история костюма имеет большое значение в исследовании повседневности.Живопись Северного Возрождения содержит обширный материал по истории костюма. На портретах германских и нидерландских живописцеводежда портретируемого изображалась в подробностях и с вниманием к многочисленным деталям. На супруге Джованни Арнольфини мы видим богатый, но не вызывающий, наряд и очень скромные украшения. Во Флоренции жажда роскоши, к которой стремились богатые бюргерыприводила к регулярному появлению ограничений, например в постановлениях синьории. Но эти меры почти не давали результатов. Если в портрете четы Арнольфини выражена традиционная этика купцов, основанная на скромности, то во флорентийском парном портрете Фра Филиппо Липпи представлена, скорее, этика аристократии, в которой доминирует принцип — богатство напоказ.В итальянском портрете отразилась, еще одна важная тенденция.«Посредством одежды женщины видимым образом участвовали в самовыражении, которое Буркхардт считал определяющей чертой культуры Возрождения. Как тираны использовали оружие и дипломатию для того, чтобы выковать свою политическую индивидуальность, свободную от ограничений, накладываемых старыми феодальными и иерархическими идеалами, так их жены и дочери использовали ножницы и ткань, чтобы создать социальную индивидуальность, имеющую преимущество перед коллективной идентичностью».Одежда отражает статус ее владельца. Власти в многочисленных указах пытаются жестко регламентировать то, что разрешается носить каждому сословию или профессиональной группе. Так называемые законы о роскоши защищают господствующий класс от попыток уподобления элитепутем копированиястатусного костюм.Особенно строго следят за использованием знаков роскоши. Многие из них служили символами высокого положения: золотые украшения, одежда из золотой и серебряной парчи, меха, а также длина обуви, высота головных уборов, длина шлейфов, цвета и многого другого.Средневековые представления о семье включали в себя обязательное подчинение жены мужу. Даже гуманисты следовали этим традиционным взглядам. Франческо Барбаро в трактате «О выборе жены» (начало XV века) написал: «Мужу надлежит приказывать, а жене следует радостно и поспешно выполнять его волю». Важнейшие элементы женского образа в картине Ван Эйка - смирение и подчинение воле мужа.С середины 14 в. начинается расцвет Бургундии. В это время, по замечанию А. Фосийона, "бушевали бургундские драпировки". Наступает период бургундской моды (франко-бургундской), которая олицетворяет стиль поздней, или "пламенеющей", готики. Изменяются пропорции костюма, в них ясно проступает "готическая вертикаль". Поверхность костюма собирается складками, простегиваясь лучеобразными линиями. Складки сужаются к талии и опять расширяются к бедрам. Талия несколько опущена и кажется тонкой по контрасту с огромными плечами. Широкие в окате рукава снабжаются специальным валиком. Чрезмерно стилизованный костюм, по словамЭ. Панофски "максимум затрат с минимумом удобств".Фигура приобретает странные вытянутые очертания, кажется неустойчивой. Обувь соответствуеткостюму,дополнительно увеличиваясь длинным носком, из-за которого неудобно ходить.Под воздействием бургундской моды в женском костюме появляется S-образный изгиб фигуры, так называемая готическая кривая. Изгиб создавался не только за счет своеобразной позы, но и при помощи специального корсета из деревянных планок. Талия поднимается высоко под грудь. Овальный вырез сменяется глубоким треугольным. Платья носят со шлейфом, который мог достигать нескольких метров в зависимости от знатности дамы. Новые головные уборы - каркасные генин или эннен, эскофьон - достигают различной высоты. Могли варьироваться в зависимости от знатности женщины (до 70 см).Средневековая одежда отличается необыкновенной яркостью и красочностью. Цвет также предназначен для обозначения привилегированного положения знати. В моде были изысканные аксессуары (кошельки, пояса, шляпы) и ювелирные украшения, особенно с драгоценными камнями. Франко-бургундский стиль с изысканными формами будет существовать до второй половины 15 в. Данный стильзавершает эпоху средневекового костюма.В итальянской культуре эпохи Возрождения сохранялись и античные черты и элементы средневекового рыцарского идеала. Новыечерты по сравнению с жестко регламентированным костюмом средневековья включают - гармонию пропорций, совершенно иной образ человека, стремление подчеркнуть в костюме индивидуальность человека. На итальянский мужской костюм почти не оказывали влияние военные доспехи. Ведущей социальной силой в XIV— XV вв. были пополаны. Врачи, адвокаты, купцы, т.е. должностные лица и представители ряда профессий, как и в других странах, носили длинные одежды. Костюм купцов и ремесленниковбыл более объемным, чем в других европейских странах. Гармоничные пропорции и конструктивные разрезы итальянской одежды будут заимствованы портными других стран в конце XV — первой половине XVI вв.Основные предметы одежды у мужчин и женщин состояли из нижнего и верхнего платья, плаща, головного убора, обуви. Мужчины носили также штаны или те предметы одежды, которые постепенно превратились в штаны. Именно итальянки первыми стали надевать к платьям с лифом, чтобы не искажать пропорции фигуры, туфли на высоких деревянных подставках — цокколи. Германский и нидерландский костюм имел некоторые отличия от костюма Италии, Франции. Однако прослеживается общая тенденция изменения моды от простого к более сложному, от примитивного кроя к более изысканному и изящному. Эта тенденция отразилась и на появлении в позднем средневековье большого количества аксессуаров, как в мужской, так и в женской одежде. ЗаключениеВ отличие от Италии, Возрождение распространилось во Франции, Германии и Нидерландах позднее. Средневековые традиции не сразу уступали место новым тенденциям. В искусстве Северного Возрождения, ограниченного хронологическими рамками первой трети XV-XVI в., соединились мистическое мироощущение и готический стиль с художественными особенностями нового времени. В произведениях художников Северного Возрождения более остро, чем в итальянскойживописи, проявился интерес к человеческой личности и к ее земному окружению. Образ гармонии мироздания, созданного Богом отразилась в повышенной религиозности, которая видна даже в самых мелких деталях полотен мастеров. Нидерландские мастера как бы впервые глядят на мир, который они передают с необычайной тщательностью и подробностью; каждая травинка, каждый кусок ткани представляет для них высокий предмет искусства. Натурализм – одна из характерных черт живописи Северного Возрождения. Художники подчеркивают индивидуальные черты, тем самым библейским персонажам придаетсясходство с натурщиками. Это свойственно произведениям Х. Бальдунга Грина, Я. ван Эйка и А. Дюрера.Дюрер стремился соединить в единое целое готические натурализм и экспрессивность с идеализацией классицизма. Живопись Северного Ренессанса отличается детальным описанием поверхностей предметов, фактурой, пластичностью. Они мастерски владеют техникой применения световых эффектов и поворотом к естественности, оставшейся в античных времёнах. С элементами повседневных реалий сочетаются мистическое начало и отстраненность, которые присущи живописи мастеров Северной Европы. Художники облачают персонажей в современную одежду, тщательно выписывая детали кроя, ткани, украшений. Основоположниками Северного Возрождения считаются нидерландские живописцы братья Ян ван Эйк и Хуберт ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг, все мастера работали в XV в. По своей стилистике живопись Северного Возрождения неоднородна. В Нидерландах она отличалась чертами пантеизма и натурализма. В Германии ей был свойствен мистический спиритуализм (что особенно заметно в творчестве М. Грюневальда). Во Франции - сенсуализм.Целью данной работы также являлось рассмотрение повседневной жизни эпохи позднего средневековья. Эта тема в целом очень масштабна, поэтому внимание акцентировано на исследовании жилища и одежды, а также предметного мира. Данные аспекты повседневности обширно представлены на картинах и иллюстрациях, поэтому именно визуальный материал представляется основным источником при написании данной работы.На картинах мастеров Возрождения изображены люди в роскошных одеждах, на фоне богатых интерьеров. Человек стремиться к красоте, реализуя это стремление всеми доступными ему способами. Но стремление к роскоши, моде и красоте могли себе позволить лишь состоятельные люди, у кого не было необходимости все свои помыслы вкладывать в заботы о хлебе насущном.В рамках данной работы на примере портрета ван Эйка были рассмотрены лишь несколько аспектов средневекового быта - главным образом жилище и одежда. Можно выявить определённые характерные для эпохи черты предметной среды, прежде всего исходя из изобразительных источников.Внутреннее убранствопозднесредневекового домаотражало социальный статус владельца. Знатные и богатые горожане-бюргеры и феодалы окружали себя роскошными предметами быта. Дома знати были декорированы резьбой, лепниной, коврами, изделиями из драгоценных металлов, дорогими тканями, преимущественно красного и зелёного цветов.Костюм, как и любой другой аспект повседневности, отражал мировоззрение средневекового человека, его представление о красоте, телесности и статусе. Внешний вид и крой одежды постепенно изменялись, проходя путь от простого к сложному. Совершенствовалась техника шитья, распространялись более дорогие и красочные ткани, появлялось всё большее количество аксессуаров. К началу Нового времени в костюмепрослеживается развитие - от простых коттов и сюрко к богатым и украшенным фальтрокам. Костюм сохранял в себе готические черты почти до самого конца эпохи средневековья, что особенно характерно для стран Северного Возрождения. Это отличает его от костюма Италии, Испании, Франции и других стран. Обувь, а также мода на причёску и цвет волос менялась вместе с одеждой. В целом, одеяние, обувь, аксессуары, причёска зависели от идеала красоты, в котором сочетаются религиозные и рыцарские идеалы.Использование визуальных источников и владение методами исследования современной наукипозволяют проникнуть вглубь исторических событий и процессов. Осознание сути событий и явлений сочетается также с попытками увидеть их глазами современников. История повседневности не ограничивается только описаниямибыта, обычаев, традиций и т. д. «История снизу» позволяет напомнить о негероических и обычных участниках истории. Их жизни во многих исторических сочинениях, порой отходят на задний план, как бы растворяются в величии исторических событий или в деяниях великих личностей. Список использованных источников и литературыОпубликованные источникиАльберти Леон Баттиста. О семье[Текст] /Альберти Леон Баттиста //Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.). - М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 140-179. Веджо Маффео. О воспитании детей и об их достойных нравах [Текст] /Веджо Маффео //Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.). - М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 199-214.2. ЛитератураАбрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения: частная жизнь и культура[Текст] – М.: РГГУ, 2005. – 430 с.Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. [Текст] – М.: Наука, 1989. – 272с.Бенеш Отто. Искусство Северного Возрождения [Текст] – М.: Искусство, 1973. – 304с.Бицилли П М. Элементы средневековой культуры[Текст] – СПб. : Мифрил, 2002. – 244 с.Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени [Текст] – М.: Наука,1993. – 532с. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное [Текст] – М., 1986; Т.2 Игры обмена. М., 1988; Время мира. М.: Прогресс, 1992. – 592с.Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения [Текст] / Пер. с нем. С.Бриллианта. Смоленск: Русич, 2003. – 448 с.Воронина Т. С., Мальцева Н. Л., Стародубова В. В. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии [Текст] — М.: Искусство, 1994. – 175 с.Гатаева Б. Т. Концепции повседневности в зарубежной культурологии [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://paradigma.narod.ru/03/gatayeva.html(дата обращения: 29.04.2016)Гершензон - Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет XV в. Его история и судьбы[Текст] – М. : Искусство, 1972. – 260 с.Гомбрих Э. История искусства [Текст] – М.: АСТ, 1998. - 688 с.Городская жизнь в средневековой Европе[Текст]– М.: Б.и., 1987. – 329 с.Гращенков В.Н. Итальянская портретная живопись раннего Возрождения и Нидерланды[Текст] /Советское искусствознание' 78. - Вып. 2. - М.: Искусство, 1979. - С. 65-93.Гуревич А. Я. Многозначная повседневность средневекового человека.[Электронный ресурс].— Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/mnogoznachnaya-povsednevnost-srednevekovogo-cheloveka-gurevich(дата обращения: 29.04.2016)Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи[Текст]- СПб.: Искусство, 2005. – 294 с.История женщин на Западе[Текст] / В 5 т. Т.2. Молчание Средних веков // Под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро; под. ред. К. Клапиш-Зубер; пер. с фр. под ред. Р.А.Гимадеева. СПб.: Алетейя, 2009. – 512 с. Костыря М.А. Первые двойные портреты в живописи Ренессанса: Ян ван Эйк и Фра Филиппо Липпи. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pervye-dvoynye-portrety-v-zhivopisi-renessansa-yan-van-eyk-i-fra-filippo-lippi#ixzz44aR3yNKs(дата обращения: 29.04.2016)Куоццо Д. Картина и автопортрет у Николая Кузанского, Яна ван Эйка и Альбрехта Дюрера.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kartina-i-avtoportret-u-nikolaya-kuzanskogo-yana-van-eyka-i-albrehta-dyurera(дата обращения: 29.04.2016)Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения [Текст]- М. :Наука, 1998.-304 с.Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы [Текст] — М.: Просвещение, 1976. -319 с.Оссовская М. Рыцарь и буржуа [Текст] - М.: Прогресс, 1987. – 108 с.Рутенбург В. И. Возрождение и религия [Текст] / В. И. Рутенбург //Типология и периодизация культуры Возрождения -М.:Наука, 1978. -С. 19−27. Слепцова А.О. Культура повседневности в эпоху Возрождения [Электронный ресурс]. / А.О. Слепцова //Аналитика культурологии. Выпуск№ 17 / 2010. – Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/216-article_28.html(дата обращения: 29.04.2016)Степанов А.В. Искусство эпохи возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия [Текст] Новая история искусств. –СПб.: Азбука-классика. 2009. — 504 с.Успенский Б. Гентский алтарь Яна ван Эйка - Композиция произведения - Божественная и человеческая перспектива[Текст] - М.: Индрик, 2009. — 208 с., ил. ISBN 978-5-91674-061-5.Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени [Текст] - М. : РГТУ, 1996. — 376 с.3. Справочные и библиографические издания3.1. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени[Текст] -М., Эксмо, 1996. — 464 с.3.2. Даниэль С. Нидерландская живопись [Альбом] - М. : Аврора, 2001. — 288 с.Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: [Текст] Очерки. Вып.2 -М. :Искусство, 1975. — 318 с.Егорова К. С. Ян ван Эйк[Текст] -М. :Искусство, 1965. — 252 с.Ильина Т. В. История искусств. Западно-европейское искусство [Текст] - М. :Высшая школа, 1983. — 368 с.Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до XX века. Учебное пособие по культурологии для высших учебных заведений.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.booksite.ru/localtxt/koz/yak/ova/his/tory/23.htm(дата обращения: 29.04.2016)Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век [Текст] - М.: Изобразительное искусство, 1999. — 398 с.Никулин Н. Н. Ян ван Эйк [Альбом] - Л.: Искусство, 1967.— 276 с.Плаксина Э.Б., Михайловская Л. А., Попов В. П. История костюма. Стили и направления[Текст]- М.: Академия, 2004.— 232 с.Сарабьянов А. Д. Ян ван Эйк: [Альбом] — М.: Изобразительное искусство, 1990. — 63 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85200-151-1.Средневековая Европа глазами современников и историков: [Текст] Кн. для чтения. В 5 ч. (Всемирная история и культура глазами современников и историков). - Ч. 5: Человек в меняющемся мире. // Отв. ред. А.Л. Ястребицкая. - М.: Интерпракс, 1995. —147 с.
1. Опубликованные источники
1.1. Альберти Леон Баттиста. О семье [Текст] /Альберти Леон Баттиста //Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.). - М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 140-179.
1.2. Веджо Маффео. О воспитании детей и об их достойных нравах [Текст] /Веджо Маффео // Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.). - М.: Изд-во УРАО, 1999. - С. 199-214.
2. Литература
2.1. Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения: частная жизнь и культура [Текст] – М.: РГГУ, 2005. – 430 с.
2.2. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. [Текст] – М.: Наука, 1989. – 272с.
2.3. Бенеш Отто. Искусство Северного Возрождения [Текст] – М.: Искусство, 1973. – 304с.
2.4. Бицилли П М. Элементы средневековой культуры [Текст] – СПб. : Мифрил, 2002. – 244 с.
2.5. Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени [Текст] – М.: Наука,1993. – 532с.
2.6. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное [Текст] – М., 1986; Т.2 Игры обмена. М., 1988; Время мира. М.: Прогресс, 1992. – 592с.
2.7. Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения [Текст] / Пер. с нем. С.Бриллианта. Смоленск: Русич, 2003. – 448 с.
2.8. Воронина Т. С., Мальцева Н. Л., Стародубова В. В. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии [Текст] — М.: Искусство, 1994. – 175 с.
2.9. Гатаева Б. Т. Концепции повседневности в зарубежной культурологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://paradigma.narod.ru/03/gatayeva.html (дата обращения: 29.04.2016)
2.10. Гершензон - Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет XV в. Его история и судьбы [Текст] – М. : Искусство, 1972. – 260 с.
2.11. Гомбрих Э. История искусства [Текст] – М.: АСТ, 1998. - 688 с.
2.12. Городская жизнь в средневековой Европе [Текст]– М.: Б.и., 1987. – 329 с.
2.13. Гращенков В.Н. Итальянская портретная живопись раннего Возрождения и Нидерланды [Текст] /Советское искусствознание' 78. - Вып. 2. - М.: Искусство, 1979. - С. 65-93.
2.14. Гуревич А. Я. Многозначная повседневность средневекового человека. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/mnogoznachnaya-povsednevnost-srednevekovogo-cheloveka-gurevich (дата обращения: 29.04.2016)
2.15. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи [Текст]- СПб.: Искусство, 2005. – 294 с.
2.16. История женщин на Западе [Текст] / В 5 т. Т.2. Молчание Средних веков // Под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро; под. ред. К. Клапиш-Зубер; пер. с фр. под ред. Р.А.Гимадеева. СПб.: Алетейя, 2009. – 512 с.
2.17. Костыря М.А. Первые двойные портреты в живописи Ренессанса: Ян ван Эйк и Фра Филиппо Липпи. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pervye-dvoynye-portrety-v-zhivopisi-renessansa-yan-van-eyk-i-fra-filippo-lippi#ixzz44aR3yNKs (дата обращения: 29.04.2016)
2.18. Куоццо Д. Картина и автопортрет у Николая Кузанского, Яна ван Эйка и Альбрехта Дюрера. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kartina-i-avtoportret-u-nikolaya-kuzanskogo-yana-van-eyka-i-albrehta-dyurera (дата обращения: 29.04.2016)
2.19. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения [Текст]- М. :Наука, 1998.-304 с.
2.20. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы [Текст] — М.: Просвещение, 1976. -319 с.
2.21. Оссовская М. Рыцарь и буржуа [Текст] - М.: Прогресс, 1987. – 108 с.
2.22. Рутенбург В. И. Возрождение и религия [Текст] / В. И. Рутенбург //Типология и периодизация культуры Возрождения -М.:Наука, 1978. -С. 19−27.
2.23. Слепцова А.О. Культура повседневности в эпоху Возрождения [Электронный ресурс]. / А.О. Слепцова //Аналитика культурологии. Выпуск № 17 / 2010. – Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/216-article_28.html (дата обращения: 29.04.2016)
2.24. Степанов А.В. Искусство эпохи возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия [Текст] Новая история искусств. –СПб.: Азбука-классика. 2009. — 504 с.
2.25. Успенский Б. Гентский алтарь Яна ван Эйка - Композиция произведения - Божественная и человеческая перспектива [Текст] - М.: Индрик, 2009. — 208 с., ил. ISBN 978-5-91674-061-5.
2.26. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени [Текст] - М. : РГТУ, 1996. — 376 с.
3. Справочные и библиографические издания
3.1. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до Нового времени [Текст] -М., Эксмо, 1996. — 464 с.
3.2. Даниэль С. Нидерландская живопись [Альбом] - М. : Аврора, 2001. — 288 с.
2.27. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: [Текст] Очерки. Вып.2 -М. :Искусство, 1975. — 318 с.
2.28. Егорова К. С. Ян ван Эйк [Текст] -М. :Искусство, 1965. — 252 с.
2.29. Ильина Т. В. История искусств. Западно-европейское искусство [Текст] - М. :Высшая школа, 1983. — 368 с.
3.3. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до XX века. Учебное пособие по культурологии для высших учебных заведений. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/localtxt/koz/yak/ova/his/tory/23.htm (дата обращения: 29.04.2016)
2.30. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век [Текст] - М.: Изобразительное искусство, 1999. — 398 с.
2.31. Никулин Н. Н. Ян ван Эйк [Альбом] - Л.: Искусство, 1967. — 276 с.
2.32. Плаксина Э.Б., Михайловская Л. А., Попов В. П. История костюма. Стили и направления [Текст]- М.: Академия, 2004.— 232 с.
3.4. Сарабьянов А. Д. Ян ван Эйк: [Альбом] — М.: Изобразительное искусство, 1990. — 63 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85200-151-1.
2.33. Средневековая Европа глазами современников и историков: [Текст] Кн. для чтения. В 5 ч. (Всемирная история и культура глазами современников и историков). - Ч. 5: Человек в меняющемся мире. // Отв. ред. А.Л. Ястребицкая. - М.: Интерпракс, 1995. —147 с.
Вопрос-ответ:
Что изображено на парном портрете Яна ван Эйка "Чета Арнольфини"?
На парном портрете Яна ван Эйка "Чета Арнольфини" изображена семейная пара, Гиованни Арнольфини и его жена, стоящие в комнате. Они предстают перед зрителем в качестве свидетелей или священнослужителей заключения своего брака.
В какую эпоху был создан портрет "Чета Арнольфини"?
Портрет "Чета Арнольфини" был создан в эпоху Северного Возрождения, примерно в 1434 году. Это было время, когда происходили важные изменения в культурной и социальной жизни Европы.
Какую роль играло нидерландское искусство в период Северного Возрождения?
Нидерландское искусство играло важную роль в период Северного Возрождения. Оно было популярно и востребовано за пределами Нидерландов и вносило значительный вклад в развитие художественного направления в Европе. Картины нидерландских художников, включая Яна ван Эйка, отражали бурное развитие экономической и социальной жизни того времени.
Какую роль играл художник в системе живописи Нидерландов?
Художник в системе живописи Нидерландов играл важную роль. Он выполнял не только функцию создания произведений искусства, но и был своего рода "свидетелем" истории и культуры. Ян ван Эйк был одним из наиболее известных художников своего времени и его работы имели большое значение для сохранения истории и культуры Нидерландов.
Каким образом парный портрет Яна ван Эйка "Чета Арнольфини" реконструирует историю повседневной культуры одной семьи?
Парный портрет Яна ван Эйка "Чета Арнольфини" реконструирует историю повседневной культуры одной семьи, представляя нам не только лица главных героев, но и их окружение, предметы в комнате, их одежду и прически. Эти детали позволяют нам взглянуть на то, как люди того времени жили и каким образом выражали свой статус и богатство через предметы и одежду.
Какую роль играло нидерландское искусство в общекультурной ситуации Северного Возрождения?
Нидерландское искусство имело огромное значение в общекультурной ситуации Северного Возрождения. Оно являлось неотъемлемой частью развития городской культуры, смотрелось как престижный статус, показатель образования и хорошего вкуса. Нидерландское искусство представляло собой сочетание реалистического изображения, богатых деталей и символического значения. Оно отражало интересы и амбиции того времени.
Какова общая характеристика культуры Северного Возрождения?
Культура Северного Возрождения была многообразной и разнообразной. Она отличалась от итальянского Возрождения своей уникальностью и оригинальностью. В Северном Возрождении был уклон на реализм и детализацию. Художники изображали реальные сцены из повседневной жизни, отражали интересы и взгляды обычных людей, создавали реалистическое и точное изображение с использованием мастерства и технического мастерства.
Каково место художника в системе живописи Нидерландов?
Художник в Северном Возрождении занимал важное место в системе живописи Нидерландов. Он был ценен и уважаем в обществе, ведь искусство воспринималось как средство самовыражения, передачи культурных ценностей и исторической информации. Художники создавали произведения искусства для королей, благотворительных целей, а также для того, чтобы проявить свои технические и творческие навыки.
Какова история шедевра "Чета Арнольфини"?
Шедевр "Чета Арнольфини" был создан художником Яном ван Эйком в 1434 году. Это парный портрет Николаса Арнольфини и его жены. На картине изображены молодой мужчина и его жена, стоящие в комнате. Они окружены предметами роскоши и символическими элементами, которые указывают на их богатство и социальный статус. Шедевр был воспринят как одно из самых величественных произведений искусства Северного Возрождения.