- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общие вопросы международно-правового статуса Каспийского моря 5
Глава 2. Проблема определения правового статуса Каспийского моря и развитие международного экономического сотрудничества прикаспийских государств на современном этапе 9
Заключение 17
Список литературы 20
Фрагмент для ознакомления
Так, в Договоре 1940 г. не решен вопрос о рыболовстве за пределами установленной десятимильной рыболовной зоны, из чего следует, что за этими пределами устанавливается свобода рыболовства, которая должна регулироваться отдельными международными соглашениями.В настоящее время на Каспии Договорами 1921 и 1940 гг. установлена 10-мильная рыболовная зона. Сторонами высказывались различные предложения о ее увеличении. Позиция России по данному вопросу состоит в установлении 15-мильной зоны. Очевидно, что расширение рыболовной зоны более 15 миль недопустимо, вследствие увеличения национальных промысловых зон и тем самым повышения угрозы причинения ущерба количеству осетровых. Окончательное установление прибрежных национальных рыболовных зон позволит выработать многоцелевую стратегию по использованию биоразнообразия Каспийского моря.Анализируя проблемы международно-правового регулирования рыболовства на Каспии, можно указать на роль Международной организации по всемирной торговле грозящими исчезновением видами флоры и фауны (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)). Она в настоящее время, согласно существующему порядку, дает разрешение на квоты вылова, по представлению прикаспийскими странами данных о планируемом количестве экспорта осетровых.ЗаключениеПроведенное исследование дает основание сделать ряд выводов.1. Каспийское море с точки зрения международного праваявляет собой международное региональное озерос особым юридическим статусом, которые отличается от статуса прочих международных озер и определяются специальными международными договорами 1921 и 1940 гг. По этой причине к нему не применимы нормы международного морского права, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. При этом нормы российско-иранских соглашений в силу Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. сохраняются в силе для всех правопреемников до самого момента принятия новой Конвенции о статусе Каспия всеми пятью прикаспийскими государствами.2. Воды Каспийского моря, в целях добычи природных живых ресурсов за границей прибрежных рыболовных зон государств, в общем пользовании прикаспийских стран.3. Для осуществления свободы рыболовства за рамками прибрежных рыболовных зон все прикаспийские государства получают разрешения (лицензии), а также размеры квот от Каспийского экологического центра (КЭЦ), который требуется создать. Определение размера квот государства зависит отряда критериев: объем запаса рыбы на момент определения квоты; наличие у конкретного государства рыбозаводов для разведения молодняка рыб осетровых пород; проводимыекаждым государством мероприятия, такие как увеличение пресного стока, дноуглубительные работы на внутренних реках.4. Регулирование правил рыболовства в прибрежных зонах прикаспийских стран расположено в исключительной их юрисдикции. Но использование права свободы рыболовства должно являться оптимальным для сохранения и воспроизводства живых ресурсов водных пространств, которые находятся в общем пользовании.5. В целях разведки и разработки минеральных ресурсов прикаспийские государства вправе разделять, на основе консенсуса, только дно Каспия на базе справедливости и интересов прикаспийских государств. Деление следует проводить, на наш взгляд, по модифицированной срединной линии, равным образом удаленной от сухопутных границ всех прикаспийских государств.6. Рыболовная зона прикаспийских государств не должна превышать 15 морских миль, которые отсчитываются от линии наибольшего отлива, для максимального сохранения биоресурсов Каспийского моря.7. Каспийское море, очевидно, должно быть открытым для торгового и военного мореплавания лишь прикаспийских государств, включая прибрежные рыболовные зоны, без права заниматься в таковых иной деятельностью,помимо прохода через данные воды.8. Плавание торговых и военных судов неприкаспийскихстран запрещено.9. Граждане неприкаспийскихстран не могут быть членами экипажа военных и торговых судов, как это указано в предыдущих договорах 1921 и 1940 гг.10. Заход в порты, которые объявлены каждым государством в целях международного судоходства, могут производить без разрешения лишь невоенные суда иных прикаспийских государств. Военные же корабли прикаспийских государств могут заходить в порты прочих прикаспийских государств лишь на основании разрешения, которое получено в установленном дипломатическом порядке.11. Разведка и добыча минеральных ресурсов (нефти и газа) разрешается только прикаспийским государствам, в пределах национальных донных секторов, установленных на согласованных и взаимоприемлемых основах на международной Конференции, Конвенцией о статусе Каспийского моря. Допускается совместная разработка спорных или совместных месторождений на основе отдельных международных соглашений, которая должна осуществляться с неукоснительным соблюдением всех необходимых мер, препятствующих загрязнению окружающей природной среды.12. Прикаспийским государствам необходимо дополнить Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря 2003 г., статьями, которые предусматривали бы единообразные меры защиты среды Каспийского моря от негативного воздействия:браконьерства,загрязнения воды, разлива нефти, занесения микроорганизмов и уничтожения гидробионтов. Необходимо воздержаться от строительства трубопроводов по дну и по берегам Каспийского моря для максимальновозможнойохраны окружающей среды Каспия с сохранением его уникального биоразнообразия.13. В Рамочную конвенцию 2003 г. требуется включить положения о создании в рамках Конференции, в качестве главного органа по защите окружающей среды, специализированных органов (комитетов, групп) для решения отдельных вопросов.14. В целях мониторинга и осуществления координации мер по защите окружающей среды Каспия предлагается вместо существующей Комиссии по биоресурсам Каспийского моря, действующей по Соглашению 1992 г., сформировать вышеуказанный Каспийский экологический центр.Список литературыВенская Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Вена, 23 августа 1978 г.) // Действующее международное право. Т. 1. – М., 2003. – С. 89-96.Калюжный В.И. Делим дно – вода общая: материалы Международной конференции «Каспий: правовые проблемы» // Международная жизнь. – 2012. – № 4. – С. 15-20.Калюжный В.И. Политики на Каспии меньше не стало. Теперь она более конструктивна // Нефтегазовая вертикаль. – 2013. – № 13.– С. 41-51.Кепбанов Ё.А. Правовой статус Каспийского моря и региональная безопасность // Московский журнал международного права. – 2014. – № 1. – С. 60-65.Леухова М.Г., Пьянов А.Е. Проблема правового статуса Каспийского моря в отношениях прикаспийских государств // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 2 (54). – С. 235-242.Мамедов Р.Ф. Международно-правовой режим Каспийского моря: дис. … к.ю.н. – М., 1989. – 187 с.Семедов С.А. Международно-правовой статус Каспийского моря // Обозреватель – Observer. – 2010. – № 4. – С. 69-79.Совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море. 9 января 2001 г. // Президент России: официальный сайт. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2001/01/130538/133273.shtmlХаррази К. Перспективный взгляд на энергетические режимы [Текст выступления на заседании открытия седьмой конференции Центральной Азии и Кавказа] // Аму-Дарья, Иранский журнал по изучению Центральной Азии и Кавказа. – 2011. – № 17. – С. 80-84.Шин Д.С. Становление и развитие основ правового регулирования статуса Каспийского моря в российском законодательстве: Историко-правовой аспект:дис. … к.ю.н. – СПб., 2006. – 192 с.EatonM. Major trends in military expenditure and arms acquisitions by the states of the Caspian region / M. Eaton // The Security of the Caspian Sea Region / ed. by G. Chufrin. SIPRI, OxfordUniversityPress, 2011. – P. 41-89.
1) Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Вена, 23 августа 1978 г.) // Действующее международное право. Т. 1. – М., 2003. – С. 89-96.
2) Калюжный В.И. Делим дно – вода общая: материалы Международной конференции «Каспий: правовые проблемы» // Международная жизнь. – 2012. – № 4. – С. 15-20.
3) Калюжный В.И. Политики на Каспии меньше не стало. Теперь она более конструктивна // Нефтегазовая вертикаль. – 2013. – № 13. – С. 41-51.
4) Кепбанов Ё.А. Правовой статус Каспийского моря и региональная безопасность // Московский журнал международного права. – 2014. – № 1. – С. 60-65.
5) Леухова М.Г., Пьянов А.Е. Проблема правового статуса Каспийского моря в отношениях прикаспийских государств // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 2 (54). – С. 235-242.
6) Мамедов Р.Ф. Международно-правовой режим Каспийского моря: дис. … к.ю.н. – М., 1989. – 187 с.
7) Семедов С.А. Международно-правовой статус Каспийского моря // Обозреватель – Observer. – 2010. – № 4. – С. 69-79.
8) Совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море. 9 января 2001 г. // Президент России: официальный сайт. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2001/01/130538/ 133273.shtml
9) Харрази К. Перспективный взгляд на энергетические режимы [Текст выступления на заседании открытия седьмой конференции Центральной Азии и Кавказа] // Аму-Дарья, Иранский журнал по изучению Центральной Азии и Кавказа. – 2011. – № 17. – С. 80-84.
10) Шин Д.С. Становление и развитие основ правового регулирования статуса Каспийского моря в российском законодательстве: Историко-правовой аспект: дис. … к.ю.н. – СПб., 2006. – 192 с.
11) Eaton M. Major trends in military expenditure and arms acquisitions by the states of the Caspian region / M. Eaton // The Security of the Caspian Sea Region / ed. by G. Chufrin. SIPRI, Oxford University Press, 2011. – P. 41-89.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают в отношениях прикаспийских государств в связи с правовым статусом Каспийского моря?
Одной из основных проблем является отсутствие единого правового статуса Каспийского моря. Это приводит к разногласиям по вопросам добычи природных ресурсов, использования морского пространства, охраны окружающей среды и т.д. Большую роль играют также границы, которые в Каспийском море не определены четко, что приводит к напряженности и конфликтам между государствами.
Какие различные точки зрения существуют относительно правового статуса Каспийского моря?
Есть несколько основных подходов. Некоторые государства считают, что Каспийское море должно быть закрытым, то есть иметь статус озера и разрабатывать правила использования и раздела ресурсов внутри самих государств. Другая точка зрения заключается в том, что международное морское право должно быть применено к Каспийскому морю, и должны быть установлены единые правила для всех прикаспийских государств.
Какое международное сотрудничество развивается между прикаспийскими государствами в контексте правового статуса Каспийского моря?
На современном этапе прикаспийские государства активно развивают экономическое сотрудничество на основе добрососедских отношений. Для этого созданы различные организации и форумы, на которых обсуждаются вопросы раздела ресурсов, развития транспортной инфраструктуры, охраны окружающей среды и прочие вопросы, связанные с использованием Каспийского моря.
Какие проблемы возникли в связи с рыболовством в Каспийском море?
Проблема рыболовства в Каспийском море связана с отсутствием четкого правового регулирования этой деятельности. В Договоре 1940 года не решен вопрос о рыболовстве за пределами установленной десятимильной рыболовной зоны. Это приводит к конфликтам и разногласиям между прикаспийскими государствами, так как каждое из них имеет свои интересы в этой области.
Какова проблема правового статуса Каспийского моря?
Проблема правового статуса Каспийского моря заключается в отсутствии общепризнанного соглашения между прикаспийскими государствами относительно его границ, владения недрами и ресурсами, свободного доступа к морю и другим важным вопросам.
Какие общие вопросы рассматриваются в отношениях прикаспийских государств?
В отношениях прикаспийских государств рассматриваются общие вопросы, касающиеся правового статуса Каспийского моря, такие как определение границ моря, деление недр и ресурсов, рыболовство, свободный доступ к морю, охрана окружающей среды и другие аспекты сотрудничества.
В чем заключается проблема определения правового статуса Каспийского моря?
Проблема определения правового статуса Каспийского моря заключается в различных интересах и позициях прикаспийских государств по вопросу границ, владения недрами и ресурсами, которые не были до конца урегулированы и привели к длительным спорам и неопределенности.
Как развивается международное экономическое сотрудничество прикаспийских государств на современном этапе?
На современном этапе прикаспийские государства развивают международное экономическое сотрудничество путем заключения различных соглашений и договоров, например, о разделении морского пространства и ресурсов, о рыболовстве и других областях сотрудничества, с целью установления правового режима в Каспийском море.
Какие вопросы не решены в Договоре 1940 года?
В Договоре 1940 года не решен вопрос о рыболовстве за пределами установленной десятимильной рыболовной зоны, что означает, что за этими пределами нет ясного правового режима и возникают проблемы с контролем и управлением рыбными ресурсами.
Какие проблемы возникают в отношениях прикаспийских государств в связи с правовым статусом Каспийского моря?
В отношениях прикаспийских государств возникают различные проблемы в связи с правовым статусом Каспийского моря, такие как споры о границах морского пространства, разделении естественных ресурсов, праве на рыболовство и осуществлении иных деятельностей в море. Каждое государство претендует на определенные территории и ресурсы, что может приводить к конфликтам и напряженности в регионе.
Какие общие вопросы затрагивает международно-правовой статус Каспийского моря?
Международно-правовой статус Каспийского моря включает в себя несколько общих вопросов. Один из них - определение границ морского пространства и разграничение полномочий государств на нем. Другой важный вопрос - распределение природных ресурсов морского дна и недр, таких как нефть и газ. Также существует проблема права на свободное плавание, рыболовство и осуществление иных деятельностей в море. Решение этих вопросов является ключевым для установления стабильного и справедливого правового статуса Каспийского моря.