Административно-правовые нормы: понятие, особенности структуры и виды.
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 17.06.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие и признаки административно-правовой нормы 5
2. Виды административно-правовых норм 8
3. Особенности содержания и структура административно-правовых норм 12
Заключение 16
Список использованных источников 18
Так, гражданин самостоятельно принимает решение о том, воспользоваться ему гарантированным Конституцией РФ и законом субъективным правом на обращение в государственный орган (орган исполнительной власти) или оставить свое право неиспользованным. Особенной разновидностью уполномочивающих норм возможно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие надлежащих субъектов на использование всевозможных мер поощрения. Едиными отличительными чертами для всей совокупности административно-правовых норм считаются:их содержится большое количество (в сравнении с нормами иных отраслей права);многообразие форм их систематизации,группировкии кодификации.Структура административно-правовой нормы — это ее внутреннее строение, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Традиционно выделяют три элемента в логической структуре административной нормы:1) гипотеза — часть нормы права, устанавливающая разнообразные обстоятельства, при наличии которых реализуется данная норма:2) диспозиция — часть нормы права, устанавливающая само правило поведения;3) санкция — часть нормы права, которая определяет меры государственного и иного воздействия в случае реализации (выполнения или невыполнения) правила поведения. Санкция административно-правовой нормы понимается в широком смысле и включает не только меры принуждения на случай невыполнения предписания, но и меры поощрения за совершение одобряемого государством варианта поведения.Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся (рис.3):Рис.3. Административно-правовые санкцииАдминистративно-правовые нормы имеют определенную иерархию:конституционные нормы;нормы законов;нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).ЗаключениеАдминистративно-правовые нормы — это устанавливаемые и охраняемые государством правила поведения, регулирующие возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в сфере государственного управления, в связи с охраной общественного порядка и разрешением административно-правовых споров.Административно-правовые нормы являются разновидностью юридических норм, соответственно им присущи все признаки последних (правила поведения носят общеобязательный, формально-определенный характер, устанавливаются и охраняются государством и т. д.). Однако они обладают и рядом особенностей, вытекающих из специфики предмета отрасли.Выделяют следующие признаки административно-правовых норм:1) определяют правила поведения субъектов в сфере государственного управления, но они не регулируют отношения между гражданами, негосударственными организациями, объединениями и внутри них;2) предназначены для обеспечения эффективного исполнения требований законов;3) принимаются достаточно широким кругом субъектов законодательной и исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ;4) административно-правовые нормы имеют определенную иерархию (от конституционных норм, норм законов до норм, устанавливаемых непосредственно субъектами исполнительной власти);5) как правило, носят императивный характер, так как регулируют вертикальные отношения (властеотношения):6) имеют собственные юридические средства защиты — в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения административно-правовых норм наступает административная ответственность;7) носят универсальный характер, могут выступать в роли регулятора иных общественных отношений (финансовых, земельных, таможенных и т. п.).Традиционно выделяют три элемента в логической структуре административной нормы:1) гипотеза — часть нормы права, устанавливающая разнообразные обстоятельства, при наличии которых реализуется данная норма:2) диспозиция — часть нормы права, устанавливающая само правило поведения;3) санкция — часть нормы права, которая определяет меры государственного и иного воздействия в случае реализации (выполнения или невыполнения) правила поведения. Санкция административно-правовой нормы понимается в широком смысле и включает не только меры принуждения на случай невыполнения предписания, но и меры поощрения за совершение одобряемого государством варианта поведения.Список использованных источниковГражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // КонсультантПлюсКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016) // КонсультантПлюсАгапов А.Б. Административное право: Учеб.для бакалавров. 8-е изд., перераб. и доп. — М., 2012.Административное право России: Учеб.для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2011.Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ;РГ-Пресс, 2015. - 112 сКонин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: Учеб.пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2010.Рогачева О.С. Эффективность норм административно-деликтного права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Воронеж, 2012.Савостин А.А. Классификация методов административно-правового регулирования // Современное право, 2013. №1Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. № 5. С. 18
Список использованных источников
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // КонсультантПлюс
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016) // КонсультантПлюс
Агапов А.Б. Административное право: Учеб. для бакалавров. 8-е изд., перераб. и доп. — М., 2012.
Административное право России: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2011.
Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс, 2015. - 112 с
Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2010.
Рогачева О.С. Эффективность норм административно-деликтного права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Воронеж, 2012.
Савостин А.А. Классификация методов административно-правового регулирования // Современное право, 2013. №1
Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. № 5. С. 18
Вопрос-ответ:
Какие признаки имеют административно-правовые нормы?
Административно-правовые нормы обладают следующими признаками: они регулируют отношения в области административного права, устанавливают права и обязанности граждан и организаций, предусматривают ответственность за нарушение этих норм, имеют иерархическую структуру.
Какие виды административно-правовых норм можно выделить?
Существуют следующие виды административно-правовых норм: организационно-управленческие, установочные, запретительные, предписывающие, разрешающие, распорядительные и иные.
В чем особенности содержания и структуры административно-правовых норм?
Особенности содержания и структуры административно-правовых норм заключаются в том, что они определяют конкретные права и обязанности субъектов административных правоотношений, устанавливают порядок осуществления государственного управления, предусматривают ответственность за нарушение норм и имеют определенную законодательную форму.
Какие гарантии Конституция РФ и закон дают гражданину в отношении обращения в государственные органы?
Конституция РФ и закон гарантируют гражданину субъективное право на обращение в государственные органы и органы исполнительной власти. Это означает, что гражданин имеет право обратиться в данные органы для защиты своих интересов, получения информации, предоставления жалобы или обращения по другим вопросам, предусмотренным законом.
Может ли гражданин самостоятельно решить, обратиться в государственный орган или оставить свое обращение?
Да, гражданин самостоятельно принимает решение о том, обратиться ему в государственный орган или оставить свое обращение. Однако, важно помнить, что в некоторых случаях обращение в государственный орган может быть необходимо для защиты своих прав и интересов, получения конкретной услуги или решения определенной проблемы.
Что такое административно-правовые нормы?
Административно-правовые нормы - это нормы права, которые регулируют отношения в области государственного управления и административного права. Они устанавливают правила поведения государственных органов и должностных лиц, регулируют порядок принятия административных решений и осуществления административного контроля.
Может ли гражданин самостоятельно принимать решение о том, обращаться в государственный орган или нет?
Да, гражданин имеет право самостоятельно решать, обращаться ли ему в государственный орган или оставить свои проблемы без внимания. Однако, гарантированное Конституцией РФ и законом субъективное право на обращение в государственный орган или орган исполнительной власти предоставляет гражданину возможность обратиться за защитой своих прав и интересов и получить соответствующую помощь.